Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии
Оценка 5

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
13.10.2019
Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Рабочая программа кружка по биологии «Теоретические основы биологии» предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии.doc
Пояснительная записка Рабочая программа кружка по биологии «Теоретические основы биологии» предназначена для  учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, а также для профильного обучения. Курс  рассчитан на 34 часа в течение 1 учебного года, с периодичностью преподавания 1 час в неделю. Рабочая программа кружка разработана с учетом ФГОС основного общего образования, на основе  программы элективного курса «Подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по  биологии» В.Н.Семенцова (Программы элективных курсов. Биология. 10­11 классы. Профильное  обучение. Сборник 4/авт.­сост. В.И.Сивоглазов, И.Б.Морзунова.­ М.: Дрофа, 2014.). Программа кружка составлена в соответствии с концепцией профильного обучения и направлена  на углубленное изучение предмета. Программа обобщает и систематизирует информацию о  многообразии живых организмов, формирует целостное представление о мире живой природы,  знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей  наследственных заболеваний, помогает в простых, жизненных ситуациях. Кружок включает 11 разделов, два из которых выполняют контролирующую функцию: первый  дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний показывает результативность работы и  готовность к аттестации. Блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы  отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. Изученные в 6­7 классах понятия  требуют дополнительное время на повторение, что невозможно сделать на уроках. Курс «Человек и  его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым для каждого человека и имеет большое  значение для формирования здорового образа жизни. Цель работы кружка состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся  интеллектуальных и практических умений в области ботаники, зоологии, анатомии и общей  биологии, подготовка учащихся к итоговой аттестации. Достижение этих целей планируется через  решение следующих задач:  1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в биологии, научиться  грамотно их применять.  2. Повторение материала о многообразии живых организмов; 3. Обобщение и систематизация информации; 4. Формирование целостного представления о мире живой природы; 5. Расширение и углубление знаний; 6. Приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира,  состояния своего здоровья, семьи) над материальными ценностями.  7. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему  здоровью и здоровью окружающих.    Результаты освоения курса внеурочной деятельности (требования к уровню подготовки обучающихся) ­ осознание учащимися ответственности за свой выбор экзамена; ­ повышение уровня знаний по биологии, сформированность учебных умений в соответствии с  требованиями к выпускнику основной школы и навыка оформления экзаменационной работы; ­ осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,  атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в  мире; ­ с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные  жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; ­ учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения; ­ учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения  возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; ­ осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из  максимума), имеющий отношение к своим интересам; ­ использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,  потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; ­ приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; ­ учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный  образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих; ­ учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые  угрожают безопасности и здоровью; ­ выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, избегая  противоположных поступков; ­ учиться убеждать других людей в необходимости овладения знаниями; ­ использовать собственное мышление для выбора стратегии своего поведения в процессе  подготовки к экзамену. Учащиеся должны знать: ­ основные систематические единицы; ­ принципы современной классификации; ­ отличительные    особенности    царств    живых    организмов, типов (отделов), классов; типичных представителей царств, типов (отделов), классов; роль живых организмов в природе и в жизни человека; ­ особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических  исследований;  ­ значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа  ­ значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения.  Учащиеся должны уметь: ­ объяснять причины многообразия живых организмов; ­ сравнивать представителей различных системных категорий; ­ объяснять значение сохранения биологического разнообразия; ­ применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;  ­ объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;  ­ составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;  ­ распознавать психические особенности личности человека;  самостоятельно искать,  анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания  в повседневной жизни.  Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,  которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой  задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ  и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных  способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: ­ использование справочной и дополнительной литературы; ­ владение цитированием и различными видами комментариев; ­ использование различных видов наблюдения; ­ качественное и количественное описание изучаемого объекта; ­ проведение эксперимента; ­ использование разных видов моделирования. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется  в процессе освоения программы внеурочной деятельности: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с  использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,  справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; ­ проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и  связях. Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита проектов,  практикумы по решению генетических задач, устные сообщения учащихся с последующей  дискуссией. Предусматривается парная, групповая и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса и формирование творческих умений  учащихся. Таким образом, занятия кружка не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем,  пониманию роли и предназначения современного человека. Тематическое  планирование Наименование разделов и тем №   п / п 1 Тема 1.   Многообразие живых организмов 2 Тема 2. Вирусы. Бактерии. Грибы. 3 Тема 3. Царство Растения. 4 Тема 4. Царство Животные 5 Тема 5. Человек и его здоровье 6 Итого . ч   , я с о г е щ а ч у   а к з у р г а н   я а н ь л а м и с к а М 5 4 4 9 12 34 . ч   , е и н е ч у б о   е о к с е ч и т е р о е Т 4 3 1 9 9 26 . ч   , ы т о б а р   е ы н р о т а р о б а Л 1 1 3 ­ 2 7 Из них   . ч   ,   к о р у й и щ ю а щ б о б О . ч   , и и с р у к с к Э а т о б а р   я а н т к е о р П     1 1 № 1 Календарно­тематическое планирование Тема занятия Тема 1.   Многообразие живых организмов 1. Введение. Понятие о  систематике.   Основные систематические       (таксономические)  единицы (категории). Вид ­ основная единица  классификации. Критерии вида. Дата по  плану Дата по  факту Кол­во часов 5  1 2 3 4 5   6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 2. Популяция ­  структурная  единица  вида  и элементарная единица  эволюции. Закон Харди ­Вайнберга. 3. Причины  многообразия  живых организмов. Современная   система   живых  организмов   как отражение эволюции на Земле. 4. Неклеточная форма  жизни.  Прокариоты. Эукариоты. Одноклеточные,   колониальные, многоклеточные  организмы. 5. Автотрофы.  Гетеротрофы. Уровни организации живого. Клетка.  Л\р 1 «Изучение строения клеток растений, животных под микроскопом»                       Тема 2. Вирусы. Бактерии. Грибы. 1. Взаимодействие  вируса  и  клетки. Вирусы ­ возбудители опасных  заболеваний. 2. Особенности строения  и  жизнедеятельности бактерий.    Цианобактерии.    Роль  бактерий  в природе и жизни человека 3. Грибы. Особенности   строения  и жизнедеятельности.  Л\р 2 «Грибы  съедобные и ядовитые». Экологические   группы грибов. Роль грибов. 4. Лишайники ­ симбиотические организмы. Тема 3. Царство Растения. 1. Признаки царства. Систематика растений. Высшие и низшие растения.  Водоросли ­ сборная  группа низших растений. Общая характеристика  водорослей. Многообразие водорослей   (отдел  зеленые,  бурые,    красные  водоросли). Роль в природе и жизни человека. 2. Высшие споровые растения. Отдел моховидные: особенности строения,  цикл развития, значение. Сравнительная характеристика строения и циклов развития папоротникообразных. Л\р 3 «Цикл развития папоротника» 3. Отдел голосеменные: особенности строения, цикл развития, значение.  Отдел покрытосеменные (цветковые): особенности  строения, цикл  развития, значение. Л\р 4 «Цикл развития сосны» 4. Усложнение растений в процессе эволюции. Класс     однодольные,      двудольные.     Принципы   классификации семейств. Основные семейства  двудольных  (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые,  сложноцветные) и однодольные(лилейные,злаковые). Л\р 5 «Определение   растений  различных  семейств  по  инструктивным  карточкам» Тема 4. Царство Животные 1. Признаки царства. Одноклеточные и многоклеточные  животные  (двух,   трехслойные). Радиальная и двусторонняя симметрия. Общая    характеристика   простейших,   их  роль   в природе и жизни человека. Тип  кишечнополостные: систематика, особенности строения и  жизнедеятельности, значение. 2. Сравнительная характеристика типов плоские, круглые и кольчатые  черви. Циклы развития печеночного сосальщика, бычьего цепня,  человеческой аскариды. Приспособление к паразитизму. Меры  профилактики паразитических заболеваний. Тип моллюски: систематика,   особенности строения и жизнедеятельности, значение. 3. Тип членистоногие. Признаки типа. Систематика. Сравнительная  характеристика классов ракообразных, паукообразных. Отделы  класса   насекомых: двукрылые, перепончатые, чешуекрылые,      жесткокрылые,  прямокрылые. Значение  членистоногих  в  природе  и    жизни человека. 4. Ланцетники ­  промежуточная форма  между позвоночными и  беспозвоночными животными. Доказательства происхождения хордовых  животных. Сравнительная  характеристика классов позвоночных животных.  5. Особенности строения рыб, связанные со средой обитания. Основные  1 1 1 1 4  1 1 1 1 4 1 1 1 1  9 1 1 1 1 1 группы рыб. Их роль в природе и жизни человека 6. Особенности строения земноводных как примитивных наземных  животных. Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в  природе. 7. Особенности строения пресмыкающихся как первых настоящих  наземных позвоночных. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. 8. Особенности строения птиц как высокоорганизованных позвоночных.  Особенности строения птиц, связанные с полетом. Экологические группы  птиц, их роль в природе и жизни человека. 9. Особенности строения млекопитающих  как высокоорганизованных  позвоночных. Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и  жизнедеятельности. Роль в природе и практическая значимость. Тема 5. Человек и его здоровье 1. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими  науками. Системный подход к здоровью человека. Система органов в  организме. Уровни организации организма. Роль движения в нашей жизни.  Что такое утомление? Арсенал наших двигательных возможностей. Химия  и энергетика работающей мышцы. 2. Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная  регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и  их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче  информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.   Л\р 6 «Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание  руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление». 3. Иммунитет.  Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними.  История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И.  И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы  иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению. ВИЧ­инфекция: пути  заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины. 4. Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена  веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода.  Лечебное голодание. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача­диетолога. 5. Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения  организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые  заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи. Роль кожи в  терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при  заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения).  Приемы наложения повязок на условно поврежденное место. Закаливание  организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические  требования к одеждеи обуви. Косметические средства и их рациональное  использование. Знакомство с особенностями профессиональной  деятельности врача­косметолога. Домашняя косметика. 6. Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни  1 1 1 1 12 1 1  1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 человека. Наследование резус­фактора и групп крови. Генетическое    определение   пола.   Методы   изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии.  Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.  Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования). Биотехнология, ее  задачи и методы. Химический синтез генов.  Ферментативный  синтез  генов.  Перенос  генов  и хромосом.  Искусственная  пересадка ядер в яйцеклетки  и соматические  клетки.   Применение  генной  инженерии  в селекции и медицине. Клонирование 7. Особенности ВНД человека. Рефлекторный характер ВНД.  Классификация темперамента  по  Гиппократу.  Классификация  типов нервной системы по Павлову. Соотношение  характера  и  темперамента.   Воля  — способность человека к преодолению трудностей. 8. «Золотые  сны»,  от которых  не  просыпаются. Наркомания  —  это  болезнь.  Действие  наркотиков  на организм. Механизмы формирования  наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра­диалог  журналистов и врача­нарколога. 9. Познавательные процессы. Речь — средство общения. Память,  ее  виды   и   значение   для   формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мышление. И.М. Сеченов. 10. «Старые и новые загадки мозга». Двойное  чудо  сна.  Отчего  мы   погружаемся  в  сон? Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и  медицинские. Что такое летаргический сон? Небывалая комбинация  бывалых впечатлений. Полезны или вредны сновидения? Могут ли сны  быть вещими? Что такое гипноз? Объяснение гипноза «вчера» и «сегодня». Можно ли вылечить гипнозом? Иллюзии. Причины появления  иллюзий. Объяснение причин появления иллюзий. Л\р 7 «Иллюзии» 11. «Поиски путей к долголетию». Почему природа не дала бессмертие?  Продолжительность жизни разных живых организмов. попытки  борьбы  со  старением.  Почему  мы старимся преждевременно?  Почему долголетие социальная  проблема?  Восемь  заповедей правильного образа жизни. Личность. Межличностные отношения. Основы  самоорганизации  личности. Самооценка  и  уровень  притязаний.   Независимость, внушаемость. Дружба ­ школа любви. Высшие  нравственные ценности — товарищество и дружба. 12. Защита проектов  Некоторые   1 1 1 1 1 1 29 30 31 32 33 34   Литература: 1. Биологический    энциклопедический    словарь. ­ М.: Советская энциклопедия, 1986. 2.  Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.  6­7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. ­ М.: Дрофа,2012. (Дидактический материал) 3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя.­ М.: Просвещение. 4. Голубев В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М..2015 5. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 2011г. 6. Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2013г. 7. Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2015г. 8. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для  педагога: В 2ч — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Лист изменений в тематическом планировании № записи Дата Изменения,  внесенные в КТП Причина  Согласование с зам. директора по УР

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии

Рабочая программа кружка Теоретические основы биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019