Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н
Оценка 4.6

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
9 кл
20.01.2020
Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н
рабочая программа 9 класс 2019-2020.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

 

 

Принята                               Согласовано                                         Утверждаю

на МО учителей                   заместитель директора по                   Директор МБОУ НСОШ

_______________                 УВР МБОУ НСОШ                               __________И.А. Губкова

МБОУ НСОШ                     ___________/Шереметова Т.А./        Приказ № _____

Протокол № ____    

от «___»________20__г                                                                     от «___»__________20__г

 

               

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

9 класс, базовый уровень

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

По авторской программе 70 часов

По календарному учебному графику 68 часов

В неделю 2 часа

 

Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 8 класса; авторской программы Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений по предмету биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.

 

Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья» для 9 класса Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – М.: Просвещение, 2010 г.

 

 

 

                                                                    Учитель биологии:

                                                                                      Бодрошева Елена Сергеевна,                                                                                                            

                                                                                                      

                                                                             Категория: нет

                                                                       Стаж работы   

 

 

 

 

 

 п.Татьяновка

2019 г.


Учебно-методический комплект

 

  1. Учебник «Биология. Живые системы и экосистемы » 9 класс, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Тетрадь-тренажер: Биология. Живые системы и экосистемы » 9, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева, «Сфера»       
  3. Тетрадь-практикум: Биология. Живые системы и экосистемы » 9, Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Н. А. Васина, «Сфера»      
  4. Тетрадь-экзаменатор: Биология. Живые системы и экосистемы » 9, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, М. А. Ефремова, «Сфера»
  5. Поурочные методические рекомендации: Биология Живые системы и экосистемы » 9, Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Е. А. Дмитриева. «Сфера» М.: «Просвещение» 2014.               
  6. Рабочие программы Предметная линия учебников Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко «Сферы», М.: «Просвещение» 2011

 

Планируемые результаты

Требования к результатам освоения основных образователь­ных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личност­ному самоопределению, сформированность их мотивации к обуче­нию и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1)       воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и дол­га перед Родиной;

2)       формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно­му выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых позна­вательных интересов;

3)       знание основных принципов и правил отношения к жи­вой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4)         сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5)         формирование личностных представлений о целостности
природы, осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;

6)       формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7)       освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуп­равлении и общественной жизни в пределах возрастных компе­тенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8)       развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9)       формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10)   формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11)   формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

12)   осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий, способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1)       умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)       овладение составляющими исследовательской и проект­ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3)       умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различ­ных источниках (тексте учебника, научно-популярной литерату­ре, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4)       умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5)       умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6)       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;

7)       способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8)       умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познаватель­ных задач;

9)       умение осознанно использовать речевые средства для дискус­сии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зре­ния, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10)   умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11)   формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты обучения в основной школе включа­ют освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование на­учного типа мышления, научных представлений о ключевых те­ориях, типах и видах отношений, владение научной терминоло­гией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1)       усвоение системы научных знаний о живой природе и за­кономерностях её развития для формирования естественно-науч­ной картины мира;

2)       формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосис­темной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в био­сфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятий­ным аппаратом биологии;

3)       приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

4)       понимание возрастающей роли естественных наук и науч­ных исследований в современном мире, постоянного процесса эво­люции научного знания, значимости международного научного со­трудничества;

5)       формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия деятельности человека в природе, влия­ние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

6)       объяснение роли биологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе, родства общности происхож­дения и эволюции растений и животных;

7)       овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

8)       формирование представлений о значении биологических на­ук в решении локальных и глобальных экологических проблем, не­обходимости рационального природопользования;

9)       освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения куль­турных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Общие биологические закономерности

(70 часов, 2 часа в неделю)

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,

митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

 

Тематический план

Учебного предмета «Биология» 9 класс

(2 час в неделю; всего 70 ч, из них 3 ч - резервное время)

 

 

Номер

урока

 

 

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.)

 

 

Количество часов

 

 

Дата проведения

 

1

2

3

4

5

Введение (2 ч)

1(1)

Живые системы и экосистемы. Почему важно их  изучать.

 

1

02.09

2(2)

Методы биологического познания.

 

 

 

1

06.09

Организм (19 ч)

3(1)

Организм — целостная саморегулирующаяся система

 

1

09.09

4(2)

Размножение и развитие организмов

 

1

13.09

5(3)

Способы размножения растений оранжереи.

«Способы размножения растений оранжереи»

 

 

Экскурсия №1

1

16.09

6(4)

Определение пола. Половое созревание

 

1

20.09

7(5)

Возрастные периоды онтогенеза человека

 

1

23.09

8(6)

Наследственность и изменчивость — свойства организма

 

 

 

1

27.09

9-10

(7-8)

Основные законы наследования признаков

 

2

30.09, 04.10

11(9)

Решение генетических задач

 

1

07.10

12(10)

Закономерности наследственной изменчивости

 

1

11.10

13(11)

Обобщающий. Наследственность и изменчивость

 

1

14.10

14(12)

Экологические факторы и их действие на организм

«Оценка температурного режима учебных помещений»

«Влияние освещения на морфологию колеуса»

«Действие экологического фактора» «Превращение наземной формы традесканции в водную»

 

 

Л.р. 1

 

Проект № 1

 

Проект№2

Проект№3

1

18.10

15(13)

Адаптация организмов к условиям среды

 

1

21.10

16(14)

Влияние природных факторов на организм человека

 

1

25.10

17(15)

Ритмичная деятельность организма

«Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека»

 

Проект №4

1

08.11

18(16)

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна

«Гигиенические нормы сна подростка»

 

 

Проект №5

1

11.11

19(17)

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс

 

1

15.11

20(18)

Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека

 

1

18.11

21(19)

Обобщающий. Экологические факторы.

 

1

22.11

Вид. Популяция. Эволюция видов (25ч)

22(1)

Вид и его критерии

«Изучение критериев вида»

 

 

Лабораторная работа

№ 2

1

25.11

23(2)

Популяционная структура вида

 

 

1

29.11

24(3)

Динамика численности популяций

 

1

02.12

25(4)

Саморегуляция численности популяций

 

1

06.12

26(5)

Структура популяций

 

 

1

09.12

27(6)

Учение Дарвина об эволюции видов

 

1

13.12

28-29

(7-8)

Современная эволюционная теория

 

2

16.12,20.12

30(9)

Формирование приспособлений — результат эволюции

«Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания»

 

 

Лабораторная работа

№ 3

1

23.12

31(10)

Видообразование — результат действия факторов эволюции

 

1

27.12

32(11)

Селекция — эволюция, направляемая человеком

«Искусственный отбор и его результаты»

 

 

Лабораторная работа

 № 4

1

13.01

33(12)

Систематика и эволюция

 

1

17.01

34-35

(13-14)

Доказательства и основные этапы антропогенеза

 

2

20.01,24.01

36(15)

Биологические и социальные факторы эволюции человека

«Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»

 

 

Лабораторная работа

 № 5

1

27.01

37-38

(16-17)

Высшая нервная деятельность

 

2

31.01, 03.02

39(18)

Особенности высшей нервной деятельности человека

«Закономерности восприятия», «Устойчивость внимания», «Выработка навыков зеркального письма»

 

Лаборатор работа № 6 Лаборатор работа № 7 Лаборатор работа № 8

1

07.02

40(19)

Мышление и воображение

«Определение ведущей руки», «Логическое мышление»

 

Практическа работа №1

Практическ работа № 2

1

10.02

41(20)

Речь

 

1

14.02

42(21)

Память

«Выявление объёма смысловой памяти»,

«Выявление объёма кратковременной памяти»,

«Выявление точности зрительной памяти»

 

Практическая работа

 № 3

Практическая работа

 № 4

Практическая работ

№ 5

1

17.02

43(22)

Эмоции

 

1

21.02

44(23)

Чувство любви — основа брака и семьи

 

1

28.02

45(24)

Типы высшей нервной деятельности

«Типы высшей нервной деятельности»,

 «Определение типа темперамента»

 

Лабораторная работа № 9

Практическая работа

№ 6

1

02.03

46(25)

Обобщение по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов»

 

1

06.03

Биоценоз. Экосистема (14 ч)

47(1)

Биоценоз. Видовая и пространственная структура

 

1

13.03

 48(2)

Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза

 

1

16.03

49(3)

Неконкурентные взаимодействия между видами

 

1

20.03

50(4)

Разнообразие видов в природе — результат эволюции

«Разнообразие видов в природе — результат эволюции»

 

 

Экскурсия №2

1

30.03

51(5)

Организация и разнообразие экосистем

 

1

03.04

52(6)

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

«Цепи питания обитателей аквариума»

 

 

Лабораторная работа

№ 10.

1

06.04

53(7)

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши

 

1

10.04

54(8)

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем

 

1

13.04

55(9)

Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы

«Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы»

 

 

Экскурсия №3

1

17.04

56(10)

Развитие и смена сообществ и экосистем

 

1

20.04

57(11)

Агроценоз. Агроэкосистема

 

1

24.04

58(12)

Парк как искусственная экосистема «Парк как искусственная экосистема»

 

Экскурсия №4

1

27.04

59(13)

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

 

1

04.05

60(14)

Обобщение по теме «Биоценоз. Экосистема»

 

1

08.05

Биосфера (7 ч)

61(1)

Среды жизни. Биосфера и её границы.

 

1

11.05

62(2)

Живое вещество биосферы и его функции

 

1

15.05

63(3)

Средообразующая деятельность живого вещества

 

1

18.05

64(4)

Круговорот веществ — основа целостности биосферы Биосфера и здоровье человека

 

1

22.05

65(5)

Обобщение по теме «Биосфера» Итоговый контроль

 

1

25.05

66-70 (8-10)

Резерв

 

5

 

Итого:

Всего уроков – 65

 

 

 

Лабораторные работы – 10

 

 

 

Практические работы – 6

 

 

 

Проектов -6

 

 

 

Контрольные работы-6

 

 

 

 

Лабораторные работы размещены в тетради-практикуме.

Контрольные работы в тетради – экзаменаторе.

Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол №1 от 28 августа 2019 года (Приложение)

 

 

Приложение

Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»

1. Критерии и нормы устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи  преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ  конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.  Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.

 

2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

3. Оценка умений проводить наблюдения

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
  4. Не владеет умением проводить наблюдение.

Классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
  7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
  8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  9. нарушение техники безопасности;

10.         небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 

К негрубым ошибкам следует отнести:

1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;

2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;

5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.

 

Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
  2. ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
  3. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
  4. орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

 

Оценка личностных результатов.

Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:

-  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на

основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в

дневнике психолого-педагогических наблюдений;

-  на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-

нравственного развития и воспитания;

-  в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):

-сформированность внутренней позиции учащегося;

-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;

-сформированность самооценки;

- сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка метапредметных результатов

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие

процедуры:

-   текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку

метапредметных результатов обучения;

- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных

умений и навыков;

-   комплексные диагностические работы на межпредметной основе;

-   решение задач творческого и поискового характера;

-  проектная деятельность.

 

Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов.

Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов

образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями

Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-

практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием

способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе

метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом

уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня

достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации

индивидуальной работы с учащимися.

Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут

отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и

инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к

представлению и интерпретации результатов измерений.  Установлены   пять

уровней достижений.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение

учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению.  Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний

на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о

кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,

превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»

(отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»

(отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения

планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и

высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих

учащихся и их планов на будущее.  При наличии устойчивых интересов к учебному

предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в

проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в

старших классах по данной направленности (профилю) образования.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,

выделяем также два уровня:

пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

 


 

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н

Рабочая программа 9 класс Сухорукова Л.Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020