Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ___________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «___»________20__г от «___»__________20__г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
9 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 70 часов
По календарному учебному графику 68 часов
В неделю 2 часа
Составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по биологии для 8 класса; авторской программы Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко для общеобразовательных учреждений по предмету биология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011г.
Учебник «Биология. Человек. Культура здоровья» для 9 класса Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – М.: Просвещение, 2010 г.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна,
Категория: нет
Стаж работы
п.Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
Планируемые результаты
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных
интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных
представлений о целостности
природы, осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Общие биологические закономерности
(70 часов, 2 часа в неделю)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды,
митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращения энергии — признаки живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Тематический план
Учебного предмета «Биология» 9 класс
(2 час в неделю; всего 70 ч, из них 3 ч - резервное время)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) |
Количество часов |
Дата проведения
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Введение (2 ч) |
||||
1(1) |
Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать. |
|
1 |
02.09 |
2(2) |
Методы биологического познания. |
|
1 |
06.09 |
Организм (19 ч) |
||||
3(1) |
Организм — целостная саморегулирующаяся система |
|
1 |
09.09 |
4(2) |
Размножение и развитие организмов |
|
1 |
13.09 |
5(3) |
Способы размножения растений оранжереи. «Способы размножения растений оранжереи» |
Экскурсия №1 |
1 |
16.09 |
6(4) |
Определение пола. Половое созревание |
|
1 |
20.09 |
7(5) |
Возрастные периоды онтогенеза человека |
|
1 |
23.09 |
8(6) |
Наследственность и изменчивость — свойства организма |
|
1 |
27.09 |
9-10 (7-8) |
Основные законы наследования признаков |
|
2 |
30.09, 04.10 |
11(9) |
Решение генетических задач |
|
1 |
07.10 |
12(10) |
Закономерности наследственной изменчивости |
|
1 |
11.10 |
13(11) |
Обобщающий. Наследственность и изменчивость |
|
1 |
14.10 |
14(12) |
Экологические факторы и их действие на организм «Оценка температурного режима учебных помещений» «Влияние освещения на морфологию колеуса» «Действие экологического фактора» «Превращение наземной формы традесканции в водную» |
Л.р. 1
Проект № 1
Проект№2 Проект№3 |
1 |
18.10 |
15(13) |
Адаптация организмов к условиям среды |
|
1 |
21.10 |
16(14) |
Влияние природных факторов на организм человека |
|
1 |
25.10 |
17(15) |
Ритмичная деятельность организма «Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека» |
Проект №4 |
1 |
08.11 |
18(16) |
Ритмы сна и бодрствования. Значение сна «Гигиенические нормы сна подростка» |
Проект №5 |
1 |
11.11 |
19(17) |
Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс |
|
1 |
15.11 |
20(18) |
Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека |
|
1 |
18.11 |
21(19) |
Обобщающий. Экологические факторы. |
|
1 |
22.11 |
Вид. Популяция. Эволюция видов (25ч) |
||||
22(1) |
Вид и его критерии «Изучение критериев вида» |
Лабораторная работа № 2 |
1 |
25.11 |
23(2) |
Популяционная структура вида |
|
1 |
29.11 |
24(3) |
Динамика численности популяций |
|
1 |
02.12 |
25(4) |
Саморегуляция численности популяций |
|
1 |
06.12 |
26(5) |
Структура популяций |
|
1 |
09.12 |
27(6) |
Учение Дарвина об эволюции видов |
|
1 |
13.12 |
28-29 (7-8) |
Современная эволюционная теория |
|
2 |
16.12,20.12 |
30(9) |
Формирование приспособлений — результат эволюции «Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания» |
Лабораторная работа № 3 |
1 |
23.12 |
31(10) |
Видообразование — результат действия факторов эволюции |
|
1 |
27.12 |
32(11) |
Селекция — эволюция, направляемая человеком «Искусственный отбор и его результаты» |
Лабораторная работа № 4 |
1 |
13.01 |
33(12) |
Систематика и эволюция |
|
1 |
17.01 |
34-35 (13-14) |
Доказательства и основные этапы антропогенеза |
|
2 |
20.01,24.01 |
36(15) |
Биологические и социальные факторы эволюции человека «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» |
Лабораторная работа № 5 |
1 |
27.01 |
37-38 (16-17) |
Высшая нервная деятельность |
|
2 |
31.01, 03.02 |
39(18) |
Особенности высшей нервной деятельности человека «Закономерности восприятия», «Устойчивость внимания», «Выработка навыков зеркального письма» |
Лаборатор работа № 6 Лаборатор работа № 7 Лаборатор работа № 8 |
1 |
07.02 |
40(19) |
Мышление и воображение «Определение ведущей руки», «Логическое мышление» |
Практическа работа №1 Практическ работа № 2 |
1 |
10.02 |
41(20) |
Речь |
|
1 |
14.02 |
42(21) |
Память «Выявление объёма смысловой памяти», «Выявление объёма кратковременной памяти», «Выявление точности зрительной памяти» |
Практическая работа № 3 Практическая работа № 4 Практическая работ № 5 |
1 |
17.02 |
43(22) |
Эмоции |
|
1 |
21.02 |
44(23) |
Чувство любви — основа брака и семьи |
|
1 |
28.02 |
45(24) |
Типы высшей нервной деятельности «Типы высшей нервной деятельности», «Определение типа темперамента» |
Лабораторная работа № 9 Практическая работа № 6 |
1 |
02.03 |
46(25) |
Обобщение по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» |
|
1 |
06.03 |
Биоценоз. Экосистема (14 ч) |
||||
47(1) |
Биоценоз. Видовая и пространственная структура |
|
1 |
13.03 |
48(2) |
Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза |
|
1 |
16.03 |
49(3) |
Неконкурентные взаимодействия между видами |
|
1 |
20.03 |
50(4) |
Разнообразие видов в природе — результат эволюции «Разнообразие видов в природе — результат эволюции» |
Экскурсия №2 |
1 |
30.03 |
51(5) |
Организация и разнообразие экосистем |
|
1 |
03.04 |
52(6) |
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме «Цепи питания обитателей аквариума» |
Лабораторная работа № 10. |
1 |
06.04 |
53(7) |
Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши |
|
1 |
10.04 |
54(8) |
Разнообразие и ценность естественных водных экосистем |
|
1 |
13.04 |
55(9) |
Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы «Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы» |
Экскурсия №3 |
1 |
17.04 |
56(10) |
Развитие и смена сообществ и экосистем |
|
1 |
20.04 |
57(11) |
Агроценоз. Агроэкосистема |
|
1 |
24.04 |
58(12) |
Парк как искусственная экосистема «Парк как искусственная экосистема» |
Экскурсия №4 |
1 |
27.04 |
59(13) |
Биологическое разнообразие и пути его сохранения |
|
1 |
04.05 |
60(14) |
Обобщение по теме «Биоценоз. Экосистема» |
|
1 |
08.05 |
Биосфера (7 ч) |
||||
61(1) |
Среды жизни. Биосфера и её границы. |
|
1 |
11.05 |
62(2) |
Живое вещество биосферы и его функции |
|
1 |
15.05 |
63(3) |
Средообразующая деятельность живого вещества |
|
1 |
18.05 |
64(4) |
Круговорот веществ — основа целостности биосферы Биосфера и здоровье человека |
|
1 |
22.05 |
65(5) |
Обобщение по теме «Биосфера» Итоговый контроль |
|
1 |
25.05 |
66-70 (8-10) |
Резерв |
|
5 |
|
Итого: |
||||
Всего уроков – 65 |
|
|
|
|
Лабораторные работы – 10 |
|
|
|
|
Практические работы – 6 |
|
|
|
|
Проектов -6 |
|
|
|
|
Контрольные работы-6 |
|
|
|
Лабораторные работы размещены в тетради-практикуме.
Контрольные работы в тетради – экзаменаторе.
Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол №1 от 28 августа 2019 года (Приложение)
Приложение
Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»
1. Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
3. Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
Оценка личностных результатов.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:
- по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на
основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в
дневнике психолого-педагогических наблюдений;
- на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-
нравственного развития и воспитания;
- в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):
-сформированность внутренней позиции учащегося;
-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;
-сформированность самооценки;
- сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
- текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных
умений и навыков;
- комплексные диагностические работы на межпредметной основе;
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность.
Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся планируемых результатов.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Установлены пять
уровней достижений.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,
превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и
высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих
учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в
старших классах по данной направленности (профилю) образования.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,
выделяем также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.