Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле
Биология 9 класс.doc
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа №130».
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО
протокол №____
от «__»_______2018 г.
рук. МО___________/_________________
РАССМОТРЕНО
Решением педагогического совета
протокол №____
от «___» _________________2018г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора БОУ
г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа
№ 130»
____________Павленко Е.В.
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа № 130»
___________ мп Шестаков В.В.
приказ № ____от________________2018г.
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Наименование учебного предмета, курса, класс
основное общее образование
(уровень образования)
Программа составлена на основе:
авторской программы: Г.М. Палядьева
Программа курса биологии для 811 классов
общеобразовательных учреждений
М.: Дрофа, 2010.
Адаптирована учителем химии
Кириченко Е.С.
1 20182019 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология 9 класс» составлена на основе
следующих документов и материалов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования ( приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
(Письмо департамента общего образования Министерства образования науки
Российской Федерации от 01 ноября 2011 г. №03776).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28),
от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г.Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрирован в
Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03. 2004г. №1089 (с
изменениями и дополнениями).
Примерные программы по учебным предметам. Составитель Г.М.Пальдяева – М.:
Дрофа, 2014. Программа основного общего образования. Биология. 59 классы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. №2643 «О
внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».
2 Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. – Приказ № 123у от 31 августа 2015 года.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации,
раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле,
обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные
биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции,
биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой
природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области
биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры
поведения в природе.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в
неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и
стандарта основного общего образования по биологии.
Авторская программа рассчитана на 70 ч, а фактически на курс биологии по
учебному плану отводится 68ч, в связи с этим на изучение отдельных тем сокращены часы.
Уменьшено количество часов на изучение тем: 1.2 «Клеточный уровень» с 15ч до 14ч; 1.6
«Экосистемный уровень» с 8 ч до 6 ч. и раздела 3 «Возникновение и развитие жизни» с 7 ч
до 6 ч.
3 Из высвободившегося времени добавлен 1 час на тему 1.4 «Популяционновидовой
уровень» для изучения материала, рекомендованного требованиями стандарта основного
общего образования по биологии и примерной программы по биологии, в частности на
изучение вопросов по экологии. 1 час оставлен как резервный.
Так как в авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава «Основы
экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и человек». Но эти
темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по
биологии и примерной программы по биологии), то они внесены в содержание рабочей
программы
В тему 1.4 «Популяционновидовой уровень» добавлен урок «Приспособления
организмов к различным экологическим факторам».
В тему 1.5 «Экосистемный уровень» добавлен материал по изучению типов
взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
В Тему 1.6 «Биосферный уровень» включены вопросы изучения эволюция
Влияние деятельности человека на биосферу и рационального
биосферы.
природопользования.
Кроме этого из раздела 2 «Эволюция» тема «Селекция» перенесена в тему 1.3
«Организменный уровень» и изучается после вопросов генетики, это логически правильно,
так как изучение материала по селекции опирается на генетические законы.
В связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов.
Изменения отражены в тематическом плане.
Кроме этого добавлены 5 лабораторных работ в тему 1.1,1.4 и 1.5, которые взяты их
примерной программы.
В тему 1.1 «Молекулярный уровень» добавлена лабораторная работа №1
«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых
клетках»
В тему 1.4 «Популяционновидовой уровень добавлена лабораторная работа№5»
Выявление приспособленности у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»
работы: №6
В тему 1.5«Экосистемный уровень» добавлены лабораторные
«Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме; №7
«Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)»; и № 8 «Изучение и
описание экосистемы своей местности»
Формы и средства контроля
4 В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений
учащихся. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с
содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности
предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков;
проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как
планируемые результаты обучения.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы
контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы
контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная
проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания,
анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических
заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков
предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Курс завершают уроки,
позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения,
приобретенные при изучении биологии.
Содержание программы
Введение в общую биологию
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные
научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности
человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
(54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные
комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы.
Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
5 Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная
единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции
органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и
жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в
строении и функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом; моделейаппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида
водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых
клетках.
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Половые клетки.
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности
Бесполое и половое размножение организмов.
Генетическая непрерывность жизни.
передачи наследственной информации.
Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость основа искусственного
Искусственный отбор. Селекция.
Порода, сорт. Применение знаний о
отбора.
наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и
сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
3. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционновидовой уровень (4 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.
Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные,
6 их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим
факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и
животных.
• Лабораторная работа
4. Изучение морфологического критерия вида.
5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах)
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.
Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в
биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии
в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу.
Экологические кризисы. Рациональное природопользование.
Демонстрация моделейаппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
7 Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция.
Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных,
гербариев и коллекций,
иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты
искусственного отбора.
• Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
(7 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития
органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
• Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию»
обучающиеся должны
знать/понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.
Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя,
закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
8 сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование
видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние
алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены
экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по
химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный
отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах
данных, Интернетресурсах) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний,
стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
9 природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки
этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование,
искусственное оплодотворение).
10 Календарнотематическое планирование на 2018 – 2019 учебный год
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Дата
Тема урока
Д/з
По плану
По факту
Введение (2ч.)
Биология как наука и методы ее исследования.
§1,2
Техника безопасности и правила поведения в кабинете
биологии
Современные научные представления о сущности
жизни. Значение биологической науки.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (52 ч.)
Молекулярный уровень (10 ч.)
Уровни организации живой природы. Молекулярный
уровень: общая характеристика
§3
§1.1
Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы
§1.2
Многомолекулярные комплексные системы. Липиды
§1.3
Многомолекулярные комплексные системы. Состав и
строение белков
Функции белков
Многомолекулярные комплексные системы.
Нуклеиновые кислоты
АТФ и другие органические соединения клетки
Биологические катализаторы.
Лабораторная работа № 1 «Расщепление
пероксида водорода с помощью ферментов,
содержащихся в живых клетках»
Вирусы
Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень
§1.4
§1.5
§1.6
§1.7
§1.8
§1.9 повт
§1.11.8
повт §1.1
1.9
11
1.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
организации живой природы»
РАЗДЕЛ 2. Клеточный уровень (14 ч.)
Основные положения клеточной теории.
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание
клеток растений, животных под микроскопом»
Химический состав и строение клетки.
Клеточная мембрана.
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс
Гольджи.
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
§2.1
§2.2
§2.3
§2.4
§2.5
Клеточный центр, органоиды движения, клеточные
§2.6
включения
Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток
§2.7
эукариот и прокариот.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
§2.8
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен
в клетке.
§2.9
Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и
§2.10 и
хемосинтез.
2.12
Синтез белков в клетке.
Генетический код.
§2.13
Транскрипция.
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.
Трансляция.
§2.13
Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие
§2.14
понятия о делении клетки Деление клетки (митоз).
Повт
12 26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Контрольная работа №2 «Клеточный уровень
организации живой природы».
РАЗДЕЛ 3. Организменный уровень (14 ч.)
Бесполое и половое размножение организмов.
§3.1 и 3.2
Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз.
§3.2 и 3.3
Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон.
Основные закономерности передачи наследственной
информации. Закономерности наследования признаков,
Менделем.
установленных Г.
скрещивание.
Цитологические основы
Закон чистоты гамет.
закономерностей наследования при моногибридном
Моногибридное
скрещивании.
Неполное доминирование. Анализирующее
скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
§3.4
§3.5
§3.5
§3.6
§3.7
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.
§3.8
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
§3.10
Модификационная
Закономерности изменчивости.
изменчивость.
Лабораторная работа № 3
«Выявление изменчивости организмов».
Закономерности изменчивости. Мутационная
изменчивость
§3.11
§3.12
13 38
39
40
41
42
43
44
45
46
Наследственность и изменчивость основа
§3.13
искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы
селекции. Работы Н.И. Вавилова.
Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.
§3.14 пов
главу 3
Контрольная работа №3 «Организменный уровень
организации живого».
РАЗДЕЛ 4. Популяционновидовой уровень (4 ч.)
Вид его критерии. Структура вида.
Лабораторная работа № 4
§4.1
«Изучение морфологического критерия вида»
Популяция — форма существования вида.
Биологическая классификация
§4.2
Экология как наука. Экологические факторы:
§9.1, 9.2
абиотические, биотические, антропогенные, их влияние
на организмы. Условия среды.
Приспособления организмов к различным
§9.3, 9.4
экологическим факторам.
Лабораторная работа №.5
«Выявление приспособлений у организмов к среде
обитания ( на конкретных примерах)»
Контрольная работа №4 «Популяционновидовой
уровень»
РАЗДЕЛ 5. Экосистемный уровень (6 ч.)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.
Состав и структура сообщества.
§5.1,
§5.2
14 47
48
49
50
51
52
53
54
Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы
взаимодействия разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм).
Лабораторная работа № 6 «Выявление типов
взаимодействия разных видов в конкретной
экосистеме»
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение
энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы
Лабораторная работа№7
«Составление схем передачи веществ и энергии
(цепей питания)»
§9.5
§5.3
Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения.
Значение сукцессии.
§5.5
Экскурсия: «В биогеоценоз».
Лабораторная работа № 8
«Изучение и описание экосистемы своей
местности»
Контрольный тест по теме: «Экосистемный
уровень»
РАЗДЕЛ 6. Биосферный уровень (4 ч.)
Оформит
ь лаб.
работу
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.
§6.1, 6.2
Круговорот веществ и энергии в биосфере.
§6.3
Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека
§10.1
на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное
природопользование.
Контрольная работа №5 «Биосферный уровень».
РАЗДЕЛ 7. Эволюция органического мира. (7 ч.)
15 55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68.
69.
Развитие эволюционного учения.
Основные положения теории эволюции. Движущие
силы эволюции.
Борьба за существование. Естественный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность.
Образование видов — микроэволюция.
Макроэволюция
Экскурсия: «Причины многообразия видов в
природе». Контрольное тестирование по теме
§7.1
7.27.3
§7.4, 7.5
§7.5
§7.6
§7.7
§7.8, 7.9
§
«Эволюция органического мира»
Раздел 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
§8.1
Краткая история развития органического мира.
§8.2, 8.3,
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.
Краткая история развития органического мира.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Доказательства эволюции.
Лабораторная работа №9 «Изучение
8.4,8.5
8.6
§8.7,8.8
палеонтологических доказательств эволюции».
Экскурсия: «В краеведческий музей».
отчет
Контрольная работа № 6
«Возникновение и
развитие жизни на Земле».
Промежуточная аттестация по биологии за курс 9
класса.
Анализ промежуточной аттестации
16 Итого: 68 часов + 1 час резерва
График контрольных работ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема контрольной работы
Дата
По плану
По факту
Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида
водорода с помощью ферментов, содержащихся в
живых клетках»
Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень
организации живой природы»
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток
растений, животных под микроскопом»
Контрольная работа №2 «Клеточный уровень
организации живой природы».
Лабораторная работа № 3
«Выявление изменчивости организмов».
Контрольная работа №3 «Организменный уровень
организации живого».
Лабораторная работа № 4
«Изучение морфологического критерия вида»
Лабораторная работа №.5
«Выявление приспособлений у организмов к среде
обитания ( на конкретных примерах)»
Контрольная работа №4 «Популяционновидовой
уровень»
Лабораторная работа № 6 «Выявление типов
взаимодействия разных видов в конкретной
экосистеме»
10
Лабораторная работа№7
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
питания)»
17 11
Экскурсия: «В биогеоценоз».
Лабораторная работа № 8
«Изучение и описание экосистемы своей местности»
Контрольное тестирование по теме: «Экосистемный
уровень»
Контрольная работа №5 «Биосферный уровень».
Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе».
Контрольное тестирование по теме «Эволюция
органического мира»
Лабораторная работа №9 «Изучение
палеонтологических доказательств эволюции».
Экскурсия: «В краеведческий музей».
Контрольная работа № 6 «Возникновение и развитие
жизни на Земле».
Промежуточная аттестация по биологии за курс 9 класса.
12
13
14
15
16
17
18 Лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов,
содержащихся в живых клетках»
Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений, животных под
микроскопом»
Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»
Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида»
Лабораторная работа №5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах)»
Лабораторная работа №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной
экосистеме»
Лабораторная работа №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей
питания).
Лабораторная работа №8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Лабораторная работа №9 Изучение палеонтологических доказательств эволюции
19 20
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Рабочая программа курса биологии 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.