Предлагаемая программа соответствует стандартам ФГОС, составлена программа на основе примерной программы основного общего образования по Биологии под редакцией Пономаревой И.Н. Авторами учебника и программы являются: Корнилова О.А, Константинов В.Н., Кучменко В.С, Бабенко В.Г. Программа курса Биология в 9 классе дает возможность познакомить учащихся с современными представлениями о происхождении и развитии жизни на Земле.
9 класс.doc
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета в 9 классе.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Курс должен:
Сформировать биологическое и экологическое мышление.
Дать представление о человеке как биосоциальном существе, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде;
Показать отличия в строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности от других организмов (растений, грибов, животных, бактерий,
вирусов).
В соответствии с этим поставлены следующие результаты изучения биологии:
Предметные результаты обучения
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой
природе;
приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных,
грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений
и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,
органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних
животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Метапредметные результаты обучения
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,
научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
5)выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
6)аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Личностные результаты обучения
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
соблюдать правила поведения в природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
признание учащимися ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
признание права каждого на собственное мнение;
эмоциональноположительное отношение к сверстникам;
готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Содержание учебного предмета, курса.
Класс № п\п
Разделы, темы
1.
2.
Общие закономерности жизни
Закономерности жизни на клеточном уровне
Колво часов
4 часов
11 часов 9аб
Итого
3.
4.
5.
Закономерности жизни на организменном уровне
Закономерности происхождения и развития жизни на Земле
Закономерности взаимоотношений организмов и среды
Раздел «Тематическое планирование» 9 класс (66 часов)
18 часов
19 часов
14 часов
66 часов
№
п/п
Кол
во
час.
Дата
план фак
т
Тема урока
Д/з:
1 четверть 16 часов Тема I. Общие закономерности жизни (4 часов)
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/1
7/2
8/3
9/4
10/5
11/6
12/7
13/8
14/9
15/10
16/1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4.09
6.09
11.09
13.09
18.09
20.09
25.09
27.09
2.10
4.10
9.10
11.10
16.10
18.10
23.10
Биология — наука о живом мире
Методы биологических исследований
Общие свойства живых организмов
Многообразие форм жизни
Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
Многообразие клеток. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток
эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Химические вещества в клетке
Строение клетки
Органоиды клетки и их функции
Обмен веществ — основа существования клетки
Биосинтез белка в живой клетке
Биосинтез углеводов — фотосинтез
Обеспечение клеток энергией
Размножение клетки и её жизненный цикл.
Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками»
Контрольная работа №1 по теме «Основы учения о клетке».
25.10
Организм — открытая живая система (биосистема)
Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)
16 часов, 2 лабораторные работы, 1 контрольная работа
2 четверть 16 часов
Введение, §1,
§ 2, вопросы стр.10
§ 3, сообщение об уровнях
организации живого
§4, проектытемы стр.2021
§5, вопросы стр.28
§6, вопросы стр.33
§7, вопросы стр.35
§8, вопросы стр.39
§9, вопросы стр.41
§10, вопросы стр.45
§11, вопросы стр.49
§12, вопросы стр.52
§13, вопросы стр.56
Подготовиться к к/р
Подведём итоги зад.13 на «3»,
на «45» проект стр.60
§14, сообщения «Бактерии»
«Вирусы» 17/2
18/3
19/4
20/5
21/6
22/7
23/8
24/9
25/10
26/11
27/12
28/13
29/14
30/15
31/16
32/17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6.11
8.11
13.11
15.11
20.11
22.11
27.11
29.11
4.12
6.12
11.12
13.12
18.12
20.12
25.12
27.12
Примитивные организмы
Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Разнообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организмов
Образование половых клеток. Мейоз
Изучение механизма наследственности
Основные закономерности наследственности организмов.
Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных
признаков у растений разных видов».
Механизмы наследования признаков. Лабораторная работа № 4 «Решение
генетических задач»
Закономерности изменчивости
Ненаследственная изменчивость. Лабораторная работа № 5 «Изучение
изменчивости у организмов».
16 часов, 3 лабораторные работы
3 четверть – 20 часов
15.01
33/18
1
Основы селекции организмов
34/1
35/2
36/3
37/4
38/5
39/6
1
1
1
1
1
1
17.01
22.01
24.01
29.01
31.01
5.02
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (19 ч)
Контрольная работа №2 по теме «Основы учения о наследственности и
изменчивости». Представления о возникновении жизни на Земле в истории
естествознания
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле
Идеи развития органического мира в биологии
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
§15, вопросы стр.68
§16, сообщения об одном из отделов мхи,
папоротники, голосеменные и покрытосеменные
§17, сообщение о царстве грибов,
лишайники
§18, вопросы стр.81
§19, сообщение об одном из типов
животных
§20, вопросы стр.90
§21, вопросы стр.94
§22, вопросы стр.97
§23, вопросы стр.101
§24, сообщение «История науки о
наследственности»
§25, вопросы стр.109
§26, вопросы стр.113
отчёт о лаб.работе
Решение задач
§27, вопросы стр.116
§28, вопросы стр.121
§29, подготовиться к к/р
§30, сообщение А.И.Опарин и его
учение, учение Дж. Холдейна
§31, вопросы стр.138
§32, вопросы стр.143
§33, сообщение Ж.Б.Ламарк и его
эволюционное учение
§34, сообщение Ч.Дарвин и его
кругосветное путешествие
§35, вопросы стр.153 40/7
41/8
42/9
43/10
44/11
45/12
46/13
47/14
48/15
49/16
50/17
51/18
52/19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7.02
12.02
14.02
19.02
21.02
26.02
28.02
5.03
7.03
12.03
14.03
19.03
21.03
Современные представления об эволюции органического мира
Вид, его критерии и структура
Процессы образования видов
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов
Основные направления эволюции
Примеры эволюционных преобразований живых организмов
Основные закономерности эволюции. Лабораторная работа № 6
«Приспособленность организмов к среде обитания».
Человек — представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека
Ранние этапы эволюции человека
Поздние этапы эволюции человека
Человеческие расы, их родство и происхождение. Контрольная работа №3 по
теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
20 часов, 1 лабораторная работа, 2 контрольные работы
§36, вопросы стр.157
§37, вопросы стр.160
§38, вопросы стр.164
§39, вопросы стр.168
§40, вопросы стр.174
§41, вопросы стр.178
§42, вопросы стр.183
§43, вопросы стр.186
§44, сообщение древнейшие и древние люди
§45 до стр.192 (2 абз),
сообщение Неантропы
§45 до конца, сообщение расы человека
§46, вопросы стр.198
§47, подведём итоги: на «3»
зад.1 – 3, на «5» проект (стр. 205)
4 четверть 14 часов Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (14 ч)
53/1
54/2
55/3
56/4
57/5
58/6
59/7
60/8
61/9
62/10
63/11
Условия жизни на Земле
Общие законы действия факторов среды на организмы
Приспособленность организмов к действию факторов среды.
Лабораторная работа № 7 «Оценка качества окружающей среды».
Биотические связи в природе
Взаимосвязи организмов в популяции
Функционирование популяций в природе
Природное сообщество — биогеоценоз
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Развитие и смена природных сообществ
Основные законы устойчивости живой природы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.04
4.04
9.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
30.04
7.05
14.05
64/12
65/13
66/14
1
1
1
16.05
21.05
23.05
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
Контрольная работа №4 по теме «Закономерности взаимоотношений организмов
и среды»
Экскурсия в природу
«Изучение и описание экосистемы своей местности»
§48, вопросы стр.211
§49, вопросы стр.215
§50, вопросы стр.220
§51, вопросы стр.224
§52, вопросы стр.228
§53, вопросы стр.231
§54, сообщение Вернадский и его учение
§55, вопросы стр.240
§56, вопросы стр.243
§57, сообщение «Глобальные
экологические проблемы»
подготовиться к к/р
§58, вопросы стр.250
отчёт об экскурсии 14 часов, 1 лабораторная работа, 1 контрольная работа
Год: 66 часов, 7 лабораторных работы, 4 контрольных работы
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.