Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
география
9 кл
21.04.2018
Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.
========== Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая программа С.В. Рогачева (Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное обучение / авт.-сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2007). ====
РП кружок гео 9-А класс новый.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 9»                                    УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 9» _______________ / Гафурова Л.Н./ приказ №64/7 от 30 августа 2017 г.                    Рабочая программа учебного предмета «География»  объединения дополнительного образования «В мире  географии» для учащихся 9­А класса на  2017­2018 учебный год Составитель:   Поликарпова Е.Е., учитель географии   высшей квалификационной категории. г. Воскресенск 2017 год 2 Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа дополнительного образования «В мире географии» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, при разработке была использована авторская рабочая программа  С.В. Рогачева (Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное обучение / авт.­сост. С.Е. Дюкова. – М.: Дрофа, 2007). Данная программа предназначена для углубления знаний учащихся 9 класса по географии и повышения интереса к предмету. Она систематизирует и обобщает знания учащихся. Кружок «В мире географии» помогает развивать у учащихся умственные  способности, расширять и углублять знания в области географии, формировать коммуникативную культуру. Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе.  Содержание курса   предполагает   работу   с   разными   источниками   информации:   картографическими (топографической   и   географической   картами,   глобусом),   профилями,   диаграммами, рисунками,   схемами   и   др.  Результатом   деятельности   объединения   дополнительного образования является участие в различных олимпиадах, конкурсах по предмету.            Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического   кругозора   учащихся,   углубление   содержания   основного   курса   и   его практической направленности,  формирование у подростков «образа отдельных территорий России»,  развитие познавательной  активности;  формирование  положительной  мотивации  к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.       Основные задачи программы: Образовательные: развитие   у   учащихся   научных   взглядов   на   взаимосвязь   природы   и   общества,   на пространственные особенности этой взаимосвязи; закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России; углублённое   изучение   самой   большой   страны   материка   Евразия   –   России,   своей Родины; совершенствование языка географической науки у учащихся. Развивающие:            развитие   ассоциативного   мышления   путем   формирования   географического   образа мира, его крупных частей, своей страны и «малой родины»; развитие  пространственного представления,  использовать  географические  знания на практике, в повседневной жизни; развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности. Воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе; овладение географической культурой, воспитание толерантности; воспитание   у   детей   бережного   отношения   к   природе   и   историческому   наследию родного края.  включение учащихся в значимую общественно­полезную деятельность.      При изучении курса в каждой местности России выявляются ее главные, наиболее яркие –  специфические, портретные отличительные черты.               Авторская программа рассчитана на 35 часов, школьным учебным планом на изучение программы в 9 классе отведено 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).   3 В ходе реализации программы учащиеся  Должны знать/понимать: Планируемые результаты  основные понятия курса;  основные методики проведения наблюдений;  основные географические понятия и термины;  различия плана, глобуса и географических карт ;  результаты выдающихся географических открытий и путешествий;  географические   явления   и   процессы   в   геосферах,   взаимосвязи   между   ними,   их изменения в результате деятельности человека;  географическую зональность и поясность;  различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;  специфику   географического   положения   и   административно­территориального устройства   РФ,   особенности   ее   природы,   населения,   основных   отраслей   хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов;  природные   и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем   на локальном,   региональном   и   глобальных   уровнях;   меры   по   сохранению   природы   и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;  воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека. Должны уметь:  проводить самостоятельный поиск информации;  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни;  называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);  выделять и   описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;  находить в разных источниках географическую информацию;  составлять краткую характеристику разных территорий;  приводить примеры, используя основные источники географической информации;  определять расстояния и  направления на местности и по плану;  находить   в   разных   источниках   информацию,   необходимую   для   изучения географических   объектов   и   явлений,   разных   территорий   Земли,   их   обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для  ориентирования на местности;  чтения планов местности и географических карт;  проведения   наблюдений   за   процессами   и   явлениями,   их   изменениями   в   результате природных и антропогенных воздействий;  решения   практических   задач   по   определению   качества   окружающей   среды,   ее использованию;  проведения   самостоятельного   поиска   географической   информации   из   разных источников: картографических, геоинформационных и др.;  повышения собственной географической культуры. 4 Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности:   словесные   (рассказ,   диалог),   наглядные   (иллюстрационные   и   демонстрационные   с привлечением   ИКТ,     различных   источников   географической   информации),   практические (разбор учебных и олимпиадных заданий),   проблемно­поисковые   и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся. Формы   занятий:    практикум, интеллектуальная игра, викторина, решение географических задач, конкурсы.   эвристическая   беседа, лекция, Учебно­тематический план Название раздела Введение. Региональные характеристики. Обобщение знаний и умений, самоанализ. №  1 2 Всего   1.1. Образ территории   Основное содержание программы Введение  (2 ч)   исследование, Часы 2 29 3 34 Представление об образе территории, из каких компонентов он складывается и с помощью каких   средств   может   быть   выражен.   Модель   традиционной   научно­справочной характеристики  местности: инвентаризация. Модель научно­аналитической  характеристики местности:   Модель   научно­синтетической характеристики местности: типологические портреты. Модель художественного восприятия местности: пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.    структурно­функциональные   схемы. Соотношение и взаимодействие научного (типология) и художественного (литературная или   живописная   типизация)   методов   в   конструировании   образа   территории.   Соотношение экономико­географического   понятия   «специализация   территории»   и   общекультурного понятия «образ территории». Метод сравнения. Метод типологии.  Образчики   ярких   и   емких   характеристик   городов   и   районов   в   трудах   крупных отечественных   и   зарубежных   географов.   Географические   метафоры.   Проблема   выделения главного в характеристике территории. Проблема соотношения «взгляда изнутри» и «взгляда со стороны». Примеры «географичных» пейзажей в изобразительном искусстве и литературе. Типические   черты   людей   (облик,   поведение,   способности),   населяющих   ту   или   иную местность,   в   произведениях   искусства   (портрет,   коллективный   портрет,   психологизм, социологизм). Образы стран, районов, городов в музыкальной культуре.  Местные   мифы   (древние   и   современные)   и   отражение   сути   территорий   в   фольклоре. «Знаковые»   события   как   проявление   сути   местности   в   критические   моменты   развития. Выражение   местных   черт   в   анекдотах   и   устойчивых   стереотипах.   Голос   местности   — топонимика.   Особенности   поведения   и   творчества   знаменитых   уроженцев   как  проявление местного характера. Народные художественные промыслы как компонент образа местности.  Эмблемы и гербы  как визитные карточки местностей, концентраторы наиболее  важных отличительных   черт   городов,   сел,   районов.   Географическая   и   регионоведческая составляющая   геральдики.   Язык   геральдики.   Принципы   отбора   содержания   при конструировании герба. Механизм герботворчества.  Экспрессия (выразительность) географического образа.  1.2. Образная карта   Пространственное   упорядочение   местных   образов,   их   географический   синтез   и   анализ (препарирование) для нового, более высокого синтеза. Новые качества, которые начинают проявлять   образы   местности,   в   единой   территориальной   системе.   Образная   карта   как 5 пространственная   картина,   средство   познавательного,   эстетического   и   эмоционального освоения территории. Зонирование и районирование образов. Установление пространственных взаимосвязей  между  образами:  причинно­следственных,  функциональных,  корреляционных. Географическая режиссура образов на карте.  Соотношение карт традиционных и карты образной. Соотношение между геральдическими фигурами и картографическими условными знаками. Масштаб образной карты. Технические приемы   работы   с   образной   картой.   Опыт   самостоятельного   составления   образной   карты. Компьютерное   моделирование   образной   карты   как   многомерного   пространства.   Проблема сбора информации для составления образной карты.  2. Региональные характеристики (29 ч) 2.1. Западные рубежи (5 ч)  2.1.1. Верхнеее Поднепровье и Подесенье   Смоленская и Брянская области  Каспийско­Балтийско­Черноморский   водораздел.   Межбассейновое   положение. Пограничность,  промежуточность  положения.  Этнографическое  порубежье.   «Порубежный» менталитет.   Прибежище   религиозных   меньшинств:   старообрядцы,   евреи­хасиды,   баптисты. Западные влияния в культуре и образе мыслей.  Фронтовое положение в годы повторяющихся межцивилизационных конфликтов. Военные потери и героика. Партизанская слава.  Лесной ландшафт. Размещение лесных массивов, видовой состав. Особое значение леса на пороге безлесья. Ограниченный агропотенциал. Диверсификация  сельского  производства и деятельности сельских жителей.  Купеческие   основания   современной   промышленности:   Демидов,   Мальцовы,   Тенишев, Хлудов, купцы­старообрядцы. «Прифронтовой» фактор размещения некоторых заводов.  Региональный менталитет. Нонконформизм. Самостоятельность мышления.  Брянско­Смоленская   порубежная   Россия   в   искусстве   и   литературе:   М.   Глинка,   М. Блантер,   А.К.   Толстой,   Ф.   Тютчев,   А.  Твардовский,   М.  Исаковский,   К.   Паустовский,   М. Пришвин, М. Булгаков, Д. Андреев, Н. Рыленков, Б. Васильев, художники А. и. С. Ткачевы.  Чудско­Ильменский край  Псковская и Новгородская области  2.1.2. Русская Прибалтика   Ленинградская область и Санкт­Петербург  Ощущение Балтики и Скандинавии. Финский экономический палимпсест.  Сухопутные связи из глубины материка к «средиземному» Балтийскому морю: из Варяг в Греки, Окно в Европу, Мариинка и Волгобалт, первая русская железнодорожная магистраль Москва—Петербург и Тихвинская рокада.  Фронт и тыл. Настороженность, кровопролитие и скорбь в образах передовых западных рубежей. Деловитая тыловая поддержка восточных районов: корабли для петровского флота, энергия для современного пятимиллионного города, алюминий для современной экономики. Лесные углы и ЦБЗ.  Зона влияния второй столицы. Дворцово­парковая и крепостная агломерация Петербурга. Очаги старинных монастырей и индустриальные очаги первых пятилеток.  2.1.3. Синтезирование образа Русского Запада    Итоговая   работа:   распространение   качеств,   выявленных   на   примере   отдельных   частей региона,   на   весь   регион   Западных   рубежей   России.   Дополнение   и   модификация собирательного   образа.   Отбор   портретных   черт   для   формирования   банка   типологических характеристик. Разделение типичного и уникального, сплошного и очагового, видимого при взгляде   извне   и   при   взгляде   изнутри.   Отбор   возможных   черт   для   формирования собирательного образа всей России.  Обзор сопредельных территорий Прибалтики и Белоруссии.  6 2.2. Русский центр (5 ч)  2.2.1. Москва­река   Часть Московской области и Москвы (без Мещеры)  Бассейн, невыраженные водоразделы. Древние волоки и современные магистрали. Притоки Москвы­реки, водохранилища, каналы. Родники.  Московско­днепровская приводораздельная лесная пустыня, аграрные теряющие население периферии, маленькие городки. Незажившие шрамы внешних вторжений. Бородинское поле, разъезд Дубосеково, Петрищево.  Столичный шлейф: аэропорты, монастыри, усадьбы, привилегированные дачи, НИИ и КБ. Заповедник свежего воздуха для Москвы и фильтр московских «выдохов». Коммунальная инфраструктура:   водоснабжение   и   водоочистка.   Первостатейные   памятники   архитектуры. Строительные   материалы   для   Москвы.   Дислокация   «подмосковных»   дивизий   и   воинские музеи.   Военно­космические   объекты.  Ближние   протуберанцы   столичной   промышленности: оружейные   заводы,   точное   и   тонкое   машиностроение   и   приборостроение,   оптика.   Старые текстильные городки и революционные традиции.  Памятные места Москвы. Центральные магазины, вокзалы, ведущие вузы, выставки, органы государственной   власти,   штаб­квартиры   компаний,   театры,   музеи,   спорткомплексы, знаменитые научные центры. Интеллектуальная жизнь. География великих имен. Кладбища.  Промзоны и заводы Москвы: рост градообслуживающей сферы.  Массовая жилая застройка и районы индивидуальной и экспериментальной застройки.  Превращение дубрав в пашни и деревенские улицы, деревень и полей — в дачные места, и всех — в городские территории. Лесные массивы в городской черте и городская фауна.  2.2.1 Волго­Клязьменское междуречье   Части   Москвы,   Московской,   Ярославской,   Костромской   и   Нижегородской   областей, Ивановская область  2.2.2. Мещера   Части Московской, Рязанской и Владимирской областей  Низменный и плоский рельеф: болота и озера. Осадочные породы и фарфорофаянсовая и стекольная промышленность, торфяная энергетика.  Сосновые   леса.   Низкое   плодородие   песчаных   почв.   Трудовая   миграция   из   Мещеры (отходничество).  Транзитная роль Мещеры для Москвы: Владимирка, Рязанка, Москва­река.  Текстильная   индустриализация   XIX   —   начала   ХХ   в.   и   революционные   традиции. Художественные традиции Мещеры.  Роль убежища (рефугиума): старообрядцы, пережитки язычества, загадка народа мещера. Роль опоры Москвы: обслуживание городского хозяйства (водоснабжение, энергоснабжение, канализация),   строительство   городского   транспорта   для   Москвы   (городские   автобусы, электрички)   и   оборонная   промышленность.   Аэрокосмическая   специализация:   заводы, полигоны, наука.  Региональное миросозерцание и инновационная роль.  Мещера   в   произведениях   К.   Паустовского,   А.   Куприна,   С.   Есенина,   М.   Кольцова,   Б. Можаева и других литераторов.             Верхняя Ока    Орловская, Тульская, Калужская области и часть Московской  2.2.3. Синтезирование образа Русского Центра    По модели 2.1.3. с добавлением сравнения образов Запада и Центра: отыскание в одном черт   другого   и   принципиальных   различий   (с   географической   интерпретацией).   Опыт социально­географического   зонирования:   образ   огромного   города   —   образ   ближайших пригородов — образ Дальнего Подмосковья.  2.3. Старый Север (2 ч)  2.3.1. Северные Увалы   7 Части Костромской, Вологодской и Кировской областей  Каспийско­Беломорский водораздел. Волжско­Двинское междуречье.  Медвежий угол в прямом и переносном смысле, край непуганных птиц, социокультурное убежище (рефугиум). Район периферийной  концентрации русской национальной  традиции. Фольклорные мотивы. Лучшие черты русского характера. Народное искусство. Православная составляющая   образа.  Старинные  монастыри   и  церкви.  Архаика.   «Бытовое»  литературное вдохновение.   А.   Островский.   С.   Максимов.   Б.   Шергин.   С.   Писахов.   Н.   Рубцов.   Модель эколого­культурного сосуществования.  Подтаежье. Брусника, морошка. Русская традиция и финно­угорская инерция. Застарелая память   о   давних   столкновениях   на   фронте   русской   колонизации.   Малохлебность   и хлебородные   очаги.   Луга.   Молочное   животноводство.   Лесное   хозяйство.   Лесохимия. Целлюлозно­бумажное   производство.   Экспансия   болот. Примечательность возвышенных, сухих мест и размещение старых городов. Замечательные географические положения городов.    Болота   и   сырые   луга. Реки   —   старые   транспортные   оси   и   оси   расселения.   Былой   лесосплав.   Умирающее судоходство. Соль земли для Средневековой Руси. Алмазоносные надежды.      Подвинье и Поморье   Архангельская область и часть Вологодской  2.3.2. Синтезирование образа Старого Севера   По   модели   2.1.3   со   специальным   обсуждением   отражения   в   образах   изученных   ранее территорий   а)   природно­хозяйственной   зональности   и   б)   русской   национально­культурной компоненты.  2.4. Южная Россия (4 ч)  2.4.1. Среднерусское Черноземье   Курская и Белгородская области  Переход от лесостепи к степи. Открытые пространства и черноземное плодородие.  Ход   освоения   территории.   Столкновения   с   враждебными   Югом   и   Западом.   География Слова о полку Игореве,  география Курской дуги. Инвазии по Изюмскому и Муравскому шляхам.   Белгородская   черта   и   граница   с   Малороссией.   Этнографическая   грань. Водораздельный веер.  Зерно и скот. Сады. Воронежский щит и КМА. Известняки и мел. Благоденствие Белогорья на черноземах и черной металлургии.  Географическое   положение.   Экран   Среднерусской   возвышенности,   ограничивающий московское столичное влияние. Район географического затишья и культурной пассивности. Пережитки   крепостничества.   Зона   русско­украинского взаимодействия.    Сельский   менталитет. Слово о полку Игореве. Моление Даниила Заточника. Н. Гоголь. Н. Асеев. Т. Шевченко, Н. Лесков.        Дон   Часть Тульской и Волгоградской, Липецкая, Воронежская и Ростовская области  2.4.2. Волга последних притоков   Саратовская область  Зерновой бассейн. «Недавнее» дно Каспия — «соленая» геохимия. История соледобычи и заселения степного Заволжья. Зонирование: дубравы и сады Правобережья и степи левого берега.   Оструктуривающая   ось   Волги.   Шиханы   Приволжской   возвышенности,   сырты Низменного Заволжья. Закон Бэра.  Интернационал: русские, украинцы, казахи, немцы.  Диверсифицированная энергетика.  Маргинальность географического положения («глушь­Саратов»): опасные военные объекты и   акции,   рефугиум   старообрядцев,   разбойничьи   предания,   объект   иронии,   уроженцы   — «предреволюционные» консерваторы (Столыпин, Суслов).  8 Достоинство территории. Саратов — московский приближенный на Волге. Саратовский университет,   Радищевский   музей,   саратовская   художественая   школа,   саратовские изобретатели, саратовские герои.  К.   Петров­Водкин,   И.   Бабель,   Л.   Кассиль,   К.   Шкода,   Д.   Фурманов,   Б.   Пильняк,   П. Кузнецов, Ф. Шехтель, В. Милашевский, Э. Лимонов, А.Н. Толстой.  2.4.3. Кубань и Русское Закавказье   Краснодарский край  Край   передового   освоения.   Победный   рубеж   русской   истории.   Казачество.   Героизм   и лихость   в   сочетании   с   консерватизмом.   Верноподданнические   настроения   в   сочетании   с самостоятельностью и стремлением к автономизации. Казаческая компонента современной российской   общественно­политической   жизни.   Заслуги   казачества.   У   горного   порога. Культурные   взаимодействия   на   Юге:   кавказские   (горские)   и   украинские   черты   в   быту   у южных русских. Колорит казачьих станиц. Казачий фольклор.  Плодородие. Хлеб, подсолнечник, сады, виноград. Элеваторы. Тополя.  Античное   наследие   северного   побережья   Черного   моря.   Приморские   портовые   города. Предэкспортная переработка сырья. Нефть и газ — транзитные и свои.  Сезонная курортная жизнь и жизнь людей в курортных городах и поселках. Рекреационные ресурсы. Виды рекреации на Черноморском побережье и на Кубани.  2.4.4. Синтезирование образа Южной России   По модели 2.1.3 с добавлением специального изучения и интерпретации гербов республик Северного Кавказа и Калмыкии, а также сопредельных территорий Украины и признанных и непризнанных республик Закавказья.  Проводятся также опыты сравнения: а) рубежей России — западного и южного; б) северных русских и южных русских.  2.5. Урал (3 ч)  2.5.1. Прикамье   Пермская область  Ось   Камы,   «строящая»   край.   Камский   бассейн,   питание   притоков.   Гидронимия.   Левые притоки   Камы   —  лучи,   проецирующие   русскую   матрицу   на  экран   Урала.   Клин  русского заселения, вошедший между финнами (коми­пермяками и удмуртами) на севере и западе и тюрками   (татарами   и   башкирами)   на   юге.   Обрусение   финнов.   Два   хозяйственных   лица Прикамья: «тайга — лесное хозяйство — ЦБК» и «лесостепь — зерновое хозяйство».  Уральский   порог.   Коридор   Чусовой.   Роль   Прикамья   в   освоении   Урала   и   Сибири. Транзитные функции. Тупиковость алмазного севера. Юг: вход в настоящий горнозаводской Урал. Бытовая трагедия закрытого Кизеловского угольного бассейна и нефтяная лихорадка.  Д. Мамин­Сибиряк, П. Бажов, О. Мандельштам, Ф. Решетников, П. Антокольский, А. Герцен.  2.5.2. Озерное Зауралье    Челябинская область  Барьер Урала, заэкранированный край. Главные вершины Южного Урала. Горный бордюр на западе и неограниченная равнина на востоке. Высотная поясность: леса на Урале — в широтах степи. Деформация широтной зональности.  Горные выработки. Угольные копи и проблемы закрытия шахт и разрезов Челябинского буроугольного бассейна. Рудное сырье: от изобилия к дефициту.  Озерный   край.   Озерная   топонимика.   Предания,   связанные   с   южноуральскими   озерами. Глубокие озера предгорий и степные блюдца. Курортное и лечебное значение челябинских озер.  Рубеж   с   Казахстаном.   Пограничность.   Крепости   Исетской   и   Уйской   линий. Пространственный   ход   освоения:   инверсия.   Русское   заселение,   пришедшее   с   сибирской стороны, с северо­востока. Разная преодолимость невысокого Среднего и артикулированного Южного Урала. Обход Южного Урала и башкир «с тыла». Башкирские и татарские села и районы.  9 Мрачные   предания   и   настороженная   топонимика   горнозаводского   Урала.   Опасные производства   военно­промышленного   комплекса   и   «грязная»   металлургия.   Экологические катастрофы. Формируемая современная мифология Урала.  Роль   Урала   как   «опорного   края   державы»:   значение   уральского   оружия   для   Победы, значение уральских ракет и ядерного оружия для успешного противостояния СССР блоку НАТО. Скромный героизм уральцев.  П. Бажов, Л. Татьяничева, Б. Ручьев, В. Бианки.     Горнозаводское ядро   Свердловская область  2.5.3. Синтезирование образа Урала    По   модели   2.1.3   со   специальным   изучением   судьбы   горнодобывающих   отраслей промышленности и металлургии на изученной части образной карты страны.  2.6. Новый Север (3 ч)  2.6.1. Кольский полуостров   Мурманская область  Экстремальный климат. Заполярье. Полярные ночи. Дефицит растительного питания для человека.   Альтернатива:   рыболовство,   оленеводство,   охота   на   морского   зверя.   Саамы, поморы. Мурманский рыбный порт. Незамерзающее море. Зимняя форточка петербургского окна   в   Европу   (Н.   Баранский).   Сухопутная   и   морская   граница   с   НАТО,   пограничники Заполярья.   Стратегическое   значение   Баренцева   моря.   Варяжские,   шведские   и   норвежские вторжения   в   средневековье,   англо­американская   интервенция   1918—1920   гг.,   финский реваншизм, германский фронт в Великую Отечественную войну. Базирование стратегического флота: атомные подводные лодки, ракет несущие корабли. ЗАТО. Слава североморцев. В. Пикуль.   К.   Симонов.   Обслуживание   флота:   судоремонт,   утилизация   списанных   АПЛ. Опасность радиоактивного загрязнения.  Сопки.   Рудное   и   химическое   сырье,   перепады   высот   для   производства гидроэлектроэнергии (каскады ГЭС на коротких реках).       Карелия   Республика Карелия  2.6.2. Обский Север    Ямало­Ненецкий и Ханты­Мансийский автономные округа.  Тяжелые   условия   для   жизни   человека.   Низкий   выход   биомассы   на   единицу   площади. Кочевой   образ   жизни   коренного   населения.   Ханты,   манси,   ненцы.   Топонимика,   традиции, фольклор, народное прикладное искусство, мифология. Традиционное жилище — чум. Олени, рыба, зверь.  Тайга и тундра: экология человека. Конфликты за угодья. Пушнина, лес.  Нефть и газ. Массированное нефтегазовое освоение в 70­е годы.  Рост природоохранного сознания на Обском Севере.  2.6.3. Синтезирование образа Нового Севера   По модели 2.1.3 со специальным обсуждением жизни в экстремальных условиях природной среды — для последующего развития в разделе 2.8.  2.7. Зона Транссиба (4 ч)  2.7.1. Кузбасс   Кемеровская область  Кузнецкая котловина — карман, ограниченный кряжами и горными странами. Угольная промышленность.   Ландшафт   шахтерских   поселков.   Шахтные   копры.   Терриконы.   Разрезы. Шахтерская слава, шахтерский образ жизни и традиции. Металлургия, химия и энергетика, «прицелившиеся» на уголь.  Зерновое   богатство   Кузнецкой   котловины   в   таежном   горном   обрамлении.   Ось   Томи. Транссиб и подъезды к нему. 2.7.2. Амур и Приморье    10 Читинская и Амурская области, Еврейская АО, Хабаровский и Приморский края  Бассейн Амура, притоки. Долины и сопки. Траектория Транссиба и веток. Мосты через Амур, переправы. ГЭС в Амурском бассейне.  Своеобразие   фауны   и   флоры.   Уссурийский   тигр,   женьшень   и   пр.   Столкновение континентального   и   тихоокеанского   миров.   Слава   дальневосточников.   Декабристы. Гражданская война и иностранная интервенция на Дальнем Востоке. Партизаны Приморья. ДВР.  Дальневосточная тайга. Лесное хозяйство. Не зерновое земледелие. Соя. Золото. Уран. Цветные металлы. БАМ — пути к новым полезным ископаемым. Стратегическое значение БАМ. Отопление для Дальнего Востока. Кризис прогрессивных отраслей.  Тихоокеанское побережье. Торговые морские порты. Рыболовство. Военно­морские базы.  Малые народы и их культура. Местные легенды. Природоохранное сознание.  2.7.3. Сахалин и Курилы    Сахалинская область  Сомнительная южность и иллюзорная восточность. Трудный климат: муссоны, изнуряющие ветры, облачность. Северные надбавки на широте Одессы.  На рубеже азиатской цивилизации. Вековое противостояние с Японией. Подвижный рубеж. Ситуация с Южными Курилами. Корейская община.  Сосуществование на острове «российских» и «японских» растений и животных.  Островное   положение   и   его   проявления.   Особенности   формирующегося   сахалинского менталитета — менталитета островитянина. Паромная связь сахалинских железных дорог с веткой от Транссиба.  Сахалинские   сопки   и   долины.   Связь   рельефа   и   размещения   людей.   Сейсмичность   и вулканизм. Цунами 1952 г. на Курилах.  Высокоторавье («гигантизм» сахалинских трав) и неблагоприятные условия для зернового производства и для жизни копытных. Медведи — действующие лица сахалинской жизни.  Лесное хозяйство. Японское целлюлозно­бумажное хищничество и современное хищничество российских экспортеров. Ель и северянка­лиственница. Сорные бамбучники.  Старый сахалинский уголь и молодая хищница — нефть. Сахалинский шельф — соглашения о разделе продукции.  А. Чехов, В. Ажаев, А. Чаковский, Т. Немова, Е. Машукова.  2.7.4. Синтезирование образа Транссибирской России    По   модели   2.1.3   со   специальным   обсуждением   российских   масштабов,   проблемы преодоления расстояний  и территориальной  разобщенности людей. Отражение российских сверх просторов в национальном самосознании. «Комплекс островитянина».  2.8. Крайний Северо­Восток (2 ч)  2.8.1. Лена    Часть Иркутской обл., Республика Саха (Якутия)  Якутская культура и этническая история. Переселения народа. Животноводство. Якутская лошадь как элемент хозяйства и культуры. Олени. Земледельческие очаги в великой ленской излучине. Якутский фольклор. Эвенки, эвены, чукчи, долганы, юкагиры в Якутии. Старое русское проникновение (поморы и казаки) и распространения православия.  Якутское   заполярье.   Нагорья   и   котловины.   Полюса   холода.   Особое   значение   энергетики. Вечная мерзлота. Ископаемая фауна.  Сырьевая   составляющая   освоения:   пушнина,   алмазы,   золото,   цветные   металлы. Кимберлитовые   трубки.   Дражная   добыча.   Роль   рек   и   базовых   речных   портов   в   освоении территории. Особая роль авиации. Автозимники. Роль БАМа.           Колыма   Магаданская обл.  2.8.2. Синтезирование образа крайнего Север­Востока   По модели 2.1.3 со специальным обсуждением черт специфики обитающих здесь народов.  11 3. Обобщение знаний и умений (5 ч) 3.1.   Зонирование,   районирование   и   пространственно­смысловое   структурирование образов по всей территории России (3 ч)  3.1.1. Природно­культурные зоны и территориальные кластеры сфер деятельности   Россия лесная и безлесная, равнинная и горная, благоприятная для жизни и экстремальная.  Россия хлебная и Россия бесхлебная.  Где и почему концентрируются плодовые, рыбные, масличные, льняные богатства?  Россия   христианская,   мусульманская,   буддийская,   языческая.   Ареалы   религиозно индифферентных образов.  3.1.2. Главные структурирующие линии, рубежи и пространственные процессы    Волжская ось. Волга и притоки. Водораздельные рубежи.  Радиальные лучи­магистрали, исходящие от Москвы.  Транссибирский коридор.  Уральский барьер.  Рубежи   морские   и   сухопутные,   артикулированные   и   незаметные,   активные   и   вялые, стабильные и не устоявшиеся. Обожженные и обжигающие.  Выявляемые на образной карте центро­периферийные отношения, диффузии, внедрения,   Пространственные   барьеры   и   каналы   повышенной пространственные   инверсии. проницаемости пространства.  3.2. Переживание и оценка пространства и себя, выработка отношения и намерений   Рефлексия учащихся на тему: как вошли знания по географии, истории, литературе, химии, МХК и музыкальной культуре в образ России и ее регионов. Чем полученные знания и умения наблюдать и анализировать обогащают в жизни, что помогает понять, к чему внимательнее присматриваться, чем интересоваться.  Появилось ли желание больше узнать о том или ином месте, посетить те или иные места, жить в том или ином месте. Появились ли любимые места на карте.  Выработалось   ли   отношение   к   разным   территориям   России.   Сформировалось   ли представление о стране как единстве многообразных регионов. Возникла ли мысль так или иначе (по мере сил и по мере взросления) влиять на политику общества в отношении тех или иных районов. Перечень учебно­методического обеспечения образовательного процесса.  Для учащихся: 1. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976. 2. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М., 1999 г.  3. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир. География» ­ М: ООО «Издательство АСТ», 2002. 4. Ляхов П.Р. Энциклопедия «Я познаю мир Животные.» ­ М: ООО «Издательство АСТ», 2002. 5. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. 6. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997. 7. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006. 1. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988. 2. География: Все для учителя географии.  Сайт: http://geo.1september.ru Для учителя: 12 3. География: Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru 4. География:\"Раннее развитие детей\" ­ География детям. Сайт: http://www.danilova.ru 5. Гладилина   И.П.,   Гришакина   О.П.,   Обручникова   А.   А.,   Попов   Д.В.   «Основы   ООО   «Центр исследовательской   деятельности   школьников», полиграфических услуг «Радуга», 2010.   Москва, 6. Клепинина.А. Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г. 7. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, ­ «Корифей», Волгоград, 2000. 8. Литвиненко Л.С.   «Нравственно­экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005. 9. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г. 10. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н. Петрова, В.И. Сиротин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002­302 с. 11. Наумов   А.С.   «По   материалам   олимпиад  National  Geographic  и   Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2007 год 12. Низовцев В.А. «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год 13. Рогачев   С.В.   Верхнее   Поднепровье   и   Подесенье/Образная   карта   России.   Выпуск девятый//География. — 2005. — № 16. — С. 1—47. 14. Рогачев   С.В.   Волга   последних   притоков   и   Узени/Образная   карта   России.   Выпуск шестой//География. — 2004. — № 15. — С. 1—32. — № 21. — С. 9—24. 15. Рогачев   С.В.   Кольский   полуостров/Образная   карта   России.   Выпуск первый//География. — 2003. — № 40. — С. 1—31. 16. Рогачев С.В. Мещера/Образная карта России. Выпуск четвертый//География. — 2004. — № 5, 6, 7. — С. 15—18. — № 8. — С. 1—31. 17. Рогачев   С.В.   Обский   Север/Образная   карта   России.   Выпуск   пятый//География.   — 2004. — № 11. — С. 1—32. 18. Рогачев С.В. Озерное Зауралье/Образная карта России. Выпуск восьмой//География. — 2005. — № 5. — С. 1—47. 19. Рогачев  С.В.  Прикамье.  Бассейн  Верхней   и  Средней  Камы/Образная  карта   России. Выпуск третий//География. — 2004. — № 4. — С. 1—32. 20. Рогачев С.В. Сахалин и Курилы/Образная карта России. Выпуск седьмой//География. — 2004. — № 40. — С. 1—32. 21. Рогачев   С.В.   Среднерусское   Черноземье.   Днепровская   и   Донецкая   покатости   с обозрением   прилегающей   полосы   Украины/Образная   карта   России.   Выпуск второй//География. — 2003. — № 44. — С. 1—32. 22. Росич Ю. Геральдика.ру//http:geraldica.ru. 23. Сергеев   И.С.   «Как   организовать   проектную   деятельность   учащихся»,   Москва, «Аркти», 2005. 24. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по географии», Москва, «Глобус», 2008. Перечень   материально­технического   обеспечения:  географические   карты,   атласы, коллекции,   раздаточный   материал,   таблицы,   дополнительные   дидактические   материалы, учебные пособия, компьютер, мультимедийный проектор, экран.   (полный перечень указан в паспорте кабинета).   13 Календарно­тематический план кружка «В мире географии» для 9  класса на  2017­2018 учебный год Тема занятия Введение (2 ч) Плановые сроки изучения учебного материала Скорректирова нные сроки изучения учебного материала Образ территории.  Образная карта.  01.09­08.09 11.09­15.09 05.09 12.09 Тема 1.  Раздел I. Региональные характеристики (29 ч) Тема 1. Западные рубежи (5 ч) Каспийско­Балтийско­Черноморский водораздел. Брянско­Смоленская порубежная Россия. Ленинградская область. 18.09­22.09 25.09­29.09 02.10­06.10 19.09 26.09 03.10 14 № урока в разделе, теме 1 2 1. 2. 3. Номера уроков по порядку 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. Санкт­Петербург. Синтезирование образа Русского Запада. Тема 2. Русский Центр (5 ч) Невыраженные водоразделы. Памятные места Москвы. Транзитная роль Мещеры для Москвы. Художественные традиции Мещеры. Синтезирование образа Русского Центра. Тема 3 Старый Север (2 ч) Северные Увалы. Поморье. Синтезирование образа Старого Севера.   Тема 4. Южная Россия (5 ч) Среднерусское Черноземье. Дон. Волга последних притоков. Кубань и Русское Закавказье. Синтезирование образа Южной России. Тема 5. Урал (3 ч) Прикамье. Озерное Зауралье. Синтезирование образа Урала. Тема 6. Новый Север (3 ч) Кольский полуостров. Карелия. Обский Север. Синтезирование образа Нового Севера. Тема 7. Зона Транссиба (4 ч) Кузбасс. Амур и Приморье.  Сахалин и Курилы. Синтезирование   образа   Транссибирской России. Тема 8. Крайний Северо­Восток (2 ч)  Река Лена, Колыма. Синтезирование   образа   Крайнего   Северо­ Востока. 09.10­11.10 16.10­20.10 23.10­27.10 30.10­03.11 06.11­10.11 13.11­17.11 27.11­01.12 04.12­08.12 11.12­15.12 18.12­22.12 25.12­29.12 09.01­12.01 15.01­19.01 22.01­26.01 29.01­02.02 05.02­09.02 12.02­21.02 26.02­02.03 05.03­09.03 12.03­16.03 19.03­23.03 26.03­30.03 02.04­06.04 16.04­20.04 23.04­27.04 30.04­04.05 10.10 17.10 24.10 31.10 07.11 14.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 27.03 03.04 17.04 24.04 Раздел II Обобщение знаний и умений, самоанализ (3 ч) Тема 1. Зонирование, районирование и пространственно­смысловое структурирование образов по всей территории России (2 ч) 32 33 34 1.  2.   1.   кластеры   зоны Природно­культурные территориальные   деятельности. Главные структурирующие линии, рубежи и пространственные процессы. и сфер   07.05­11.05 08.05 14.05­18.05 15.05 Тема 2. Переживание и оценка пространства и себя (1 ч)  Переживание и оценка пространства и себя. 21.05­25.05 22.05 Итого часов   15 34 по програм ме выпол нено СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР  ______  /Москотельникова Н.В./ «___» августа 2017 г. СОГЛАСОВАНО  на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению протокол № 1 от « ___» августа 2017 г. Руководитель ШМО ________ / Содонова О.А./ 16

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.

Рабочая программа кружка "В мире географии", 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2018