В практике моей профессиональной деятельности накоплено достаточно большое число методических разработок различных типов, касающихся кружковой работы естественнонаучной направленности. Предлагаю заинтересованным коллегам ознакомиться с этими материалами. Предлагаемые методические материалы могут быть также интересны педагогам предметникам – естественникам при подготовке уроков, а также классным руководителям при составлении тематических классных часов экологической и общекультурной направленности.
Рабочая программа кружка «волшебница – природа»
Пояснительная записка
Экологический кризис есть внешнее проявление
кризиса духовного.
Д. С. Лихачев
Культура – это мозг страны, ее судьба и надежда.
Дума о культуре – врата в будущее.
Н. Рерих
Чувство изящного – важное условие человеческого
достоинства. Эстетическое чувство есть основа доброты,
основа нравственности.
В. Г. Белинский
«Волшебницаприрода». Занимательная экология животных. Растительный и
животный мир в поэзии, живописи и фольклоре. Программа дополнительного
образования для младших школьников.
Направленность программы:
По содержанию – естественнонаучная, экологобиологическая.
По функциональному предназначению – учебнопознавательная.
По форме организации – кружковая.
Программа разработана на основе требований государственных программ
по экологии [1.14, 15, 16, 20] и сборника программ для учреждений
дополнительного образования «Исследователи природы. Кружок юных экологов
[1.17, с. 69–84].
Возраст детей: программа кружка рассчитана на учащихся II–IV классов.
Срок реализации: три года.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа.
В соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта
начального общего образования и «Санитарноэпидемиологическими
требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» кружковые занятия начинаются с интервалом не менее 1 часа
после уроков, при этом практическим занятиям отводится в программе 61 %, 59
% и 63 % всего времени (соответственно в 1, 2 и 3 годы обучения).Новизна программы состоит в том, что на основе новых образовательных
государственных стандартов [1.18, 1.21] программа кружка «Волшебница
природа» дополнена новым учебным содержанием краеведческого и
культурологического направления:
• углублена новым краеведческим региональным компонентом о природе
Волгоградской области, ее биологическом и ландшафтном разнообразии,
экосистемах родного края;
• дополнена новыми культурологическими материалами;
• расширена новыми формами организации деятельности воспитанников;
• оснащена компьютерной поддержкой.
Отличительные особенности программы заключаются в разнообразии тем
и межпредметных связях (экологокультурологических), в разнообразии
форм проведения занятий (большей частью – игровых) и в сочетании
экологического, эстетического, патриотического и духовнонравственного
воспитания младших школьников.
Актуальность. В системе государственных мер по охране окружающей
среды и рациональному природопользованию экологическое образование и
воспитание формирование экологического мировоззрения подрастающего
поколения приобретают особое значение.
Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное
воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы
проблем взаимодействия современного общества и родной природы, овладевают
прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации
воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.
По словам академика Д. С. Лихачева, экологический кризис есть внешнее
проявление кризиса духовного; деформация общества породила деформацию
системы ценностных ориентаций – так называемую «массовую культуру»,
опошляющую культурные ценности. Чтобы противостоять этому, необходимы
не только экологические знания – нужно воспитывать у детей ценностный
иммунитет, и делать это следует на основе ознакомления с лучшими
образцами отечественного культурного наследия, на основе изучения
героической истории родного края. В этом актуальность и педагогическая
целесообразность данной программы. Программа комбинирует прикладное
творчество с учебнопознавательным материалом по экологии, краеведению,
культурологи, преподаваемым в занимательной форме, с загадками,
викторинами и физпаузами.ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
• воспитание у обучающихся основ экологической культуры;
• воспитание ценностного иммунитета;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению и
социализации.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Познавательные:
• развитие познавательного интереса у детей;
• знакомство с начальными знаниями по экологии;
• знакомство с отдельными шедеврами отечественной культуры.
Развивающие:
• коммуникабельность;
• активность;
• самостоятельность.
Мотивационные:
• создание комфортной психологической атмосферы в кружке;
• создание ситуации успеха для каждого воспитанника.
Социальнопедагогические:
• формирование общественной активности у детей;
• предоставление возможности обучающимся реализации себя в коллективе;
• выработке сознательного, бережного отношения ко всему живому и
уважение к человеческой личности, прежде всего.
Обучающие:
• формирование начальных навыков и умений по комнатному цветоводству и
флористике;
• овладение нормами правильного поведения в природной среде.
Духовноэстетические:
• приобщение детей к отечественному культурному наследию – поэзии,
пейзажной живописи, народному декоративноприкладному искусству;
• воспитание патриотических и эстетических чувств;
• развитие потребности общения с природой.
Оздоровительные:
• регулярные физпаузыминутки на каждом занятии;
• подвижные экоигры;• организация культурного досуга, оберегающего от вредных привычек;
• формирование представлений и навыков здорового образа жизни.
Оздоровительные задачи программы решаются в соответствии с
требованиями СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утвержденными 29.10.2010г. приказом № 189.
Современную естественноисторическую основу экологического образования
составляет понимание природы как единого целого в диалектической
взаимосвязи природы и общества. Современная экология изучает
взаимоотношения не только растений, животных и окружающей среды, но и
человека, своей жизнедеятельностью воздействующего на природу. Поэтому
воспитание у школьника сознания, что человек – часть природы, что
подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы и,
правильно пользуясь ими, перестраивает природу в соответствии с нуждами
общества, является главной задачей занятий в кружке экологии.
проводимые в
занимательной,
Формы занятий.
Программа придерживается основных научных и методологических
направлений современной педагогической науки. В основу работы кружка
игровой и
положены занятия,
соревновательной форме. Программа разработана с учетом современных
образовательных технологий, активно использует сюжетноролевые и
подвижные экоигры, командные соревнования типа КВН. (Этому по
священы методические разработки «Игра в научное исследование»,
«Экоигротека» и сценарии КВН). В форме игры проводятся занятия по
знакомству с русскими художественными промыслами – пример: замечательный
показ моделей устроили под аплодисменты мальчишек девочки
четвероклассницы, драпируясь в ПавловоПосадские шали десятком разных
способов (от чалмы до парео)!
По структуре программа является интегративной – она блок
модульная циклическая, т. к. курс обучения состоит из нескольких
повторяющихся блокмодулей. Каждые 5–6 занятий по экологии, посвященные
растениям и обитателям конкретной экосистемы, перебиваются 2–3 занятиями
прикладной флористикой, изучением творчества художника, краеведением.
Такое чередование тем продиктовано необходимостью сделать материал
наиболее разнообразным и занимательным – раз предназначен он для младшихшкольников (ведь известно, чтобы знания лучше усваивались, они должны
поглощаться с аппетитом!). Учет возрастных особенностей
требует
занимательности и разнообразия. Интерес к работе у детей всегда поддерживают
игровые приемы, художественное слово, загадки, поэтому необходимо для
поддержания мотивации чередовать практические занятия с другими блок
модулями, экоиграми и КВН. Различные по тематике блокмодули программы
делают ее привлекательнее и позволяют школьникам раскрыть разные грани
личности, развить познавательную активность.
Программа является интегративной и включает 6 тематических блок
модулей:
1. Времена года.
2. Знакомые незнакомцы: взаимоотношения обитателей природных
сообществ.
3. Азбука растений.
4. Рукотворная сказка русских мастеров (русские художественные
промыслы).
5. Люблю тебя, мой край родной (введение в краеведение).
6. Праздники (и другие организационномассовые мероприятия).
Каждый год обучения наполняет модули новыми темами.
Модули объединены тем, что содержание каждого подкрепляется
обширным изобразительным и фольклорным материалом; обитатели природных
сообществ предстают героями экологических сказок, пословиц, загадок, а
времена года иллюстрируются стихами классиков и репродукциями пейзажей,
лаковой миниатюрой. Восприятие культуры – это всегда напряжение, нелегко
воспринимать высокие и сложные духовные ценности. Учить этому надо с
детства. В этом состоит новизна программы.
Практической основой программы являются экскурсии, занятия по
изготовлению поделок из природных материалов, практическое цветоводство и
флористика. Это воспитывает трудолюбие и познавательный интерес, помогает
дальнейшему выбору профессии цветовода и фитодизайнера. В качестве
практических занятий предусмотрены:
– поделки из природных материалов;
– составление аппликаций, панно и композиций из сухоцветов (основы
флористики);
– практическое цветоводство (посадка и уход за комнатными растениями).Дети с удовольствием занимаются аппликацией из засушенных листьев, так
как наличие готовой формы облегчает и ускоряет задачу создания изображения
животного, а его силуэт подчеркивает доминирующие черты зверя – это
экологическая составляющая обучения. В то же время школьнику
приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений во
время работы с хрупкими листочками, что особенно положительно сказывается
на развитии мелкой моторики руки. Своеобразие окраски, формы и размера
листьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом
животных.
В программе применяются интерактивные методы с безоценочностью
действий и личности детей; с приоритетом процесса деятельности над ее
результатом; с творческой позицией участников занятия и учетом интересов
каждого ребенка.
Проводится художественная репрезентация природных объектов – развитие
их мыслеобразов средствами искусства; экоэмпатия – сопереживание, перенос
собственных состояний на другие существа, сочувствие им; экоидентификация –
когда школьник ставит себя на место того или иного растения или животного;
экозабота; ритуализация экодеятельности (например, на занятиях по комнатному
цветоводству – торжественная церемония посадки растения) и экорефлексия –
самоанализ (с помощью анкет и тестов – см. методическую разработку «Анкета –
мой помощник»).
Большое внимание в программе уделяется здоровьесбережению: на каждом
занятии проводятся 2–3 физпаузыминутки, а на каждом итоговом по теме КВН
– конкурсные соревнования на лучшее групповое или сольное исполнение
физпауз.
Регулярно проводятся беседыдискуссии о вредных привычках и о спорте –
его пользе и жизненных перспективах спортсмена (см. разработку занятия «О
спорте»).
Очень важно в эковоспитании облагораживающее влияние русского
изобразительного искусства. Самое главное – пробудить к нему интерес,
изучая популярные полотна передвижников и пейзажистов.Большое внимание
уделяется духовнонравственному воспитанию: обсуждению пейзажей
русских художников, проведению конкурсов пословиц, а при изготовлении
открыток дети учатся составлять поздравления, подбирая задушевные слова
для своих близких («Ничто не ценится так дорого и не дается нам так дешево,
как доброе слово»!). Богатство русского языка хорошо представлено впословицах, и конкурс «Объясни пословицу» – подходящий повод обратиться к
этой сокровищнице народной мудрости.
Сейчас под массированным воздействием СМИ чрезвычайно ослаблен
духовноэстетический мир детей, низок уровень эстетического сознания, отчего
наше общество несет тяжелые духовнонравственные потери. Поэтому возникла
острая необходимость гармоничного сочетания в учебновоспитательном
процессе элементов обучения и художественного развития детей, формирования
у них нравственности и гражданского самосознания – основы
патриотизма. С этой целью к каждой знаменательной дате готовятся «Уроки
мужества» (19 ноября, 2 февраля, 23 февраля, 9 мая).
В связи с очевидно нарастающим не только экологическим, но и духовно
нравственным кризисом общества особенно важным становится патриотическое
воспитание, связанное с этическим отношением к родной природе, к истории
родного края, гордости за его славное прошлое.
Воспитание детей на основе краеведения способствует также развитию
познавательных интересов и формированию нравственноценностных ориентиров
и природоохранной социализации – принятию человеком в процессе воспитания
в семье и в коллективе с раннего детского возраста норм бережного отношения к
природе.
Наш край – уникальный по природным условиям регион, имеющий огромное
социальноэкономическое и стратегическое значение для России. Занимая
половину площади Нижнего Поволжья и отличаясь большим природным
разнообразием, он является как бы центром и связующим звеном всех
поволжских территорий и играет ключевую роль в сохранении и
общенационального, и глобального биоразнообразия.
Ознакомление с уникальным природным богатством региона, его красотой и
разнообразием, вызывает чувство гордости, любви к родному краю, желание
поделиться с другими этим знанием. Изучение краеведения должно помочь и
формированию чувства гармонии и духовного единства с природой, осознанию
запущенного состояния природных объектов родного края. Выбор именно
экологической платформы для наполнения духовного багажа знаний в сочетании
с историкопатриотическим воспитанием дает наиболее интегрированный,
комплексный подход к патриотическому воспитанию российского
гражданина. (Знакомству с краеведением посвящена методическая разработка
«Мой край».)Это соответствует основным задачам реализации содержания предметных
областей федерального образовательного стандарта (п. 19.3).
Отличительной особенностью программы являются структурный
анализ и системнодеятельностный подход, связывающий теоретические и
практические занятия: в течение года дети ведут конспектгармошку, в виде
таблицы обитателей экосистем, в которой четко прослеживается общая
структура любого биоценоза: грызуны – копытные – хищники – насекомоядные
– насекомые – птицы. А системный подход проявляется в сочетании
экологического, искусствоведческого и практического занятий по каждому
разделу программы. При этом подчеркивается каждый раз нерасторжимость
природных взаимосвязей: «всевсе, все на свете нужны!», что закладывает
основы толерантности.
Программа в наибольшей мере отвечает ценностям гуманитарной
парадигмы, поскольку ориентирована на формирование опыта эмоционально
ценностных отношений и воспитание с помощью создания среды душевных
отношений, эмоциональной теплоты и ситуации успеха для каждого ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся должны знать:
1) экологические, климатические и исторические особенности своего края;
2) обитателей степной, лесной, речной и пустынной экосистем края;
3) краснокнижные растения, птиц, насекомых и млекопитающих
Волгоградской области;
4) названия самых распространенных степных, лесных, водных и прибрежных
растений региона, а также лекарственных и ядовитых местных трав;
5) названия деревьев и кустарников сада и парка;
6) названия и особенности природных парков области;
7) природные достопримечательности края;
8) краткую историю и историческую роль донского казачества;
9) исторические достопримечательности городагероя Волгограда;
10) этапы и историческое значение Сталинградской битвы, имена героев и
полководцев;
11) виды народных художественнодекоративных промыслов.
12) основных обитателей природных экосистем всех континентов планеты.
Обучающиеся должны уметь:• собирать и засушивать разными способами гербарный материал;
• составлять панноаппликации из листьев и сухоцветов;
• сажать окорененные черенки и ухаживать за комнатными растениями;
• анализировать произведения пейзажной живописи;
Проектируемый результат
освоения содержания программного
материала предъявляется в знаниях, выраженных в формах теоретического
обобщения, а также в умениях и навыках изготовления поделок из природных
материалов, составления аппликаций, панно и композиций из сухоцветов (основы
флористики), посадке и ухода за комнатными растениями.
Таким образом, выполняется требование пункта 19.3 «Учебный план
начального общего образования» в предметной области «Естествознание»
(«Окружающий мир»).
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ
Как показал опыт работы с младшими школьниками, наибольшим успехом у
них пользуются командные конкурсы (КВН), поэтому итоговая диагностика
теоретических знаний проводится регулярно именно в этой форме, а
промежуточная – в виде тестов и экоигр.
Входной контроль знаний по каждой теме проводится с помощью
соответствующих тестов и викторины, а качество усвоения практических
навыков – по таблице мониторинга.
Мониторинг освоения образовательной программы
Ф. И. О. педагога _________________________________________
Название объединения _____________________________________
Общее количество обучающихся в группе: _____________________
Группа
Параметры оценивания
Год обучения
Знания
Различные умения
Развитие творческих навыков
№п
/п
Ф. И. ребенка
Заготовк
Теоретич
Организа
а
Выполнени
еские
знания:те
сты, КВН
ция
природог
е
рабочего
о
различных
места
материал
работ
а
Работа с
природны
м
материало
м
Творческа
я
активност
ь
Общий
уровеньСХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
интегративной программы дополнительного образования
«Волшебницаприрода»
ЭКОЛОГИЯ
Теоретический
материал:
природные
экосистемы.
Занимательная
экология
животных
+
ПРАКТИКА
Практическое
цветоводство:
агротехника
комнатных
растений. Поделки
из природных
материалов.
Флористика
+
Миропонимание
нерасторжимости
взаимосвязей всего
живого
на земле
Познавательная
активность в
биологии и других
науках
Понимание
самоценности,
неповторимости
человеческой
личности
Доброжелатель
ность,
коммуникабельно
сть,
психологическая
защищенность
Трудолюбие,
настойчивость,
упорство и
самодисциплина
Приобретение
в дальнейшем
профессии
озеленителя,
флориста,
ландшафтного
дизайнера
КУЛЬТУРО
ЛОГИЯ
Знакомство
с русской
живописью,
художественными
промыслами.
Стихи
о природе.
Пословицы
Духовно
нравственное и
эстетическое
воспитание
ценностностных
ориентаций
+
КРАЕВЕДЕНИЕ
Основы
исторического и
географического
краеведения.
Изучение Красной
книги области
Любовь к родному
краю, своей малой
Родине, гордость
за нее
Ценностный
иммунитет:
общечеловеческие
духовные
ценности
Социальная
активность,
чувство
ответственности и
сопричастности
Толерантность к
другим
национальным
культурам.
Интернационализ
м
Гражданственно
сть, патриотизм
ФОРМИРОВАНИЕ СВОБОДНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИСАМООПРЕДЕЛЕНИЕ
В СВОБОДНОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1й год обучения
Наименование
Вводное занятие
1. ВРЕМЕНА ГОДА:
поэзия русского пейзажа
Щедрое лето.
Художницаосень.
Волшебницазима.
Веснакрасна.
Итоговое занятие
Номер
темы
1.0
1.1–1.2
1.3–1.4
1.5–1.6
1.7–1.8
1.9
И т о г о :
2. ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ:
взаимоотношения обитателей
2.1–2.4
2.5–2.9
2.10–2.14
2.15–2.18
2.19–2.23
природных сообществ
Они живут рядом: городские обитатели.
Родные степные просторы (степные обитатели).
Голубая река, золотые берега (речная экосистема).
Кладовая солнца: болота.
Волшебниклес, полный сказок и чудес
И т о г о :
3. АЗБУКА РАСТЕНИЙ
3.1–3.2
3.3–3.4
3.5–3.6
3.7–3.8
3.9–3.10
3.11–3.15
Трава у твоего порога.
Где вкусная каша растет?
Зеленая аптека.
Лучшие продукты – овощи и фрукты.
Спаси и сохрани! Краснокнижные растения
области.
Введение в комнатное цветоводство
Всего
часов
(2)
4
4
4
4
2
(18)
8
10
10
8
10
(46)
4
4
4
4
4
10
Теория
2
2
2
2
2
–
(8)
2
2
2
2
2
(10)
2
2
2
2
2
–
Прак
тика
–
2
2
2
2
2
(10)
6
8
8
6
8
(36)
2
2
2
2
2
10Наименование
Всего
часов
(30)
Теория
(10)
Прак
тика
(20)
И т о г о :
Номер
темы
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4. РУКОТВОРНАЯ СКАЗКА
Золотая Хохлома: цветущий луг в квартире.
На подносе красочный букет (Жостово).
Голубые голуби Гжели.
Веселые игрушки Вятки, Дымкова и др.
Итоговое занятие
И т о г о :
5.1–5.5
5.6
5.7
5.8–5.9
5. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
Уроки памяти, уроки мужества.
Имена героев в названиях улиц.
Достопримечательности городагероя Волгограда.
Географические особенности нашего края
6. ОРГАНИЗАЦИОННОМАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРАЗДНИКИ
И т о г о :
И т о г о ч а с о в :
2й год обучения
Наименование
Вводное занятие
1. ВРЕМЕНА ГОДА:
поэзия русского пейзажа
Щедрое лето.
Художницаосень.
Волшебницазима.
Веснакрасна.
Итоговое занятие
И т о г о :
2. ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ:
взаимоотношения обитателей
природных сообществ
Тропический влажный лес.
6.1–6.10
Номер
темы
1.0
1.1–1.2
1.3–1.4
1.5–1.6
1.7–1.8
1.9
2.1–2.5
2.6–2.7
2
2
2
2
2
(10)
10
2
2
4
(18)
(20)
144
Всего
часов
(2)
4
4
4
4
2
(18)
10
4
2
2
2
2
–
(8)
10
2
2
4
(18)
–
56
–
–
–
–
2
(2)
–
–
–
–
20
88
Теория
2
2
2
2
2
–
(8)
2
2
Прак
тика
–
2
2
2
2
2
(10)
8
2Номер
темы
2.8–2.12
2.13–2.14
2.15–2.18
2.19–2.20
2.21–2.25
Наименование
Белое солнце пустыни.
Карнавал животных – саванна.
Край белого безмолвия – Заполярье.
Море и его обитатели.
Превращения воды.
Повторение прошлогодних тем
3. АЗБУКА РАСТЕНИЙ
3.1–3.2
3.3–3.4
3.5–3.6
3.7–3.8
3.9–3.11
Возле школьного крыльца посадили деревца...
Одежда из растений.
Зеленый доктор.
Сбережем первоцветы!
Юный цветовод
4. РУКОТВОРНАЯ СКАЗКА
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Павловские праздничные шали.
Палехская сказка.
Волшебство вологодского кружева.
Деревянная птица счастья.
Итоговое занятие
И т о г о :
И т о г о :
И т о г о :
5. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
5.1–5.5
5.6–5.7
5.8–5.9
5.10–5.11
Уроки памяти, уроки мужества.
История города Царицына.
Малые реки нашего города.
Волгаматушка. Донбатюшка
6. ОРГАНИЗАЦИОННОМАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРАЗДНИКИ
И т о г о :
И т о г о ч а с о в :
3й год обучения
Наименование
Вводное занятие
6.1–6.10
Номер
темы
1.0
Всего
часов
10
4
8
4
10
(50)
4
4
4
4
6
(22)
2
2
2
2
2
(10)
10
4
4
4
(22)
(20)
144
Теория
Прак
тика
2
2
2
2
–
(12)
2
2
2
2
–
(8)
2
2
2
2
–
(8)
10
4
4
4
(22)
–
60
8
2
6
2
10
(38)
2
2
2
2
6
(14)
–
–
–
–
2
(2)
–
–
–
–
20
84
Всего
часов
(2)
Теория
2
Прак
тика
–Номер
темы
1.1–1.2
1.3–1.4
1.5–1.6
1.7–1.8
1.9
Наименование
1. ВРЕМЕНА ГОДА:
поэзия русского пейзажа
Щедрое лето.
Художницаосень.
Волшебницазима.
Веснакрасна.
Итоговое занятие
2. ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ:
взаимоотношения обитателей
природных сообществ
Обитатели тропического аквариума.
Путешествие по континентам: Африка.
Центральная и Южная Америка.
Азия.
Австралия.
Природные парки Волгоградской области
2.1–2.5
2.6–2.9
2.10–2.13
2.14–2.17
2.18–2.21
2.22–2.25
3. АЗБУКА РАСТЕНИЙ
3.1
3.2
3.3
3.4–3.11
Чудеса в мире растений.
Собираем гербарий.
Сам себе доктор.
Юный цветовод: вырастим рассаду!
4. РУКОТВОРНАЯ СКАЗКА
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Веселый Городец.
Оренбургский пуховый платок.
Каслинское литье.
Ростовская финифть.
Итоговое занятие
И т о г о :
И т о г о :
И т о г о :
И т о г о :
5. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ
5.1–5.5
5.6–5.7
5.8–5.9
5.10–5.11
Уроки памяти, уроки мужества.
Краткая история Сталинградской битвы.
Краткая история донского казачества.
Заповедники России
И т о г о :
Всего
часов
Теория
Прак
тика
4
4
4
4
2
(18)
10
8
8
8
8
8
(50)
2
2
2
16
(22)
2
2
2
2
2
(10)
10
4
4
4
(22)
2
2
2
2
2
(10)
8
6
6
6
6
6
(38)
–
2
2
16
(20)
–
–
–
–
2
(2)
–
–
–
–
2
2
2
2
–
(8)
2
2
2
2
2
2
(12)
2
–
–
–
(2)
2
2
2
2
–
(8)
10
4
4
4
(22)Номер
темы
6.1–6.10
Наименование
Всего
часов
Теория
Прак
тика
6. ОРГАНИЗАЦИОННОМАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРАЗДНИКИ
И т о г о ч а с о в :
(20)
144
–
54
20
90