РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
классное руководство
4 кл
04.10.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи: Просветительская (приобщение к истории чувашского народа, к культуре и устному народному творчеству народов Поволжья). Эстетическая (раскрыть обучающимся богатство мира идей и образов сказаний и легенд чувашского народа). Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь). Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).Данная программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, в том числе чувашских писателей и их произведений, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Целью кружка "Культура народов Поволжья " является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Ульяновскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи: Просветительская (приобщение к истории чувашского народа, к культуре и устному народному творчеству народов Поволжья). Эстетическая (раскрыть обучающимся богатство мира идей и образов сказаний и легенд чувашского народа). Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь). Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
rabochaya_programma_kultura_narodov_povolzhya.doc
Рабочая программа Кружка «Культура и язык чувашского народа» В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары,   чуваши,   мордва,   немцы,   украинцы,   казахи.   Эти   народы   издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данная  программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, в том числе чувашских писателей и их произведений, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Целью кружка "Культура народов Поволжья " является формирование у учащихся   представления   о   богатой   народной   культуре   данного   региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Ульяновскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций ­ толерантность,   которая   означает   уважение,   принятие   и   правильное понимание   богатого   многообразия   культур   нашего   края,   наших   форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Главная цель вводимого курса ­ пробуждение и углубление чувства любви к  своей   малой  родине,  чувства   своего  кровного   родства   с  её прошлым  и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи: Просветительская (приобщение к истории чувашского  народа, к  культуре и устному народному творчеству народов Поволжья). Эстетическая   (раскрыть   обучающимся   богатство   мира   идей   и   образов сказаний и легенд  чувашского народа). Лингво­коммуникативная (обогатить устную и письменную речь). Обучающая   (Овладение   начальными   навыками   музейно­экскурсионной работы,   библиографического   описания,   классификации   печатных   и рукописных материалов). Мы живём в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех   народов   законом:   их   религиозная   свобода,   взаимное   уважение   к культурным   особенностям   каждой   национальности.   Этому   способствуют такие   факторы,   как   единая   природная   среда,   экологические   ценности, историческое   прошлое,   общее   экономические   интересы   в   прошлом   и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального   сближения   в   смешанной   национальной   среде, межнациональном контакте, способствует преодолению языковых барьеров и ситуации диалога разных культур.  С   детства   ребёнка   надо   научить   относиться   с   уважением   не   только   к своему   народу,   но   и   к   другим   народам,   к   их   истории,   особенностям   их национальной   культуры,   традициям.   Национальная   культура   –   это исторический   образ   народа,   уважаемый,   ценимый.  Целью   данной программы  является воспитание в детях духовно­нравственных ценностей через приобщение их к культурному региональному наследию. На   занятиях   решаются   следующие   образовательно­воспитательные задачи: ­ знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и   осознание   собственной   национальной кухней   народов   Поволжья, принадлежности; ­   воспитание   в   духе   уважения   к   другим   народам,   взаимопонимания   и миролюбия, закладке основ нравственности; ­ привитие чувств гражданственности. На   занятиях   внимание   учащихся   концентрируется   на   объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии   форм   их   существования,   деятельности   людей,   особо выделяется   социально­философский,   ментальный   пласты   культурного наследия   татарского,   чувашского   и   мордовского   народов.   Выполнение вышеперечисленных   задач   программы   «Культура   народов   Поволжья» позволяет   существенно   расширить,   актуализировать   возможности   в реализации следующих целей: 1. Социальная: Социально­устойчивая,   толерантная,   патриотическая   личность, осознающая в своем духовном багаже морально­нравственные критерии для адекватного   восприятия   любой   информации   –   гарант   социальной стабильности   современного   общества.   «Культура   народов   Поволжья»   ­   способствующая   систематическому   и   эффективному программа, формированию у учащихся социально­нравственных качеств гражданина. 2. Историческая: Исторический   путь   становления   и   развития   народов   Поволжья.   В современных условиях развития общества осуществление преемственности на   достаточно   высоком   уровне   возможно   лишь   в   системе   образования   и прежде всего в содержании и курса «Культура народов Поволжья». 3. Педагогическая: Реализация   данных   целей   способствует   повышению   уровня образовательного процесса как в школе, так и в обществе в целом. 4. Научно­методическая: Уникальность,   многопрофильность   и   насыщенность   содержательного компонента   программы   «Культура   народов   Поволжья»,   изучение   и обобщение   опыта   многолетней   самоотверженной   работы   учителей, разработка   и   воплощение   полного   учебно­методического   комплекса позволяет   актуализировать   ряд   научно­методических   инноваций   в педагогике, истории, этнографии, культуралогии. 5. Культурологическая: Культурное наследие народов Поволжья многообразно (а по некоторым своим   компонентам   уникально).   Российская   культура   есть   неотъемлемая часть   мировой   культуры.   Сохранность   культуры   народов   Поволжья   и   её многообразие есть один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры. На   занятиях   вниманиеобучающихся   концентрируется   на   объективном изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в многообразии   форм   их   существования,   деятельности   людей,   особо выделяются   социально­философский,   ментальный   пласты   культурного наследия татарского, чувашского и мордовского народов. Формы проведения занятий самые разные, это: ­   практическая   работа   учащихся   (рисование   орнамента,   чтение   стихов, сказок, исполнение песен, танцев и т.д.); ­   исследовательская,   поисковая   работа   (подготовка   сообщений,   мини­ рефератов,   презентаций,   пословиц,   поговорок,   элементов   праздника, иллюстраций и т.д.); ­   краеведческая   работа   (посещение   музеев,   пополнение   экспонатов   в краеведческой копилке); ­ заочное путешествие по городам­столицам соседних регионов; ­ беседа о гербе, флаге, гимне республик. Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас, способствует   пониманию   друг   друга,   воспитывает   взаимное   уважение   с помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов. Тематический план кружка «Культура народов Поволжья» № 1 2 3 Тема  Край, в котором мы живём. Введение. Исторические этапы формирования татарского, чувашского и мордовского народа. Религиозные представления и верования народов Поволжья. Народная педагогика. Выдающиеся люди народов Поволжья. 4 5 6 Музыкальное искусство народов Поволжья: 7 Национальные игры, праздники и обряды народов  Поволжья. Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных  народных изделиях. Основные национальные блюда народов Поволжья. 8 9 Кол­во часов 10 6 12 12 28 14 18 22 12 10 Заочное путешествие по городам­столицам: Казань,  Чебоксары, Саранск. 11 Итоговые занятия: защита проектов 6 4 144 Итого: Тема Край, в котором мы  живём. Введение. Исторические этапы  формирования  татарского,  чувашского и  мордовского народа. Религиозные  представления и  верования народов  Поволжья. Народная  педагогика. Выдающиеся люди  народов Поволжья. Музыкальное  искусство народов  Поволжья: музыкальный  фольклор народов  Поволжья; музыкальные  Дидактические цели  (учащиеся должны уметь, знать) Географическое положение,  культурные особенности  Ульяновской области. ­ происхождение и этапы  формирования татарского народа  в добулгарский период и после  него; ­ этапы формирования  мордовского народа, его древние  представления об окружающем  мире в дохристианское время; ­ этапы формирования и  становления чувашского народа Верования народов Поволжья. Содержание занятий Работа с картой,  обучение «чтению»  карты. Карта, умение её  «читать» Беседы, рассказ,  чтение Народная педагогика. Семейное  воспитание в русской  крестьянской семье. Обряды и  традиции воспитания у татар.  Трудовое воспитание в чувашских семьях. ­ краткие сведения о жизни и  деятельности наиболее известных  представителей татарского,  мордовского и чувашского  народа; Их значительный вклад в  российскую историю и культуру. ­ особенности народной музыки и  развитие музыкальной культуры  чувашского, татарского,  мордовского народа; ­ известные композиторы –  представители народов  Поволжья; Педагогические  традиции в  татарских,  чувашских и  мордовских семьях. выдающиеся люди  Ульяновской  области,  представители  чувашского,  мордовского и  татарского народа. Разучивание и  прослушивание  народных песен,  сравнение и  определение  особенности песен  разных народов. инструменты  народов Поволжья; танцы народов  Поволжья; современная музыка  народов Поволжья; ­ названия, внешний вид и  звучание музыкальных  инструментов народов; ­ известные танцевальные  коллективы татарского,  чувашского и мордовского  народа. Основные танцевальные  движения каждого народа. Национальные игры,  праздники и обряды  народов Поволжья. ­ традиционные праздники  татарского, мордовского и  чувашского народов; ­ игры и обряды народов  Поволжья. Национальный  костюм. Вышивка,  орнамент на  различных народных изделиях. ­ различия и сходства элементов  одежды народов Поволжья; ­ особенности вышивки и  украшений одежды каждого  народа; ­ праздничная и повседневная  одежда. Основные  национальные блюда народов Поволжья. Заочное  путешествие по  городам­столицам:  Казань, Чебоксары,  Саранск. Важнейшие виды продуктов  питания и отдельные рецепты  блюд татарской, чувашской и  мордовской кухни. История основания и развития  столиц республик, главные  достопримечательности городов. Слушание музыки  композиторов  народов Поволжья.  Ознакомление с  музыкальными  инструментами  народов Поволжья  и знаменитыми  исполнителями.  Просмотр  фрагментов  концертов  танцевальных  коллективов,  изучение простых  движений. Разучивание игр,  ознакомление с  обрядами и их  проигрывание. Поисковая работа  иллюстраций с  элементами одежды татарского,  чувашского и  мордовского  народов, «чтение»  орнамента, его  рисование. Сообщения  учащихся о  выбранном блюде. Просмотр  журналов,  альбомов,  фотографий,  знакомство с  гербом, флагом,  гимном. Тема  Кол­во часов Введение. Край, в котором мы живём. Территория Ульяновской  области и Поволжья. Культурные особенности Ульяновской области. Народы Поволжья. Возникновение народностей. Многонациональность жителей Ульяновской области. Численность и состав населения Ульяновской области. Исторические этапы формирования татарского народа. Происхождение и расселение мордовского народа. Происхождение, расселение и становление чувашского народа. Религиозные представления и верования народов. Язычество. Христианство. Ислам. Причина обращения людей к высшим небесным силам. Формирование духовной культуры в приобщении к высшим  идеалам нравственности и морали. Язычество в древней Руси. Русь и христианский мир. История христианства в России. Мудрые истоки народной педагогики. Семейное воспитание в татарских семьях. Общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов. Семейное воспитание в чувашских семьях. Разнообразие форм положительного воздействия на ребёнка в  семье. Семейное воспитание в мордовских семьях. Выдающиеся представители литературы татарского народа. Представители чувашского народа. Представители мордовского народа. Вклад представителей народов Поволжья в развитии науки и  культуры Представители письменности и литературы татарского народа Представители письменности и литературы чувашского народа Представители письменности и литературы мордовского народа Сведения о наиболее известных деятелях литературы и  просвещения Творчество и идейно­тематическое своеобразие наиболее  известных писателей XX в. Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии  и Мордовии. Известные артисты – представители народов Поволжья Музыкальная культура татарского народа 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Музыкальная культура чувашского народа Музыкальная культура мордовского народа Танцы народов Поволжья Современная музыка народов Поволжья Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций,  общее и различие. Творчество композиторов народов Поволжья. Национальные игры народов Поволжья Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов  Поволжья Игровой фольклор народов Поволжья Богатство и разнообразие национальных игр Роль праздников в жизни народа Особенности чувашских народных игр Особенности татарских народных игр Народные праздники. Сабантуй.  Особенности мордовских народных игр Национальный костюм народов Поволжья Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья Различия и сходства элементов национального костюма и  орнамента у народов Поволжья Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды  одежды. Национальный татарский костюм и его особенности  Использование вышивки и аппликации для украшения  национального костюма Национальный чувашский костюм и его особенности Национальный мордовский костюм и его особенности Головные украшения и уборы, разделение одежды по возрасту и  социальному положению у народов Поволжья Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений нас  одежде народов Поволжья Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья Важнейшие виды продуктов питания. Отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской  кухни. Праздничный стол народов Поволжья Многовековая история татарской кухни. История чувашской и мордовской кухни. Характерные традиционные блюда народов Поволжья История основания и развития столицы Татарстана. Главные  достопримечательности города Казань. История основания и развития столицы Чувашии. Главные  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 достопримечательности города Чебоксары. История основания и развития столицы Мордовии. Главные  достопримечательности города Саранск. Подготовка проектов: рефератов и докладов по изученным темам. Защита проектов Итого: 2 2 2 144            При составлении программы были использованы материалы учебных пособий: 1. Кузнецова. Л.В., художественная культура родного края (1­3 классы). – Чебоксары, 1996. – 93с. 2. Александрова   Е.В.   Программа   по   культуре   родного   края   для общеобразовательных   школ   Чувашской   республики.   –   Чебоксары, 2004. – 75с. 3. Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа 16­19 веков. – Казань, 1995. – 105с. 4. Харисов Ф.Ф.,  Харисова  Ч.М. Программа по  татарскому  языку  для учащихся   татар,   проживающих   в   регионах   Российской   Федерации. Казань, 2007. – 96с. 5. Народная культура Поволжья./ С.Н. Митин. – Ульяновск: УИПК ПРО, 1999. – 85с. 6. Марченко   Г.И..   История   культуры   Мордовии:   учебно­методический комплекс. – Саранск: «Полиграф», ИП Е.Н. Ковалева, 2008. – 99с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018