РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
классное руководство
4 кл
04.10.2018
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории чувашского народа, к культуре и устному народному творчеству народов Поволжья).
Эстетическая (раскрыть обучающимся богатство мира идей и образов сказаний и легенд чувашского народа).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).Данная программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, в том числе чувашских писателей и их произведений, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью кружка "Культура народов Поволжья " является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Ульяновскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории чувашского народа, к культуре и устному народному творчеству народов Поволжья).
Эстетическая (раскрыть обучающимся богатство мира идей и образов сказаний и легенд чувашского народа).
Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
rabochaya_programma_kultura_narodov_povolzhya.doc
Рабочая программа
Кружка «Культура и язык чувашского народа»
В нашей области живут представители разных национальностей: русские,
татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна
проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют,
сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данная программа
включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов
Поволжья, в том числе чувашских писателей и их произведений, а также
этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища,
некоторых интересных обычаях.
Целью кружка "Культура народов Поволжья " является формирование у
учащихся представления о богатой народной культуре данного региона,
знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Ульяновскую
область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций
толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Главная цель вводимого курса пробуждение и углубление чувства любви
к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и
настоящим. Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
Просветительская (приобщение к истории чувашского народа, к культуре
и устному народному творчеству народов Поволжья).
Эстетическая (раскрыть обучающимся богатство мира идей и образов
сказаний и легенд чувашского народа).
Лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь).
Обучающая (Овладение начальными навыками музейноэкскурсионной
работы, библиографического описания, классификации печатных и
рукописных материалов). Мы живём в многонациональном государстве, где утверждается равенство
всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к
культурным особенностям каждой национальности. Этому способствуют
такие факторы, как единая природная среда, экологические ценности,
историческое прошлое, общее экономические интересы в прошлом и
настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу
межнационального сближения в смешанной национальной среде,
межнациональном контакте, способствует преодолению языковых барьеров и
ситуации диалога разных культур.
С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к
своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их
национальной культуры, традициям. Национальная культура – это
исторический образ народа, уважаемый, ценимый.
Целью данной
программы является воспитание в детях духовнонравственных ценностей
через приобщение их к культурному региональному наследию.
На занятиях решаются следующие образовательновоспитательные
задачи:
знакомство с историей, традициями и обычаями, праздниками, одеждой и
осознание собственной национальной
кухней народов Поволжья,
принадлежности;
воспитание в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и
миролюбия, закладке основ нравственности;
привитие чувств гражданственности.
На занятиях внимание учащихся концентрируется на объективном
изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в
многообразии форм их существования, деятельности людей, особо
выделяется социальнофилософский, ментальный пласты культурного
наследия татарского, чувашского и мордовского народов. Выполнение
вышеперечисленных задач программы «Культура народов Поволжья» позволяет существенно расширить, актуализировать возможности в
реализации следующих целей:
1. Социальная:
Социальноустойчивая,
толерантная,
патриотическая личность,
осознающая в своем духовном багаже моральнонравственные критерии для
адекватного восприятия любой информации – гарант социальной
стабильности современного общества. «Культура народов Поволжья»
способствующая систематическому и эффективному
программа,
формированию у учащихся социальнонравственных качеств гражданина.
2. Историческая:
Исторический путь становления и развития народов Поволжья. В
современных условиях развития общества осуществление преемственности
на достаточно высоком уровне возможно лишь в системе образования и
прежде всего в содержании и курса «Культура народов Поволжья».
3. Педагогическая:
Реализация данных целей способствует повышению уровня
образовательного процесса как в школе, так и в обществе в целом.
4. Научнометодическая:
Уникальность, многопрофильность и насыщенность содержательного
компонента программы «Культура народов Поволжья», изучение и
обобщение опыта многолетней самоотверженной работы учителей,
разработка и воплощение полного учебнометодического комплекса
позволяет актуализировать ряд научнометодических инноваций в
педагогике, истории, этнографии, культуралогии.
5. Культурологическая:
Культурное наследие народов Поволжья многообразно (а по некоторым
своим компонентам уникально). Российская культура есть неотъемлемая
часть мировой культуры. Сохранность культуры народов Поволжья и её
многообразие есть один из гарантов развития и сохранности как российской,
так и мировой культуры. На занятиях вниманиеобучающихся концентрируется на объективном
изучении исторических событий, традиций, культуры народов Поволжья в
многообразии форм их существования, деятельности людей, особо
выделяются социальнофилософский, ментальный пласты культурного
наследия татарского, чувашского и мордовского народов.
Формы проведения занятий самые разные, это:
практическая работа учащихся (рисование орнамента, чтение стихов,
сказок, исполнение песен, танцев и т.д.);
исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини
рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника,
иллюстраций и т.д.);
краеведческая работа (посещение музеев, пополнение экспонатов в
краеведческой копилке);
заочное путешествие по городамстолицам соседних регионов;
беседа о гербе, флаге, гимне республик.
Изучение культуры своего народа и народов, окружающих каждого из нас,
способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с
помощью вечных, непреходящих ценностей культуры всех народов.
Тематический план кружка «Культура народов Поволжья»
№
1
2
3
Тема
Край, в котором мы живём. Введение.
Исторические этапы формирования татарского, чувашского
и мордовского народа.
Религиозные представления и верования народов Поволжья.
Народная педагогика.
Выдающиеся люди народов Поволжья.
4
5
6 Музыкальное искусство народов Поволжья:
7
Национальные игры, праздники и обряды народов
Поволжья.
Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных
народных изделиях.
Основные национальные блюда народов Поволжья.
8
9
Колво
часов
10
6
12
12
28
14
18
22
12 10
Заочное путешествие по городамстолицам: Казань,
Чебоксары, Саранск.
11 Итоговые занятия: защита проектов
6
4
144
Итого:
Тема
Край, в котором мы
живём. Введение.
Исторические этапы
формирования
татарского,
чувашского и
мордовского народа.
Религиозные
представления и
верования народов
Поволжья.
Народная
педагогика.
Выдающиеся люди
народов Поволжья.
Музыкальное
искусство народов
Поволжья:
музыкальный
фольклор народов
Поволжья;
музыкальные
Дидактические цели
(учащиеся должны уметь, знать)
Географическое положение,
культурные особенности
Ульяновской области.
происхождение и этапы
формирования татарского народа
в добулгарский период и после
него;
этапы формирования
мордовского народа, его древние
представления об окружающем
мире в дохристианское время;
этапы формирования и
становления чувашского народа
Верования народов Поволжья.
Содержание
занятий
Работа с картой,
обучение «чтению»
карты.
Карта, умение её
«читать»
Беседы, рассказ,
чтение
Народная педагогика. Семейное
воспитание в русской
крестьянской семье. Обряды и
традиции воспитания у татар.
Трудовое воспитание в чувашских
семьях.
краткие сведения о жизни и
деятельности наиболее известных
представителей татарского,
мордовского и чувашского
народа;
Их значительный вклад в
российскую историю и культуру.
особенности народной музыки и
развитие музыкальной культуры
чувашского, татарского,
мордовского народа;
известные композиторы –
представители народов
Поволжья;
Педагогические
традиции в
татарских,
чувашских и
мордовских семьях.
выдающиеся люди
Ульяновской
области,
представители
чувашского,
мордовского и
татарского народа.
Разучивание и
прослушивание
народных песен,
сравнение и
определение
особенности песен
разных народов. инструменты
народов Поволжья;
танцы народов
Поволжья;
современная музыка
народов Поволжья;
названия, внешний вид и
звучание музыкальных
инструментов народов;
известные танцевальные
коллективы татарского,
чувашского и мордовского
народа. Основные танцевальные
движения каждого народа.
Национальные игры,
праздники и обряды
народов Поволжья.
традиционные праздники
татарского, мордовского и
чувашского народов;
игры и обряды народов
Поволжья.
Национальный
костюм. Вышивка,
орнамент на
различных народных
изделиях.
различия и сходства элементов
одежды народов Поволжья;
особенности вышивки и
украшений одежды каждого
народа;
праздничная и повседневная
одежда.
Основные
национальные блюда
народов Поволжья.
Заочное
путешествие по
городамстолицам:
Казань, Чебоксары,
Саранск.
Важнейшие виды продуктов
питания и отдельные рецепты
блюд татарской, чувашской и
мордовской кухни.
История основания и развития
столиц республик, главные
достопримечательности городов.
Слушание музыки
композиторов
народов Поволжья.
Ознакомление с
музыкальными
инструментами
народов Поволжья
и знаменитыми
исполнителями.
Просмотр
фрагментов
концертов
танцевальных
коллективов,
изучение простых
движений.
Разучивание игр,
ознакомление с
обрядами и их
проигрывание.
Поисковая работа
иллюстраций с
элементами одежды
татарского,
чувашского и
мордовского
народов, «чтение»
орнамента, его
рисование.
Сообщения
учащихся о
выбранном блюде.
Просмотр
журналов,
альбомов,
фотографий,
знакомство с
гербом, флагом,
гимном. Тема
Колво
часов
Введение. Край, в котором мы живём. Территория Ульяновской
области и Поволжья.
Культурные особенности Ульяновской области.
Народы Поволжья. Возникновение народностей.
Многонациональность жителей Ульяновской области.
Численность и состав населения Ульяновской области.
Исторические этапы формирования татарского народа.
Происхождение и расселение мордовского народа.
Происхождение, расселение и становление чувашского народа.
Религиозные представления и верования народов.
Язычество. Христианство. Ислам.
Причина обращения людей к высшим небесным силам.
Формирование духовной культуры в приобщении к высшим
идеалам нравственности и морали.
Язычество в древней Руси.
Русь и христианский мир. История христианства в России.
Мудрые истоки народной педагогики.
Семейное воспитание в татарских семьях.
Общие и отличительные черты воспитания детей у разных народов.
Семейное воспитание в чувашских семьях.
Разнообразие форм положительного воздействия на ребёнка в
семье.
Семейное воспитание в мордовских семьях.
Выдающиеся представители литературы татарского народа.
Представители чувашского народа.
Представители мордовского народа.
Вклад представителей народов Поволжья в развитии науки и
культуры
Представители письменности и литературы татарского народа
Представители письменности и литературы чувашского народа
Представители письменности и литературы мордовского народа
Сведения о наиболее известных деятелях литературы и
просвещения
Творчество и идейнотематическое своеобразие наиболее
известных писателей XX в.
Театральное искусство. Театры Ульяновска, Татарстана, Чувашии
и Мордовии.
Известные артисты – представители народов Поволжья
Музыкальная культура татарского народа
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2 Музыкальная культура чувашского народа
Музыкальная культура мордовского народа
Танцы народов Поволжья
Современная музыка народов Поволжья
Народная музыка татар, чуваш и мордвы, особенности интонаций,
общее и различие.
Творчество композиторов народов Поволжья.
Национальные игры народов Поволжья
Религиозные, обрядовые, традиционные праздники народов
Поволжья
Игровой фольклор народов Поволжья
Богатство и разнообразие национальных игр
Роль праздников в жизни народа
Особенности чувашских народных игр
Особенности татарских народных игр
Народные праздники. Сабантуй.
Особенности мордовских народных игр
Национальный костюм народов Поволжья
Вышивка и орнамент на различных изделиях у народов Поволжья
Различия и сходства элементов национального костюма и
орнамента у народов Поволжья
Традиционная одежда и обувь народов Поволжья. Типы и виды
одежды.
Национальный татарский костюм и его особенности
Использование вышивки и аппликации для украшения
национального костюма
Национальный чувашский костюм и его особенности
Национальный мордовский костюм и его особенности
Головные украшения и уборы, разделение одежды по возрасту и
социальному положению у народов Поволжья
Рисование орнаментов вышивок и различных видов украшений нас
одежде народов Поволжья
Сбор материала по видам и типам одежды народов Поволжья
Важнейшие виды продуктов питания.
Отдельные рецепты блюд татарской, чувашской и мордовской
кухни.
Праздничный стол народов Поволжья
Многовековая история татарской кухни.
История чувашской и мордовской кухни.
Характерные традиционные блюда народов Поволжья
История основания и развития столицы Татарстана. Главные
достопримечательности города Казань.
История основания и развития столицы Чувашии. Главные
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 достопримечательности города Чебоксары.
История основания и развития столицы Мордовии. Главные
достопримечательности города Саранск.
Подготовка проектов: рефератов и докладов по изученным темам.
Защита проектов
Итого:
2
2
2
144
При составлении программы были использованы материалы учебных
пособий:
1. Кузнецова. Л.В., художественная культура родного края (13 классы).
– Чебоксары, 1996. – 93с.
2. Александрова Е.В. Программа по культуре родного края для
общеобразовательных школ Чувашской республики. – Чебоксары,
2004. – 75с.
3. Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа
1619 веков. – Казань, 1995. – 105с.
4. Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М. Программа по татарскому языку для
учащихся татар, проживающих в регионах Российской Федерации.
Казань, 2007. – 96с.
5. Народная культура Поволжья./ С.Н. Митин. – Ульяновск: УИПК ПРО,
1999. – 85с.
6. Марченко Г.И.. История культуры Мордовии: учебнометодический
комплекс. – Саранск: «Полиграф», ИП Е.Н. Ковалева, 2008. – 99с.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Культура и язык чувашского народа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.