Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС
Оценка 4.6

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
27.11.2017
Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с ФЗ №273 РФ «Об образовании, Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования, на основе Основной образовательной программы основного образования МОУ Икшинской средней общеобразовательной школы, авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецовой «Биология 5-9 класс» и адресована обучающимся 5 «А» класса МОУ Икшинская СОШ.Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК Пасечника В.В. предметной линии "Вертикаль" издательства Дрофа рассчитана на 1 час в неделю
Биология 5 А ФГОС 2017-2018.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  Икшинская средняя общеобразовательная школа   «Утверждаю» Директор  МОУ «Икшинская СОШ » _____________  / Чунихина  Е.А./                    от  «___» августа 2017г. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                          ПО БИОЛОГИИ 5 «А» класс                                                                Автор­составитель: Григорьева Е.А.                                                Срок реализации 2017­ 2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с ФЗ   №273   РФ   «Об   образовании,   Федеральным   государственным образовательным   стандартом   основного   образования,   на   основе Основной   образовательной   программы   основного   образования   МОУ Икшинской средней общеобразовательной школы, авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецовой «Биология 5­9 класс»  и адресована обучающимся 5 «А» класса МОУ Икшинская СОШ.              На изучение биологии в 5 «А» классе в соответствие с учебным планом   и   календарным   учебным   графиком   школы   отведено   34   часа. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю. Цели и задачи изучения курса биологии в 5 классе Цели: 1.социализация   обучаемых   —   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность   —   носителя   её   норм,   ценностей,   ориентаций,   осваиваемых   в процессе знакомства с миром живой природы; 2.приобщение   к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Задачи: ­ориентировать   в   системе   моральных   норм   и   ценностей:   признать наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формировать ценностное отношение к живой природе; ­развивать   познавательные   мотивы,  направленные   на  получение   знаний   о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением   формированием   интеллектуальных   и методами   изучения   природы, практических умений;   учебно­познавательной, ­овладеть   ключевыми   компетентностями: информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной; ­формировать   у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в процессе   познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как способности   эмоционально­ценностного   отношения   к   объектам   живой природы.   В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и   методах   исследования,   царствах   живых   организмов,   средах   обитания организмов,   нравственных   нормах   и   принципах   отношения   к   природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Отбор   содержания   проведён   с   учётом   культуросообразного   подхода,   в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования   познавательной,   нравственной   и   эстетической   культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от   общего   к   частному   с   учётом   реализации   внутрипредметных   и метапредметных   связей.   В   основу   положено   взаимодействие   научного, гуманистического,   аксиологического,   культурологического,   личностно­ деятельностного, историко­проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях   объектов   живой   природы,   их   многообразии   и   эволюции;   о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного   мировоззрения,   развития   интеллектуальных   способностей   и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется   знакомству   учащихся   с   методами   научного   познания   живой природы,   постановке   проблем,   требующих   от   учащихся   самостоятельной деятельности по их разрешению. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА. Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются  следующие умения:    Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его  познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках  самостоятельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и  сохранения здоровья.  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и  поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта  жизни и благополучия людей на Земле.  Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде  всего продуктивные задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является  формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять  цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения  проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии  оценки.  Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания  образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.  Выявлять причины и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая  основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию  на основе дихотомического деления (на основе отрицания).  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик  объекта.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).  Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.  Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными  результатами изучения предмета «Биология» являются следующие   умения:   1. ­ осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их  значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по  сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3. – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. –  объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов  (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и  цветковые); 5. – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,  эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;  пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки  приготовления и изучения препаратов. 6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. В результате изучения курса биологии ученик 5 класса научится:  применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов,  проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные  биологические эксперименты и объяснять их результаты;  характеризовать свойства живых организмов; особенности строения животной и растительной клеток, их практическую значимость; основные признаки  Царств живой природы; принципы современной классификации живой  природы; особенности строения растений и животных, связанных со средой обитания; условия жизни в различных средах обитания; природные зоны  нашей планеты и их обитателей;  спознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; на  живых объектах и таблицах представителей Царств живых организмов;  наиболее распространённые растения и животные своей местности,  культурные растения; съедобные и ядовитые растения, животные и грибы,  опасные для человека;  Сравнивать биологические объекты (клетки, органы, организмы,  представителей отдельных систематических групп) делать выводы на основе  сравнения;  Определять принадлежность биологических объектов к определённой  систематической группе (классификация);  Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,  факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в  экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и  экосистемы;  Ориентироваться в различных источниках информации, оценивать  информацию о живых организмах;  Работать с ручной лупой и микроскопом. В результате изучения курса биологии ученик 5 класса получит возможность  научиться:  Соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами; правила поведения в природе;  Использовать приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении  ядовитыми растениями, грибами, укусами животных;  Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;  Ориентировать в системе моральных норм и ценностей: обосновывать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения,  негативное воздействие деятельности человека на природу; необходимость  принятия мер по охране по охране живой природы;  Использовать дополнительные источники информации о растениях, животных для выполнения учебной задачи;  Анализировать, оценивать, переводить информацию о биологических  объектах, явлениях из одной формы в другую;  Самостоятельно готовить устное сообщение на 2 – 3 минуты;  Выбирать целевые и смысловые установки здорового образа жизни по  отношению к себе и своих товарищей. СОДЕРЖАНИЕ Введение (6 часов) Биология —  наука   о   живой   природе.  Методы   исследования   в  биологии. Царства   бактерий,   грибов,   растений   и   животных.   Отличительные   признаки живого   и   неживого.   Связь   организмов   со   средой   обитания.   Взаимосвязь организмов   в   природе.   Экологические   факторы   и   их   влияние   на   живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные работы  Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  Экскурсии Многообразие   живых   организмов,   осенние   явления   в   жизни   растений   и животных. Раздел 1. Клеточное строение организмов (8часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и   ее   строение:   оболочка,   цитоплазма,   ядро,   вакуоли,   пластиды. Жизнедеятельность   клетки:   поступление   веществ   в   клетку   (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации  Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы  Устройство лупы. Устройство   светового   микроскопа.   Рассматривание   препарата   кожицы чешуи лука.  Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (8 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их   роль   в   природе   и   жизни   человека.   Разнообразие   бактерий,   их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. ржавчина, головня, спорынья). Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, Лабораторные работы  Строение  плодовых  тел  шляпочных грибов.   Строение  плесневого  гриба мукора.  Раздел 3. Царство Растения (12 часов) Растения.   Ботаника —   наука   о   растениях.   Методы   изучения   растений. Общая   характеристика   растительного   царства.   Многообразие   растений,   их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли.   Многообразие   водорослей.   Среда   обитания   водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные,   Среда   обитания. Распространение   голосеменных,   значение   в   природе   и   жизни   человека,   их охрана.   их   строение   и   разнообразие. Значение цветковых в природе и жизни человека. Цветковые   растения,   их   строение   и   многообразие.   Среда   обитания.  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные работы  Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). № Тематическое планирование учебного материала Кол­ во Тема часов Введение. Клеточное строение организмов. 1 2 3 Царства Бактерии, Грибы 4 Царство Растения. Всего 6 8 8 12 34 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № уроков Наименование разделов и Плановые сроки тем прохождения темы Введение 6 часов Фактические сроки и/или коррекция 1(1) 2(2) 3(3) 4(4) 5(5) 6(6) Инструктаж по технике  безопасности в кабинете  биологии.  Биология – наука о живой  природе. Методы исследования в  биологии. Разнообразие живой природы.  Царства живых организмов.  Отличительные признаки  живого от неживого. Связь организмов со средой  обитания. Взаимосвязь  организмов в природе. Экологические факторы и их  влияние на живые организмы. Экскурсия «Многообразие  живых организмов. Осенние  явления в жизни растений и  животных.» 04.09.2017 ­08.09.2017 11.09.2017­ 15.09.2017 18.09.2017­ 22.09.2017 25.09.2017­ 29.09.2017 02.10.2017 ­06.10.2017 09.10.2017­ 13.10.2017 Клеточное строение организмов 8 часов Лабораторная работа № 1  Устройство лупы. Лабораторная работа № 2 Устройство светового  микроскопа. Лабораторная работа №3  Строение клетки (оболочка,  цитоплазма, ядро, вакуоли). Особенности строения клеток. Пластиды. Лабораторная  работа № 4 Пластиды в клетках листа  элодеи. Химический состав клетки.  Неорганические и  органические вещества. Процессы жизнедеятельности  в клетке. Лабораторная работа № 5 Наблюдение движения  цитоплазмы. Деление и рост клетки. Ткани растений. Особенности  строения растительных тканей и их функции. Контрольная работа № 1  «Клеточное строение  организмов». 16.10.2017­ 20.10.2017 23.10.2017­ 27.10.2017 07.11.2017 ­10.11.2017 13.11.2017 ­ 17.11.2017 20.11.2017 ­ 24.11.2017 27.11.2017 ­ 01.12.2017 04.12.2017 ­ 08.12.2017 11.12.2017 ­ 15.12.2017 Царства Бактерии, Грибы 8 часов 18.12.2017 ­ 22.12.2017 Анализ контрольной работы № 1 Строение и многообразие  бактерий. Роль бактерий в природе. 25.12.2017 ­ 29.12.2017 09.01.2018 ­ 12.01.2018 15.01.2018 ­ 19.01.2018 22.01.2018 ­ 26.01.2018 29.01.2018 ­ 02.02.2018 7 (1) 8 (2) 9 (3) 10 (4) 11 (5) 12 (6) 13 (7) 14 (8) 15 (1) 16 (2) 17 (3) 18 (4) 20 (6) Инструктаж по технике  безопасности в кабинете  биологии. Роль бактерий в жизни  человека. Общая характеристика грибов. 19 (5) Шляпочные грибы. Лабораторная работа № 6 Строение плодовых тел  шляпочных грибов. Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 7 Плесневый гриб мукор. Лабораторная работа № 8 Строение дрожжей. 21 (7) Грибы – паразиты. 22 (8) Обобщение и контроль знаний  по теме «Царство бактерии.  Царство грибы.» 05.02.2018 ­ 09.02.2018 12.02.2018 ­16.02.2018 Царство растения 12 часов 24 (2) 25 (3) 23 (1) Разнообразие,  распространение и значение  растений. Водоросли. Многообразие  водорослей. Среда обитания  водорослей.  Лабораторная работа № 9 Строение одноклеточных  зелёных водорослей. Строение многоклеточных  водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека,  охрана водорослей. Лишайники. Многообразие и  распространение лишайников. 27 (5) Мхи.  Лабораторная работа №  26 (4) 28 (6) 29 (7) 30 (8) 31 (9) 10 Строение мха. Хвощи, плауны. Лабораторная работа № 11 Строение спороносящего  хвоща Папоротники. Лабораторная работа № 12 Строение спороносящего  папоротника. Голосеменные растения. Лабораторная работа №13 Строение хвои и шишек  хвойных. Покрытосеменные растения. 32 (10) Происхождение растений.  Основные этапы развития  растительного мира. 33 (11) Контрольная работа №2  «Бактерии, грибы, растения» 34 (12) Анализ контрольной работы. Экскурсия. «Весенние явления в жизни растений.»  19.02.2018 ­ 22.02.2018 26.02.2018 ­ 02.03.2018 05.03.2018 ­ 07.03.2018 12.03.2018­ 16.03.2018 19.03.2018 ­ 23.03.2018 03.04.2018 ­ 06.04.2018 09.04.2018 ­13.04.2018 16.04.2018­ 20.04.2018 23.04.2018 ­ 28.04.2018 07.05.2018 ­ 11.05.2018 14.05.2018 ­ 18.05.2018 21.05.2018 ­ 26.05.2018 ВСЕГО 34 ЧАСА Рассмотрено на заседании ШМО учителей биологии, географии,  химии.  Протокол № 1 от «29» августа 2017г. Председатель ШМО ___________________/Е.А. Григорьева / Согласовано «______»____________ 20____ г.  Заместитель директора по УВР МОУ Икшинская СОШ  ____________/И.Е. Хомякова Лист регистрации изменений № п/п Дата Причина изменения Корректирующие изменения действия График лабораторных работ Плановый срок  Фактический срок 16.10.2017­ 20.10.2017 16.10.2017­ 20.10.2017 23.10.2017­ 27.10.2017 07.11.2017 ­10.11.2017 20.11.2017 ­ 24.11.2017 22.01.2018 ­ 26.01.2018 29.01.2018 ­ 02.02.2018 29.01.2018 ­ 02.02.2018 26.02.2018 ­ 02.03.2018 19.03.2018 ­ 23.03.2018 03.04.2018 ­ 06.04.2018 09.04.2018 ­13.04.2018 21.05.2018 ­ 26.05.2018 № 1 Лабораторные работы Лабораторная работа № 1  Устройство лупы. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Лабораторная работа № 2 Устройство светового  микроскопа. Лабораторная работа № 3  Строение клетки  (оболочка, цитоплазма,  ядро, вакуоли). Лабораторная работа № 4 Пластиды в клетках листа  элодеи. Лабораторная работа № 5  Наблюдение движения  цитоплазмы в клетках  листа элодеи. Лабораторная работа № 6 Строение плодовых тел  шляпочных грибов. Лабораторная работа № 7  Плесневый гриб мукор Лабораторная работа № 8 Строение дрожжей Лабораторная работа № 9  Строение одноклеточных  зелёных   водорослей. Лабораторная работа №  10 Строение мха. Лабораторная работа №  11 Строение спороносящего  хвоща Лабораторная работа №  12 Строение спороносящего  папоротника Лабораторная работа №  13 Строение хвои и шишек  хвойных № 1 2 График контрольных работ Плановый срок  Название  Фактический срок Контрольная работа № 1  «Клеточное строение  организмов». Контрольная работа № 2 покрытосеменных растений» «Бактерии, грибы, растения» 11.12.2017 ­ 15.12.2017 14.05.2018 ­ 18.05.2018

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС

Рабочая программа курса Биология 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017