Рабочая программа курса «Физическая культура» разработана на основе программы по физической культуре (автор д.п.н., профессор А.П.Матвеев), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Со-держание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 102 ч в год (3ч в неделю - 34 рабочие недели)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Физическая культура» разработана на основе программы по физической
культуре (автор д.п.н., профессор А.П.Матвеев), рекомендованной Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта. Программа рассчитана на 102 ч в год (3ч в неделю 34 рабочие недели)\
Цели: освоение основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи: формирование элементарных знаний о физической культуре и ее истории, связи с укреплением
здоровья и физическим развитием, организацией режима дня и закаливания организма, личной гигиеной
и профилактикой нарушения осанки;
совершенствование жизненноважных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метании и плавании;
обучение подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта: гимнастика, легкая атлетика и лыжи,
спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол; развитие основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, координации и гибкости; обучение способам организации простейших форм
самостоятельных занятий: утренняя гимнастика и физкультминутки, подвижные игры и развлечения во
время прогулок, занятия по формированию правильной осанки и закаливанию организма;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, физическим развитием и
физической подготовленностью
Особенности программы “Физическая культура” в начальной школе: направленность на реализацию
принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в
соответствии с возрастнополовыми особенностями учащихся, материальнотехнической
оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, пришкольные спортивные площадки, стадион,
бассейн), видам учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы) и регионально
климатическими условиями; с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации
физкультурной деятельности, содержание учебного материала структурируется в соответствующих
разделах программы: “Основы знаний о физкультурной деятельности” (информационный компонент
учебного предмета), “Способы физкультурной деятельности”, «Физическое совершенствование»
(мотивационный компонент учебного предмета); учебное содержание каждого из разделов программы
излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к
конкретному (прикладному), что задает определенную направленность в освоении школьниками
учебного предмета, переводе осваиваемых знаний в практические навыки и умения; содержание
программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в
школе (физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и
физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия
физическими упражнениями).
Измерители контроля качества образования:
Тестирование общей физической подготовленности школьников
Содержание тем учебной программы
Легкая атлетика /50/
Бег на короткие и длинные дистанции. Высокий старт с опорой на одну руку Беговые упражнения: бег
с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени. Метание малого мяча на дальность и в цель.
Ловля, передача и передача мяча. Бег средней мощности. Прыжки по ориентирам. Прыжки в длину и
высоту с места и с разбега. Бег на короткие и длинные дистанции. Бег на время. Бег с изменением
направления. Челночный бег. Передвижение по рукоходу.
Гимнастика /22/
Стойка на лопатках. Кувырок назад в группировке. Мостик из упора лежа. Висы и упоры на низкой
перекладине. Кувырок вперед и назад. Опорный прыжок через гимнастического козла. Лазанье по
1наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе. Лазанье по наклонной
скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками. Лазанье по гимнастической стенке с одновременным
перехватом рук и перестановкой ног. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами. Ходьба по
рейке гимнастической скамейки.
Лыжная подготовка /18/
Ступающий шаг на лыжах. Скользящий шаг на лыжах. Чередование ступающего и скользящего шагов.
Попеременный двухшажный и одношажный ход. Подъем на лыжах по склону «лесенкой». Подъем и
спуск с уклона . Передвижение на лыжах с равномерной скоростью. Передвижение на лыжах с
изменением скорости. Игры на лыжах.
Спортивные игры с элементами волейбола и баскетбола /12/
Спортивные игры. Элементы волейбола: стойка, перемещение в стойке, передача мяча. Элементы
волейбола: верхняя передача мяча, прием мяча снизу, нижняя прямая подача мяча, верхняя передача
мяча через сетку, передача мяча, ведение мяча, остановка, бросок в кольцо. Эстафеты с преодолением
препятствий. Эстафеты с мячами. Бросок набивного мяча от груди. Броски мяча в щит.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать и иметь представления:
О роли и значение занятий физическими упражнениями
О физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и
кровообращения. О физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования).
О причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики
травматизма. Уметь:
Вести дневник самонаблюдения;
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
Определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте
сердечных сокращений).
Выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным
правилам;
Оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
Показатели физической подготовленности
Контрольные упражнения
Подтягивание в висе (кол/
раз)
Подтягивание в висе лежа
согнувшись (кол/ раз)
Бег 60 м (с)
Бег 1000 м (мин. с)
Ходьба на лыжах 1 км
(мин. с)
Девочки
высокий Средний низкий высокий Средний
Мальчики
6
4
3
10.0
4.30
7.00
10.8
5.00
7.30
11.0
5.30
8.00
18
10.3
5.00
7.30
15
11.0
5.40
8.00
низкий
10
11.5
6.30
8.30
Класс 4
Учитель – Любовская Наталья Алексеевна
Количество часов: всего– 102часа, в неделю 3 часа
Плановых контрольных и проверочных работ
(образовательная программа «Начальная школа 21 века»)
2№
Наименование разделов и тем программы
Кол
во
часов
Легкая атлетика 26
1 Вводный урок. Правила безопасности на уроках физической культуры.
2 Легкая атлетика. Бег на короткие и длинные дистанции.
3 Контроль за состоянием физ.подготовленности: подтягивание, прыжок в
длину с места, поднимание туловища за 1 минуту
4 Контроль за состоянием физ.подготовленности: бег 30м.
5 Высокий старт с опорой на одну руку
6 Легкая атлетика. Беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра и с
захлестыванием голени
7 Легкая атлетика. Метание малого мяча на дальность
8 Легкая атлетика. Метание малого мяча в цель
9 Легкая атлетика. Подвижная игра «Перебежки под обстрелом»
10 Легкая атлетика. Подвижная игра «охота на куропаток»
11 Легкая атлетика. Ловля и передача мяча
12 Легкая атлетика. Подбрасывание мяча
13 Легкая атлетика. Медленный бег. Контроль ЧСС /пульс/
14 Легкая атлетика. Подвижная игра «Бей, не робей»
15 Контроль за состоянием физ.подготовленности: бег 30м, бег – 6минутный
16 Легкая атлетика. Ловля и передача мяча
17 Легкая атлетика. Медленный бег
18 Легкая атлетика. Бег средней мощности
19 Легкая атлетика. Прыжки по ориентирам
20 Легкая атлетика. Прыжки в длину с места на результат
21 Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега с 35 шагов.
22 Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега с 35 шагов.
23 Легкая атлетика. Прыжки в длину с разбега с 35 шагов.
24 Легкая атлетика. Метание мяча в вертикальную и горизонтальную цель.
25 Легкая атлетика. Метание мяча на дальность. Метание мяча на дальность.
26 Легкая атлетика. Шестиминутный бег.
Гимнастика 22
1 Техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Комплекс
ОРУ: ритмическая гимнастика
2 Акробатические упражнения «Стойка на лопатках»
3 Акробатические упражнения «Кувырок назад в группировке»
4 Акробатические упражнения «Мостик из упора лежа»
5 Висы и упоры на низкой перекладине
6 Акробатические упражнения «Кувырок вперед и назад»
7 Висы и упоры /повторение/
8 Акробатические упражнения /повторение/
9 Прыжки через скакалку
10 Опорный прыжок через гимнастического козла
11 Опорный прыжок через гимнастического козла
12 Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и
лежа на животе.
13 Лазанье по наклонной скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками.
14 Лазанье по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и
перестановкой ног.
15 Подтягивание в висе лежа согнувшись.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведен
ия
план факт
316 Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами
17 Ходьба по рейке гимнастической скамейки
18 Ходьба по рейке гимнастической скамейки, перешагивая через набивные мячи
и их переноска.
19 Гимнастическая полоса препятствий на формирование правильной осанки.
20 Гимнастическая полоса препятствий на развитие физических качеств
быстроты, силы, гибкости.
21 Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег
22 Контроль за развитием двигательных качеств: подтягивание, прыжок в длину с
места
Лыжная подготовка18
1 Подбор лыжного снаряжения. Правила безопасного пользования лыжами
2 Ступающий шаг на лыжах
3 Скользящий шаг на лыжах
4 Чередование ступающего и скользящего шагов
5 Попеременный двухшажный ход
6 Одновременный одношажный ход
7 Одновременный двухшажный ход
8 Подъем на лыжах по склону «лесенкой»
9 Спуск с уклона, торможение и поворот
10 Подъем и спуск с уклона
11 Передвижение на лыжах с равномерной скоростью
12 Передвижение на лыжах с изменением скорости
13 Передвижение на лыжах с равномерной скоростью
14 Передвижение на лыжах с изменением скорости
15 Передвижение на лыжах с равномерной скоростью
16 Передвижение на лыжах с изменением скорости
17 Игры на лыжах
18 Съезжание с горы на санках
Подвижные игры с элементами спортивных игр12
1 Правила и нормы поведения во время игры. Спортивные игры. Элементы
волейбола: стойка, перемещение в стойке, передача мяча
2 Элементы волейбола: верхняя передача мяча, прием мяча снизу
3 Элементы волейбола: нижняя прямая подача мяча, верхняя передача мяча
через сетку
4 Спортивные игры. Элементы баскетбола: передача мяча, ведение мяча
5 Спортивные игры. Элементы баскетбола: ведение мяча, остановка, бросок в
кольцо
6 Спортивные игры. Элементы баскетбола: ведение мяча, остановка, бросок в
кольцо
7 Эстафеты с преодолением препятствий.
8 Ловля и передача мяча. Эстафеты с мячами.
9 Ловля и передача мяча в движении. Бросок набивного мяча от груди
10 Ведение мяча в ходьбе. Броски мяча в щит
11 Контроль за состоянием физ.подготовленности: подтягивание, прыжок в
длину с места
12 Контроль за состоянием физ.подготовленности: челночный бег, наклон вперед
Легкая атлетика 24
1 Легкая атлетика. Высокий старт
2 Легкая атлетика. Совершенствование техники высокого старта
3 Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции 60м
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44 Подвижная игра «Охота на волка»
5 Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега
6 Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега
7 Легкая атлетика. Прыжок в высоту с разбега
8 Легкая атлетика. Прыжок в высоту способом «ножницы»
9 Подвижные игры «Перебежки под обстрелом», «Город за городом»
10 Легкая атлетика. Подтягивание на низкой перекладине
11 Легкая атлетика. Передвижение по рукоходу
12 Бег с ускорением до 20 м
13 Бег 30 метров на результат.
14 Преодоление полосы препятствий
15 Эстафета с передачей эстафетной палочки.
16 Бег 1000 метров
17 Челночный бег
18 Бег 30 метров с высокого старта.
19 Ходьба, бег с изменением направления.
20 Элементы спортивных игр: ловля и передача мяча, эстафета с ловлей и
передачей мяча
21 Спортивная игра «Пионербол» с элементами миниволейбола
22 Подвижные игры
23 Контроль за развитием двигательных качеств: челночный бег, поднимание
туловища
24 Контроль за развитием двигательных качеств: бег 30м, бег 6минутный
Итого 102
Перечень учебнометодического обеспечения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Методические и учебные пособия
1. Программы общеобразовательных
учебных заведений – физическое
воспитание с оздоровительной
направленностью учащихся сельских
малокомплектных школ
2. «Физкультура» 4 класс поурочные
планы (авторы Блудилина М.С,
Емельянов С.В) – Волгоград, 2006
Оборудование и приборы
1. Футбольные мячи
2. Малый мяч
3. Скакалки
4. Рулетка
5. Матыматрасы
6. Лыжи
7. Лыжные палки
Список литературы
1. Программы общеобразовательных учебных заведений – физическое воспитание с
оздоровительной направленностью учащихся сельских малокомплектных школ
2. «Физкультура» 4 класс поурочные планы (авторы Блудилина М.С, Емельянов С.В) –
Волгоград, 2006
5