Рабочая программа курса "Грамотей"
Оценка 5

Рабочая программа курса "Грамотей"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
05.02.2017
Рабочая программа курса "Грамотей"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Грамотей», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
грамотей.doc
Пояснительная записка Успешное   овладение   знаниями   в   начальных   классах   общеобразовательной   школы невозможно   без   интереса   детей   к   учебе.   Основной   формой   обучения   в   школе   является   урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс  «Грамотей», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа   курса   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Цель курса:   расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие:  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;  развитие мотивации к изучению русского языка;  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие:  воспитание культуры обращения с книгой;   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие:  развивать  смекалку и сообразительность;  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.                                                Общая характеристика курса Программа   данного   курса   позволяет   показать   учащимся,   как   увлекателен,   разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных   познавательных   интересов   как   основы   учебной   деятельности.   В   процессе   изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занятиям должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего  владения,   словом   невозможна   никакая   познавательная   деятельность.   Поэтому   особое внимание на занятиях «Грамотей» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной   речи   учащихся,   на   воспитание   у   них   чувства   языка.   Воспитательные   возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу   по   воспитанию   этики   общения   целесообразно   вести   с   младшими   школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. 2 Кроме того, курс «Грамотей» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание   и   методы   обучения   содействуют   приобретению   и  закреплению   школьниками прочных   знаний   и   навыков,   полученных   на   уроках   русского   языка,   обеспечивают   единство развития, воспитания и обучения. Для   успешного   проведения   занятий   используются   разнообразные   виды   работ:   игровые элементы,   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал,   пословицы   и   поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Описание места курса  в учебном плане Программа курса рассчитана на     учащихся 2­ 4 классов (всего 105 часов). В     каждом классе  отводится 1 час  в неделю ( 35 часов в год) . Продолжительность занятий 45 минут.  ЛИЧНОСТНЫЕ и МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия– умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим  людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;  интерес к изучению языка;  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в  диалоге   с учителем   вырабатывать   критерии   оценки  и определять степень   успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);  пользоваться словарями, справочниками;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения; Коммуникативные УУД: 3  адекватно   использовать речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других,   пытаться   принимать   иную   точку   зрения,   быть   готовым корректировать свою точку зрения;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. 2 класс Обучающиеся должны знать: ­ правила правописания слов с изученными орфограммами. ­ признаки согласных и гласных звуков.               ­ состав слова.                                                                                                                         ­ признаки родственных слов.                 ­ виды пересказа.                                                                                                                                                                                                             Обучающиеся должны уметь: ­ различать приставки и предлоги. ­ писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. ­ разбирать слова по составу. ­ проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых  согласных в корне слова. ­ писать НЕ с глаголами. ­ работать со словарем. ­ группировать и подбирать слова на определенные правила. ­ различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. ­ составлять рассказы по картинке.         ­ пересказать текст 3 класс Обучающиеся должны знать: ­ правила правописания слов с изученными орфограммами. ­ признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). ­ главные члены предложения. ­ состав слова. Обучающиеся должны уметь: ­ различать приставки и предлоги. ­ писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. ­ разбирать предложения по членам предложения. ­ обозначать на письме интонацию перечисления. ­ разбирать слова по составу. ­ проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых  согласных в корне слова. ­ писать правильно слова с удвоенными согласными. ­ определять род, число имен существительных и имен прилагательных. ­ определять число, время глаголов. ­ писать НЕ с глаголами. ­ работать со словарем. ­ группировать и подбирать слова на определенные правила. ­ различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. ­ составлять рассказы по картинке. 4 4 класс учащиеся должны знать: ­отличительные признаки основных языковых единиц; ­ основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией,  орфографией; ­слова, словосочетания, предложения, текста; ­основные орфографические  и пунктуационные правила; ­о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; учащиеся должны уметь: ­четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; ­ подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; ­ различать слова­ паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; ­ пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими  словарями Содержание программы 2 класс Рождение письменности (3 часа) ● Как обходились без письма?(1 ч.)               Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Древние письмена.(1 ч.)               Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы ­  «священные знаки. Как возникла наша письменность? (1 ч.)                Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.   Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». ●Фонемы ( 15 часов) Меня зовут Фонема.(2 ч.)              Звуки­смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы   гласные   и   согласные.   Игры   с   фонемами.   Разыгрывание   стихотворения   Н.Матвеева «Путаница». Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)                Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом».   О   воображении.   Стихотворение   Б.Заходер   «Моя   Вообразилия».   Звонкие   и   глухие «одиночки».   Твёрдые   и   мягкие   фонемы.   Таинственная   буква.   Буква   ­   подсказчица.   Буква   – помощница. Буквы – актёры.    «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)               «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Тайны фонемы.(1 ч.)                Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки ­ «запоминалки». Опасные согласные. (2 ч.)                        Звуки   –   «волшебники»   сонорные   звуки.   Согласные   в   слабой   и   сильной   позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». На сцене гласные.(1 ч.) 5 Самоинструкция (2 часа)             Добрый «волшебник» ­ ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!  «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)                   Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)                   Игры со словами с сочетаниями жи­щи, чу­щу, ча­ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)              Песенки ­ «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. ● Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.) Знакомство   с   термином   «самоинструкция».   Правила   составления   самоинструкции.   Работа   по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. ●  Память и грамотность.(1ч.)               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. ●  Строительная работа морфем.(1ч.)                «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.  Где же хранятся слова?(2ч.) Память и грамотность ( 1 час) Морфемы (13 часов) Копилки   слов.   Как   найти   слово   в   словаре?   Лингвистика   –   наука   о   языке.   Работа   со словарями.  Поговорим обо  всех приставках сразу.(2ч.) Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила   написания   приставок.   Секрет   безошибочного   письма.   Тренировочные   упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с­. Самые трудные (пре­ и при­). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.  Слова – «родственники».(1ч.) Правильные корни и корни­уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.  Кто командует корнями?(3ч.) Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо».   Тренировочные   упражнения.   Работа   с   текстами.   Орфограмма   с   девчачьим   именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.  «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.) Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.  «Пересаженные» корни.(2ч.) Старые знакомцы.  Откуда пришли  знакомые слова.  Работа со словарём.  Тренировочные упражнения. ● Итоговое занятие. Олимпиада.( 1ч.) 3 класс Вводное занятие ( 1 час) ● Научиться говорить – значит научиться мыслить. «День знаний» ­ начало учебного года. ● Лето, ах лето ( 1 час) 6 Терпение и труд все перетрут. ( 1 час) Текст­описание. Зима. ( 2часа) Текст – описание. Животное. ( 2 часа) Берегись бед, пока их нет ( 1час) Друзья познаются в беде ( 1час) Всем! Всем! Всем! ( 1час) Описание дерева (3 часа) Сам погибай, а товарища выручай ( 1час) Составление текста по летним впечатлениям. Редактирование творческих работ. ● Что такое трудолюбие. Учимся писать сочинение о том, как оказывать помощь. ● Учимся кратко выражать суть проблемы. Разговор по телефону. Передача информации. ● Работа с рассказом Е.Пермяка «Друг». ● Описание природы(осень) (2часа) Текст­описание. Составление текста.Редактирование текста. ● Содержание объявлений. Составление объявлений. ● Чтение текстов о деревьях. Описание дерева. Генеалогическое древо. ● Составление рассказа. Глаголы для описания поведения. ● Сказка В.Бирюковой «Какого цвета снег». Письменные ответы на вопросы. Сказка про елочку. ● Описание дикого животного. Описание домашнего животного. Описание по вопросам. Выставка фотографий. ● Экскурсия на завод, в магазин. Описание по личным впечатлениям. ● Офицеры. Солдаты. Сержанты. ( 1 час) Рассказ фронтовика. Пересказ услышанного. ● Рассказ по наблюдениям. Опорные слова. ● Статья. Интервью. Корректность вопросов. ● Игра. Изложение правил игры. Игротека. ● Деформированный текст. Восстановление деформированного текста. ● Кроссворд. Шарада. Викторина. Ребус. ● Профессия. Инструменты. Машины. Помощники человека. Описание профессии. ● Наблюдение за природой. Описание весенних изменений в природе. ● Изложение. Изменение лица рассказчика.  ● Отношение к природе. Устный разговор на определенную тему. ● Описание летнего периода природы. Слова­помощники при описании.  ● Что такое Родина?  ● Редактирование текстов. Создание собственных текстов. Иллюстрации к тексту. ● Итоговое занятие. Викторина по теме «Рассударики». ( 2 часа) Экоклуб ( 1 час) Я – журналист ( 2 часа) Изложение текста. ( 1 час) Рассуждение ( 1 час) Текст – описание. Лето. ( 1 час) Сочинение про родной край.( 1час) Текст­описание. Труд людей. ( 1 час) Текст – описание. Весна. ( 1 час) Делу­время, а потехе­час. ( 1 час) Нет друга­ищи, а нашел – береги. ( 1 час) Игра со словом ( 1час) Умелые руки не знают скуки (1 час) Занятия по выбору ( 3 часа) 4 класс 7 Орфоэпия ( 1 час) ● Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство   с   нормами   литературного   произношения.   Углубление   и   расширение   знаний   и представлений   о   литературном   языке.   Знакомство   с   понятиями   «орфоэпия»,   «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. ● Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Письменность ( 1 час) Знакомство с   понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. ● Фонетика ( 2 часа ) Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. ● Банты и шарфы. (1ч.) Нормы произношения ( 2 часа) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. ● Кис­ кис! Мяу!, или Кое­ что о звукоподражаниях. (1ч.) Звукоподражание ( 1 час) Знакомство   с   ономатопоэтическими   словами   или   звукоподражаниями.   Познакомить   с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных   языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». ●  Имена вещей. (1ч.) Лексика ( 12 часов ) Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского   языка,   с   особенностями   словарной   статьи.   Сравнение   роли   энциклопедических   и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство   с   многозначными   словами,   словами­   омонимами.   Рассматриваются   способы   и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов­ омонимов». Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов». «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается   понятие   «этимология»,   строение   словарной   статьи   этимологического словаря.   Работа   с   различными   этимологическими   и   историческими   словарями.   Определение первоисточников слова,. 8 Об одном и том же­ разными словами. (1ч.) Изучается   особенность   синонимического   ряда   слов.   Работа   со   словами­   синонимами   и правильным употреблением  их в речи. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. Слова – антиподы. (1ч.) Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа  с пословицами  и поговорками.   Работа со «Словарем   антонимов русского языка». Фразеологические обороты. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты».   Беседа   о   правильном   употреблении   фразеологизмов   в   речи.   Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».  Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются   особенности   строения   словарной   статьи   словаря   иностранных   слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов. Капитан и капуста. (1ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. ●  «Он весь свободы торжество». (1ч.) Языковые особенности произведений ( 6 часов ) Исследуются   языковые   особенности   произведений   А.   С.   Пушкина.   Вводится   понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина. Мы говорим его стихами. (1ч.)  Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально­ авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».   Нахождение индивидуально­ авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Слова  уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение   особенностей   устаревших   слов­   архаизмов.   Знакомство   со   словами­   новичками.  Работа над пониманием и умением правильно   употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается   особенность   построения   «Словаря   языка   Пушкина».   Знакомство   с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми   русскими   именами,   на   примере   произведений   А.   С.   Пушкина.   Показать   значение древнерусских имен. ● Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова. (1ч.) Паронимы ( 3 часа ) Знакомство   с   понятием   «паронимы».   Рассматриваются   виды   паронимов   и   способы   их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.) Знакомство   с   явлением   межъязыковой   паронимии.   Рассматриваются   виды   паронимов   и способы их образования. 9 Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей   «Словаря   паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. Словарная статья ( 2 часа) ● Словарь­ грамотей. (1ч.) Знакомство   со   словарной   статьей   орфографического   словаря.   Беседа   о   значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Научная этимология. (1ч.) Знакомство   со   словарной   статьей   этимологического   словаря.   Рассматривается   значение этимологического словаря, история происхождения   слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. ● Какие бывают имена? (1ч.) Знакомство   с   наукой   «ономастика»,   С   традиционными   кличками   животных   на   Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. Ономастика ( 3 часа ) Древнерусские имена. (1ч.) Знакомство   с   историей   образования   древнерусских   имен.   Работа   с   этимологическим словарем. Номинация ( 1 час) Отчество и фамилия. (1ч.) Беседа об истории появления   отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. ● Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.) Знакомство   со   способами   номинации,   аффиксальном   словообразовании   и   словосложении. Использование   уже   имеющегося   названия   предмета.   Вводится   понятие   «метафорическая  номинация». ● Итоговое занятие. Урок – игра «Умники и умницы» ( 1 час) Тематическое планирование с определением учебной деятельности обучающихся № Раздел  1. Письменность   Возможные виды учебной деятельности обучающихся в о с а ч о в ­   л о К 4 Сравнивать, группировать и обобщать элементы письменных  10 2 3 4 5. 6. Фонетика и  орфография Лексика  Морфемика и  словообразование букв. Выполнять гигиенические требования к правильной посадке,  правилам письма. Заучивать песенки – напоминалки. 17 Определять в слове количество слогов Определять ударные и безударные слоги Характеризировать звуки Находить по определенным признакам изученных орфограмм в  словах, формулировать орфографические правила, упражняться в  правильном написании слов. Различать периферические звуковые оппозиции. Формировать фонематический слух 12 Определять особенности слова (формы, изменения по числам и по  команде – вопросов и т.д.) Понимать смысл ОПРЕДЕЛЕНИЙ Распознавать формы слова и родственные слова. Различать многозначные слова и омонимы. Работать с разными видами словарей. Различать прямое и переносное значение слова Находить в тексте синонимы и антонимы Различать однокоренные слова, омонимы и синонимы 13 Различать ЭТО и ДРУГОЕ слово Формировать понятие родственных слов Выделять корень слова Упражняться в умении определять окончание слова Определять функцию окончания Определять неизменяемые слова, не имеющих окончания. Упражняться в различии разных форм по команде вопросов Находить значимые части слова Выделять в слове окончания и основы. Определять образование слова. Выполнять разбор слова по составу. Определять исторические чередования Сравнивать слова, связанных с производностью Объяснить  образование слов. Указывать способ словообразования. Выполнять разбор слова по составу на основе  словообразовательного анализа Обнаруживать регулярные исторические чередования Орфоэпия. Нормы  произношения. 3 Ставить ударение в словах Работать со словарем ударений Языковые особенности  произведений 6 Исследовать языковые особенности произведений А.С.Пушкина Работать с афоризмами Создавать собственные словари « Язык произведения» Работать с паронимами Исправлять речевые ошибки 11 7. 8. Словарная статья. 2 Работать со словарями Ориентироваться в алфавитном столбике. Использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм. Осознавать особенности каждого вида словаря Читать словарную статью и понимать системы обозначений и  сокращений в словарях. Работать со 2­ой частью учебника (со словарями) Проверять правильность написания слов в орфографическом  словаре Выяснять значение слова в толковом словаре. Рассматривать слова старославянского и древнерусского  происхождения в этимологическом словаре Решать определенные грамматические задачи с помощью обратного  словаря. Упражняться в произношении слов с помощью орфоэпического  словаря. 9. Развитие речи с  элементами культуры  речи 33 Излагать короткий текст устно и письменно Определять тему и основную мысль текста Составлять план и использовать его в устном и письменном  изложении. Членить текст на абзацы Оформлять абзац на письме Употреблять формулы вежливости в поздравительной открытке и  письме Устно отвечать на вопросы по произведению живописи Редактировать текст Создавать тексты – описания Письменно отвечать на вопросы Писать статью Брать интервью Восстанавливать деформированный текст Излагать текст с изменением лица  Определять тему и основную мысль текста Составлять план и использовать его в устном и письменном  изложении. Членить текст на абзацы Различать особенности разных типов  текста (повествование, описание, рассуждение); Обнаруживать в реальном художественном тексте его  составляющие: описание, повествование, рассуждение; Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и  наблюдений текст с элементами описания, повествования и  рассуждения; Различать художественный и научно­популярный тексты; Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на  сборник произведений; Создавать тексты по предложенному заголовку; Подробно или выборочно пересказывать текст; Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком  12 предложений, находить в тексте смысловые пропуски; Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры  речи; Анализировать последовательность собственных действий при  работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с  разработанным алгоритмом; Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить  собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,  задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых  текстов).  10. Ономастика  3 Рассматривать способы и причины образования омонимов Работать с этимологическим словарем Работать над историями о появлении отчеств и фамилий в русском  языке Объяснять происхождение фамилий Звукоподражание 1 Сравнивать звукоподражание разных языков Самоинструкция 2 Составлять самоинструкции Работать по готовой инструкции Пересказывать по плану Память и грамотность 1 Учить отрывки из литературных произведений Пересказывать художественные тексты 11. 12. 13. 13 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение курса Для осуществления образовательного процесса по Программе «Грамотей» необходимы следующие  принадлежности:  наличие лингвистических словарей;  наличие  карточек с играми и заданиями;  наличие текстов для работы на занятиях;  подборка видеофрагментов;  подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;  компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; Литература для учителя 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 5. Граник   Г.   Г.,   Бондаренко   С.   М.,   Концевая   Л.   А.   Секреты   орфографии.   Москва “Просвещение”, 1991 г. 6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”. 8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г. 14 9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г. 10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов­на­Дону кн. изд­во, 1991 г. 11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 12.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 13.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 14.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 15.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 16.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. 17.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2006 г. 18.Одинцов   В.   В.Школьный   словарь   иностранных   слов   /под   ред.   В.   В.   Иванова­   М   : Просвещение 2001.       Литература для учащихся  ­ Русский язык (в 3 частях). 2 класс. Н.А.Чуракова. ­ М.: «Академкнига/Учебник»,  2011 ­ Русский язык (в 3 частях). 3 класс. Н.А.Чуракова. ­ М.: «Академкнига/Учебник»,  2013 ­ Русский язык (в 3 частях). 4 класс. М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А.Байкова ­ М.:  «Академкнига/Учебник»,  2013       ­Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.:   Дет.лит,  1981 ­ Сказки, загадки. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1­4 – М: Русский  язык,1981 ­ Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000 ­ Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986 ­ Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987 ­ Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981 ­ Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч­ся нач. классов. – М.: Просвещение ,199       № Тема занятия  3­й класс Тематическое планирование      (35 часов) Содержание занятия с видами деятельности Дат а Дат а Кол­ во  часов 1 1 1 1 1 1. 2. 3. 4. 5. 6. Вводное занятие. Лето, ах лето! Умелые   руки   не знают скуки. Берегись   бед,   пока их нет! Друзья познаются в беде. Научиться   говорить   ­   значит   научиться   мыслить.   «День Знаний» ­ начало учебного года. Рассказы детей на тему «В большой и светлой школе всегда открыта дверь!» Составление   текста   по   летним   впечатлениям   «Летняя история». Редактирование детских работ. Воспитание трудолюбия, усердия. Сочинение «Как я помогал маме». Работа по выработке умения у детей кратко выражать суть проблемы,   если   она   возникла.   Составление   фраз   и предложений для разговора по телефону с целью передачи информации   взрослым,   родителям,   соседям,   спасателям   и т.д. Работа   с   рассказом   Е.Пермяка   «Друг».   Рассказы   детей   о своих друзьях и своих добрых делах. Сочинение – описание «Мой лучший друг». Лес,   точно   терем Раскрашивание заранее заготовленных учителем рисунков  с 1 15 золотой, расписной, лило вый, багряный… Осень!   Славная пора!   Любит   осень детвора. 7. 8. Всем! Всем! Всем! 9. Занятие по выбору. 10. Если   б   каждый   на посадил   земле дубок… 11. Цветет   –   растет могучий   дуб   в спокойной тишине. 12. Без корня и полынь не растет. 13. Сам   погибай,   а товарища выручай! 14. Светло   –  пушистая снежинка белая… 15. И   ёлочка   нарядная на   праздник   к   нам пришла. 16. Занятие по выбору. 17. Как   звери   к   зиме готовятся. 18. Мы в ответе за тех, кого приручили. 19. Терпение и труд все перетрут. 20. Офицеры,   солдаты, сержанты! День ваш празднует ныне страна.   21. Если   ты   природы друг, приходи в наш экоклуб. 22. 23. Я – журналист. 24. Делу   ­   время,   а потехе ­ час! видами природы. Составление текста – описания по началу текста. Редактирование текста ученицы 3­го класса «Золотая осень в лесу» (замена неудачного слова, изменение порядка слов в предложениях,   дополнение   предложений   словами   и   текста предложениями, если это необходимо). Что   такое   объявление?   Содержание   объявлений. Составление   объявлений   о   пропаже   собаки,   о   проведении мероприятия. Редактирование текстов объявлений.   древо».   «генеалогическое Зачем нужны деревья? Чтение текстов о клене и черемухе. Выделение цветным карандашом понравившихся слов, ярких сравнений, эпитетов. Составление устного рассказа о дереве. Нарисовать это дерево. Текст­описание   своего   любимого   дерева   или   текста   – повествования на тему «О чем мне может поведать березка или ёлочка?». Понятие   Составление генеалогического   древа   своей   семьи.   Рассказ   об   истории возникновения семьи много лет назад. Восстановление текста по его началу. Подчеркнуть глаголы, которые   помогают   понять   поведение   героев.   Рассказать товарищу и послушать его рассказ. Сказка   В.Бирюковой   «Какого   цвета   снег?».   Текст   по М.Гумилевской «Что такое снег?». Ответить письменно на вопрос: как образуются снежинки? Почему   елка   приходит   на   Новый   год   в   каждый   дом? Написать сказку про елочку (использовать сказочные слова, сказочные превращения).   Интегрированный     урок   литературное   чтение   + природоведения.   Сочинение   по   вопросам.   Сочинение   – описание дикого животного. Текст­описание   любимых   домашних   животных   или   птиц. Выставка фотографий домашних питомцев. Устные рассказы по материалам личных впечатлений после экскурсии на завод, фабрику. Рассказ дедушки – участника Великой Отечественной войны. Пересказ   этого   рассказа   в   классе   с   выдержанной хронологией событий. Рассказ по наблюдениям с использованием «опорных» слов «Что куют кузнечики?» Кто   такой   журналист?   Статья   в   газету   «Берите   с   него пример!» Составление статьи в школьную газету. Что такое интервью? Составление вопросов для интервью с людьми   разных   профессий.   Выбор   соответствующей   для этого темы. Корректность вопросов журналиста.   Наши   любимые   игры.   Правильное,   последовательное изложение   правил   игры.   Составление   игротеки:   игры   на свежем воздухе, настольные игры, подвижные игры. 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25. Нет друга – ищи, а нашел – береги. 26. Игры со словами. 27. Занятие по выбору. 28. А   руки,   брат,   ­ великий   клад,   для дел даются руки. Восстановление деформированного текста.  Проведение занятия в виде игры­ состязания. Воспитывать   уважение   к   людям   труда   и   потребности трудиться,   Помощники   человека: инструменты,   машины.   Сочинение   «Профессия   моего   отца (мамы)».   хорошо   учиться. 29. Да! Солнцу и весне! Сочинение   –   описание   на   основе   текущих   наблюдений 30. Нам   все   на   свете интересно. 31. Волнуется Природа неспроста.   32. Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший. 33. Пусть будет солнце ясным   и   речка голубой. Итоговое занятие.  34­ 35. «Ясный весенний денек». Изложение  текста  с  изменением  лица   рассказчика.  «Ай  да муравьи!» Воспитание   гуманного   отношения   к   природе,   чувства ответственности за все живое на Земле. Разговор на темы: «Что мы выбрасываем и куда?», «Не спешите выбрасывать», «Что может сделать каждый». Сочинение после экскурсии в дендропарк  « Лес – чудо природы». Что   такое   Родина?   Сочинение   «Своя   сторона   не   бывает холодна». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2                                                                                   17

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"

Рабочая программа курса "Грамотей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017