Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
02.04.2018
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для четвёртого класса на 2017-2018 учебный год разработана на основе Федерального государст-венного образовательного стандарта: начального общего образования (2009 г), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Пле¬шакова «Окружающий мир. 1 -4 классы» (УМК «Школа России», 2010),
РП Окружающий мир +.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова» Новосибирской области Рассмотрено на  заседании МО нач. классов 28 августа 2017 года Протокол № 1. ________________                      Согласовано : заместитель директора по УВР «____» _______________2017 г. Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ № 3 г. Черепанова»  ______________       ________________               «____» _______________2017 г. Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс Рабочая программа составлена учителем начальных классов  высшей квалификационной категории Михалевой Светланой Васильевной 2017­2018 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   курса   «Окружающий   мир»   для   четвёртого   класса   на   2017­2018   учебный   год   разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта:   начального   общего   образования   (2009   г),   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,   планируемых   результатов   начального   общего   образования,   Примерных   программ   начального   общего   образования   и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 ­4 классы» (УМК «Школа России», 2010), Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели). Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение  следующих целей: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; ­   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1)  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3} формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Курс   «Окружающий   мир»   для   четвёртого   класса   в   равной   мере   интегрирует   природоведческие,   обществоведческие,   исторические   знания, представляет   младшим   школьникам   естественно   ­   научный   и   социально­гуманитарный   материал,   необходимый   для   формирования   целостного   и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно ­ научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания   и   активное   освоение   различных   способов   познания   окружающего.   При   этом   используются   разнообразные   методы   и   формы   обучения   с применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­образовательную   среду.   Учащиеся   ведут   наблюдения   явлений   природы   и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2)  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующий норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. № Тема раздела  1 Земля и человечество. Общее  кол­во  часов 9 2 Природа России. 3 Родной край – часть  большой страны. 4 Страницы всемирной  истории. 5 Страницы истории России. 11 10 6 20 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ЧАСОВ) Содержание раздела Солнце. Земля ­ планета. Глобус как модель Земли. Условия жизни на Земле: свет, тепло. История  Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в  разные исторические времена. Человек ­ часть природы. Охрана памятников истории и культуры. Охрана растительного и животного мира. Россия на карте.  Водоемы, их разнообразие, использование человеком. Растения и животные, их  разнообразие в зоне арктических пустынь, тундре, степи, пустыни, у черного моря и в лесах России.  Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Особенности поверхности. Водоемы  родного края. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Почва, ее состав.  Растения и животные, их разнообразие. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное  отношение человека к растениям и животным. Человек ­ часть природы и член общества. Выдающиеся люди разных эпох. Счет лет в истории. История  Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России.  Россия на карте. Государственные праздники. Охрана памятников истории и культуры. Человек ­ часть природы и член общества. Выдающиеся люди разных эпох. Счет лет в истории. История  Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России. 6 Современная Россия. 12 68  Всего: Россия на карте. Государственные праздники. Охрана памятников истории и культуры. Человек ­ член общества. Президент Российской Федерации ­ глава государства. Федеральное собрание  Государственная символика России Города России. Москва ­столица России. Охрана памятников  истории и культуры.  Презентация проектов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.   Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и  культурного наследия; умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о  правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;  чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи  и гордости за свою Родину, российский народ, историю России  посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;  осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;  понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования  понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том  числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости  исторической преемственности в жизни общества; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии  родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего; осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни),  мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России,  развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; этические чувства, доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе  знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;              *   навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из  спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от  природных условий;   мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с  природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и  родного края. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится:  понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; сохранять учебную задачу в течение всего урока; ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); планировать свои действия;        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим  успехам и неуспехам; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по  ходу его реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.      Познавательные Обучающийся научится:    понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других  образовательных ресурсах для передачи информации; осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;  выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи; строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;  строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;           моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные Обучающийся научится: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять  инициативу и активность в  стремлении высказываться, задавать вопросы;          слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  формулировать ответы на вопросы;    формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;     аргументировать свою позицию; понимать различные позиции других людей, отличные от собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его  обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);   готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; использовать речь для регуляции своего действия;   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 КЛАСС № Дата Тема  учебного занятия 1/1 Мир глазами  астронома. Стр. 4­8 Тип  учебного  занятия Изучение  нового  материала. Мониторинг  Планируемые результаты в соответствии с ФГОС Личностные Земля и человечество. (9 часов) Фронтальный. Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности. Метапредметные Предметные Познавательные:  Проводить сравнение по заданным  критериям. Устанавливать причинно­ Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.  Сравнивать и различать день и ночь,  времена года. 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 Планеты солнечной системы. 9­15 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 1 (КИМы с. 7) Внутренняя позиция  школьника на основе  положительного  отношения к школе. Звёздное небо ­  Великая книга  Природы. Мир глазами  географа. 16­21 22­28 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 2, 3 (КИМы с. 8­9) Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы. Фронтальный.  Тест № 4 (КИМы с. 10­11) Мир глазами  историка. Когда и где? 29­35 36­40 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 5, 6 (КИМы с. 12­13) Фронтальный.  Тест № 7 (КИМы с. 14) Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы  Способность к оценке  своей учебной  деятельности. Объяснять (характеризовать) движение  Земли относительно Солнца и его связь  со сменой дня  и ночи, времён года. Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. Работать с  готовыми моделями (глобусом,  физической картой): показывать на  глобусе и карте материки и океаны,  находить и определять географические  объекты на физической карте России с  помощью условных знаков. Объяснять влияние Солнца на  распределение солнечного тепла на  земле.  Характеризовать растительный и  животный мир каждого пояса. Извлекать  (по заданию учителя) необходимую  информацию  из учебника и  дополнительных источников (словари,  энциклопедии, справочники, Интернет),  подготавливать доклады и обсуждать  полученные сведения следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные:  Планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей.  Учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем.  Учиться высказывать своё  предположение. Коммуникативные:  Проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативно­познавательных  задач. Формулировать собственное  мнение и позицию. Познавательные:  Ставить и формулировать проблемы.  Строить рассуждения в форме связи  простых суждений об объекте, его  строении, свойствах и связях.  Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные:  Учитывать установленные правила в  планировании и контроле способа  решения.  Перерабатывать полученную  информацию: делать выводы в  результате совместной работы всего  класса. Коммуникативные:  Аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями  партнёров. Познавательные:  Ставить и формулировать проблемы.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные:  Адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей. Оценивать  правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной  оценки соответствия результатов  требованиям данной задачи. Коммуникативные:  Строить  монологическое  высказывание. Оказывать в сотрудничестве  взаимопомощь. 7/7 8/8 9/9 Мир глазами  эколога. 41­47 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 8 (КИМы с. 15) Сокровища Земли  под охраной  человечества. Обобщающий урок  по разделу «Земля  и человечество». 48­56 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 9 (КИМы с. 16­17) Контроль.  Систематизация и обобщение. Проверочная  работа. Тест № 10 (КИМы с. 18) Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари,  энциклопедии, справочники, Интернет),  подготавливать доклады и обсуждать  полученные сведения Характеризовать влияние человека на  природу в старину и в наше время.  Находить примеры работы людей по  сохранению природы, правильные и  неправильные формы поведения человека в природе. Посетить заповедник своего края.  Оценивать личную роль в охране  природы. Мотивационная основа  учебной деятельности,  включающая  учебно­ познавательные мотивы  Способность к оценке  своей учебной  деятельности. Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру,  готовность следовать  нормам  природоохранного,  нерасточительного,   здоровьесберегающего  поведения. Навыки  сотрудничества в разных  ситуациях, умение не  создавать конфликтов и  находить выход из  спорных ситуаций Познавательные:  Соотносить год с веком, определять  последовательность исторических  событий. Использовать знаково­ символические средства (модели,  схемы) для решения задач. Регулятивные: Различать способ и результат  действия. Коммуникативные:  Формулировать свои затруднения;  задавать вопросы; слушать  собеседника. Познавательные:  причинно­следственные связи.  Строить рассуждения в форме  простых суждений. Регулятивные:  Вносить необходимые коррективы в  действие после его завершения на  основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок, использовать  предложения и оценки для создания  нового, более совершенного  результата. Коммуникативные:  Формулировать собственное мнение  и позицию; аргументировать свою  позицию и координировать её с  позициями партнёров в  сотрудничестве при выработке  общего решения в совместной  деятельности. Строить понятные для партнёра  высказывания. 10/1 Равнины и горы  России. 58­65 Изучение  нового  материала. Фронтальный. Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы.  Строить сообщения в устной форме.  Осуществлять анализ объектов с  Находить и показывать на физической  карте  территорию России, её  государственную границу, равнины и  горы. Природа России. (11 часов) 11/2 Моря, озёра и реки  России. 66­70 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 11 (КИМы с. 19) 12/3 13/4 Природные зоны  России. Зона арктических  пустынь. 71­75 76­83 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 12 (КИМы с. 20) Фронтальный опрос. Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций  Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе. Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности. Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций 14/5 15/6 Тундра. Леса России. 84­94 Изучение  нового  материала. 95­102 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 13 (КИМы с. 21) Фронтальный.  Тест № 14 (КИМы с. 22) Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе.  Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций Моделировать формы земной  поверхности из песка, глины или  пластилина.  Находить и показывать на физической   карте России разные водоёмы и  определять их названия. Сравнивать и различать разные формы  водоёмов Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон. Описывать  климат, особенности растительного и  животного мира, труда и быта людей  разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон выделением существенных  несущественных признаков. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную  задачу. Учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем. Коммуникативные: Проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативно­познавательных  задач. Формулировать своё мнение и  позицию; задавать вопросы, слушать  собеседника. Познавательные:  Строить сообщения в устной форме.  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные:  Планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей. Учитывать установленные правила в  планировании и контроле способа  решения.  Коммуникативные:  Формулировать своё мнение и  позицию. Ставить вопросы. Познавательные:  Строить сообщения в устной форме.  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные:  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: Определять цели, функции  участников, способы взаимодействия.  Проявлять активность во  взаимодействии, ставить вопросы,  обращаться за помощью. 16/7 17/8 Лес и человек Зона степей. 103­109 Изучение  нового  материала. 110­117 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 16 (КИМы с. 27) Фронтальный.  Тест № 17 (КИМы с. 28­29) Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций Познавательные:  Осуществлять поиск необходимой   информации. Строить сообщения в  устной форме. Осуществлять анализ  объектов с выделением существенных несущественных признаков.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные:  Адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей.  Перерабатывать полученную  информацию: делать выводы в  результате совместной работы всего  класса. Коммуникативные:  Вести диалог, слушать и слышать  собеседника. 18/9 19/10 20/11 Пустыни. У Чёрного моря. Обобщающий урок  по разделу  «Природа России». 118­125 Изучение  нового  материала. 126­134 Изучение  нового  материала. Контроль.  Систематизация и обобщение. Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности. Чувство любви к своей  стране, выражающееся в  интересе к её природе. Фронтальный.  Тест № 18 (КИМы с. 30) Фронтальный.  Тест № 19 (КИМы с. 31) Проверочная  работа..  Тест № 20 (КИМы с. 32) Познавательные:  Осуществлять поиск необходимой   информации. Строить сообщения в  устной форме. Осуществлять анализ  объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные:  Различать способ и результат  действия. Вносить необходимые  коррективы в  действие после его завершения на  основе  его оценки и учёта характера  сделанных ошибок, использовать  предложения и оценки для создания  нового, более совершенного  результата.  Учиться высказывать своё  предположение. Коммуникативные:  Проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативно­познавательных  задач. Родной край – часть большой страны. (10 часов) Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон. Описывать  климат, особенности растительного и  животного мира, труда и быта людей  разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон. Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон. Описывать климат, особенности  растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, энциклопедии, справочники,  Интернет) о природных зонах и  обсуждать полученные сведения.  Объяснять влияние человека на природу  изучаемых природных зон 21/1 Наш край.  Поверхность  нашего края. 136­144 Изучение  нового  материала. Фронтальный опрос. Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  Познавательные:  Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Строить  сообщения в устной форме.  Регулятивные: Осмысливать значение понятий: малая  родина, Родина, Отечество, Отчизна. Находить на карте России родной регион. Характеризовать (в ходе и наблюдений)  формы земной поверхности. 22/2 23/3 Водные богатства  нашего края. Наши подземные  богатства.  145­148 Изучение  нового  материала. 149­159 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 21 (КИМы с. 33) Фронтальный.  Тест № 22 (КИМы с. 34) 24/4 Земля – кормилица. 160­163 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 23 (КИМы с. 35) интересе к его природе.  Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам  природоохранного  поведения. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций. 25/5 Жизнь леса. 164­169 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 24 (КИМы с. 36) Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Принимать и сохранять учебную  задачу. Коммуникативные: Задавать вопросы. Адекватно  использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Строить  сообщения в устной форме.  Регулятивные: Планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей. Учитывать установленные правила в  планировании и контроле способа  решения.  Применять установленные правила. Коммуникативные: Формулировать своё мнение и  позицию. использовать речь для регуляции  своего действия. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Строить  сообщения в устной форме.  Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями  партнёров. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных Характеризовать (в ходе экскурсий и  наблюдений)  водоёмы нашей местности Приводить примеры почв нашего края и  уметь характеризовать их. Оценивать плодородие почв нашего края. Характеризовать природное сообщество  лес, взаимосвязи в  этом сообществе 26/6 Жизнь луга. 170­177 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 25 (КИМы с. 37) 27/7 Жизнь в пресных  водах. 178­186 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 26 (КИМы с. 38) 28/8 Растениеводство в  нашем крае. 187­194 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 27 (КИМы с. 39) 29/9 Животноводство в  нашем крае. 195­203 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 28, 29 (КИМы с. 40­41) Самооценка на основе  критериев успешности  учебной деятельности.  Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам  природоохранного  поведения. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Мотивация учебной  деятельности, внутренняя позиция школьника на  основе положительного  отношения к школе.  Экологическая культура:  ценностное отношение к  природному миру;  готовность следовать  нормам  природоохранного  поведения. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций Ориентация на понимание причин успеха в учебной  деятельности, в том числе на самоанализ и  самоконтроль   результата, на анализ  соответствия результатов требованиям конкретной  задачи, на понимание  заданий с использованием различных  источников. Устанавливать причинно­ следственные связи.  Регулятивные: Оценивать правильность выполнения  действий на уровне адекватной  ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной  задачи.  Перерабатывать полученную  информацию: делать выводы в  результате совместной работы всего  класса.  Коммуникативные: Формулировать своё мнение и  позицию.  Познавательные: Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Строить  сообщения в устной форме.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные: Различать способ и результат  действия. Коммуникативные: Проявлять активность во  взаимодействии для решения  коммуникативно­познавательных  задач. Познавательные: Владеть основами смыслового  восприятия познавательного  материала, сообщаемого в устной  форме, выделять существенную  информацию. Регулятивные: Проявлять познавательную  инициативу. Коммуникативные: Задавать вопросы. Адекватно  использовать речевые средства для  решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний.  Регулятивные: Самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и  растений и животных, влияние человека  на природное сообщество лес. Характеризовать природное сообщество  луг, взаимосвязи в  этом сообществе  растений и животных, влияние человека  на природное сообщество луг. Характеризовать природное сообщество  водоём, взаимосвязи в  этом сообществе  растений и животных, влияние человека  на природное сообщество водоём. Подготавливать в группе рассказ по  результатам экскурсии в краеведческий  музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края,  Подготавливать в группе рассказ по  результатам экскурсии в краеведческий  музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края. 30/10 Обобщающий урок  по разделу «Родной край – часть  большой страны». Контроль.  Систематизация и обобщение. Проверочная  работа.  Тест № 30 (КИМы с. 42) Подготавливать в группе рассказ по  результатам экскурсии в краеведческий  музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного  края. оценок учителей,  товарищей, родителей и  других людей. Чувство любви к своему  краю, выражающееся в  интересе к его природе. Навыки сотрудничества в  разных ситуациях, умение не создавать конфликтов  и находить выход из  спорных ситуаций. вносить необходимые коррективы в  исполнение,  как по ходу его  реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и интересы  и обосновывать собственную позицию. Познавательные: Ставить и формулировать проблемы.   Осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. Строить  сообщения в устной форме.  Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные: Вносить необходимые  коррективы в  действие после его завершения на  основе  его оценки и учёта характера  сделанных ошибок, использовать  предложения и оценки для создания  нового, более совершенного  результата.   Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями  партнёров. Страницы всемирной истории. (6 часов) 31/1 32/2 33/3 Начало истории  человечества. Мир древности:  далёкий и близкий. 4­7 8­14 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный опрос. Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Фронтальный.  Тест № 32 (КИМы с. 47) Средние века:  время рыцарей и  замков. 15­21 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 33 (КИМы с. 48) Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая социальные,  учебно­познавательные и  внешние мотивы. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную  задачу. Коммуникативные: Задавать вопросы, формулировать  собственное мнение и позицию. Задавать вопросы, обращаться за  помощью. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, справочники, энциклопедии, Интернет). Показывать места  исторических событий на исторической  карте. Определять последовательность  исторических событий с помощью «ленты времени».  Изготавливать (по возможности)  наглядные пособия из бумаги,  пластилина и других материалов  ­  одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества. 34/4 35/5 36/6 37/1 38/2 Новое время:  встреча Европы и  Америки. Новейшее время:  история  продолжается  сегодня. Обобщающий урок  по разделу  «Страницы  всемирной  истории». 22­27 28­32 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 34 (КИМы с. 49) Фронтальный.  Тест № 35 (КИМы с. 50) Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая социальные,  учебно­познавательные и  внешние мотивы. Контроль.  Систематизация и обобщение. Проверочная  работа. Тест № 36 (КИМы с. 51) Жизнь древних  славян. Во времена  Древней Руси. 34­39 40­45 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Страницы истории России. (20 часов) Фронтальный опрос. Фронтальный.  Тест № 37 (КИМы с. 52) Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи.  Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая социальные,  учебно­познавательные и  внешние мотивы. 39/3 Страна городов. 46­54 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 38 (КИМы с. 53) Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Учитывать установленные правила в  планировании и контроле способа  решения. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения;  ставить вопросы; строить понятные  для партнёра высказывания. Координировать и принимать  различные позиции во  взаимодействии. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Самостоятельно создавать алгоритм  деятельности.  Регулятивные: Адекватно воспринимать  предложения и оценку учителей,  товарищей, родителей. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию и  координировать её с позициями  партнёров. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных Изготавливать (по возможности)  наглядные пособия из бумаги,  пластилина и других материалов  ­  одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества. Участвовать в ролевых играх по типу  путешествий (например, «Путешествие в  Древнюю Москву», «Путешествие по  Третьяковской галерее»). Участвовать в групповой работе по  поиску информации и подготовке  устного сочинения «Рассказ от первого  лица – очевидца событий  ХХ века (например, рассказы ветеранов о Великой Отечественной войне).  Самостоятельно находить в учебнике и  дополнительных источниках сведения по  определённой теме, излагать их в виде  сообщения, рассказа.  Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю. Показывать места исторических событий  на исторической карте. 40/4 41/5 42/6 43/7 44/8 45/9 Из книжной  сокровищницы  Древней Руси. 55­58 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 39 (КИМы с. 54) принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. Трудные времена  на Русской земле. Русь расправляет  крылья. 59­64 65­69 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 40 (КИМы с. 55) Фронтальный.  Тест № 41 (КИМы с. 56) Куликовская битва. 70­74 Иван Третий. 75­81 Изучение  нового  материала. Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 42 (КИМы с. 57) Фронтальный.  Тест № 43 (КИМы с. 58) Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю.  Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая социальные,  учебно­познавательные и  внешние мотивы. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Вносить необходимые  коррективы в  действие после его завершения на  основе  его оценки и учёта характера  сделанных ошибок, использовать  предложения и оценки для создания  нового, более совершенного  результата.  Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников.  Ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: Самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить необходимые коррективы в  исполнение,  как по ходу его  реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Формулировать своё мнение и  позицию. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Вносить необходимые дополнения и  изменения в план и способ действия.  Коммуникативные: Договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации  столкновения интересов. Мастера печатных  дел. 82­86 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 44 (КИМы с. 59) Широкая мотивационная  основа учебной  деятельности,  включающая социальные,  Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных Определять последовательность  исторических событий с помощью «ленты времени», выполнять задания на  соотношение года с веком.  Изготавливать (по возможности)  наглядные пособия из бумаги,  пластилина и других материалов  ­  одежда, макеты памятников архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества. Сравнивать (на  основе иллюстративного материала)  памятники архитектуры, одежду,  вооружение различных эпох. Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю. Показывать места исторических событий  на исторической карте. Показывать места исторических событий  на исторической карте. Определять последовательность  исторических событий с помощью «ленты времени». Изготавливать (по  возможности) наглядные пособия из  бумаги, пластилина и других материалов  ­ одежда, макеты памятников  архитектуры и др. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества.  Самостоятельно находить в учебнике и  дополнительных источниках сведения по  определённой теме, излагать их в виде  сообщения, рассказа. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества. 46/10 Патриоты России. 87­93 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 45 (КИМы с. 60) 47/11 Пётр Великий. 94­100 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 46 (КИМы с. 61) Михаил Васильевич Ломоносов. 101­104 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 47 (КИМы с. 62) Екатерина Великая. Отечественная  война 1812 года. 105­111 Изучение  нового  материала. 112­119 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 48 (КИМы с. 63) Фронтальный.  Тест № 49 (КИМы с. 64) учебно­познавательные и  внешние мотивы. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Проявлять  познавательную  инициативу в учебном  сотрудничестве*. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Координировать и принимать  различные позиции во  взаимодействии. Познавательные: Осознанно и произвольно строить  сообщения в устной форме. Регулятивные: Устанавливать соответствие  полученного результата поставленной цели.  Использовать речь для регуляции  своего действия Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Познавательные:  Осознанно и произвольно строить  сообщения в устной форме. Регулятивные: Устанавливать соответствие  полученного результата поставленной цели.  Использовать речь для регуляции  своего действия Коммуникативные:  Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Познавательные: Осознанно и произвольно строить  сообщения в устной форме.  Осуществлять поиск необходимой  Самостоятельно находить в учебнике и  дополнительных источниках сведения по  определённой теме, излагать их в виде  сообщения, рассказа. Подготавливать небольшие рассказы по  иллюстрациям учебника, описывая  важнейшие изученные события из  истории Отечества.  Самостоятельно находить в учебнике и  дополнительных источниках сведения по  определённой теме, излагать их в виде  сообщения, рассказа. Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю. Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю. Показывать места исторических событий  на исторической карте. Определять последовательность  исторических событий с помощью «ленты 48/12 49/13 50/14 51/15 Страницы истории  XIX века. 122­126 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 51 (КИМы с. 69) Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме 52/16 53/17 54/18 55/19 56/20 Россия вступает в  XX век. 127­133 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 52 (КИМы с. 70­71) Страницы истории  1920­1930­х годов. Великая  Отечественная  война и Великая  Победа. 134­139 Изучение  нового  материала. 140­146 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 53 (КИМы с. 72) Фронтальный.  Тест № 54 (КИМы с. 73) осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. Страна, открывшая  путь в космос. Обобщающий урок  по разделу  «Страницы истории России». 147­152 Изучение  нового  материала. Контроль.  Систематизация и обобщение. Фронтальный.  Тест № 55 (КИМы с. 74) Проверочная  работа.  Тест № 56 (КИМы с. 75) Основы гражданской  идентичности, своей  этнической  принадлежности в форме  осознания «Я» как   гражданина России,  чувства сопричастности и гордости за свою Родину,  народ и историю. информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Учиться высказывать своё  предположение. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за  помощью. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных заданий с использованием различных  источников. Регулятивные: Учиться высказывать своё  предположение. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Познавательные: Владеть основами смыслового  восприятия познавательных текстов,  выделять существенную информацию  из сообщений разных видов (в первую  очередь текстов). Регулятивные: Самостоятельно оценивать  правильность выполнения действия и  вносить необходимые коррективы в  исполнение,  как по ходу его  реализации, так и в конце действия. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения.  Достаточно точно,  последовательно и полно передавать партнёру  необходимую информацию как  ориентир для построения действий.  времени». Изготавливать (по  возможности) наглядные пособия из  бумаги, пластилина и других материалов  ­ одежда, макеты памятников  архитектуры и др. Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, справочники, энциклопедии, Интернет).  Пересказывать своими словами текст  учебника (о событии, историческом  деятеле, памятнике культуры) и  обсуждать его в классе. Находить в  тексте учебника слова и выражения,  характеризующие исторического  деятеля, его дела и поступки,  высказывать своё мотивированное  отношение к историческому деятелю.  Извлекать (по заданию учителя)  необходимую информацию из учебника и  дополнительных источников знаний  (словари, справочники, энциклопедии, Интернет)  Показывать места исторических событий  на исторической карте. 57/1 Основной закон  России и права  человека. 154­163 Изучение  нового  материала. Современная Россия. (12 часов) Фронтальный. Учебно­познавательный  интерес к новому  материалу и способам  решения новой задачи. Познавательные: Владеть основами смыслового  восприятия познавательных текстов,  выделять существенную информацию  Подготавливать рассказ о правах ребёнка на основе анализа иллюстративного  материала и собственного социального  опыта. Государственного флага России 58/2 Мы – граждане  России. 164­167 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 57, 58 (КИМы с. 76­77) Славные символы  России. Такие разные  праздники. 168­174 Изучение  нового  материала. 175­179 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 59 (КИМы с. 78) Фронтальный.  Тест № 60 (КИМы с. 79) Осознание себя членом  общества и государства  (самоопределение своей  российской гражданской  идентичности в форме  осознания «Я» как  гражданина России). 59/3 60/4 61/5 62/6 63/7 64/8 из сообщений разных видов (в первую  очередь текстов). Регулятивные: Принимать и сохранять учебную  задачу. Учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем.  Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. Обсуждать особенности  Познавательные: Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего  региона. Регулятивные: Осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату.  Перерабатывать полученную  информацию: делать выводы в  результате совместной работы всего  класса.  Коммуникативные: Координировать и принимать  различные позиции во  взаимодействии; контролировать  действия партнёра. Познавательные: (последовательность расположения  полос, цвета флага). Объяснять  символический смысл основных  изображений Государственного герба  России, узнавать его среди других  гербов. Знать текст  Государственного гимна  России, уметь выразительно  декламировать (петь) его.   Рассказывать о родной стране и её  святынях, праздничных днях России на  основе данных, полученных из  источников массовой информации.  Узнавать по этим признакам российский  флаг среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных  фактах истории флагов России.  Рассказывать о родной стране и её  святынях, праздничных днях России на  основе данных, полученных из  источников массовой информации. Целостный, социально ориентированный  Целостный, социально  ориентированный взгляд  Владеть основами смыслового  взгляд на мир в единстве и разнообразии  на мир в единстве и  восприятия познавательных текстов,  народов и  культур.  разнообразии народов и   выделять существенную информацию  культур.  из сообщений разных видов (в первую  Осознание себя членом общества и  очередь текстов). государства (самоопределение своей  Осознание себя членом  российской гражданской идентичности в  общества и государства  Регулятивные: форме осознания «Я» как гражданина  (самоопределение своей  Оценивать правильность выполнения  России). Фронтальный. российской гражданской  действий на уровне адекватной  идентичности в форме  ретроспективной оценки соответствия Путешествие по  России. Дальний  Восток. Просторы  Сибири.  Путешествие по  России. Урал.  Русский Север.  Путешествие по  России. Старинные  русские города  Путешествие по  России. .По Волге.  Юг России. 180­185 Изучение  нового  материала. Фронтальный.  Тест № 61 (КИМы с. 80) 186­193 Изучение  нового  материала. Фронтальный. 193­196 Изучение  Фронтальный. нового  материала. 197­203 Изучение  нового  материала. 65/9 66/10 67/11 68/12 Обобщающий урок  по разделу  «Современная  Россия». Наши проекты.  Презентация  проектов. Наши проекты.  Презентация  проектов. Наши проекты.  Презентация  проектов. Контроль.  Систематизация и обобщение. Проверочная  работа. Тест № 62 (КИМы с. 81) осознания «Я» как  результатов требованиям данной  гражданина России). задачи. Презентация  проектов. Презентация  проектов. Презентация  проектов. Защита проектов. Коммуникативные: Защита проектов. Защита проектов. Задавать вопросы, необходимые для  организации собственной  деятельности и сотрудничества с  партнёром. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Программы: 1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной  образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа». В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010 2. Школа России: Сборник рабочих программ 1­4 классы. Москва «Просвещение» 2011 год Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник ­4 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2014 год Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь – 4 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2014 год Контрольно­измерительные материалы: Окружающий мир. 1 часть. 4 класс. Составитель: И.Ф. Яценко. Издание четвёртое, переработанное. Москва «ВАКО» 2014 год Методические пособия: 1. Максимова Т.Н. Окружающий мир: Поурочные разработки – 4 класс. Москва «ВАКО» 2014 год 2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение,  2011 Компьютерные и информационно­коммуникативные средства: Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. Технические средства обучения: 1. Персональный компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска 4. Магнитофон 5. Магнитная доска 6. CD/DVD – проигрыватели  /  about  .  info   .  ru  ://   nachalka  .  km  Интернет­ресурсы: http    http://  www    http://zerkalenok.ru/cgi_bin/zerk.cgi/7/9/z www.geoman.ru http://animal.geoman.ru http   ://   forest.geoman.ru

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.