Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)
Оценка 5

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
17.02.2017
Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)
Целью курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» является воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Программа направлена на направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
уроки нравственности.docx
Пояснительная записка. Рабочая программа в соответствии со следующими нормативными документами: ­Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373, ­ Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ  «Красноорловская СОШ», утвержденной приказом от 01.06. 2011 г. №73, ­ Положением о рабочей программе по учебному предмету,  курсу, внеурочной  деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении,  утвержденным  приказом от 02.09.2013г. № 119. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников. Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,   этносами,   носителями   различных   убеждений,   представителями социальных групп. 2. Способствовать   усвоению   правил   поведения   в   образовательном   учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе. 3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. 4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Общая характеристика учебного курса «Уроки нравственности» Актуальность  программы   определена   тем,   что   одной   из   важнейших   задач образования   в   настоящее   время   является   освоение   детьми   духовных   ценностей, накопленных   человечеством.   Уровень   нравственности   человека   отражается   на   его поведении,   которое   контролируется   его   внутренними   побуждениями,   собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.  Ценностные ориентиры содержания  учебного курса. Программа составлена на основе  следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания: 5. Принцип   ориентации   на   идеал.  Идеал   –   это   высшая   ценность,   совершенное состояние   человека,   семьи,   школьного   коллектива,   социальной   группы, общества,   высшая   норма   нравственных   отношений,   превосходная   степень нравственного   представления   о   должном.   Идеалы   определяют   смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­нравственного и социального развития личности.  6. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно­ нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.  Принцип следования нравственному примеру.  Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему   диалогу,   пробудить   в   нём   нравственную   рефлексию,   обеспечить возможность   выбора   при   построении   собственной   системы   ценностных отношений,   продемонстрировать   ребёнку   реальную   возможность   следования идеалу в жизни.  7. Принцип   идентификации   (персонификации).  Идентификация   —   устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем   школьном   возрасте   преобладает   образно­эмоциональное   восприятие действительности,   развиты   механизмы   подражания,   эмпатии,   способность   к идентификации.  8. Принцип   диалогического   общения.  В   формировании   ценностных   отношений большую   роль   играет   диалогическое   общение   младшего   школьника   со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. 9. Принцип   полисубъектности   воспитания.  В   современных   условиях   процесс развития   и   воспитания   личности   имеет   полисубъектный,   многомерно­ деятельностный   характер.   Младший   школьник   включён   в   различные   виды социальной,   информационной,   коммуникативной   активности,   в   содержании которых   присутствуют   разные,   нередко   противоречивые   ценности   и мировоззренческие установки.  10. Принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания.  Воспитание, направленное   на   духовно­нравственное   развитие   учащихся   и   поддерживаемое всем   укладом   школьной   жизни,   включает   в   себя   организацию   учебной, внеучебной,   общественно   значимой   деятельности   младших   школьников. Интеграция   содержания   различных   видов   деятельности   учащихся   в   рамках программы их духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.  11. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Место  программы внеурочной деятельности в учебном плане Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на внеурочную деятельность «Уроки нравственности» отводится в 1 классе 17 часов (0,5 часа в неделю), 3класс – 17  часов (0,5 часа в неделю), 4 класс­17 часов (0,5 часа в неделю). Планируемые результаты  освоения учащимися  программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» Воспитание нравственных чувств и этического сознания   у младших школьников как направление духовно­нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение   ими   соответствующих   ценностей,   формирование   знаний,   начальных представлений,   опыта   эмоционально­ценностного   постижения   действительности   и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых   ценностях   отечественной   культуры   в   процессе   проведения   бесед,   экскурсий, заочных   путешествий,   участия   в   творческой   деятельности,   такой,   как   театральные постановки, литературно­музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.  Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки  нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной  школе: от действия к мысли».   В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов  и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый   уровень   результатов  —   приобретение   учащимися   социальных   знаний   (о нравственных     нормах,     социально   одобряемых   и   не   одобряемых   формах   поведения   в обществе  и∙т.∙п.), первичного  понимания   социальной  реальности  и  повседневной  жизни. Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие учащегося со своими учителями   как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов  —   получение   учащимися   опыта   переживания   и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества,   ценностного   отношения   к социальной   реальности   в   целом.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий   уровень   результатов  —   получение   учащимся   начального     опыта самостоятельного   общественного   действия,   формирование   у   младшего   школьника социально   приемлемых   моделей   поведения.   Только   в   самостоятельном   общественном   гражданином,   социальным   деятелем, действии   человек   действительно   становится   свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие   учащегося   с   представителями   различных   социальных   субъектов   за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   обеспечивает   появление значимых  эффектов  духовно­нравственного   развития   и   воспитания   учащихся   — формирование   основ   российской   идентичности,   присвоение   базовых   национальных ценностей,   развитие   нравственного   самосознания,   укрепление   духовного   и   социально­ психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:       Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: ­ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и  поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального  поведения; ­ эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: ­ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных  дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и  чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим  требованиям; ­ эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им,  выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.       Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в  сотрудничестве с учителем; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её  реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки  и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания  нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном  и иностранном языках;       Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,  цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом  пространстве Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения  различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не  совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и  взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Требования к уровню подготовки учащихся. В   результате   прохождения   программного   материала    к  концу   1   класса  учащиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи.  Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8.   Быть   опрятными,   соблюдать   порядок   на   своем   рабочем   месте,   содержать   в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В   результате   прохождения   программного   материала    к  концу   2   класса  учащиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом   в   сказках   («Преданный   друг»   О.   Уайльда,   «Мешок   яблок»   В.   Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы.  Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5.   Исполнять   ментальную   зарядку   как   один   из   способов   самоконтроля   в самовоспитании. В   результате   прохождения   программного   материала    к  концу   3   класса  учащиеся должны знать: 1. Ранее изученные заповеди и афоризмы. 2. Каким должен быть воспитанный человек.  3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. 4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. 5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. 6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: 1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. 2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. 3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. 4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 6. Быть сострадательными к чужому горю. 7. Не обижать животных и птиц. 8.   Различать   добро   и   зло,   давать   правильную   оценку   поступков   литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 9.   Проявлять   положительные   моральные   качества   в   достойном   поведении, поступках. В   результате   прохождения   программного   материала    к  концу   4   класса  учащиеся должны знать: 1.  Правила этики и культуры речи. 2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. 3. Об источниках наших нравственных знаний. 4. О совести как основе нравственности. 5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. 6. Стихотворения о родине (на выбор). 7.  Афоризмы. 8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Уметь: 1. Различать хорошие и плохие поступки. 2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. 3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 4. Исполнять заповеди. 5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.                                                        Содержание курса 1 класс (33 часа) Раздел 1: Правила поведения в школе (2ч) Правила   поведения   на   уроке   и   на   перемене.   Правила   поведения   в   гардеробе.   Правила поведения   в  столовой.   Правила  поведения  в  библиотеке.   Правила   поведения   в  школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (5ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (4ч) «Ученье ­ Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (3ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (1ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (2ч) 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (4ч) Этикет   (повторение).   Устное   и   письменное   приглашение   на   день   рождения.   Встреча   и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (2ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (6ч) «Дружба   каждому   нужна.   Дружба   верностью   сильна».   Преданный   друг.   О   доброте   и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (5ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.  3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (4ч) Этикет   разговора.   Общение   к   разным   людям.   Вежливый   отказ,   несогласие.   Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (3ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (5ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (5ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (34 часа)  Раздел 1: Культура общения (5ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (3ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на   неделю.   Как   я   работаю   над   собой.   О   терпении.   Конец   каждого   дела   обдумай   перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (5ч) Об   источниках   наших   нравственных   знаний.   Совесть   –   основа   нравственности.   Чем   ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.  Раздел 4: Искусство и нравственность (4ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных   героев.   Положительные   герои   в   былинах   и   сказках.   Отрицательные   герои   в литературных   произведениях.   Зло,   как   и   добро,   имеет   своих   героев.   Искусство   и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. Тематическое планирование  курса. 1 класс Задачи: 1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности. 2.   Научить   приемам   и   правилам   ведения   дискуссии,   уважать   себя   и   своего товарища.   3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в     обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Наименование разделов и тем. № п/п Раздел № 1  Правила поведения в школе 1. Правила поведения на уроке и на перемене. Кол­во часов 2 1 Основные виды деятельности игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание 2. Правила поведения в общественных местах. Раздел № 2 О добром отношении к лю    дям 3 Что такое «добро и зло». 4 «Ежели вы вежливы». 5 Добрые и не добрые дела. 6 Ты и твои друзья. 7 Помни о других – ты не один на свете. Раздел № 3 Как стать трудолюбивым творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. 1 5 1 1 1 1 1 4 8 «Ученье­Свет, а неученье ­ тьма». 9 «Как быть прилежным и старательным». 10 Наш труд в классе. 11 Мой труд каждый день дома. Раздел №4 Правила опрятности  и  ак    куратности. 12 Культура внешнего вида. 13 Каждой вещи своё место. 14 Умейте ценить своё и чужое время. 1 1 1 1 3 1 1 1 ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, Раздел №5 Правила поведения  на  ули    це  и  дома. 15 Как вести себя на улице и дома. Раздел №6 Школьный этикет. 16 Как   приветствовать   людей   и   знакомиться   с ними. 17 Чему нас научили уроки нравственности? Итого  структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. 1 1 2 1 1 17 2 класс Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения. Наименование разделов и тем. № п/п Кол­во часов Основные виды деятельности Раздел № 1 Культура общения 1. Этикет (повторение). 2 Устное   и   письменное   приглашение   на   день рождения 4 1 1 3 Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. 1 4 Как дарить подарки. 1 ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой Раздел № 2 Общечеловеческие  нормы  нрав    ственности 5 Заповеди. 2 1 работы. смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; 6 Дал слово держи. 1 смысловое чтение учебных Раздел № 3  Дружеские отношения 7. «Дружба   каждому   нужна.   Дружба   верностью сильна».  8 Преданный друг 9 О доброте и бессердечие. и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное 6 1 1 1 10 Об уважительном отношении к старшим. 11 О зависти и скромности. 12 О доброте и жестокосердии Раздел №4  Понять другого 13 Золотые правила. 14 Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. 15 О тактичном и бестактном поведении. представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и 1 1 1 5 1 1 1 16 Учимся находить хорошее в человеке, даже если  он нам не нравится. 17 Обзор курса этики за год. Итого  поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. 1 1 17 3 класс Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю. Наименование разделов и тем. № п/п Кол­во часов Основные виды деятельности Раздел №1 Культура общения 1. Этикет разговора. 2 Этикетные ситуации. 3 Разговор по телефону. 4 Играем роль воспитанного человека. 4 1 1 1 1 игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой Раздел № 2 Самовоспитание 5 Что значит быть вежливым? 6 Мои достоинства и недостатки. 7 О хороших и дурных привычках. Раздел № 3 Общечеловеческие нор    мы нравственности 8 О сострадании и жестокосердии. 9 Лгать нельзя, но если...? 3 1 1 1 5 1 1 работы. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное 10 Всегда ли богатство счастье? 1 смысловое чтение учебных представление своей точки зрения. 11 Спешите делать добро. 1 и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. 12 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 1 смысловое чтение учебных Раздел № 4 Как сердцу высказать себя.  Другому как по    нять тебя? 13 «Как сердцу высказать себя?» 14 «И нам сочувствие даётся, как нам даётся  благодать». и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, 5 1 1 15 16 17 «Думай хорошо ­ и мысли созревают в добрые  поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Чему мы научились на уроках этики. Итого  структурирование и переработка информации; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. 1 1 1 17 4 класс Задачи: 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людь­ ми, положительных моральных качеств в достойном поведении. № п/п Наименование разделов и тем. Кол­во часов Основные виды деятельности Раздел №1 Культура общения 1. Традиции общения в русской семье. «Домострой». 2. Культура общения в  современной семье. 3 О терпимости к ближним. 4 Культура спора. 5 1 1 1 1 смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация 5 Этикетные ситуации. Раздел №2  Самовоспитание 6 «Познай самого себя». 7 Самовоспитание. 8 О терпении. Раздел №3  Общечеловеческие нормы нрав    ственности 9 Об источниках наших нравственных знаний. проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в  беседе и обсуждении,  аргументированное  представление своей точки  зрения.     1 3 1 1 1 5 1 ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. 1 1 1 1 4 10 11 12 13 Совесть ­ основа нравственности. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Раздел №4.  Искусство и нравственность 14 15 16 17 Положительные герои в былинах и сказках. 1 информации, наблюдение смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание над информацией, структурирование и переработка информации; смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание 1 информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. 1 1 17 Отрицательные герои в литературных  произведениях. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. Итого  Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение курса. № Название Автор  Издательство  Год  издания 1 Нормативные документы Федеральный государственный  образовательный стандарт начального  общего образования Учебно­методическая литература 1 Азбука нравственности. Духовно­ нравственное воспитание  детей младшего школьного возраста Справочная литература Толковый словарь русского языка Фразеологический словарь русского  языка Толковый словарь русского языка Мифология древней Руси Пословицы русского народа Дидактические материалы Опорные карточки по темам. Цифровые образовательные ресурсы 1 2 3 4 5 1 М.:  Просвещение 2009 Э.Козлов, В.  Петрова, И.  Хомякова сост.  В.Г.Черемисина. 2007 Кемерово:  КРИПКиПРО, 2010 С. И. Ожегов А. А. Войнова Просвещение Москва В. И. Даль А. Н. Афанасьев Эксмо В. И. Даль Эксмо АСТ 2003 1967 2001 2005 2006 Золотое правило нравственности. Былинные герои. Россия – наша Родина. Добро и зло. Совесть. Идеал нравственности. Добродетели и пороки. Человеческая жизнь как высшая ценность Толерантность № Название, ссылка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 О дружбе 11 12 Духовные ценности 13 Этикет Этика. Мораль. Нравственность. Технические средства обучения Интерактивная доска Мультимедийный компьютер Проектор  Акустическая система (колонки) 1 2 3 4 Вид  Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Календарно­тематический план. 1 класс. Наименование разделов и тем. Кол­во Дата  Примечания  Раздел № 1  Правила поведения в школе Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Раздел № 2 О добром отношении к лю    дям 3 Что такое «добро и зло». № п/п 1. 2. часов 2 1 1 5 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел № 3 Как стать трудолюбивым «Ученье­Свет, а неученье ­ тьма». «Как быть прилежным и старательным». Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Раздел №4 Правила опрятности  и  ак    куратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел №5 Правила поведения  на  ули    це  и  дома. 15 Как вести себя на улице и дома. Раздел №6 Школьный этикет. 16 17 Как   приветствовать   людей   и   знакомиться   с ними. Чему нас научили уроки нравственности? 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 2 1 1 Календарно­тематический план. 2 класс № п/п 1. 2 Наименование разделов и тем. Кол­во Дата  Примечания  Раздел № 1 Культура общения Этикет (повторение). Устное   и   письменное   приглашение   на   день рождения часов 4 1 1 3 4 5 6 7. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел № 2 Общечеловеческие  нормы  нрав    ственности Заповеди. Дал слово держи. Раздел № 3  Дружеские отношения «Дружба   каждому   нужна.   Дружба   верностью сильна».  Преданный друг О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии Раздел №4  Понять другого Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если  он нам не нравится. 17 Обзор курса этики за год. 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 Календарно­тематический план. 3 класс Наименование разделов и тем. Кол­во Дата  Примечания  часов Раздел №1 Культура общения Этикет разговора. Этикетные ситуации. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел № 2 Самовоспитание Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. О хороших и дурных привычках. Раздел № 3 Общечеловеческие нор    мы нравственности О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел № 4 Как сердцу высказать себя.  Другому как по    нять тебя? 4 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 № п/п 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Как сердцу высказать себя?» «И нам сочувствие даётся, как нам даётся  благодать». «Думай хорошо ­ и мысли созревают в добрые  поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Чему мы научились на уроках этики. 1 1 1 1 1 Календарно­тематический план. 4 класс № п/п Наименование разделов и тем. Кол­во Дата  Примечания  1. 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел №1 Культура общения Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в  современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. Раздел №2  Самовоспитание «Познай самого себя». Самовоспитание. О терпении. Раздел №3  Общечеловеческие нормы нрав    ственности Об источниках наших нравственных знаний. Совесть ­ основа нравственности. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Раздел №4.  Искусство и нравственность часов     1 5 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 14 15 16 17 Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных  произведениях. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. 1 1 1 1

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Уроки нравственности" (1-4 классы, внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017