РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
05.10.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»
Программа ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - города Самара. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, его истории, людям, живущем в нем. Краеведческая деятельность направлена на воспитание у детей гражданственности и патриотизма.Рабочая программа по внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности Самарский Краевед.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Школа № 178» городского округа Самара РАССМОТРЕНО: на заседании м/о  «Предметов культуры» «____» __________2016 г. Председатель МО  Кисликова Е.Г. ______________________ ПРОВЕРЕНО: «____» __________ 2016 г. Зам. директора по УВР Мелекесцева О.П. ____________________ УТВЕРЖДАЮ: Директор  ___________________ Самаркина Н.П. Приказ № ______ от «____» _______ 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед» Форма организации: кружок Направление: социальное Срок реализации: 1 год Программа составлена: Шеломовой Г.К., учителем черчения  МБОУ  Школы № 178  г.о. Самара Самара 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  «Краеведение учит людей любить не только свои родные  места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Д.С. Лихачёв Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает её.  Программа   внеурочной   деятельности   «Самарский   краевед»   ориентирована   на   следующие направления:  социальное,   духовно­нравственное,   патриотическое,   творческое, и  рассчитана на то, что  человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает её.   Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко­культурного   наследия   своей   малой   Родины   –   г.   Самары,   как   части   России.   Большое значение   программа   придает   краеведческой   работе   с   пожилыми   жителями   города,   живыми носителями   изучаемой   истории,   культуры   и   традиций   Поволжья.   Она   помогает   лучше   понять закономерности   исторического   процесса,   концентрирует   и   обогащает   знания,   развивает познавательные   интересы   воспитанников,   приобщает   их   к   творческой   деятельности,   формирует практические и интеллектуальные умения. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем. Программа модифицирована  на основе   «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г Новизна   программы:  интеграция   знаний,   формируют   целостный   взгляд   на   историю, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением особенностей истории края   и   истории народа. Все   это предполагает   расширение   краеведческого   кругозора, развитие  способностей  учеников. Актуальность  программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития,   посредством   изучения   родного   края,   бережного   отношения   к   традициям,   культуре   и истории   своего   народа,   через   практическое   участие   в   сборе   и   хранении   документов,   изучении экспонатов природы и культуры,  определяет необходимость формирования у воспитанников чёткого понятия  исторической характеристики  края. Педагогическая   целесообразность  данного   курса   для   школьников   среднего   звена обусловлена   их   возрастными   способностями:   разносторонними   интересами,   любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Краеведческая   деятельность   направлена   на   воспитание   у   детей   гражданственности   и патриотизма. Ведь проявление этих чувств начинается с детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному городу. Кружковая работа по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает   школьников,   заинтересовывает   их   и   при   правильной   организации   дает   импульс   к самостоятельной   деятельности.   Кружок   по   изучению   родного   края   способствует   формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.  Процесс   познания   родного   края   необходимо   тесно   связывать   с   изучением   его   истории   и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное   отношение   к   памятникам   прошлого.   Следуя   таким   путем,   можно   заложить   основы высококультурной   разносторонней   личности.   На   занятиях   ведется   целенаправленная   работа   над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины. Цель:  способствовать   воспитанию   у   детей   нравственности   и   духовности   посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа информированию социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково­исследовательскую краеведческую деятельность. Целеполагание определяет задачи курса: Образовательные:  формировать   представления   о   краеведении,   как     о   предмете   исторического   и   культурного развития общества;   приобретение знаний о истории родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа; Воспитательные:     сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре;  воспитать в ребенке лучшие духовно­нравственные качества: любовь к людям, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;  воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. Развивающие:    развивать потребности общения; развивать   эмоционально   доброжелательное   отношение     к   окружающим,   нравственные   и эстетические чувства; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса учащихся 5 класса. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение  следующих принципов:  системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;  научность:  соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;   доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;  наглядность:  использование   наглядных   пособий,   иллюстраций,   авторских   работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;  деятельностный   подход:  использование   проблемного   материала,   постановка   проблемы,  поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно; активность   и   сознательность:  понимаются   цели   и   задачи   учеником,   ученик   обучается самоанализу   и   самооценке,   думает   и   действует   самостоятельно,   умение   опираться   не   на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;  прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию   применение   технологии   сравнения, материала   следующей   темы, противопоставления; ­ принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие  у учеников склонностей и способностей   сопоставления,     ­ принцип увлекательности – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; ­ принцип культуросообразности ­ характеризует отношение образования к его культурному окружению; ­  принцип   коллективизма  –   в   коллективных   творческих   делах   происходит   развитие разносторонних способностей и потребности отдавать на общую радость;  принципы   уважительного   отношения   к   детскому   творчеству:  представление   свободы выбора,   создание   атмосферы   раскованности   и   талантливости,   умение   педагога   оценить художественные достоинства детских работ. Данная программа предназначена для учащихся пятого класса, рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю, продолжительность ­  1 год. Данная программа способствует формированию у учащихся  5­х классов следующих  видов универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия    основы   этнографической   культуры:   принятие   ценности   окружающего   мира,   готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская   идентичность   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина   России,   чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Регулятивные универсальные учебные действия    учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные универсальные учебные действия     строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия    строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Планируемые результаты реализации программы кружка «Самарский краевед» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов. Результаты   первого   уровня  (приобретение   школьником   социальных   знаний,   понимания социальной реальности и повседневной жизни). Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного города,об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.  Ученик научится:       учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку учителя; строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений. Результаты   второго   уровня  (формирование   позитивного   отношения   школьника   к   базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом). Идёт   развитие   ценностных   отношений   школьника   к   историческому   и   духовному   наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны. Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: ­ принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; ­   для   формирования   гражданской   идентичности   в   форме   осознания   «Я»   как   гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия). Школьник   может   приобрести   опыт   работы   с   архивными   документами   и   материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным  местам города, через практические занятия;  опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями  других   поколений,  с  участниками  и  очевидцами  Великой   Отечественной   войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе. Ученик научится:     включаться в творческую деятельность под руководством учителя; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формы проведения внеурочных занятий индивидуально­групповая:   беседы,        экскурсии по историческим местам своего города;  встречи с интересными людьми, живущими рядом;   посещение   краеведческого   музея,   сбор   исторического   и   краеведческого   материала, тематические   экскурсии   по   музеям   г.   Самары,   виртуальные   экскурсии   (работа   с использованием мультимедийных программ),  игры, викторины  по темам (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу), индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);   консультации   (по   мере   необходимости   при   подготовке   к   сообщению   с   презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению); конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п. Свои   впечатления   об   увиденном   и   услышанном   на   занятиях,   учащиеся   оформляют   в   виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают коллекцию фотографий по историческим и памятным  местам  г.  Самара.   На  основе  индивидуальных   детских  работ  создаются   коллективные: тематические книжки­раскладушки, газеты, выставки. Ожидаемый результат: В   результате   проведения   внеурочной   деятельности   образовательного   курса  «Самарский краевед» предполагается:  сформировать   личностно   ­   ценностное   отношение   к   своему   родному   краю,   чувство ответственности за его будущее;  приобщить воспитанников к краеведческой и поисково­исследовательской деятельности;  повысить у воспитанников уважение к своей малой родине – городу Самаре;    привить уважение   и интерес к работе работников краеведческого музея и одновременно к старшему поколению;  воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения;  научить анализировать индивидуальную работу и работу сверстников. Содержание курса Тема 1. Введение ­ (1 час) Знакомство. Введение в курс программы, знакомство с целями и задачами кружка «Самарский краевед». Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История изучения края.  Тема №2. Старый город ­ (4 часа) Разговор на тему истории родного города и края. Для чего эта программа нужна? Что даёт нам изучение   истории   нашей   малой   Родины.   Просмотр   и   обсуждение   компьютерной   презентации «Прошлое и настоящее нашего города» (авт. Шеломова Г.К.) Тема №3. Быт и народная культура прошлого (8 часов). Принципы и особенности строительства, материалы, символы и обычаи. Виды жилища славян. Планировка   и   внутреннее   убранство   жилого   дома.   Роль   печи   в   доме,   мебель.   Хозяйственные постройки.   Утварь.   Предметы,   используемые   в   хозяйстве.   Русская   кухня.   Хлебный   и   мучной ассортимент. Похлебки, рыбные, мясные блюда. Напитки. Постный и скоромный стол. Обрядовая еда. Ритуалы приема пищи. Русский народный костюм. Ткани. Мужской костюм: рубаха, порты, пояса, обувь, головные уборы. Женский костюм: рубаха, душегрея, сарафан, головные уборы, украшения. Символическое значение отделок. Промыслы. Народные приметы и поверья. Обычаи. Праздники   и   обряды.   Связь   праздников   с   сельскохозяйственными   работами.   Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Языческие традиции в русских православных праздниках. Экскурсия: Краеведческий музей им. Алабина, краеведческий музей школы № 3, Самарский Художественный музей. Тема №4. Родной город. (4 часа). Улицы старой Самары. Строительство церквей, школ, театров, заводов и т.д. Последующий рост города. Занятия населения. Экскурсии: по улицам Самары, храмы Самары.  Раздел №5. «Мой край в годы войны с фашистами» – 7 часа. Тема   предполагает   изучение   событий   истории,   жизни   и   деятельности   героев   Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории города Самара. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство.   На   занятия   возможно   приглашение   кого­либо   из   семей   школьников   для   беседы   или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в комнату Боевой Славы и к мемориалу на площади Славы. Экскурсии:  музей ПРИВО, музеи школ № 100, 153, музей завода 9 СПЗ Тема №6. Новый город ­ (4 часа)   Разговор на тему истории нашего города в современный период. Просмотр   и обсуждение компьютерных  презентаций «Самара ­ город труженик» и «Современный город» (авт. Шеломова Г.К.) Тема №7. Исторические и памятные места нашего города ­ (3 часа) Беседы. Походы и лекции по историческим и памятным местам нашего города. Тема №8. Фотосессии ­ (3 часа) Сбор материалов для подготовки зачётной работы. Накопление фотоматериала исторических и новых мест нашего города. Итоговый урок. Учебный план №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. Тема урока Тема 1.  Введение Что   изучает   краеведение.   Источники краеведческих     История изучения края.  знаний. Тема №2.  Старый город Разговор на тему истории родного  города и края. Зарождение жизни на  Самарской  земле. Что даёт нам изучение истории нашей  малой Родины. Старая Самара Просмотр и обсуждение компьютерной  презентации «Прошлое и настоящее  нашего города». Легенды и быль Самары. Летопись. Герб, флаг, гимн г. Самара. Кол­во  часов Возможные формы проведения урока Теорети­ ческие занятия (кол­во часов) Практи­ ческие занятия) (кол­во часов) Плани­ руемые сроки 1 час 4 часа Лекция в  сочетании  с беседой Беседа, лекция, виртуальн ая экскурсия; видеомате риал, анкетиров ание 1 час 1 час 1 час 1 час 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 1 час Тема №3.  Быт и народная культура прошлого. 8 часов Жилище крестьян. Утварь. Русская  кухня. Одежда. Русский народный костюм. Промыслы. 6. 7. 8. Обычаи. Обряды и праздники. 9. 10. Выставочная экспозиция о культуре  Самарского края 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Народные приметы и поверья. Народы, населяющие Самару. Итоговый урок по теме «Быт и  народная культура прошлого» Тема №4.  Родной город Улицы   старой   Самары. населения.   Занятия Строительство церквей, школ, театров,  заводов и т.д. Последующий рост  города. 4 часа Экскурсии: Новогодняя Самара  Раздел №5. «Мой край в годы войны с фашистами» 7 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Экскурсия в школьный музей  МБОУ Школа № 3. Беседа,  виртуальн ая  экскурсия Встреча с  руководит елем  фольклорн ого  ансамбля  школы. Виртуальн ая  экскурсия  в  краеведчес кий музей  им.  Алабина. Творческая мастерская Лекция,  видеопрос мотр Урок­игра. Лекция в  сочетании  с беседой Лекция, виртуальн ая  экскурсия  по городу Экскурсия по Самаре 1 час 11.10 18.10 25.10 2 час 08.11 15.11 1 час 22.11 29.11 1 час 06.12 13.12 20.12 2 часа 27.12 17.01 18. Самара в годы ВОВ Беседа 1 час 24.01 «Запасная столица» 19. Героизм самарцев в годы ВОВ Знакомство с Самарской книгой  памяти. 20. Ветераны второй мировой 21. Поэты, музыканты, артисты в годы  войны 22. Штурмовик Ил2 23.  Экскурсии на предприятия,  расположенные на территории Самары 24. «Памяти героев» Тема №6.  Новый город 4 часа 25. 26. 27 28. 29. 30. 31. Истории нашего города в современный  период. Просмотр  и обсуждение компьютерных презентаций «Самара ­ город  труженик»  Архитектура современной Самары Выпуск газеты «Самара­Современный  город» Тема №7.  Исторические и памятные места нашего города Посещение дом­музея Курлиной Памятники Самары Творческий проект «Исторические и  памятные места нашего города». Тема №8. Фотосессии  3 часа 3 часа 32. Подготовка индивидуальных работ 1 час 31.01 07.02 14.02 21.02 1 час 28.02 1 час 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 1 1 1 1 1 час 16.05 1 час 1 час 1 час 1 1 1 Видеопрос мотр Экскурсия в школьный музей. Встреча с  участника ми ВОВ Беседа в библиотеке советского района Лекция Видеопрос мотр. Музей завода 9 СПЗ­ экскурсия Игра Беседа Видеопрос мотр Беседа Видеопрос мотр Фотосессия Прогулка  по городу Групповая работа Экскурсия Видеообзор Беседа Конферен ция Индивидуа льная  работа; уроки­ консульта ции; подготовк а и выпуск 33. Обсуждение работ 34. Итоговый урок по всему курсу фото­ видео  материала Беседа. Просмотр работ. Обсужден ие Круглый стол 1 час 23.05 1 час 30.05 34 16 часов (48%) 18часов (52%) Список использованных источников Литература 1. Аспекты   модернизации   российской   школы:   научно­методические   рекомендации   к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. 2. Буртова В.И. Самарская вольница: Роман­хроника. Кн.1.­ Самара: Кн. Изд­во, 1994. 3. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. 4. Григорьев   Д.В.  Внеурочная   деятельность   школьников   Методический   конструктор:   пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г. 5. Историко­культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии Е­Л. – Самар. Дом печати, 1994. 6. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Документы и материалы. –Самара: Издательство «Самарский Дом печати», 1995. 7. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для   учителей   общеобразовательных   учреждений/   Ю.Ю.Баранова,   А.В.   Кисляков,   М.И Солодкова и др/. – М. Просвещение, 2013 8. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»//   Вестник   образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6­21 9. Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе   образования/   Под   ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.  10. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. Куйбышевское книжное издательство, 1979. 11. Планируемые   результаты   начального   общего   образования.   Под   ред.   Г.С.   Ковалевой,   О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. ­120 с. 12. Поташник   М.М.,   Требования   к   современному   уроку.   Методическое   пособие.   М.:   Центр педагогического образования, 2008. – 272 с. 13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов /сост. Р. В. Назарова и др. – Москва «Просвещение», 1988, с. 31­ 35. 14. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1­4). М., «Просвещение», 1990. 15. Работы победителей литературного конкурса «Самара­город моей судьбы» к 425­летию со дня основания города Самары: Информационный сборник.­ Самара, 2011. 16. Самара   от   прошлого   к   настоящему:   сборник   статей   учащихся   самарских   школ   и   ученых­ историков.­ Самара: ООО «Офорт», 2007. 17. Самарская облать. Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное.­ Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. 18. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего   начального   образования, 2009г.  19. Холодная М.А.Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.–Томск, 1997. 20. Цветкова   И.В.   Как   создать   программу   воспитательной   работы:   Метод.пособие.   –   М.: Просвещение, 2006. – 207 с. 21. Энциклопедия Самарской области Том 1 – 7. ООО «СамараЛюксПринг».­ Самара, 2010. Интернет­ресурсы 1 Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   [Электронный   ресурс].   URL: http://fgos.isiorao.ru/ 2 Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: интернет­конференция [Электронный ресурс]. URL: http://omskedu.ru/conferens/ 3 ФГОС   второго   поколения   //   Открытый   класс.   Сетевые   образовательные   сообщества [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/blogs/61808 4 Каков уровень готовности педагогов к реализации ФГОС? // Общественно­государственная экспертиза учебников [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsu­expert.ru/node/2235 5 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   [Электронный   ресурс].   URL: http://standart.edu.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов «Самарский краевед»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017