Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
дефектология
5 кл—10 кл
27.03.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 5-10 классов с нарушениями зрения специальных коррекционных школ. В программе описаны содержание курса по разделам, темам и классам, планируемые личностные и метапредметные результаты, тематическое и календарно-тематическое планирование, практические виды деятельности, материально-техническое оснащение учебного процесса,
СБО_2017-2018_5-10_Быковская И.В..doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 106»                                                                                                                     Утверждаю:                                                  Директор МКОУ                                                                     «Специальная школа №106»                                                                           _____________И.Г. Аглиуллина                                                                            Приказ №____ от ______2018г. Рабочая программа внеурочной деятельности  «Социально – бытовая ориентировка» 5­10 классы Программа рекомендована к работе Педагогическим советом Протокол №____от____2018г. Программа рассмотрена  на заседании МО учителей   естественнонаучного цикла Руководитель____________ Протокол №___от_____2018г.                                                                                                                                         Составлена:                Быковская Инесса Витальевна,                учитель  технологии и ИЗО,                I квалификационная   категория Новокузнецкий городской  округ, 2018г. Результаты освоения курса внеурочной деятельности      Освоение   программы   внеурочной   деятельности   «Социально   –   бытовая   ориентировка» обеспечивает достижение следующих результатов:      Личностные результаты:    осознание себя как гражданина России; формирование патриотизма; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; развитие   адекватных   представлений   о   собственных   возможностях,   о   насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  владение   навыками   коммуникации   и   принятыми   ритуалами   социального взаимодействия; способность   к   осмыслению   социального   окружения,   своего   места   в   нем,   принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   формирование   и   развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому  труду,  работе  на  результат,  бережному  отношению  к  материальным  и  духовным ценностям. развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, пространственной ориентировки; развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение,          ситуациях;    речь);  воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение   к  продуктам,   оборудованию  и   использованию   электроэнергии,  строгое  соблюдение правил техники безопасности;  понимание   личной   ответственности   за   свои   поступки   на   основе   представлений   об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.         Метапредметные результаты:   в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются   основы   таких   социально   ценных   личностных   и   нравственных   качеств,   как трудолюбие,   организованность,   добросовестное   и   ответственное   отношение   к   делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;        развитие самостоятельности, ответственности, способности к преодолению трудностей и уважению труда других людей;  владение   начальными   формами   познавательных   универсальных   учебных   действий ­исследовательскими   и   логическими:   наблюдения,   сравнения,   анализа,   классификации, обобщения;         получение опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего   практического   действия,   прогнозирования,   отбора   оптимальных   способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий;       освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;         формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;       формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;      овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,     классификации;      готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и принимать решения с учетом позиций всех участников;      отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;  выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных.   Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс Введение (1) Что такое СБО, роль предмета, разделы предмета, изучаемые вопросы. Личная гигиена (2) Здоровье и мы. Что изучает личная гигиена? Чистота и здоровье. Соблюдение правил гигиены в течение   дня.   Предметы   и   средства   личной   гигиены   (вещи   общие   и   личные).   Значение   зрения. Строение глаза. Причины ухудшения зрения  Охрана зрения.  Правила и приемы ухода за органами зрения. Практические   работы. гимнастика.    Обучение   санитарно­гигиеническим   процедурам.   Зрительная Культура одежды и обуви (3) История   костюма.   Одежда   для   мальчиков   и   девочек.   Значение   опрятного   вида   человека. Поддержание одежды в порядке Уход за одеждой, рекомендации по уходу. Практические работы. Эскиз костюма. Удаление пятен на одежде. Уборка помещения. Жилище (2) Общее представление о доме.  Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Правила пользования общей собственностью в многоквартирном доме и правила проживания.  Обстановке квартиры. Практическая  работа.  Повседневная уборка квартиры. Питание (9) Основы   рационального   питания.   Знакомство   с   кухонным   оборудованием,   ориентировка   на кухне.   Правила   Т.Б.   на   кухне.   Уход   за   посудой,   средства   по   уходу   за   посудой   и   правила   их использования.  Основы рационального питания. Биологическое значение пищи и ее биологический состав.   Завтрак.   Блюда   для   завтрака.   Составление   меню   для   завтрака.   Отбор   необходимых продуктов для приготовления завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Русская кухня. Кулинарные книги. Блюда из творога. Как встречать гостей. Основные правила этикета. Праздничный стол, особенности сервировки и меню праздничного стола. Практические работы. Расчет калорийности продукта. Приемы работы с оборудование кухни. Мытье посуды. Меню завтрака. Работа с литературой по кулинарии. С­р. игра. «Прием гостей». Сервировка стола. Коммуникативная деятельность и культура поведения (4) Общие представления о языке жестов. Язык общения. Что такое культура поведения? Формы обращения   к   старшим   и   сверстникам   при   встрече,   расставании,   приемы   обращения   с   просьбой, вопросом. Этикет поведения со взрослыми. Практические работы.   С­р. игра «Говорим «ты» и «вы». Упражнения. Ситуативные диалоги при встрече, расставании. Семья (2) Семья,   родственные   отношения.   Взаимопомощь   и   взаимоотношения   в   семье.   Состав   семьи каждого обучающегося. Родственные отношения и связи. Практические работы.  Составление рассказа «Моя семья». Составление летописи семьи. Средства связи (2) Почта. Почтовые услуги. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка, денежный перевод. Письма.  Деловые  письма:  заказное, с уведомлением.  Личные письма.  Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. Оформление письма. Практические работы. Экскурсия. Оформление конверта. Транспорт (3) Транспорт. Виды транспортных средств. Оплата проезда в транспорте. Значение проездных билетов. Общение и правила поведения на транспорте. Маршруты передвижения до школы. Практические работы. Разработка памятки. Разработка маршрута от дома до школы. Торговля и сфера услуг (4) Предприятия   торговли,  виды   торговых   предприятий.   Социальные   общения   в   сфере   услуг. Правила совершения покупки. О чем рассказывает упаковка товара. Информация о товаре. Практические работы. С­р. игра «Посещение магазина». Изучение информации на упаковке. Посещение парикмахерской. Медицина (3) Общение в сфере здравоохранения. Порядок обращения в медицинские учреждения. Оказание первой помощи при бытовых травмах.  Экскурсия. Практические работы. С­ролевая игра «Посещение поликлиники». Накладывание повязки. 6 класс Личная гигиена (3) Особенности личной гигиены подростка. Половое созревание у девочек и мальчиков. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.  Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Подбор в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос. Практические работы. Полоролевая игра. Подбор средств по уходу. Культура одежды и обуви (3) Стирка белья. Уход за одеждой из натуральных волокон. Средства по уходу. Виды обуви: сезонная; в зависимости от назначения и вида материалов.  Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Ремонт обуви. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт.  Практические   работы.   Изучение   ярлыков   на   одежде.   Выполнение   приемов   утюжки   Чистка обуви. Жилище (3) Гигиенические  требования к жилому  помещению. Виды уборки: сухая, влажная, инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила ТБ при использовании бытовых электроприборов. Сезонная уборка жилых помещений.  Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели.  Качества   интерьера:   функциональность,   эстетичность.   Рациональная расстановка мебели в помещении в зависимости от функционального назначения комнаты, площади, наличия мебели.   гигиеничность, Практические работы. Мытье окон и зеркал. Чистка мебели Питание (6) Место для приготовления пищи и его оборудование. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Хранение пищевых продуктов и готовой продукции. Способы выбора   доброкачественных   продуктов.   Молоко   и   молочные   продукты:   виды,   правила   хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).  Крупы. Виды круп. Правила хранения и вредители круп. Технология приготовления блюд из круп. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу. Сладкие   блюда   и   десерт.   Блюда   для   ужина;   холодный   и   горячий   ужин. Составление меню и. отбор продуктов для ужина. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина.     Практические работы. Подготовки к приготовлению пищи. Распознание круп. Приготовление коктейля. Составление меню для ужина. Коммуникативная деятельность и культура поведения (4) Культура речи.   Разговор с взрослыми, друзьями, умение поддержать беседу, выражать свои мысли ясно и точно. Речевой этикет. Воспитание чувств. Хорошие манеры.  Отношения учителей и учеников. Правила общежития. Слова благодарности. Формы вежливого обращения. Практические работы. С­ролевая игры «Этикет».  С­ролевая игры «Самый вежливый». Семья (2) Бюджет   семьи.   Знакомство   с   понятием.   Составные   части   бюджета   семьи.   Планирование бюджета семьи. Виды источников дохода, условия и порядок их получения. Определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, год.  Практические работы.  Составление перечня доходов семьи Средства связи (3) Телефонные разговоры. Телефонный этикет. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки).   Оформление   почтовых   отправлений.   Поздравительные   открытки.   История   появления открытки.  Практические   работы.   С   –   ролевая     игра   «Телефонный   разговор».   Заполнение   бланка. Составление текста поздравления. Транспорт (1) Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта.   Правила   поведения   и   правила   пользования   городским   и   пригородным   транспортом. Опасные ситуации на транспорте. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).  Практические работы.  Закрепить формы общения на транспорте.  Торговля и сфера услуг (5) Виды   торговых   предприятий,   их   значение   для   обеспечения   жизни   и   деятельности   людей. Торговые центры. Продуктовые магазины, их отделы. Продуктовые специализированные магазины. Виды товаров фасованные, на развес и розлив. Порядок приобретения товаров. Срок годности и стоимость, хранение.     Предприятия бытового обслуживания, их значение. Социальные общения в сфере  бытового обслуживания.  Правила  пользования услугами СБ, стоимость  услуг.  Профессии работников СБ. Учреждения культуры. Закрепление правил поведения в общественных местах при посещении кинотеатра, клуба, музея, библиотеки. Практические работы.  Экскурсия на предприятие СБ. Экскурсия в торговый центр. С­ролевая игры. Посещение библиотеки. Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ (2) Конституционные  основы  социально ­ правовой защиты людей с ОВЗ.   Центры социальной защиты населения, их функции. Практические работы. Экскурсия в ЦСЗН. Медицина (3) Виды   медицинских   учреждений,   их   значение   (больница,   поликлиника,   аптека,   диспансер). Работники медицинских учреждений, их обязанности. Экскурсия в аптеку. Первая помощь при ушибах и травмах.  Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.  Практические работы. Экскурсия. Наложение пластыря. Личная гигиена (3) Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Уход  за  телом.  Уход  за  кожей  рук  и  ногтями.  Средства  по  уходу  за  кожей  лица:  кремы, 7 класс лосьоны, тоники. Значение косметики для девушек и юношей.  Практические работы. Определение запаха по тесту. Определение типа кожи. Знакомство с косметическими средствами. Культура одежды и обуви (2) Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, утюжка, чистка, починка.  Уход за одеждой   из   натуральных   и   синтетических   тканей.   Ручная   и   машинная   стирка   изделий.   Чтение условных обозначений на ярлыках одежды. Правила сушки белья из различных тканей.  Практические работы. Утюжка одежды. Расшифровка символов на ярлыках. Жилище (3) Фирмы   по   ремонту   квартир,   порядок   обращения.   Косметический   ремонт   в   квартире: знакомство с видами обоев, виды красок.  Бытовые электроприборы, используемые для уборки квартиры.  Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства, используемые для уборки кухни, ванной, санузла. Мытье кафельных стен, чистка раковины.  Комнатные   растения.   Виды   комнатных   растений.   Особенности   ухода:   полив,   подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Практические   работы.   Подбор   материалов   по   каталогу.   Мытье   кафеля,   чистка   раковины. Пересадка комнатных растений. Питание (6) Супы (виды, способы приготовления).  Значение супов в рационе питания. Первые блюда из овощей, технология приготовления (щи, борщи). Рыбные супы, уха. Соль, сахар, пряности и приправы,   их   использование   при   приготовлении   блюд.   Хранение   приправ   и   пряностей. Приготовление пищи из полуфабрикатов. Русская кухня и ее традиции. Первые кулинарные книги в Росси. Составление   меню   для   обеда.   Отбор   необходимых   продуктов   для   приготовления   обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Практические работы.  Запись рецептов. Рыбный суп. Приготовление соуса Варка вареников.  Рецепты русской кухни. Сервировка стола. Коммуникативная деятельность и культура поведения (6) Искусство говорить.  История этикета. Хорошие манеры. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Правила поведения при встрече и расставании, приеме подарка. Поход в гости. Правила поведения в гостях. Изготовление несложных сувениров в подарок.  Простые   основы   бесконфликтности.   Об   умении   держать   себя.   Стрессы   и   выход   из   них. Культура   общения   между   юношами   и   девушками   при   первом   знакомстве,   на   официальном   и семейном празднике. Практические   работы.   С­ролевая   игра   «Говорю   правильно   и   красиво».   Моделирование конфликтных ситуаций. С­ролевая игра «Идем в гости». Моделирование ситуаций знакомства. Семья (2) Основные статьи расходов семьи. Анализ бюджета семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей. Планирование расходов с учётом бюджета и состава семьи. Планирование денежных средств на отдых, непредвиденные расходы. Азбука предпринимательства. Семейное предпринимательство, особенности организации семейного бизнеса. Практические работы.  Составление перечня расходов семьи. Транспорт (1) Междугородный  транспорт: автовокзалы,  вокзалы,  аэропорты.  Основные  службы.  Основные маршруты.   Формы   приобретения   билетов.   Меры   предосторожности   по   предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале.  Практические работы. Выбор пункта назначения. Определение времени отправления.  Торговля и сфера услуг (3) Магазины   промышленных   товаров.   Порядок   приобретения   товаров   и   их   оплата. Специализированные   магазины.   Права   покупателя.   Универмаги,   супермаркеты,   их   назначение. Отделы   магазинов.   Стоимость   товаров.   Порядок   приобретения   товаров.   Хранение   чека.  Права потребителя и их защита. Распродаж товаров.  Спортивные   комплексы,   посещение   спортивных   мероприятий.  Правила   поведения   в общественных   местах.  Социальные   общения   в   сфере   бытовых   услуг.   Работники   сферы   услуг. Порядок обращения.         Практические работы.  Экскурсия в магазин. Посещение бассейна. Посещение химчистки. Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ (4) ВОС, история деятельности и основные задачи. Конвенция ООН о правах ребенка. Социальная защита людей с ОВЗ. Центры реабилитации, их функции. Специалисты центров реабилитации.  Практические работы. Изучение документа. Экскурсия в ВОС города Знакомство с работой центра. Медицина (5) Лекарственные   растения   и   лекарственные   препараты   первой   необходимости   в   домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.  Практические работы. Распознавание  лекарств.  Наложение  пластыря, повязки. Экскурсия в медучреждение. 8 класс Личная гигиена (2) Уход   за   собой.   Подбор   косметических   средств.   Макияж.   Гигиена   сна.   Значение   сна   для здоровья человека.   Практические работы.  Накладывание повседневного макияжа. Составление памятки. Культура одежды и обуви (3) Стили   одежды.   Мода.   Гардероб   современного   подростка.   Коррекция   фигуры   с   помощью одежды.  Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. Выбор индивидуального стиля в одежде. Электробытовые приборы для утюжки: виды утюгов, правила использования. Утюжка изделий из различных видов тканей. Правила и приемы утюжки. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Сортировка белья. Практические работы.   Эскизы одежды. Выполнение приемов утюжки. Выбор средства для стирки. Жилище (3) Домашние   животные.   Содержание   животных   (собак,   кошек,   птиц)   в   городской   квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы светильников. Общие   сведения   о   видах,   принципе действия   и   правилах   эксплуатации   бытовых   электроприборов.   Безопасные   приемы   работы   с бытовыми электроприборами. Практические работы.  Подбор светильников. Замена батарейки. Изучение  Питание (6) Изделия из теста.  Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. Приготовление изделий из теста. Посуда и инвентарь.  Практические   работы.     Работа   с   литературой   по   кулинарии.   Подбор   посуды   и   инвентаря. Приготовление оладий.  Составление и запись рецептов. Приготовление начинки. Сервировка стола к чаю. Составление меню праздничного чайного стола. Коммуникативная деятельность и культура поведения (8) Правила хорошего тона.   Культура общения школьника.  Правила поведения с товарищами. Разговор  со  взрослыми,   с   друзьями,  Деловой   этикет.   Умение   владеть   собой.   Психология межличностных отношений. Адекватность поведения в обществе. Анализ ситуаций. Мотивы выбора друга и общения с ним. Друг или приятель? Неречевые и речевые способы общения у народов мира. Национальные   традиции   в   общении.   Мимика   и   жесты.   Общественные   мероприятия.   Меры предосторожности   по   предотвращению   чрезвычайных   ситуаций   при   проведении   общественных мероприятий.  Практические работы. С – ролевая   игра.   Деловая беседа.   Упражнения. Моделирование ситуаций.  Тест. Семья (3) Сбережения,   их   назначение.   Значение   и   способы   экономии   расходов.     Основы   семейных взаимоотношений.   Конфликты   в   семье,   пути   их   преодоления.   Распределение   обязанностей   по ведению семейного хозяйства.  Формы организации досуга и отдыха в семье. Семейные традиции. Практические работы. Список мероприятий по экономии электроэнергии Расчет расходов на культурные потребности Моделирование ситуаций Средства связи (3) Почта. Виды бандеролей. Порядок отправления бандеролей. Посылки. Правила отправления. Заполнение   бланков   на   отправку.   Посылки   и   бандероли,   отправляемые   наложенным   платежом. Упаковка бандеролей, посылок. Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном. Культура разговора по телефону. Виды денежных переводов, их стоимость, скорость.  Практические работы.   Заполнение бланков на отправку денежного перевода. Экскурсия на почту. Торговля и сфера услуг (2) Аварийные и городские  службы. Аварийные ситуации в быту. Телефоны аварийных  служб. Коммунальные службы города. Социальные общения в сфере бытовых услуг. Виды услуг. Правила пользования предприятиями по ремонту одежды и обуви. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида ремонта. Практические работы. Моделирование ситуации.  Посещение пункта по ремонту обуви. Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ (3) Устав   ВОС.   История   ВОС.   Организация   деятельности.   Деятельность   МСЭК   (ВТЭК).   Правила оформления документов. Специалисты социальных служб.  Практические работы. Знакомство с деятельностью ВОС. Экскурсия. Медицина (5) Уход за больным.  Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного. Посещение врача на дому. Практические работы.  С­р игра «Уход за больным». Экскурсия в поликлинику. 9 класс Личная гигиена (2) Сексуальная физиология и психология человека. Правила личной гигиены и здоровья девушки и юноши. Нравственность и здоровье. Заболевания, передающиеся половым путем. Формирование правильного взаимоотношения полов.  Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Переедание,   гиподинамия.   Курение   и   вред,   наносимый   здоровью   человека.   Наркотики   и   их разрушительное действие на организм человека. Практические работы: Знакомство с контрацептивами. Листовка о ЗОЖ.  Культура одежды и обуви (3) Подбор   одежды   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями,   назначением   и необходимыми  размерами. Этикет в одежде.  Специализированные  магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Правила хранения одежды.  Составление гардероба подростка. Практические работы. Эскиз одежды. Защита от моли.  Подбор одежды по назначению. Жилище (3) Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.  Композиция   интерьера:   расположение   и   соотношение   составных   частей   интерьера: мебели,   светильников,   бытового   оборудования,   функциональных   зон.   Соблюдение   требований   к подбору деталей декора. Дизайн интерьера.  Практические работы. Просмотр журналов по интерьеру. Подбор светильников, декоративного убранства.   Питание (7)    Фрукты и овощи. Природный сад и огород. Ядовитые растения. Способы консервирования и сушка фруктов, овощей, зелени.   Домашние заготовки.  Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Консервирование продуктов.  Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Предприятия общественного питания, их виды. Праздничный стол.  Сервировка праздничного стола.  Меню праздничного стола. Украшения салатов и холодных блюд из овощей и зелени. Этикет праздничного застолья. Практические   работы.   Изучение   пищевой   ценности.   Запись   рецептов.   Сушка   фруктов. Экскурсия в кафе. Приготовление коктейля. Выполнение сервировки. С­ ролевая игра.         Коммуникативная деятельность и культура поведения (9)       Этикет. Основные принципы обращения с людьми. Разговор со взрослыми, с друзьями, умение поддержать беседу, выражать свои мысли ясно и точно. Самооценка   личности:   заниженная,   адекватная,   завышенная.   Что   формирует   самооценку человека?   Социальный   статус   и   способы   его   повышения.   Искусство   вести   диалог.   Общение   с соседями. Бытовые конфликты и пути их разрешения. Общение старших школьников с младшими. Письменное общение. Порядок составления делового письма. Иностранный язык в общении. Практические работы. Деловая игра. С. –  ролевая игра. Моделирование ситуации. Игра на самооценку.  Диспут. Деловое письмо. Семья (3) Семейные отношения. Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов.     Планирование   расходов   на   месяц   по   отдельным   статьям.   Маркетинг   в   домашние экономики. Правила совершения покупки. Практические работы. Планирование покупок на неделю. Изучение рывка товаров. С­ ролевая игра. Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ (3) Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ   Структура и порядок поступления инвалидов   по   зрению   в   специальные   средние   и   высшие   образовательные   учреждения.     Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Региональный рынок   труда   и   образовательных   услуг.   Структура   и   порядок   трудоустройства   людей   с   ОВЗ, необходимые документы. Учреждения и отделы по трудоустройству.   Устав ВОС. Практические работы: Изучение законодательства. Изучение устава Медицина (5) Лекарственные   препараты   первой   необходимости   в   домашней   аптечке.  Виды,   названия, способы хранения.  Виды доврачебной помощи (измерение температуры, обработка порезов, ссадин). Оказание первой помощи при ушибах, кровотечениях. Практические работы. Подбор мед. средств. Приемы оказания первой помощи.    10 класс Личная гигиена (2) Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Окрашивание   волос.   Подбор   прически   в   зависимости   от   формы   лица.   Средства   для   борьбы   с перхотью и выпадением волос. Правила   и   приемы   ухода   за   органами   зрения.   Способы   сохранения   зрения.   Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач, работы с компьютером.  Практические работы. Определение типа волос. Подбор прически. Культура одежды и обуви (5) Виды одежды (деловая, праздничная, спортивная), способа ношения одежды (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная). Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Типы внешности, цветовая палитра. Швейная фурнитура. Ремонт одежды (пришивание пуговиц, подшивание распоровшегося края изделия). Хранение   одежды:   места   для   хранения   разных   видов   одежды;   правила   хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Уход за одеждой. Практические   работы.   Определение   типов   внешности.   Подбор   гардероба.   Замена   швейной фурнитуры. Подготовка одежды к хранению. Жилище (2) Ремонтные   работы   в   доме.  Ремонт   мебели.   Мебельная   фурнитура.   Виды   ремонта: косметический, текущий. Ремонт стен. Практические работы. Выбор материалов. Замена мебельной фурнитуры. Питание (5) Первичная обработка: мытье, чистка, резка Домашние   заготовки.   Рецепты   заготовок.  Виды   домашних   заготовок:   сушка,   соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и зелени. Десерты из свежих и консервированных фруктов, их питательная ценность. Кулинария к праздникам. Виды сервировки праздничного стола. Меню праздничного стола. Традиционные блюда новогоднего стола. Практические работы. Сушка зелени. Фруктовый салат. Составление меню праздничного стола. Выполнение сервировки.  Коммуникативная деятельность и культура поведения (7) Культура общения. Порядок представлений и знакомств. Внешний вид молодых людей, его значение.   Культура   общения   юноши   и   девушки.     Общение   с   пожилыми   людьми.   Уважительное отношение к пожилым людям, помощь. Письменное общение. Деловая переписка.  Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, заявка. Правила их составления и написание. Общение   на   отдыхе.   Отдых   и   его   разновидности.   Виды   проведения   летнего   отдыха,   его планирование.  Практические   работы.     Сюжетно­ролевая   игра   «Встреча   молодых   людей».   Моделирование ситуации. Имидж молодого человека. Письмо – просьба.   Семья (2) Трудовые отношения в семье. Место работы членов семьи, должности, профессии. Семейные династии. Экономика дачного участка. Доходы от личного подсобного хозяйства.  Практические   работы.   Изыскать   доп.   источники   доходов.   Доход   от   дачного   участка (подсчет). Торговля и сфера услуг (4)           Правила совершения покупки. Планирование покупок. Виды приобретений (за наличные, в кредит),   необходимость.   Информация   в   сфере   торговли.   Реклама   товаров.     Общение   в   сфере торговли. Права потребителя.  Практические работы. Оценка приобретенного товара.  Источники получения информации. Моделирование ситуации. Изучение документа.  Социальная адаптация и социальная защита людей с ОВЗ (3) Законодательство по профессиональной реабилитации и льготах. Декларация ООН о правах  людей с ОВЗ. Устав ВОС. Практические работы. Изучение законодательства. Изучение устава. Медицина (4) Виды   медицинских   учреждений:   поликлиника,   амбулатория,   больница,   диспансер,   аптека. Работники медицинских учреждений: младший медицинский персонал, медицинская сестры (братья) врачи. Функции основных врачей­специалистов. Первая помощь при несчастных случаях. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при ожогах, отравлении, их профилактика. Практические работы.  Выполнение приемов первой помощи. Экскурсия в аптеку.. Содержание   программы   направлено   на   преодоление   или   ослабление   недостатков психического и физического развития слепых и слабовидящих обучающихся, свойств и качеств их личности  и   расположено   по   принципу   усложнения   и   увеличения   объема   сведений. Последовательное   изучение   тем   обеспечивает   возможность   систематизировано   формировать   и совершенствовать   у   обучающихся   необходимые   им   навыки   самообслуживания,   ведения домашнего   хозяйства,   ориентировки   в   окружающем   пространстве,   а   также   практически знакомиться   с   предприятиями,   организациями   и   учреждениями,   в   которые   им   придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.       Основной организационной формой обучения являются занятия, которые проводятся в индивидуальной   или   групповой   форме   с   применением   различных   методических   приемов: объяснение, беседа, демонстрация, сюжетно­ролевые игры, экскурсии.    Контрольные работы по социально – бытовой ориентировке и домашнее задание программой не   предусмотрены.  Для   оценки   достижений,   обучающихся   используется   коллективное обсуждение   итогов   деятельности,   тестовый   контроль,   кроссворды,   сообщения   обучающихся, элементы   практической   деятельности.   Оценочная   деятельность   состоит   из   фронтального   и индивидуального письменного и устного опроса. Контрольно ­ измерительный материал создан в соответствии с психофизическими особенностями слепых и слабовидящих обучающихся. Большое внимание в образовательной программе коррекционного курса уделяется соблюдению и правилам санитарно–гигиенических норм, правилам ТБ, охране зрения. Тематический план Социально – бытовая ориентировка  № 1 Раздел Введение.  Личная гигиена 5 3 6 3 7 3 5 ­ 10 классы 8 10 9 Виды деятельности 2 2 2     Участвовать   в   беседе, практической деятельности. Выполнять   правила   личной   гигиены. Знать типы кожи и правила  ухода за кожей.   Изучать виды косметических средств ухода за кожей лица, рук, тела и   правила   пользования   ими. Различать типы волос и использовать средства   по   уходу  в  соответствии   с типом  волос.   Соблюдать   правила гигиены   зрения   и   слуха,   гигиены чтения.    Описывать вред курения, алкоголя 2 Культура 3 3 2 3 3 5   Участвовать   в   беседе, и наркотиков. Знать значение ЗОЖ одежды  и обуви практической деятельности. Различать виды   одежды,   обуви   и   головных уборов.   Изучать   классификацию одежды   по   сезонам,   возрасту   и   т.д. Соблюдать правила стирки изделий из различных тканей.     Выполнять   приёмы   ухода   за   Выполнять одеждой   и   обувью. подготовку   к   хранению   одежды   и подготовку   к   хранению   обуви.   Знать правила   пользования   химчисткой, виды услуг.       Изучать   стиль   одежды,   моду, обновление   одежды   (замена   мелких деталей)   Соблюдать   правила   при покупке   (размеры   одежды   и   обуви, гарантийные   сроки   носки,   правила возврата).   Способы   обновления одежды с помощью мелких деталей. 3 Жилище 2 3 3 3 3 2     Выполнять   правила   техники безопасности   работе   с   колющими   и режущими инструментами. Выполнять мелкий ремонт одежды    Участвовать в беседе, практической деятельности.  Определять рациональную   расстановку   мебели   в квартире.  4 Питание 9 6 6 6 7 5     Изучать Понимать   назначения   комнат,   их эстетическое   оформление.   Различать текущий и капитальный ремонт дома. Соблюдать   гигиенические   требования к   жилому   помещению   и   меры   по   их   правила обеспечению. пользования бытовыми электроприборами, пользоваться ими. Уметь   ухаживать   за   комнатными растениями      Участвовать в беседе, практической работе.  Различать   продукты   питания. Понимать   значение   разнообразия продуктов   питания   для   здоровья человека.   Изучать способы первичной и   тепловой   обработки   продуктов, технологию   приготовления   блюд. Соблюдать   гигиену   приготовления пищи,   правила   хранения  продуктов   и готовой   пищи.   Отрабатывать   правила безопасности   при   кулинарной обработке продуктов. Изучать правила сервировки   стола,   сервировать   стол. Определять кухонные принадлежности и приборы, посуду. Выполнять правила пользования и ухода за ними.   Выполнять   правила   поведения   за столом   во   время   приема   пищи. 4 4 6 8 9 7 5 Коммуникативная деятельность  и  культура поведения 6 Семья 2 2 2 3 3 2 7 Средства связи 2 3 ­ 3 ­ ­ 8 Транспорт 3 1 1 ­ ­ ­       культуры   традиции   Выбирать электробытовые Использовать приборы   для   экономии   времени   при Находить приготовлении   пищи.  рецепты   приготовления блюд национальной кухни   Участвовать в беседе, практической деятельности. Участвовать в сюжетно­ ролевых   играх.   Посещать   экскурсии. Знать   вежливые   слова,   слова благодарности.       Соблюдать речевой этикет   при   обращении,   правила   и этикет поведения        Соблюдать правила поведения в общественных   местах,  выполнять правила   поведения   при   посещении массовых мероприятий   Различать   внешний   вид   молодых   людей. украшения, прически,   одежду,   учитывая   свой возраст, индивидуальные особенности, а   также   характер   предстоящего мероприятия.   Отрабатывать   навыки написание деловых бумаг. Изучать поведения в современном обществе          Участвовать в сюжетно­ролевой игре.   Участвовать   в   беседе, практической деятельности.  Изучать состав   семьи:   имена,   отчества, возраст.   Группировать родственные отношения   (мать,   брат, бабушка   и   т.д.).   Знать   права   и обязанности   каждого   члена   семьи. Соблюдать   правила   поведения   в семье. личные взаимоотношения семье. Понимать, что такое бюджет семьи. Определять   источники   дохода. Изучать основные статьи расходов и определять расходы семьи     Изучать основные средства связи: почта,   телеграф,   телефон   и   виды почтовых   отправлений:   письма, бандероли,   денежные переводы,   телеграммы.  Определять виды   писем  (закрытое,   открытое, простое,   заказное).   Знать   порядок оформления   и   отправления   писем различных Заполнять почтовые   бланки.  Находить   и осуществлять   вызов   экстренных служб,   получение   справок   по телефону   Определять   виды   транспорта. Отрабатывать   проезд   в   школу  Изучать     посылки,   видов.      отец,   в виды   транспорта). (маршрут, Понимать   и   выполнять   правила дорожного   движения,   правила передвижения на велосипеде.    Соблюдать   правила   поведения   в транспорте. и ориентироваться   в   расписании движения транспорта  Понимать     виды   Различать торговых предприятий,  виды  отделов  торговых предприятий.   Отрабатывать   правила покупки товаров, культуру  поведения в магазине.          со служб. Находить   нужный   товар,   получать информацию   о   товаре.   Выполнять правила   пользования   услугами предприятий бытового обслуживания. Группировать   профессии   работников предприятий Изучать законодательство. Выполнять   в   соответствии   с правилами   оформление   документов. специалистами Общаться различных   Получать информацию   о   путях   получения профессионального   образования   и трудоустройства.  Знакомиться   с деятельностью   организаций   по адаптации и социальной защите людей с ОВЗ   учреждения, знать их назначение.          Знать   работников   медицинских учреждений     медицинские сестры,   медицинский персонал,   работники аптеки),   обращаться   в   медицинские учреждения.  Изучать   содержимое домашней   аптечки.   Знать   правила применения и назначения медицинских средств,   входящих   в   состав   домашней аптечки.  Знать местные лекарственные растения.           Знать   приемы   оказания   первой помощи. Выполнять правила обработки раны и наложения повязки. (врачи,   младший   регистраторы,  Группировать   медицинские     9 Торговля  и сфера услуг 4 5 3 2 ­ 4 ­ 2 4 3 3 3 10 Социальная  адаптация и социальная  защита людей  с ОВЗ 11 Медицина 3 3 5 2 5 4 Итого 35 35 35 35 35 34

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социально-бытовая ориентировка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019