Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)
Оценка 5

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
география
5 кл
28.08.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии, составленная в соответствии с положением о рабочих программах МБОУ "СОШ №52". Содержит пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности, результаты освоения курса внеурочной деятельности, возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности, методическое обеспечение и тематическое планирование.
5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 52»   «Принято»  «Рассмотрено»  «Утверждаю» МО ___________________   __________/________/                       ФИО На заседании ПС    __________/________/                         ФИО Протокол № ___  От «___» ________20___г. Протокол № ___  От«___» ______20___г. Директор   МБОУ   «СОШ   № 52» __________/ Т.В./   Пономарева Приказ № _______  от «____»___________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юный исследователь, 5 класс Шульминой А.П.  Срок реализации программы  2019­2020год Барнаул 2019 Пояснительная записка Цель:  через   практическую   деятельность     закрепить     знания     теории   и повысить уровень   самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем   создания   творческих   проектов; подготовить   учащихся   к   ведению исследовательской   работы   в   старшей   школе   и   разработке   более   сложных проектов, расширить географический кругозор. Рабочая программа рассчитана на 34 занятия в год, 1 раз в неделю Режим   занятий:  внеурочная   деятельность   организуется   по   выбору обучающихся   и   их   родителей   во   внеурочное   время.  Продолжительность одного занятия ­ 40 минут Формы организации занятий: программа предусматривает проведение работы детей   в   группах,   парах,   индивидуальную   работу,   работу   с   привлечением родителей.  Виды   деятельности:  главным   видом   деятельности   учащихся   является исследовательская   деятельность,   связанная   с   анализом   литературных, картографических   и   других   источников   информации,   составлением картосхемы путешествий, разработкой презентацией электронного маршрута путешествия,   а   также   эвристическая   беседа,   рассказ,   творческая   работа, представление результатов  работы. Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. Введение 1. Введение в предмет «Юный исследователь» Цели и задачи предмета. План работы.   Научная деятельность. Образование как   ценность.   Роль   науки   в   развитии   общества.   Особенности   научного   и исследовательского познания. Тема 2. Реферат 2. Реферат как научная работа.   Реферат,   его   виды:   библиографические   рефераты   (информативные, индикативные,   монографические,   обзорные,   общие,   специализированные), реферативный   журнал   (библиографическое   описание,   ключевые   слова, реферативная   часть),   научно­популярные   рефераты,   учебный   реферат. Структура   учебного   реферата.   Этапы   работы.   Критерии   оценки. Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Тема 3 Проектная деятельность. 3. Проект и исследовательская работа. Особенности   и   структура   проекта,   критерии   оценки.   Этапы   проекта. Ресурсное   обеспечение.   Виды   проектов:   практико­ориентированный, исследовательский,   информационный,   творческий,   ролевой.   Знакомство   с примерами   детских   проектов.   Планирование   проекта.   Формы   продуктов проектной   деятельности   и   презентация   проекта. Структура исследовательской   работы,   критерии   оценки.   Этапы   исследовательской работы. Тема 4. Методы  географической науки. 4.Наблюдение – метод географической науки. Что такое гномон. Использование гномона в географии. Личностные: осознание целостности природы. Метапредметные: познавательный интерес.  5.Осенняя   экскурсия  «Что   происходит   в  природе   и   что   можно   наблюдать осенью» Наблюдения за изменениями в живой природе Личностные: осознание целостности природы.  Метапредметные: познавательный интерес.  Предметные:   находить   объекты   живой   природы,   называть   изменённые признаки, овладение практическими умениями по изготовлению гербария. Тема 5. Географические приборы. 6. Компас.  «Определение сторон горизонта»,  «Измерение расстояний». Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать   свою  деятельность   под   руководством  учителя;  7. Барометр  и термометр: устройство, использование. Метапредметные: познавательный интерес. Предметные:   овладение   практическими   умениями   по   использованию приборов. Тема 6. План и карта. 8. Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний; Метапредметные: умение организовать свою деятельность Предметные: расстояния по карте; азимут по карте местности 9. Условные знаки. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний; Метапредметные: умение организовать свою деятельность, читать условные знаки; Предметные: отличия видов условных знаков; 10. План местности. Личностные: формирование умения применения знаний на практике. Метапредметные: умение организовать свою деятельность на практике. Предметные: свойства географической карты и плана местности; составление простейшего плана местности. специфика   способов   картографического   изображения; 11­12. Градусная сетка на карте Личностные: осознание ценности географических знаний. Метапредметные: умение ориентироваться по карте. Предметные: определения координат. 13. Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» Личностные: осознание целостности географической среды; Метапредметные:   умение   организовать   свою   деятельность   в   реализации творческой работы. Предметные: значение планов и карт в практической деятельности человека. Тема 7.Атмосфера. 14.Состав, строения и значения атмосферы. Личностные:   осознание   ценности   географической   среды;   формирование умения наблюдать, делать прогнозы. Метапредметные: умение организовать свою деятельность. Предметные: объяснять состав и строения атмосферы, соблюдать меры по охране атмосферы. 15. Устройство метеостанции (Создаём свою метеорологическую станцию.) Умение создавать простые метеоприборы для определения погоды. Личностные: осознание ценности географической среды.  Метапредметные: умение организовать свою деятельность по моделированию приборов; Предметные:умение   владеть   практическими   умениями   по   измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.  Моделирование­Флюгер:   картон,   цветная   бумага,   компас,   деревянный стержень, клей, 2 катушки для ниток небольшая обувная коробка. Осадкомер: пластиковая   бутылка,   цветной   скотч.  Быть   в   облаках   вовсе   не   приятно! Облака содержат в себе миллионы тонн водяных капель! На наше счастье, эти огромные пухлые подушки часто избавляют нас от наводнений. А если идет дождь, то происходит это потому, что водяные капли слишком тяжелы, чтобы летать   по   воздуху.   Впрочем,   земля   и   не   жалуется:   ей   все   время   хочется пить… Когда   температура   воздуха   ниже   нуля,   водяные   капли   меняются   до неузнаваемости. От холода они так трясутся, что превращаются в снежные хлопья,   снежинки.   Не   думай,   что   все   эти   ледяные   иголочки   и   звездочки одинаковы! Бывает снег мокрый, тающий, и снег сухой; хлопья того и другого разные. А снежинки имеют тысячи различных форм… Сделай себе осадкомер. 1. Возьми   большую   пустую   пластиковую   бутылку.   Отрежь   ее   верхнюю часть. 2. Отрезанную   часть   бутылки   переверни   горлышком   вниз:   получится прекрасная воронка для сбора дождя. 3. Вставь   эту   воронку   в   бутылку   и   прикрепи   к   стенкам   в   нескольких местах лейкопластырем или клейкой лентой. 4. Ориентируясь по линейке, наклей на равном расстоянии друг от друга сантиметровые   полоски   пластыря   на   стенке   бутылки.   После   дождя заметь,   как   много   набралось   воды,   и   теперь   вылей   ее   из   своего осадкомера.  Термометр: стеклян. бутылка с пробкой, краситель пищевой или цв. чернила, 5­литровая   пластиковая   бутылка,   картон,   скотч,   пластилин,   пластиковая прозрачная трубочка. 16.  Мы синоптики! Умение составлять прогноз погоды Личностные: осознание целостности географической среды;  Метапредметные: умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды; Предметные:   формирование   умений   и   навыков   использования метеорологических   знаний   в   повседневной   жизни   для   прогнозирования погоды. Наблюдения­ Дневник географа­следопыта, интернет­ресурсы. 17. Практическая работа «Составление графика температуры, розы ветров по своим наблюдениям» Умение чертить графики температур, розы ветров. Личностные: формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи с природой;   Метапредметные: формирование   умения   ставить   учебную   цель,   вести долгосрочные наблюдения и достигать её, формирование умения применять знания на практике, оценивать достигнутые результаты;  Предметные:   делать   умозаключения:   причины   изменения   температуры     и ветра в природе. Наблюдения­дневник   географа­следопыта,   интернет­ресурсы,   работа   с термометром, флюгером. Тема 8. Гидросфера. 18. Вода на Земле. Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека. Личностные:   осознание   ценности   географического   знания   как   важнейшего компонента научной карты мира;  Метапредметные: умение вести самостоятельные исследования;  Предметные: формирование представлений о свойствах воды.  Исследовательский­2 бутылки питьевой воды по 0,5л,3 ст. ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, ст. ложка, кубики пищевого льда, 2 бутылки минеральной воды (одна охлаждённая) 19. Мировой   океан   –   главная   часть   гидросферы.   Почувствуйте   себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний; Метапредметные:   умение   организовать   свою   деятельность,   определить   её задачи и оценить достигнутые результаты;  Предметные: использование географических названий в повседневной жизни. Игровая деятельность­Учебник, интернет­ресурсы. 20. Воды суши. Реки. Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам и озёрам. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний;   Метапредметные:   умение   вести   отбор   информации   на   основе   текста   с последующим устным рассказом.  Предметные:   развитие   географического   мышления   на   основе   работы   с интернет­ ресурсом и картой атласа. Самостоятельная работа с интернет­ресурсом­ интернет­ресурс, резентация. 21. Человек и гидросфера. Почувствуйте себя фольклористами! Умение   находить   в   тексте   географические   названия   и   работать   с топонимическим словарём. Личностные: уважение к истории и культуре народов;  Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию;  Предметные:   умение   работать   с   различными   источниками   географической информации. Исследование­Учебник, дневник географа­следопыта. Тема 9. Биосфера. 22. Взаимосвязи природных компонентов. Царства   живой   природы   и   их   роль   в   природе   Земли.   Разнообразие     и взаимосвязь животного и растительного мира. Личностные: осознание целостности природы.  Метапредметные: познавательный интерес.  Предметные:   находить   объекты   живой   природы,   называть   компоненты природы, приино­следтвнную взаимосвязь 23. Экология – наука об окружающей среде. Общие   представления   о   науки   экология. Экологическая безопасность. Модели поведения. Личностные: мотивация учения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. 24. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Познавательные   УУД­   поиск   и   выделение   информации;   установление причинно­следственных связей; моделирование. Личностные УУД­ уметь находить ответ   Методы   исследования. Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации). Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе,   —   насекомых   (муравьёв,   ос),   птиц   (ласточек,   стрижей,   воробьёв, ворон),  млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).  Практические   работы:   «Дом,   в   котором   я   бы   хотел   жить»   (разработка проекта). 25. О городах и горожанах: человек в городе. Изменение   повседневного   образа   жизни,   продуманное   отношение   к приобретению товаров, борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами. Познавательные   УУД­   поиск   и   выделение   информации;   установление причинно­следственных связей; моделирование. Личностные УУД­ уметь находить ответ Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации). Наблюдения:   выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). 26. Пропаганда экологических знаний. Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка   «Грустная   история».   Берегите   природу   родного   края!   Пожары   и человек. Дом, в котором мы живем. Познавательные УУД­ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации. Личностные УУД­ формирование основ гражданской идентичности личности. 27. Здоровья человека­ в руках самого человека. Личностные: уважение к себе и своему здоровью. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию;   Тема   10­11. Исследовательская   работа   и   представления   результатов исследования. Результаты освоения курса внеурочной деятельности   содержит   систему   практических   Программа     заданий­экспериментов, направленных на достижение   личностных,   метапредметных и предметных результатов :   Личностные результаты: ­Овладение   на   уровне   общего   образования   законченной   системы географических   знаний   и   умений,   навыками   их   применения   в   различных жизненных ситуациях; и   результатами   изучения   является   формирование ­Осознание   ценности   географического   знания   как   важнейшего   компонента научной картины мира; ­Сформированность   устойчивых   установок   социально­ответственного поведения   в   географической   среде   –   среде   обитания   всего   живого,   в   том числе и человека.   Метапредметными   универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД: ­эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; ­патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице; Регулятивные УУД: ­способность   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   практических умений; ­умение управлять своей познавательной деятельностью; ­умение   организовывать  свою  деятельность,  определять  её цели    и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: ­формирование   и   развитие   посредством   географического   знания познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей учащихся; ­умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ   и   отбор   информации,   её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД: ­самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты: 1.Овладение   элементарными   практическими   умениями   использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик   компонентов   географической   среды,   в   том   числе   ее экологических параметров; 2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;  3.Формирование   представлений   об   особенностях   природных   явлений   на различных территориях и акваториях; 4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды; 5. Научится   самостоятельно   составлять   простейший   план   местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности. Ученик научиться: называть, показывать, объяснять географические объекты и   явления;   рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать   сделанное   – почему   получилось,   почему   не   получилось,   видеть   трудности,   ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели). Ученик получит возможность научиться: создавать и защищать электронные презентации;   работать   с   различными   источниками   географической информации; планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя все   существенное   и   главное);   проявлять   инициативу   при   поиске   способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Таким   образом,   данная   программа   внеурочной   деятельности   позволяет реализовать   практическую   часть   предмета     через экспериментально­исследовательскую     деятельность   в   рамках   реализации ФГОС ООО. Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности география, альбом газета журнал коллаж коллекция макет модель наглядные пособия паспорт плакат серия иллюстраций стенгазета книжка­раскладушка сценарий праздника, игры учебное пособие фотоальбом Методическое обеспечение 1. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014; 2. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.   3.Сиротин   В.И.   Практические   и   самостоятельные   работы   учащихся   по географии: 6 ­10 кл.: Кн. для учителя. – 3­е изд. – М. Просвещение, 2000. 4. Электронное приложение к учебнику . Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014; Интернет­ресурсы: 1. России. 2. Всемирная география http://wgeo.ru/   3.  http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm   — интернет­сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.  http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm    —   биологическое   разнообразие 4. http://www.forest.ru  — интернет­портал Forest.ru — всё о российских лесах. 5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций)  http://www.geografia.ru/ 6.  http://www.ecosystema.ru   — экологическое образование детей и изучение природы России. 7. http://ru.wikihow.com /сделать флюгер Тематическое планирование №  занятия Наименование разделов, тем  Всего часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1. Введение  Введение в курс «Юный исследователь» 2.Реферат как научная работа.  Реферат как научная работа 3.Проект.  Проект и  исследования. 4.Методы  географической науки.  Наблюдение ,эксперимент– методы географической  науки. Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что  можно наблюдать осенью» 5.Географические приборы  Компас.  «Определение сторон горизонта».  «Измерение расстояний». Барометр: устройство, использование Термометр: устройство, использование. 6. План и карта Определение направлений, азимутов на местности и   по компасу, местным признакам. Условные знаки. План местности  Градусная сетка на карте Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» 7. Атмосфера Состав, строения и значения атмосферы Устройство метеостанции Мы синоптики! (Наблюдение за погодой) Составление описания погоды (построение графиков) 8.Гидросфера Вода на Земле. Почувствуйте себя гидробиологами! Мировой океан – главная часть гидросферы.  Почувствуйте себя мореходами! 1 1 1 2 2 6 4 4 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Воды суши. Реки, озёра. Почувствуйте себя  гидрологами! Человек и гидросфера. Почувствуйте себя  фольклористами! 9. Биосфера  Взаимосвязи природных компонентов Экология – наука об окружающей среде. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на  природе. О городах и горожанах: человек в городе. Пропаганда экологических знаний. Здоровья человека­в руках самого человека. 10. Исследовательская работа Проектная  работа на  тему: « Мой любимый эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» 11.Заключение  Защита мини­проектов Защита мини­проектов 6 5 2 ЛИСТ внесения изменений Группа  Содержание корректировки  Причина  внесённых  изменений Основание  внесённых  изменений (№  приказа) Контроль Лист экспертной оценки рабочей программы по курсу Наименование курса      ________________________________________________________ Составитель программы________________________________________________________ Группа                ________________________________________________________ Эксперт                          _________________________________________________________ Дата заполнения  «___» __________ 20 ____ год Критерии оценивания Отметки и замечания эксперта 1.Соотвествие   структуре, Положением:   определенной     пояснительная записка содержание курса планируемые  результаты: ­ метапредметные, предметные и  личностные результаты  тематическое планирование 2 . Соответствие образовательной программе  Учреждения:  целям и задачам ООП  плану внеурочной деятельности на  текущий год Выводы эксперта  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Руководитель МО (эксперт):                                 ________________ /______________/  Председатель Педагогического совета:                    ________________ /______________/

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019