Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь" (5 класс, география)

  • Разработки курсов
  • docx
  • 28.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии, составленная в соответствии с положением о рабочих программах МБОУ "СОШ №52". Содержит пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности, результаты освоения курса внеурочной деятельности, возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности, методическое обеспечение и тематическое планирование.
Иконка файла материала 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 52»   «Принято»  «Рассмотрено»  «Утверждаю» МО ___________________   __________/________/                       ФИО На заседании ПС    __________/________/                         ФИО Протокол № ___  От «___» ________20___г. Протокол № ___  От«___» ______20___г. Директор   МБОУ   «СОШ   № 52» __________/ Т.В./   Пономарева Приказ № _______  от «____»___________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юный исследователь, 5 класс Шульминой А.П.  Срок реализации программы  2019­2020год Барнаул 2019Пояснительная записка Цель:  через   практическую   деятельность     закрепить     знания     теории   и повысить уровень   самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем   создания   творческих   проектов; подготовить   учащихся   к   ведению исследовательской   работы   в   старшей   школе   и   разработке   более   сложных проектов, расширить географический кругозор. Рабочая программа рассчитана на 34 занятия в год, 1 раз в неделю Режим   занятий:  внеурочная   деятельность   организуется   по   выбору обучающихся   и   их   родителей   во   внеурочное   время.  Продолжительность одного занятия ­ 40 минут Формы организации занятий: программа предусматривает проведение работы детей   в   группах,   парах,   индивидуальную   работу,   работу   с   привлечением родителей.  Виды   деятельности:  главным   видом   деятельности   учащихся   является исследовательская   деятельность,   связанная   с   анализом   литературных, картографических   и   других   источников   информации,   составлением картосхемы путешествий, разработкой презентацией электронного маршрута путешествия,   а   также   эвристическая   беседа,   рассказ,   творческая   работа, представление результатов  работы. Содержание курса внеурочной деятельности Тема 1. Введение 1. Введение в предмет «Юный исследователь» Цели и задачи предмета. План работы.   Научная деятельность. Образование как   ценность.   Роль   науки   в   развитии   общества.   Особенности   научного   и исследовательского познания. Тема 2. Реферат 2. Реферат как научная работа.   Реферат,   его   виды:   библиографические   рефераты   (информативные, индикативные,   монографические,   обзорные,   общие,   специализированные), реферативный   журнал   (библиографическое   описание,   ключевые   слова, реферативная   часть),   научно­популярные   рефераты,   учебный   реферат. Структура   учебного   реферата.   Этапы   работы.   Критерии   оценки. Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Тема 3 Проектная деятельность. 3. Проект и исследовательская работа. Особенности   и   структура   проекта,   критерии   оценки.   Этапы   проекта. Ресурсное   обеспечение.   Виды   проектов:   практико­ориентированный, исследовательский,   информационный,   творческий,   ролевой.   Знакомство   спримерами   детских   проектов.   Планирование   проекта.   Формы   продуктов проектной   деятельности   и   презентация   проекта. Структура исследовательской   работы,   критерии   оценки.   Этапы   исследовательской работы. Тема 4. Методы  географической науки. 4.Наблюдение – метод географической науки. Что такое гномон. Использование гномона в географии. Личностные: осознание целостности природы. Метапредметные: познавательный интерес.  5.Осенняя   экскурсия  «Что   происходит   в  природе   и   что   можно   наблюдать осенью» Наблюдения за изменениями в живой природе Личностные: осознание целостности природы.  Метапредметные: познавательный интерес.  Предметные:   находить   объекты   живой   природы,   называть   изменённые признаки, овладение практическими умениями по изготовлению гербария. Тема 5. Географические приборы. 6. Компас.  «Определение сторон горизонта»,  «Измерение расстояний». Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать   свою  деятельность   под   руководством  учителя;  7. Барометр  и термометр: устройство, использование. Метапредметные: познавательный интерес. Предметные:   овладение   практическими   умениями   по   использованию приборов. Тема 6. План и карта. 8. Определение направлений, азимутов на местности и по компасу, местным признакам. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний; Метапредметные: умение организовать свою деятельность Предметные: расстояния по карте; азимут по карте местности 9. Условные знаки. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний; Метапредметные: умение организовать свою деятельность, читать условные знаки; Предметные: отличия видов условных знаков; 10. План местности. Личностные: формирование умения применения знаний на практике. Метапредметные: умение организовать свою деятельность на практике. Предметные: свойства географической карты и плана местности; составление простейшего плана местности. специфика   способов   картографического   изображения;11­12. Градусная сетка на карте Личностные: осознание ценности географических знаний. Метапредметные: умение ориентироваться по карте. Предметные: определения координат. 13. Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» Личностные: осознание целостности географической среды; Метапредметные:   умение   организовать   свою   деятельность   в   реализации творческой работы. Предметные: значение планов и карт в практической деятельности человека. Тема 7.Атмосфера. 14.Состав, строения и значения атмосферы. Личностные:   осознание   ценности   географической   среды;   формирование умения наблюдать, делать прогнозы. Метапредметные: умение организовать свою деятельность. Предметные: объяснять состав и строения атмосферы, соблюдать меры по охране атмосферы. 15. Устройство метеостанции (Создаём свою метеорологическую станцию.) Умение создавать простые метеоприборы для определения погоды. Личностные: осознание ценности географической среды.  Метапредметные: умение организовать свою деятельность по моделированию приборов; Предметные:умение   владеть   практическими   умениями   по   измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков.  Моделирование­Флюгер:   картон,   цветная   бумага,   компас,   деревянный стержень, клей, 2 катушки для ниток небольшая обувная коробка. Осадкомер: пластиковая   бутылка,   цветной   скотч.  Быть   в   облаках   вовсе   не   приятно! Облака содержат в себе миллионы тонн водяных капель! На наше счастье, эти огромные пухлые подушки часто избавляют нас от наводнений. А если идет дождь, то происходит это потому, что водяные капли слишком тяжелы, чтобы летать   по   воздуху.   Впрочем,   земля   и   не   жалуется:   ей   все   время   хочется пить… Когда   температура   воздуха   ниже   нуля,   водяные   капли   меняются   до неузнаваемости. От холода они так трясутся, что превращаются в снежные хлопья,   снежинки.   Не   думай,   что   все   эти   ледяные   иголочки   и   звездочки одинаковы! Бывает снег мокрый, тающий, и снег сухой; хлопья того и другого разные. А снежинки имеют тысячи различных форм… Сделай себе осадкомер. 1. Возьми   большую   пустую   пластиковую   бутылку.   Отрежь   ее   верхнюю часть. 2. Отрезанную   часть   бутылки   переверни   горлышком   вниз:   получится прекрасная воронка для сбора дождя. 3. Вставь   эту   воронку   в   бутылку   и   прикрепи   к   стенкам   в   нескольких местах лейкопластырем или клейкой лентой.4. Ориентируясь по линейке, наклей на равном расстоянии друг от друга сантиметровые   полоски   пластыря   на   стенке   бутылки.   После   дождя заметь,   как   много   набралось   воды,   и   теперь   вылей   ее   из   своего осадкомера.  Термометр: стеклян. бутылка с пробкой, краситель пищевой или цв. чернила, 5­литровая   пластиковая   бутылка,   картон,   скотч,   пластилин,   пластиковая прозрачная трубочка. 16.  Мы синоптики! Умение составлять прогноз погоды Личностные: осознание целостности географической среды;  Метапредметные: умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды; Предметные:   формирование   умений   и   навыков   использования метеорологических   знаний   в   повседневной   жизни   для   прогнозирования погоды. Наблюдения­ Дневник географа­следопыта, интернет­ресурсы. 17. Практическая работа «Составление графика температуры, розы ветров по своим наблюдениям» Умение чертить графики температур, розы ветров. Личностные: формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи с природой;   Метапредметные: формирование   умения   ставить   учебную   цель,   вести долгосрочные наблюдения и достигать её, формирование умения применять знания на практике, оценивать достигнутые результаты;  Предметные:   делать   умозаключения:   причины   изменения   температуры     и ветра в природе. Наблюдения­дневник   географа­следопыта,   интернет­ресурсы,   работа   с термометром, флюгером. Тема 8. Гидросфера. 18. Вода на Земле. Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека. Личностные:   осознание   ценности   географического   знания   как   важнейшего компонента научной карты мира;  Метапредметные: умение вести самостоятельные исследования;  Предметные: формирование представлений о свойствах воды.  Исследовательский­2 бутылки питьевой воды по 0,5л,3 ст. ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, ст. ложка, кубики пищевого льда, 2 бутылки минеральной воды (одна охлаждённая) 19. Мировой   океан   –   главная   часть   гидросферы.   Почувствуйте   себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний;Метапредметные:   умение   организовать   свою   деятельность,   определить   её задачи и оценить достигнутые результаты;  Предметные: использование географических названий в повседневной жизни. Игровая деятельность­Учебник, интернет­ресурсы. 20. Воды суши. Реки. Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам и озёрам. Личностные:   овладение   на   уровне   общего   образования   системой географических знаний;   Метапредметные:   умение   вести   отбор   информации   на   основе   текста   с последующим устным рассказом.  Предметные:   развитие   географического   мышления   на   основе   работы   с интернет­ ресурсом и картой атласа. Самостоятельная работа с интернет­ресурсом­ интернет­ресурс, резентация. 21. Человек и гидросфера. Почувствуйте себя фольклористами! Умение   находить   в   тексте   географические   названия   и   работать   с топонимическим словарём. Личностные: уважение к истории и культуре народов;  Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию;  Предметные:   умение   работать   с   различными   источниками   географической информации. Исследование­Учебник, дневник географа­следопыта. Тема 9. Биосфера. 22. Взаимосвязи природных компонентов. Царства   живой   природы   и   их   роль   в   природе   Земли.   Разнообразие     и взаимосвязь животного и растительного мира. Личностные: осознание целостности природы.  Метапредметные: познавательный интерес.  Предметные:   находить   объекты   живой   природы,   называть   компоненты природы, приино­следтвнную взаимосвязь 23. Экология – наука об окружающей среде. Общие   представления   о   науки   экология. Экологическая безопасность. Модели поведения. Личностные: мотивация учения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. 24. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества. От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Познавательные   УУД­   поиск   и   выделение   информации;   установление причинно­следственных связей; моделирование. Личностные УУД­ уметь находить ответ   Методы   исследования.Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации). Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе,   —   насекомых   (муравьёв,   ос),   птиц   (ласточек,   стрижей,   воробьёв, ворон),  млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).  Практические   работы:   «Дом,   в   котором   я   бы   хотел   жить»   (разработка проекта). 25. О городах и горожанах: человек в городе. Изменение   повседневного   образа   жизни,   продуманное   отношение   к приобретению товаров, борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами. Познавательные   УУД­   поиск   и   выделение   информации;   установление причинно­следственных связей; моделирование. Личностные УУД­ уметь находить ответ Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации). Наблюдения:   выявление   наиболее   замусоренных   территорий   в   городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.). 26. Пропаганда экологических знаний. Правила поведения в лесу. Правила поведения на берегу реки. Экологическая сказка   «Грустная   история».   Берегите   природу   родного   края!   Пожары   и человек. Дом, в котором мы живем. Познавательные УУД­ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные   УУД­   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации. Личностные УУД­ формирование основ гражданской идентичности личности. 27. Здоровья человека­ в руках самого человека. Личностные: уважение к себе и своему здоровью. Метапредметные: умение самостоятельно отбирать информацию;   Тема   10­11. Исследовательская   работа   и   представления   результатов исследования. Результаты освоения курса внеурочной деятельности   содержит   систему   практических   Программа     заданий­экспериментов, направленных на достижение   личностных,   метапредметных и предметных результатов :   Личностные результаты: ­Овладение   на   уровне   общего   образования   законченной   системы географических   знаний   и   умений,   навыками   их   применения   в   различных жизненных ситуациях;и   результатами   изучения   является   формирование ­Осознание   ценности   географического   знания   как   важнейшего   компонента научной картины мира; ­Сформированность   устойчивых   установок   социально­ответственного поведения   в   географической   среде   –   среде   обитания   всего   живого,   в   том числе и человека.   Метапредметными   универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД: ­эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; ­патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице; Регулятивные УУД: ­способность   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   практических умений; ­умение управлять своей познавательной деятельностью; ­умение   организовывать  свою  деятельность,  определять  её цели    и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: ­формирование   и   развитие   посредством   географического   знания познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей учащихся; ­умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ   и   отбор   информации,   её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий. Коммуникативные УУД: ­самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты: 1.Овладение   элементарными   практическими   умениями   использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик   компонентов   географической   среды,   в   том   числе   ее экологических параметров; 2.Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;  3.Формирование   представлений   об   особенностях   природных   явлений   на различных территориях и акваториях; 4. Научиться практическим навыкам охраны окружающей среды; 5. Научится   самостоятельно   составлять   простейший   план   местности, ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.Ученик научиться: называть, показывать, объяснять географические объекты и   явления;   рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать   сделанное   – почему   получилось,   почему   не   получилось,   видеть   трудности,   ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели). Ученик получит возможность научиться: создавать и защищать электронные презентации;   работать   с   различными   источниками   географической информации; планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде модели­схемы, выделяя все   существенное   и   главное);   проявлять   инициативу   при   поиске   способа (способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Таким   образом,   данная   программа   внеурочной   деятельности   позволяет реализовать   практическую   часть   предмета     через экспериментально­исследовательскую     деятельность   в   рамках   реализации ФГОС ООО. Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности география, альбом газета журнал коллаж коллекция макет модель наглядные пособия паспорт плакат серия иллюстраций стенгазета книжка­раскладушка сценарий праздника, игры учебное пособие фотоальбом Методическое обеспечение 1. Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014; 2. Атлас. География, начальный курс. 5 класс.   3.Сиротин   В.И.   Практические   и   самостоятельные   работы   учащихся   по географии: 6 ­10 кл.: Кн. для учителя. – 3­е изд. – М. Просвещение, 2000. 4. Электронное приложение к учебнику . Баринова И.И, Плешаков А,А, Сонин Н,И. Начальный курс географии 5 класс – М.: Дрофа, 2014; Интернет­ресурсы: 1. России. 2. Всемирная география http://wgeo.ru/   3.  http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm   — интернет­сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.  http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm    —   биологическое   разнообразие4. http://www.forest.ru  — интернет­портал Forest.ru — всё о российских лесах. 5. GEO и география (клуб путешествий, экспедиций)  http://www.geografia.ru/ 6.  http://www.ecosystema.ru   — экологическое образование детей и изучение природы России. 7. http://ru.wikihow.com /сделать флюгер Тематическое планирование №  занятия Наименование разделов, тем  Всего часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 1. Введение  Введение в курс «Юный исследователь» 2.Реферат как научная работа.  Реферат как научная работа 3.Проект.  Проект и  исследования. 4.Методы  географической науки.  Наблюдение ,эксперимент– методы географической  науки. Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что  можно наблюдать осенью» 5.Географические приборы  Компас.  «Определение сторон горизонта».  «Измерение расстояний». Барометр: устройство, использование Термометр: устройство, использование. 6. План и карта Определение направлений, азимутов на местности и   по компасу, местным признакам. Условные знаки. План местности  Градусная сетка на карте Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» Ориентирование. «Памятка заблудившемуся в лесу.» 7. Атмосфера Состав, строения и значения атмосферы Устройство метеостанции Мы синоптики! (Наблюдение за погодой) Составление описания погоды (построение графиков) 8.Гидросфера Вода на Земле. Почувствуйте себя гидробиологами! Мировой океан – главная часть гидросферы.  Почувствуйте себя мореходами! 1 1 1 2 2 6 4 420. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Воды суши. Реки, озёра. Почувствуйте себя  гидрологами! Человек и гидросфера. Почувствуйте себя  фольклористами! 9. Биосфера  Взаимосвязи природных компонентов Экология – наука об окружающей среде. Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на  природе. О городах и горожанах: человек в городе. Пропаганда экологических знаний. Здоровья человека­в руках самого человека. 10. Исследовательская работа Проектная  работа на  тему: « Мой любимый эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» Проектная  работа на тему: « Мой любимый  эксперимент» 11.Заключение  Защита мини­проектов Защита мини­проектов 6 5 2 ЛИСТ внесения изменений Группа  Содержание корректировки  Причина  внесённых  изменений Основание  внесённых  изменений (№  приказа) КонтрольЛист экспертной оценки рабочей программы по курсу Наименование курса      ________________________________________________________ Составитель программы________________________________________________________ Группа                ________________________________________________________ Эксперт                          _________________________________________________________ Дата заполнения  «___» __________ 20 ____ годКритерии оценивания Отметки и замечания эксперта 1.Соотвествие   структуре, Положением:   определенной     пояснительная записка содержание курса планируемые  результаты: ­ метапредметные, предметные и  личностные результаты  тематическое планирование 2 . Соответствие образовательной программе  Учреждения:  целям и задачам ООП  плану внеурочной деятельности на  текущий год Выводы эксперта  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Руководитель МО (эксперт):                                 ________________ /______________/  Председатель Педагогического совета:                    ________________ /______________/