Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Оценка 5
Разработки курсов +1
doc
воспитательная работа +2
7 кл—9 кл
19.02.2018
В материале представлена рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для обучающихся 7-9 классов по ФГОС. В основе освоения курса лежит проектная технология. по результатам изучения и освоения курса каждый обучающийся должен разработать индивидуальный проект и представить его в рамках школьного дня проектной технологии.Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для обучающихся 7-9 классов по ФГОС
Программа_Проектная деятельность_7-9 классы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 108»
Рабочая программа
«Проектная деятельность учащихся»
по внеурочной деятельности в 79 классах
Составила:
Нагорнова Елена Александровна
учитель технологии
категория высшая г. Трехгорный, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика курса.
3. Описание места курса в учебном плане.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса в учебном плане.
5. Личностные, метапредметные. Предметные результаты освоения учебного курса.
6. Содержание курса.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся.
8. Материальнотехническая обеспеченность образовательной деятельности. «Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять
их на верный путь. Но все это нужно делать очень
осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил
помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам»
Ф.Нейман.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность учащихся»
основного
государственную аккредитацию
образовательных
имеющих
общего,
общего, среднего общего образования».
составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
«Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03
126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного
плана».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
«Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации
программ
начального
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г №
1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников,
рекомендуемых
имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано
в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
7. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. От 28.05.2014 г.) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.10.2013 г. № 30067)».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010г. № 189 (ред. От 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.282110. Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
к
использованию
при
реализации организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
10. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 «О внесении изменений
в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и
реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О
внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. №
19739).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении
изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №
1047».
13. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и
реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08
548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515ЗО (ред. От 28.08.2014 г.) «Об
образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области
30.08.2013 г.)
/Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от
29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования
Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
28.03.2013 г. № 03/961.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. №
01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для
общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного
общего и среднего общего образования».
4. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской
области».
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2015 г. №
01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных
организаций Челябинской области на 20152018 год»
6. Об утверждении Концепции развития естественноматематического и технологического
образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки
Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Методические рекомендации 1. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2015 № 03
02/4938 «Методические рекомендации об особенностях преподавания учебных предметов
образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 20152016
учебном году»;
2. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных
особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных
образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В. Н.
Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов,
Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А.
Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева; Минво образования и науки Челяб. Обл.; Челяб.
Инт переподгот. И повышения квалификации работников образования. – Челябинск:
ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
Документы образовательной организации
1.Устав МБОУ «СОШ № 108».
2. Приказ МБОУ «СОШ № 108» № 118 «ОД» от 28 августа 2017 года «Об утверждении
годового календарного учебного графика в 20172018 учебном году».
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых
распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях
России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных,
классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин,
исследовательских проектов. Любая из этих форм обладает достаточно большим
воспитательным потенциалом,
реализация которого является задачей педагога,
организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными
образовательными стандартами.
Программа ориентирована на школьников подросткового возраста 1015 лет и может
быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся
из разных классов и параллелей.
Программа ориентирована в первую очередь на развитие познавательной мотивации
школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской
деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть
значительно увеличен, если включить в программу его деятельность проведения членами
клуба научнопознавательных занятий для учащихся младших классов. Подготовка,
проведение и совместный с учащимися начальных классов анализ увлекательных научных
экспериментов социальной направленности позволяет подросткам побывать в непривычной
для себя роли взрослого, роли воспитателя. Важный социальный опыт школьник приобретёт в
процессе проведения совместных со студентами вузов научных конференций.
Предлагаемый курс по теме: «Проектная деятельность» своим содержанием сможет
привлечь внимание учащихся 79 классов, которым интересна проектная деятельность
(объёмом 34 часа). Данная программа является продолжением факультатива «Проектная
деятельность» для 56 классов.
Когда и где формировать у школьников специальные знания и развивать умения и
навыки необходимые в проектной работе:
умение видеть проблемы;
умение ставить вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи?
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, ориентирован на
самостоятельную деятельность ребят, где целью познавательных действий обучающихся
является не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого
содержания, то есть активное применение полученных знаний либо для получения нового
знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного
знания.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными,
практикоориентированными, творческими, игровыми. Но суть самого метода, его идея
должна оставаться неизменной самостоятельная поисковая,
исследовательская,
проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным
государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений,
навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса
становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей
самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации,
оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию
проектной деятельности Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся
на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за
определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую
работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной
деятельности основной школы.
Чтобы продолжить работу с детьми 79 х классов к полноценной проектной
деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач
часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в
классе, а также во внеурочное время.
Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные
особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим
самостоятельно достигнутый результат.
Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся
сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать,
догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной
учебной проблемы.
Актуальность программы
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых
группах и в индивидуальной проектной деятельности. Взаимодействуя в группе, дети
понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться
между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности,
осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, проектная работа
способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться,
договариваться, чутко относиться к сверстникам.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого
ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой
форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом
этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя.
Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание
результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.
Особенности программы. Проектная деятельность в школе невозможна без
организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны
ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя
позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какуюлибо практическую,
исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми
знаниями.
Следовательно, «Проектная деятельность» будет являться для учеников накоплением
опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к
деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебнопознавательной
деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в
полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда
приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь
идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и
требованиям стандарта образования.
Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности
является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей
личностного и метапредметного развития школьников.
Программа курса составлена с учетом психологических особенностей учащихся
среднего звена их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса
излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки,
расширяет базовые знания обучающихся 79х классов.
Проведение курса направлено на достижение следующих целей:
Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
o Освоение социальных ролей, необходимых для учебноисследовательской и проектной
деятельности;
o Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение
учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость,
самосознание и готовность преодолеть трудности;
o Освоение научной картины мира, понимание роли и знания науки в жизни общества,
значимости учебноисследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;
овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
Овладение обучающимися продуктивноориентированной деятельности при помощи
последовательного освоения:
o Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
o Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта
исследования;
o Технологий анализа и инновационного потенциала продукта до момента начала
создания;
Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе:
o Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
o Владения приёмами и методами учебноисследовательской и проектной деятельности,
творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей,
специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно
исследовательской и проектной деятельности.
Исходя из целей освоения Программы организационнометодическогое обеспечение и
педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения
следующих задач:
В отношении обучающихся:
o Обучение целеполагание, планированию и контролю; o Овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка,
анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция)
и простыми формами анализа данных;
o Обучение методам творческого решения проектных задач;
o Формирование конструктивного отношения к работе;
o Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире
профессий;
В отношении учителя:
o Применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и
самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов
деятельности;
o Поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной
направленности исследований и проектных разработок;
o Обучение приёмам учебноисследовательской и проектной деятельности, творческого
поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно
методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
o Владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации,
повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы
группы в целом.
Для успешного управления проектноисследовательской деятельностью учащихся
используются следующие принципы организации данного процесса:
1. Доступности – знание проектноисследовательской деятельностью предполагает
освоение материала за рамками школьного учебника.
2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна
быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально
выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему
самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам
«потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без
подсказки и руководства учителя.
3. Наглядности или экспериментальности, в исследовательской деятельности человек
познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов.
Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только
созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми
предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта,
стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и
осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого
поля ценностей в рамках проблемы.
5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных
традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к
решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой
исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу чтото своё,
неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.
6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской
(проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.
Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так
как именно она в ходе учебной проектноисследовательской работы –основной показатель
понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой
позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности,
естественности и экспериментальности, а не наоборот.
Конечный результат:
1. Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими
теоретические результаты на практике (метод проекта). 2. Учащиеся должны уметь:
самостоятельно конструировать свои знания;
ориентироваться в информационном пространстве;
анализировать полученную информацию;
самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;
3. Защита проектной работы в конце учебного года.
Формы и методы проведения занятий.
Самым главным методом проведения курса занятий будет метод проектов. Изложение
теоретического материала занятий может осуществляться с помощью традиционных
словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного
материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы,
такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения
предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся «продукта» (мини
проекты). Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик
творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность,
умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Учителем могут использоваться:
сравнение,
• общеисследовательские методы
обобщение,
(анализ,
синтез,
классификация)
исследованием:
• эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или
• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация,
целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск
гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или
метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе,
выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс,
взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в
Интернет, формулирование ключевых слов;
• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и
передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор
необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение
собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление
полученных результатов.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 35
часов из расчета 1 час в неделю. Программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности»
в части учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно
нравственного направления.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Ценностные ориентиры основного общего образования конкретизируют личностный,
социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к
результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые
установки системы среднего общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества, и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как
регуляторов морального поведения;
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а
именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и
умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за
их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в
частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты
труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов
обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствие с ФГОС освоение программы курса «Уроки нравственности»
обеспечивает достижение планируемых результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов
семьи и друзей;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей,
нравственному содержанию поступков;
выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в
общественных местах;
внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебниках;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных
признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном и
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном.
Коммуникативные УУД:
соблюдать нормы речевого этикета: здороваться,
вступать в диалог;
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
участвовать в обсуждении учебной проблемы.
Ожидаемые предметные результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм;
владение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Ожидаемые результаты духовнонравственного развития и воспитания:
Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей, патриотизм.
Понимание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к
родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Готовность и способность к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию, ответственному поведению.
Укрепление нравственности, основанной на внутренней установке личности поступать
согласно своей совести.
Целеустремленность и настойчивость в достижении результата, способность к
преодолению трудностей. Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям, представляющим
угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности
личности.
Формирование чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми,
настоящими и будущими поколениями.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов:
приобретение обучающимися социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями сверстниками как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов:
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов:
получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия,
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших подростков.
6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тематическое распределение часов в 79 классах
№
Тема
Введение в проектную деятельность
1
2 Ознакомление с разными видами проектов
3
4
5
4
Теоретические основы создания проекта
Работа над проектом
Защита проекта
Рефлексия
ВСЕГО:
Содержание деятельности
1. Введение в проектную деятельность (3 часа).
Общее
колво
часов
3
7
2
17
3
2
34
Теория,
Практика,
ч.
3
7
1
4
2
17
ч.
1
13
1
2
17 Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы.
Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы,
определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования.
Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно
практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.
2. Ознакомление с разными видами проектов (7 часов).
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты;
социальные проекты; учебноисследовательские проекты; инженерные проекты. Отличия,
виды деятельности, примеры проектов.
3. Теоретические основы создания проекта (2 часа).
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности, способы
представления проектов, создание компьютерных презентаций проектов
4. Работа над проектом (17 часов).
Выбор темы проекта; составление плана проектной деятельности; выбор методов
исследования; работа над проектами.
5. Защита проектов (3 часов)
Воплощение в жизнь поставленных задач;
• Работа в программе Power Point;
• Работа в программе Publisher;
• Составление таблиц, диаграмм;
• Написание рефератов;
6. Рефлексия (2 часа).
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности.
Сильные и слабые стороны работы над проектом.
Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем,
диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с
приглашением старшеклассников и педагогов школы. Беседы членов НОУ со
старшеклассниками и преподавателями о научной работе.
Календарнотематическое планирование
№ Дата
Содержание учебного материала
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение в проектную деятельность
Проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы, определение объекта и предмета
исследования. Выдвижение гипотезы исследования.
Постановка задач исследования.
Определение теоретических основ исследования, его
научнопрактической значимости. Культура оформления
исследовательской работы.
Ознакомление с разными видами проектов
Информационные проекты
Игровые проекты
Ролевые проекты
Прикладные проекты
Социальные проекты
Учебноисследовательские проекты
Инженерные проекты
Теоретические основы создания проекта
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
2 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Создание
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной
деятельности
Способы представления проектов.
компьютерных презентаций проектов
Работа над проектом
Выбор темы, цели, гипотезы
Сбор материала
Сбор материала
Систематизация материала
Систематизация материала
Работа в программе Power Point
Работа в программе Power Point
Работа в программе Publisher
Работа в программе Publisher
Составление таблиц, диаграмм
Составление таблиц, диаграмм
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Написание рефератов
Защита проекта
Подготовка защиты проекта
Подготовка защиты проекта
Защита проекта
Рефлексия
Умение провести экспертизу своей и чужой
деятельности.
Формула успешной деятельности. Сильные и слабые
стороны работы над проектом.
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
Материальнотехнические условия реализации программы.
Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:
кабинета;
ТСО;
компьютера;
мультимедийного проектора;
экрана.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание анкеты
Отношение к занятиям
Всегда 2 б.
Иногда 1 б
Никогда 0 б
А 1. на занятиях бывает интересно
2. нравится педагог
3. нравится, когда хвалят
1. родители заставляют учиться
2. занимаюсь, так как это мой долг
3. занятия полезны для жизни
1. узнаю много нового
Б
В Г
2. занятия заставляют много думать
3. нравится работать на уроке
1. на уроках всё даётся легко
2. с нетерпением жду урока
3. интересно узнать больше
А – ситуативный интерес
Б – занятия по необходимости
В – интерес к предмету
Г – познавательный интерес.
АНКЕТА
1. Считаешь ли ты, что знания, полученные на факультативе, пригодятся тебе в жизни?
да,
нет,
не знаю.
2. Почему ты посещаешь факультатив?
заставляют,
интересно,
туда ходит мой друг.
3. Рассказываешь ли ты своим родителям о том, что ты узнал на факультативе?
всегда,
иногда,
никогда.
4. Какой факультатив по выбору ты ввел бы?
5. Считаешь ли нужным оставить данный факультатив в нашей школе?
да,
нет,
не знаю.
Тест на выявление мотивации учащихся (можно дать только три ответа):
Дорогие ребята! Внимательно прочитайте анкету и подчеркните в ней три пункта,
которые отвечают твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.
1. Я учусь потому, что на уроке интересно
2. Я учусь, потому, что заставляют родители
3. Я учусь потому, что хочу больше знать
4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать
5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям
6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей
7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс
8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой
9. Я учусь потому, что нравится учитель
На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление
внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних
отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.
Вопросы для беседы с родителями.
1. Пути формирования мотивации в учебной деятельности детей в современных условиях.
2. Практические советы родителям для повышения мотивации детей к обучению • Учите ребенка правильно выбирать цель деятельности с точки зрения понимания
«Зачем это нужно именно тебе, а не родителям или учителям». Для этого ставьте перед
ребенком следующие вопросы: «Какого результата ты стремишься достичь в обучении?»,
«Кем ты себя видишь в будущем?», «Что ты можешь сделать для этого?», «Кто тебе может
помочь?» и т. д.
• Давайте своему ребенку право на ошибки. Не осуждайте, а помогайте учиться
преодолевать трудности — это формирует уверенность в своих возможностях и
способностях, повышает самооценку.
• Формируйте ответственность.
• Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести
ответственность за результат вне зависимости от того, будет он положительным или
отрицательным.
• Анализируйте прошлые успехи и достижения, даже если они были совсем
незначительными. Таким образом, вы поддерживаете попытки ребенка добиться новых
результатов.
• Повторяйте и закрепляйте успехи. Повторяя вчерашнюю работу, дети используют уже
отшлифованные знания и умения, поэтому делают меньше ошибок, зато переживают чувство
успешности.
• Учите ребенка не бояться трудностей. Пусть он чувствует, что вы всегда готовы
прийти ему на помощь.
• Учите ребенка не просто учиться, а получать удовольствие от процесса и результата
выполненной работы.
• Всегда объясняйте своему ребенку причины ваших требований и требований учителей.
Организация учебноисследовательской и проектной деятельности
Под учебноисследовательской деятельностью понимается учебная деятельность,
направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на
формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как способа освоения
новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не
предполагающая получение нового научного результата;
Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная
деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения,
направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план
и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся,
традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с
решением обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и получение в результате
объективно новых научных знаний;
Под инженерным проектом понимается создание или усовершенствование машин,
конструкций и схем, предполагающее наличие традиционных для инженерного проекта
этапов.
При организации проектной деятельности в образовательном учреждении лучше
ориентироваться на уже используемую в широкой педагогической практике типологию про
ектов, например предложенную Е. С. Полат по следующим критериям:
• преобладающему
(поисковый),
исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практикоориентированный),
игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно экономический
механизм внедрения);
(информационный
деятельности
виду
• содержанию (монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний
(нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.); • количеству участников (индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный,
городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской
сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта (от проект урока до вертикального
многолетнего проекта);
• дидактической цели (обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения,
поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
При выполнении проекта (исследования) должны учитывать следующие требования к его
реализации:
• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия информационные
ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных
исследований как в части ориентации при выборе темы проекта, или учебного исследования,
так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной
реализации выбранного вида проекта;
• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении
выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и
используемых методов (методическое руководство);
• учащимся, впервые выполняющим проект, необходимо вести дневник самоконтроля, в
котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при
составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
• необходимо наличие простой и обоснованной критериальной системы оценки
итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового ха
рактера проекта или исследования) каждого участника;
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной
защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета
для обсуждения.
С методической точки зрения от учителя требуется специальная предварительная
подготовка, имеющая отношение не к предмету и содержанию, а в большей степени к по
веденческой роли учителя, его владению набором средств и методов, необходимых для
организации такой работы.
С одной стороны, поддержка эффективности работы обучающегося это индивидуальная
деятельность учителя, направленная на достижение поставленных целей. В этом контексте
учитель выступает больше в роли тренера, перед которым стоит задача не передать
конкретный опыт или знания, а найти для обучающегося тот индивидуальный, при сущий
только ему стиль деятельности и поведения, который позволит ему добиваться поставленной
в проекте или исследовании цели.
Основная задача учителя создание Мотивирующей и объединяющей линии поведения, не
научить какомуто конкретному знанию, а инициировать самообучение, чтобы обучающийся
смог сам находить и получать необходимые знания, осознавать значимость цели своей
деятельности.
С другой стороны, обеспечение качества сотрудничества и учебного взаимодействия,
обучающихся в группе осуществляется за счёт поддержки комфортной атмосферы внутри
группы, оказания помощи ученикам в выполнении задач и достижении соглашения при
обсуждении сложных проблем или спорных ситуаций. Работа учителя по созданию таких
условий повышает вовлечённость и заинтересованность участников группы, раскрывает их
потенциал, позволяет отработать основные приёмы проектной и исследовательской
деятельности, помогает обучающимся освоить новые модели поведения, систематизировать
знания, изменить отношение к различным аспектам своей деятельности. В результате можно рассчитывaть на коллективный вариант организационных решений, продуктивные
предложения, получившие общее согласие и зафиксированные на бумаге.
Учитель в данном случае нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы
лёгким и эффективным. Он не предлагает решения и способы. Он создаёт условия и
предлагает технологии, в которых группа сама находит решение. Основные задачи учителя в
процессе такой работы можно сформулировать в следующей последовательности ис
пользуемой технологии:
определить до встречи темы и вопросы, требующие решения;
подобрать и организовать подходящий формат (время, продолжительность, форма) и
место обсуждения;
создать комфортную, привычную, творческую, свободную атмосферу для обмена
мнениями и принятия решений обучающимися;
организовать планирование перечня (но не содержания) ожидаемых результатов
обсуждения;
неформально снижать агрессию и конфликтность участников обсуждения;
фиксировать процесс и итоги (промежуточные и финальные) на бумаге,
информационных носителях;
систематизировать и обобщать каждый этап, помогать в организации обсуждений
результатов этапа;
зафиксировать в конце работы итоговый документ или материал, с которым участники
смогут продолжить работу самостоятельно.
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным
периодом для развития коммуникативных способностей, сотрудничества и кооперации между
детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными
умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия
(один отвечает остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его
выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного
эталона и т. д.
Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность
сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного
действия, является важным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от
позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.
2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация
отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взро
слый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации
неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.
3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества,
свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность, индивидуалистиче
ские тенденции и пр.
Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная
мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности
может быть существенно снижена школьная тревожнocть.
Основные направления учебноисследовательской и проектной деятельности
обучающихся
При формировании основных направлений учебноисследовательской и проектной
деятельности в рамках Программы необходимо учитывать несколько факторов: • для достижения образовательного эффекта учебноисследовательская и проектная
деятельность учащихся должны друг друга дополнять. При этом особенностью учебноис
следовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся.
Так, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохра
нении всех черт проектной деятельности одним из её компонентов выступает исследование;
• организация учебноисследовательских и проектных работ школьников должна
обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности;
• важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. В
данной Программе должны быть отражены все её точки соприкосновения с учебными про
граммами по предмету;
• многообразие форм учебноисследовательской деятельности позволяет обеспечить
подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них
УУД. Стержнем этой интеграции является системнодеятельностный подход как принцип
организации образовательного процесс, а в основной школе;
• содержание и организация работы по формированию основ учебноисследовательской
и проектной деятельности могут рассматриваться в рамках дополнительного образования и
взаимодействия с организациямипартнёрами (ресурсные центры, научные организации и т.
п.).
Метод проектов это совокупность учебнопознавательных приёмов, которые позволяют
решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне
надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих
методов.
Анализ педагогической практики по внедрению проектной деятельности в
образовательных учреждениях показывает, что наиболее востребованными считаются
следующие типы проектов:
Информационные проекты
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о какомлибо объекте, явлении
для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структури
рованию, анализу и обобщению. Исходя из этого информационный проект является наиболее
оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.
Примеры проектов:
• «Булгаковские» улицы в городах.
• Способы расчёта площадей фигур.
• Великие астрономы Европы и Азии.
• Знаменитые спортсмены России.
• Хищные птицы средней полосы России.
Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и
бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного
учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.
Игровые проекты
Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой
является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спор
тивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются
умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются
основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации правил, назначение элементов, различных видов игр и их
возможности для развития и обучения человека.
Примеры проектов:
• Математический «морской бой».
• Буквенное лото.
• Развитие жизни на Земле (настольная игра).
• Вооружение древних воинов (конструктор).
• Весы цифр (физикоматематический аттракцион).
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного
обеспечения, в формате электронной игры.
Ролевые проекты
Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых
ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими
игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура только намечается и остаётся открытой
до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные
характером' и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные
герои. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно
вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы.
Примеры проектов:
• Пишем учебник по истории края.
• Школьный парламент.
• Школьная газета («Школьный вестник», «Большая перемена», «Школьный меридиан»,
«Школьные времена» и т. п.).
• В афинских школах и гимнасиях.
•
Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото и
Прогулка по универмагу «Малакология».
видеоматериалов.
Прикладные проекты
Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт
деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область
применения. В случае социального прикладного проекта требуется анализ потребностей
социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности и рынка для
придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.
Примеры проектов:
• Экологический манифест, созданный на основе полученных результатов исследования
протечек воды в жилых домах района Кузьминки.
• Программа действий, направленных на повышение компьютерной грамотности
пенсионеров Саратовской области.
• Словарь культурноисторических терминов романа «Евгений Онегин».
• Учебное пособие «Виды кристаллов в природе».
• Проект школьной метеостанции.
Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к
проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.
Социальные проекты
Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную)
практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных
проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила
общественного поведения. Образцом для такого вида деятельности может служить ставшее
общеизвестным движение «Подари жизнь» (http://www.podarizhizn.rи).
Примеры проектов:
• Школьное мероприятие «Нет наркотикам!».
• Сбор книг и создание библиотеки в удалённом посёлке.
• Организация волонтёрской помощи ветеранам войны.
• Доброхотское движение спасения усадьбы XVIII века.
• Улучшение качества питания в школе.
Учебноисследовательские проекты
Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская
деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение
обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных
этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования,
определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных
источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных
задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами
экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и
постановка новых проблем или задач.
Учебноисследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными.
Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования
метапредметных результатов и представлений.
Примеры проектов:
• Роль природы в чувашском фольклоре.
• Волшебные предметы как атрибуты сказочного пространства.
• «Строительство пирамид» на языке операторов.
• Исследование магнитных свойств вещества.
• Нужны ли катализаторы при электролизе воды?
Примеры межпредметных проектов:
• Связь мифов Евразии, Востока и Америки с физическими представлениями о
происхождении мира.
• «Гармонию поверяем алгеброй» число в астрономии, живописи, музыке, архитектуре,
биологии, геометрии.
•
Математическая модель любви, описанной в эпоху трубадуров, труверов,
миннезингеров.
• Исследование физических и химических свойств снежнoгo покрова Кировской
области.
• Эволюция военной стратегии и тактики в соответствии с изменением технических и
технологических возможностей государств Древнего Востока.
Инженерные проекты
Под инженерным проектом как особым видом проекта понимается создание или
усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций,
устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие традиционных для инженерного
проекта этапов: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения),
определение критериев результативности,
предварительные
исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной
идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов.
планирование работы,
Примеры направлений разработки проектов:
• Ветроэлектростанция для дачного посёлка. • Утилизация и восстановление энергосберегающих ламп.
• Автомобиль на солнечных батареях (LЕGОмоделирование).
• Реконструкция метательных машин Леонардо да Винчи.
• Картонное конструирование (утилитарные конструкции из картона).
Примерные формы организации деятельности
Специфика учебноисследовательской деятельности определяет многообразие форм её
организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебноисследовательская
деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебноисследовательской деятельности на уроках могут быть
следующими:
• урокисследование, уроклаборатория, уроктворческий отчёт, урок изобретательства,
урок «Удивительное рядом», урокрассказ об учёных, урокзащита исследовательских
проектов, урокэкспертиза, урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и
анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе
разнообразные виды деятельности, позволяет провести учебное исследование, достаточно
протяжённое во времени.
Формы организации учебноисследовательской деятельности на внеурочных занятиях
могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе исследовательского характера;
• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают
большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности
обучающихся;,
• ученическое научноисследовательское общество форма внеурочной деятельности,
которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение
промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов,
дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также
встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и
образования, сотрудничество с учебными научноисследовательскими обществами (УНИО)
других школ;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которое предполагает
выполнeниe ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Организация учебноисследовательской и проектной работы обучающихся может
строиться на основе взаимосвязи предметного содержания и с учётом деятельности на уроках
и внеурочных занятиях. Для этого наиболее оптимальным может быть изучение курса
«Технология учебно исследовательской и проектной деятельности» на основе использования
методов проектов и исследований в аудиторных занятиях по отдельным предметам,
организации проектов и исследований в системе домашних заданий по отдельным предметам,
использования проектных и исследовательских форм работы в системе внеурочной
деятельности.
Отличительные особенности проектной деятельности
и принципы отбора
материала: 1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение
конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно
использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в
рамках одногодвух уроков (минипроекты или краткосрочные проекты). В этом случае
тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных
жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике,
сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном
выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на
углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные
проекты (макропроекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы
(кружки, факультативы, элективные курсы).
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта
вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и
предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели,
корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения
задачи. Участников проекта разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от
количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например,
генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3. Поиск информации обязательное условие каждого проекта. Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы.
Найденная информация,
обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый
вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой
работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для
создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию,
формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты
выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный
результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В
зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например,
продуктом самостоятельной деятельности учащихся, может быть опорный конспект,
памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.
Ученики 5классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в
повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых
продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет
погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной
деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели,
мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов представление готового продукта. Иными словами,
осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты
самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки
поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при
этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками
занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся
оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в
зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов – «отлично», от 65 до 80 баллов – «хорошо», от 50 до 65 баллов – «удовлетворительно», менее 60 баллов
доработать.
Список литературы и Интернетресурсов
1. С.В.Терентьева, А.В.Иванова, С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичева. Сборник программ.
Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная
ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. – М.: Просвещение, 2013.
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная
деятельность. Проблемноценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
3. В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 45 класс, РостовнаДону «Легион», 2012
4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
5. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. — М. :
Просвещение, 1994.
6. Энциклопедия для детей. Математика. М.: «Аванта+». 1998.
7. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в школе. 2004.
№ 8. С. 1011.
8. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.
Издательскоторговый дом «Корифей» Волгоград, 2007.
9. Мотивация школьников к обучению математике во внеклассной работе в условиях
Учитель математики высшей
школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ.
квалификационной категории МБОУ СОШ № 156 Черникова Е.А.
10.
11.
12.
13.
http://www.tatiana.lact.ru/proect
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204616
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/204619
https://sites.google.com/site/relarn2010/realarn2011/tezisynarelarn2011/viki
proektydlaskolnikov
14.
http://www.dissercat.com/content/razrabotkasistemyorganizatsiiissledovatelskoi
rabotyuchashchikhsyavprotsesseizucheniy#ixzz2f36XMaKB
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
images.yandex.ru
shkolo.ru›zakonyislozheniya
bymath.net›studyguide/ari/ari4.html
forschoolboy.ru
nashol.com
eek.diary.ru
lohmatik.ru›Lohmatik/str1_60_2.php
vsedlyadetey.ru›shkolnyeuchebniki…
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной подготовки "Проектная деятельность" для 7-9 классов по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.