Рабочая программа "Литература Смоленщины"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Оценка 4.7
Документация +1
docx
русская литература
9 кл
18.02.2019
Рабочая программа "Литература Смоленщины"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании: -Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.- Смоленск. Траст-Имаком, 2009 г. Автор Г.С.Меркин. -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; -Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и молодежной политике № 440 от30.05.2003 г. «Об утверждении базисного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области»; -Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и молодежной политике № 82 от02.02.2010 г. «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных учреждений Смоленской области»
лит смол.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании: ­Примерной программы для образовательных учреждений Смоленской  области. Региональный компонент. Литература Смоленщины.­ Смоленск.  Траст­Имаком, 2009 г. Автор Г.С.Меркин. ­Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении Базисного учебного плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; ­Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и  молодежной политике № 440 от30.05.2003 г. «Об утверждении базисного  плана общеобразовательных учреждений Смоленской области»; ­Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке, и  молодежной политике № 82 от02.02.2010 г. «Об утверждении примерных  учебных планов общеобразовательных учреждений Смоленской области»; Планируемые результаты: В результате изучения курса ученик должен знать: ­ обобщать наблюдения над жанровыми особенностями литературы Смоленщины; ­ обобщать наблюдения над соотношением жизненной правды и художественного вымысла,  над способами выражения авторского сознания в произведении; ­ биографические сведения о писателях, творческую историю этапных произведений; ­ иметь представление о месте литературы Смоленщины в общем литературном процессе  страны и движении ее во времени, о богатстве ее содержания, форм, об ее общественном  значении; В результате изучения курса ученик должен знать о стилистике: ­ первичные обобщения о стиле произведения (выразительно­изобразительные средства); ­ стихотворную речь (Смоленская поэтическая школа); ­ лексику, отражающую внутренний мир человека, его чувства, переживания,  интеллектуальные проявления. В результате изучения курса ученик должен уметь: ­ владеть различными видами устной письменной речи; ­ собирать краеведческие материалы на определенную тему, их описывать,  систематизировать; ­ составлять библиографию по теме; ­ работать с каталогами по литературе; ­ составлять сценарий вечера, видеоролика по определенной теме, осуществлять другие  виды творческой деятельности; ­ уметь оперировать приобретенными знаниями по теории литературы; ­ уметь собирать фольклорный материал и осуществлять его паспортизацию, обработку. В результате изучения курса ученик должен использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­ создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом  норм русского литературногоязыка; ­ определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; ­ поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе  (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Учебно­ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема Кол­во часов Введение  Фольклор Древнерусская литература Литература XVIII – начала XIX веков "Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор) Война 1812 года и Смоленщина Декабристы­смоляне Забытые имена Смоленская публицистика Конец  XIX  века – первая половина  XX века Литература второй половины ХХ века Итого тематический план 1 2 2 2 1 2 1 1 2 14 5 33 Содержание программы: ­   2   часа.  Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор) ­ 1 час. Цель и  задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное  краеведение родного города (села, района). Теория: понятие литературного  краеведения, основные «литературные гнезда Смоленщины» . Фольклор   Смоленщины   Собиратели   фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни   обрядовые,   лирические.   Частушки.   Сказки.   Легенды   и   предания. Престольные праздники на Смоленщине. Изменение фольклора в современную эпоху.   Поисковая   работа:  запись   песен,   частушек,   встречи   с   песенницами, сказителями, исполнителями частушек. Смоляне   в   древнерусской   литературе   ­   2   часа  "Сказание   о   Борисе   и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент   Смолятич.   Лука   Смолянин."Поучение   Владимира   Мономаха". Легенды   о   Мономахове   соборе   в   Смоленске.   История   Смоленской Одигитрии.   Радзивиловская   летопись.   "Хождение   смолян   в   Иерусалим   и Царьград".   Смоляне   и   "Слово   о   полку   Игореве"   (перевод   "Слова   ..." Н.И.Рыленкова),   «Фрески   города   Горухщи»   О.Ермакова   (по   выбору учителя).Теория:   понятие   древнерусская   литература,  жанры   древнерусской литературы (житие, воинская повесть). Для   самостоятельного   чтения:  Древняя   история   Смоленска   на   страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из романа), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рыленков. "Великая  Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь",А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..." Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине. Литературная жизнь Смоленщины  XVIII  ­ начала  XIX  веков 2 часа Общая   характеристика   эпохи   (Петр  I  и   его   реформы).   М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодумцы. Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Башня Веселуха". Сведения об авторе. В.Кудимов "Мартын ­ живописец". Панорама русской народной жизни   конца  XVIII  ­   начала  XIX  века.   Нравственная   красота   человека   из народа. Судьба художника­самоучки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской   губернии   (по   выбору   учителя).Традиции   М.В.Ломоносова, драматургия. "Смоленская тема" в творчестве писателей  XIX  века (обзор)­ 1 час А.С.Грибоедов   и   Смоленщина.   Смоляне   в   окружении   А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский.   Л.Н.Толстой   и   Смоленщина.   Переписка   со   смолянами. Влияние   Л.Н.Толстого   на   демократическую   интеллигенцию   Смоленщины конца  XIX  ­ начала  XX  века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Ф.И.Тютчев в Рославле   ("Вот   от   моря   и   до   моря"   и   др.).   Книгоиздательское   дело   на Смоленщине. История журналистики. Война 1812 года и Смоленщина ­ 2 часа  Отражение войны 1812 года в творчестве   писателей.   Н.Дурова   "Записки   кавалерист­девицы",   Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Давыдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смоленской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов.  Декабристы­смоляне ­ 1 час "Отчизне посвятим души прекрасные порывы" ­ нравственное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества.   Благородство   гражданской   и   нравственной   позиции.   Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка удалая...", "Сон русского на чужбине") устному народному творчеству. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отношение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.). Для самостоятельного чтения:  Н.Тынянов   "Кюхля",   В.С.Орлов,   В.Г.Вержбицкий   "Декабристы­смоляне", И.Д.Якушин "Записки". "Записки княгини М.Н.Волоконской". Забытые имена  ­ 1 час  В.А.Вонлярлярский  "Смоленский   Дюма",  анализ глав   романа   «Большая   барыня».   Романтические   картины   и   бытописание   в романе.   Картины   родного   края   в   произведениях   В.А.Вонлярлярского. Традиции Н.В.Гоголя. Знакомство с понятием беллетристика. Смоленские публицисты  XIX  века ­ 1 час  А.Н.Энгельгардт. Особенности композиции,   манера   повествователя,   образ   повествователя.   Смоленщина   в творчестве писателя. Знакомство с развитием публицистики на Смоленщине. КОНЕЦ XIX ­ ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА Талашкино   ­   культурный   центр   России   ­1   час  Воспоминания М.К.Тенишевой   "Впечатления   моей   жизни".   Жизнь   и   деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине. Значение Талашкино в развитии культуры России.  Пролетарская   поэзия   начала  XX  века   ­   1   час  А.Гмырев,   П.Арский, В.Александровский,   В.Кириллов.   Идейное   и   художественное   своеобразие стихов   пролетарских   поэтов   начала  XX  века,   связанных   со   Смоленщиной. Мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». Художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов А.Беляев   ­   основоположник   советской   научной   фантастики   ­   1   час Своеобразие   личности   и   творчества   фантаста.   Его   связь   со   Смоленщиной. Роман   А.Беляева   "Человек­амфибия".   Красота   и   чистота   человеческих чувств. Гимн богатству океана. М.Булгаков и Смоленщина ­ 1 час "Записки юного врача", "Роковые яйца". Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со   Смоленщиной.   Сатирическое   и   фантастическое   изображение действительности. Литературная  Смоленщина  20 ­ 30­х годов  XX  века ­ 1 час  Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковский, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске. М.Пришвин   на   смоленской   земле   ­   2   часа  Жизнь   и   творческая деятельность   Пришвина   в   Дорогобужском   районе.   М.Пришвин   ­   педагог, создатель   краеведческого   музея.   Отражение   этого   периода   жизни   в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина. Автобиографическая проза. И.С.Соколов­Микитов   ­   2   часа  Художественный   мир   И.С.Соколова­ Микитова. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое сено", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобужской земле (рассказы   "Камчатка",   "Цыган"   ­   всепобеждающая   сила   искусства). Использование   Смоленского   фольклора   в   творчестве   (сатирическая   сказка "Скрипица"). Воспоминания смолян о Соколове­Микитове. Развитие навыков художественного анализа. Для самостоятельного чтения К.федин, повесть "Трансвааль", написанная на местном материале. Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору  учителя). Смоленская   поэтическая   школа,   ее   своеобразие   ­   3   часа  Смоленские страницы   жизни   и   творчества   М.В.Исаковского.   А.Т.Твардовский.   и Смоленщина «По праву памяти». Малая и большая родина в его творчестве. Н.И.Рыленков.   История   родного   края   в   произведениях   Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использование фольклорных   жанров   в   творчестве   поэтов.   Песни   М.Исаковского   и Н.Рыленкова,   ставшие   народными.   Современная   поэзия   Смоленского   края. Традиции и новаторство. Основные черты Смоленской поэтической школы. "Ради жизни на земле" ­ 3 часа.Произведения о Великой Отечественной войне   (по   выбору   учителя   и   учащихся).   Писатели   Смоленщины   на   войне. Судьба народа в годину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков.   "Большая   дорога",   рассказы;   Н.Рыленков.   "По   пути   к Смоленску"   (очерк);   А.Твардовский.   "Родина   и   чужбина";   М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семлева", Л.Леонов «Твой брат Володя Куриленко»(по выбору учащихся). Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван ­ я, Федоровы ­ мы", "Непокоренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и др. Они   прошли   фронтовыми   дорогами   Смоленщины   (А.Сурков,   М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым   Отечества",   "Ты   помнишь,   Алеша,   дороги   Смоленщины...",   "Дом   в Вязьме". Для самостоятельного чтения:   П.Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И.Стаднюк "Война". ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА У разоренного гнезда ­ 2 часа Произведения о восстановлении родного края, о   трудовом   подвиге   смолян   (Е.Марьенков   "Вдалеке   от   больших   городов", Н.Рыленков   "Великая   Росстань"   и   др.).   Т.Ян   «Баллада   о   веселых жаворонках». Раздумья о времени и о себе ­ 1 час В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. проблема литературы 70­80­х годов. Боль поколения ­ 1 час  О.Ермаков "Афганские   рассказы", "Знак   зверя". Знакомство   с   современными   прозаиками   Смоленщины.   Художественные особенности. "Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей­ земляков ­ 1 час  Общая характеристика литературной жизни Смоленщины наших дней. Знакомство с творчеством руднянских поэтов. Календарно – тематическое планирование Литература Смоленщины. Общий обзор.  Тема Фольклор Смоленщины как неотъемлемая часть общерусского фольклора.  Детский фольклор как специфическая область устного народного творчества.  Смоляне в древнерусской литературе.  № 1 2 3 4 Дата план Дата факт «Повесть о Меркурии Смоленском» как образец «воинского жития».  Древняя история Смоленска на страницах современных произведений.  Литературная жизнь Смоленщины XIII – начала XIX веков. Драматурги А.А.  Шаховской и Н.Н. Хмельницкий.  В. Кудимов. «Мартын­живописец». Панорама русской жизни конца XIII –  начала XIX века. Судьба художника­самоучки Мартына Калинкина.  «Смоленская тема» в творчестве писателей XIX века. Л.Н.Толстой и  Смоленщина.  Ф.И. Тютчев в Рославле.  Война 1812 года и Смоленщина. Отражение исторического события в  творчестве Н. Дуровой и Д. Давыдова.  Историческая достоверность «Писем русского офицера» Ф.Н. Глинки.  «Отчизне посвятим души прекрасные порывы…» (декабристы – смоляне,  личность, судьба).  Забытые имена. В.А. Вонлярлярский.  Смоленские публицисты XIX века. А.Н. Энгельгардт.  Путешествие по литературной Смоленщине (Хмелита, Алексино, Талашкино,  Загорье).  Красота и чистота человеческих чувств в романе А. Беляева «Человек –  амфибия».  М.А. Булгаков и Смоленщина.  Хроника литературной жизни 20­30 годов XX века.  Смоленская робинзонада М.М. Пришвина.  «Человек обязан быть счастлив…» (очерк М.М. Пришвина «Охота за  счастьем»).  Художественный мир И.С. Соколова­Микитова.  Смоленские страницы жизни и творчества М.В. Исаковского.  Раздумье о правде в «Сказка о Правде» М.В. Исаковского.  Тема исторической памяти в творчестве А.Т. Твардовского.  Тема Родины в творчестве Н.И. Рыленкова  Их молодость совпала с войной.  «Строка, оборванная пулей…» (стихи поэтов, погибших на Смоленщине).  У разоренного гнезда (произведения о восстановлении родного края, о  трудовом подвиге смолян).  5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Поэтическая Смоленщина шестидесятых.  «Земля любви моей (Смоленщина в литературе 70­80­ых годов).  Боль поколения (творчество О. Ермакова).  «Скачут небесные кони…» (литературная Смоленщина наших дней).  31 32 33

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"

Рабочая программа "Литература Смоленщины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019