Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана" В.А. Жуковского
Оценка 4.8

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана" В.А. Жуковского

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
08.11.2019
Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана"  В.А. Жуковского
Тема: Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» Цели: Создать условия для понимания понятий «судьба» и «счастье», содействовать развитию логического мышления, воображения, развитию и совершенствованию навыков связной речи. Создать условия для веры в возможности обретения счастья. Эпиграфом к сегодняшнему уроку можно взять строчки из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенье рук, скрещенье ног, Судьбы скрещенье… Или прослушать небольшой отрывок из этой песни Ирина Сказина - Свеча горела на столе (романс)
Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе Светлана Жуковского.docx
Тема:  Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе «Светлана» Цели:  Создать условия для понимания понятий «судьба» и «счастье», содействовать развитию логического   мышления,   воображения,   развитию   и   совершенствованию   навыков   связной   речи. Создать условия для веры в возможности обретения счастья. Ход урока:  1 Оргмомент. 2 Проверка Д.З. 3 Изучение нового материала  3.1 Объявление темы урока. 3.2 Вступительное слово учителя. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала строчки из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенье рук, скрещенье ног, Судьбы скрещенье… Над судьбой задумывались уже в глубокой древности, рассуждают и сейчас и, вероятно, будут думать в будущем. Над превратностями судьбы задумывались многие поэты и писатели. Отдали дань   этой   проблеме   не   только   классики русской   литературы,   но   и   представители   зарубежного искусства: В.Гюго, И.В.Гёте, Э.Хемингуэй. Их идеи и мысли нашли непосредственное отражение в художественных произведениях. Сегодня на уроке мы попытаемся постигнуть позицию и найти ответы на вопросы: ­Что   является   самым   важным   в   жизни   человека?   Чем   он   должен   руководствоваться   в жизни?   Что   есть   судьба?   Что   такое   счастье?   В   какой   зависимости   находятся   счастье   и судьба? 4. Работа над текстом. Анализ произведения. 4.1 Чтение баллады С первых строк баллады мы погружаемся в таинственный и удивительный мир. Перед нами сцена гадания Светланы и её подруг: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…» ­Какие   народные   обычаи   и   обряды   использует   автор   в   этом   эпизоде?   Каков   их   смысл? /Девушки   бросали   за   ворота   башмачок,   пололи   снег,   слушали   под   окном,   кормили   курицу счетным зерном, топили воск и т.д./  ­Пели песенки подблюдны? Что это за песни? ­Почему девушки гадают? Обобщите всё вышесказанное. / Девушки таким образом пытаются узнать свою судьбу. Каждая из них возлагает надежды на гадание: узнать о возлюбленном, о своей будущей жизни, о своём счастье/. Подруг завораживает гадание, они целиком поглощены им. Не гадает одна Светлана. ­В чем причина отстраненности девушки? Что её волнует и беспокоит? /Причина грусти скрыта в её душевном состоянии: её возлюбленный находится на чужбине: ­В балладе нет портрета Светланы. Какой вы представляете её? ­Каково   внутреннее   состояние   Светланы?  Запишите   в   тетради.   ( Грусть,   печаль,   Тревога. Одиночество. Бессилие. Надежда на помощь Бога). ­Как дальше развиваются события? (Светлана садится гадать к зеркалу и засыпает) ­Кого она видит во сне? /Своего возлюбленного/. ­Каким вы его представляете? ­С какими словами обращается возлюбленный к Светлане? Что ей предлагает? Предлагает ей ехать в церковь венчаться: ­Какое настроение у жениха во время поездки? (Возлюбленный Светланы молчит) ­Вот   Светлана   с   женихом   приезжают   в   церковь.   Какая   обстановка   царит   в   церкви? Соответствует ли она праздничной свадебной атмосфере? (Нет, не соответствует, потому что в самом центре храма стоит черный гроб и поп поет) ­Что   же   происходит   потом?   Где   оказалась   Светлана?   Что   она   видит?   (В   один   миг   всё исчезает: «кони, сани и жених». Она оказывается возле избушки. Заходит в неё и видит гроб с покойником. Под этим покрывалом лежит жених Светланы/. ­Какие чувства охватывают Светлану в этот момент? (Ей очень страшно.  Сама обстановка избушки черная и мрачная, угнетает и давит на неё. Светлана надеется на помощь Бога, она молится: Обобщения о состоянии Светланы записать в тетрадь. Страх. Тревога. Безысходность. Надежда на помощь Всевышнего). ­Кто вдруг появляется перед Светланой? (Белоснежный голубок) ­Как   ведет   себя   голубок?  Когда   под   покрывалом   начинает   шевелиться   покойник,   голубок вскакивает ему на грудь: ­И вот Светлана пробуждается. О чём она думает? /Она обеспокоена увиденным. Пытается разгадать, что же ждёт её в будущем, что готовит ей судьба) ­Что происходит далее? (К ней возвращается возлюбленный.  Появляясь из тумана, жених едет по дороге. Туман – это прошлая жизнь Светланы, её сон, а широкая чистая дорога – благополучная её судьба. Интересно, что возлюбленный приезжает рано утром, с первыми петухами: Вывод: происходит перелом  к лучшему,  к новой  благополучной  жизни.  ­  не описывает  чувств Светланы в момент приезда возлюбленного. Давайте подумаем, какими они могут быть. Записи в тетради: Неожиданное счастье. Радость. Веселье. Возрождение к жизни. Сон, поездка в церковь, Приезд жениха (начало баллады) избушка (конец произведения) (центральная часть) Задание. Напишите   в   тетрадях   имя   главной   героини.   Охарактеризуйте   образ   Светланы   при   помощи отдельных слов, чтобы каждое из них начиналось с соответствующей буквы её имени. Свою точку зрения попытайтесь аргументировать, приводя примеры из текста. ­Мы с вами часто повторяли слово «судьба». Подберите синонимы к этому слову. А теперь посмотрите, какой может быть ряд синонимов. Допишите те, которых у вас нет. ­Какие из них можно применить по отношению к судьбе Светланы. Подчеркните их. /Судьба – Божья воля – участь – доля/. А   теперь   мы   попытаемся   вывести   нечто   общее,   что   объединяет   все   компоненты синонимического ряда. С чем ассоциируется у вас судьба? (Судьба ассоциируется с дорогой. Эта дорога не видна, но она есть у каждого человека, который идет по ней всю жизнь). ­Какие дороги или судьбы­дороги можно найти в балладе «Светлана»? 1). Какова основная мысль произведения? Зачитайте, запишите и подчеркните главное слово. Какое? (Вера в счастливую судьбу – это то, чем должен руководствоваться человек в жизни/. 2) Можно ли изменить свою судьбу? (Нет. Это подтверждают пословицы и поговорки: 4)   Какой   же   смысл   вкладывает   Жуковский   в   понятие   «счастье»?   Какими   словами выражается авторская позиция? («Счастье­ пробужденье»)  Как вы понимаете смысл этих слов?   (счастье   для   человека   возможно   только   в   реальной   жизни.   Это   реальное   счастье Светлана обретает с приездом своего возлюбленного/. ­А теперь каждый в своей тетради запишет продолжение предложения: Счастливый человек – это… или Быть счастливым – это значит… ­Существует ли взаимосвязь между судьбой и счастьем человека? И если существует, то как вы её определите? (От судьбы зависит счастье человека, судьба предопределяет счастье). 5) Почему Жуковский назвал своё произведение «Светлана»? /В заглавие вынесено имя главной героини – Светлана. Это имя имеет в своём составе корень СВЕТ.   Да   и   вообще баллада очень   светлая.   Это   подтверждают   факты:   Светлана упоминается 14 раз, светланин – 1 раз, светиться – 2 раза, свет – 7, светлица ­2, свеча – 2, свечка ­3, светлый – 3 раза. Это всё доказывает, что поэт  он любит жизнь и хочет, чтобы и другие её любили/. 6) Какие выводы вы сделали для себя? (Никогда не надо поддаваться плохому настроению)  5 Рефлексия. 6 Домашнее задание:  написать мини­сочинение «Счастье в понимании Жуковского и моём».

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана" В.А. Жуковского

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана"  В.А. Жуковского

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана" В.А. Жуковского

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана"  В.А. Жуковского

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана" В.А. Жуковского

Конспект урока литературы "Романтическое решение проблемы счастья и судьбы в балладе "Светлана"  В.А. Жуковского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2019