Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
07.02.2019
Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь и т.д.
Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты - и применяю на уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса.
Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала.docx
Технология проблемного обучения как средство мотивации
обучающихся при изучении нового материала на уроках
русского языка и литературы
Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый
год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у
учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и
развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока,
формулировать проблему, развивать устную монологическую и
диалогическую речь и т.д.
Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой
материал: слова, словосочетания, предложения, тексты и применяю на
уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса.
Алгоритм применения.
Урок начинается с проблемной ситуации: учащимся на основе языкового
материала предлагается задание, которое содержит противоречие.
Проблемная ситуация может быть двух типов: «с удивлением», «с
затруднением». Чаще в своей практике использую второй тип проблемной
ситуации, который предполагает следующие приёмы: дать практическое
трудновыполнимое задание, например, задание из не пройденной темы.
Как можно проверить, возникла ли проблемная ситуация на уроке? Если у
класса появился эмоциональный отклик: ученики «широко распахивают рты,
задумчиво почёсывают затылки, недоумённо смотрят на учителя», то
действительно проблемная ситуация возникла.
После создания проблемной ситуации, при которой учащиеся испытали
затруднение, необходимо выйти к проблеме. Для этого проводится с классом
определённая мыслительная работа, которая заключается в осознании
противоречия и формулировании проблемы. При этом очень важно, чтобы
осознали противоречие и выявили проблему сами ученики. В этом случае
помогает приём побуждающий диалог. Он представляет собой отдельно
стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам
осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную
проблему. Например, при осознании учащимися невозможности выполнить
задание предлагаются такие вопросы: «Вы смогли выполнить это задание?
Почему не получается? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на
предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание
выполнено?» и т.д. Также можно использовать и другой тип диалога – подводящий. Он
представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые
шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока
А следующим этапом будет выдвижение и проверка гипотез и решение
проблемы.
Дидактический материал по литературе. Проблемное обучение
Во время знакомства в 5 классе с замечательным рассказом Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:
Учитель: Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а
какие помешали сделать то же самое Костылину?
Учащиеся называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие,
доброе отношение к людям.
Учитель: Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья?
Учащиеся, конечно же отвечают, что Жилина.
Учитель: А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?
Учащиеся: Жилин – человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть
и попал в плен по вине Костылина. Он хороший сын, он не просит мать
заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет
переживать.
Учитель: Как вы вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли
они сегодня вообще?
Учащиеся, как правило честно отвечают, что у них есть все такие качества и
признают, что им их нужно развивать. Возможен и такой вопрос:
Учитель: Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина?
Вот только ответа на него ждать не нужно, а стоит предложить поразмышлять
об этом наедине с самим собой. Такая постановка вопроса позволяет
заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.
На примере еще одного из уроков я хочу показать использование технологии
проблемного обучения.
Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Пушкин изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя
крестьянского восстания; подчеркивает его ум, сметливость, храбрость,
гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного
Пугачева. (С.М.Петров)
Пугачев – изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и
малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые
разумное творение отличают. (В.Б.Броневский)
Перед вами высказывания критикалитературоведа С. Петрова и польского
историка В.Б.Броневского. Учитель: О ком идет речь? Как бы вы сформулировали тему урока?
Учащиеся: Образ Пугачева в повести А С. Пушкина «Капитанская дочка»
Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока
Учащиеся: Исследовать историческую эпоху, показанную А.С.Пушкиным в
повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачева,
постараться ответить на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?
По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачева.
Письменно ответить на один из вопросов:
1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в
Пугачеве как литературном герое и исторической личности?
2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его
спросили?
В 8 классе тема «Предложения односоставные и двусоставные»
Здесь можно создать проблемную ситуацию «с удивлением», побуждающий от
проблемной ситуации диалог.
Учитель: Прочитайте текст.
Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На
сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горькосолёный запах,
жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца.
Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим
гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании
берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и посыновьи целую
твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь!
(М.А.Шолохов, «Тихий Дон»).
Учащиеся читают текст вслух.
Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую
основу.
Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы. Испытывают
удивление. Возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы
столкнулись?
Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая
основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в
которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое.
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы
относительно таких необычных предложений?
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем,
до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не
только с двумя главными членами, но и с одним главным членом предложения.
Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом в учебнике. Приведите
свои примеры.
Учащиеся читают материал, приводят свои примеры.
Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же
она?
Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях.
Учитель: А каковы, повашему, цели сегодняшнего урока?
Учащиеся формулируют цели урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы:
1. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ
его разрешения.
2. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например,
противоположные мнения критиков по поводу отдельных
художественных произведений или восприятия героев художественного
произведения)
3. Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации,
сопоставлять события, факты ( например сравнивать характеры главных
героев прочитанного произведения)
4. Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,
конкретизацию, рассуждение)
5. Определяю проблемные задачи (например, с неопределенностью в
постановке вопроса, размышления о прочитанном)
Использование приемов создания проблемной ситуации на уроках
русского языка и литературы является эффективным.
Формируются все УУД:
Регулятивные: организовывать свою деятельность, решать
проблемы.
Познавательные: извлекать информацию, делать логические
выводы.
Коммуникативные: вести диалог, взаимодействовать с людьми.
Личностные: давать нравственную оценку ситуации,
осуществлять нравственный выбор.
Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.