Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература
9 кл
07.02.2019
Технология проблемного  обучения как средство мотивации обучающихся    при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока, формулировать проблему, развивать устную монологическую и диалогическую речь и т.д. Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой материал: слова, словосочетания, предложения, тексты - и применяю на уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса.
Технология проблемного обучения как средство мотивации учащихся при изучении нового материала.docx
Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы Технологию проблемного обучения использую в своей практике не первый  год, так как приёмы проблемного обучения позволяют формировать у  учащихся познавательный интерес к учебному материалу, а вместе с ним и  развивать внутреннюю мотивацию, формировать умения ставить цель урока,  формулировать проблему, развивать устную монологическую и  диалогическую речь и т.д.  Для создания на уроке проблемной ситуации использую различный языковой  материал: слова, словосочетания, предложения, тексты ­ и применяю на  уроках открытия новых знаний. Работа ведётся с 5 класса. Алгоритм применения. Урок начинается с проблемной ситуации: учащимся на основе языкового  материала предлагается задание, которое содержит противоречие. Проблемная ситуация может быть двух типов: «с удивлением», «с  затруднением». Чаще в своей практике использую второй тип проблемной  ситуации, который предполагает следующие приёмы: дать практическое  трудновыполнимое задание, например, задание из не пройденной темы.  Как можно проверить, возникла ли проблемная ситуация на уроке? Если у  класса появился эмоциональный отклик: ученики «широко распахивают рты,  задумчиво почёсывают затылки, недоумённо смотрят на учителя», то  действительно проблемная ситуация возникла.  После создания проблемной ситуации, при которой учащиеся испытали  затруднение, необходимо выйти к проблеме. Для этого проводится с классом  определённая мыслительная работа, которая заключается в осознании  противоречия и формулировании проблемы. При этом очень важно, чтобы  осознали противоречие и выявили проблему сами ученики. В этом случае  помогает приём побуждающий диалог. Он представляет собой отдельно  стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам  осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную  проблему. Например, при осознании учащимися невозможности выполнить  задание предлагаются такие вопросы: «Вы смогли выполнить это задание?  Почему не получается? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на  предыдущее? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание  выполнено?» и т.д. Также можно использовать и другой тип диалога – подводящий. Он  представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые  шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока А следующим этапом будет выдвижение и проверка гипотез и решение  проблемы. Дидактический материал по литературе. Проблемное обучение Во время знакомства  в 5 классе с замечательным рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос: Учитель: Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?  Учащиеся называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям. Учитель: Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Учащиеся, конечно же отвечают, что Жилина. Учитель: А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена? Учащиеся:  Жилин – человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть  и попал в плен по вине Костылина. Он хороший сын, он не просит мать  заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет  переживать. Учитель: Как вы вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли  они сегодня вообще? Учащиеся, как правило честно отвечают, что у них есть все такие качества и  признают, что им их нужно развивать. Возможен и такой вопрос: Учитель: Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина? Вот только ответа на него ждать не  нужно, а стоит предложить поразмышлять об этом наедине с самим собой. Такая постановка вопроса позволяет  заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности. На примере еще одного из уроков я хочу показать использование технологии  проблемного обучения. Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пушкин изображает Пугачева как талантливого, смелого руководителя  крестьянского восстания; подчеркивает его ум, сметливость, храбрость,  гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного  Пугачева. (С.М.Петров) Пугачев – изверг, вне законов рожденный, ибо в естестве его не было и  малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые  разумное творение отличают. (В.Б.Броневский) Перед вами высказывания критика­литературоведа С. Петрова и польского  историка В.Б.Броневского. Учитель: О ком идет речь? Как бы вы сформулировали тему урока?  Учащиеся: Образ Пугачева в повести А С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель: Попробуйте сформулировать цели урока  Учащиеся: Исследовать историческую эпоху, показанную А.С.Пушкиным в  повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачева,  постараться ответить на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?  По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачева. Письменно ответить на один из вопросов: 1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в  Пугачеве как литературном герое и исторической личности? 2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его  спросили?   В 8 классе тема «Предложения односоставные и двусоставные» Здесь можно создать проблемную ситуацию «с удивлением», побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель: Прочитайте текст. Текст: Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах жеребцов. На  сухом конском храпе от ветра солоно. Конь, вдыхая горько­солёный запах,  жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца.  Родимая степь под низким донским небом! Ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы, в мудром молчании  берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по­сыновьи целую  твою пресную землю, донская, казачьей кровью политая степь!  (М.А.Шолохов, «Тихий Дон»). Учащиеся читают текст  вслух. Учитель: Найдите и выпишите из каждого предложения грамматическую  основу. Учащиеся выписывают в тетради грамматические основы. Испытывают  удивление. Возникновение проблемной ситуации. Учитель (побуждение к формулированию проблемы): С какой проблемой вы  столкнулись? Учащиеся: Не в каждом предложении есть известная нам грамматическая  основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого; есть и предложения, в  которых мы нашли или только подлежащее, или только сказуемое. Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие будут гипотезы  относительно таких необычных предложений? Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем,  до появления верной): Значит, в русском языке существуют предложения не  только с двумя главными членами, но и с одним главным членом предложения. Учитель: Сопоставьте свои наблюдения с материалом в учебнике. Приведите  свои примеры. Учащиеся читают материал, приводят свои примеры. Учитель: Теперь вам несложно будет сформулировать тему урока. Какова же  она?  Учащиеся формулируют тему урока, она записывается на доске и в тетрадях. Учитель: А каковы, по­вашему, цели сегодняшнего урока?  Учащиеся формулируют цели урока.  Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках литературы: 1. Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. 2. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например,  противоположные мнения критиков по поводу отдельных  художественных произведений или восприятия героев художественного  произведения) 3. Побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации,  сопоставлять события, факты ( например сравнивать характеры главных героев прочитанного произведения) 4. Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,  конкретизацию, рассуждение) 5. Определяю проблемные задачи (например, с неопределенностью в  постановке вопроса, размышления о прочитанном) Использование приемов создания проблемной ситуации на уроках  русского языка и литературы является эффективным.  Формируются все УУД: Регулятивные: организовывать свою деятельность, решать  проблемы. Познавательные: извлекать информацию, делать логические  выводы. Коммуникативные: вести диалог, взаимодействовать с людьми. Личностные: давать нравственную оценку ситуации,  осуществлять нравственный выбор.

Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного  обучения как средство мотивации обучающихся    при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного  обучения как средство мотивации обучающихся    при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного  обучения как средство мотивации обучающихся    при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного обучения как средство мотивации обучающихся при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного  обучения как средство мотивации обучающихся    при изучении нового материала на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019