Методическая разработка по теме " Великое русское слово"
Оценка 4.7

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
15.01.2019
Методическая разработка по теме " Великое русское слово"
данная разработка для учителей старших классов, для обмена опытов и для подготовки внеклассных мероприятий. В основном направлена на обогащении словарного запаса, сохранении целостности родного языка и слова. Подготовлена в форме викторины и предстовляет интерес для учителей предметников из за достаточного материала
Документ Microsoft Office Word.docx
Конкурсная работа по направлению « Методическая разработка» Тема: « Великое русское слово…» Автор разработки: Кадырова Замира Рафиковна Учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ№1 им. М.Ярагского» п.Белиджи                                                                                                   тел.8928­802­02­10 Аннотация Слово — это важный элемент человеческой культуры. Великое русское слово…  Сколько неисчерпаемой силы и нерушимой гармонии хранит в себе эта фраза!  Сколько живописных картин рисуется в нашем воображении, когда мы  произносим эти слова! Данная методическая разработка внеклассного мероприятия посвящена теме  «Великое русское слово».  Она затрагивает вопросы воспитания у учащихся  любви и уважения к родному языку, развивает патриотизм  на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны,  способствует укреплению нравственных ценностей детей школьного возраста и  формированию словесно­логического мышления, восприятия, творческого  воображения, фантазии подростков. Предпочтительно проведение данного  мероприятия среди старших школьников, т.к охваченный материал  соответствует учебной программе старшеклассников. Содержание 1. Введение. 2. Разработка внеклассного мероприятия на тему «Великое русское слово». 3. Заключение. 4. Использованные источники. 5. Приложение 1. 6. Приложение 2. 7. Приложение 3. 8. Приложение 4. 9. Приложение 5. Введение    Сегодня, когда существует опасность искажения, размывания великого  русского языка, когда русский человек лишается возможности говорить на  родном языке, возникает угроза национального беспамятства, уничтожения  нашей русской самоидентичности. И поэтому мы должны осознать, что  одухотворённое русское слово – душа России, её святыня, что судьба наша в  словах, нами произносимых. При таком понимании возрастает ответственность,  долг и благоговение перед родным словом, осознаётся его величие.  В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего  поколения нравственно­моральных качеств и прежде всего чувства любви к  своему Отечеству и к родному языку.  Сегодня, как никогда широко осознается  ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Воспитание, являясь социальной функцией, обеспечивает  общественное  развитие посредством передачи новым поколениям социально­исторического  опыта в соответствии с целями и интересами определенных классов и  социальных групп. От понимания приоритетов воспитательной работы зависит  эффективность решения задач во всех остальных сферах жизни: социальной,  экономической, политической, военной.         Необходимость патриотического воспитания учащихся вытекает из самой  сути этого процесса, целью которого является развитие системы комплексного и непрерывного патриотического и духовно­нравственного воспитания граждан  России на основе сохранения и приумножения культурного наследия страны,  возрождения традиционных нравственных ценностей.         Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях  любовь к родной земле и родному языку, формировать у них такие черты  характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным  гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому,   чтить и хранить культурное наследие, формировать чувство гордости за  достижения предков и современников,  развивать интерес к доступным ребенку  явлениям общественной жизни.         Решение проблемы воспитания патриотизма детей на сегодняшний день  является первостепенной  задачей.  И хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое  удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.  Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый  человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои  права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.        Понятие  патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре  своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за  свой народ и свою Родину.        Именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать  неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Именно  поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям нашего народа.  Тема нравственно­патриотического воспитания волновала во все времена и  продолжает быть актуальной в наше время. Вырастить достойного гражданина  страны и ответственного жителя планеты Земля – вот наша задача. Ценности, о  которых речь пойдет в разработке внеклассного мероприятия,  актуальны, и о  них дети должны знать. «Великое  русское слово» Внеклассное мероприятие. Цели:  углубить знания учащихся о русском языке;  развивать творческие способности учащихся, мышление,  сообразительность;  прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать  самостоятельность, собранность, чувство ответственности.   привить интерес к изучению русского языка, к работе над словом и со  словом через внеклассное мероприятие, развитие мыслительной  деятельности, речетворчества учащихся, обогащение их словарного  запаса, воспитание чувства ответственности и коллективизма. В общей системе  мероприятий по повышению качества знаний учащихся по  русскому языку и литературе, приобщения их к искусству слова, богатствам  русской классической и современной литературы, развития художественного  восприятия окружающего мира большое значение  имеет внеклассная работа по  предмету.  Форма проведения: викторина (конкурсная программа) 2 команды: сборные  учащихся 9 – 11 классов (по 6 человек) Ведущие. Жюри. Эксперты (учителя русского языка и литературы). Болельщики. Оборудование: презентация, раздаточный материал, высказывания,  плакат с экраном, отражающим ход мероприятия и баллы команд (Приложение  1) Этапы мероприятия. 1. Приветствие команд  (название, эмблема, речевка). 2. Разминка (вопрос­ответ). 3. Конкурс  эрудитов (найти автора высказывания). 4. Конкурс  переводчиков «Кто русским языком владеет, тот большую силу  имеет». 5. Конкурс «Буриме». 6. Конкурс Капитанов (мини­сочинение «Важно ли быть грамотным?) 7. Игра с болельщиками «С чего начинается Родина»  (музыкальная пауза:  песни о Родине, учебе, о школе и т.д.) 8. Домашнее задание «Счастливые часов не наблюдают» 9. Конкурс пословиц и поговорок «Велик и могуч русский язык» 1.       Приветствие команд   Ведущий 1:   «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей  родины,­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык! Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде  всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан  великому народу!» Эти слова  написал Иван Сергеевич Тургенев в июне 1882 года. Ведущий 2: Русский язык величествен и красив. Он раскрывается перед  людьми, изучающими его во всем своем великолепии. Русский язык невероятно  богат. На его фоне языки такие, как английский, французский, немецкий просто  меркнут. Для жителей других государств он очень сложен, в силу того, что,  насколько я знаю, ни в одном языке, кроме русского нет падежей и многого  другого. Человек, обладающий грамотной, красивой и правильной речью может,  как никто другой, продемонстрировать всю ту красоту и величие, которой  обладает наш русский язык. Ведущий 1: Наша сегодняшняя конкурсная программа будет посвящена  величию родного слова! Команды, на сцену! (Команды приветствуют всех гостей встречи,  представляют себя. Ведущие представляют членов жюри и экспертов) 2. Вопросы для  «Разминки» (отвечает та команда, которая быстрее подала  сигнал о готовности) (правильный ответ – 1 балл) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Что мы слышим в начале урока? (звук [у]) В каком слове пять о? (о­пять) Что стоит посреди земли? (звук [м]) Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р]) В каких словах 100 согласных? (сто­г, сто­л, сто­п …) Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название  животного? (за­я­ц) Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука) Чем кончается день и ночь? (мягким знаком) (правильный ответ – 2 балла) 1. В греческом их ­24, в латинском ­26. Сколько их в русском?  (33 буквы) 2. Кому принадлежат строки: Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй ­ пелся облик, Гзи­гзи­гзэо пелась цепь.  (Велемир Хлебников)          3. Кто из советских поэтов «страдал новословием»? (Владимир Маяковский) 4. Кто автор этих строк:  И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем               Навеки! (Анна Ахматова) 3. Конкурс  эрудитов  (по мере поступления правильных ответов на слайдах  презентации появляются фотографии и портреты великих людей) Правильный ответ 1 балл (отвечает та команда, которая быстрее подала  сигнал о готовности). Ведущий 1:   Эти слова принадлежат великому русскому поэту, писателю,  философу. Он первый русский учёный­естествоиспытатель мирового  значения, энциклопедист, химик и физик.  Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, худож ник,историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки  и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии  названного в его честь.  «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по  его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни  единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенства,  каковому в других удивляемся».  (М. В. Ломоносов)  Ведущий 2:     русский литературный критик рубежа 1850­х и 1860­х    годов, поэт, публицист, революционный демократ. Однажды он сказал:            «Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен  приблизиться к    языкам  классическим по своему богатству, силе,  свободе расположения, обилию форм».      (Н. А. Добролюбов) Ведущий 1:   Еще один известнейший литературный критик, посвящавший свои статьи    классикам русской литературы: А.С. Пушкину, И.А.  Крылову, М.Ю. Лермонтову и многим другим,  долгое время  проработавший критиком в журнале «Отечественные записки» заявил:      «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет  никакого сомнения».         (В. Г. Белинский)       Ведущий 2: Со слов этого русского писателя мы начали сегодня нашу  встречу. Проверим вашу внимательность. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины —  ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан  великому народу!» (И. С. Тургенев)        Ведущий 1:   Его именем названы улицы в ряде городов Российской         Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик  постсоветского пространства, а также в Харбине (Китай). Именем этого  известного писателя названы кратер на Меркурии и пароход. На Украине  его день рождения ранее отмечался многими гражданами как праздник  русского языка и повод вспомнить о единстве славянских народов.  Московский драматический театр так же носит его имя.    «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все  зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней  самой вещи». ( Н. В. Гоголь)  Ведущий 2: Проза этого писателя моментально стала заметным явлением русской литературы. Повестью о загадочной и таинственной лесной  красавице зачитывалась молодежь и в начале 20 века, зачитываются и  сейчас. « Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч,  выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  ( А. И. Куприн)          Ведущий 1: Русский писатель, автор рассказов и повестей о природе для  детей восклицал:                        «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине  волшебный русский язык».  (К. Г. Паустовский) 4.       Конкурс  переводчиков «Кто русским языком владеет, тот большую  силу имеет». (командам раздаются листочки со словами, эквиваленты которых они  должны будут назвать в русском языке) Ведущий 2: В наше время становится все больше иноязычных слов,  заменяющих и вытесняющих русскую лексику.  Иноязычная лексика проникает во все сферы жизни современного общества, входит в повседневный быт, заменяет  русские привычные слова. Ведущий 1: Попробуйте правильно перевести иноязычные слова, так  часто использующиеся в повседневной речи современной молодежью. 1  балл за верный ответ. (Приложение 2) Шоу, респектабельный, юзер, имидж, пати, римейк, киллер, шопинг,  бизнес, бойфренд, ньюсмейкер, мейк­ап,  чатиться, кемпинг, креативный,  хедлайнер, селфи, скриншот, драйвер, флешмоб. Ведущий 2: Не забывайте о своем родном языке и говорите русскими  словами! Не засоряйте свою речь «иностранщиной». 5.       Конкурс «Буриме». Ведущий 1: предлагаем командам сочинить стихотворения по  предложенным рифмам. По 1 баллу за стихотворение. (Приложение 3) знать говорить  дать защищать  6.       Конкурс Капитанов  слова голова удачи не заплачет            Ведущий 1: Уважаемые капитаны команд, вам предстоит ответственная  работа – написать мини­сочинение, ответив на вопрос «Важно ли быть  грамотным?» Работы будут оценены уважаемыми экспертами по пятибалльной  системе. 7. Игра с болельщиками «С чего начинается Родина»  (музыкальная пауза: песни о Родине, учебе, о школе и т.д.) Ведущий 2:  А пока наши капитаны занимаются творчеством, мы  предлагаем зрителям сыграть с нами в игру, тем самым помочь своим  командам. Дополнительный балл получит та команда, болельщики которой последними назовут песню.  Ведущий 1:Наша музыкальная пауза посвящена песням и стихам о Родине, об учебе, о школе. Начнем! После игры с болельщиками подводятся итоги конкурса капитанов. 8.       Домашнее задание «Счастливые часов не наблюдают» Ведущий 1: Русские фразеологизмы – бесценное культурное и  национальное достояние народа. Фразеологизмы являются важнейшим и  тонким инструментом в создании произведений устного народного  творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только  надежно хранятся в бесчисленных библиотеках, но и в тайнах нашего  языкового познания. Ведущий 2: Роль фразеологизмов в русском языке и литературной речи  довольно велика. Фразеологизмы выражают свое отношение к тому, о чем  ведется речь в сочетании с образным переносным смыслом, делают речь  яркой и образной. Ведущий 1:   Командам заранее было дано домашнее задание. Они  должны проиллюстрировать по четыре фразеологизма родного русского  языка. Экспертами выступают учителя­литераторы. И дают 1 балл за  иллюстрацию, правильно объясняющую фразеологизм. 9.       Конкурс пословиц и поговорок «  Велик и могуч русский язык»                Ведущий 2: Несомненно, поговорки и пословицы значительно  обогащают русский язык. Не зря иностранцы всего мира в один голос  твердят о сложности нашего языка, т.к. много слов с переносным  смыслом, порой относя их даже к язычеству. А русские пословицы так  вовсе сбивают их с толку, поражая емкими, короткими, смысловыми,  мудрыми наставлениями народного творчества            Ведущий 1: В качестве самых знаменитых поговорок и пословиц о  русском языке следует привести:  Русский язык сила слабого!  Велик и могуч русский язык.  Без русского языка не сколотишь сапога. Ведущий 2: Перед командами сложная задача – подобрать зарубежным  пословицам и поговоркам русские эквиваленты. За каждый правильный  ответ – 1 балл. Приступайте! (Приложение 4) 1.Идущий степь пересечет  (финская).  Дорогу осилит идущий.  (турецкая)  Конь о четырех ногах, да и тот  спотыкается.  2.Нет человека без недостатков  3.Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).  червяк (вьетнамская).  Тот не ошибается, кто ничего не  делает.  Стрелял в воробья, а попал в  журавля.  4.И короли ошибаются  (вьетнамская).  На всякого мудреца довольно  простоты.  5.Везде хлеб с коркой (литовская).  Нет розы без шипов.  6.В новом кувшине вода холодная  (персидская).  Новая метла чисто метет.  12 На море много черного, но не  все это тюлени (финская).  Не все то золото, что блестит.  13.Жена и муж – словно палочки  для еды: всегда парой  (вьетнамская).  Муж и жена – одна сатана.  14.Если у одной плиты хлопочут  два повара, обед пригорает  (ассирийская).  7.Если бы кошке крылья,  воробьям бы не жить (лезгинская).  Бодливой корове Бог рогов не дает.  У семи нянек дитя без глазу.  15. Разлука – смерть любви  (французская).  8.Спешащий таракан в суп  попадет (удмуртская).  Поспешишь – людей насмешишь.  9 Нечего ругать кошку, когда сыр  съеден (французская).  После драки кулаками не машут.  10.Как постелешь, так и поспишь  (гагаузская).  Как аукнется, так и откликнется.  11 Рисовал дракона, а получился  С глаз ­ долой – из сердца­ вон.  16.Биться, как рыба на кухонном  столе (вьетнамская) .  Биться, как рыба об лед.  17.Пьян, как лорд (английская).  Пьяный в стельку.  18.Когда свиньи полетят  (английская) .  После дождичка в четверг. 19.Во рту козла – трава сладкая  (персидская).  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.  На вкус и цвет товарища нет.  20.Полученный уксус лучше  обещанной халвы (персидская) .  21. Если бы у моей тетки росла  борода, она была бы моим дядей  (персидская).  Если бы да кабы во рту росли б  грибы. Ведущий 2: Настало время подведения итогов. Слово уважаемому жюри (жюри  подводят итоги конкурса, называют победителя). Ведущий 1: История знает много примеров, когда народы, которые забывали  родной язык, исчезали.  Наш народ сохранил очень древний язык, а через него и национальное сознание.  Язык полностью отражает ментальность народа, а значит и особые черты  характера, образ мышления, верования, навыки духа.   Ведущий 2: Язык является уникальным инструментом мышления и познания  мира, ведь каждая мысль представляет собой некую языковую конструкцию. Не  бывает мыслей без языка. Чем примитивнее язык человека, тем примитивнее его мышление и поведение. И наоборот, чем сложнее, разнообразнее, вариативнее и  богаче он, тем разнообразнее и богаче мышление и поведение человека.  Ведущий 1:  Помните! Каждый язык уникален, потому что народы, их  культурные традиции, условия жизни и картины миры различаются. Пока народ  сохраняет свой язык, он жив. Ведущий 2: До свидания! До новых встреч! Заключение. Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей  жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины.  Разнообразие словоформ и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки  смыслов, составлять красочные образные описания, доходчиво выражать свои  мысли – в этом и заключается виртуозное использование богатства русского  языка.    Данная  разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и   литературе с использованием современных информационных технологий  «Великое русское слово…» может проводиться как учителями­предметниками, так и классными руководителями. Данную конкурсную программу можно  проводить и в рамках Недели гуманитарных наук. Методическая разработка содержит текстовую часть и приложение,  сопровождается показом презентации. Тема методической разработки  актуальна, т.к. проведение внеклассных мероприятий, воспитывающих чувство  патриотизма, любви к родному слову с использованием ИКТ является  требованием государственных образовательных стандартов.   Викторина помогает в игровой форме закрепить или изучить материал по  некоторым разделам русского языка. Задания, представленные в викторине,  можно использовать как входной или остаточный контроль знаний.  Соревновательный момент увеличивает активность учащихся. Данная  разработка может проводиться в разной форме, на усмотрение учителя. Использованные источники 1. Ожегов С.И. "Словарь русского языка" (1949, 22­е издание, 1990; с 1992 ­  "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). 2. http://www.russlav.ru/ 3. http://ru.wikipedia.org/wiki 4. http://www.yandex.ru/ 5. http://orfogrammka.ru/ 6. http://www.gramota.ru/ 7. http://pogovorki.net/ Название конкурса Приложение 1 Команда 1 Команда 2 Экран конкурса Максимальное кол­во баллов за конкурс Разминка Конкурс  эрудитов   Конкурс  переводчиков Конкурс «Буриме». Конкурс Капитанов  Игра с болельщиками Домашнее задание Конкурс пословиц и поговорок ИТОГ 16 7 20 2 5 1 4 21 76 Шоу,  респектабельный,  Приложение 2 юзер,  имидж,  пати,  римейк,  киллер,  шопинг,  бизнес,  бойфренд,  ньюсмейкер,  мейк­ап,   чатиться,  кемпинг,  креативный,  хедлайнер,  селфи,  скриншот,  драйвер,  флешмоб. знать говорить  дать защищать  Приложение 3 слова голова удачи не заплачет                                                                                                      Приложение 4. 1. Идущий степь пересечет (финская)   2. Нет человека без недостатков (турецкая)   3. Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая)   4. И короли ошибаются (вьетнамская)   5. Везде хлеб с коркой (литовская)   6.В новом кувшине вода холодная (персидская)   7. Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская)   8. Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская)   9.  Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская) .  10.Как постелешь, так и поспишь (гагаузская)   11. Рисовал дракона, а получился червяк (вьетнамская)   12.  На море много черного, но не все это тюлени (финская)   13. Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой (вьетнамская)   14. Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (ассирийская)   15. Разлука – смерть любви (французская)   16. Биться, как рыба на кухонном столе (вьетнамская)   17.Пьян, как лорд (английская)  18. Когда свиньи полетят (английская)   19. Во рту козла – трава сладкая (персидская)   20. Полученный уксус лучше обещанной халвы (персидская)   21. Если бы у моей тетки росла борода, она была бы моим дядей (персидская)

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"

Методическая разработка по теме " Великое русское слово"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019