С.А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сергей Александрович Есенин - известный русский поэт. Он про¬жил всего 30 лет, но успел создать целый ряд поэтических циклов, которые принесли ему признание и любовь читающей публики. Сре¬ди замечательных стихотворений, такие как: «Черёмуха», «Берёза», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и другие.
Иконка файла материала С.А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ».docx
ДАТА УРОКА______________ КЛАСС 9 « А,Б» Тема: С.А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ», Цели: Обучающая: Познакомить учащихся с биографией С. Есенина и со  стихотворениями, входящими в цикл «Персидские мотивы». Воспитательная: Пробудить интерес к поэзии С. Есенина Развивающая: Развить навыки выразительного чтения, умение анализировать содержанию стихотворений. Тип урока: Урок изучения нового материала. Метод:   Ожидаемые результаты: ЗНАНИЯ: Учащиеся ответят на вопросы по  биографии С. Есенина и по содержанию стихотворений. Навыки: Умения: Выразительно прочитают стихотворения. Средства (технические и дидактические): Учебник, портрет С. Есенина,  иллюстрация, тексты стихотворений, компьютер, презентация к уроку.Урок  сопровождается показом слайдов.                                                Ход урока  Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Опрос домашнего задания.  Объяснение новой темы.  С.А. Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края». Вступительное слово учителя. Сергей Александрович Есенин ­ известный русский поэт. Он прожил всего 30  лет, но успел создать целый ряд поэтических циклов, которые принесли ему  признание и любовь читающей публики. Среди замечательных стихотворений,  такие как: «Черёмуха», «Берёза», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя,Шаганэ!» и другие. Стихи Сергея Есенина читаются с любовью, они  переведены на многие языки мира, в частности на узбекский язык. Персидские стихи нравились ему самому, в них традиционные для поэзии  темы: любовь, искусство, грусть и ностальгия ­ окрашены в восточный  колорит. Он считал их лучшими из всех, что написал. В 1924­25 гг. Есенин жил в Батуми. Там он познакомился с молодой  учительницей ­ Шаганэ НерсесовнойТальян. В стихотворении «Шаганэ ты  моя, Шаганэ...» поэт обращается со словами любви и нежности к персиянке  Шаганэ. Новому поэтическому образу поэт придаёт определенные жизненные  черты: Шаганэ ­ умна и серьёзна и в то же время жизнерадостна и весела. С  ясной улыбкой, с песней, как птица, встречает она утро жизни. Девушка  похожая на Шаганэ живёт на севере и хорошо известна поэту. Вместе с тем и отношение Есенина к персиянке получает новую форму  выражения. В стихотворении нет, например, риторических объяснений в  любви. И в то же время от строчки к строчке, от строфы к строфе постепенно усиливается лирическая насыщенность: «Шаганэ ты моя, Шаганэ...».  Достигается это усиление и за счёт повтора имени персиянки в строке, и за  счёт заключения строфы этой строкой. Происходит, тот же «эффект», что и в  разговорной речи со словом «любимая». Часто повторяемое, «избитое», ­ оно  в устах влюблённого обладает неизъяснимой привлекательностью,  убедительностью и совершенной новизной. Чувства поэта обострены и изменчивы, «как волнистая рожь при луне». И в  этой напряжённости и неустойчивости эмоций заключается вся его жизнь.  Чтобы рассказать об этом, он использует язык образа. Сравнивает прекрасный Шираз с рязанскими вольными, как ветер, раздольями, уподобляет золотую  рожь беспокойным кудрям своим, настойчиво просит персиянку понять его  душу и не будить всё то, что так тесно связано с воспоминаниями о столь  близких сердцу, но далёких сейчас картинах родного края. Потому чтовеликая красота чужого края не может быть для него ярче родной природы,  потому что он так устроен, потому что воспоминания о любимой Родине  вызывают у него тоску и боль. Проводится словарная работа. Выразительное чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Стихотворение   выразительно читается учителем с комментированием  некоторых слов и выражений. Учитель предлагает учащимся проследить, как  удалось Есенину передать восточный дух и колорит.  Закрепление.  Чтение стихотворений учащимися. Учитель даёт рекомендации, как  правильно передать интонацию автора. Обращает внимание на строки,  которые помогают ярко и образно представить картину.  Для усвоения содержания стихотворений проводится беседа по вопросам,  данным к каждому стихотворению. Вопросы и задания:  1.В чём смысл стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»? 2.В чём признается автор в своем стихотворении? 3.Какую тему развивает автор в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ»? 4.Найдите строки, в которых Есенин сравнивает северную и южную природу. 5.В каких строках стихотворения   Есенин говорит о любви к родному краю? 6.Как вы понимаете смысл строк: V. Итог урока. Оценить знания учащихся. Прокомментировать их оценки. VI.Домашнее задание. Прочитать статью о С. Есенине. Выучить наизусть  одно из стихотворений.

Посмотрите также