Урок литературы в 9 классе
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
04.01.2019
Урок литературы в 9 классе
Материал предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении творчества А.С. Грибоедова. На уроке предполагается много видов работы в соответствии с уровнем подготовки обучающихся. К материалу урока прилагаются высказывания высказывания русских писателей и критиков, а также 2 варианта теста на проверку знаний обучающихся содержания комедии Грибоедова.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10 им. В.П. БАРМИНА Технологическая карта урока­исследования «Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (литература, 9 класс)                                                                                                                                                                                                                                    Выполнил                                                                                    Мартыненко Л.С. Байконур,  2018 Технологическая карта Тип урока: урок­исследование, урок получения новых знаний Тема урока «Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Цель урока: сформулировать и раскрыть одну из проблем, поднимаемых в  комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Задачи урока:  ­ актуализация ранее полученных знаний; ­ формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности,  навыков работы с текстами;  ­ отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему. Планируемые образовательные результаты Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и  эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления,  обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать  письменные высказывания. Основные понятия: проблема, конфликт, характер литературного героя. Этап урока I.  Самоопределение к  деятельности Цель. Включение детей в  деятельность на  личностно­значимом  уровне. Деятельность учителя Приветствует обучающихся,  создаёт эмоциональный  настрой на урок, мотивирует  их к уроку Деятельность ученика Приветствуют учителя,  настраиваются  на урок. II. Актуализация знаний.  Проверка домашнего  задания Цель. Повторение изученного  материала, необходимого  для «открытия нового  знания» Обсуждает с обучающимися  ранее изученное, делает  акцент на основных  моментах. Вопросы для обсуждения: ­ Давайте вспомним, что  лежит в основе деления  драматических произведений  на жанры.  ­ Чем различаются комедия,  трагедия, драма?  ­ «Горе от ума» создавалось в  начале 20­х годов 19 века.  ­ Какие литературные  направления царили в  литературе? Задание: найти черты  классицизма в произведении. В чем смысл названия  комедии?    Обобщение учителя. Обучающиеся дают  определения  драматическим  произведениям,  называют различия  между жанрами  драматических  произведений. Господствовал  классицизм, развивался  романтизм и реализм Обучающие называют  черты классицизма: ­ персонажи: говорящие фамилии, деление на  отрицательных и  положительных героев  условно; ­ авторская позиция  выражена через героя –  резонера (Чацкий); ­ соблюдение принципа  трех единств частично:  соблюдается единство  времени (действие  разворачивается в 24  часа), единство места  (дом Фамусова). Обучающиеся  размышляют над  смыслом названия,  высказывая свои точки  зрения. Изначально смысл комедии  был ясен: Чацкий – умный  человек и пытается открыть  глаза людям на то, как и чем  они живут. Но  консервативное фамусовское  общество не понимает его и  объявляет сумасшедшим.  Чацкий, преданный и  отвергнутый, бежит от  ненавистного ему мира. Затем Грибоедов меняет название и  вместе с этим меняется  смысл и чтобы его понять,  нужно изучить проблемы,  поднимаемые в произведении. ­ Что такое проблема?  III. Постановка учебной  задачи Цель. Формулирование темы  урока. Грибоедов писал: «В моей  комедии двадцать пять  глупцов на одного  здравомыслящего человека, и  этот человек, разумеется, в  противоречии с обществом,  его окружающим».  ­ Кого имел в виду писатель? Обучающиеся дают  определения, что такое  проблема вообще и что  понимается под  проблемой  художественного  произведения. Обучающиеся отвечают, что Грибоедов, называя  Чацкого умным, тем  самым недвусмысленно  высказал свою позицию. Но конфликт построен  таким образом, что  каждая из   противоборствующих  сторон считает себя  умной. Таким образом,  в комедии  обнаруживается два  понимания ума. Постановка проблемы: какие  проблемы мы можем  выделить в комедии «Горе от  Обучающиеся  рассуждают о том,  какие проблемы  затронул автор, ума»?  Какая из них наиболее важна   с точки зрения авторского  замысла? IV. «Открытие»  учащимися новых знаний Цель. Познакомить с понятием  энергии, как  способностью тела  совершать работу; дать  определение  потенциальной и  кинетической энергии. Учитель предлагает  обучающимся  сформулировать тему и цель  урока Предлагает обучающимся  поделиться на группы и даёт  задания для каждой из групп: 1 группа работает со  словарями и даёт заключение: что такое ум? 2 группа – проанализируйте  все высказывания Чацкого,  что такое ум и умный  человек. обосновывая свою  точку зрения: какая из  них наиболее важна. Обучающиеся отвечают, что Грибоедов называет Чацкого  «здравомыслящим  человеком», а  представи­телей  «фамусовского»  общества ­ глупцами.  Это в очередной раз  доказывает, что в  центре произведения  стоит проблема ума. Обучающиеся  формулируют тему и  цель урока 1 группа Составление кластера  на тему «Ум»,  определение, какие  ключевые понятия и   аспекты входят в  понятие ума. 2 группа Представление  высказываний Чацкого  об уме (приложение 1) 3 группа – проанализируйте  все высказывания  «фамусовского общества» на  тему ума. Каким должен быть 3 группа Представления  «фамусовскго  общества» об уме умный человек, с их точки  зрения? (приложение 1) 4 группа – сопоставьте  высказывания разных  критиков на тему: умён или  глуп Чацкий? Обоснуйте, чья  точка зрения вам кажется  наиболее интересной и  почему. Предлагает обучающимся  рассказать о результатах  своего исследования. Обобщение (после  выступления 1 – 3 групп). ­ Какие выводы мы можем  сделать? Что в понятие «ум»  вкладывает фамусовское  общество? V. Закрепление  изученного материала в  ходе представления  результатов собственной  деятельности Цель. Закрепить полученные  знания, сформировать  умение публичного  представления  продукта   своей деятельности   ­  А Чацкий? 4 группа Кто и как из известных  людей говорил о  Чацком? Чья точка  зрения ближе вам и  почему? Приложение 2 Обучающиеся  представляют  результаты своей  работы, отвечают на  вопросы учителя и  одноклассников. Фамусовское общество  в понятие «умный  человек» вкладывает а) умение  приспосабливаться к  существующим  условиям жизни и  извлекать из них  максимальную выгоду; б) умение жить  заключается в  количестве крепостных  душ, в получении  титула и чина, в  выгодной женитьбе или  замужестве. Тот, кто сумел этого  достичь, независимо от  средств достижения,  считается умным. Ч. считает, что умный  человек а) не просто должен   уметь использовать уже сложившиеся условия  жизни и быть  образованным (это  требование  обязательно), он должен уметь свободно оценить существующие условия  с точки зрения здравого смысла; б) он должен изменить  эти условия, если они  здравому смыслу не  соответствуют. Тот, кто изменяет жизнь в соответствии с  требованиями времени,  тот и умен (примеры  противоречия здравому  смыслу: 1д., 7явл. (стр.41­42 –  ученый полк 2д., 5 явл. (стр.64) –  «борзые три собаки» Отвечают на вопросы  теста. Приложение 3 Учитель предлагает  обучающимся проверить свои  знания текста, пройдя тест.  Учитель предлагает  обучающимся написать  сочинение­миниатюру на  тему: "Ум подготавливает  счастье" (Гельвеций) Оформляют письменное высказывание в форме  эссе с последующим  почтением вслух и  обсуждением  прочитанного. Рефлексия ученическая и  учительская. Оценивают свою работу на уроке VI. Работа с  самопроверкой по  эталону Цель. Проверка степени  усвоения учебного  материала VII. Включение новых  знаний в систему знаний  Цель. Включение нового  знания в систему  изученного материала. VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися  своей учебной  деятельности, самооценка результатов деятельности  своей и всего класса.  IX. Д/з. Записывают домашнее  задание в дневник,  определяют, какого  уровня задание они  хотят выполнить. Задание 1 уровня: Предположите, какова может  быть дальнейшая судьба  Чацкого и других героев.  Почему? Составьте  соответствующую таблицу в  тетради. Задание 2 уровня: Сочинение "Моё послание   Чацкому". Приложение 1. «Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме». «Зачем ума искать и ездить так далёко?». «Как наши робкие тревожили умы». «Но если так: ум с сердцем не в ладу». «В науки он вперит ум, алчущий познаний». «Прямые канцлеры в отставке — по уму!»  «Как платья, волосы, так и умы коротки!» «Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который  скор, блестящ и скоро опротивит» «Ума в нём только мало». «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый». «Вот нехотя с ума свела!» «Что наш высокий ум! и тысяча забот!». «А вы заметили, что он в уме серьёзно повреждён?».  «В его лета с ума спрыгнул!». «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Приложение 2.  Работа с высказываниями русских писателей и критиков. Доказать, пользуясь текстом произведения, какая точка зрения близка авторской позиции.  А.С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён … В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли,   что   такое   Чацкий?   Пылкий,   благородный   и   добрый   малый,   проведший несколько   времени   с   очень   умным   человеком   (именно   с   Грибоедовым)   и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими  замечаниями. Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским  бабушкам? Молчалину?  Это непростительно.  Первый  признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми …»  П.А. Катенин: «…в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит всё и проповедует некстати. Цель исследования:  Ответ учеников. Мы считаем, что точка зрения П.А. Катенина близка авторской, потому  что  в  Чацком  действительно  есть  много  достоинств.  Он  равнодушен  к чинам,   карьере,   богатству,   стремится   к   личной   независимости.   На   вопрос Молчалина – «Вам не дашь чины по службе чины, по службе неуспех?» Чацкий отвечает: Чины людьми даются, А люди могут обмануться … Говоря о службе, он утверждает:   «Служить   бы   рад,   прислуживаться   тошно».   Чацкий   является противником   крепостничества:   «Тот   Нестор   негодяев   знатных,   Толпою окружённый слуг, Усердствуя, они в часы вина и драки  И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!»   В своих спорах герой отстаивает свободу суждений: «А судьи кто? – За древностью лет К свободной жизни   их   вражда   непримирима,   Суждения   черпают   из   забытых   газет   Времён Очаковских   и   покоренья   Крыма».   Что   дало   право   Катенину   утверждать,   что Чацкий   бранит   всё   и   проповедует   некстати.   Это   связано   с   тем,   что   автор подчёркивает полную не совместимость мировоззрений  героя и патриархальной фамусовской Москвы. За время отсутствия Чацкий набрался, вольных мыслей, но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.  П.А. Вяземский:  «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство его почтенно; но способность, с которою он ех – abruto проповедует на   каждый   попавшийся   ему   текст,   нередко   утомительна.   Слушающие   его   речи точно могут применить к себе название его комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя. Ни для других. В этом главный порок   автора,   что   посреди   глупцов   разного   свойства   вывел   он   одного   умного человека, да и то бешенного и скучного».  М.А.Дмитриев:  «г­н   грибоедов   хотел   представить   умного   и   образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных… Но мы видим в Чацком   человека,   который   злословит   и   говорит   всё,   что   ни   придёт   в   голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе… Чацкий… есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей вовсе не глупых, но необразованных,   и   который   умничает   перед   ними,   потому   что   считает   себя умнее…   Чацкий,   который   должен   быть   умнейшим   лицом   пьесы…   представлен менее всех рассудительным».  Ответ учеников. На наш взгляд, точка зрения П.А. Вяземского ближе к авторской. Этому примером является монолог Чацкого «А судьи кто?», который показывает полную   несовместимость   героя   с   фамусовским   обществом.   Его   не   понимают окружающие,   да   они   и   не   должны   его   понять.   Потомучто   он   сам   Грибоедов говорил,   что   в   его   комедии   один   здравомыслящий   человек   на   25   глупцов.   И Грибоедов в этом видит суть комедии, а Вяземский считает пороком автора, что «посреди  глупцов  разного свойства  вывел он одного  умного человека, да  и  то бешеного и скучного»  В.Г.Белинский: «Это просто крикун, фантазёр, идеальный шут, на каждом шагу  профанирующий всё святое. О котором говорит. Неужели войти в общество и  начать всех ругать в глаза дураками и скотами – значит быть глубоким  человеком?... Глубоко верно оценил эту комедию кто­то, сказавший, что это горе – только не от ума, а от умничанья… Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел  изобразить в Чацком идеал глубокого человека, в противоречии с обществом, и  вышло Бог знает что». Цель исследования:  Ответ учеников. Мы согласны с В.Г. Белинским в том, что Грибоедов хотел  изобразить в Чацком идеал человека в противоречии с обществом. Он нам показал  политического вольнодумца, критически относящегося к свету: Теперь пускай из  нас один, Из молодых людей, найдётся – враг исканий, Не требуя ни мест, ни  повышенья в чин, В науке он вторит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар И искусством творческим, высоким и прекрасным, ­ Они тотчас:  разбой! Пожар! И прослывёт у них мечтателем! Опасным!!! Мы видим, что Чацкий ругает общество, вернувшись из­за границы, где он набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность. И  Белинский пишет, что «поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого  человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что».  А.П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы… честная и деятельная натура, при том ещё натура  борца».  А.М.Скобичевский: «Чацкий – это яркое олицетворение современников  Грибоедова… Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые  являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать  даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у  Фамусова». Цель исследования:  Ответ учеников.  Мы считаем, что точка зрения А.М. Скабичевского совпадает с авторской позицией. Он показал нам в лице Чацкого передового человека «века нынешнего», точнее того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обостривший общественное самосознание, стали возникать и развиваться тайные революционные   кружки.   Чацкий   в   литературе   –   это   образ   нового   человека, близкого   по   взглядам   декабристам.   В   своих   монологах   Чацкий   обличает крепостнические   взгляды,   чинопочитание,   невежество,   преклонение   перед   всем иностранным ничтожность интересов и безделье московских бар. Он критикует систему   воспитания,   с   осуждением   говорит   о   невежественных   учителях­ иностранцах. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого Но свои идеи он проповедует в обществе Фамусова, которому он ненавистен как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы его обезвредить, возводит на него клевету.  Приложение 3. ТЕСТ  ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 1  вариант 1.Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии "Чацкого роль ­ роль  страдательная....": а) Пушкину;  б) Грибоедову; в) Гончарову; г) Белинскому. 2.Действие комедии длится: а) 1 день; б) неделю; в) 2 дня; г) 3 дня. 3.Завязкой драматического конфликта в пьесе является:   а) бал у Фамусова; б) встреча Чацкого с Софьей; в) спор с Фамусовым во втором  действии; г) приезд Чацкого в дом Фамусовых. 4.Напишите, как зовут этих героев комедии:  Чацкий ­ … ,  Молчалин­... 5.Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы? а) скука; б)ссылка; в)болезнь; г)несчастная любовь . 6.Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?  а)3 месяца; б) 3 года; в) 5 лет; г) полгода. 7.Кто воспитывал Софью? а) мадам Розье;  б)мосье Бопре; в) старуха Хлёстова; г)  Вральман. 8.Сколько лет жил у Фамусова Молчалин? а) год; б) 3 года;  в) 10 лет; г) 5 лет. 9.Молчалин приехал в Москву из: а) Петербурга; б) Саратова; в) Твери; г) Бордо. 10.  Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит: а) Фамусову; б) Молчалину; в) Чацкому; г)Софье;   д) Лизе; е) Репетилову. 11. Молчалин получил в Москве чин: а)коллежского асессора; б)статского советника; в) коллежского регистратора;  г)титулярного советника. 12.Кого в комедии «учёностью не обморочишь»? а) Молчалина; б)Скалозуба; в)Тугоуховского; г)Фамусова. 13.Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»? 14.Закончите строку:   «Служить бы рад, …»; 15.Опишите жизненные принципы  Молчалина 16.Куда уезжает Чацкий в конце пьесы? ТЕСТ ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 2 вариант 1.Кому принадлежит высказывание о том, что "Чацкий сломлен количеством старой  силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой" а) Пушкину;  б) Грибоедову; в) Гончарову; г) Белинскому. 2.Напишите, как зовут этих героев комедии: Фамусов ­… , Скалозуб ­… . 3.Закончите строки:     «Счастливые …». 4. Кто из этого списка  не является героем комедии «Горе от ума": Горич,  Фамусов,  Лиза,  Молчалин,  Загорецкий,  Тугоуховский,  Бобчинский,  Репетилов,  Хлёстова. 5.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"? а) драматическое произведение б) реалистично описаны чувства героев в) романтическое произведение 6.Какой из перечисленных фактов не связан с биографией А.С.Грибоедова? а)Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию. б)После восстания декабристов был арестован и осужден. в)Знал много иностранных языков. г)Играл на фортепьяно, сочинял музыку. 7.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова? а)Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство. б)Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске. в)Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на  сёстрах. г)Умер в ссылке, где находился за участие в восстании декабристов. 8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого? 9.Каково воинское звание Скалозуба? 10 Кому из героев комедии принадлежит такое  высказывание: «Да, чтоб чины добыть,  есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу…»? а)Фамусову;  б)Чацкому;  в) Молчалину; г)Скалозубу. 11.Кому из героев произведения дана следующая характеристика? Сурьёзный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... 12. Укажите тип конфликта, который разворачивается в пьесе «Горе от ума». а)любовный, б)социальный, в)любовный и социальный, г)семейный 13. Каким образом Максим Петрович заслужил расположение при дворе? 14.  Назовите героя: «чувствителен, и весел, и остер» 15. Кому принадлежат следующие слова? Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. 16.Кто написал критическую статью на комедию "Горе от ума"? Как она называется? ключи вариант 1 1.В 2.А 3.Г 4.Александр Андреевич Чацкий,  Алексей Степанович  Молчалин 5.А 6.Б 7.А 8.Б 9.В ключи вариант2 1.В 2.Фамусов Павел Афанасьевич,  Скалозуб Сергей Сергеевич 3.Счастливые часов не наблюдают 4. Бобчинский 5.В 6.Б 7.А 8.Софья 9.полковник 10.Б 11.А 12.Б 13.Скалозуб 14.Служить бы рад, прислуживаться  тошно. 15. Угождать все людям без изъятья 16.В Саратов 10.Г 11.Максим Петрович 12.В 13.Специально упал перед императрицей,  чтобы рассмешить её 14. Чацкий 15. Лиза 16."Мильон терзаний" И.А.Гончаров ОЦЕНКИ 16­15 ­  «5» 14­13 – «4» 12­8 – «3»

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019