Урок 66 . Тема: А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Система образов
Класс: 5
Тип урока: урок комбинированный.
Цель: через систему образов выявить идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению личности.
Задачи:
Образовательная: учить художественному анализу прозаического произведения, постижению смысла и проблематики рассказа «Никита», раскрыть понятие «система образов», выявить систему образов рассказа «Никита»,показать, какие нравственные проблемы подняты в произведении.
Развивающая: развивать навыки критического мышления учащихся, умения эмоционально откликаться на прочитанное, вырабатывать собственное мнение, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе. Воспитательная: воспитывать любовь к русской прозе 20 века, к творчеству А.П. Платонова, нравственные качества: уважение к труду, любовь к родителям, к природе, доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим.
Планируемые результаты:
Предметные: учить внимательно слушать учителя и делать записи в рабочей тетради, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, формировать умение выразительного чтения и навыки анализа прозаического произведения, учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков главного героя.
Метапредметные:
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые операции, действовать по плану, осознавать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные: уметь находить средства художественной выразительности, читать выразительно прозаическое произведение.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.
Оборудование: Литература: 5 класс: учебник: в 2 частях/ В.Я.Коровина,
В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 14-еизд., перераб. – Москва: Просвещение,2023.; презентация, компьютер, проектор, рабочие листы.
ХОД УРОКА
І. Организационный этап
Здравствуйте! Сегодня я проведу у вас урок литературы. У вас на столах есть солнышки и тучки. Солнышки – хорошее настроение, тучки – не очень хорошее. Покажите, какое у вас сегодня настроение! Я знала, что у нас на уроке будет солнечно!
II.Постановка целей и задач урока
Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя А.П.Платонова и начали анализировать его рассказ «Никита». Назовите героев рассказа «Никита» (Никита, мать, отец).
А можно ли сказать, что в этом рассказе есть ещё и неодушевлённые герои, которых одушевляет, делает живыми фантазия Никиты? (да, банька, пень, колья в заборе…). Как называется это изобразительно-выразительное средство? (словарь, статья 3, олицетворение)
Сейчас вы назвали основные образы рассказа. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (открываем тему на доске). (СЛАЙД 1)
Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (раскрыть понятие
«образ» «система образов», выявить систему образов рассказа «Никита»).
III.Актуализация знаний
На прошлом уроке вы определили тему рассказа «Никита». Давайте назовём тему рассказа ещё раз.
(Тема рассказа – взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его. Основная мысль: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет – добрым или злым). СЛАЙД 2.
Тест по презентации с самопроверкой (СЛАЙДЫ 3,4) А теперь откройте рабочие листы.
Сейчас мы с вами проверим знание текста. А в этом нам поможет блиц-опрос. Я буду зачитывать утверждения, если вы согласны, то ставите +, если нет , то -.
1. Главный герой рассказа Никита.+
2. Мальчику 7 лет.-
3. Мама работала в магазине.-
4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.+
5. Папа был на войне.+
6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.-
7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.-
8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым»+
Ключи к блиц-опросу: 1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+. Каждый правильный ответ- это 1 балл.
8+ - «5» 6-7 + - «4» 4-5 + - «3» 0-3 + - «2»
Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку - «4», тучку - «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Откройте рабочие листы, обратите внимание на толковый словарь. Что же такое образ? (статья 4) (дети читают)
Художественный образ – это воплощение идеи, мысли или чувства через конкретный персонаж.
Художественный образ может быть представлен различными способами: это может быть описание внешности персонажа, его характеристика, его действия, речь, мысли.
Основная задача художественного образа – вызвать у читателя эмоциональный отклик, позволить ему сопереживать персонажу, понимать его мотивы и переживания.
Теперь посмотрите на статью 5.
Система образов – это совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой.
В статье 6 написано, что такое совокупность:
Совокупность — объекты, выступающие вместе, как одно целое.
То есть, мы рассмотрим, как взаимосвязаны образы в рассказе «Никита».
V. Первичная проверка понимания
На сколько частей можно разделить рассказ «Никита»? Правильно, на три
(СЛАЙД 5)
Первая часть рассказа
Чей же образ мы выделим в первой части рассказа? Да, это образ мамы
(СЛАЙД 6).
Есть несколько признаков характеристики образа, но для характеристики мамы Никиты мы выберем 3: портрет, поступки, отношение к труду.
Посмотрите в рабочие листы, там есть таблица. Найдём в ней колонку «мать Никиты». Давайте вместе её заполним.
Итак, есть ли в тексте портрет матери?( Нет). Но есть одна деталь во внешности, вернее в одежде, которая характеризует мать (стр.39). Это передник. Вы знаете, что это? Если не знаете, то посмотрите в словарь, статья 13. Это фартук. Мы ещё вернёмся к этой детали! А пока впишем это слово в строку со словом «портрет».
Теперь найдём лепесток со словом «поступки» (забота). О ком заботится мать? Правильно, о Никите: она оставляет ему молоко и хлеб, а вечером покормит его горячим ужином. В строку со словом «забота» впишем «о Никите».
Что мы впишем в строку со словом «труд»? Верно, работа в поле. Дома мать в переднике. Значит, сюда же впишем «работу по дому».
|
Мать Никиты |
Никита |
Отец |
Портрет |
Деталь одежды: передник |
Возраст: 5 лет |
Деталь образа: запах (хлеб) |
Поступки (забота) |
О Никите Об отце Никиты (на столе хлеб) |
О матери |
О жене и сыне |
Труд |
Работа в поле Работа по дому |
С отцом во дворе |
Война и мирный труд после войны |
Вторая часть рассказа.
Чей образ мы теперь рассмотрим? (Образ Никиты) (СЛАЙД 7).
Есть ли в тексте описание внешности Никиты? (Нет). Давайте впишем в эту строку возраст Никиты: 5 лет, это важная деталь.
О ком заботится Никита, о ком беспокоится?(О матери: он относит хлеб к норам воображаемых змей, чтоб они не тронули мать, просит человечка из бочки отдать её ножницы). Заполняем строку: о матери.
Как Никита относится к труду? ( Работает вместе с отцом). Впишем это в строку с названием «труд».
Динамическая пауза
По двору идём с Никитой,
Смотрим взглядом любопытным: Смотрим вправо – там плетень, Смотрим влево – старый пень. Наклонились – там нора, В небе солнышко – ура!
Поработать нам пора!
Садитесь! Продолжаем работу!
Третья часть рассказа.
Рассмотрим образ отца. (СЛАЙД 8). Есть ли в тексте его портрет? (Нет. Есть только упоминание о том, что «от солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй»). Запишем в строку «портрет» «запах хлеба».
Теперь строка «забота». О ком заботится отец? О жене и о Никите. Запишем это.
Как отец относится к труду? В начале текста говорится, что война для отца – главная работа. А в конце рассказа? Возвратясь домой, он работает во дворе вместе с сыном. Запишем это: война и мирный труд.
Теперь, после того, как вы заполнили всю таблицу, давайте скажем, что же объединяет Никиту, мать и отца? (Во-первых, забота друг о друге, во-вторых – труд). И это является объединяющим началом для их семьи.
В рассказе есть ещё несколько героев, созданных фантазией Никиты. Рассмотрим основы сказочных образов, которые создаёт воображение Никиты (СЛАЙД 9).
Какие предметы «оживляет» с помощью своего воображения Никита? Какие чувства вызывают у мальчика эти объекты действительности?
Отдельные объекты Никите казались чужими и враждебными, но были и те, которые показывали спокойствие и доброту.
Работа со схемой на доске
Чужие и враждебные |
Спокойные и добрые
|
Житель из бочки, стол, водяные люди из колодца, старый пень, баня-бабушка, колья из плетня, земля, петух-пастух, змеи из нор, лопухи |
Солнце-дедушка, гвоздь, цветок |
Образ доброго гвоздя появляется в конце рассказа, когда окружающий мир перестал казаться Никите враждебным, а мальчик обрёл покой и уверенность.
Почему это произошло?
(Вернулся отец. Воссоединение родителей, обретение полной семьи вселило в мальчика покой и уверенность) (СЛАЙД 10).
По словам отца, всех героев он выдумал, поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый» (СЛАЙД
11).
VI. Первичное закрепление
Итак, ребята, подведём итоги.
Каковы же основные образы рассказа «Никита»?
(Никиты, отца, матери, образ фантастического мира, созданного воображением Никиты. Среди этого мира особо выделяется образ доброго гвоздя, которого Никита сработал своим трудом).
В чем заключается истина жизни для мальчика и его отца? Ответ аргументируйте текстом.
(«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый…
Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век»).
Человек (и взрослый, и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Вот мы и подошли к основной мысли рассказа.
У вас в рабочих листах под заголовком «Итоги урока» есть 4 утверждения.
В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?
«Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
«Давай всё трудом работать, и все живые будут».
«Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном не увидел тайного человека».
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Задание (на выбор)
1.Письменно ответить на вопрос: «Почему в выпрямленном гвозде Никита увидел «доброго человека»?
2. Выполнить рисунки к рассказу. 3. Можно выполнить оба задания.
IX.Рефлексия (подведение итогов урока) Все ли задачи мы выполнили?
Как вы оцените нашу совместную работу на уроке?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочий лист к уроку литературы в 5 классе
1. Главный герой рассказа - Никита.
2. Мальчику 7 лет.
3. Мама работала в магазине.
4.Мама оставляла ему на обед молоко с хлебом.
5. Папа был на войне.
6. Никита представлял, что солнце – это бабушка.
7. По мнению Никиты, в колодце жили змеи.
8. Никита предлагает папе «все трудом добывать, чтобы все было живым»
1.Рассказ – это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
2.Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.
3.Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
4.Художественный образ – это воплощение идеи, мысли или чувства через конкретный персонаж 5.Система образов – это совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой
6.Совокупность — объекты, выступающие вместе, как одно целое
7.Буду век вековать – жить всю жизнь.
8.Ощериться – значит проявлять раздражение, злость.
9.Просо – это хлебный злак, из которого получают пшено.
10.Трудодень – это единица учёта труда колхозников.
11.Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).
12.Плетень –плетёная изгородь из прутьев и ветвей
13.Передник – это одежда, защищающая перед платья от загрязнения, фартук. 14.Горница – это чистая половина крестьянской избы.
|
Мать Никиты |
Никита |
Отец Никиты |
Портрет |
|
|
|
Поступки (забота) |
|
|
|
Труд |
|
|
|
В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова? - «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».
- «Давай всё трудом работать, и все живые будут».
- «Никита так же, как вчера, смотрел в лицо каждому существу во дворе, но нынче он ни в одном не увидел тайного человека».
- «Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.