Проект урока Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька». Работа с «Литературной картой» (из личного опыта)
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижнего Новгорода.
Ф.И.О. Ершкова Галина Николаевна
Технологическая карта урока литературного чтения
|
|
Общая информация |
|
Учебный предмет |
Литературное чтение |
УМК |
«Школа России» |
Тема урока |
Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька Работа с «Литературной картой» (из личного опыта)
|
Тип урока |
урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления/ УКПЗУ). |
Цели и задачи урока:
|
1. Структурировать полученные знания в виде «литературной карты». 2. Формировать способность глубокого анализа текста, учить осмысливать поступки героев. 3. Развивать умение строить монологическое высказывание. 4. Способствовать развитию воображения и речи при создании творческой концовки произведения. 5. Формировать умение выразительного чтения.
|
Планируемые образовательные результаты |
|
Предметные |
- закреплять представления детей о таких литературных понятиях, как: тема, главная мысль, литературный жанр, кульминация. - совершенствовать умение работать с «литературной картой», как «структурной моделью художественного произведения» (из личного опыта). - развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас; - способствовать развитию воображения и речи при создании творческих концовок произведения; - развивать умение выразительного чтения.
|
Метапредметные: |
содействовать выработке своей жизненной позиции и принятию жизненных ценностей, желанию высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; проявлять стремление преодолевать трудности, выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; способствовать восприятию важной жизненной установки «жить своим умом»; формированию устойчивого интереса к чтению.
|
Оборудование урока
|
У учеников: учебник, тетрадь по литературному чтению, лист формата А3, цветные карандаши, клей, конверты с дидактическим материалом. У учителя: презентация к уроку, конспект урока, объемные модели (автор, заголовок, литературный жанр, тип речи, тема, главная мысль, кульминация, концовка, творческая концовка (индивидуальное домашнее задание), дидактический материал. |
План урока
№ |
План урока |
Время, отводимое на каждый этап |
1. |
Организационный этап. |
1 мин |
2. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. |
3 мин |
3. |
Постановка цели и задач урока. |
5 мин |
Физкультминутка для глаз. |
1 мин |
|
4. |
Первичное закрепление знаний. |
5 мин |
5. |
Первичное закрепление знаний в измененной ситиуации (структурирование знаний – работа с литературной картой). |
10 мин |
6. |
Творческое применение знаний. |
10 мин |
Физкультминутка |
2 мин |
|
7. |
Информация о домашнем задании. |
3 мин |
8. |
Рефлексия. |
5 мин |
|
Итого: |
45 мин |
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое основание: формируемые УУД |
1 |
Организационный момент.
|
Проверяет готовность детей к уроку. Даёт положительный настрой на урок. -Ребята, проверьте своё рабочее место: 1. Учебник, тетрадь, пенал и цветные карандаши, листы А3. 2. Конверты с дидактическим материалом. |
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на позитивную работу. |
Личностные УУД: -самоопределение Регулятивные: - контроль, саморегуляция Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Мотивирует на вдумчивое отношение к произведению. - Ребята, подумайте, чему вы сегодня успели удивиться, когда шли в школу? - Кто из вас заметил что-то необычное? - А чему вы успели сегодня порадоваться? - Какое у вас сегодня настроение? -Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует вот этой картинке. (Слайд №2.) Один известный человек сказал «Видеть то, чего не замечают другие, — это (универсальный) ключ к успеху». Роберт Кийосаки -Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд №3.)
Вывод: Я желаю вам, чтобы вы на уроке с большим внимание отнеслись к тому, о чем мы будем говорить, внимательно слушали своих товарищей и не боялись делиться с нами своим мнением и мыслями. Нам очень важно мнение каждого из вас на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроем возьмемся за работу.
- Что нужно для того, чтобы после чтения книги мы хорошо разобрались в том, что хотел сказать нам автор? (Высказывания детей) -Нужно быть внимательными, когда читаешь произведение. -Нужно уметь видеть не только то, о чем написал автор, но и то о чем он думал. -Важно послушать мнение одноклассников.
- Правильно, ребята! Нам всем важно услышать мнение каждого из вас. Вывод: если мы будем дружно работать на уроке, помогать друг другу, то научимся хорошо понимать художественное произведение, научимся самостоятельно думать и делать правильные выводы.
|
Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок, ведут диалог с учителем.
|
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация
Метапредметные Познавательные УУД: Общеучебные: умение понимать смысл авторского высказывания
Регулятивные УУД: -планирование, прогнозирование: формируем умение определять успешность выполнения учебной задачи в диалоге с учителем. Коммуникативные: -нацеливание на учебное сотрудничество |
3. |
Постановка цели и задач урока |
Ребята, о каком писателе сегодня пойдет речь на уроке? Этот писатель очень любил животных. В его доме жили собаки, кошки, обезьянка Марья Ивановна. -Правильно- это Александр Иванович Куприн. - С каким его произведением мы познакомились вчера? (Слайд №4.) -Что вы можете еще вспомнить о его биографии? (Слайд № 5.) - Давайте посмотрим на слайд и определим то, что нам уже известно и то, с чем бы мы еще могли сегодня поработать. (Слайд №6.) Работа с произведением: - определение литературного жанра; - определение типа речи; - определение темы; -определение главной мысли; -нахождение самого напряженного момента в тексте (кульминации); -характеристика главных героев; - творческая концовка текста; -составление литературной карты произведения (Высказывания детей.) -Мы определили л/жанр, тип речи, тему и главную мысль произведения. - Мы выбрали из текста характеристику главным героям.
-Давайте определим наши задачи на сегодняшний урок. Что нам еще предстоит сделать на уроке, изучая произведение «Барбос и Жулька»? (Высказывания детей) -Сегодня мы можем найти кульминацию в рассказе, поработать над творческой концовкой произведения и составить литературную карту этого рассказа. Физкультминутка для глаз.
|
Ведут диалог с учителем, составляют план работы на уроке (отбирают изученный материал от нового). |
Метапредметные: Регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей деятельности
Познавательные УУД: Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание Логические: - умение отделить знание от незнания
|
4. |
Первичное закрепление знаний. |
Организует работу у доски с моделями. Назовите заголовок произведения. («Барбос и Жулька» )
-К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ.) - К какому типу речи можно отнести этот рассказ? (Повествование с элементами описания.) ---Докажите. - Кто главные герои рассказа? (Барбос и Жулька) - Какова тема рассказа? (Тема «Как маленькая собачка Жулька пожертвовала собой, ради защиты окружающих от бешенного пса») - Какова главная мысль произведения? Главная мысль: 1. Животные тоже имеют чувства. Они могут испытывать сильную привязанность к человеку, к друг другу, могут радоваться, страдать, тосковать. 2. Внешность бывает обманчива. Значение имеют поступки, а не то, как кто-то выглядит. |
Работают фронтально, используя модели. Структурируют ранее изученный материал. |
Личностные УУД: проявляют внимание и интерес к закреплению знаний и обнаруживают готовность к преодолению трудностей Метапредметные. Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону. Познавательные УУД: Общеучебные: структурирование знаний.
|
5. |
Первичное закрепление знаний в измененной ситиуации (структурирование знаний). |
Давайте начнем работу с «литературной картой». Сейчас все, что мы вспомнили о произведении, оформим на нашей карте. У вас есть конверты с распечатками этих пунктов литературной карты. Наша задача их правильно наклеить, дополнить своими мыслями. (Слайд №7.) |
Практическая работа с оформлением карты. |
Метапредметные. Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону. Познавательные УУД: Общеучебные: структурирование знаний.
|
-Давайте продолжим нашу работу. -Что такое кульминация? Давайте вспомним, что оно обозначает? (Слайд №8.) КУЛЬМИНАЦИЯ – это часть литературного, театрального или музыкального произведения, являющаяся наивысшей точкой развития действия, момент наибольшего напряжения. -Найдите в тексте отрывок, который мы называем «кульминация». (слайд №10). Кто прочитает его выразительно? (Учитель спрашивает 2-3 учащихся читать выразительно. Дети оценивают свое чтение по критериям. Учитель выставляет отметки.) «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись… Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу» - Объясните, почему именно этот отрывок мы можем назвать кульминацией? (Ответы детей) -Какие чувства в этот момент мы испытываем? Словарик чувств и эмоций: страх за Жульку, сопереживание, испуг, жалость, беспокойство. Дети составляют Я- высказывание. Вывод: кульминация в рассказе – это тот отрывок, где мы с особой силой переживаем за все происходящее в произведении; нам здесь очень жаль Жульку; события в этом моменте развиваются с большой скоростью, герои и сам читатель испытывают сильное напряжение. -Давайте обозначим на карте кульминацию и наклеим этот отрывок. -Как заканчивает свой рассказ автор? (Ответы детей) - Давайте зачитаем концовку произведения выразительно. …Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову — ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное. Даже прислуга, глазевшая на эту сцену, казалась тронутой. Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла…
- А какие чувства испытывает Барбос к Жульке? - Какие чувства мы испытываем, читая эти строки? Работа со словариком чувств и эмоций: жалость, сострадание, грусть, печаль, тоска, сожаление. Заносим на л/карту чувства. (Дети составляют я-высказывание. Учитель заслушивает и корректирует по необходимости детей.) Дополним литературную карту концовкой. Заносим на ЛК свое высказывание о чувствах, которые мы испытываем. Примерное высказывание. -Я испытываю сострадание к Жульке. Мне очень жалко и Барбоса, потому что он тоскует по Жульке. Здесь мы понимаем, как сильно были привязаны друг к другу собаки.
- Вывод: нам всем очень жалко и Жульку, и Барбоса. Нас огорчает концовка в рассказе, т. к. она грустная. Но именно благодаря такой концовке, автор заставляет нас так сопереживать героям, испытывать очень сильные эмоции и чувства. Именно благодаря этому трагическому финалу, мы узнали о том, какие сильные эмоции могут испытывать не только люди, но и животные. |
Дети своими словами объясняют значение слова. Потом сравнивают с эталоном.
Работают с текстом. Дети дают самооценку чтению по критериям. Учащиеся оценивают чтение одноклассников, составляют корректное монологическое высказывание- обосновывают своё мнение. Ведут диалог с учителем.
Работают со словарем эмоций и чувств. Составляют Я -высказывание о своих чувствах. Идет практическая работа по оформлению литературной карты.
|
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация
Метапредметные. Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону. Познавательные УУД: Общеучебные: структурирование знаний. Логические: -подведение под понятие; -формирование умения на основе анализа героев, текста делать выводы.
|
||
6. |
Творческое применение знаний. |
-Но мы можем сейчас представить себя на месте писателя и закончить рассказ по-своему, не так грустно. - Как могла бы хорошо закончиться эта история? (Прогнозирование детей.) У некоторых ребят было индивидуальное творческое домашнее задание - придумать свою концовку к рассказу. Сейчас мы их послушаем. Проверка индивидуального ДЗ. Заслушиваем группу детей с творческим заданием и корректируем речевые и стилистические ошибки. Оцениваем ДЗ.
Примеры работ учащихся.
Ученица 4 класса Юля
Барбос лег рядом с Жулькой и тихо повизгивал. Мы стали его звать, но Барбос не видел и не слышал никого. Кучеру пришлось закрыть его в сарае вместе с Жулькой. Часа через два из сарая раздался громкий лай. Мы вместе с папой бросились к сараю. Кучеру пришлось достать ключи и открыть сарай. Посреди сарая, покачиваясь, стояла Жулька. Ее лапы дрожали от слабости, но она держалась на ногах. А рядом с ней заливался громким радостным лаем Барбос. И все мы были рады за Жульку. Через несколько дней Жулька совсем выздоровела и опять, как прежде, играла с Барбосом.
Ученица 4 класса Лена.
После того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Его впустили к Жульке. Мы тоже заглядывали в сарай, искали глазами Жульку. «Как там она?» -думали мы. После ужина мы набрали кусочки еды для Жульки и направились в сарай. Увидев нас, она слабо завиляла хвостом. Мы принесли ей не только еду, но и воду, теплое одеяльце, так как к вечеру стало холодать. На следующий день мы снова принесли Жульке еду. За нами побежал и Барбос. Когда он вошел, Жулька очень обрадовалась, даже на удивление нам, чуть-чуть приподняла голову. Но к еде собака не притронулась. Барбос, увидя еду, стремглав вылетел из сарая. Через десять минут он появился с костью в зубах. Барбос подошел к Жульке и положил перед ней кость. Но Жулька не ела, а только пила водичку. Родители увидев, что мы целый день просидели в сарае, решили пригласить доктора к Жульке. Врач осмотрел собачку и сделал ей укол. После этого Жулька скоро поправилась. Все были очень рады, особенно Барбос! Он прыгал, вилял хвостом, облизывал мордочку Жульке и радостно лаял.
Физкультминутка. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: - «Раз прыжок и три кивка, Два- направо голова, Три- налево поворот»- И помчался до ворот. А потом вздохнул и сел- Он устал и присмирел!
Оценивание текстов детей ребятами и учителем. Выставление отметок. -Какие теперь чувства мы испытываем, изменив концовку? Работа со словариком чувств и эмоций: радость, облегчение, легкость. Дети составляют Я- высказывание. -Пометим на карте, что у нас в произведении была творческая концовка. -Давайте теперь выберем тот вариант творческой концовки, который вам больше всего понравился и наклеим его на обратную сторону карты. Заносим на ЛК чувства. -Я испытал радость от того, что Жульку удалось спасти. Мне стало легко на душе. Вывод: человеку бывает очень важно услышать добрые слова, испытать облегчение и чувство радости. Для нас очень важны положительные эмоции. Они помогают нам двигаться вперед, совершать хорошие поступки.Сейчас я предлагаю вам закрасить цветными карандашами ваши л/карты в соответствии с вашими эмоциями, чувствами и настроением. Показать, как менялось настроение на протяжении всего рассказа. Не забудьте и про творческую концовку.
|
Прогнозируют ситуацию с хорошим концом в рассказе. Заслушивают индивидуальное ДЗ группы детей из 3 человек. Высказывают свое мнение о творческих концовках детей. Выбирают тот вариант, который им понравился больше и наклеивают его на ЛК (варианты творческих концовок детей учитель заранее распечатал).
Составляют Я - высказывание и записывают его на обратной стороне литературной карты. |
Коммуникативные УУД: -умение слушать и вести диалог. Познавательные УУД: Общеучебные: -умение строить речевое высказвание, создавать свой текст. Регулятивные УУД: -строят прогноз, - учатся принимать чужое мнение, -контроль, коррекция и оценка творческих текстов детей
|
7. |
Информация о домашнем задании. |
Домашнее задание по группам. (Слайд №11.) 1 группа- пишет отзыв на произведение по плану. 2 группа – пишет мини сочинение-рассуждение на тему «Почему Жульку можно назвать маленькой, но храброй собачкой?» Вступление. Я прочитал рассказ Александра Куприна «Барбос и Жулька». Барбос и Жулька- это собаки разные как по характеру, так и по внешнему виду. Гипотеза «Внешность бывает обманчива. Большое значение имеют характер и поступки». |
|
Коммуникативные УУД: -умение слушать и задавать вопросы.
|
8. |
Рефлексия. |
-Давайте составим Я- высказвание и выводы по уроку. (Слайд №12.)
1. На уроке я (активно, пассивно, с интересом) работал. 2. Моё настроение улучшилось, когда …. 3. Мне было интересно (слушать …., работать с …). 4. Материал урока мне был (понятен, не очень понятен, полезен)….. -Давайте оформим эти выводы письменно на карту. -Представьте свои готовые карты.
|
Представляют свои литературные карты и озвучивают свои чувства и выводы по уроку. |
Личностные УУД: -способность выработать свою жизненную позицию, -принятие жизненных ценностей.
Метапредметные: Познавательные УУД: Общеучебные: -умение строить речевое высказывание, обобщать свои мысли.
Регулятивные УУД: -контроль и оценка своей деятельности на уроке Коммуникативные УУД: -умение слушать и вести диалог.
|
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ (обратная сторона)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.