Проект урока А. И. Куприн "Барбос и Жулька" 4 класс. Работа с литературной картой (из личного опыта)
Оценка 4.6

Проект урока А. И. Куприн "Барбос и Жулька" 4 класс. Работа с литературной картой (из личного опыта)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
26.01.2025
Проект урока А. И. Куприн "Барбос и Жулька" 4 класс. Работа с литературной картой (из личного опыта)
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урока закрепления).
Проект урока Барбос и Жулька Ершкова Г. Н.docx

       

Проект урока Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька». Работа с «Литературной картой» (из личного опыта)

 

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Школа  № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижнего Новгорода.

 

Ф.И.О.  Ершкова Галина Николаевна

 

Технологическая карта урока литературного чтения

 

 

Общая информация

Учебный предмет

Литературное чтение

УМК

«Школа России»

Тема урока

Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька Работа с «Литературной картой»  (из личного опыта)

 

Тип урока

урок комплексного применения  знаний и умений (урок закрепления/ УКПЗУ).

Цели и задачи урока:

 

 

 

 

1.    Структурировать полученные знания в виде «литературной карты».

2.    Формировать способность глубокого анализа текста, учить осмысливать поступки героев.

3.      Развивать умение строить монологическое высказывание.

4.      Способствовать развитию воображения и речи при создании творческой концовки произведения.

5.      Формировать умение выразительного чтения.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- закреплять представления детей о таких литературных понятиях, как: тема, главная мысль, литературный жанр, кульминация.

- совершенствовать умение работать с «литературной картой», как   «структурной моделью художественного произведения» (из личного опыта).

- развивать монологическую речь детей, воображение, расширять словарный запас;

- способствовать развитию воображения и речи при создании творческих концовок произведения;

- развивать  умение  выразительного чтения.

 

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить осознанное речевое высказывание в устной и письменной форме, приводить доказательства из текста, делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию, совершенствовать умение читать выразительно;
  • коммуникативные:  формировать умение слушать и вести диалог,  учитывать и уважать чужое мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить  учебную задачу в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль по эталону и  результатам работы.
  • личностные:

содействовать выработке своей жизненной позиции и принятию жизненных ценностей, желанию высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; проявлять стремление преодолевать трудности, выражать желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; способствовать восприятию важной жизненной установки «жить своим умом»; формированию устойчивого интереса к чтению.

 

Оборудование урока

 

У учеников: учебник, тетрадь по литературному чтению, лист формата А3, цветные карандаши, клей, конверты с дидактическим материалом.

У учителя: презентация к уроку, конспект урока, объемные модели (автор, заголовок, литературный жанр, тип речи, тема, главная мысль, кульминация, концовка, творческая концовка (индивидуальное домашнее задание), дидактический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

План урока

Время, отводимое

на каждый этап

1.

Организационный этап.

1 мин

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

                      3  мин

3.

Постановка цели и  задач урока.

                      5 мин

Физкультминутка для глаз.

                      1 мин

4.

Первичное закрепление знаний.

                      5 мин

5.

Первичное закрепление знаний в измененной ситиуации (структурирование знаний – работа с литературной картой).

                      10 мин

  6.

Творческое применение знаний.

10 мин

Физкультминутка

                     2 мин

7.

Информация о домашнем задании.

3 мин

8.

Рефлексия.

5 мин

 

Итого:

45 мин

 

                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Теоретическое основание: формируемые УУД

1

Организационный момент.

 

Проверяет готовность детей к уроку.

 Даёт положительный настрой на урок.

-Ребята, проверьте своё рабочее место:

1. Учебник, тетрадь, пенал и цветные карандаши, листы А3.

2. Конверты с дидактическим материалом.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на позитивную работу.

Личностные УУД:

-самоопределение

Регулятивные: 

- контроль, саморегуляция

Коммуникативные:

 -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

2.

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности

Мотивирует на вдумчивое отношение к произведению.

- Ребята, подумайте, чему вы сегодня успели удивиться, когда шли в школу?

- Кто из вас заметил что-то необычное?

- А чему вы успели сегодня порадоваться?

- Какое у вас сегодня настроение?

-Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует вот этой картинке. (Слайд №2.)

Один известный человек сказал «Видеть то, чего не замечают другие, — это (универсальный) ключ к успеху». Роберт Кийосаки

-Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд №3.)

 

 

 

Вывод: Я желаю вам, чтобы вы на уроке с большим внимание отнеслись к тому, о чем мы будем говорить, внимательно слушали своих товарищей и не боялись делиться с нами своим мнением и  мыслями. Нам очень важно мнение каждого из вас на уроке. 

Давайте  улыбнёмся друг другу  и  с хорошим настроем возьмемся за работу.

 

- Что нужно для того, чтобы после чтения книги мы хорошо разобрались в том, что хотел сказать нам автор?

(Высказывания детей)

-Нужно быть внимательными, когда читаешь произведение.

-Нужно уметь видеть не только то, о чем написал автор, но и то о чем он думал.

-Важно послушать мнение одноклассников.

 

- Правильно, ребята! Нам всем важно услышать мнение каждого из вас.

Вывод:  если мы будем дружно работать на уроке, помогать друг другу,  то научимся хорошо понимать художественное произведение, научимся самостоятельно думать и делать правильные выводы. 

 

 

 

 

 

Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок, ведут диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

ценностно – смысловая ориентация

 

Метапредметные

Познавательные УУД:

Общеучебные:

умение понимать смысл авторского высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-планирование, прогнозирование:

формируем умение определять успешность выполнения учебной задачи в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

-нацеливание на учебное сотрудничество

3.

Постановка цели и задач урока

Ребята, о каком писателе сегодня пойдет  речь на уроке?

Этот писатель очень любил животных. В его доме жили собаки, кошки, обезьянка Марья Ивановна.

-Правильно- это Александр Иванович Куприн.

- С каким его произведением мы познакомились вчера? (Слайд №4.)

-Что вы можете еще вспомнить о его биографии? (Слайд № 5.)

- Давайте посмотрим на слайд и определим то, что нам уже известно и то, с чем бы мы еще могли сегодня поработать.

(Слайд №6.)

Работа с произведением:

- определение литературного жанра;

- определение типа речи;

- определение темы;

-определение главной мысли;

-нахождение самого напряженного момента в тексте (кульминации);

-характеристика главных  героев;

- творческая концовка текста;

-составление литературной карты произведения

 (Высказывания детей.)

-Мы определили л/жанр, тип речи, тему и главную мысль произведения.

- Мы выбрали из текста характеристику главным героям.

 

 

 

-Давайте определим наши задачи на сегодняшний урок. Что нам еще предстоит сделать на уроке, изучая произведение «Барбос и Жулька»?

(Высказывания детей)

-Сегодня мы можем найти кульминацию в рассказе, поработать над творческой концовкой произведения и составить литературную карту этого рассказа.

Физкультминутка для глаз.

 

Ведут диалог с учителем, составляют план работы на уроке (отбирают изученный материал от нового).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование своей деятельности

 

Познавательные УУД:

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, умение строить произвольное и осознанное речевое высказывание

Логические:

- умение отделить знание от

незнания

 

 

4.

Первичное закрепление знаний.

Организует работу у доски с моделями.

  Назовите заголовок произведения.    («Барбос и Жулька» )

                                  

-К какому литературному жанру относится это произведение?

 (Рассказ.)

- К какому типу речи можно отнести этот рассказ?

(Повествование с элементами описания.) ---Докажите.

- Кто главные герои рассказа?

(Барбос и Жулька)

- Какова тема рассказа?

(Тема «Как маленькая собачка Жулька пожертвовала собой, ради защиты окружающих от бешенного пса»)

- Какова главная мысль произведения?

Главная мысль:

1.     Животные тоже имеют чувства. Они могут испытывать сильную привязанность к человеку, к  друг другу, могут радоваться, страдать, тосковать.

2.     Внешность бывает обманчива. Значение имеют поступки, а не то, как  кто-то выглядит.                              

 

Работают фронтально, используя модели. Структурируют ранее изученный материал.

Личностные УУД:

проявляют внимание и интерес к закреплению знаний и обнаруживают готовность к преодолению трудностей

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону.

Познавательные УУД:

Общеучебные: структурирование знаний.

 

5.

Первичное закрепление знаний в измененной ситиуации (структурирование знаний).

Давайте начнем работу с «литературной картой». Сейчас все, что мы вспомнили о произведении, оформим на нашей карте. У вас есть конверты с распечатками этих пунктов литературной карты. Наша задача их правильно наклеить, дополнить своими мыслями. (Слайд №7.)

 

Практическая работа с оформлением карты.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону.

Познавательные УУД:

Общеучебные: структурирование знаний.

 

-Давайте продолжим нашу работу.

-Что такое кульминация? Давайте вспомним, что оно обозначает?

(Слайд №8.)

КУЛЬМИНАЦИЯ это часть литературного, театрального или музыкального произведения, являющаяся наивысшей точкой развития действия, момент наибольшего напряжения.

-Найдите в тексте отрывок, который мы называем «кульминация». (слайд №10).

Кто прочитает его выразительно?

(Учитель спрашивает 2-3 учащихся читать выразительно. Дети оценивают свое чтение по критериям. Учитель выставляет отметки.)

«Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись… Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу»

- Объясните, почему именно этот отрывок мы можем назвать кульминацией?

(Ответы детей)

-Какие чувства в этот момент мы испытываем?

Словарик чувств и эмоций: страх за Жульку, сопереживание, испуг, жалость,

 беспокойство.

Дети составляют Я- высказывание.

Вывод: кульминация в рассказе – это тот отрывок, где мы с особой силой переживаем за все происходящее  в произведении;

нам здесь очень жаль Жульку;

события в этом моменте развиваются с большой скоростью, герои и сам читатель испытывают сильное напряжение.

-Давайте обозначим на карте кульминацию и наклеим этот отрывок.

-Как заканчивает свой рассказ автор?

(Ответы детей)

- Давайте зачитаем концовку произведения выразительно.

Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову — ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное. Даже прислуга, глазевшая на эту сцену, казалась тронутой.

Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла…

 

- А какие чувства испытывает Барбос к Жульке?

- Какие чувства мы испытываем, читая эти строки?

Работа со словариком чувств и эмоций: жалость, сострадание,  грусть, печаль, тоска, сожаление.

Заносим на л/карту чувства.

(Дети составляют я-высказывание. Учитель заслушивает и корректирует по необходимости  детей.)

Дополним литературную карту концовкой. Заносим на ЛК свое высказывание о чувствах, которые мы испытываем.

Примерное высказывание.

-Я испытываю сострадание к  Жульке. Мне  очень жалко и Барбоса, потому что он  тоскует по Жульке. Здесь мы понимаем, как сильно были привязаны друг к другу собаки.

 

 

- Вывод: нам всем очень жалко и Жульку, и Барбоса. Нас огорчает концовка в рассказе, т. к. она грустная. Но именно благодаря такой концовке, автор заставляет нас так сопереживать героям, испытывать  очень сильные эмоции и чувства.

Именно благодаря этому трагическому финалу, мы  узнали о том, какие сильные эмоции могут испытывать не только люди, но и животные.

Дети своими словами объясняют значение слова.

Потом сравнивают с эталоном.

 

 

 

Работают с текстом.

Дети дают самооценку чтению по критериям.

Учащиеся оценивают чтение одноклассников, составляют корректное монологическое высказывание- обосновывают своё мнение.

Ведут диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарем  эмоций и чувств.

Составляют Я -высказывание о своих чувствах.

Идет практическая работа по оформлению литературной карты.

 

Личностные УУД:

ценностно – смысловая ориентация

 

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои знания по эталону.

Познавательные УУД:

Общеучебные: структурирование знаний.

Логические:

-подведение под понятие;

-формирование умения на  основе анализа героев, текста  делать выводы.

 

6.

Творческое применение знаний.

-Но мы  можем сейчас  представить себя на месте писателя и закончить рассказ

по-своему, не так грустно.

- Как могла бы хорошо закончиться эта история?

(Прогнозирование детей.)

У некоторых ребят было индивидуальное творческое домашнее задание - придумать свою концовку  к рассказу. Сейчас мы их послушаем.

Проверка  индивидуального ДЗ.

Заслушиваем группу детей с творческим заданием и корректируем речевые и стилистические ошибки. Оцениваем ДЗ.

 

Примеры работ учащихся.

 

Ученица 4 класса  Юля

 

     Барбос лег рядом с Жулькой и тихо повизгивал. Мы   стали его звать, но Барбос не видел и не слышал никого. Кучеру пришлось закрыть его в сарае вместе с Жулькой.

    Часа через два из сарая раздался громкий лай. Мы вместе с папой бросились к сараю. Кучеру пришлось достать ключи и открыть сарай. Посреди сарая, покачиваясь, стояла Жулька. Ее лапы дрожали от слабости, но она держалась на ногах. А рядом с ней заливался громким радостным лаем Барбос. И все мы были рады за Жульку.

      Через несколько дней Жулька совсем выздоровела и опять, как прежде, играла с Барбосом.

 

Ученица 4 класса Лена.

 

     После того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Его впустили к Жульке. Мы тоже заглядывали в сарай, искали глазами Жульку. «Как там она?» -думали мы.

     После ужина мы набрали кусочки еды для Жульки и направились в сарай. Увидев нас, она слабо завиляла хвостом. Мы принесли ей не только еду, но и воду, теплое одеяльце, так как к вечеру стало холодать.

        На следующий день мы снова принесли Жульке еду. За нами побежал и Барбос. Когда он вошел, Жулька очень обрадовалась, даже на удивление нам, чуть-чуть приподняла голову. Но к еде собака не притронулась.

      Барбос, увидя еду, стремглав вылетел из сарая. Через десять минут он появился с костью в зубах. Барбос подошел к Жульке и положил перед ней кость. Но Жулька не ела, а только пила водичку.

     Родители увидев, что мы целый день просидели в сарае,  решили пригласить доктора к Жульке. Врач осмотрел собачку и сделал ей укол. После этого Жулька скоро поправилась.

   Все были очень рады, особенно Барбос! Он прыгал, вилял хвостом, облизывал мордочку Жульке и радостно лаял.

 

Физкультминутка.

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

- «Раз прыжок и три кивка,

Два- направо голова,

Три- налево поворот»-

И помчался до ворот.

А потом вздохнул и сел-

Он устал и присмирел!

 

Оценивание текстов детей ребятами и учителем. Выставление отметок.

-Какие теперь чувства мы испытываем, изменив концовку?

Работа со словариком чувств и эмоций: радость, облегчение, легкость.

Дети составляют Я- высказывание.

-Пометим на карте, что у нас в произведении была творческая концовка.

-Давайте теперь выберем тот  вариант творческой концовки, который вам больше всего понравился и наклеим его на обратную сторону карты.

Заносим на ЛК чувства.

-Я испытал радость от того, что Жульку удалось спасти. Мне стало легко на душе.

Вывод: человеку бывает  очень важно услышать добрые слова, испытать облегчение и чувство радости. Для нас очень важны положительные эмоции. Они помогают нам двигаться вперед, совершать хорошие поступки.

Сейчас я предлагаю вам закрасить цветными карандашами ваши л/карты в соответствии с вашими эмоциями, чувствами и настроением. Показать, как менялось настроение на протяжении всего рассказа. Не забудьте и про творческую концовку.

 

Прогнозируют ситуацию с хорошим концом в рассказе.

Заслушивают индивидуальное ДЗ группы детей из 3 человек. Высказывают  свое мнение о творческих концовках детей.

Выбирают тот вариант, который им понравился  больше и наклеивают его на ЛК (варианты творческих концовок детей учитель заранее  распечатал).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют Я - высказывание и записывают его на обратной стороне литературной карты.

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вести диалог.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

-умение строить речевое высказвание, создавать свой текст.

Регулятивные УУД:

-строят прогноз,

- учатся принимать чужое мнение,

-контроль, коррекция и оценка  творческих текстов детей

 

 

7.      

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание по группам. (Слайд №11.)

1 группа- пишет отзыв на произведение по плану.

2 группа – пишет мини сочинение-рассуждение на тему «Почему Жульку можно назвать маленькой, но храброй собачкой?»

Вступление. Я прочитал рассказ Александра Куприна «Барбос и Жулька». Барбос и Жулька- это собаки разные как по характеру, так и по внешнему виду.

Гипотеза «Внешность бывает обманчива. Большое значение имеют характер и поступки».

 

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и задавать вопросы.

 

8.      

Рефлексия.

-Давайте составим Я- высказвание и выводы по уроку. (Слайд №12.)

 

1.     На уроке я  (активно, пассивно, с интересом) работал.

2.     Моё настроение улучшилось, когда ….

3.     Мне было интересно (слушать …., работать с …).

4.     Материал урока мне был (понятен, не очень понятен, полезен)…..

-Давайте оформим эти выводы письменно на карту.

-Представьте свои готовые карты.

 

Представляют свои литературные карты и озвучивают свои чувства и выводы по уроку.

Личностные УУД:

-способность выработать свою жизненную позицию,

-принятие жизненных ценностей.

 

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Общеучебные:

-умение строить речевое высказывание, обобщать свои мысли.

 

Регулятивные УУД:

-контроль и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

-умение слушать и вести диалог.

 

Picture background

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ

 

А

 

 

 

ЛЖ

 
Овал: ГЛАВНАЯ МЫСЛЬСкругленный прямоугольник: КУЛЬМИНАЦИЯ
Чувства:

К

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Picture background 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ (обратная сторона)

                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                       


 

Проект урока Александр Иванович

Проект урока Александр Иванович

Метапредметные: познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить осознанное речевое высказывание в устной и письменной форме, приводить доказательства из текста, делать обобщение,…

Метапредметные: познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить осознанное речевое высказывание в устной и письменной форме, приводить доказательства из текста, делать обобщение,…

План урока №

План урока №

Ход урока № Этап урока

Ход урока № Этап урока

Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд №3

Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд №3

Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок, ведут диалог с учителем

Проверяют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок, ведут диалог с учителем

Мы выбрали из текста характеристику главным героям

Мы выбрали из текста характеристику главным героям

Главная мысль: 1. Животные тоже имеют чувства

Главная мысль: 1. Животные тоже имеют чувства

Дети оценивают свое чтение по критериям

Дети оценивают свое чтение по критериям

Как только отворили дверь сарая,

Как только отворили дверь сарая,

Вывод: нам всем очень жалко и

Вывод: нам всем очень жалко и

Барбос лег рядом с Жулькой и тихо повизгивал

Барбос лег рядом с Жулькой и тихо повизгивал

Жульке. Врач осмотрел собачку и сделал ей укол

Жульке. Врач осмотрел собачку и сделал ей укол

Вывод: человеку бывает очень важно услышать добрые слова, испытать облегчение и чувство радости

Вывод: человеку бывает очень важно услышать добрые слова, испытать облегчение и чувство радости

Рефлексия. -Давайте составим

Рефлексия. -Давайте составим

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ (обратная сторона)

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ (обратная сторона)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2025