МАОУ «Гимназия №41»
Конструкт урока по литературному чтению
на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»
Выполнила: Липатникова Т.И.
Новоуральск
2025
Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)
Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве Б. Заходера, Ю. Мориц, л. Яхнина, М. Яснова, Н. Гарина-Михайловского, Л. Пантелеева, Н. Некрасова, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.
Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о рассказе «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского, совершенствование умений поиска информации по тексту; пересказа текста.
Задачи:
Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», обеспечить его восприятие, организовать анализ произведения, подготовить к пересказу.
Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.
Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского.
Предметные результаты: познакомятся с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», проанализируют поведение и поступки главного героя, научатся пересказывать отрывок рассказа.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.
Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух литературные тексты.
Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.
Личностные: заинтересуются творчеством Н. Гарина-Михайловского.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: комбинированный
Принципы: наглядности, доступности.
Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.
Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. Н.А. Чуракова с.114-127.
Конструкт урока
| 
 Этапы урока открытия новых знаний  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность Учащихся  | 
 Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)  | 
| 
 1. Мотивационный этап 
 Задача: подготовка учащихся к работе на уроке  | 
 -Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. -Проверим готовность к уроку. -На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал.  | 
 Здороваются с учителем. 
 
 Проверяют готовность к уроку. 
  | 
 Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика. 
  | 
| 
 2. Актуализация знаний и целеполагание. 
 (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке  | 
 - Какой раздел мы с вами изучаем? - С какими авторами мы познакомились в этом разделе? -А о чем были произведения этих авторов? 
 -Что характерно для сказочного героя? 
 
 
 
 
 
 
 
 -Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? -Перед тем как узнать о произведении, мы с вами познакомимся с его автором. -Автором сегодняшнего произведения является Николай Гарин-Михайловский. Вы что-нибудь знаете о нем? -Предлагаю познакомиться с биографией Николая Гарина-Михайловского. (учитель раздает листы с биографией) -Предлагаю вам прочитать текст о Николае Гарине-Михайловском. После прочтения я вам задам несколько вопросов. На выполнение даю вам 3 минуты. -Итак, ребята. Фамилия писателя является настоящей? Как его зовут на самом деле? -Когда родился писатель? 
 -В каком городе родился он? -Он известен как писатель, но каким еще мы его знаем? 
 -Какое прозвище было у него? -Назовите знаменитые произведения писателя. 
 -Молодцы. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, это одно из этих 4 произведений. Оно было написано раньше других. Что это за произведение? -Верно. Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?  | 
 -Как рождается герой. - Б. Заходер, Ю. Мориц, Л. Яхнин, М. Яснов. -Эти произведения были о героях сказок. Как ведут себя герои, их общие черты. -Настоящий сказочный герой уходит ИЗ ДОМА навстречу трудностям и опасностям. Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дорогу. Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается ДОМОЙ повзрослевшим и поумневшим. -Мы прочитаем еще одно произведение про героя. 
 
 
 
 Ответы учеников (скорее всего они про него ничего не знают) 
 Читают биографию. 
 
 -Это не настоящая фамилия. Его зовут Николай Георгиевич Михайловский. -8 февраля (20 февраля по новому стилю) 1852 года. -Петербург. -Николай Георгиевич - инженер-путеец, журналист, путешественник, воспитатель. -Рыцарь железных дорог. -«Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». -Детство Тёмы. 
 
 
 
 -Познакомиться с рассказом «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского.  | 
 Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы. Предметные: знают биографию Н. Гарина-Михайловского, проявляют интерес к прочтению рассказа «Детство Темы».  | 
| 
 3. Открытие нового знания 
 (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста  | 
 -С каким рассказом мы сегодня познакомимся? - Предположите, о чем это произведение? - Откроем учебник на с.114. Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Я буду останавливать вас. После всего прочтения мы проверим правильно ли вы предположили. (текст рассказа ниже, после конспекта) Читают до первой остановки. -Ребята, о чем был этот отрывок рассказа? 
 
 
 -Возьмите в руки карандаш и поделите этот отрывок на 3 части. -Коротко расскажите, что происходит в первой части. -Во второй. -В третьей. -Что такое натюрморт? -Найдите в тексте и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом. 
 
 
 -Что такое пейзаж? 
 -А теперь найдите пейзажное описание. 
 
 
 
 
 
 
 -Что общего в этих описаниях? 
 -Этот беспорядок видит автор или Тёма? -Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика?  | 
 -Детство Темы. 
 Ответы учеников. 
 Открывают учебник. 
 Читают по цепочке, следят в учебнике. 
 
 
 -Отрывок был о мальчике Теме, который проснувшись и узнав, что его собака в колодце, решает ее спасти, для этого взяв все необходимое в сарае. Делят отрывок на 3 части. 
 Коротко рассказывают. 
 Коротко рассказывают. Коротко рассказывают. -Это описание предметов, расположенных на столе и т.д. 
 
 -Пейзаж – это описание местности, природы. 
 
 -Общее – это беспорядок, пустота. -И автор, и Тёма. 
 Ответы учеников. 
  | 
 Предметные – знают содержание рассказа «Детство Темы». Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность. Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста.  | 
| 
 4. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. 
 (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного 
 (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы  | 
 -Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка. -Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Темы к Жучке? -Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова. -Почему Теме в это утро было тяжело перелезать через забор? -Как эти поступки характеризуют Тему? -Что взял с собой Тема, чтобы спасти Жучку? -Вы догадались, какой план придумал Тема? -Но какой план придумал Тема мы узнаем на следующем уроке.  | 
 Читает, остальные следят. 
 -Тема тепло относится к собаке, переживает за нее, хочет спасти. -Взвинченный, перепуганный, но решительный. -Ему нездоровилось. 
 Ответы учеников. 
 -Веревку, бумагу, фонарь. 
 Ответы учеников.  | 
 Предметные: знают содержание произведения «Детство Темы», причины поведения главного героя. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.  | 
| 
 5. Закрепление и систематизация знаний (с учителем) 
 Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы 
 Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения  | 
 -Теперь я вам предлагаю подготовиться к пересказу. Для этого откроем учебник на с.115.пересказывать мы будем третью часть отрывка. Что нам нужно, чтобы пересказать текст? -Верно. Для этого прочитаем еще раз эту часть и выясним на какие смысловые части можно разделить ее. -На сколько частей можно разделить этот отрывок? -Как вы это определили? -Прочитайте первую смысловую часть. -Как мы его озаглавим? -Прочитайте вторую часть. -Как мы ее озаглавим? - Прочитайте третью часть. -Как мы ее озаглавим? -Прочитайте четвертую часть. -Как мы ее озаглавим? -Прочитайте пятую часть. -Как мы ее озаглавим? -Прочитайте шестую часть. -Как мы ее озаглавим? -Какое настроение передает автор в этой части текста?  | 
 Открывают учебник. 
 
 -Нужен план. 
 Читает вслух один человек. Остальные следят. 
 -На 6 частей. 
 -Разделили по абзацам. Читают первый абзац. -На террасе. Читают второй абзац. -В саду. Читают третий абзац. -Аллея к сараю. Читают четвертый абзац. -В сарае. Читают пятый абзац. -Кротчайший путь к беседке. Читают шестой абзац. -Прыжок со стены. -Находчивость мальчика, обеспокоенность, быстрота действий, решительность.  | 
 Предметные: знают содержание рассказа «Детство Темы», готовят план пересказа. Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности. Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом.  | 
| 
 6. Самостоятельная работа и проверка по эталону 
 
 Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку  | 
 -Ребята, сейчас я вам предлагаю в парах потренироваться пересказывать отрывок рассказа. На подготовку я вам даю 5 минут. -Давайте повторим критерии оценивания пересказа. Что должно быть? 
 
 
 
 -Итак, давайте начнем пересказ отрывка рассказа «Детство Темы» (учитель спрашивает разных учеников) -Молодцы, ребята.  | 
 Готовятся к пересказу. 
 
 
 
 Пересказывают отрывок текста.  | 
 Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль. Познавательные: умеют работать с учебником. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки. Предметные: знают рассказ «Детство Темы», умеют пересказывать текст.  | 
| 
 7. Рефлексия 
 Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.  | 
 -Произведение какого автора мы сегодня изучили? -Что вы о нем запомнили? -Какое произведение мы изучали? -О чем это произведение? 
 
 -Кто главный герой? -Что мы о нем узнали? Закончите предложения: Мне все … Я не понял … Я запомню… Мне понравилось…  | 
 -Николая Гарина-Михайловича. 
 Ответы учеников. -Детство Темы. О мальчике Темы, который хочет спасти свою собаку Жучку. -Мальчик Тема. Ответы учеников.  | 
 Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений. Регулятивные: регулировать собственную деятельность. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его. Предметные: знают краткую биографию Н. Гарина-Михайловского, рассказ «Детство Темы».  | 
| 
 8. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания  | 
 -Дома вам необходимо подготовиться к пересказу отрывка из рассказа «Детство Темы» Николая Гарина-Михайловского по плану.  | 
 Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.  | 
 
  | 








  
  
  
  
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.