Урок по литературному чтению "детство Тёмы"
Оценка 4.9

Урок по литературному чтению "детство Тёмы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
24.01.2025
Урок по литературному чтению "детство Тёмы"
Липатникова_Детство Тёмы.docx

МАОУ «Гимназия №41»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Липатникова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

Новоуральск

2025


Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (отрывок)

Перспективная цель: совершенствование знаний у учащихся о творчестве Б. Заходера, Ю. Мориц, л. Яхнина, М. Яснова, Н. Гарина-Михайловского, Л. Пантелеева, Н. Некрасова, умений сопоставлять название произведения и его содержание, определять тему, главную мысль, позицию автора.

Актуальная цель: формирование у учащихся представлений о рассказе «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского, совершенствование умений поиска информации по тексту; пересказа текста.

 

Задачи:

Обучающая - мотивировать обучающихся на восприятие и изучение рассказа Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», обеспечить его восприятие, организовать анализ произведения, подготовить к пересказу.

Развивающая – развивать коммуникативные УУД (умение сотрудничать), развивать воображение у учащихся в процессе беседы.

Воспитательная – воспитывать интерес к творчеству Н. Гарина-Михайловского.

 

Предметные результаты: познакомятся с рассказом Н. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы», проанализируют поведение и поступки главного героя, научатся пересказывать отрывок рассказа.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать собственную точку зрения по поводу прочитанного.

Познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, осмысливают цели чтения, читают и воспринимают на слух литературные тексты.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, сопоставляют название произведения и его содержание, фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой.

Личностные: заинтересуются творчеством Н. Гарина-Михайловского.

 

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник.

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный

Принципы: наглядности, доступности.

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический.

Литература: Учебник. Литературное чтение. 3 класс. 2 часть. Н.А. Чуракова с.114-127.


Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

Учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.      Мотивационный этап

 

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

-Добрый день, ребята. Меня зовут Виктория Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Проверим готовность к уроку.

-На парте у вас должны быть учебник, дневник и пенал.

Здороваются с учителем.

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность, принятие и освоение социальной роли ученика.

 

2.      Актуализация знаний и целеполагание.

 

(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы  с текстом на уроке

- Какой раздел мы с вами изучаем?

- С какими авторами мы познакомились в этом разделе?

-А о чем были произведения этих авторов?

 

-Что характерно для сказочного героя?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

-Перед тем как узнать о произведении, мы с вами познакомимся с его автором.

-Автором сегодняшнего произведения является Николай Гарин-Михайловский. Вы что-нибудь знаете о нем?

-Предлагаю познакомиться с биографией Николая Гарина-Михайловского.

(учитель раздает листы с биографией)

-Предлагаю вам прочитать текст о Николае Гарине-Михайловском. После прочтения я вам задам несколько вопросов. На выполнение даю вам 3 минуты.

-Итак, ребята. Фамилия писателя является настоящей? Как его зовут на самом деле?

-Когда родился писатель?

 

-В каком городе родился он?

-Он известен как писатель, но каким еще мы его знаем?

 

-Какое прозвище было у него?

-Назовите знаменитые произведения писателя.

 

-Молодцы. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, это одно из этих 4 произведений. Оно было написано раньше других. Что это за произведение?

-Верно. Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Как рождается герой.

- Б. Заходер, Ю. Мориц, Л. Яхнин, М. Яснов.

-Эти произведения были о героях сказок. Как ведут себя герои, их общие черты.

-Настоящий сказочный герой уходит ИЗ ДОМА навстречу трудностям и опасностям. Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дорогу. Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается ДОМОЙ повзрослевшим и поумневшим.

-Мы прочитаем еще одно произведение про героя.

 

 

 

 

Ответы учеников (скорее всего они про него ничего не знают)

 

Читают биографию.

 

-Это не настоящая фамилия. Его зовут Николай Георгиевич Михайловский.

-8 февраля (20 февраля по новому стилю) 1852 года.

-Петербург.

-Николай Георгиевич - инженер-путеец, журналист, путешественник, воспитатель.

-Рыцарь железных дорог.

-«Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

-Детство Тёмы.

 

 

 

 

-Познакомиться с рассказом «Детство Тёмы» Н. Гарина-Михайловского.

Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Познавательные - делают выводы. Регулятивные - умение определять цель урока с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке, проявление интереса к изучению новой темы.

Предметные: знают биографию Н. Гарина-Михайловского, проявляют интерес к прочтению рассказа «Детство Темы».

3.      Открытие нового знания

 

(Подготовка к восприятию.

Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

-С каким рассказом мы сегодня познакомимся?

- Предположите, о чем это произведение?

- Откроем учебник на с.114. Предлагаю вам прочитать этот рассказ по цепочке. Я буду останавливать вас. После всего прочтения мы проверим правильно ли вы предположили. (текст рассказа ниже, после конспекта)

Читают до первой остановки.

-Ребята, о чем был этот отрывок рассказа?

 

 

 

-Возьмите в руки карандаш и поделите этот отрывок на 3 части.

-Коротко расскажите, что происходит в первой части.

-Во второй.

-В третьей.

-Что такое натюрморт?

-Найдите в тексте и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом.

 

 

 

-Что такое пейзаж?

 

-А теперь найдите пейзажное описание.

 

 

 

 

 

 

 

-Что общего в этих описаниях?

 

-Этот беспорядок видит автор или Тёма?

-Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика?

-Детство Темы.

 

Ответы учеников.

 

Открывают учебник.

 

Читают по цепочке, следят в учебнике.

 

 

 

-Отрывок был о мальчике Теме, который проснувшись и узнав, что его собака в колодце, решает ее спасти, для этого взяв все необходимое в сарае.

Делят отрывок на 3 части.

 

Коротко рассказывают.

 

Коротко рассказывают.

Коротко рассказывают.

-Это описание предметов, расположенных на столе и т.д.

 

-Пейзаж – это описание местности, природы.

-Общее – это беспорядок, пустота.

-И автор, и Тёма.

 

Ответы учеников.

 

Предметные – знают содержание рассказа «Детство Темы».

Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; осуществление контроля своей деятельность.

Личностные - проявление интереса к изучению новой темы; способность к внимательному слушанию текста.

4.      Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

 

(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного

 

(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

-Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка.

-Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Темы к Жучке?

-Объясните поведение Темы, опираясь на подчеркнутые слова.

-Почему Теме в это утро было тяжело перелезать через забор?

-Как эти поступки характеризуют Тему?

-Что взял с собой Тема, чтобы спасти Жучку?

-Вы догадались, какой план придумал Тема?

-Но какой план придумал Тема мы узнаем на следующем уроке.

Читает, остальные следят.

 

-Тема тепло относится к собаке, переживает за нее, хочет спасти.

-Взвинченный, перепуганный, но решительный.

-Ему нездоровилось.

 

Ответы учеников.

 

-Веревку, бумагу, фонарь.

 

Ответы учеников.

Предметные: знают содержание произведения «Детство Темы», причины поведения главного героя.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы; оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

5.       Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

 

Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

 

Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

-Теперь я вам предлагаю подготовиться к пересказу. Для этого откроем учебник на с.115.пересказывать мы будем третью часть отрывка. Что нам нужно, чтобы пересказать текст?

-Верно. Для этого прочитаем еще раз эту часть и выясним на какие смысловые части можно разделить ее.

-На сколько частей можно разделить этот отрывок?

-Как вы это определили?

-Прочитайте первую смысловую часть.

-Как мы его озаглавим?

-Прочитайте вторую часть.

-Как мы ее озаглавим?

- Прочитайте третью часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте четвертую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте пятую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Прочитайте шестую часть.

-Как мы ее озаглавим?

-Какое настроение передает автор в этой части текста?

Открывают учебник.

 

 

-Нужен план.

 

Читает вслух один человек. Остальные следят.

 

-На 6 частей.

 

-Разделили по абзацам.

Читают первый абзац.

-На террасе.

Читают второй абзац.

-В саду.

Читают третий абзац.

-Аллея к сараю.

Читают четвертый абзац.

-В сарае.

Читают пятый абзац.

-Кротчайший путь к беседке.

Читают шестой абзац.

-Прыжок со стены.

-Находчивость мальчика, обеспокоенность, быстрота действий, решительность.

Предметные: знают содержание рассказа «Детство Темы», готовят план пересказа.

Коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные - планировать деятельности; усвоение новой темы и применение её на практике; осуществление контроля своей деятельности.

Личностные: проявление интереса к изучению новой темы, умение внимательно слушать и следить за текстом.

6.       Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

 

Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

-Ребята, сейчас я вам предлагаю в парах потренироваться пересказывать отрывок рассказа. На подготовку я вам даю 5 минут.

-Давайте повторим критерии оценивания пересказа. Что должно быть?

 

 

 

 

-Итак, давайте начнем пересказ отрывка рассказа «Детство Темы»

(учитель спрашивает разных учеников)

-Молодцы, ребята.

Готовятся к пересказу.

 

 

 

Пересказывают отрывок текста.

Личностные: обучающиеся проявляют заинтересованность, познавательную мотивацию учения в процессе учебной ситуаций.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные: умеют работать с учебником.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; признавать свои ошибки.

Предметные: знают рассказ «Детство Темы», умеют пересказывать текст.

7.       Рефлексия

 

Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

-Произведение какого автора мы сегодня изучили?

-Что вы о нем запомнили?

-Какое произведение мы изучали?

-О чем это произведение?

 

 

-Кто главный герой?

-Что мы о нем узнали?

Закончите предложения:

Мне все …

Я не понял …

Я запомню…

Мне понравилось…

-Николая Гарина-Михайловича.

 

Ответы учеников.

-Детство Темы.

О мальчике Темы, который хочет спасти свою собаку Жучку.

-Мальчик Тема.

Ответы учеников.

Личностные: способность к самоопределению и самооценки на основе критериев успешной деятельности, адекватная самооценка своих ошибок и достижений.

Регулятивные: регулировать собственную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, рефлексия своих действий, способность строить свое высказывание и обосновывать его.

Предметные: знают краткую биографию Н. Гарина-Михайловского, рассказ «Детство Темы».

8.       Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

-Дома вам необходимо подготовиться к пересказу отрывка из рассказа «Детство Темы» Николая Гарина-Михайловского по плану.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

 

 


 

https://sun9-56.userapi.com/impg/bgbddqGwgKSsc5HOFxMjS5BGjafa-oNXnH84Pg/ljYL8z96Pos.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=1e22ab6ee13f9d2535cd7dbaacabaceb&type=album

      

 


 

МАОУ «Гимназия №41»

МАОУ «Гимназия №41»

Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство

Тема: Рассказ Н. Гарина-Михайловского «Детство

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Методы, приемы: словесный, наглядный, практический

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Конструкт урока Этапы урока открытия новых знаний

Автором сегодняшнего произведения является

Автором сегодняшнего произведения является

Что это за произведение? -Верно

Что это за произведение? -Верно

Найдите в тексте и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом

Найдите в тексте и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы -Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы -Маша прочитай еще раз последнюю часть отрывка

Прочитайте пятую часть. -Как мы ее озаглавим? -Прочитайте шестую часть

Прочитайте пятую часть. -Как мы ее озаглавим? -Прочитайте шестую часть

Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Урок по литературному чтению "детство Тёмы"

Урок по литературному чтению "детство Тёмы"

Урок по литературному чтению "детство Тёмы"

Урок по литературному чтению "детство Тёмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2025