Технологическая карта урока "Добро и милосердие в рассказе "Чудесный доктор" А.И.Куприна

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТКЧудесный доктор.doc

Технологическая карта урока литературы

 

Учитель

Моспанова Светлана Аркадьевна

Класс

6 «Б»

Тема урока

Добро и милосердие в рассказе И. Куприна «Чудесный доктор»

Цель урока

Создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Задачи

- познакомить с  реальной основой рассказа и прототипом главного героя Н. И. Пироговым; способствовать пониманию авторского замысла; познакомить с художественными особенностями жанра рождественского рассказа на примере произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»; способствовать формированию навыков анализа художественного текста,  развитию умений анализа, синтеза и обобщения , а также развитию связной устной речи; содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Планируемые результаты обучения

Предметные УУД:

Знать реальную основу произведения и прототипа героя Н. И. Пирогова, сюжет рассказа;  особенности рождественского рассказа как жанра эпоса;

Понимать смысл названия рассказа, авторский замысел;

Уметь давать характеристику героя, находить черты рождественского рассказа в тексте, строить связное устное высказывание.

Метапредметные УУД:

Познавательные: выявлять особенности  объекта в процессе наблюдения, анализировать предложенные тексты, находить дополнительную информацию.

Коммуникативные:  владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;

Регулятивные: Формулирование и планирование действий по выполнению учебной задачи. Контроль собственной деятельности по результатам выполнения задания.  Определение общей цели и путей её достижения.

Личностные УУД:

 осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Тип урока:

Открытие нового знания.

Формы деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Методы

Словесные: рассказ, работа с книгой, беседа, частичная дискуссия, театрализация.

Наглядные: иллюстративная демонстрация (компьютерная презентация).

Метод практического обучения: кластер, таблица, образы героев.

Методы проблемного обучения: проблемно – диалогическое изложение материала, исследование («Признаки жанра  рождественского рассказа»)

Педагогические технологии

Технология искусственного интеллекта, технология развития  критического мышления, технология проблемного  обучения

технология интерактивного обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии

 

                                                                   

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

 

 

 

Здравствуйте,  уважаемые  гости.  Здравствуйте, ребята (приветствует учеников)
Проверяет готовность класса к уроку.
Создаёт положительный эмоциональный настрой.
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Записывают число

 

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

2.

Актуализация знаний

- С произведением, какого русского писателя вы познакомились дома? Какие эмоции вызвал у вас этот рассказ?

«Чудесный доктор» А.Куприна

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Создает эмоциональный настрой на понимание темы.

Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Организовывает погружение в проблему

 Сегодняшний урок я бы хотела начать с небольшой притчи, послушайте и подумайте, чему учит она. 

 Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, вывыброшенные  на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

- Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.

- Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выброшены тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

- Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
      Старец ничего не ответил, отошел в сторону задумался.

-Почему мальчик не смог пройти мимо выброшенных на берег моря звёзд?

-Чему  учит эта притча?

-Как вы думаете, почему к этой притче мы обратились в начале урока, о чём мы будем говорить сегодня?

Да, тема нашего урока  «Добро и милосердия в рассказе И. Куприна «Чудесный доктор».

У вас есть рабочие листы . Напишите тему урока.

2. А теперь подумайте и запишите ваши ассоциации, связанные со словами «чудесный» и «доктор».

Какова же цель урока?

Анализируя рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», вы узнаете, что можно назвать чудом, кто способен на чудеса и как сотворить чудо.

Слушают притчу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы:

-Ему было жаль, он сострадал.

 

 

-Учит быть милосердными, открытыми, помогать слабым.

 

- доброте, состраданию, милосердию.

 

Бессердечие, жестокость,  

равнодушие

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

Научиться принимать и сохранять задачу.

Познавательные:

Умения структурировать знания. Умение осознанно строить речевое высказывание.

 

4.

Освоение нового материала

 

Поиск решения учебной задачи. Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.Тема добра и милосердия в  рассказе «Чудесный доктор»

– На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе урока?  Какие задачи постараемся решить?

-проанализировать эпизоды, понять основную мысль  рассказа, решить, кто из героев милосерден, а кто равнодушен.

Нам предстоит

-  разобраться в содержании прочитанного,  понять

авторский замысел;-  оценить поступки героев;

Вы уже знаете содержание произведения сформулируйте тему : Встреча с человеком , изменившая жизнь всей семьи.( Встреча с доктором изменила жизнь семьи

Проверим, внимательные ли вы читатели. *Восстановите последовательность пунктов плана рассказа «Чудесный доктор», прочитанного вами самостоятельно

    Проверьте и оцените работы друг друга

    

 

     Назовите эпитеты в пунктах плана 3, 4, 5. (Убогое, горький, несчастная) Какую ситуацию в семье Мерцаловых они характеризуют? (Сложную, трудную, тяжелую)

Аргументируют свою точку зрения.  Осознанно строят речевые высказывания, воспринимают ответы обучающихся. Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

 

 

(работа в парах)

Образец выводится на экран

1.Великолепие городских улиц.

2. Убогое жилище Мерцаловых.

3. Горький разговор с матерью.

4. Несчастная семья.

5. Встреча в общественном саду. 6. Рассказ Мерцалова.

7. Помощь старого доктора.

 8. Чудесные изменения

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои возможности, работать в группе.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать.

5.

Осуществление учебных действий по освоению нового материала (работа в парах)

Организует практическую  работу.

Слайд 4 «Рождество» доктор»?
- В какое время происходят события в произведении «Чудесный доктор»? Какой праздник изображен?

 Какие ассоциации возникают при слове «Рождество»?

- Как вы считаете, такие же чувства испытывали главные герои рассказа?

Слайд 5 «Рождественский рассказ» - Какие чувства испытываете при их приближении? Что вы знаете о таком литературном жанре , как рождественский рассказ?

А раньше дети ожидали чуда перед Рождеством, на Святки. В эти дни в доме наряжалась ёлка, а ночью, пока дети спят, под ёлку кто-то клал подарки. Это было чудо! Ни телевизорв, ни радио, ни мобильного телефона, ни интернета тогда не было, и в долгие святочные вечера родители или бабушки-дедушки читали детям небольшие святочные рассказы. В них обязательно говорилось о чуде, которое произошло во время святок или на Рождество. Рассказы эти счастливо заканчивались и приносили слушателям надежду, радость, веру в чудо. Рассказ Куприна «Чудесный доктор»- один из таких святочных рассказов.

Заполните примерами таблицу «Признаки рождественского рассказа в произведении «Чудесный доктор»».

     Признаки рождественского рассказа

Примеры

Действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова

 

Неразрешимая или трудноразрешимая ситуация 

 

Рождественское чудо

 

Счастливый финал

 

Как рассказ начинается? Почему (достоверность, реалистичность) Обратили вы внимание, что в рассказе не один повествователь.

1.Это вымышленный рассказ или основан на реальных событиях? 

2.Где, в каком городе происходили события? Когда?

3. От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых?

4.А сам рассказчик  от кого узнал?

Композиция 1. Рассказ в рассказе. 2. Антитеза

Вспоминают особенности святочного рассказа

  Новый Год,

Рождество.

 

-Ожидание чуда рассказа

 

Заполните примерами таблицу «Признаки рождественского рассказа в произведении «Чудесный доктор»».

 

 

Познавательные: активизация мышления  во время просмотра инсценировки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

6.

  Осуществление учебных действий по освоению нового материала (работа с текстом по группам)

Чтобы достичь поставленных целей, проанализируем рассказ.

Группа 1

1. С какими героями знакомит нас автор  в самом начале произведения?

2. Почему они забыли о важном поручении? Что привлекло их внимание и почему? Какое поручение не смогли выполнить Гриша и Володя?

3. В каком «ином» мире живут мальчики? (найдите в тексте и подтвердите свои мысли)

4. Кто из героев вызывает ваще сочувствие и почему?

5. Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?

Как называется художественный  прием? На фоне жизни богатых людей нищета Мерцаловых выглядит очень плачевно

Группа 2

  1. Как давно семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении?
  2. Почему никто не помог им?
  3. Какие чувства испытывают члены семьи? Кто больше всех винит себя?
  4. Какую роль играет портрет самого Мерцалова? Какие детали портрета вам кажутся наиболее важными?
  5. Где неожиданно для себя оказывается Мерцалов?

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

 

Познавательные: овладение навыками самоорганизации, целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

                                                                                       

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

7.

Физкультминутка

 

Давайте немного отдохнём и представим, что попадаем в зимний сад.

Направо - чудные деревья,
Налево - ёлок длинный ряд,
А сверху - облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.
Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.
И вновь вдыхаем глубоко:
И на душе легко-легко:

Выполняют задание

Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности

 

 

Что является кульминацией рассказа? Какая страшная мысль пришла ему в голову? Что в словах незнакомца привело Мерцалова в состояние «отчаянной злобы»?

М.«Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?»

Д.-Вы позволите здесь присесть? Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец. — Морозно... тихо. Что за прелесть — русская зима! .— А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, — продолжал незнакомец (в руках у него было несколько свертков). — Да вот по дороге не утерпел, сделал круг, чтобы садом пройти: очень уж здесь хорошо.

М— Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки!..

Д— Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.

Автор(читает с места) В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня. Незнакомец слушал, не перебивая его ни словом, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с своего места и схватил Мерцалова за руку.

Д. — Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!

Группа 3.

  1. Почему Мерцалов доверился незнакомцу?
  2. Что в голосе незнакомца заставило и Елизавету Ивановну подчиниться ему?
  3. Какой сюрприз ждал Мерцаловых после ухода незнакомца?
  4. Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? Как сложились в дальнейшем судьбы членов семьи Мерцаловых?
  5. Почему доктор не называет своего имени?

Сообщение учащегося. Слайд 7 «Н. И. Пирогов»

Сбылось пожелание доктора?

Кто испытывает сострадание? Спасение семьи совершил человек, которого можем назвать святым. Это Николай Иванович Пирогов. Что вы знаете об этом докторе.

Подытожим сказанное: Идея доброты и сострадания – главная идея рассказа.

 

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Познавательные: формирование умения извлекать информацию из учебной литературы; формирование  умения выявлять особенности текста; формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование  умения находить ответы на вопросы в тексте.

 

8.

Рефлексия

Закрепление материала

Слайд 7 «Рефлексия»

Вспомните притчу, которую вы услышали в начале урока.

     Назовите одним словом то, что произошло со звездами благодаря мальчику. (Чудо)

     Благодаря чему стало возможным это чудо? (Неравнодушие мальчика, желание помочь…)

     Какой вывод лично вам помогает сделать эта притча и рассказ «Чудесный доктор» о способности человека творить чудеса? (Каждый человек способен сотворить чудо.)

Закончить урок поможет высказывание,  начало которого можете выбрать сами:

1.             Быть «чудесным доктором»- это значит…

2.             Рассказ заставил меня задуматься …

3.             Рецепт профессора Пирогова в том, что…

4.             Я  благодарен (благодарна) А.И. Куприну…

Рефлексия своих действий

Оценивают свою работу на уроке

 

Оценивают урок- на доску прикрепляют сердечки красные (понравился) или белые

( не понравился)

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

9.

Домашнее задание

 

Выставляет оценки, благодарит за работу.

Слайд 8 «Домашнее задание»

Напишите сочинение-миниатюру, объяснив, как вы понимаете слова рассказчика: « Никогда не падайте духом».

Ученики записывают задание в дневник.

 


Посмотрите также