Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Оценка 4.6

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
9 кл
02.02.2019
Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Открытый урок проводится в 9 классе по литературе. Форма проведения - "шесть шляп мышления". Работа проводится в групповой форме. Участвуют шляпы разных цветов - это красная, белая, чёрная, синяя, зелёная, жёлтая. У каждой шляпы своё назначение. Тип урока - конференция.
открытый урок по русской литературе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение марийская гимназия им.Я.Ялкайна с.Чураево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан Конспект урока по русской литературе на тему: Читательская конференция по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Выполнила: учитель русского языка и литературы Янгубаева Элла Олеговна Тема: Читательская конференция по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» Форма: «шесть шляп мышления» Цели: формирование патриотических чувств и гражданских позиций, любви к происходящему и настоящему своей Родины. Задачи: 1. Воспитывать обучающихся – достойных продолжателей дела отцов и дедов своих, патриотов своей страны. 2.Показать патриотизм и героизм советских людей, проявленный в годы ВОв, на примере героев повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...», показать «неженское лицо» войны. 3. Способствовать формированию у ребят духовно- нравственных качеств личности. Эпиграф: У  ВОЙНЫ   НЕ  ЖЕНСКОЕ ЛИЦО                                                                   Светлана АЛЕКСИЕВИЧ Оборудование:   презентация    «Биография  Б.Васильева»,  выставка «Борис Васильев», портрет Эдварда де Боно,   повесть «А зори здесь тихие», шесть разноцветных шляп, ноутбук. Ход урока 1.Орг.момент. Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут … Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Повернитесь к нашим дорогим гостям, улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Все ли готовы к уроку? 2. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Мы с вами все разные , разные внешне, разные внутренне, по-разному воспринимаем мир и по-разному мыслим. Мыслить же мы можем по определению психолога Эдварда де Боно (Эдвард де Боно - широко известный специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов) шестью различными способами, т.е. «в шести шляпах». (Показ портрета Эдварда де Боно) Учитель: Что обозначают каждая из шляп? Обратите внимание на то, что каждая из них разного цвета. 1 группа. Белая шляпа. Мыслим фактами, без эмоций, без субъективных оценок. Только факты. 2 группа. Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Необходимо выделять в рассматриваемом произведении положительные явления, стороны и аргументировать. 3 группа. Чёрная шляпа. Это противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, что было нелегко, проблематично, объяснить, почему так произошло. 4 группа. Красная шляпа. Это эмоциональная шляпа. Нужно уметь выразить свои эмоции к рассматриваемой повести. Творческое мышление. 5 группа. Зелёная шляпа. Задайтесь вопросом: что можно было бы сделать иначе, почему и как именно? 6 группа. Синяя шляпа. Это философская, обобщающая шляпа. Обобщение всего сказанного. Итак, роли распределены. Наденьте свои мыслительные шляпы и начинаем работу. Мы с вами сегодня, пользуясь этим методом мышления ,попытаемся проанализировать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», поразмышляем о поведении героев, проследим, как Б. Васильев в своём произведении решает проблему – женщина на войне, о чём заставляет задуматься это произведение. Итак, тема нашего урока называется … Мы с вами разделены на шесть групп. Получаем каждая группа по шляпе. Скажите, пожалуйста, почему мы анализируем произведение именно военной тематики? (В 2015 году 9 мая мы отмечаем 70-ю годовщину со дня окончания ВОВ) 3. Основная часть Учитель: Вначале дадим слово белой шляпе. Они должны нам привести факты из биографии писателя Васильева. (По ходу рассказа идёт презентация по биографии писателя) Слово учителя. Спасибо большое за интересный рассказ. А теперь вопрос синей шляпе. Какой вывод можно сделать из услышанного о писателе Васильеве? (Ответ синей шляпы) Учитель: На самом деле, Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца. Учитель: пожалуйста, на такие вопросы 1.Назовите тему произведения? 2.Скажите, пожалуйста, интересно ли было читать произведение? Теперь работают наши шляпы. Сначала вопрос белой шляпе. Где и когда происходят изображённые в повести события? Докажите строчками из произведения. Учитель: Спасибо. А теперь работает зелёная шляпа: На какие мысли наталкивает вас такое начало? (Ответ зелёной шляпы) Учитель: Да, начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 Сначала работаем совместно. Ответьте, разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто посмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он чувствует постоянную неловкость с такими бойцами. Учитель: А теперь попрошу поработать снова белую шляпу. Перечислите героев повести? Назовите основные факты из жизни этих героинь. Учитель: Молодцы, я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание повести. Вопрос жёлтой шляпе. Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь? Какая черта характера вам больше всего нравится? (Ответ жёлтой шляпы) Учитель: Очень хорошо, жёлтая шляпа. Я согласна, что все девушки, герои повести, наделены неповторимостью. Каждая обладает своеобразным характером. У Жени Комельковой – яркая красота, которой восхищаются и мужчины и женщины, друзья и даже враги. Своеобразие облика Риты Осяниной – в ярко выраженном чувстве долга. Соне Гурвич присущи поэтичность в сочетании с хрупкостью и незащищённостью, которые вызывают желание уберечь, оградить. Главное в Лизе Бричкиной – это её близость к природе, открытая сердечность, а особинка Галки Четвертак – в её способности преображать действительность, в неуёмности фантазии. Учитель: А теперь попросим поработать красную шляпу. Понравился ли вам герой Васков? Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова и отношение к нему автора-повествователя? (Размышления красной шляпы) заботится о порядке, Учитель: Знакомя читателя с Васковым, Борис Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно-прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Прошлое старины многое объясняет в нём, сегодняшнем. Прежде всего, считал «большой помехой, что человек он почти без образования», хоть и не его в этом была вина: «аккурат в конце … четвёртого (класса) у него медведь отца заломал». И стал он с четырнадцати лет «и кормильцем, и поильцем, и добытчиком» в семье. «Сроду Васков чувствовал себя старше, чем был». А это объясняет, в свою очередь, почему в армии он старшиной был не только по званию, а по своей «старшинской сути», которая стала своеобразной чертой его мироощущения. В старшинстве Васкова автор видит своего рода символ. Символ опорной, коренной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг во всей жизни – и в военной тоже. В качестве «старшого» он опекает бойцов, добивается неукоснительного выполнения задания. В «пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования». Но педантичная приверженность каждой букве устава выдаёт ограниченность кругозора старшины, ставит его нередко в смешное положение. Учитель: Я думаю, что наверняка есть вопросы к другим шляпам у чёрной шляпы. Черная шляпа. Нам непонятно, почему вначале трудно складываются отношения между старшиной и девушками? Этот вопрос мы хотели бы задать зелёной шляпе. (Ответ зелёной шляпы) Учитель: Спасибо. Я думаю, что взаимоотношения старшины и зенитчиц на первых порах складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают устав, а с точки зрения девушек – оттого, что Васков слепо следует уставу, не в состоянии учитывать живую жизнь, которая никак не укладывается в уставные параграфы. На этой стадии взаимоотношений девушки для старшины – «эх, вояки!», а он для девушек – «пенёк замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». (Само глаз, силы слово «устав» и другие военные термины не сходят с языка Васкова. Пытаясь, например, выразить своё впечатление от пронзительной красоты Жени Комельковой, он говорит: «Неимоверной как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица».) Учитель: Где полностью раскрывается характер Васкова? (Этот вопрос задаётся всем) Учитель: Я согласна с вами, что смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается, вызревает характер Васкова. Необходимость поддерживать бодрость духа в своём маленьком отряде заставляет скупого на проявление чувств старшину «улыбку изо всех сил к губам прилаживать». Узнавая девушек-бойцов, он проникается тёплым сочувствием к горю каждой их них. Сроднившись с этими девчатами общей бедой, общими утратами, общим желанием победить, отстоять свою землю, он говорит: «Да какой я вам старшина, сестрёнки? Я теперь вроде как брат». Так в бою наполняется живой благотворной человечностью, расправляется душа сурового Васкова, а девушки проникаются уважением к нему, доверяя его жизненному опыту – военному, трудовому.В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадёжно – держать. …И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сынком и защитником. И не было во всём мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Учитель: Белая шляпа,  напомните, пожалуйста, как погибают девушки? (Ответ белой шляпы) Учитель: А теперь вопрос снова синей шляпе. Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек? Почему все девушки погибают? женщины, (Размышления ребят) Учитель: Да, гибель каждой из девушек можно назвать героической. Подвиг каждой из героинь произведения становится особенно весомым и значительным оттого, что они, исполненные любви к людям, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, взваливают на себя груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками и погибают, защищая ценой своих едва только начавшихся жизней свободу и будущее своей Родины. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность. Учитель. На одной из читательских конференций Б.Васильев сказал: «Надо иметь в виду, что речь идёт о немецких диверсантах, тогда ещё не сдававшихся   в   плен,  Чтобы   их   остановить,  нужно   было   платить жизнью   советских   людей.   А   здесь   против   них   всего   лишь   один старшина и пять неопытных девочек. И эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь». Учитель: Снова работает красная шляпа . Какой эпизод из повести у вас вызвал наибольший интерес? Почему? Учитель:  Черная шляпа. Что вам ещё было   непонятно в повести? Какой шляпе вы бы хотели задать вопрос?  Вопрос задаёт чёрная шляпа жёлтой шляпе:  Девушки погибли. Нам непонятно,  почему автор оставляет жить  Васкова? Как вы к нему относитесь и как поступили бы на его месте? (Ответ жёлтой шляпы) Учитель:  Сами девушки не простили бы старшину, если бы он отступил. И первая ­ Рита.Он сам рисковал прежде всего. Он уцелел, потому что опытным был, много воевал, знал лес, всё видел, всё слышал и не надеялся на помощь Чёрная шляпа. Вопрос зелёной шляпе Нам непонятно, можно ли осуждать Соню и Галю за нелепую смерть? (Ответ зелёной шляпы) Учитель: Я бы снова хотела обратиться к красной шляпе С каким чувством прощается Федот Евграфыч Васков с каждой из пяти девушек? (Ответ красной шляпы) Учитель: У старшины Васкова болит душа: девушкам приходится воевать, убивать врага и погибать самим. Ему кажется, что он плохо ими командует и кругом перед ними виноват. «Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни», – горько размышляет он после первых потерь, мечтая сохранить оставшихся. Когда старшина подводит горестные итоги, он нерасторжимо соединяет всех девушек своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них. Учитель: Впервые повесть «А зори здесь тихие...» была опубликована в 1969 году   в   журнале   «Юность».   Интерес   к   повести   был   огромным,   поэтому   она многократно   переиздавалась.   Кроме   того   во   многих   театрах   страны   были поставлены   спектакли   по   повести.   Обошла   многие   экраны   мира   экранизация повести, осуществлённая режиссёром Станиславом Ростоцким. Интерес к повести не ослабевает до сих пор. Три года назад по телевидению был показан китайский ремейк нашего фильма. (Кинофрагмент из кинофильма) Учитель: На какие мысли натолкнул вас этот просмотренный эпизод?  (Ответы ребят)  Учитель:  У меня вопрос ко всем шляпам.  С какими известными вам героями литературы вы могли бы сравнить Федота Евграфовича? (Андрей Соколов, Василий Теркин). 4. Выводы  Учитель:   Итак, сегодня мы говорили с вами о героях повести, которая носит удивительное название «А зори здесь тихие...».  Почему писатель так назвал повесть? Как вы понимаете смысл её заглавия? (Вопрос всем) Учитель. Заглавие повести ёмко и многозначно. Тема зорь, рассвета, тихого утра   проходит   через   всё   произведение.   Утром,   на   рассвете,   происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где­то рядом ­ война, кровь, смерть. Можно ли считать, что в повести есть Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. Учитель: собирательный образ женщины на войне? Из неповторимых характеров пяти девушек-зенитчиц в повести незаметно вырастает ёмкий собирательный образ советской женщины, женщины-патриотки, защитницы своей Родины. По сути, каждая из пяти героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа. Учитель: Можете ли вы доказать, что у войны не женское лицо? (Вопрос всем) Да, у войны, действительно, не женское лицо. Погибли девушки, почти ваши ровесницы. У каждой была своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени, и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное- она прервала нить в «бесконечной пряже человечества». Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия. Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием, что у войны не женское лицо . Это им, и им подобным мы обязаны своей жизнью, это их пример должен нас заставить задуматься над тем, как мы живём, какими достоинствами обладаем, к чему должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, которые не вернулись с войны. 5. Рефлексия. Понравилась ли вам такая групповая работа? Помогает ли она лучше проанализировать произведение? 6. Итоги урока. 7. Д/з. Напишите отзыв о книге, сегодняшней конференции.

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Урок литературы в 9 классе по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019