Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Оценка 4.6

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.02.2019
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Изучая роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", немыслимо не остановиться на анализе основного образа - Онегине. Необходимо осознать последовательность событий в романе, развитие сюжета. Анализ проводится методом беседы, в ходе которой надо разобрать периоды детства и юности Онегина, чтобы понять его характер. Эпиграфом к уроку взяты слова Байрона, в которых чувствуется усмешливая ирония судьбы, но они перекликаются со строчками Вяземского: "И жить торопится, и чувствовать спешит". Ведь нужно понять новое состояние героя в конце романа, который осознал, что значит жить, что значит чувствовать.
Конспект_урока_по_литературе_Кулова_Г.А..docx
БМОУ «Ахтубинская СОШ» Конспект  урока литературы  в 9 классе на тему: «Онегин – «страдающий эгоист»». Учитель русского  языка и литературы  Кулова Г. А. 1 категория п.Комсомольский 2012г. Тема: Онегин – «страдающий эгоист». Цель урока:   1) уметь думать над текстом (читать, воспринимать, интерпретировать             произведение) ;                        2) развивать навыки самостоятельного исследования образов главных                       героев;                                              3) способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников. Оформление урока:  портреты   А.С.   Пушкина,   иллюстрации   с изображением главных    героев, отдельных эпизодов романа. Эпиграф к уроку:                 «И жить торопится, и чувствовать спешит!»         К.Вяземский                 «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» Байрон Ход урока. Вступительное слово учителя. Изучая   роман   А.С.   Пушкина   «Евгений   Онегин»,   не   мыслимо   не остановится на анализе основного образа – Онегине. Предыдущие уроки были   посвящены   комментированному   чтению   романа,   которое   помогло вам,   ребята,   осознать   последовательность   событий   в   романе,   развитие сюжета, а также понять значение лирических отступлений автора. Мы   будем   проводить   анализ   методом   беседы,   все   время   обращаясь   к тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача наша – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить новыми   наблюдениями   и   сделать   обобщающие   выводы.   Поэтому   тема урока   такова:   Онегин   –   «страдающий   эгоист».   Эпиграфом   к   уроку   – служат эпиграфы к 1 и 8 главам, которые я решила соединить, потому как слова   Байрона,   в   которых   чувствуется   усмешливая   ирония   судьбы, перекликаются   со   строчками   Вяземского:   «И   жить   торопится,   и чувствовать   спешит».   (Напомню,   что   эпиграф   к   1   главе   был   выбран Пушкиным после окончания 8 главы.) ведь именно здесь – новое состояние Онегина, который осознал, что значит жить, что значит чувствовать. Краткое повторение (фронтальный опрос) 1. Период детства и юности Онегина. а) В какой среде (социальной) родился и вырос Онегин? б) Что мы знаем о его отце? в) Как шло воспитание и образование Онегина? Было   ли   это   воспитание   исключительным   или   обычным   явлением   в дворянской семье? (Уч. Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство,   воспитание   французами   прошли   в   полном   отрыве   от   всего русского.   Такое   воспитание   было   характерным   для   огромного большинства столичных дворян.) 2. Светская жизнь Онегина до его отъезда в деревню. а)   Когда   настала   пора   его   вступления   в   свет?   Какие   слова   автора показывают,  что Онегин   нетерпеливо  дожидался  этого момента?  (  «  И наконец увидел свет».) б) Как встретили Онегина в свете? ( «И свет решил, что он умен и очень мил».) в) Каков был образ жизни и интересы дворянской светской молодежи? ( Времяпрепровождение на балах, театрах.) У. Главная задача 1 главы – показать те общественные условия, которые формировали Онегина, показать породившую его среду.  Делаем вывод: Какое ваше первое впечатление от молодого Онегина? (Уч. Онегина привлекает только богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в обществе и среди женщин.) Анализ деталей, раскрывающих тему урока. У. Введя вас в речевую среду, ребята, мы подходим к главной проблеме нашего урока – причины становления Онегина «страдающим эгоистом». ­ Кто же такой эгоист? (Значение в словаре Ожегова.) ­ Как совместить два понятия «эгоист» и «страдающий»?  ­   Давайте   понаблюдаем   за   противоречиями,   которые   творятся   в   душе Онегина? Ведь не зря В.Белинский называет его «страдающим эгоистом», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». ­ Припомним 36,37,38 строфы главы 1 и ответим на вопрос самого автора: «Но   был   ли   счастлив   мой   Евгений?(Им   овладевает   хандра,   и   она   же поднимает   Евгения   выше   всех   типичных   ему   молодых   людей   того времени.) ­   Какими   словами   говорит   поэт   о   своей   дружбе   с   Онегиным?   Что понравилось в нем Пушкину? У.   Изменяется   настроение   и   отношение   автора   к   герою,   а   значит, изменяется и наше отношение к Онегину, прежней иронии в голосе автора нет. Вывод: какие положительные черты рисует поэт? (Уч.   Он   человек   незаурядный,   у   него   острый,   критический   ум,   он недоволен окружающей жизнью, его мысли близки автору.) У. так развертываются противоречия в образе Онегина. 3. Третий период жизни Онегина – его пребывание в деревне. У. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм   морали   и   поведения   очень   сложно   и   постепенно   преодолеваются Онегиным. Автор сплетает его судьбу с Ленским и Татьяной, в их взаимоотношениях раскрывается сложность и противоречивость характера Онегина. ­ Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны? Перечитаем строфу 11 гл.4. ­ Как они характеризуют Онегина? ­   Но   каков   ответ?   Что   побеждает   в   душе   Онегина?   (Желание   покоя, безразличие к жизни.) У. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Вспомним предысторию этой   трагедии.   (Ребята   рассказывают,   почему   произошла   ссора   между ними, прав ли Онегин в истории дуэли? Подвопросы: Как ответил он Зарецкому, получив вызов Ленского? За что обвинял себя Евгений «наедине со своей душой»? Мог ли и должен ли он был  Предотвратить   дуэль?   Почему   он   не   сделал   этого?   (Светские   нормы морали властвуют над поведение Онегина.) ­ если вы были бы Онегиным, приняли ли вызов Ленского? ­ Почему он бежал из деревни? (Строчки из текста гл.8, стр. 13, 37) Вывод: на этом жестоком жизненном уроке он ясно понял вред светской морали, впитавшейся за годы молодости в его сознание (Доказательство – Г.А. Гуковского.) 4.Четвертый   этап  начинается  его   трехлетним  путешествием  по  России: «Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест». У. Жизнь загнала его в тупик. (Слова Пушкина.) ­ Почему Пушкин отправляет его в путешествие? (Уч.   Узнать   Родину,   чем   живет   народ,   пересмотреть   свои   позиции   и вернуться новым человеком, т.е. найти свое место в жизни.) 5. Последний этап жизни Онегина – возвращение в светское петербургское общество. У. Перечитаем строфы 7­12 восьмой главы. ­ Как встречает его общество на сей раз? («Для всех он кажется чужим».) ­ Каков Онегин? (Он другой.) У. Когда он вновь увидел Татьяну, он полюбил ее. (Прослушаем   письмо  Онегина  к  Татьяне   и  ответим  на  вопрос:  Каковы чувства Онегина?) (Уч.   Они   глубокие,   искренние.   Нет   сомнений,   что   Онегин   серьезно влюблен в Татьяну.) ­ Как же реагирует на это Татьяна? (Последняя встреча Онегина и Татьяны.) У. Вот и подошли мы ко второму эпиграфу нашего урока: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай», потому что возмездие было неизбежным. ­ Ребята, вам жаль Онегина? (Конечно, жаль. Как можно осуждать, не сочувствовать человеку с душой, умом,   человеку,   способному   на   искренние   чувства   и   благородные поступки, если он страдает.) Вывод: Пушкинский роман о том, что человек, не лишенный ума и сердца, не может ощущать радость жизни, если живет только ради себя, то есть нет   ни   людей,   ни   дела,   которым   он   был   нужен   которые   были   бы   ему нужны.   Роман   о   неизбежном   одиночестве   эгоиста.   Давайте   выстроим цепочку   причин:   детство,   воспитание,   оторванное   от   жизни,   светские нормы морали: ни о ком и ни о чем не думать. ­ Ребята, легче ли жизнь эгоиста? (Да, но плата – одиночество.) У. Прочитаем слова Герцена об Онегине. ­Перекликаются ли они со словами Белинского? Подведение итогов: оценки, домашнее задание.

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019