Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
05.02.2019
Изучая роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин", немыслимо не остановиться на анализе основного образа - Онегине. Необходимо осознать последовательность событий в романе, развитие сюжета. Анализ проводится методом беседы, в ходе которой надо разобрать периоды детства и юности Онегина, чтобы понять его характер. Эпиграфом к уроку взяты слова Байрона, в которых чувствуется усмешливая ирония судьбы, но они перекликаются со строчками Вяземского: "И жить торопится, и чувствовать спешит". Ведь нужно понять новое состояние героя в конце романа, который осознал, что значит жить, что значит чувствовать.
Конспект_урока_по_литературе_Кулова_Г.А..docx
БМОУ «Ахтубинская СОШ»
Конспект
урока литературы
в 9 классе на тему:
«Онегин – «страдающий эгоист»».
Учитель русского
языка и литературы
Кулова Г. А.
1 категория п.Комсомольский
2012г.
Тема: Онегин – «страдающий эгоист».
Цель урока: 1) уметь думать над текстом (читать, воспринимать,
интерпретировать произведение) ;
2) развивать навыки самостоятельного исследования образов
главных героев;
3) способствовать развитию художественного вкуса
старшеклассников.
Оформление урока: портреты А.С. Пушкина, иллюстрации с
изображением главных героев, отдельных эпизодов романа.
Эпиграф к уроку:
«И жить торопится, и чувствовать спешит!»
К.Вяземский
«Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай»
Байрон
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Изучая роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», не мыслимо не
остановится на анализе основного образа – Онегине. Предыдущие уроки
были посвящены комментированному чтению романа, которое помогло
вам, ребята, осознать последовательность событий в романе, развитие
сюжета, а также понять значение лирических отступлений автора.
Мы будем проводить анализ методом беседы, все время обращаясь к
тексту романа с целью добиться более глубокого его понимания. Задача
наша – собранный материал для анализа привести в систему, пополнить
новыми наблюдениями и сделать обобщающие выводы. Поэтому тема
урока такова: Онегин – «страдающий эгоист». Эпиграфом к уроку –
служат эпиграфы к 1 и 8 главам, которые я решила соединить, потому как
слова Байрона, в которых чувствуется усмешливая ирония судьбы,
перекликаются со строчками Вяземского: «И жить торопится, и
чувствовать спешит». (Напомню, что эпиграф к 1 главе был выбран
Пушкиным после окончания 8 главы.) ведь именно здесь – новое состояние
Онегина, который осознал, что значит жить, что значит чувствовать.
Краткое повторение (фронтальный опрос)
1. Период детства и юности Онегина.
а) В какой среде (социальной) родился и вырос Онегин?
б) Что мы знаем о его отце?
в) Как шло воспитание и образование Онегина?
Было ли это воспитание исключительным или обычным явлением в
дворянской семье?
(Уч. Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его
детство, воспитание французами прошли в полном отрыве от всего
русского. Такое воспитание было характерным для огромного
большинства столичных дворян.) 2. Светская жизнь Онегина до его отъезда в деревню.
а) Когда настала пора его вступления в свет? Какие слова автора
показывают, что Онегин нетерпеливо дожидался этого момента? ( « И
наконец увидел свет».)
б) Как встретили Онегина в свете? ( «И свет решил, что он умен и очень
мил».)
в) Каков был образ жизни и интересы дворянской светской молодежи?
( Времяпрепровождение на балах, театрах.)
У. Главная задача 1 главы – показать те общественные условия, которые
формировали Онегина, показать породившую его среду.
Делаем вывод: Какое ваше первое впечатление от молодого Онегина?
(Уч. Онегина привлекает только богатство, роскошь, наслаждение жизнью,
успех в обществе и среди женщин.)
Анализ деталей, раскрывающих тему урока.
У. Введя вас в речевую среду, ребята, мы подходим к главной проблеме
нашего урока – причины становления Онегина «страдающим эгоистом».
Кто же такой эгоист? (Значение в словаре Ожегова.)
Как совместить два понятия «эгоист» и «страдающий»?
Давайте понаблюдаем за противоречиями, которые творятся в душе
Онегина? Ведь не зря В.Белинский называет его «страдающим эгоистом»,
которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».
Припомним 36,37,38 строфы главы 1 и ответим на вопрос самого автора:
«Но был ли счастлив мой Евгений?(Им овладевает хандра, и она же
поднимает Евгения выше всех типичных ему молодых людей того
времени.)
Какими словами говорит поэт о своей дружбе с Онегиным? Что
понравилось в нем Пушкину?
У. Изменяется настроение и отношение автора к герою, а значит,
изменяется и наше отношение к Онегину, прежней иронии в голосе автора
нет.
Вывод: какие положительные черты рисует поэт?
(Уч. Он человек незаурядный, у него острый, критический ум, он
недоволен окружающей жизнью, его мысли близки автору.)
У. так развертываются противоречия в образе Онегина.
3. Третий период жизни Онегина – его пребывание в деревне.
У. Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов,
норм морали и поведения очень сложно и постепенно преодолеваются
Онегиным.
Автор сплетает его судьбу с Ленским и Татьяной, в их взаимоотношениях
раскрывается сложность и противоречивость характера Онегина.
Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны?
Перечитаем строфу 11 гл.4.
Как они характеризуют Онегина?
Но каков ответ? Что побеждает в душе Онегина? (Желание покоя,
безразличие к жизни.)
У. Еще трагичнее столкновение «старого» и «нового» в сознании Онегина
раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Вспомним предысторию
этой трагедии. (Ребята рассказывают, почему произошла ссора между
ними, прав ли Онегин в истории дуэли?
Подвопросы: Как ответил он Зарецкому, получив вызов Ленского? За что
обвинял себя Евгений «наедине со своей душой»? Мог ли и должен ли он
был
Предотвратить дуэль? Почему он не сделал этого? (Светские нормы морали властвуют над поведение Онегина.)
если вы были бы Онегиным, приняли ли вызов Ленского?
Почему он бежал из деревни? (Строчки из текста гл.8, стр. 13, 37)
Вывод: на этом жестоком жизненном уроке он ясно понял вред светской
морали, впитавшейся за годы молодости в его сознание (Доказательство –
Г.А. Гуковского.)
4.Четвертый этап начинается его трехлетним путешествием по России:
«Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест».
У. Жизнь загнала его в тупик. (Слова Пушкина.)
Почему Пушкин отправляет его в путешествие?
(Уч. Узнать Родину, чем живет народ, пересмотреть свои позиции и
вернуться новым человеком, т.е. найти свое место в жизни.)
5. Последний этап жизни Онегина – возвращение в светское петербургское
общество.
У. Перечитаем строфы 712 восьмой главы.
Как встречает его общество на сей раз?
(«Для всех он кажется чужим».)
Каков Онегин? (Он другой.)
У. Когда он вновь увидел Татьяну, он полюбил ее.
(Прослушаем письмо Онегина к Татьяне и ответим на вопрос: Каковы
чувства Онегина?)
(Уч. Они глубокие, искренние. Нет сомнений, что Онегин серьезно
влюблен в Татьяну.)
Как же реагирует на это Татьяна?
(Последняя встреча Онегина и Татьяны.)
У. Вот и подошли мы ко второму эпиграфу нашего урока: «Прощай, и если
навсегда, то навсегда прощай», потому что возмездие было неизбежным.
Ребята, вам жаль Онегина?
(Конечно, жаль. Как можно осуждать, не сочувствовать человеку с душой,
умом, человеку, способному на искренние чувства и благородные
поступки, если он страдает.)
Вывод: Пушкинский роман о том, что человек, не лишенный ума и сердца,
не может ощущать радость жизни, если живет только ради себя, то есть
нет ни людей, ни дела, которым он был нужен которые были бы ему
нужны. Роман о неизбежном одиночестве эгоиста. Давайте выстроим
цепочку причин: детство, воспитание, оторванное от жизни, светские
нормы морали: ни о ком и ни о чем не думать.
Ребята, легче ли жизнь эгоиста?
(Да, но плата – одиночество.)
У. Прочитаем слова Герцена об Онегине.
Перекликаются ли они со словами Белинского?
Подведение итогов: оценки, домашнее задание.
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок по литературе 9 класс по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.