Целями освоения дисциплины Практикум по рабочей профессии являются:
– формирование целостного представления о сфере профессиональной деятельности специалистов сервиса в авиации;
– освоение понятийного аппарата в области сервиса в авиации;
– формирование навыков планирования профессиональной деятельности специалиста по сервису в авиации на основе анализа отраслевых нормативных документов и должностных обязанностей.
Задачи освоения дисциплины
- приобрести знания в области организации, обеспечения и функционирования авиатранспортного обслуживания;
- изучить правовые основы организации авиатранспортного обслуживания;
- изучить должностные обязанности специалиста по сервисному обслуживанию в сфере авиации;
- познакомиться со структурой системы сервисного обслуживания авиапассажиров и
ее спецификой.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
Рабочая программа
МДК.04.01 Практикум по рабочей профессии
43.03.01 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Сервис на транспорте (по видам транспорта)Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.06 Сервис
на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка) , входящей в состав укрупненной группы
специальностей 100000, Сфера обслуживания, направление подготовки 100100 Сервис.
ОДОБРЕНА
на заседании предметной (цикловой)
комиссии №____,
РЕКОМЕНДОВАНА
Методическим Советом колледжа
протокол №___, от _______________201__г.
протокол №___, от ______________201__г.
Председатель ___________/______________/
Председатель ___________/_____________/
протокол №___, от _______________201__г.
протокол №___, от ______________ 201__г.
Председатель ___________/______________/
Председатель __________/______________/
протокол №___, от _______________201__г.
протокол №___, от ______________201__г.
Председатель ___________/______________/
Председатель __________/______________/Составитель:1 Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Целями освоения дисциплины Практикум по рабочей профессии являются:
– формирование целостного представления о сфере профессиональной деятельности
специалистов сервиса в авиации;
– освоение понятийного аппарата в области сервиса в авиации;
– формирование навыков планирования профессиональной деятельности специалиста
по сервису в авиации на основе анализа отраслевых нормативных документов и должностных
обязанностей.
Задачи освоения дисциплины
приобрести знания в области организации, обеспечения и функционирования
авиатранспортного обслуживания;
изучить правовые основы организации авиатранспортного обслуживания;
изучить должностные обязанности специалиста по сервисному обслуживанию в сфере
авиации;
познакомиться со структурой системы сервисного обслуживания авиапассажиров и
е
спецификой.
2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной
программы
Планируемыми результатами обучения по дисциплине, являются знания, умения,
владения и/или опыт деятельности, характеризующие этапы/уровни формирования
компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения
образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате
изучения дисциплины, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции
Название
ООП ВО
(сокращенное
название)
Компетенции
Название
компетенции
Составляющие компетенции
43.02.06
Сервис
Профиль
Сервис в
авиации
ОПК1
Знания:
на Умения:
Владения:
и
с
способностью
решать стандартные
задачи
профессиональной
деятельности
основе
информационной
библиографической
культуры
применением
информационно
коммуникационных
технологийи
учетом
требований
информационной
безопасности,
использовать
различные
источники
информации
объекту сервиса
с
основных
по
и
и
работать
полученную
использовать
переработки
структуру
глобальных
методы и способы получения,
хранения
информации,
локальных
компьютерных сетей
работать с компьютером как
средством
управления
информацией,
с
информацией в
глобальных
компьютерных сетях;
анализировать
информацию,
современные технологии для
получения
источникам знаний;
навыками
информационными системами
методами поиска
информацией в
компьютерных
техническими
программными
защиты
работе с
системами, включая приемы
и обмена
глобальных
сетях,
и
средствами
при
компьютерными
информации
доступа
работы
к
сантивирусной защиты;в
навыками
области
информатики,
применения
специальных и прикладных
программных средств, работы
в компьютерных сетях
3 Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Практикум по рабочей профессии» относится к вариативной
части профессионального цикла учебного плана.
Требования к входным знаниям:
Изучение дисциплины базируется на «входных» знаниях, умениях и владениях
студентов предшествующих дисциплин, таких как «Профессиональная этика и этикет»,
«Концептуальные основы сервиса».
Входными требованиями к изучению дисциплины являются владение культурой
мышления, письменной и устной речью на русском языке, навыками самостоятельной работы.
Освоение дисциплины «Практикум по рабочей профессии» необходимо как
предшествующее для специальных дисциплин «Тарифное регулирование», «Технология
бронирования и продажа перевозок и услуг на авиатранспорте», «Организация обслуживания
на борту воздушного судна», «Организация и управление деятельностью служб сервиса на
авиатранспорте», «Организация безопасности на авиатранспорте», «Организация сервиса в
пунктах отправления и прибытия авиатранспорта».
Данный учебный курс является основой для подготовки обучающегося к курсовым
работам, которые, в свою очередь, готовят студентов к дипломной работе.
На знаниях, умениях и навыкам, приобретаемых в процессе изучения данной
дисциплины базируется профессиональная практика выпускника.
4 Структура и содержание дисциплины (модуля)
4.1 Структура дисциплины (модуля)
Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем),
структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с
Объем учебной дисциплины и виды ученой работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа студента (всего)
Контрольная работа – 3 семестр
Дифференцированный зачет – 4 семестр
183
122
62
614.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Практикум по рабочей профессии»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
3
Раздел 1. Нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие перевозки воздушным транспортом –40 час.
2
Уровень
освоени
я
4
Содержание
Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации
и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства
Российской Федерации, и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан . Статья
2. Воздушное законодательство Российской Федерации. Статья 3. Международные договоры Российской Федерации.
Статья 21. Гражданская авиация. Статья 20. Виды авиации.
Практические занятия
Изучение и анализ структуры и содержания Воздушного кодекса РФ, Федеральных авиационных правил.
Изучение основных понятий, принятых в сфере авиации
Содержание
Деятельность IATA и ICAO, материалы Варшавской Чикагской и Монреальской конвенций. Современный мировой
воздушный флот. Мировая система воздушного транспорта. Национальная система воздушного транспорта. Роль,
функции и задачи различных органов управления отрасли при организации перевозок.
Практические занятия
Изучение целей, задач, организационной структуры функций и основ деятельности IATA и ICAO.
Изучение и анализ материалов Чикагской конвенции.
10
10
8
4
4
10
10
12
4
4
2
3
2
3
Тема 1.1. Воздушный
кодекс РФ.Федеральные
авиационныеправила.
Тема 1. 2.
Международные
соглашения по
перевозкам воздушным
транспортом. Система
воздушного транспорта.Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Изучение и анализ материалов Монреальской конвенции.
Изучение и анализ материалов Варшавской конвенции.
Раздел 2. Правила пассажирских авиаперевозок –40 час.
Содержание учебного материала
Правила перевозки пассажиров и багажа авиацией в России. Весовая и количественная концепции багажа. Нормы
провоза багажа. Виды багажа. Ответственность при перевозке багажа. Ограничения и запрещения на провоз в багаже.
Перевозка животных, негабаритного и особых видов багажа.
Практические занятия
Изучение правил перевозки пассажиров и багажа авиацией в России (Воздушный кодекс РФ)
Изучение правил перевозки (багаж платный и бесплатный, негабаритный, незарегистрированный, ручная кладь.)
Содержание учебного материала
Понятие сервиса на авиатранспорте. Понятие удовлетворенности пассажиров. Клиентоориентированная организация
служб авиасервиса. Искусство эффективного общения с пассажирами авиатранспорта. Технология обслуживания
особых категорий пассажиров. Основы коммуникации. Основы самопрезентации. Препятствия на пути адекватного
восприятия пассажиров. Индивидуальные и культурные различия. Типы социальной активности и взаимодействие с
пассажирами.
Практические занятия
Паспортновизовый, таможенный, санитарно эпидемиологический контроль, регистрация и посадка на борт,
специальный контроль безопасности полетов.
2
2
4
4
8
4
4
4
4
12
4
Тема 2.1
Правила перевозки
пассажиров и багажа
авиацией России
Тема 2.2
Особенности
сервисного
обслуживания
наавиационном
транспорте
Уровень
освоени
я
2
3
2
3Тема 2.3
Наименование
Основы
разделов и тем
конфликтологии на
авиатранспорте
Содержание учебного материала
Сущностная характеристика конфликтов в работе специалистов авиатранспорта. Предупреждение и конструктивное
разрешение конфликтов. Управление конфликтом. Этические нормы общения в конфликте.
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Оформление специального сервиса для определенных групп пассажиров: VIP, в первом и бизнесклассах, в
смешанных классах обслуживания.
Отработка методов взаимодействия с пассажирами.
Тренинг по приобретению умения работать в команде.
Практические занятия
Тестирование на выявление уровня конфликтности. Анализ конфликтных ситуаций в сфере авиации.
Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях с авиапассажирами и клиентами.
4
4
8
4
4
Объем
часов
4
2
2
Уровень
освоени
2
я
3
3
Раздел 3. Структура авиапредприятия –42час.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
Тема 3.1
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Структура и
функции компаний,
занимающихся
воздушными
перевозками
Тема 3.2.
Особенности
сервиса на
авиационном
транспорте.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации,
аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно
космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в
этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Статья 15 Структура
воздушного пространства. Ст.16 Порядок использования воздушного пространства. Ст.17 Запрещение или ограничение
использования воздушного пространства .Ст. 18 Контроль за соблюдением федеральных правил использования
воздушного пространства. Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства.Ст.19
Обслуживание пассажиров в аэропорту. Паспортновизовый таможенный, санитарноэпидемиологический
Контроль,регистрация и посадка на борт, специальный контроль.
Практические занятия
Характеристика деятельности подразделений, занимающихся организацией пассажирских перевозок
Состав и характеристика аэровокзального комплекса: аэровокзал, перроны, привокзальная площадь.
Изучение видов справочно информационной работы, используемых в агентстве и в аэропорту
Технология формирования расписания движения воздушных судов
Технологический процесс наземного обслуживания
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Подготовка к
практическим занятиям с использованием рекомендаций преподавателя. Проработка правовых и нормативных актов.
Подготовка докладов, презентаций, сообщений.
Дифференцированный зачет
Всего
16
2
3
10
14
2
2
2
4
4
61
2
183Номер
темы
1
2
3
4
Содержание дисциплины
Содержание дисциплины
Литература
перевозки
документы,
регламентирующие
Нормативные
воздушным
транспортом
Международныесоглашенияпоперевозкамвоздушным
транспортом. Изучение
ассоциации воздушного транспорта (англ. International Air Transport
Association) и Международной организации гражданской авиации
ICAO (International Civil Aviation Organization), материалов
деятельности IATA
основная:
(Международной 1, 3, 4
дополнитель
ная:
13, 8
основная:
дополнитель
ная:
2, 3, 11
Варшавской, Чикагской и Монреальской конвенций.
Авиакомпании мира, техническое обеспечение, современный
мировой воздушный флот, классы обслуживания
Крупнейшие зарубежные и российские авиакомпании, их
классификация,
Виды
узел).
коды и узловые аэропорты (хабы) (от лат. hub 2
рейсов:
дальнемагистральныйи
прямой,
ближнемагистральные рейсы, рейс с посадкой и пересадкой,
трансфер и смена авиакомпании при пересадке.
в России основная:
багажа. Нормы дополнитель
авиацией
перевозки пассажиров
Правила пассажирских авиаперевозок
Изучение правил
(Воздушный Кодекс РФ) и основных понятий. Правила перевозки
багажа: весовая и количественная концепции
провоза багажа. Багаж платный и бесплатный, негабаритный,
незарегистрированный, несопровождаемый багаж, ручная кладь.
Ответственность при перевозке багажа. Ограничения и запрещения
на провоз в багаже. Перевозка животных, негабаритного и особых
видов багажа.
Особенности сервиса на авиационном транспорте
Обслуживание пассажиров в аэропорту.
Паспортновизовый,
контроль, регистрация и посадка на борт,
таможенный, санитарноэпидемиологический 2
специальный контроль
1, 3, 4
ная:
16
основная:безопасности полетов.
Обслуживание пассажиров на борту авиалайнера.
Специальное питание, удобства и
Транзит и остановка, вынужденные задержки, опоздания, отмена
рейса. Оформление специального сервиса для определенных групп
пассажиров: VIP, в первом и бизнесклассах, в смешанных классах
обслуживания. Перевозка детей, больных и инвалидов, детей без
сопровождения родителей, слепых,
«Нежелательные пассажиры».
досуг, оргтехника в
глухих пассажиров
полете.
и др.
дополнитель
ная:
2, 3, 11
Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные
технологии.
Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривает
проведение экскурсий на авиапредприятия, осуществляющие форму погружения в реалии
профессиональной деятельности. Здесь студенты под руководством представителей
авиакомпании знакомятся со структурой сервисного обслуживания, рабочим процессом и его
этапами.
Результаты анализа полученной информации оформляют в виде отчета и презентации.
При изучении дисциплины рекомендуется использовать базу данных учебно
методической литературы ВГУЭС.
Форма текущего контроля.
Изучение дисциплины завершается дифференцированным зачетом (с оценкой),
который включает проверку теоретических знаний студента и приобретенных практических
навыков работы.
В процессе изучения дисциплины «Профессиональный практикум» предусмотрены
следующие виды контроля знаний студентов:
– текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и степени
усвоения учебного материала дисциплины в течение семестра по мере ее изучения
(результатов самостоятельной работы, выступлений на практических занятиях, тестирования
по отдельным темам и т.п.);
– промежуточная аттестация – дифференцированный зачет. Обязательным условием
допуска студента к зачету являются положительные оценки при прохождении текущей
аттестации, посещаемость экскурсий и выполнение необходимого объема работы
самостоятельной работы.
Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе результатов текущей и
промежуточной аттестации.
Виды самостоятельной подготовки студентов по теме.
Самостоятельная работа включает в себя выполнение заданий по темам, обозначенных
преподавателем на консультации.
Для этого ему необходимо изучить тему, используя рекомендованную литературу и
нормативные документы, в том числе ресурсами сети Интернет. Для того, чтобы студент мог
проконтролировать самостоятельную работу над изучением темы, в методических указаниях
приводится перечень вопросов для самоконтроля. Если студент не в состоянии
самостоятельно ответить на приведенные вопросы, он должен обратиться к преподавателю
заранее на консультации.
В конце работы необходимо указывать перечень литературных источников, данные
которых использовались при написании отчета.
5 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
(модуля)
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются
следующие средства, способы и организационные мероприятия:– изучение теоретического материала дисциплины с использованием компьютерных
технологий. Предполагается использование студентами пакета следующих компьютерных
программ: Microsoft Word, Excel, Power Point;
– самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием
Internetресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной,
научной, справочной и нормативноправовой литературы;
– закрепление теоретического материала путем выполнения указанных заданий на
примере реального предприятия.
К зачету студент должен представить отчет и презентацию по дисциплине. Структура
разделов отчета соответствуют структуре дисциплины. Материал по каждой теме
оформляется в виде соответствующего раздела отчета. Ознакомившись с литературой,
следует лаконично, логически стройно и грамотно изложить материал в строгом соответствии
с поставленной задачей.
Оформление отчета осуществляется на листах писчей бумаги формата А4 в печатном
варианте в соответствии с требованиями СКСТОТР041.0052015. При необходимости
материал может быть проиллюстрирован с помощью рисунков, а также содержать схемы,
диаграммы и т.п.
Презентации должны включать в себя не менее 15 слайдов с наглядной демонстрацией
визуального материала, раскрывающего сущность соответствующей темы.
Требованиями к созданию презентаций служат:
к содержанию – демонстрация глубокого понимания описываемых процессов, хорошо
структурированный, логично организованный материал, представление интересных
материалов, грамотное использование специальной терминологии;
к визуальной подаче материала – соответствие оформления слайдов содержанию,
грамотный подбор параметров шрифта (текст должен хорошо читаться), четко
структурированный небольшого объема текст на одном слайде, отсутствие грамматических и
синтаксических ошибок.
При изучении курса «Деловое общение» следует, прежде всего, использовать учебники,
учебные пособия, указанные в списке основной и дополнительной литературы, а также
Интернетресурсы; полнотекстовые базы данных, расположенные на сайте ВГУЭС в разделе:
Библиотека. Список литературы, представленный в учебной программе, содержит
информационноаналитический материал, который всесторонне раскрывает содержание
дисциплины и обеспечивает эффективность самостоятельной работы студентов при
подготовке к занятиям.
Зачет по дисциплине проводится в форме группового итогового занятия с
презентацией выполненных работ.
Для контроля качества освоения дисциплины используется система рейтинговой
оценки в соответствии с СКСТОПЛ041.1132014 «Рейтинговая система оценки
успеваемости студентов». Зачет ставится при условии получения баллов в сумме от 61 до 100
баллов.
Для студентов очной формы обучения проводится первая и вторая текущая
аттестация, на основании которых выставляется промежуточная (семестровая) аттестации в
семестре. На первую текущую аттестацию выносится 40 баллов, на вторую 60 баллов. Общее
распределение баллов:
– лекции (24 балла);
– практические занятия (56 баллов);
– зачет (20 баллов).6 Перечень учебнометодического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине (модулю)
В начале изучения дисциплины студенту необходимо ознакомиться с нормативно
правовой документацией, регламентирующие перевозки воздушным транспортом.
Среди различных документов, определяющих порядок осуществления перевозок
грузов и людей по воздуху, пользования и предоставления воздушного пространства России
и других смежных отношений, главным является Воздушный кодекс Российской
Федерации от 19.03.1997 N 60ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с
24.07.2015). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vozkod.ru/. Он представляет собой
кодифицированный нормативноправовой акт, решающий множество задач в обеспечении
правильности и безопасности воздушных правоотношений.
Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2007/10/10/pravila
dok.html определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая
вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна
на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее багаж), имущества, принятого
к перевозке на основании грузовой накладной (далее груз), права и обязанности перевозчика,
других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также
пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
Книга Авиатранспортный маркетинг: Учебник / Е.В. Костромина. 2e изд., испр. и
доп.М.:НИЦИнфраМ,2013.360с.Режимдоступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=391043#
посвящена практическим аспектам
стратегического и тактического авиатранспортного маркетинга. В ней рассмотрены
особенности авиатранспортного рынка, методы его исследования, способы планирования и
формирования спроса на авиаперевозки,
принципы разработки тарифной и
коммуникационной политики, концепции управления качеством авиакомпании, основные
направления маркетинга на воздушном транспорте, системы управления маркетингом в
авиакомпании, методы определения экономической эффективности маркетинговых
мероприятий и особенности маркетинга диверсификационной деятельности авиакомпаний;
изложены принципы и особенности маркетинга рынка услуг пассажирских и грузовых
авиакомпаний, аэропортов.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на
соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по
дисциплине созданы фонды оценочных средств (Приложение 1).
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная литература
1. Елисеев, Б. П. Воздушные перевозки (законодательство, комментарии, судебная
практика) [Электронный ресурс] / Б. П. Елисеев. — М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и К°», 2014. — 424 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?
book=511982#
2. Авиатранспортный маркетинг: Учебник / Е.В. Костромина. 2e изд., испр. и доп.
М.: НИЦ ИнфраМ, 2013. 360 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?
book=391043#
б) дополнительная литература
1. Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60ФЗ (ред. от13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vozkod.ru/2. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок
пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2007/10/10/pravila
dok.html
3. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: Учебное пособие / С.С.
Скобкин. М.: Магистр: НИЦ ИНФРАМ, 2013. 496 с.: Режим доступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=391984#
9. Перечень ресурсов информационно телекоммуникационной сети
«Интернет»
Полнотекстовые базы данных
1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://rucont.ru/.
http://www.biblioclub.ru/
2. ЭБС znanium.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znanium.com/
3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
4. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://aclient.integrum.ru/.
5. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://diss.rsl.ru/.
6. Книжный магазин DesignerBOOKS. Режим доступа: http://www.designerbooks.ru/.
Интернетресурсы
1. http://www.avb.ru/ – Авиационная школа Аэрофлота
2. http://www.aviateka.ru/ – Авиатека – справочная и нормативноправовая литература
для гражданской авиации
3. http://vozkod.ru/ – Воздушный кодекс Российской Федерации
10. Материальнотехническое обеспечение дисциплины
Специализированные аудитории, оснащѐнные видеопроекционным оборудованием для
презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет.
Аудитории для проведения практических занятий, оборудованные учебной мебелью и
имеющие выход в Интернет.
Библиотека, имеющая рабочие места для обучающихся, оснащѐнные компьютерами с
доступом к базам данных и Интернету.
Комплект лицензионного программного обеспечения с поддержкой форматов DOC,
PPT и PDF.
11. Словарь основных терминов
Авиационный персонал лица, которые имеют специальную подготовку и
осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов, по организации,
выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок, авиационных работ,
организации и обслуживанию воздушного движения.
Аэропорт комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие
сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания
воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный
персонал и других работников.
Внутренняя воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт
отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного
государства.Воздушная перевозка – транспортировка пассажиров и багажа, выполняемая
авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также
наземными транспортными средствами перевозчика.
Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет
взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от
поверхности земли или воды.
Государственная авиация – авиация, используемая в целях осуществления функций
государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач
Гражданская авиация – авиация, используемая в целях обеспечения потребностей
граждан и экономики
Коммерческая воздушная перевозка воздушная перевозка, предоставляемая за
плату.
Международная воздушная перевозка воздушная перевозка, при которой пункт
отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух
государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на
территории другого государства.
Международный аэропорт аэропорт, который открыт для приема и отправки воз
душных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором
осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных
международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды
контроля
Пассажир воздушного судна физическое лицо, заключившее договор воздушной
перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор
фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).
Перевозочные документы — (билет, багажная квитанция, грузовая накладная,
почтовая накладная).
Перевозчик эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа,
грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в
соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области
авиации.
Перелет транзитом подразумевает наличие промежуточного пункта между местом
вылета и финальной целью путешествия, где пассажир должен будет сменить один самолет на
другой.
Период перевозки период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта
для посадки на воздушное судно и до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением
уполномоченных лиц перевозчика.
Прямой рейс — рейс, при котором пассажир не делает пересадок на всем пути
следования от пункта вылета до пункта назначения
Прямой рейс с посадкой – перелет совершается на самолете одной авиакомпании,
который совершает посадку для дозаправки, при этом пассажиры находятся в транзитной
зоне аэропорта.
Транспортный трансфер перевозка пассажира
(туриста или делового
путешественника) из аэропорта, вокзала или другого условленного места к гостинице или
другому заранее согласованному месту
Узловой аэропорт (иногда используется название Хаб (англ. airline hub)) — это
аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт
пересадки пассажиров и имеет высокий процент стыковочных рейсов.
Частные авиакомпании авиакомпании, принадлежащие одному владельцу или
семье,Чартер – договор фрахтования водного или воздушного судна на определенный рейс,
заключается между фрахтовщиком и фрахтователем.