Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Оценка 4.6
Документация
doc
экология
9 кл—10 кл
19.03.2018
Программа предназначена для изучения предмета «экология» в 9 - 10 классах. Рассчитана на 8 часов занятий в неделю. В курсе предусматривается теоретические и практические занятия. В программе нашли отражение задачи, стоящей в настоящее время перед экологией, решение которых направленно на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Занятия в экологическом кружке направлены на повышение творческих способностей учащихся
раб.программа кружок юн.эколог.doc
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель Заместитель Руководитель ЦДТиД Советского РОО
______/ ______________/ руководителя
Ф.И.О. ЦДТиД Советского РОО _______/ Мурзаков Н.Р./
протокол № _____ от _____/ _____________/ Ф.И.О.
«___» ________2013г. Ф.И.О. Приказ № ______ от
«____» ___________ 2013 г. «_____» _________2013 г.
Рабочая программа
Рабочая программа
Объединения «Юный эколог»
Для учащихся 910 классов
Центр Детского Творчества и Досуга «Танкодром» Центр Экологического
Образования Советского района г.Казани.
Теплищева Ольга Владимировна
,высшая
квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______ от
«_____» _________2013 г.
2013– 2014 учебный год Пояснительная записка.
Современная экология развеяла одно из главных убеждений человечества,
окрылённого развитием своей науки и техники. Долгое время считалось, что человек
царь и властелин природы, призванный, ни с чем не считаясь, покорять её и подчинять
своим нуждам. Законы экологии диктуют людям, что необходимо коренным образом
менять отношение к природе. Человечество озабочено сейчас тем, чтобы перестроить все
формы своей деятельности не во вред, а на пользу биосфере, исправить нанесённые ей
повреждения и предотвратить новые. Поэтому так важно сейчас, чтобы будущее
общество было обществом экологически грамотных людей.
Программа предназначена для изучения предмета «экология» в 9 10 классах.
Рассчитана на 8 часов занятий в неделю. В курсе предусматривается теоретические и
практические занятия. В программе нашли отражение задачи, стоящей в настоящее время
перед экологией, решение которых направленно на сохранение окружающей природы и
здоровья человека. Занятия в экологическом кружке направлены на повышение
творческих способностей учащихся. Привлечение школьников к занятиям в
экологическом кружке выполнение исследовательской работы,
участия в
конференциях, помимо образовательных целей, выполняют так же функцию
занятости детей. Происходит не только организация досуга школьников, но также и
формирование гармоничной личности. Этому способствует также участие в
мероприятиях, значимых для Казани.
Цель: формирование экологической культуры,
экологических знаний у
обучающихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к
окружающей среде и ко всему живому на Земле; изучение природы родного края.
Задачи:
углубление знаний о современных проблемах экологии; выявление последствий
воздействия человека на качество окружающей среды;
формирование понятия о взаимосвязях в природе, зависимости здоровья человека
от
состояния окружающей среды и здорового образа жизни;формирование
интеллектуального и эмоционального отношения школьников к природе;
привлечение детей к исследовательской деятельности;
воспитание чувства личной ответственности каждого за состояние окружающей
среды;
развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;
участие в природоохранной деятельности своего края
Отличительные особенности программы
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении.
Экологические знания и навыки дети получают не только на специально
организованных занятиях, но и во время экскурсий, походов, при выполнении
исследовательских и проектных работ. В разделы добавлены изучения особенностей
природы родного края.
Возраст детей
Для обучения принимаются обучающиеся с 14 до 16 лет, талантливые и
любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, географией.
Оптимальное количество детей в группе 15 человек.
Сроки реализации программы – 2 года.
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые
условия: индивидуальных проектов,
квалифицированные кадры;
наличие учебного кабинета, лаборатории;
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь
издаваемая популярная литература по экологии);
доступность Интернета;
возможность выезда за пределы деревни;
определённый возрастной диапазон членов клуба, необходимый для нормального
общения в подростковой среде;
многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность
деятельности, мажор и тонус в работе;
Формы и режим занятий
Программа двухгодичного курса обучения составлена из расчета 144 ч. в первый год
(8 часа в неделю), 144 ч. – второй год (8 часов в неделю).
В программе предполагаются следующие формы работы:
теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
групповые практические занятия, практические занятия на местности;
индивидуальные занятия (подготовка докладов,
исследовательской деятельности);
общешкольные мероприятия экологической направленности (экологические праздники,
классные часы, выступления, кружки, игры и др.);
участие в природоохранных акциях;
экскурсии, диспуты, встречи с интересными людьми, выезды.
Требования к знаниям и умениям детей:
В результате изучения данной программы воспитанники должны знать:
Принципы организации фенологических наблюдений, краеведческих исследований,
проведения экскурсий в природу, правила по технике безопасности полевых исследований
и нахождения в природном окружении;
Простейшие методы полевых исследований (метеорологических, геологических,
гидрологических, ботанических, зоологических, фенологических, краеведческих);
Правила сбора коллекций и гербариев, их оформления и хранения;
Основные последствия антропогенного воздействия на природу;
Расположение и особенности уникальных природных объектов, памятников природы,
основные виды охраняемых видов растений и животных республики Марий Эл и своей
местности;
Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие
факторы);
Вредные для здоровья факторы;
О норме и режиме питания.
Воспитанники должны уметь:
Пользоваться справочной литературой, определителями, методиками при проведении
полевых работ, оборудованием для проведения исследовательских работ;
Проводить паспортизацию природных объектов;
Вести наблюдения в природе;
Уметь определять горные породы, растения и животных по определителям;
Правильно вести сбор полевого материала и обрабатывать его;
Выполнять научноисследовательские работы, пользуясь методической литературой и
специальным оборудованием и инвентарем;
Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной
деятельности; Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды
на здоровье отдельного человека и демографические показатели.
Используемые технологии:
Развитие критического мышления,
дебаты,
метод проектов,
ИКТ,
исследовательский метод, игры, здоровьесберегающие технологии и др.
Ожидаемые результаты работы по программе:
1.
2.
3.
4.
Получить первоначальные знания по предмету;
Уметь применять на практике полученные знания и умения;
Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении;
Участие в школьных неделях биологии, экологии, в мероприятиях и
конкурсах экологической направленности;
Выступления на уроках с дополнительным материалом;
Развитие креативности обучающихся;
5.
6.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного
края, связанное с практическими делами – посадкой деревьев и кустарников, охраной
уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, очисткой
родников, подкормкой птиц – способствует привитию бережного отношения школьников к
родной природе.
Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих
мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют
развитию мышления, анализу полученных результатов.
Формы подведения итогов реализации программы:
Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;
Динамика участия школьников в экологических конкурсах разного уровня;
Практическая включенность детей в экологическую деятельность;
Результаты мониторинга и анкетирования детей;
Защита проектов.
ПРОГРАММА 1 года обучения в объединение
1
2.
3.
4.
5.
6
7
8.
№
Название темы
Вводная тема
Организмы и среды их обитания.
Экология популяций
Организация и функционирование сообществ
Антропогенное воздействие на биосферу.
Знакомство с охраняемыми растениями и
животными
Способы охраны природы.
Окружающая среда и здоровье человека.
Итого:
«Юный Эколог»
колво
Тематическое планирование.
Общее
2
15
9
22
30
20
16
30
144
Теория
2
8
7
14
23
12
10
20
96
Прак
тика
7
2
8
7
8
6
10
48
ПРОГРАММА
Глава I. Введение; Что такое экология?
Экологияэто наука о связях между животными существами и окружающей средой,
между человеком и природой. Географическая экология, популяционная экология,
промышленная экология, экология животных, растений, человека.
Глава П. Взаимодействие организмов и среды. Среды жизни; средообразующая деятельность организмов; экологические факторы. Условия
среды. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы.
Экологические ресурсы; соотношение между организмами и средой их обитания.
Энергетический бюджет и тепловой баланс организма; экологические ниши. Практическое
занятие: проводится по карточкам.
Глава III. Экология популяций.
Популяция и её основные характеристики. Популяционное обилие и его показатели.
Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяции. Динамика популяций.
Типы экологических взаимодействий. Конкурентные отношения. Хилуечество. Паразитизм.
Практическое занятие: проводится по карточкам.
Глава IV. Организация и функционирование сообществ.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества; потоки
энергии и вещества в экосистемах; пастбищные и детритные цели. Круговорот веществ в
экосистеме; продуктивность сообщества; сукцессия. Сукцессионые изменения. Значение
сукцессии .Биосфера и её эволюция.
Практические занятия проводятся по карточкам, семинарские занятия.
Глава V. Антропогенное воздействие на биосферу.
Совершенное состояние природной сферы
.
Познакомиться с некоторыми чертами современной биосферы и процессы, происходящие в ней.
Загрязнение природной среды.
•
Атмосфера — внешняя оболочка биосферы
.
Понятие атмосфера, её строение. Как загрязняется атмосфера?
На практических занятиях учащиеся выполняют по карточкам, готовят сообщения.
•
Почва важная составляющая часть биосферы.
Познакомить учащихся с понятием почва. Виды загрязнения почв.
Практические занятия проводится по карточкам.
•
Вода основа жизненных процессов.
Понятия гидросферы. Круговорот воды в природе.
Совершенное состояние гидросферы. Загрязнение воды.
Практические занятия в форме диспутов.
Радиоактивность в биосфере. Экологические проблемы биосферы. Основы
рационального управления природными ресурсами и их пользования. Ролевая игра:
почему нужно сохранять средообразующие функции природы.
Глава VI. Знакомство с охраняемыми растениями и животными.
Представители редких организмов.
Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Представители редких
организмов (грибов, растений, животных). Особенности их внешнего вида, распространение,
поведение; причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их
охраны. Охраняемые растения.
Знакомство с охраняемыми растениями. Особенности их внешнего вида и
распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Практические
занятия: 1 Экологические группы комнатных растений.
2
3
4
5
растений.
Лекарственные растения.
Знакомство с лекарственными растениями Татарстана. Их важнейшие свойства,
Определение и паспортизация комнатных растений.
Уход за комнатными растениями.
Создание экспозиций комнатных растений.
Опыты по вегетативному размножению комнатных правила их сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные.Особенности внешнего вида и распространения охраняемых животных.
Особенности поведения. Причины сокращения данных животных.
Знакомство с «Красной книгой» РТ и РФ и «Зелёной книгой» РТ.
Первичное ознакомление с их задачами и содержанием.
Практические занятия в виде игры «Умники и умницы».
Глава VII. Способы охраны природы.
Заповедники, зоопарки, заказники, национальные парки, памятники природы,ботанические
сады, питомники.Практическое занятие: видео экскурсия.Экскурсия в казанский зоопарк,
ботанический сад, зоомузей при КГУ.
Охраняемые территории: проблемы и перспективы (семинар)
Биосферный заповедник (БЗ), заповедник, охрана на месте обитания и вне его,охраняемая
территория, принципы выбора территории БЗ.
Глава VIII. Окружающая среда и здоровье человека.
Загрязнение среды и здоровье человека. Химические, биологические загрязнения.Влияние
звуков на здоровье человека.
Погода и самочувствие человека. Биоритмы. Питание и здоровье человека.
Нитраты. Нитриты. Рациональное питание. Экологические чистые продукты. Ландшафт как
здоровье человека. Понятие «ландшафт». Городской ландшафт. Экосистема города. Проблемы
адаптации человека и окружающей среды.Практические занятия: мораль и дело защиты
окружающей среды (дискуссия).Общечеловеческая ценность, оценка моральная, типы
отношения к природе, экологическая мораль, экологическая мораль, экологическая
ответственность и безответственность — моральная и правовая.
ПРОГРАММА 2 года обучения в объединение
«Юный Эколог»
1
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
№
Название темы
Вводная тема
Экосистема
Экологическое равновесие
естественных экосистем
Естественные экосистемы
России и их использование
Сельскохозяйственные
Городские
экосистемы
промышленные экосистемы
и
Охрана природы
Будущее человечества
Итого:
Общее колво
4
23
28
Теория
4
13
14
ка
Практик
0
10
14
18
23
16
11
21
144
9
10
7
5
9
71
9
13
9
6
12
73
Тематическое планирование.
Глава I.
Введение Что такое экология?
Экология – наука ХХХХ1 века. Экологические «законы» Барри Коммонера. Экологические
проблемы России. Структура экологии. Глава П.
Экосистема
Определение и общая характеристика экосистемы. Состав экосистемы. Пищевые цепи и
пищевые сети. Типы Экосистем. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Биологическая
продуктивность экосистемы. Почва. Разнообразие почв России. Разнообразие почв Татарстана.
Биосфера. Основные биосферные циклы веществ.
Практическое занятие: проводится по карточкам.
Глава III.
Экологическое равновесие естественных экосистемах
Понятие экологического равновесия. Горизонтальные взаимоотношения организмов:
конкуренция и взаимопомощь. Сигнальные взаимоотношения между организмами. Популяция.
Причин, нарушающие стабильность популяций. Экологическая ниша. Фундаментальная и
реализованная экологические ниши. Типы поведения (стратегии) организмов. Биологическое
разнообразие.
обусловленные внутренними факторами.
Биологическая индикация. Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие.
Практическое занятие: проводится по карточкам.
Экологические сукцессии,
Глава IV.
Естественные экосистемы России и их использование
Значение лесных экосистем. Принципы рационального использования лесных экосистем.
Степные экосистемы. Луговые экосистемы. Экосистемы тундры. Болотные экосистемы.
Особенности пресноводных экосистем. Рациональное использование пресноводных экосистем.
Морские экосистемы.
Практические занятия проводятся по карточкам, семинарские занятия.
Глава V.
Сельскохозяйственные экосистемы (Агроэкосистемы)
Общее представление об агроэкосистеме. Почвы – главный ресурс агроэкосистемы. История
обработки почвы. Прочие ресурсы агроэкосистемы. Контроль сорняков. Насекомых
вредителей и болезней.
Экология животноводства.
Сельскохозяйственное загрязнение. Энергосбережение в сельском хозяйстве. Зеленые
революции. Практические занятия: мораль и дело защиты окружающей среды (дискуссия).
Общечеловеческая ценность,
к природе,
экологическая мораль, экологическая мораль, экологическая ответственность и
безответственность — моральная и правовая
История севооборотов.
оценка моральная,
отношения
типы
Глава VI.
Городские и промышленные экосистемы
Общая характеристика городских экосистем. Промышленное загрязнение среды. Способы
уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Экология
автомобильного транспорта. Растения города. Квартира как экосистема.
Глава VII.
Охрана Природы
Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционновидовой уровень охраны.
Охрана экосистем. Особо охраняемые территории Татарстана. Экологический мониторинг.
Практические занятия: мораль и дело защиты окружающей среды (дискуссия).
Общечеловеческая ценность,
отношения
экологическая мора
Глава VIII.
Будущее Человечества
оценка моральная,
к природе,
типы
Перспективы развития энергетики. Нетрадиционная энергетика. Энергосбережение.
Ресурсосбережение. Уменьшение загрязнения окружающей среды. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского подхода. Международное сотрудничество в
охране окружающей среды. Экология и национальная безопасность России.
. Практические занятия: мораль и дело защиты окружающей среды (дискуссия).
Общечеловеческая ценность,
к природе,
экологическая мораль, экологическая мораль, экологическая ответственность и
безответственность — моральная и правовая.
оценка моральная,
типы
отношения
Тематическое планирование 1 год обучения №
Тема
Введение Что такое экология?
(2ч.)
1
Инструктаж по ТБ. Экологияэто наука о связях между
животными существами и окружающей средой, между человеком
2
.
Географическая экология, популяционная экология,
промышленная экология, экология животных, растений, человека.
Взаимодействие организмов и среды.(15 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Среды жизни
Среды жизни
средообразующая деятельность организмов
средообразующая деятельность организмов
экологические факторы
экологические факторы
Условия среды
Условия среды
Общие закономерности влияния экологических
факторов среды на организмы
Общие закономерности влияния экологических
факторов среды на организмы
Общие закономерности влияния экологических
факторов среды на организмы
Экологические ресурсы
Экологические ресурсы
. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма
. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма
12
13
14
15
Экология популяций.(9 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Организация и функционирование сообществ.(22ч)
Популяция и её основные характеристики
Популяционное обилие и его показатели.
Рождаемость и смертность
Возрастная структура популяции.
Динамика популяций
Типы экологических взаимодействий.
Типы экологических взаимодействий.
Конкурентные отношения. Хищничество. Паразитизм.
Конкурентные отношения. Хищничество. Паразитизм.
1
2
3
4
5
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера.
Структура сообщества
Структура сообщества
дискуссии, ПР
Кол
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
потоки
энергии и вещества в экосистемах
потоки
энергии и вещества в экосистемах
пастбищные и детритные цели
пастбищные и детритные цели
Круговорот веществ в экосистеме
Круговорот веществ в экосистеме
Круговорот веществ в экосистеме
Круговорот веществ в экосистеме
продуктивность сообщества
продуктивность сообщества
сукцессия
сукцессия
Сукцессионые
изменения.
Сукцессионые
изменения.
Значение сукцессии
Биосфера и её эволюция.
Биосфера и её эволюция.
20
21
22
. Антропогенное воздействие на биосферу.(30 ч)
Совершенное состояние природной сферы.( 3 ч)
1
3
Познакомиться с некоторыми чертами современной
биосферы и процессы, происходящие в ней
Загрязнение природной среды
Атмосфера — внешняя оболочка биосферы. (3 ч)
4
5
Понятие атмосфера, её строение
Как загрязняется атмосфера?
Почва важная составляющая часть биосферы. (8 ч)
7
Понятие о почвах. Значение и история учения о почвах.
Состав и строение почв. Свойства почв.
2
6
8
9
11
13
10
12
14
Почвы Татарстана Понятие о почвенной карте. Охрана
почв от эрозии и загрязнения.
Изучение почвенных разрезов. Взятие почвенных проб. На
пришкольном участке
Определение содержания в почвенном образце воды,
гумуса, рН почвы и солевого состава.
*0
Вода основа жизненных процессов. (16 ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
2
2 15
17
19
21
23
25
27
29
16
18
20
22
24
26
28
30
Вода и водоем в жизни человека
Воды исследуемой территории
Ведение наблюдений и исследования
Особенности местности, прилегающей к исследуемому
водоему Нокса
Целебные воды. Воздействие их на организм.
Химический состав некоторых минеральных вод.
Связь водоема с другими компонентами территории.
Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и
меры предупреждения.
Исследование прилегающей к водоему местности.
Знакомство с охраняемыми растениями и животными.(20 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Знакомство с живыми существами, которым угрожает
исчезновение.
Представители редких организмов (грибов, растений,
животных)
Виды растений и животных Татарстана, занесенных в
Красную книгу.
Особенности их внешнего вида, распространение, поведение;
причины сокращения численности этих живых существ,
необходимые меры их охраны
Охраняемые растения.
Знакомство с охраняемыми растениями
Знакомство с редкими и исчезающими видами растений и
животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.
. Особенности их внешнего вида и распространения, легенды
и сказания, связанные с некоторыми из этих растений
Экологические группы комнатных растений.
Определение и паспортизация комнатных растений.
Уход за комнатными растениями.
.
Создание экспозиций комнатных растений.
Опыты по вегетативному размножению комнатных
2
2
2
2
2
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 растений.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Лекарственные растения.
Знакомство с лекарственными растениями Татарстана.
Лекарственные растения. Их важнейшие свойства,
правила их сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные.Особенности внешнего вида и
распространения охраняемых животных.
Охраняемые животные.Особенности поведения. Причины
сокращения данных животных.
Охраняемые животные.Знакомство с «Красной книгой» РТ и
РФ и «Зелёной книгой» РТ.
Экологический подход к охране редких и исчезающих
видов и мест их обитания. Красная книга.
Виды растений и животныхТатарстана, занесенных в
Красную книгу.
Реликты и эндемики флоры и фауны Татарстана
"Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и
исчезающими видами флоры и фауны края".
Способы охраны природы.(16 ч)
2
4
13
15
1
3
5
6
7
8
9
10
11
12
14
16
Международное сотрудничество по охране природы.
Международные и российские природоохранные организации.
Особо охраняемые территории: заповедники, заказники,
национальные парки.
Знакомство с представителями животного мира в
казанском зоопарке
Знакомство с представителями растительного мира в
казанском ботанического сада
Знакомство с зоомузей при КГУ
Охраняемые территории: проблемы и перспективы
Охраняемые территории: проблемы и перспективы
Биосферный заповедник (БЗ)
Биосферный заповедник (БЗ)
Понятие об антропогенных факторах среды. Охрана
природы как антропогенный фактор.
Рациональное и нерациональное использование природы.
Регуляция численности промысловых животных и ценных
растений края.
Рациональное и нерациональное использование природы.
Регуляция численности промысловых животных и ценных
растений края.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
просмотр видеофильма
лекциями и беседами о редких и исчезающих
растениях и животных родного края. Окружающая среда и здоровье человека.(30 ч)
1
3
5
6
7
8
9
10
12
14
16
17
18
20
21
22
23
26
2
4
11
13
15
19
25
30
Загрязнение среды и здоровье человека.
Химические загрязнения
Биологические загрязнения
Влияние звуков на здоровье человека.
Влияние звуков на здоровье человека.
Погода и самочувствие человека
. Погода и самочувствие человека
Биоритмы.
Питание и здоровье человека.
Нитраты. Нитриты.
Рациональное питание.
.
Экологические чистые продукты.
Ландшафт как здоровье человека. Понятие «ландшафт».
Городской ландшафт.
Экосистема города.
Проблемы адаптации человека и окружающей среды
Очистка и благоустройство родников родного края.
Операция «Чистый берег»
Операция «Чистый двор»
Операция «Цветущая клумба»
Всего:
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
1
3
4
144
Тематическое планирование 2 года обучения
№
Тема
Введение Что такое экология?
(4ч.)
1
Инструктаж по ТБ. Оформление
отчетов за лето. Экология – наука ХХХХ1
олво
часов
К
1
Форма занятий
Вводная лекция с
и
беседы
элементами века.
2
3
4
. Экологические «законы» Барри
Коммонера.
Экологические проблемы России.
Структура экологии.
Экосистема
1
экосистемы.
Определение и общая характеристика
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Определение и общая характеристика
экосистемы.
Состав экосистемы.
Состав экосистемы.
Пищевые цепи и пищевые сети.
Пищевые цепи и пищевые сети.
Типы Экосистем
Типы Экосистем
Бюджет солнечной энергии в
экосистеме
Бюджет солнечной энергии в
экосистеме
Биологическая
экосистемы.
Биологическая
экосистемы.
продуктивность
продуктивность
Экологические пирамиды
Экологические пирамиды
Факторы,
ограничивающие
биологическую продуктивность
Факторы,
ограничивающие
биологическую продуктивность
Почва.
Разнообразие почв России
Разнообразие почв России
Разнообразие почв Татарстана.
Разнообразие почв Татарстана.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
дискуссии, ПР
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
Выступления
воспитанников с лекциями и
беседами о видах почв родного
края. 22
23
24
Биосфера.
Биосфера.
Основные биосферные циклы веществ
1
1
1
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
25
1
Экологическое равновесие естественных экосистемах(28 ч)
Основные биосферные циклы веществ
семинар
1
2
3
4
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Понятие экологического равновесия.
лекция с элементами
Понятие экологического равновесия.
Горизонтальные взаимоотношения
организмов: конкуренция и взаимопомощь.
Горизонтальные взаимоотношения
организмов: конкуренция и взаимопомощь.
Сигнальные взаимоотношения между
организмами.
Сигнальные взаимоотношения между
организмами.
Популяция.
Популяция.
Причины, нарушающие стабильность
популяций.
Причины, нарушающие стабильность
популяций.
Экологическая ниша.
Экологическая ниша.
Фундаментальная и реализованная
экологические ниши.
Фундаментальная и реализованная
экологические ниши.
Типы
организмов
Типы
организмов
поведения
поведения
(стратегии)
(стратегии)
Вертикальные
организмов
Вертикальные
организмов
взаимоотношения
взаимоотношения
Биологическое разнообразие.
Биологическое разнообразие.
Экологические
сукцессии,
обусловленные внутренними факторами
Экологические
сукцессии,
обусловленные внутренними факторами
Экологические
сукцессии,
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 21
22
23
обусловленные внешними факторами.
Экологические
сукцессии,
обусловленные внешними факторами.
Биологическая индикация.
Последствия вмешательства человека в
экологическое равновесие
Естественные экосистемы России и их использование (18 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Значение лесных экосистем.
Значение лесных экосистем.
Принципы
рационального
использования лесных экосистем
Принципы
рационального
использования лесных экосистем
Степные экосистемы
Степные экосистемы
Луговые экосистемы.
Луговые экосистемы.
Экосистемы тундры.
Экосистемы тундры.
Болотные экосистемы.
Болотные экосистемы.
Особенности пресноводных экосистем
Особенности пресноводных экосистем
Рациональное
использование
пресноводных экосистем.
Рациональное
пресноводных экосистем.
использование
Морские экосистемы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Сельскохозяйственные экосистемы (Агроэкосистемы) (23ч)
Морские экосистемы.
1
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
1
2
3
4
5
Общее
агроэкосистеме.
Общее
агроэкосистеме.
Почвы
агроэкосистемы.
Почвы
агроэкосистемы.
представление
представление
об
об
–
–
главный
главный
ресурс
ресурс
История обработки почвы.
1
1
1
1
1
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами 6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
История обработки почвы.
Прочие ресурсы агроэкосистемы.
Прочие ресурсы агроэкосистемы.
Контроль сорняков. , Насекомых
вредителей и болезней
Контроль сорняков.,
вредителей и болезней
Контроль сорняков.,
вредителей и болезней
История севооборотов.
Насекомых
Насекомых
История севооборотов.
Экология животноводства.
Экология животноводства.
Экология животноводства.
Сельскохозяйственное загрязнение.
Сельскохозяйственное загрязнение.
Энергосбережение
в
сельском
хозяйстве.
Энергосбережение
хозяйстве.
Зеленые революции.
в
сельском
22
23
Городские и промышленные экосистемы (16 ч)
Зеленые революции.
Зеленые революции
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Общая характеристика городских
экосистем.
Общая характеристика городских
экосистем.
Промышленное загрязнение среды.
Промышленное загрязнение среды.
Способы уменьшения вреда от
химических загрязнений
Способы уменьшения вреда от
химических загрязнений
Очистные сооружения.
Очистные сооружения.
Очистные сооружения.
Экология автомобильного транспорта
Экология автомобильного транспорта
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12
13
14
15
Растения города.
Растения города.
Растения города.
Квартира как экосистема.
16
Охрана Природы (11ч)
Квартира как экосистема.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Охрана природы и рациональное
природопользование
Охрана природы и рациональное
природопользование
Популяционновидовой уровень охраны.
Охрана экосистем
Охрана экосистем
Особо охраняемые
Татарстана
Особо охраняемые
Татарстана
территории
территории
Особо охраняемые
Татарстана
территории
Экологический мониторинг.
10
11
Будущее Человечества(21 ч)
Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Перспективы развития энергетики.
Перспективы развития энергетики.
Нетрадиционная энергетика.
Нетрадиционная энергетика.
Энергосбережение.
Энергосбережение.
Энергосбережение.
Ресурсосбережение
Ресурсосбережение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
Выступления
воспитанников с лекциями и
беседами о редких и
исчезающих растениях и
животных родного края.
Выступления
воспитанников с лекциями и
беседами о редких и
исчезающих растениях и
животных родного края.
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Уменьшение загрязнения окружающей
Уменьшение загрязнения окружающей
Уменьшение загрязнения окружающей
среды.
среды.
среды.
Регулирование роста народонаселения
Регулирование роста народонаселения
. Отказ от потребительского подхода.
. Отказ от потребительского подхода.
Международное сотрудничество в
охране окружающей среды.
Международное сотрудничество в
охране окружающей среды.
Экология и национальная безопасность
России.
Экология и национальная безопасность
России.
Экология и национальная безопасность
России.
Всего:
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
лекция с элементами
беседы
семинар
семинар
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
44
Литература.
Одум Ю. «Экология* в двух томах пер. с англ. Москва: Мир, 1986
Чернова Н. М.; Галушин В. М.; Константинов В. М. Основы экологии: пробный учебник
для 9 кл. общеоразоват. учрежд. М: Просвещение, 1995 240 с.
Экология: Программы для общеобразоват. учреждений М: Просвещение, 1994 45 с.
Миркин Б. М.; Наумова Л. Г. Экология России учебник для 911 кл общеобразоват.
школы М: АО МДС; Юнисан, 1995 232 с.
Криксунов Е. А.; Пасочник В. В.; Сидоров А. П. Экология: учебник 9 кл общеоразоват.
учеб, заведений М: Дрофа, 1995 240 с.
Величековскии Б. Т. Кирпичев В. И.; Суравечина Н. Т. Здоровье человека и
окружающая
среда: учеб, пособие М: Новая школа, 1997 240 с.
Хабарова Е. И.; С. А. Манова Экология «краткий справочник школьника» М: Дрофа,
1997.
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Рабочая программа Объединения «Юный эколог» Для учащихся 9-10 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.