Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»
Оценка 4.8

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физика
Взрослым
26.05.2017
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»
Программа составлена с учётом требований: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.12.2014 № 1645); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования; - Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);Программа составлена с учётом требований: - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.12.2014 № 1645); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования; - Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
физ 10н.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.08  «ФИЗИКА» 2017 СОГЛАСОВАНО Цикловая комиссия математических, общих  естественнонаучных дисциплин и группы  «Информатика и вычислительная техника» Протокол №__ от «___»______2017 г. Председатель ЦК _______________/_Г.Н. Филимонова /           Подпись               ФИО УТВЕРЖДЕНО Замдиректора по УР _______________/_А.С. Золотарев  /           Подпись               ФИО «___»______2017 г. Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по профессии 43.01.09 Повар,  кондитер на базе основного общего образования  с одновременным получением среднего общего образования. Программа составлена с учётом требований: ­   Федерального   государственного   образовательного   стандарта     среднего   общего   образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.12.2014 № 1645); ­   Федерального   государственного   образовательного   стандарта    среднего   профессионального образования по профессии 43.01.09 Повар, кондитер (Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 декабря 2016 г. № 1569) и естественнонаучного профиля профессионального образования; ­ Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных   стандартов   и получаемой   профессии   или   специальности   среднего   профессионального   образования   (письмо Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО   Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259); ­   Положения   о   разработке   рабочей   программы   общеобразовательной   учебной   дисциплины   в ГБПОУ РО «КТСиА» №129 (Приказ № 378 от 06.11.2015г., с изм. и доп. Пр.№404 от 04.12.2015г.) Рабочая   программа   ОУД.08     «Физика»  составлена   на   основе   Примерной   программы общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Математика:   алгебра   и   начала   математического   анализа, геометрия»,  рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ  «ФИРО»),  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»). Организация­составитель: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области  «Каменский техникум строительства и автосервиса» (далее ­  ГБПОУ РО «КТСиА»).  Составитель:  Жадан Иван Алексеевич, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО  «КТСиА» Рецензенты:   Семиколенова Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»  Бытый И.В., преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного профессионального   образовательного   учреждения   Ростовской   области   «Каменский   химико­ механический техникум» 3 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………….……..…4      Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….4       Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………5       Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..……..5 Тематическое   планирование  …………………………………………………8 Тематический план………………………………………………………..……………8 Содержание учебной дисциплины……………………...…………………………9   Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне  учебных действий………………………………………………..…………………..13 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы учебной дисциплины…………………………………………………18 Рекомендуемая литература ………………………………………………………..18 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Физика»     предназначена   для изучения физики в  ГБПОУ РО «КТСиА», реализующем образовательную программу среднего общего   образования   в   пределах   освоения   основной   профессиональной   образовательной программы   СПО   (ОПОП   СПО)   на   базе   основного   общего   образования   при   подготовке квалифицированных рабочих, служащих. Рабочая   программа  ОУД.08   «Физика»    составлена   на   основе   Примерной   программы общеобразовательной   учебной   дисциплины  «Физика»,     рекомендованной   Федеральным государственным   автономным   учреждением   «Федеральный   институт   развития   образования» (ФГАУ «ФИРО»), в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).    Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей: •      освоение знаний о фундаментальных физических   законах и принципах, лежащих в основе современной   физической   картины   мира;   наиболее   важных   открытиях   в   области   физики, оказавших   определяющее   влияние   на   развитие   техники   и   технологии;   методах   научного познания природы; •   овладение   умениями   проводить   наблюдения,   планировать   и   выполнять   эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; •   воспитание   убежденности   в   возможности   познания   законов   природы,   использования достижений   физики   на   благо   развития   человеческой   цивилизации;   необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально­ этической   оценке   использования   научных   достижений,   чувства   ответственности   за   защиту окружающей среды; • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни,   обеспечения   безопасности   собственной   жизни,   рационального   природопользования   и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности. В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование   у   обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования   с   получением   среднего   общего   образования;   программы   подготовки квалифицированных рабочих, служащих, (ППКРС). Общая характеристика учебной дисциплины В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач. Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются 5 как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно­научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания,   системно­информационный   анализ,   формулирование   гипотез,   анализ   и   синтез, сравнение,   обобщение,   систематизация,   выявление   причинно­следственных   связей,   поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика   имеет   очень   большое   и   всевозрастающее   число   междисциплинарных   связей, причем   на   уровне   как   понятийного   аппарата,   так   и   инструментария.   Сказанное   позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Физика   является   системообразующим   фактором   для   естественнонаучных   учебных предметов,   поскольку   физические   законы   лежат   в   основе   содержания   химии,   биологии, географии,   астрономии   и   специальных   дисциплин   (техническая   механика,   электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся. Обладая   логической   стройностью   и   опираясь   на   экспериментальные   факты,   учебная дисциплина «Физика»  формирует   у обучающихся     подлинно  научное  мировоззрение.  Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира. При освоении профессии естественнонаучного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне среднего общего образования. Содержание   учебной   дисциплины,   реализуемое   при   подготовке   обучающихся   по профессии     естественнонаучного   профиля   профессионального   образования,   не   имеет   явно выраженной   профильной   составляющей,   так   как   профессия,   относящиеся   к   этому   профилю обучения,   не   имеет   преимущественной   связи   с   тем   или   иным   разделом   физики.   Однако   в зависимости   от   получаемой   профессии   в   рамках   естественнонаучного   профиля профессионального   образования   повышенное   внимание   уделяется   изучению   раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика». Теоретические сведения по физике дополняются лабораторными работами. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета и экзамена.  Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная  дисциплина ОУД.03 ОУД.08 «Физика»: является базовой  учебной дисциплиной общеобразовательного цикла  учебного плана ОПОП СПО   по   профессии     43.01.09   Повар,   кондитер  на   базе   основного   общего   образования   с получением среднего общего образования; является   учебной   дисциплиной   обязательной   предметной   области   «Естественно­научные предметы» ФГОС СОО; входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин.    Результаты освоения учебной дисциплины 6 Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.08 «Физика» обеспечивает достижение следующих результатов:  личностных:  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной   практики,   основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;  сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в   соответствии   с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;  навыки   сотрудничества   со   сверстниками,   детьми   младшего   возраста,   взрослыми   в образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах деятельности;  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;   сознательное   отношение   к   непрерывному   образованию   как   условию   успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметных:   умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной   деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;  владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;  готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности, владение   навыками   получения   необходимой   информации   из   словарей   разных   типов,   умение ориентироваться   в   различных   источниках   информации,   критически   оценивать   и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;  умение использовать средства информационных и коммуникационных  технологий (далее ­ ИКТ)   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с   соблюдением требований   эргономики,   техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережения,   правовых   и этических норм, норм информационной безопасности;  умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;  владение языковыми средствами ­ умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;  владение   навыками   познавательной   рефлексии   как   осознания   совершаемых   действий   и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. предметных:   сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики   в   формировании   кругозора   и   функциональной   грамотности   человека   для   решения практических задач; 7  владение   основополагающими   физическими   понятиями,   закономерностями,   законами   и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;  владение   основными   методами   научного   познания,   используемыми   в   физике:   наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость   между   физическими   величинами,   объяснять   полученные   результаты   и   делать выводы;  сформированность умения решать физические задачи;  сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;  сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   физической   информации, получаемой из разных источников. Данные   результаты   направлены   на  формирование   у   обучающихся   общих  компетенций (далее ­ ОК), являющихся результатом освоения ППКРС, в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:    общие компетенции:     ОК 01. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным  контекстам.  ОК   02.   Осуществлять     поиск,   анализ     и   интерпретацию   информации   необходимой   для выполнения задач  профессиональной деятельности.  ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.  ОК   04.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   взаимодействовать   с   коллегами, руководством, клиентами.  ОК   05.   Осуществлять   устную   и   письменную   коммуникацию   на   государственном   языке   с учетом особенностей социального и культурного контекста.  ОК   06.   Проявлять   гражданско   ­   патриотическую   позицию,   демонстрировать   осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.  ОК   07.   Содействовать   сохранению   окружающей   среды,   ресурсосбережению,   эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.  ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.  ОК 09.  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.  ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и  иностранном языке.  ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При   реализации   содержания   ОУД.08   «Физика»   в   пределах   освоения   ОПОП   СПО   по профессии     43.01.09   Повар,   кондитер   на   базе   основного   общего   образования   с   получением среднего общего образования обязательная   учебная нагрузка обучающихся составляет – 148 часов, из них: теоретические  занятия – 114 часов; практические занятия  ­ 34 часа. № Наименование  разделов  и тем Введение  1. Механика 2. Основы молекулярной  физики и термодинамики 3. Электродинамика Всего 1семестр 4.  Колебания и волны 5. Оптика 6. Элементы   квантовой физики 7. Эволюция Вселенной Всего 2семестр Итого по  дисциплине Тематический план Обязательная Количество часов В том числе Теоретические Практические 1 31 36 34 102 17 17 7 5 46 148 1 25 30 28 84 10 10 5 5 30 114 6 6 6 18 7 7 2 ­ 16 34 Промежуточная аттестация в форме устного экзамена 9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Содержание учебного материала Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы   применимости   физических   законов.   Понятие   о   физической   картине   мира. Значение физики при освоении профессии. 1. Механика Содержание учебного материала Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное   движение.   Ускорение.   Равнопеременное   прямолинейное   движение. Свободное   падение.   Движение   тела,   брошенного   под   углом   к   горизонту.   Равномерное движение по окружности. Законы   механики   Ньютона.  Первый   закон   Ньютона.   Сила.   Масса.   Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. Законы   сохранения   в   механике.  Закон   сохранения   импульса.   Реактивное движение.   Работа   силы.   Работа   потенциальных   сил.   Мощность.   Энергия.   Кинетическая энергия.   Потенциальная   энергия.   Закон   сохранения   механической   энергии.   Применение законов сохранения. Практические занятия Механическое   движение.  Сохранение   механической   энергии   при   движении   тела   под действием сил тяжести и упругости.  Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии   тела.  Изучение   закона   сохранения   импульса  и  особенностей   силы   трения (скольжения). ЛР №1 Исследование движения тела под действием постоянной силы; ЛР№2 Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника. КР №1 Входной контроль;  КР №2 Механика.   2. Основы молекулярной физики и термодинамики Содержание учебного материала Основы   молекулярно­кинетической   теории.   Идеальный   газ.  Основные положения   молекулярно­кинетической   теории.   Размеры   и   масса   молекул   и   атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение   газообразных,   жидких   и   твердых   тел.   Скорости   движения   молекул   и   их измерение. Идеальный   газ.   Давление   газа.   Основное   уравнение   молекулярно­кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. 10 Основы термодинамики.  Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы.   Внутренняя   энергия   идеального   газа.   Работа   и   теплота   как   формы   передачи энергии.   Теплоемкость.   Удельная   теплоемкость.   Уравнение   теплового   баланса.   Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД   теплового   двигателя.   Второе   начало   термодинамики.   Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. Свойства   паров.  Испарение   и   конденсация.   Насыщенный   пар   и   его   свойства. Абсолютная   и   относительная   влажность   воздуха.   Точка   росы.   Кипение.   Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Свойства   жидкостей.  Характеристика   жидкого   состояния   вещества. Поверхностный   слой   жидкости.   Энергия   поверхностного   слоя.   Явления   на   границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. Свойства  твердых  тел.  Характеристика   твердого   состояния   вещества.   Упругие свойства   твердых   тел.   Закон   Гука.   Механические   свойства   твердых   тел.   Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Практические занятия Основы молекулярно­ кинетической теории. Определение работы, количества теплоты,  изменение внутренней энергии. Определение КПД двигателей. ЛР №3 Измерение влажности воздуха. Измерение поверхностного натяжения жидкости; ЛР №4 Изучение теплового расширения твердых тел; ЛР №5 Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения; ЛР №6 Изучение особенностей теплового расширения воды. КР №4 Основы молекулярной физики и термодинамики. 3. Электродинамика Содержание учебного материала Электрическое   поле.  Электрические   заряды.   Закон   сохранения   заряда.   Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.   Работа   сил   электростатического   поля.   Потенциал.   Разность   потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического   поля.   Диэлектрики   в   электрическом   поле.   Поляризация   диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Законы   постоянного   тока.  Условия,   необходимые   для   возникновения   и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного   сечения   проводника.   Зависимость   электрического   сопротивления проводников   от   температуры.   Электродвижущая   сила   источника   тока.   Закон   Ома   для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею.   Закон   Джоуля   ­   Ленца.   Работа   и   мощность   электрического   тока.   Тепловое действие тока. Электрический   ток   в   полупроводниках.  Собственная   проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный   проводник   с   током.   Закон   Ампера.   Взаимодействие   токов.   Магнитный поток.   Работа   по   перемещению   проводника   с   током   в   магнитном   поле.   Действие 11 магнитного   поля   на   движущийся   заряд.   Сила   Лоренца.   Определение   удельного   заряда. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная   индукция.  Электромагнитная   индукция.   Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Практические занятия Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. ЛР   №7  Изучение   закона   Ома   для   участка   цепи,   последовательного   и   параллельного соединения проводников;  ЛР №8 Изучение закона Ома для полной цепи;   ЛР№9  «Определение   коэффициента   полезного   действия   электрического   чайника. Определение температуры нити лампы накаливания; ЛР №10 Изучение явления электромагнитной индукции. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. КР №5 за первый семестр. 4. Колебания и волны Содержание учебного материала Механические   колебания.  Колебательное   движение.   Гармонические   колебания. Свободные   механические   колебания.   Линейные   механические   колебательные   системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Упругие   волны.  Поперечные   и   продольные   волны.   Характеристики   волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Электромагнитные   колебания.  Свободные   электромагнитные   колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор   незатухающих   электромагнитных   колебаний.   Вынужденные   электрические колебания.   Переменный   ток.   Генератор   переменного   тока.   Емкостное   и   индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы.   Токи   высокой   частоты.   Получение,   передача   и   распределение электроэнергии. Электромагнитные   волны.  Электромагнитное   поле   как   особый   вид   материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. Практические занятия Механические колебания. Волны. Переменный ток. ЛР №11  Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза; ЛР №12 Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока. КР №6 Колебания и волны. Содержание учебного материала Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 5. Оптика 12 Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция   в   тонких   пленках.   Полосы   равной   толщины.   Кольца   Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных   лучах.   Дифракционная   решетка.   Понятие   о   голографии.   Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Практические занятия ЛР №13 Изучение изображения предметов в тонкой линзе; ЛР №14 Изучение интерференции и дифракции света;  ЛР №15 Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий. КР №7 Оптика. 6. Элементы квантовой физики Содержание учебного материала Квантовая   оптика.  Квантовая   гипотеза   Планка.   Фотоны.   Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы.  Физика   атомного   ядра.  Естественная   радиоактивность.   Закон   радиоактивного распада.   Способы   наблюдения   и   регистрации   заряженных   частиц.   Эффект   Вавилова   ­ Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная   реакция.   Управляемая   цепная   реакция.   Ядерный   реактор.   Получение радиоактивных   изотопов   и   их   применение.   Биологическое   действие   радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Практические занятия Решение задач по теме: «Элементы квантовой физики». 7. Эволюция Вселенной Строение   и   развитие   Вселенной.  Наша   звездная   система   ­   Галактика.   Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.  Термоядерный синтез.   Проблема   термоядерной   энергетики.   Энергия   Солнца   и   звезд.   Эволюция   звезд. Происхождение Солнечной системы. Темы индивидуальных  проектов  Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.  Бесконтактные методы контроля температуры.  Вселенная и темная материя.  Движение тела переменной массы.  Дифракция в нашей жизни.  Жидкие кристаллы. 13  Классификация и характеристики элементарных частиц.  Конструкция и виды лазеров.  Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).  Методы определения плотности.  Молекулярно­кинетическая теория идеальных газов.  Оптические явления в природе.  Современная спутниковая связь.  Современные средства связи. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Содержание обучения 1. Механика 2.Основы молекулярно й   физики   и термодинами Характеристика основных видов  деятельности обучающегося  (на уровне учебных действий) Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление   механического   движения   тела   графиками   зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени.  Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение   сравнительного   анализа   равномерного   и   равнопеременного движений.   Указание   использования   поступательного   и   вращательного движений в технике. Приобретение   опыта   работы   в   группе   с   выполнением   различных социальных ролей. Разработка   возможной   системы   действий   и   конструкции   для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы  Законы сохранения в механике. Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение   закона   сохранения   механической   энергии   при   расчетах результатов   взаимодействий   тел   гравитационными   силами   и   силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание   учебных   дисциплин,   при   изучении   которых   используются законы сохранения Выполнение   экспериментов,   служащих   для   обоснования   молекулярно­ кинетической теории (МКТ). Решение   задач   с   применением   основного   уравнения   молекулярно­ кинетической теории газов. Определение   параметров   вещества   в   газообразном   состоянии   на 14 ки 3.Электро динамика   изобарного   и основании уравнения состояния идеального газа. Определение   параметров   вещества   в   газообразном   состоянии   и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),V (Т), р(V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р(V).  Представление   в   виде   графиков   изохорного, изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления  заданного процесса с теплопередачей.  Расчет   изменения   внутренней   энергии   тел,   работы   и   переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р(V). Вычисление   работы   газа,   совершенной   при   изменении   состояния   по замкнутому циклу.   Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому  циклу.  Объяснение   принципов   действия   тепловых   машин.   Демонстрация   роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение   сути   экологических   проблем,   обусловленных   работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение   вести   диалог,   выслушивать   мнение   оппонента,   участвовать   в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики» Свойства паров, жидкостей и твердых тел Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.  Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел.  Применение   физических   понятий   и   законов   в   учебном   материале профессионального характера. Использование   Интернета   для   поиска   информации   о   разработках   и применениях современных твердых и аморфных материалов Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление   напряженности   электрического   поля   одного   и   нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление   потенциала   электрического   поля   одного   и   нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка   плана   и   возможной   схемы   действий   экспериментального 15 анализа     и сравнительного гравитационного определения   электроемкости   конденсатора   и   диэлектрической проницаемости вещества. Проведение электростатического полей Постоянный ток Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания.  Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение   сравнительного   анализа   полупроводниковых   диодов   и триодов. Использование   Интернета   для   поиска   информации   о   перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно­следственных связей Магнитные явления Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление   сил,   действующих   на   электрический   заряд,   движущийся   в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока  и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс­ спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение   примеров   практического   применения   изученных   явлений, законов, приборов, устройств. Проведение   сравнительного   анализа   свойств   электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение   на   примере   магнитных   явлений,   почему   физику   можно рассматривать как метадисциплину Механические колебания Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы   и   жесткости   пружины.   Вычисление   периода   колебаний математического маятника по известному значению  его   длины.   Вычисление   периода   колебаний   груза   на   пружине   по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка   навыков   воспринимать,   анализировать,   перерабатывать   и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем.  16 4.Колебания  и волны Проведение классификации колебаний Упругие волны Измерение   длины   звуковой   волны   по   результатам   наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение   и   объяснение   явлений   интерференции   и   дифракции механических волн. Представление   областей   применения   ультразвука   и   перспективы   его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение   сути   экологических   проблем,   связанных   с   воздействием звуковых волн на организм человека.  Электромагнитные колебания Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение   электроемкости   конденсатора.   Измерение   индуктивность катушки. Исследование   явления   электрического   резонанса   в   последовательной цепи.   Проведение   аналогии   между   физическими   величинами, характеризующими   механическую   и   электромагнитную   колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора.  Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование   Интернета   для   поиска   информации   о   современных способах передачи электроэнергии Электромагнитные волны Осуществление   радиопередачи   и   радиоприема.   Исследование   свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие   ценностного   отношения   к   изучаемым   на   уроках   физики объектам   и   осваиваемым   видам   деятельности.   Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной Применение  на  практике   законов  отражения   и  преломления   света  при решении   задач.   Определение   спектральных   границ   чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа Волновые   свойства   света.   Наблюдение   явления   интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение  длины  световой  волны по результатам  наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света.  Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике 17 5.Оптика 6.Элемен ты квантовой физики 7.Эволюция  Вселенной   Объяснение   законов явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света.  Перечисление   методов   познания,   которые   использованы   при   изучении указанных явлений Наблюдение   фотоэлектрического   эффекта. Столетова на основе квантовых представлений. Расчет   максимальной   кинетической   энергии   электронов   при фотоэлектрическом эффекте. Определение   работы   выхода   электрона   по   графику   зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света.  Измерение работы выхода электрона. Перечисление   приборов   установки,   в   которых   применяется   без инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно­волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики Физика атома Наблюдение   линейчатых   спектров.   Расчет   частоты   и   длины   волны испускаемого света при переходе  атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение   происхождения   линейчатого   спектра   атома   водорода   и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение   примеров   использования   лазера   в   современной   науке   и технике. Использование   Интернета   для   поиска   информации   о   перспективах применения лазера Физика атомного ядра Наблюдение треков альфа­частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление   энергии,   освобождающейся   при   радиоактивном   распаде .Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.  Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение   сути   экологических   проблем,   связанных   с   биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение   классификации   элементарных   частиц   по   их   физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание   ценностей   научного   познания   мира   не   вообще   для человечества   в   целом,   а   для   каждого   обучающегося   лично,   ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности Строение и развитие Вселенной Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. 18 Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы Вычисление   энергии,   освобождающейся   при   термоядерных   реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание   роли   космических   исследований, экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы   их   научного   и УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для реализации учебной дисциплины в наличии имеется учебный кабинет   «Физика». Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; учебно ­ методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические  материалы, справочная литература).  Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; экран и мультимедиа проектор.      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  Для обучающихся 1   Дмитриева   В.   Ф.   Физика   /Учебник   для   профессий   и   специальностей     технического профиля. Москва. «Академия» ­ 2013 год. 2 Дмитриева В.Ф. Задачи по физике. Учебное пособие. Москва. «Академия». 2015г Для преподавателей  1  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ.  2  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего  образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.  3  Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего  (полного) общего образования». 4  Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах  освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе  19 основного общего образования с учетом требований федеральных государственных  образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего  профессионального образования (письмо Департамента государственной 38 политики в  сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  Интернет­ресурсы 1. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов –  http://fcior.edu.ru  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –  http://school­collection.edu.ru  3. Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru 4. Тестирующий сайт www.examen.ru Сайт   «Астрономия.   Виртуальный   методический   кабинет   учителя   физики   и астрономии» http   ://   www   .  gomulina    .  orc   .  ru 5. 20

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08 «Физика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017