Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
рабочая программа обж 8 класс ФГОС.doc
«Рассмотрено»
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО
Заместитель руководителя по УВР Руководитель
______/Кашина Л.А./
Протокол №___от
МАОУ «СОШ №124» МАОУ «СОШ №124»
____________/Назарова О.С./ _____________/Кожухар Г.П./
«__»________2014 г. «____»______________2014 г. «____»_______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Переваловой Светланы Викторовны, высшая категория
(ФИО педагога, категория)
по ОБЖ 8 класс 34 часа в год
20142015 учебный год
г. Пермь Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями
Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды»,
«О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О
порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного
стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции
государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых
современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного
времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в
процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной
среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей
каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе
социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование
современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в
формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к
безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы
медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна
тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье
населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке
алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также
практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных
задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных
ситуаций). Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных
действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
улучшение собственного физического и психического здоровья;
отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих
ущерб здоровью;
сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
∙ формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
∙ выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно
противодействовать им;
∙ формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
∙ усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
∙ развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
∙ развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков
безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Основные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вичинфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.
4. Классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки.
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения
клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
9. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
10. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
Методы и приемы обучения:
Объяснительноиллюстративный метод обучения;
• Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
• Поисковый метод;
• Проектный метод
• Игровой метод
• Метод проблемного обучения;
• Анализ;
• Дискуссия;
• Диалогический метод; • Практическая деятельность;
• Групповая самостоятельная работа в системе Internet;
• Проектирование;
• Смысловое чтение текста.
Формы контроля:
• Тестирование, тестирование с использованием системы Votum;
• устный контроль;
• самоконтроль;
• выполненные задания в рабочей тетради;
• результаты лабораторных работ;
• выполненные проекты.
• решение проектных задач
знание понятия, термины;
•
• умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
• умение использовать полученные знания на практике.
Содержание контроля:
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.
Оценка теоретических знаний учащихся:
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание
понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный.
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные,
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
Отметка «4»:
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии
недостаточно чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены
ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в
определении понятие, при использовании терминологии. Отметка «1»
ответ на вопрос не дан.
Оценка выполнения тестовых заданий:
Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 85 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 65 – 84%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 49 – 64%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 49%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных
зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2.
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожнотранспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и
пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3.
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4.
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,
проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам
и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины
их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного
поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на
радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
Тема 7. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные
составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи.
Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их
возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при
неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при
авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на
человека; организация защиты населения при авариях на радиационноопасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно
действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения
террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать
первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Тематическое планирование с УУД: Тема и тип урока
Дата Элементы содержания
Предметные
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч)
Пожарная безопасность (3ч)
Цель: создать условия для изучения обеспеченности личной безопасности в повседневной жизни
№
п/п
1.
2.
Пожары в жилых и
общественных зданиях, их
причина и последствия.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения причин пожаров в
жилых помещениях
Пожары в жилых и общественных
зданиях,
возможные
последствия.
их
Научатся: понимать пожар,
причины,
горение,
классификация,
условия
возникновения пожара
Получат возможность
научиться: называть
способы тушения пожаров.
Умение
учебником,
главное
с
выделять
работать
Профилактика пожаров в
повседневной жизни и
организация
защиты
населения
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения
профилактики
пожаров
Соблюдение мер пожарной
безопасности в быту.
Научатся:
условия
пожара
определять
возникновения
Получат
научиться:
действий при пожаре
возможность
навыкам
Регулятивные: ставят учебные
задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что ещё
неизвестно
Познавательные:
самостоятельно работают с
различными
источниками
находят
информации:
биологическую
информацию,
анализируют
и оценивают
информацию
Коммуникативные:
формулируют
мнение и позицию,
вопросы
собственное
задают
Регулятивные: ставят учебные
задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что ещё
неизвестно
Познавательные:
самостоятельно работают с
источниками
различными
находят
информации:
биологическую
информацию,
анализируют
и оценивают
информацию
Коммуникативные:
формулируют
мнение и позицию,
вопросы
собственное
задают
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Умение вести
на
диалог
3.
Права.
Обязанности и
ответственность граждан в
области
пожарной
Продуктивные задания
приводить
Научатся:
примеры
решения
важнейших практических
Регулятивные:
осознают
качество и уровень усвоения,
оценивают
достигнутый безопасности. Обеспечение
личной безопасности при
пожаре.
Цель:
знания по теме
(систематизации
обобщения)
систематизировать
и
задач в жизни человека
Получат
научиться:
информацию
возможность
обрабатывать
результат
Познавательные: структурируют
знания
Коммуникативные:
учатся
управлять поведением партнера
убеждать его, контролировать,
корректировать и оценивать его
действия
основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения
Цель: создать условия для изучения правил поведения на дорогах.
Безопасность на дорогах(3ч)
1.
2.
Причины ДТП
Причины
дорожно
транспортных происшествий
и травматизм людей
Цель:
знания о причинах ДТП
(комбинированный)
систематизировать
Организация дорожного
движения. Обязанности
пешеходов и пассажиров.
Цель: систематизировать
знания по теме
(комбинированный)
Организация дорожного
движения. Правила безопасного
поведения на дороге
велосипедиста и водителя мопеда
Научатся:
причины ДТП, травматизм
называть
возможность
Получат
обосновывать
научиться:
правила
безопасного
поведения на дорогах
пешеходов и пассажиров.
Научатся: называть общие
обязанности водителя.
Получат возможность
научиться: обосновывать
правила поведения на
дорогах.
Умение
учебником,
главное
работать
с
выделять
3.
Водитель. Формирование
качеств безопасного
водителя.
Водитель. Формирование качеств
безопасного водителя.
Научатся: называть общие
обязанности водителя.
Получат возможность
собственное
задают
Регулятивные: ставят учебные
задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что ещё
неизвестно
Познавательные:
самостоятельно работают с
источниками
различными
находят
информации:
биологическую
информацию,
анализируют, систематизируют и
оценивают информацию
Коммуникативные:
формулируют
мнение и позицию,
вопросы
Регулятивные: ставят учебные
задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что ещё
неизвестно,
оценивают
достигнутый результат
применяют
Познавательные:
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных,
определяют
основную и второстепенную
информацию
Коммуникативные:
интересуются чужим мнением и
высказывают
Регулятивные:
принимают
познавательную цель, сохраняют
ее при выполнении учебных
Формируют
ответственное
отношение к
учению
Формируют
доброжелатель
ное отношение
к окружающим
Признание
высокой Цель: систематизировать и
обобщить знания по теме
(обобщения и
систематизации знаний)
Безопасное поведение на
водоемах в различных
условиях.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
безопасного поведения на
водоемах
(комбинированный)
Безопасный отдых у воды.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
безопасного отдыха у воды
(комбинированный)
1.
2.
3.
Оказание помощи терпящим
бедствие на воде.
Цель: создать условия для
формирования
умения
оказания П/П на воде
(комбинированный)
Оказание само и взаимопомощи
терпящим бедствие на воде.
Научатся:
правилам
оказания первой помощи на
воде
Получат
научиться:
ситуацию
возможность
моделировать
научиться: обосновывать
правила поведения на
дорогах.
Умение
учебником,
главное
работать
с
выделять
регулируют весь
действий,
процесс их выполнения и четко
выполняют
требования
познавательной задачи
выбирают
Познавательные:
смысловые единицы текста и
устанавливать отношения между
ними
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга
умение
Безопасность на водоемах.(3ч)
Водоемы. Особенности состояние
водоемов в различное время года.
Безопасный отдых у воды.
Научатся:
соблюдению
правил безопасности при
купании в оборудованных и
необорудованных местах
Получат
научиться:
значимость
правил
возможность
обосновывать
соблюдения
соблюдению
Научатся:
правил безопасности при
купании в оборудованных и
необорудованных местах
Получат
научиться:
значимость
правил
возможность
обосновывать
соблюдения
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Умение вести
диалог
на
основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
и
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
Познавательные:
выделяют
количественные характеристики
объектов,
заданные словами,
выделяют объекты и процессы с
точки зрения целого и частей,
структурируют знания
Коммуникативные:
развивают
умение интегрироваться в группу
сверстников
строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
принимают
Регулятивные:
познавательную цель, сохраняют
ее при выполнении учебных
действий,
регулируют весь
процесс их выполнения и четко
выполняют
требования
познавательной задачи
Познавательные:
выбирают
смысловые единицы текста и
устанавливать отношения между
ними
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную
умение 1.
2.
Экология и безопасность.(2ч)
Загрязнение окружающей
природной среды и здоровье
человека.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
загрязнения окружающей
среды
(комбинированный)
Загрязнение окружающей
природной среды. Понятие о
ПДК загрязняющих веществ.
Научатся:
объяснять
значение взаимоотношений
человека и биосферы
Получат возможность
научиться: приводить
примеры ЧС экологического
характера.
безопасного
при
Правила
поведения
неблагоприятной
экологической обстановке.
Цель: создать условия для
изучения правил безопасного
поведения
(комбинированный)
Мероприятия, проводимые по
защите здоровья населения в
местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Научатся:
объяснять
значение взаимоотношений
человека и биосферы
Получат возможность
научиться: приводить
примеры ЧС экологического
характера.
цель, выражают смысл ситуации
различными средствами (рисунки,
символы, схемы)
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию невраждебным для
оппонентов образом
умение
Регулятивные:
принимают
познавательную цель, сохраняют
ее при выполнении учебных
действий,
регулируют весь
процесс их выполнения и четко
выполняют
требования
познавательной задачи
Познавательные:
выбирают
смысловые единицы текста и
устанавливать отношения между
ними
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную
цель, выражают смысл ситуации
различными средствами (рисунки,
символы, схемы)
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию невраждебным для
оппонентов образом
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Раздел 2
1.
Классификация
чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12 ч)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9)
приводить
крупных
Общие понятия о Ч.С.
техногенного характера по типам
Научатся:
примеры
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
Умение вести техногенного характера
Цель: создать условия для
изучения ЧС
(комбинированный)
и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты
экономики.
радиационных аварий
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Аварии на радиационно
опасных объектах и их
возможные последствия
Цель: создать условия для
изучения
на
радиационных объектах
(комбинированный)
аварий
Причина
Аварии на радиационно опасных
объектах.
их
возникновения и возможные
последствия.
на
гидротехнических объектах
Аварии
Научатся:
обосновывать
значение создания клеточной
теории для развития
биологии.
Получат возможность:
проводить
сравнение
строения прокариотов и
эукариотов, растительной и
животной клеток
Обеспечение радиационной
безопасности населения
Цель: создать условия для
изучения
обеспечения
радиационной безопасности
(комбинированный)
Основные поражающие факторы
при авариях
Правила поведения населения
при радиоактивных авариях.
Аварии на химически
опасных объектах и их
возможнее последствия
Цель: создать условия для
изучения ПФ при авариях на
химических объектах
(комбинированный)
Классификация АХОВ по
характеру воздействия на
человека.
Последствия и причины аварий
на ХОО,
зона химического
заражения, токсодоза
описывать
Научатся:
способы
основные
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
Научатся:
описывать
основные
способы
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
2.
3.
4.
и
Познавательные:
выделяют
количественные характеристики
объектов,
заданные словами,
выделяют объекты и процессы с
точки зрения целого и частей,
структурируют знания
Коммуникативные:
развивают
умение интегрироваться в группу
сверстников
строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
Познавательные:
выделяют
количественные характеристики
объектов,
заданные словами,
выделяют объекты и процессы с
точки зрения целого и частей,
структурируют знания
Коммуникативные:
развивают
умение интегрироваться в группу
сверстников
строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней,
Познавательные: осуществляют
поиск и выделение необходимой
информации, анализируют объект,
выделяя
и
несущественные признаки
Коммуникативные: планируют
общие способы работы
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят
действия в соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную
цель, выражают смысл ситуации
различными средствами (рисунки,
существенные
и
на
диалог
основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения
Умение вести
диалог
на
основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения
Устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес 5.
6.
7.
Обеспечение химической
защиты населения
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
химической защиты
(комбинированный)
Обеспечение химической защиты
населения
описывать
Научатся:
способы
основные
мероприятия
оповещения,
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
Пожары на
взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные
последствия.
Обеспечение защиты населения
от последствий
взрывопожароопасных объектах.
на
Пожары
взрывопожароопасных
объектах экономики и их
возможные последствия
Цель: создать условия для
изучения причин пожаров на
взрывоопасных объектах
(открытие нового знания)
Обеспечение
защиты
населения от последствий
взрывопожароопасных
объектах.
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
защиты населения от
последствий пожаров на
взрывоопасных объектах
(комбинированный)
описывать
Научатся:
способы
основные
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
описывать
Научатся:
способы
основные
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
символы, схемы)
Коммуникативные:
учатся
аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою
позицию невраждебным для
оппонентов образом
Регулятивные:
выделяют и
осознают то, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению,
осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные: выделяют и
формулируют
проблему,
выдвигают и обосновывают
гипотезы, предлагают способы их
проверки
Коммуникативные:
развивают
способность с помощью вопросов
добывать
недостающую
информацию
Регулятивные: составляют план
и последовательность действий,
Познавательные:
выделяют
количественные характеристики
объектов,
заданные словами,
выделяют объекты и процессы с
точки зрения целого и частей,
структурируют знания
Коммуникативные:
развивают
умение интегрироваться в группу
сверстников
строить
продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
и
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях 8
9
и
Аварии на гидротехнических
сооружениях
их
последствия.
Цель: создать условия для
изучения причин аварий на
гидротехнических
сооружениях.
(комбинированный)
Аварии на гидротехнических
объектах. Причины, вызывающие
гидродинамические аварии
описывать
Научатся:
способы
основные
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
Возможные первичные и
вторичные последствия
гидродинамических аварий
Обеспечение защиты
населения от аварий на
гидротехнических
сооружениях
Цель:
систематизировать
знания по теме защиты
населения от аварий на
гидротехнических
сооружениях
(комбинированный)
описывать
Научатся:
способы
основные
оповещения,
мероприятия
для подготовки к эвакуации,
рекомендации
при
проживании в загрязненной
зоне.
Получат возможность:
моделировать процесс
способы
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
способы
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях Организация защиты населения от ЧС техногенного характера(3ч)
способы
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
1
2
о
ЧС
Оповещение
техногенного характера.
Цель: создать условия для
изучения
сигналов
оповещения о ЧС
(комбинированный)
Способы оповещения населения о
ЧС техногенного характера.
описывать
способы
Научатся:
основные
оповещения о ЧС
Получат возможность:
моделировать процесс
Эвакуация населения
Цель: создать условия для
изучения
способов
эвакуации населения
(комбинированный)
Организация защиты населения
при авариях на радиационно
опасных объектах.
Научатся:
описывать
основные способы эвакуации
населения
Получат возможность:
моделировать процесс
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
способы
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
способы 3
1
по
защите
ЧС
от
Мероприятия
инженерной
населения
техногенного характера.
Цель:
знания по теме
(обобщения
систематизации)
систематизировать
и
Общие понятия о здоровье
как основной ценности
человека.
Цель: создать условия для
изучения основных понятий
здорового образа жизни
(комбинированный)
Организация защиты населения
при авариях на радиационно
опасных объектах.
Научатся:
описывать
основные мероприятия по
инженерной
защите
населения
Получат возможность:
моделировать процесс
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
способы
Раздел 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(12ч)
Основы здорового образа жизни (8ч)
Общие понятия о здоровье как
основной ценности человека.
Научатся:
описывать
общие понятия о здоровье
возможность:
моделировать процесс
Цель: создать условия для изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
способы
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях 2
3
Индивидуальное здоровье,
его физическая, духовная и
социальная сущность.
Цель: создать условия для
изучения индивидуального
здоровья
Индивидуальное здоровье, его
физическая, духовная и
социальная сущность.
Научатся:
описывать
основы индивидуального
здоровья
Получат возможность:
моделировать процесс
Репродуктивное здоровье
составная часть здоровья
человека и общества.
Цель: создать условия для
изучения особенностей
репродуктивного здоровья
(комбинированный)
Репродуктивное здоровье
составная часть здоровья
человека и общества.
Научатся:
описывать
основы репродуктивного
здоровья
Получат возможность:
моделировать процесс
4
Здоровый образ жизни как
необходимое условие
сохранения и укрепления
Здоровый образ жизни как
необходимое условие сохранения
и укрепления здоровья человека
Научатся:
описывать
основы здорового образа
жизни
способы
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
способы
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой и общества.
Получат возможность:
моделировать процесс
здоровья человека и
общества.
Цель: создать условия для
изучения основ здорового
образа жизни
(комбинированный)
5
6
Здоровый образ жизни и
профилактика основных
неинфекционных
заболеваний
Цель: создать условия для
изучения основ
профилактических
мероприятий
(комбинированный)
Вредные привычки и их
влияние на здоровье
Цель: создать условия для
изучения влияния вредных
привычек на здоровье
человека
(комбинированный)
Здоровый образ жизни и
профилактика основных
неинфекционных заболеваний
Научатся:
описывать
основы здорового образа
жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
Вредные привычки и их влияние
на здоровье
противостоять
Научатся:
вредным привычкам
Получат возможность:
моделировать процесс
способы
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
способы
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях 7
8
Профилактика вредных
привычек
Цель: создать условия для
изучения профилактических
мер
(комбинированный)
Профилактика вредных привычек Научатся:
противостоять
вредным привычкам
Получат возможность:
моделировать процесс
Здоровый образ жизни и
безопасность жизнедеятельности
Здоровый образ жизни и
безопасность
жизнедеятельности
Цель: систематизировать и
обобщить знания по теме
(обобщения и
систематизации)
объяснять
здорового
Научатся:
значимость
образа жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
способы
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
способы
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
способы
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(4ч)
1
2
Первая медицинская помощь
пострадавшим и ее значение
(практическое занятие)
Цель: систематизировать
знания и умения по оказанию
первой помощи
(обобщения и
систематизации)
Общая характеристика
различных повреждений и их
последствия для здоровья
человека.
Правила оказания ПМП при
отравлении угарным газом,
хлором и аммиаком.
Первая медицинская помощь
при отравлении АХОВ
(практическое занятие)
Цель: систематизировать
знания и умения по оказанию
первой помощи
(обобщения и
систематизации)
объяснять
здорового
Научатся:
значимость
образа жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
объяснять
здорового
Научатся:
значимость
образа жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных
средств,
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных
средств,
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
способы 3
4
Средства оказания первой
медицинской помощи при
травмах
Первая медицинская помощь
при травмах (практическое
занятие)
Цель: систематизировать
знания и умения по оказанию
первой помощи
(обобщения и
систематизации)
Средства оказания первой
медицинской помощи при
утоплении
Первая медицинская помощь
при
утоплении
(практическое занятие)
Цель: систематизировать
знания и умения по оказанию
первой помощи
(обобщения
систематизации)
и
объяснять
здорового
Научатся:
значимость
образа жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
объяснять
здорового
Научатся:
значимость
образа жизни
Получат возможность:
моделировать процесс
способы
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
средств,
компьютерных
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
работы,
общие
устанавливают
рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют познавательную
цель и строят действия в
соответствии с ней, составляют
план и последовательность
действий
Познавательные:
применяют
методы информационного поиска,
в том числе с помощью
компьютерных
средств,
самостоятельно
создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: планируют
общие
работы,
способы
способы
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях
Признание
высокой
ценности жизни
во всех ее
проявлениях Учебник
Литература для учителя
Литература для учащихся
Интернетресурсы
Учебнометодическое обеспечение по ОБЖ (8 класс).
рабочие
устанавливают
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
ОБЖ: 8й класс: учебник
для ОУ/ М.П.Фролов,
Е.Н.Литвинов,
А.Т.Смирнов и др./под
ред.Ю.Л. Воробьева/ М.:
АСТ.: Астрель, 2007г
1.Смирнов А.Т. «Основы
безопасности
жизнедеятельности:
59 класс поурочные
разработки/А.Т Смирнов,
Б.О.Хренников, под ред.
А.Т.Смирнова.М:
Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 58 кл. Школьный
курс в тестах, играх,
кроссвордах, заданиях с
картинками /автсост.
Г.П.Попова. Волгоград:
Учитель,2005
3.ОБЖ тесты: 8 класс к
учебнику И.К.Топорова ОБЖ
78 класс /С.С.Соловьев М.:
Издво «Экзамен», 2006 г.
1.Основы безопасности
жизнедеятельности: справочник
для учащихся /А.Т.Смирнов,
Б.О.Хренников/ Изво :
«Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л., Барсукова
Н.К., Широкова Т.И. Основы
безопасности жизнедеятельности
ОМЗ и охрана здоровья,
М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов
В.Ф. Безопасность на улицах и
дорогах Учебное пособие для 78
классов М.: ООО
«Издательство АСТЛТД».,1997
пособий
1.ОБЖ. 5 – 11 классы.
библиотека
Электронная
наглядных
/
Министерство образования
Российской
Федерации,
2003 // ООО «Кирилл и
Мефодий», 2003.
АРМ преподавателя
2.
ОБЖ.
организатора
Электронное пособие
/
Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю.
// ГОУ ДПО ЧИППКРО,
Челябинск, 2007.
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Рабочая программа обж 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.