Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
окружающий мир
4 кл
20.12.2018
Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс рассчитана на 68 ч (2 ч. в неделю) Срок реализации программы: 2018-2019 уч. год Планирование составлено на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2012). Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1-2. М.: Просвещение, 2018. Структура рабочей программы: 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир». 2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир». 3.Тематическое планирование - 68 часов
Окружающий мир 4 кл..docx
I. Планируемые результаты освоения курса «Окружающий мир». ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:  Личностных  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей   этнической   и   национальной   принадлежности;   формирование   ценностей   многонационального   российского   общества;   становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10)  формирование  установки  на безопасный,  здоровый  образ  жизни, наличие  мотивации  к творческому  труду,  работе  на результат,  бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметных     1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;  6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения;   умение   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12)   овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов,   процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;  13)   овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями,   отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметных   1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире.    В результате изучения предмета учащиеся должны знать: ­ человек — часть природы и общества; ­что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы; ­основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе; ­основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);  ­группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);  ­группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);  съедобные и несъедобные грибы; ­взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); ­взаимосвязи между природой и человеком (значение природы  для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); ­строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; ­правила гигиены; основы здорового образа жизни; ­правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности; ­потребности людей; товары и услуги; ­роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы  семейного бюджета; ­некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Обучающиеся должны уметь: ­распознавать   природные   объекты   с   помощью   атласа­определителя;   различать   наиболее   распространенные   в   данной   местности   растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; ­проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; ­объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; ­выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; ­выполнять   правила   личной   гигиены   и   безопасности,   оказывать первую  помощь при  небольших  повреждениях  кожи;  обращаться   с   бытовым фильтром для очистки воды; ­владеть элементарными приемами чтения карты; ­приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.          В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся  формируются  общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: ­ наблюдать объекты окружающего мира; ­ работать с учебником, энциклопедиями; ­ работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; ­ рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; ­ уметь работать в паре, группе, индивидуально; ­ уметь оценить себя, товарища; ­ формировать коммуникативные умения; ­ развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения; ­ уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. Формирование ИКТ­ компетентности учащихся. Учатся   оценивать   потребность   в   дополнительной   информации   для   решения   учебных   задач   и   самостоятельной   познавательной   деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их. Учатся  готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся. ­ определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; ­ различать важнейшие полезные ископаемые родного края; ­ различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные   растения, а также сельскохозяйственных животных края; ­ объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; ­ самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде   сообщения, рассказа; ­  проводить самостоятельные наблюдения в природе; ­  оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели; ­   в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, ­ определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных    последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении    природного окружения; ­  формулировать и практически выполнять правила поведения в природе; ­  в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране     природы; ­   называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); ­   называть океаны и материки; ­   называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах; ­   рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России; ­   объяснять, что такое Конституция; ­   характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; ­   называть важнейшие события и великих людей отечественной истории. Четвероклассники получат возможность научиться: ­   наблюдать объекты окружающего мира; ­   самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями; ­   работать с учебными и научно­познавательными текстами; ­   составлять план учебной статьи; ­   работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами; ­   работать с различными картами; ­   готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; ­   рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии; ­   работать в паре, группе, индивидуально; ­   оценивать себя, товарища; ­   формировать коммуникативные умения; ­   развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения; ­   показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России; ­   описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; ­   пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска     дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. Природа России (10 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические   работы:   поиск   и   показ   на   физической   карте   изучаемых   географических   объектов;   поиск   и   показ   изучаемых   объектов   на   карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Родной край — часть большой страны (13 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы   земной   поверхности   в   нашем   крае.   Изменение   поверхности   края   в   результате   деятельности   человека.   Охрана   поверхности   края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями и животными прес­ ного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя. Практические   работы:   знакомство   с   картой   края;   рассматривание   образцов   полезных   ископаемых   своего   края,   определение   их   свойств; рассматривание   гербарных   экземпляров   растений   различных   сообществ,   их   распознавание   с   помощью   атласа­определителя;   знакомство   с культурными растениями края. Страницы всемирной истории (5 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время;  достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Страницы истории России (21 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв. Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в  Россия  в  XVIII  в.  Петр  Первый   —  царь­преобразователь.   Новая  столица   России  —  Петербург.  Провозглашение  России   империей.  Россия   при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь­освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­ начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30­е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура  России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. Современная Россия (10 ч) Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы   России:   Дальний   Восток,   Сибирь,   Урал,   Север   Европейской   России,   Центр   Европейской   России,   Юг   Европейской   России.   Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. III. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» 4 класс  П\№ Тема урока          Раздел 1: Земля и человечество (9 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел 2: Природа России (10 ч) Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. Тундра.  Леса России. Лес и человек. Зона степей.  Пустыни.  У Черного моря. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Раздел 3: Родной край – часть большой страны (13 ч.) 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Экскурсия в природные сообщества родного края. Наши проекты. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Презентация проектов. Страницы всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. 33 34 35 36 37 Раздер 4: Страницы истории России (21 ч) 38 39 40 41 42 43 Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страницы истории 1920 – 1930­х годов. Великая Отечественная война и Великая Победа. Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. Страна, открывшая путь в космос.  Презентация проектов. 54 55 56 57 58 Раздел 5: Современная Россия (10 ч) 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Основной закон России и права человека. Мы ­ граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России,  по Дальнему Востоку и Сибири. По северу европейской части России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов.  Обобщающий урок–игра. КВН. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)

Рабочая программа "Окружающий мир" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018