Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения
Оценка 4.9

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
технология
Взрослым
23.04.2018
Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения
Данная рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 теоретические основы товароведения разработана на основе ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Рабочая программа может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки, может быть интересна как преподавателям так и мастерам производственного обучения.
РП.ОП.02.docx
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение «Горнозаводский политехнический техникум   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Базовый уровень 2017 г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Теоретические  основы товароведения разработана на основе Федерального государственного  образовательного  стандарта (далее – ФГОС) по специальности  СПО 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Квалификация: товаровед­эксперт Организация разработчик: ГБПОУ « Горнозаводский политехнический  техникум » Разработчик(и):  Холкина   Елена   Алексеевна   –   мастер   производственного обучения Рецензент(ы): Илючина Лолита Николаевна – зам. директора по НМР                                     РЕКОМЕНДОВАНА                                       УТВЕРЖДАЮ ЦМК общепрофессиональных                        Заместитель директора по УПР и специальных дисциплин Протокол№3_от_22.12.2017г                      _____________С.А. Шемелина председатель ЦМК Холкина Е.А____________                             «______» ____________ 2017г. СОГЛАСОВАНО ИП « Теплоухова Н.В.» _______________ Н.В.Теплоухова  «____»_________2017 г 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 14 17 3 1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 1.1. Область применения рабочей  программы Рабочая     программа   учебной   дисциплины   ОП.02   Теоретические   основы товароведения   является   частью   рабочей   основной   профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Квалификация: товаровед­эксперт Рабочая программа  дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии. 12721 Кассир торгового зала; 17353 Продавец продовольственных товаров; 17351 Продавец непродовольственных товаров. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:   Дисциплина ОП.02 Теоретические основы товароведения входит в ППССЗ: общепрофессиональный   цикл   общепрофессиональных   дисциплин обязательной части ФГОС  СПО по специальности  38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины ОП.02 Теоретические основы товароведения, могут быть использованы при прохождении учебной и производственной практик, междисциплинарных курсов. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  У.1 распознавать классификационные группы товаров; У.2 анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров. должен знать:  З.1 основные понятия товароведения; 4 З.2 объекты, субъекты и методы товароведения; З.3 общую классификацию потребительских товаров и         продукции производственного назначения,         классификацию  продовольственных и непродовольственных товаров         по однородным группам; З.4 виды, свойства, показатели ассортимента; З.5 основополагающие характеристики товаров; З.6 товароведные характеристики товаров однородных групп        (групп продовольственных или непродовольственных товаров):       классификацию ассортимента, оценку качества; З.7 количественные характеристики товаров; З.8 факторы, обеспечивающие формирование и сохранение        товароведных   характеристик; З.9 виды потерь, причины возникновения, порядок списания Коды и формулировка формируемых компетенций: Товаровед­эксперт   (базовой   подготовки)   должен   обладать   общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Владеть   информационной   культурой,   анализировать   и   оценивать информацию   с   использованием   информационно­коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 5 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,  заниматься   самообразованием,  осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. Товаровед­эксперт (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности. ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров. ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации               при проведении товароведной экспертизы. ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности              организации. ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ               исполнителями. ПК 3.5. Оформлять учетно­отчетную документацию.   программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:    1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   примерной обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа; самостоятельной работы обучающегося  36 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:         лабораторные работы         практические занятия         контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:        тематика внеаудиторной самостоятельной работы  Проектно­исследовательская работа Количес тво часов  108 72 44 36 Реферативная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта  7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Теоретические основы товароведения»                                                                   Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)  Объем часов Уровень освоения 1 Тема 1.1.  Введение в товароведение Раздел 1 Методологические основы товароведения Содержание учебного материала 1 Предмет, цели, задачи и принципы товароведения. Основные понятия 2  Самостоятельная работа обучающихся  Подготовить отчет: «Портрет товароведа» Тема 1.2.  Объекты и субъекты товароведной деятельности  Содержание учебного материала 1 2 3 Товар как объект товароведной деятельности Субъекты товароведной деятельности Должностные   обязанности   и   квалификационная   характеристика товароведов  4 1 2 3 2 2 3 1 1 1 4 4 8 Тема 2.1  Классификация методов товароведения Раздел 2  Методы товароведения Содержание учебного материала 1 Методы, применяемые в товароведении 2 3 4 5 Признаки и системы классификации товаров Практические занятия 1 2 Классификация как метод товароведения.  Классификаторы: понятия, категории, назначение.  Кодирование товаров. Виды, структура и назначение штрихового кода «Методы классификации товаров» «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической  деятельности  (ОКПД 2)» «Штриховое кодирование» 3 Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу «Методы товароведения» Составить таблицу « Классификация иерархическим и фасетным способом» Раздел 3 Ассортимент товаров Тема 3.1 Виды  ассортимента  товаров  Содержание учебного материала 1 Основные понятия. Классификация ассортимента товаров 2 Управление ассортиментом  3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.  Тема 3.2   Свойства и  показатели  ассортимента Содержание учебного материала 1 Основные понятия.  Характеристика ассортимента товаров.  2 Свойства и основные показатели ассортимента. 3 Виды нормативных и технических документов, регламентирующих  ассортимент товаров 9 2 2 8 4 4 2 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 10 4 4 2 3 1 1 1 Практические занятия 4 «Расчет основных показателей ассортимента. Анализ ассортиментной  политики торговой организации» «Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных  стандартами» 5 Самостоятельная работа обучающихся  Подготовить реферат на тему: «Потребительские свойства и показатели качества продовольственных и непродовольственных товаров» Раздел 4. Качественные и количественные характеристики  товаров Тема 4.1  Показатели и  оценка качества товаров Содержание учебного материала 1 Свойства и показатели качества товаров: основные понятия.  Требования, предъявляемые к товарам. 2 Номенклатура потребительских свойств и показателей. Методы  определения значений показателей качества.  3 Оценка качества товаров: основные понятия. Структура оценочной  деятельности. Практические занятия 6 «Органолептические и физические  методы определения качества  товаров» «Определение градаций качества товаров» 7 Самостоятельная работа обучающихся Оформить таблицу: «Физические свойства товаров» Содержание учебного материала 10 Тема 4.2  8 4 4 8 4 4 4 4 4 4 3 1 1 1 2 3 2 Количественны е  характеристики товаров Тема 5.1  Технологическ ий цикл  товаров Тема 6.1  Факторы,  формирующие  качество и  количество  товаров Тема 6.2  Факторы,  сохраняющие  качество и  1 Основные понятия. Количественные характеристики единичных  экземпляров и товарных партий.   2 Количественные характеристики товаров:  общие и специфические  физические свойства товарных партий и единичных экземпляров Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат: «Анализ этапов ЖЦТ и их влияние на качественные и количественные  характеристики товаров» Раздел 5 Технологический цикл товародвижения Содержание учебного материала 1 Этапы и стадии технологического цикла товародвижения. Контроль  качества и количества товарных партий: основные понятия 2 Порядок осуществления контроля качества. Виды испытаний. Практические занятия 8 «Отбор  проб  при выборочном  контроле  качества товарных партий»  4 4 Раздел 6. Обеспечение качества и количества товаров Содержание учебного материала 1 Формирующие факторы Содержание учебного материала 1 Упаковка. Классификация и виды упаковки. Требования к упаковке.  Эффективность разных видов упаковки. Экологические свойства  упаковочных материалов. 11 4 4 1 1 2 1 1 1 1 3 1 3 3 3 количество  товаров 2 Хранение товаров: основные понятия. Основополагающие принципы  хранения. Транспортирование, размещение, реализация товаров 3 Требования к климатическому и санитарно­гигиеническому режимам  хранения. Классификация товаров по термическому состоянию и  влажности. Практические занятия 9 10 «Товаросопроводительные документы»  «Товарные потери. Расчет размера убыли»  Самостоятельная работа обучающихся Создать презентацию: «Факторы, сохраняющие качество и количество товаров на торговом  предприятии» Разработать опорный конспект «Мероприятия по предупреждению и  сокращению товарных потерь» Содержание учебного материала 1 Товарная информация: основные понятия, виды, формы.  Средства  товарной информации: классификация, назначение Практические занятия 11 «Анализ соответствия товарной информации требованиям  федерального законодательства»  12 «Расшифровка информационных знаков»  Самостоятельная работа обучающихся Разработать опорный конспект на тему: «Информационные знаки» 12 Тема 6.3  Товарная  информация Всего 1 1 1 1 108 8 4 4 6 4 2 8 4 4 4 4 3 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 .продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.   Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению ­ учебный кабинет;   ­ мастерских: учебный склад, учебный магазин;  ­лаборатории:   товароведения   и   экспертизы   продовольственных   и непродовольственных   товаров, технологического  оснащения торговых организаций; Оборудование учебного кабинета:  ­ посадочные места по количеству обучающихся;  ­ столы, стулья, доска; ­ рабочее место преподавателя; ­ наглядные пособия, тематические стенды; ­плакаты,   натуральные   образцы   товаров,   каталоги,   рекламные и проспекты, продовольственных альбомы       образцов   непродовольственных   товаров; ­   комплект   учебно   –   методической   документации,   для   реализации образовательного процесса специальности «Товароведение и экспертиза качества    потребительских товаров»; ­ сборник ситуационных задач Технические средства обучения:  ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением ­ мультимедиапроектор; ­ интернет ­ калькуляторы 14 ­   ЭУМК,   сетевая   версия   на   основе   программной   оболочки   «Hyper Service»   «Товароведение   и   экспертиза   качества   потребительских товров»   3.2. Педагогические технологии обучения В   целях   реализации   компетентностного   подхода   при   изучении дисциплины   в   образовательном   процессе   используются   активные     и интерактивные формы проведения  занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. 3.3. Информационное обеспечение обучения Основные источники:  1. Закон о защите прав потребителей: официальный текст, действующая редакция. – 4­е изд., исправ. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2007. – 95[1]с. (серия «Документы и комментарии»)     2. Стандарты для пищевых продуктов – М.: Приор, 2010. – 48 с   3. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы:  учебник для СПО/С.Л Калачев. – 2­е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство  Юрайт, 2017. – 479 с. – Серия: Профессиональное образование. 4.   «Товароведение   и   организация   торговли   продовольственными товарами»:  учебник  для  нач.проф.  образования/  Гранаткина   Н.В.­ 8­у  изд., исправ. ­М.: издательский центр «Академия», 2014. ­256с. 5.   Н.С.   Никифорова.,   С.А.   Прокофьева.   Товароведение продовольственных товаров. Рабочая тетрадь: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2012. – 96с. 15 6.   Н.С.   Никифорова.  Товароведение   продовольственных   товаров. Практикум: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2012. – 156с. Дополнительные источники:    1. Голубкина Т.С. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология. – М.: Академия, 2009г   2. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология:   учебник   для   нач.проф.   образования/Т.С.   Голубкина,   Н.С. Никифорова,  А.М.  Новикова, С.А. Прокофьева. –  М,:  Издательский   центр «Академия», 2007.­496 с Интернет­ресурсы:  http://www.znaytovar.ru – специализированный сайт для товароведов; 1. 2. http://tovaroveded.ru – сайт для студентов и преподавателей, изучающих дисциплину Теоретические основы товароведения;  http://www.expert­tovaroved.ru – сайт экспертизы товаров и защиты прав 3. потребителей; 4. http://tovaroved.ucoz.ru ­ сайт для товароведов 5. www.rospotrebnadzor.ru/­ сайт роспотребнадзора 6. www, gsen.ru ­ сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 7. www.garant.ru ­ справочно ­ правовая система Гарант 8. www.consultant.ru­ справочно ­ правовая система Консультант Плюс 16 4   КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий   и самостоятельных работ, тестирования, проверочных и контрольных работ. Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания)     Умение У.1 распознавать классификационные группы товаров ОК.4 У.2 Умение анализировать стадии и этапы   технологического   цикла товаров ОК.5 З.1   Знание   основных   понятий товароведения  ОК. 1 З.2   Знание   объектов,   субъектов   и методов товароведения ОК. 1   товаров З.3   Знание   общей   классификации   потребительских и производственного продукции назначения, классификации продовольственных и непродовольственных   товаров   по однородным группам ОК.1       Основные показатели оценки результата ­Точность определения  свойств и показателей  ассортимента с учетом потребностей в товарах ­Обеспечение квалифицированной консультацией  покупателей по товарам различных групп ­Точность установления последовательности  и  взаимосвязи стадий и этапов технологического  цикла товародвижения, с формированием  сохранения качества  ­Владение культурой мышления, способностью к  обобщению и восприятию информации в области  товароведения ­Логически   верное,   аргументированное   и   ясное изложение информации, относящейся  к основным товароведным понятиям ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения классификации объектов,  субъектов и методов товароведения ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения классификации  продовольственных и непродовольственных  товаров по однородным группам ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров. З.4   Знание   видов, показателей ассортимента ОК.1   свойств, З.5   Знание   основополагающих характеристик товара ОК.1 ­Точность определения  свойств и показателей  ассортимента с учетом потребностей в товарах  ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров Определение особенностей проявления  качественных, количественных, ассортиментных и  стоимостных характеристик товаров ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров 17 Знание З.6 товароведных характеристик   товаров   однородных групп   (групп   продовольственных   или непродовольственных товаров): классификацию   ассортимента,   оценку качества; ОК.1     Знание З.7 характеристик товаров ОК.1   количественных     Знание З.8 факторов, обеспечивающих   формирование   и сохранение товароведных характеристик ОК.9   З.9   Знание   видов   потерь,   причин возникновения, порядка списания ОК.1     установления Точность товароведных характеристик товаров однородных групп (групп продовольственных   или   непродовольственных товаров):   классификацию   ассортимента,   оценку качества ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Определение количественных характеристик  товаров и их партий ­­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения факторов,  обеспечивающих формирование и сохранение  товароведных характеристик ­Соответствие новых технологий  профессиональной деятельности товароведа при  определении качества, поставки потребительских  товаров. ­Определение основных видов товарных потерь,  причин их возникновения ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров 18

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

Рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018