рабочая программа ОП.02 Теоретические основы товароведения

  • Образовательные программы
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 теоретические основы товароведения разработана на основе ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Рабочая программа может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки, может быть интересна как преподавателям так и мастерам производственного обучения.
Иконка файла материала РП.ОП.02.docx
Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение «Горнозаводский политехнический техникум   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров Базовый уровень 2017 г.Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Теоретические  основы товароведения разработана на основе Федерального государственного  образовательного  стандарта (далее – ФГОС) по специальности  СПО 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Квалификация: товаровед­эксперт Организация разработчик: ГБПОУ « Горнозаводский политехнический  техникум » Разработчик(и):  Холкина   Елена   Алексеевна   –   мастер   производственного обучения Рецензент(ы): Илючина Лолита Николаевна – зам. директора по НМР                                     РЕКОМЕНДОВАНА                                       УТВЕРЖДАЮ ЦМК общепрофессиональных                        Заместитель директора по УПР и специальных дисциплин Протокол№3_от_22.12.2017г                      _____________С.А. Шемелина председатель ЦМК Холкина Е.А____________                             «______» ____________ 2017г. СОГЛАСОВАНО ИП « Теплоухова Н.В.» _______________ Н.В.Теплоухова  «____»_________2017 г 2СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 14 17 31. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 1.1. Область применения рабочей  программы Рабочая     программа   учебной   дисциплины   ОП.02   Теоретические   основы товароведения   является   частью   рабочей   основной   профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Квалификация: товаровед­эксперт Рабочая программа  дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании ( в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии. 12721 Кассир торгового зала; 17353 Продавец продовольственных товаров; 17351 Продавец непродовольственных товаров. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:   Дисциплина ОП.02 Теоретические основы товароведения входит в ППССЗ: общепрофессиональный   цикл   общепрофессиональных   дисциплин обязательной части ФГОС  СПО по специальности  38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины ОП.02 Теоретические основы товароведения, могут быть использованы при прохождении учебной и производственной практик, междисциплинарных курсов. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  У.1 распознавать классификационные группы товаров; У.2 анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров. должен знать:  З.1 основные понятия товароведения; 4З.2 объекты, субъекты и методы товароведения; З.3 общую классификацию потребительских товаров и         продукции производственного назначения,         классификацию  продовольственных и непродовольственных товаров         по однородным группам; З.4 виды, свойства, показатели ассортимента; З.5 основополагающие характеристики товаров; З.6 товароведные характеристики товаров однородных групп        (групп продовольственных или непродовольственных товаров):       классификацию ассортимента, оценку качества; З.7 количественные характеристики товаров; З.8 факторы, обеспечивающие формирование и сохранение        товароведных   характеристик; З.9 виды потерь, причины возникновения, порядок списания Коды и формулировка формируемых компетенций: Товаровед­эксперт   (базовой   подготовки)   должен   обладать   общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Владеть   информационной   культурой,   анализировать   и   оценивать информацию   с   использованием   информационно­коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 5ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,  заниматься   самообразованием,  осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. Товаровед­эксперт (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности. ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров. ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации               при проведении товароведной экспертизы. ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности              организации. ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ               исполнителями. ПК 3.5. Оформлять учетно­отчетную документацию.   программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:    1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   примерной обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа; самостоятельной работы обучающегося  36 часов. 62. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Теоретические основы товароведения 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:         лабораторные работы         практические занятия         контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:        тематика внеаудиторной самостоятельной работы  Проектно­исследовательская работа Количес тво часов  108 72 44 36 Реферативная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта  72.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Теоретические основы товароведения»                                                                   Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)  Объем часов Уровень освоения 1 Тема 1.1.  Введение в товароведение Раздел 1 Методологические основы товароведения Содержание учебного материала 1 Предмет, цели, задачи и принципы товароведения. Основные понятия 2  Самостоятельная работа обучающихся  Подготовить отчет: «Портрет товароведа» Тема 1.2.  Объекты и субъекты товароведной деятельности  Содержание учебного материала 1 2 3 Товар как объект товароведной деятельности Субъекты товароведной деятельности Должностные   обязанности   и   квалификационная   характеристика товароведов  4 1 2 3 2 2 3 1 1 1 4 4 8Тема 2.1  Классификация методов товароведения Раздел 2  Методы товароведения Содержание учебного материала 1 Методы, применяемые в товароведении 2 3 4 5 Признаки и системы классификации товаров Практические занятия 1 2 Классификация как метод товароведения.  Классификаторы: понятия, категории, назначение.  Кодирование товаров. Виды, структура и назначение штрихового кода «Методы классификации товаров» «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической  деятельности  (ОКПД 2)» «Штриховое кодирование» 3 Самостоятельная работа обучающихся Составить таблицу «Методы товароведения» Составить таблицу « Классификация иерархическим и фасетным способом» Раздел 3 Ассортимент товаров Тема 3.1 Виды  ассортимента  товаров  Содержание учебного материала 1 Основные понятия. Классификация ассортимента товаров 2 Управление ассортиментом  3 Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.  Тема 3.2   Свойства и  показатели  ассортимента Содержание учебного материала 1 Основные понятия.  Характеристика ассортимента товаров.  2 Свойства и основные показатели ассортимента. 3 Виды нормативных и технических документов, регламентирующих  ассортимент товаров 9 2 2 8 4 4 2 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 10 4 4 2 3 1 1 1Практические занятия 4 «Расчет основных показателей ассортимента. Анализ ассортиментной  политики торговой организации» «Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных  стандартами» 5 Самостоятельная работа обучающихся  Подготовить реферат на тему: «Потребительские свойства и показатели качества продовольственных и непродовольственных товаров» Раздел 4. Качественные и количественные характеристики  товаров Тема 4.1  Показатели и  оценка качества товаров Содержание учебного материала 1 Свойства и показатели качества товаров: основные понятия.  Требования, предъявляемые к товарам. 2 Номенклатура потребительских свойств и показателей. Методы  определения значений показателей качества.  3 Оценка качества товаров: основные понятия. Структура оценочной  деятельности. Практические занятия 6 «Органолептические и физические  методы определения качества  товаров» «Определение градаций качества товаров» 7 Самостоятельная работа обучающихся Оформить таблицу: «Физические свойства товаров» Содержание учебного материала 10 Тема 4.2  8 4 4 8 4 4 4 4 4 4 3 1 1 1 2 3 2Количественны е  характеристики товаров Тема 5.1  Технологическ ий цикл  товаров Тема 6.1  Факторы,  формирующие  качество и  количество  товаров Тема 6.2  Факторы,  сохраняющие  качество и  1 Основные понятия. Количественные характеристики единичных  экземпляров и товарных партий.   2 Количественные характеристики товаров:  общие и специфические  физические свойства товарных партий и единичных экземпляров Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат: «Анализ этапов ЖЦТ и их влияние на качественные и количественные  характеристики товаров» Раздел 5 Технологический цикл товародвижения Содержание учебного материала 1 Этапы и стадии технологического цикла товародвижения. Контроль  качества и количества товарных партий: основные понятия 2 Порядок осуществления контроля качества. Виды испытаний. Практические занятия 8 «Отбор  проб  при выборочном  контроле  качества товарных партий»  4 4 Раздел 6. Обеспечение качества и количества товаров Содержание учебного материала 1 Формирующие факторы Содержание учебного материала 1 Упаковка. Классификация и виды упаковки. Требования к упаковке.  Эффективность разных видов упаковки. Экологические свойства  упаковочных материалов. 11 4 4 1 1 2 1 1 1 1 3 1 3 3 3количество  товаров 2 Хранение товаров: основные понятия. Основополагающие принципы  хранения. Транспортирование, размещение, реализация товаров 3 Требования к климатическому и санитарно­гигиеническому режимам  хранения. Классификация товаров по термическому состоянию и  влажности. Практические занятия 9 10 «Товаросопроводительные документы»  «Товарные потери. Расчет размера убыли»  Самостоятельная работа обучающихся Создать презентацию: «Факторы, сохраняющие качество и количество товаров на торговом  предприятии» Разработать опорный конспект «Мероприятия по предупреждению и  сокращению товарных потерь» Содержание учебного материала 1 Товарная информация: основные понятия, виды, формы.  Средства  товарной информации: классификация, назначение Практические занятия 11 «Анализ соответствия товарной информации требованиям  федерального законодательства»  12 «Расшифровка информационных знаков»  Самостоятельная работа обучающихся Разработать опорный конспект на тему: «Информационные знаки» 12 Тема 6.3  Товарная  информация Всего 1 1 1 1 108 8 4 4 6 4 2 8 4 4 4 4 3Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 .продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 133. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.   Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению ­ учебный кабинет;   ­ мастерских: учебный склад, учебный магазин;  ­лаборатории:   товароведения   и   экспертизы   продовольственных   и непродовольственных   товаров, технологического  оснащения торговых организаций; Оборудование учебного кабинета:  ­ посадочные места по количеству обучающихся;  ­ столы, стулья, доска; ­ рабочее место преподавателя; ­ наглядные пособия, тематические стенды; ­плакаты,   натуральные   образцы   товаров,   каталоги,   рекламные и проспекты, продовольственных альбомы       образцов   непродовольственных   товаров; ­   комплект   учебно   –   методической   документации,   для   реализации образовательного процесса специальности «Товароведение и экспертиза качества    потребительских товаров»; ­ сборник ситуационных задач Технические средства обучения:  ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением ­ мультимедиапроектор; ­ интернет ­ калькуляторы 14­   ЭУМК,   сетевая   версия   на   основе   программной   оболочки   «Hyper Service»   «Товароведение   и   экспертиза   качества   потребительских товров»   3.2. Педагогические технологии обучения В   целях   реализации   компетентностного   подхода   при   изучении дисциплины   в   образовательном   процессе   используются   активные     и интерактивные формы проведения  занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций. 3.3. Информационное обеспечение обучения Основные источники:  1. Закон о защите прав потребителей: официальный текст, действующая редакция. – 4­е изд., исправ. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2007. – 95[1]с. (серия «Документы и комментарии»)     2. Стандарты для пищевых продуктов – М.: Приор, 2010. – 48 с   3. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы:  учебник для СПО/С.Л Калачев. – 2­е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство  Юрайт, 2017. – 479 с. – Серия: Профессиональное образование. 4.   «Товароведение   и   организация   торговли   продовольственными товарами»:  учебник  для  нач.проф.  образования/  Гранаткина   Н.В.­ 8­у  изд., исправ. ­М.: издательский центр «Академия», 2014. ­256с. 5.   Н.С.   Никифорова.,   С.А.   Прокофьева.   Товароведение продовольственных товаров. Рабочая тетрадь: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2012. – 96с. 156.   Н.С.   Никифорова.  Товароведение   продовольственных   товаров. Практикум: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2012. – 156с. Дополнительные источники:    1. Голубкина Т.С. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология. – М.: Академия, 2009г   2. Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология:   учебник   для   нач.проф.   образования/Т.С.   Голубкина,   Н.С. Никифорова,  А.М.  Новикова, С.А. Прокофьева. –  М,:  Издательский   центр «Академия», 2007.­496 с Интернет­ресурсы:  http://www.znaytovar.ru – специализированный сайт для товароведов; 1. 2. http://tovaroveded.ru – сайт для студентов и преподавателей, изучающих дисциплину Теоретические основы товароведения;  http://www.expert­tovaroved.ru – сайт экспертизы товаров и защиты прав 3. потребителей; 4. http://tovaroved.ucoz.ru ­ сайт для товароведов 5. www.rospotrebnadzor.ru/­ сайт роспотребнадзора 6. www, gsen.ru ­ сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 7. www.garant.ru ­ справочно ­ правовая система Гарант 8. www.consultant.ru­ справочно ­ правовая система Консультант Плюс 164   КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль   и   оценка   результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем   в   процессе   проведения   практических   занятий   и самостоятельных работ, тестирования, проверочных и контрольных работ. Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания)     Умение У.1 распознавать классификационные группы товаров ОК.4 У.2 Умение анализировать стадии и этапы   технологического   цикла товаров ОК.5 З.1   Знание   основных   понятий товароведения  ОК. 1 З.2   Знание   объектов,   субъектов   и методов товароведения ОК. 1   товаров З.3   Знание   общей   классификации   потребительских и производственного продукции назначения, классификации продовольственных и непродовольственных   товаров   по однородным группам ОК.1       Основные показатели оценки результата ­Точность определения  свойств и показателей  ассортимента с учетом потребностей в товарах ­Обеспечение квалифицированной консультацией  покупателей по товарам различных групп ­Точность установления последовательности  и  взаимосвязи стадий и этапов технологического  цикла товародвижения, с формированием  сохранения качества  ­Владение культурой мышления, способностью к  обобщению и восприятию информации в области  товароведения ­Логически   верное,   аргументированное   и   ясное изложение информации, относящейся  к основным товароведным понятиям ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения классификации объектов,  субъектов и методов товароведения ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения классификации  продовольственных и непродовольственных  товаров по однородным группам ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров. З.4   Знание   видов, показателей ассортимента ОК.1   свойств, З.5   Знание   основополагающих характеристик товара ОК.1 ­Точность определения  свойств и показателей  ассортимента с учетом потребностей в товарах  ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров Определение особенностей проявления  качественных, количественных, ассортиментных и  стоимостных характеристик товаров ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров 17Знание З.6 товароведных характеристик   товаров   однородных групп   (групп   продовольственных   или непродовольственных товаров): классификацию   ассортимента,   оценку качества; ОК.1     Знание З.7 характеристик товаров ОК.1   количественных     Знание З.8 факторов, обеспечивающих   формирование   и сохранение товароведных характеристик ОК.9   З.9   Знание   видов   потерь,   причин возникновения, порядка списания ОК.1     установления Точность товароведных характеристик товаров однородных групп (групп продовольственных   или   непродовольственных товаров):   классификацию   ассортимента,   оценку качества ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Определение количественных характеристик  товаров и их партий ­­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров ­Точность определения факторов,  обеспечивающих формирование и сохранение  товароведных характеристик ­Соответствие новых технологий  профессиональной деятельности товароведа при  определении качества, поставки потребительских  товаров. ­Определение основных видов товарных потерь,  причин их возникновения ­Логическое обоснование значения развития  торговли, рынка потребительских товаров 18