Рабочая программа ОП.02 Материаловедение разработана на основе ФГОС СПО по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников при наличии начального профессионального образования
ОП.02 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ.doc
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.02. МАТЕРИАЛВЕДЕНИЕ
23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК) Чусовой,2017
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании цикловой комиссии Заместитель директора
Транспортные средства по учебной работе
Протокол №___от__________ ___________Е.Ю.Ашихмина
_____________ М.В. Мочалова «__»___________ 2017г
Рабочая программа ОП.02 Материаловедение разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.07.Машинист крана (крановщик) (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации №847 от 02.08.2013). Срок обучения на базе основного
общего образования – 2 года 5 месяцев.
Организация разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик:
Арюхина Ольга Дмитриевна,
квалификационная категория
мастер производственного обучения,
высшая
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
10
11
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик) (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации №847 от 02.08.2013).
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Материаловедение предназначена
для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по профессии: Машинист крана (крановщик)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять материал, из которого выполнены детали;
определять вид топлива, вид масел
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
материалы, их свойства и применение;
виды топлива, масел
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 час.
4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
60
44
25
1
16
5 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
Введение
Раздел 1. Металловедение
Тема 1. Общие сведения о
металлах и сплавах
Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении
2
Содержание
Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов.
Анизотропность и ее значение в технике. Аллотропические превращения в
металлах.
Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические,
химические, технологические свойства металлов.
Понятие о сплаве, компоненте. Механические смеси, твердые растворы,
химические соединения. Зависимость свойств, сплавов от их состава и
строения.
Практическая работа
Основные сведения о металлах и сплавах»
Ознакомление с методикой измерения твердости металлов на твердомерах
типа ТШ (прибор Бринелля) и типа ТК (прибор Роквелла)
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов:
«Производство чугуна и стали»,
«Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»,
«Применение основных свойств металлов в краностроении».
Тема.2. Сплавы железа с углеродом Содержание
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их
маркировка и применение.
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и применение
углеродистых сталей.
Легированные стали.
легированных сталей.
маркировка и
Классификация,
применение
3
1
3
5
2
4
4
2
2
6 Тема 3 Технология термической
обработки металлов
Практическая работа
Маркировка сталей
Изучение структур и свойства чугунов
Расшифровка различных марок сталей и чугунов.
Выбор сталей для изготовления деталей машин.
Определение характеристики антифрикционного чугуна
Определение характеристики ковкого чугуна
Определение характеристики ковкого чугуна
Самостоятельная работа
Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы
состояния «FeC» с определением критических точек для различных марок
сталей и чугунов».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их
свойства».
Заполнение таблицы по теме: «Классификация сталей».
Содержание
Основы термической обработки металлов. Классификация видов
термической обработки металлов. Превращения при нагревании и
охлаждении стали.
Химикотермическая обработка металлов: цементация, азотирование,
цианирование и хромирование.
Практическая работа
Термическая обработка
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по
теме «Термическая обработка стали». Решение задач прикладного и
практического содержания по теме: « Изменение свойств сталей в
результате термической обработки».
4
3
2
5
4
2
Тема 4 Технология металлов
Содержание
Общие сведения о технологии металлов
Практическая работа
1
не предусмотрена
2
7 Тема 5 Цветные металлы и сплавы
Раздел 2. Неметаллические
материалы
Тема 6. Пластмассы и
фрикционные материалы
Лакокрасочные материалы
Самостоятельная работа
Содержание
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе
алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение.
Практическая работа
Изучение структуры цветных металлов и сплавов на их основе.
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
Магний и сплавы на основе магния
Медь и сплавы на основе меди
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка сообщения на
одну из тем:
«Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении»,
«Применение сплавов цветных металлов в
краностроении»,
«Производство цветных металлов и сплавов»
Контрольная работа по теме: «Металловедение»
Содержание
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы.
Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и
ремонтном производстве
Характеристика и применение фрикционных материалов.
Самостоятельная работа
Выполнение устного сообщения по теме «Применение полимерных
материалов при ремонте автомобилей».
Практическая работа
Содержание
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных
материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.
Практическая работа
Подбор лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов
на металлические поверхности
не предусмотрена
2
4
3
1
2
2
4
1
1
2
2
2
8 Резиновые материалы
Тема 7 Горючесмазочные
материалы и
эксплуатационные жидкости
Определение маркировки лакокрасочных материалов и решение вопроса о
его применении.
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Изучение дополнительного
материала по разделу «Автомобильные антикоррозионные покрытия».
Содержание
Свойства резины, основные компоненты резины. Физикомеханические
свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от
температуры, от контакта с жидкостями.
Самостоятельная работа
Изучить материалы по учебнику, написать сообщение или составить м/м
презентацию по вопросу «Способы получения резины и резиновых
изделий»,
«Применение резиновых материалов в автомобильной
промышленности».
Содержание
Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и
классификация автомобильных топлив.
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел.
Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение
специальных жидкостей.
Практическое занятие
Горюче смазочные материалы
Определение марки бензинов. Определение марки автомобильных масел.
Определение качества бензина.
Определение качества дизельного топлива.
Самостоятельная работа
1
1
1
2
2
1
2
9 Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка сообщения с
показом слайдов на одну из тем:
«Альтернативные виды топлив»
«Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и
агрегатах автомобилей».
Дифференцированный зачет
Итого
1
44
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов;
образцы смазочных материалов.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории:
твердомеры Бринелля и Роквелла;
лупа Бринелля;
образцы металлов;
микроскоп МБС9;
электропечи муфельные;
закалочная ванна;
вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. –
М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное
образование.
2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) ОИЦ «Академия»,
2010
3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки:
учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
4. Черепахин А.А., Материаловедение ОИЦ «Академия», 2010.
5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для
автомехаников: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. 408 с.
Дополнительные источники:
1.Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по
материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф.
образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия»,
2007. – 224 с.
2.Заплатин В.
Лабораторный практикум по материаловедению в
Н.,
машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.
3.Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии
конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2010. 160с.
4.Электронные ресурс. Форма доступа: http://metalhandling.ru
11 Интернетресурсы:
1. http://www.twirpx.com
2. http://gomelauto.com
3. http://avtoliteratura.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
определять материал, из которого выполнены
детали
определять вид топлива, вид масел
Знания:
основные свойства, классификация,
характеристики материалов, применяемых в
профессиональной деятельности
виды топлива, масел
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
практические работы, самостоятельная
работа, тестовый контроль
практические работы, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый контроль,
контрольная работа, самостоятельная работа
практические работы, устный опрос,
тестовый контроль
12
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.