Рабочая программа ОП.02 Материаловедение разработана на основе ФГОС СПО по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников при наличии начального профессионального образования
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.02. МАТЕРИАЛВЕДЕНИЕ
23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)Чусовой,2017
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании цикловой комиссии Заместитель директора
Транспортные средства по учебной работе
Протокол №___от__________ ___________Е.Ю.Ашихмина
_____________ М.В. Мочалова «__»___________ 2017г
Рабочая программа ОП.02 Материаловедение разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 23.01.07.Машинист крана (крановщик) (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации №847 от 02.08.2013). Срок обучения на базе основного
общего образования – 2 года 5 месяцев.
Организация разработчик: ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
Разработчик:
Арюхина Ольга Дмитриевна,
квалификационная категория
мастер производственного обучения,
высшая
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
10
11
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии
среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик) (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации №847 от 02.08.2013).
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Материаловедение предназначена
для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников по профессии: Машинист крана (крановщик)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять материал, из которого выполнены детали;
определять вид топлива, вид масел
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
материалы, их свойства и применение;
виды топлива, масел
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 час.
42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
60
44
25
1
16
52.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
Введение
Раздел 1. Металловедение
Тема 1. Общие сведения о
металлах и сплавах
Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении
2
Содержание
Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов.
Анизотропность и ее значение в технике. Аллотропические превращения в
металлах.
Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические,
химические, технологические свойства металлов.
Понятие о сплаве, компоненте. Механические смеси, твердые растворы,
химические соединения. Зависимость свойств, сплавов от их состава и
строения.
Практическая работа
Основные сведения о металлах и сплавах»
Ознакомление с методикой измерения твердости металлов на твердомерах
типа ТШ (прибор Бринелля) и типа ТК (прибор Роквелла)
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов:
«Производство чугуна и стали»,
«Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»,
«Применение основных свойств металлов в краностроении».
Тема.2. Сплавы железа с углеродом Содержание
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их
маркировка и применение.
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и применение
углеродистых сталей.
Легированные стали.
легированных сталей.
маркировка и
Классификация,
применение
3
1
3
5
2
4
4
2
2
6Тема 3 Технология термической
обработки металлов
Практическая работа
Маркировка сталей
Изучение структур и свойства чугунов
Расшифровка различных марок сталей и чугунов.
Выбор сталей для изготовления деталей машин.
Определение характеристики антифрикционного чугуна
Определение характеристики ковкого чугуна
Определение характеристики ковкого чугуна
Самостоятельная работа
Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы
состояния «FeC» с определением критических точек для различных марок
сталей и чугунов».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их
свойства».
Заполнение таблицы по теме: «Классификация сталей».
Содержание
Основы термической обработки металлов. Классификация видов
термической обработки металлов. Превращения при нагревании и
охлаждении стали.
Химикотермическая обработка металлов: цементация, азотирование,
цианирование и хромирование.
Практическая работа
Термическая обработка
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по
теме «Термическая обработка стали». Решение задач прикладного и
практического содержания по теме: « Изменение свойств сталей в
результате термической обработки».
4
3
2
5
4
2
Тема 4 Технология металлов
Содержание
Общие сведения о технологии металлов
Практическая работа
1
не предусмотрена
2
7Тема 5 Цветные металлы и сплавы
Раздел 2. Неметаллические
материалы
Тема 6. Пластмассы и
фрикционные материалы
Лакокрасочные материалы
Самостоятельная работа
Содержание
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе
алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение.
Практическая работа
Изучение структуры цветных металлов и сплавов на их основе.
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
Магний и сплавы на основе магния
Медь и сплавы на основе меди
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка сообщения на
одну из тем:
«Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении»,
«Применение сплавов цветных металлов в
краностроении»,
«Производство цветных металлов и сплавов»
Контрольная работа по теме: «Металловедение»
Содержание
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы.
Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и
ремонтном производстве
Характеристика и применение фрикционных материалов.
Самостоятельная работа
Выполнение устного сообщения по теме «Применение полимерных
материалов при ремонте автомобилей».
Практическая работа
Содержание
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных
материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.
Практическая работа
Подбор лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов
на металлические поверхности
не предусмотрена
2
4
3
1
2
2
4
1
1
2
2
2
8Резиновые материалы
Тема 7 Горючесмазочные
материалы и
эксплуатационные жидкости
Определение маркировки лакокрасочных материалов и решение вопроса о
его применении.
Самостоятельная работа
Работа с учебной и справочной литературой. Изучение дополнительного
материала по разделу «Автомобильные антикоррозионные покрытия».
Содержание
Свойства резины, основные компоненты резины. Физикомеханические
свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от
температуры, от контакта с жидкостями.
Самостоятельная работа
Изучить материалы по учебнику, написать сообщение или составить м/м
презентацию по вопросу «Способы получения резины и резиновых
изделий»,
«Применение резиновых материалов в автомобильной
промышленности».
Содержание
Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и
классификация автомобильных топлив.
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел.
Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение
специальных жидкостей.
Практическое занятие
Горюче смазочные материалы
Определение марки бензинов. Определение марки автомобильных масел.
Определение качества бензина.
Определение качества дизельного топлива.
Самостоятельная работа
1
1
1
2
2
1
2
9Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка сообщения с
показом слайдов на одну из тем:
«Альтернативные виды топлив»
«Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и
агрегатах автомобилей».
Дифференцированный зачет
Итого
1
44
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
103. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы
материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов;
образцы смазочных материалов.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Оборудование лаборатории:
твердомеры Бринелля и Роквелла;
лупа Бринелля;
образцы металлов;
микроскоп МБС9;
электропечи муфельные;
закалочная ванна;
вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. –
М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное
образование.
2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) ОИЦ «Академия»,
2010
3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки:
учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
4. Черепахин А.А., Материаловедение ОИЦ «Академия», 2010.
5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для
автомехаников: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. 408 с.
Дополнительные источники:
1.Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по
материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф.
образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия»,
2007. – 224 с.
2.Заплатин В.
Лабораторный практикум по материаловедению в
Н.,
машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.
3.Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии
конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2010. 160с.
4.Электронные ресурс. Форма доступа: http://metalhandling.ru
11Интернетресурсы:
1. http://www.twirpx.com
2. http://gomelauto.com
3. http://avtoliteratura.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
Умения:
определять материал, из которого выполнены
детали
определять вид топлива, вид масел
Знания:
основные свойства, классификация,
характеристики материалов, применяемых в
профессиональной деятельности
виды топлива, масел
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
2
практические работы, самостоятельная
работа, тестовый контроль
практические работы, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый контроль,
контрольная работа, самостоятельная работа
практические работы, устный опрос,
тестовый контроль
12