Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
15.04.2019
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. Форма обучения – очная.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина История медицины относится к циклу Общепрофессиональные дисциплины, является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося не предусматриваются.
Является предшествующей для изучения дисциплин: цикл гуманитарных дисциплин, в том числе: психология, дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе: топографическая анатомия и оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, терапия и др.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Цель:
Дисциплина История медицины, введена с целью изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества и формирования общих (ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9, ОК10, ОК11, ОК13) компетенций ФГОС СПО специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.
Задачи:
• обучить обучающихся объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
• показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
• раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
• показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
• ознакомить обучающихся с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
• прививать этические принципы врачебной деятельности;
• показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
• воспитывать в обучающихся высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
• расширить общий научный и культурный кругозор обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
• отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);
• достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;
• вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;
• понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;
• постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;
• стремиться к повышению своего культурного уровня;
• достойно следовать в своей медицинской деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
• ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;
• использования в своей медицинской деятельности и общении с пациентами знаний по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.
Специалист среднего профессионального звена (зубной техник) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
• ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
• ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
• ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
• ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
• ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
• ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
• ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
• ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
• самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
• ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
• ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
• ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
• ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
• ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая.doc
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по научнометодической работе
_______________М.А. Жаров
«______»________________20____г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ Е.А. Дмитриева
«______»________________20____г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая
(базовая подготовка)
основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования
по программе подготовки специалистов среднего звена
Квалификация:
Форма обучения:
Нормативный срок обучения: 2 года и 10 месяцев
на базе среднего общего образования
Зубной техник
очная г. Череповец
2018 год Составитель (составители):
Рожко Л.М, преподаватель, высшая квалификационная категория
Рассмотрено
на заседании ЦМК Общих гуманитарных
и социальноэкономических дисциплин
Протокол №___от «____»____20___г.
Председатель _______Е.Ц. Поталовская СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
12
28
9
10 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 История медицины
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью
основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с
ФГОС по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. Форма
обучения – очная.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина
История медицины относится к циклу
Общепрофессиональные дисциплины, является базовой (обязательной) в
медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям
обучающегося не предусматриваются.
Является предшествующей для изучения дисциплин:
цикл
гуманитарных дисциплин,
дисциплин
естественнонаучного цикла, в том числе: топографическая анатомия и
оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология,
иммунология, патологическая анатомия, клиническая патологическая
анатомия, терапия и др.
в том числе:
психология,
1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения
дисциплины
Цель:
Дисциплина История медицины, введена с целью изучения истории,
закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской
деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества и
формирования общих (ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9,
ОК10, ОК11, ОК13) компетенций ФГОС СПО специальности 31.02.05
Стоматология ортопедическая.
Задачи:
обучить обучающихся объективно анализировать исторические
явления, достижения и перспективы развития медицины и
здравоохранения;
показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах
мира с древнейших времен до нашего времени;
раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в
области медицины в контексте поступательного развития
человечества;
показать взаимодействие национальных и интернациональных
факторов в формировании медицинской науки и практики в
различных регионах земного шара;
ознакомить обучающихся с жизнью выдающихся ученых и врачей
мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной
деятельности;
прививать этические принципы врачебной деятельности;
показать особенности развития врачебной этики в различных
цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические
условия их формирования;
воспитывать в обучающихся высокие моральные качества: любовь к
своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
расширить общий научный и культурный кругозор обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные этапы и общие закономерности становления и развития
врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших
времен до нашего времени;
отличительные черты развития врачевания и медицины в различные
исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние
века, новое время и новейшая история);
достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и
медицины в процессе поступательного развития их духовной
культуры;
вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской
науки и деятельности в истории человечества;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать исторический материал и ориентироваться в
историческом процессе поступательного развития врачевания и
медицины от истоков до современности;
понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и
деятельности на различных этапах истории человечества и применять
эти знания в своей практике; постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории
избранной специальности;
стремиться к повышению своего культурного уровня;
достойно следовать в своей медицинской деятельности идеям
гуманизма и общечеловеческих ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь
практический опыт:
ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории
медицины;
использования в своей медицинской деятельности и общении с
пациентами знаний по истории медицины, культуры и врачебной
этики, приобретенные в процессе обучения.
Специалист среднего профессионального звена (зубной техник) должен
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных
задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение
своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований
охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и
противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой
и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося
в том числе:
54 часа;
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;
самостоятельная работа обучающегося
18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Объем часов
54
36
в том числе:
лекции
семинар
Самостоятельная внеаудиторная работа (всего):
подготовка домашнего задания
подготовка, оформление и защита рефератов по тематике,
предложенной преподавателем, разработка мультимедийных
презентаций.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
20
16
18
6
12 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История медицины
Наименование
разделов и тем.
1
Тема 1. История
медицины как наука
и предмет.
Врачевание в период
первобытного
общества.
Тема 2. Развитие
медицины в древнем
Египте.
Тема 3. Медицина в
Древней
Месопотамии
(Шумер, Вавилония,
Ассирия)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
Цели и задачи учебной дисциплины. Периодизация истории медицины, источники ее изучения.
Характеристика первобытной эры, источники информации о болезнях первобытного человека.
Развитие медицины в эпоху матриархата.
Развитие медицины в эпоху патриархата.
Аудиторное учебное занятие
Лекция – информация.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
Медицина Древнего Египта.
Источники врачевания.
Влияние верований на развитие медицины в Египте.
Достижения древнеегипетской медицины в области гигиены и санитарии.
Аудиторное учебное занятие
Лекция – информация.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
Аудиторное учебное занятие
Лекция – информация.
Содержание учебного материала
Источники по истории и врачеванию.
Лекарственные средства врачевателей.
Гигиенические правила врачевателей.
Основные направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту
(искусство заклинателей).
Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии. Передача врачебных знаний.
Правовые аспекты деятельности врачевателей. Законы Хаммурапи.
Объем часов
3
2
2
1
2 Тема 4. Развитие
медицины в Древней
Индии.
Тема 5. Развитие
медицины в Древнем
Китае.
Тема 6. Развитие
медицины в Древней
Греции.
1.
2.
Источники по истории и медицине.
Врачевание: аюрведическая медицина, легендарные врачеватели Чарака и Самхита.
Сведения о строении тела. Оперативное лечение. Родовспоможение.
Представления о причинах болезней. Диагностика болезней: три стадии воспаления.
Лечение внутренних болезней: целебные свойства индийских растений.
Предупреждение болезней: вакцинация оспы. Гигиенические традиции: «Законы Ману».
Медицинское образование: проповедь «Чарака самхита»
Периодизация истории и врачевания. Источники по истории и медицине. Философские основы китайской
медицины: Ван Чун и его «Критические суждения». Знания о строении человеческого тела.
Представления о здоровье и болезнях.Традиционная китайская медицина. Диагностика: четыре основных метода
обследования. Бянь Чуэ. Учение о пульсе. Ван Шухе и его «Трактат о пульсе».
«Чжень цзю» терапия. «Исторические записки» Сымя Цяня, «Классический трактат по иглотерапии и
прижиганию» Хуанфу Ми. Лекарственное врачевание. «Книга лекарственных средств Шень Нуна».
Развитие оперативного лечения. Китайская лечебная гимнастика Хуа То. Предупреждение болезней: вариоляция.
3.
4.
5.
6.
7.
Аудиторное учебное занятие
Лекция – информация.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Аудиторное учебное занятие
Лекцияинформация.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Аудиторное учебное занятие
Урок комбинированный.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Подготовка сообщений на темы: « Гиппократ – выдающийся врач Древней Греции»; « Врачебные школы Древней
Греции».
Содержание учебного материала
История. Мифология и врачевание.
Врачевание критоахейского периода.
Врачевание предполисного периода.
Врачевание полисного периода.
Медицина классического периода.
Медицина эллинистического периода.
2
2
1
2
1 Тема 7. Развитие
медицины в Древнем
Риме.
1.
2.
3.
4.
Врачевание в царский период.
Медицина периода Республики: санитарное дело; начала организации медицинского дела; философские основы
медицины Древнего Рима.
Медицина периода Империи: становление военной медицины; развитие медицинских знаний; Гален: его учение и
галенизм.
Тема 8. Развитие
медицины в
Византийской
империи (3951453).
Тема 9. Медицина в
Западной Европе в
эпоху Возрождения.
Тема 10. Медицина в
Киевской Руси и
Московском
государстве.
История. Санитарнотехнические сооружения.
Византийская наука и религия.
Развитие медицинских знаний. Образование и медицина.
Аудиторное учебное занятие
Лекцияинформация.
Самостоятельная внеаудиторная работа
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка сообщения на тему:
«Гален выдающийся врач Древнего Рима, родоначальник экспериментальной анатомии и физиологии».
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
Аудиторное учебное занятие
Лекцияинформация.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
Характеристика эпохи.
Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки.
Ятрофизика. Ятрохимия и медицина.
Эпидемии и учение о контагии.
Развитие хирургии.
Характеристика эпохи. Этапы истории врачевания на Руси.
Праславянский период. Врачевание в Древней Руси: история; развитие врачевания; нашествие Золотой Орды.
Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и аптекарский приказ.
Аудиторные учебные занятия
Лекцияинформация.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
Аудиторное учебное занятие
Лекцияинформация.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \презентаций
«История образования Московского государства (XVXVII вв), «Первые доктора медицины из славян».
Содержание учебного материала
2
1
2
2
2
2 Тема 11. Медицина
народов Востока
1.
2.
3.
4.
Медицина в халифатах (VIIX вв): характеристика эпохи, культура и медицина; больничное дело.
Медицина народов Средней Азии (XXVвв): история; Ибн Сина.
Медицина в государствах Закавказья (XXVIIвв).
Медицина ЮгоВосточной Азии (IVXVII): Китай; Тибет.
Тема 12. Медицина в
Западной Европе в
XVIIIXIX веках
Тема 13.
Медицинское дело и
медицинское
образование в России
в XVIII веке
Аудиторное учебное занятие
Семинар.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов на темы:
« История жизни Абу Али ибн Синыученого – энциклопедиста Средневекового Востока», « Классические трактаты
о лекарственных средствах средневекового Китая», «Тибетская медицина».
Написание эссе «Три орудия есть у врача слово, растение, нож. Авиценна».
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
Великие естественнонаучные открытия конца XVIIIXIX вв и их влияние на развитие медицины.
Теория эволюции органического мира: история и современное состояние.
Учение о наследственности и изменчивости: история и современное состояние.
Аудиторное учебное занятие
Семинар .
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \презентаций на
темы: Развитие клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн), Ч.Дарвин. Теория эволюции органического мира,
Г.Мендель. Учение о наследственности и изменчивости, Н.Тюльп и Ф.Рюйш – представители крупнейшей
анатомической школы Лейденского университета.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основные черты экономики и культуры России в XVIII веке.
Русские госпитальные школы.
Основание Московского университета и медицинского факультета при нем.
Мероприятия по организации медицинской помощи населению России.
М.В.Ломоносов, его вклад в развитие медицины.
Выдающиеся деятели отечественной медицины.
Повивальное искусство в России. (Н.И.Щепин, С.Г.Зыбелин, Н.М.МаксимовичАмбодих, А.М.Шумлянский,
Д.С.Самойлович).
Аудиторное учебное занятие
Семинар.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \ презентаций
на темы «Становление общественной медицины», «.Зарождение демографической статистики»,. «Письмо М.В.
Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа»», «Становление профессиональной патологи»,.
«Земская медицина в России», «Становление экспериментальной гигиены».
2
2
2
2
2
2 Тема 14. Медицина в
России
XIX веке.
Тема 15. Медицина в
России в XX веке
Тема 16.
Общественная
медицина в Новой
истории.
Тема 17.
Нобелевские премии
в области медицины
Тема 18.
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
Развитие экспериментальной физиологии в XIX в.
А.М. Филомафитский создатель первой физиологической школы в России.
И.М. Сеченов в истории физиологии. Школа И.М. Сеченова.
И.П.Павлов основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Школа И.П.
Павлова.
История создания Наркомздрава РСФСР.
Принципы советской медицины.
Профилактическое направление советского здравоохранения.
Становление советской медицинской науки.
Ликвидация особо опасных инфекций в СССР.
Аудиторное учебное занятие
Семинарбеседа.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \ презентаций
на темы «Передовые черты отечественной терапии II половины XIX века.» (С.П.Боткин. Г.А.Захарьин. А.А.Остроумов.).
Хирургия. И.Ф.Земмельвеис. Д.Листер. Т.Бильрот. Т.Кохер. Н.В.Склифосовский..
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
Аудиторное учебное занятие
Семинар.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовить рефераты \презентации
«Н.А.Семашко первый нарком здравоохранения», «И.П.Павлов«первый физиолог мира»», «Н.Н.Бурденко первый
президент АМН СССР», «Развитие отечественной медицины в годы Великой Отечественной войны».
Содержание учебного материала
1.
2.
Аудиторное учебное занятие
Семинар.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка сообщения
«Проведенные фундаментальные исследования в сердечно сосудистой хирургии, трансплантологии, нейрохирургии,
травматологии и ортопедии, акушерстве и гинекологии в рамках целевой программы «Медицина высоких
технологий» (19902007гг)».
Содержание учебного материала
1.
Аудиторное учебное занятие
Семинар. Защита рефератов.
Самостоятельная внеаудиторная работа.
Подготовиться к тестовому контролю.
Содержание учебного материала
Приоритеты отечественной медицины.
Проблемы отечественного здравоохранения и реформа здравоохранения (1990ые годы)
Нобелевские премии в области физиологии или медицины.
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1 Итоговое занятие.
ВСЕГО
Проведение тестового контроля.
Аудиторное учебное занятие
Урок контрольнообобщающий.
2
54 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Истории медицины.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место для преподавателя.
посадочные места по количеству обучающихся;
доска;
таблицы по учебной дисциплине История медицины;
толковые словари;
раздаточные материалы справочного характера;
дидактические материалы;
обучающие материалы для самостоятельной работы студентов
Технические средства обучения:
программным обеспечением,
мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).
проектор,
компьютер с лицензионным
видеофильмы
телевизор,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы.
а) основная литература
1. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед.
учеб. заведений / 9е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ).
— М.: Издательский центр "Академия", 2009. —560 с..
б) дополнительная литература:
2. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до
3.
середины 19го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180
с.
Гладких П.Ф., Локтев А.Е. Очерки истории отечественной
военной медицины. Служба здоровья в Великой Отечественной
войне 19411945 гг. / Под ред Б.Г.Гайдара. – СПб., 2005. – 720 с.
4. Мирский М.Б. Медицина России XXX веков. — М.: "Российская
политическая энциклопедия" (РОСПЭН), 2005. — 632 с.
5. Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие
для студ.. высш. мед. учеб. заведений – М.: ГэотарМедиа, 2010. –
528 с. 6. Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебнометодическое пособие
к семинарским занятиям по истории медицины : Для студентов
стоматологического факультета. – М.: Вече, 2004. – 248 с.
7. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IXXX вв.
Основные направления развития. – М.: МГМСУ, 2008. – 320 с.
8. Сорокина Т.С. Программа дисциплины История медицины. Для
специальностей: 040100 — «Лечебное дело», 040200 —
«Педиатрия», 040300 — «Медико–профилактическое дело»,
040400 — «Стоматология» / 2е изд., переработ. и дополн. — М.:
Издво РУДН, 2003. — 44 с.
9. Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учеб пособие. – М.
Издательский центр "Академия", 2009. —368 с.
10. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский
факультет Московского университета в реформах просвещения
первой трети XIX века. 2е изд., доп. — М.: Шико, 2001. — 338 с.
в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное
обеспечение
г) базы данных, информационносправочные и поисковые системы
Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды
компетенций
Формы и методы
контроля
и оценки результатов
Знать:
отличительные черты развития
врачевания и медицины в различные
исторические периоды (первобытное
общество, древний мир, средние века,
новое и новейшее время);
достижения крупнейших
цивилизаций в области врачевания и
медицины в процессе поступательного
развития их духовной культуры;
вклад выдающихся врачей мира,
определивших судьбы медицинской
науки и врачебной деятельности в
истории человечества.
Уметь:
анализировать исторический материал и
ориентироваться
историческом
процессе поступательного развития
врачевания и медицины от истоков до
современности;
в
понимать логику и закономерности
развития медицинской мысли и
деятельности на различных этапах
истории человечества и применять эти
знания в своей практике;
грамотно вести научную дискуссию по
важнейшим вопросам общей истории
медицины.
Оценка
правильности
ответа, полноты
изложения, умения
рассуждать.
Анализ выполнения
заданий для
самостоятельной
работы.
Оценка результатов
выполнения
творческих заданий.
Оценка уровня
информационно
коммуникативной
культуры.
ОК 1
ОК2
ОК3
ОК 4
ОК 5
ОК6
ОК7
ОК 8
ОК9
ОК 10
ОК11
ОК13 5. Содержание дисциплины:
5.1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Наименовани
е
обеспечиваем
ых
(последующи
х) дисциплин
психология
терапия
оперативная
хирургия
акушерство
профилактика
заболеваний
патологическа
я анатомия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
№№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих)
1
2
3
4
5
6
7
дисциплин
8
10
9
11
12
13
14
15
16
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9
10.
Наименование разделов, тем занятий
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. История медицины как наука и предмет.
Врачевание в период первобытного общества
Раздел II. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 2. Развитие медицины в Древнем Египте
Тема 3. Медицина в Древней Месопотамии (Шумер,
Вавилон, Ассирия)
Тема 4. Развитие Медицины в Древней Индии
Тема 5. Развитие медицины в Древнем Китае
Раздел III. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА
АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
Тема 6. Развитие медицины в Древней Греции
Тема 8. Развитие медицины в Древнем Риме
Раздел IV. МЕДИЦИНА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Тема 9. Развитие медицины в Византийской империи (395
1453)
Тема 11. Медицина в Западной Европе в эпоху
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
е
и
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
Т
2
2
8
2
2
2
2
4
2
2
6
2
2
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
е
и
к
с
р
а
н
и
м
е
С
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
0
0
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
п
о
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
.
с
а
ч
,
я
с
о
г
е
щ
ю
а
ч
у
б
о
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
1
0
0
1
2
1
1
4
0
0 №
п/п
12.
13.
14
15.
16.
17.
18.
Итого
Наименование разделов, тем занятий
Возрождения
Тема 12. Медицина в Киевской Руси и Московском
государстве
Тема 13. Медицина народов Востока
Раздел V. МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тема 14. Медицина в Западной Европе в XVIIIXIX веках
Тема 15. Медицинское дело и медицинское образование в
России в XVIII веке
Раздел VI. МЕДИЦИНА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Тема 16. Медицина в России в XX веке
Тема 17. Нобелевские премии в области медицины
Итоговое занятие
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
е
и
к
с
е
ч
и
т
е
р
о
е
Т
2
0
0
0
0
0
0
0
20
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
е
и
к
с
р
а
н
и
м
е
С
0
2
4
2
2
6
2
2
2
16
е
и
к
с
е
ч
и
т
к
а
р
п
о
н
р
о
т
а
р
о
б
а
Л
.
с
а
ч
,
я
и
т
я
н
а
з
а
т
о
б
а
р
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
.
с
а
ч
,
я
с
о
г
е
щ
ю
а
ч
у
б
о
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
2
2
4
2
2
6
4
2
0
18
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия (семинары) – предусмотрены (16 часов)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению подготовки
реализация компетентностного подхода программа предусматривает широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения занятий (компьютерных разработок т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных
навыков обучающихся.
В рамках учебного курса предусмотрены встречи с работниками музея,
здравоохранения города. Примерная тематика реферативных работ
1. Средний медицинский персонал в годы ВОВ.
2. Н.В.Склифосовский – выдающийся хирург XIX в.
3. Н.Ф.Филатов и его вклад в педиатрию.
4. М.М.Руднев, профессор патологической анатомии XIX в.
5. Д.С.Самойлович – выдающийся эпидемиолог XX века.
6. И.П.Павлов – выдающийся физиолог XX века.
7. М.Я.Мудров – один из основоположников внутренней медицины.
8. Н.М.Амосовхирург – творец.
9.Н.М.АмбодикМаксимович – профессор «повивального искусства».
10.И. И. Мечников и его новые идеи в медицине.
11. П.А.Загорский и его «Сокращенная анатомия».
12. П.З.Кондоиди и его заслуги в развитии медицинского дела в России.
13.Становление бактериологии: Роберт Кох.
14.М.В.Ломоносов и его учение.
15.С.Г.Зыбелин – первый русский профессор.
16.А. М.Филомафитский — создатель первой физиологической школы в
России.
17.Нобелевские премии по физиологии и медицине.
18.И. М. Сеченов в истории физиологии. Школа И. М. Сеченова.
19.А.А.Остроумов и его работы.
20.С.П.Боткин и его школа.
21.Н.И.Пирогов и его вклад в развитие топографической анатомии и
хирургии.
22.К.И.Щепин – крупный русский врач XVIII века.
23.Г.А.Захарьин, его вклад в терапию.
24.Н.Ф.Филатов видный педиатр XIX века.
25.Ф.И.Иноземцев и его вклад в развитие хирургии.
26.А.П.Чехов – писатель и врач.
27.Н.П.Суслова – первая русская женщина – врач.
28.Н.А.Семашко – выдающийся организатор и теоретик советского
здравоохранения.
29.Драматическая медицина.
30. А.М.Шумлянский и его открытие в области морфологии и физиологии
почек. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации:
1. Философские основы и история врачевания и медицины одной их
2.
3.
цивилизаций Древнего мира (например, Древнего Египта, Древнего
Китая, Древней Индии, античной Греции, Древнего Рима и др.).
Вклад выдающихся ученыхмедиков прошлого в развитие
медицины (например, Галена, Ибн Сины, Парацельса и др.).
Религия и медицина (например, в Западной Европе в период
классического Средневековья, в Византийской империи, Халифате
и т.п.).
4. Медицина эпохи Возрождения (одного из направлений развития).
5. История развития отечественной медицины в определенный период
(например, в Древнерусском государстве, Московском
государстве, в эпоху Петра I, при Екатерине II и др.).
Земская медицина – приоритет России.
6.
7. Становление и развитие медицинского образования в России (на
различных этапах истории).
8. Становление медицинского образования в Западной Европе
(история университетского образования).
9. История развития одной из медикобиологических наук (например,
анатомии, физиологии, патологии, микробиологии, генетики и др.
или их выдающихся представителей).
10. История развития одного из направлений медицины (например,
акушерства и гинекологии, педиатрии, внутренних болезней,
инфекционных болезней, психиатрии, сестринского дела,
анестезиологии, отдельных направлений хирургии,
трансплантологии и многих других).
11. История жизни и деятельности одного из выдающихся деятелей
медицины (например, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина,
И.П.Павлова, других отечественных и зарубежных ученых).
12. История педиатрии (например, отдельных ее направлений или
выдающихся представителей).
13. Становление и развитие гигиены (или одного из ее направлений).
14. История зубоврачевания и стоматологии (или вклад выдающихся
ученых в их развитие).
15. История военной медицины. Героизм военных медиков.
16. Не врачи – в медицине (одна из биографий).
17. История развития медицины и здравоохранения в Вологодской
области и в городе Череповце. Рассмотрено на заседании ЦМК «Общепрофессиональные дисциплины» (протокол от
«____»____________ 201___г.)
Председатель ЦМК
Э.Р.Ганичева
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.11 История медицины_Стоматология ортопедическая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.