Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело
Оценка 4.8

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
15.04.2019
Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело
1.1 Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «История медицины» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла и является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося не предусматриваются. Является предшествующей для изучения дисциплин: цикл гуманитарных дисциплин, в том числе: психология, дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе: топографическая анатомия и оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология, патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, терапия и др. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины Цель: Дисциплина «История медицины», введена с целью изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества и формирования общих (ОК1, ОК4, ОК6, ОК7, ОК8, ОК10, ОК11) компетенций ФГОС СПО специальности 34.02.01 Сестринское дело. Задачи: • обучить обучающихся объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения; • показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени; • раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества; • показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара; • ознакомить обучающихся с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности; • прививать этические принципы врачебной деятельности; • показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования; • воспитывать в обучающихся высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма; • расширить общий научный и культурный кругозор обучающихся. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: • основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени; • отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история); • достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры; • вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: • анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности; • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике; • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности; • стремиться к повышению своего культурного уровня; • достойно следовать в своей медицинской деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт: • ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины; • использования в своей медицинской деятельности и общении с пациентами знаний по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения. Специалист среднего профессионального звена (медицинская сестра/ медицинский брат) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. • ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий. • ОК 8.Осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну. • ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело.doc
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Специальность 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Форма обучения: Нормативный срок обучения: 2 года и 10 месяцев на базе среднего общего образования Медицинская сестра / Медицинский брат очная г. Череповец 2018 год 2 Программа   учебной   дисциплины  разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта   среднего   профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело. Организация­разработчик:  БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М.Амосова» Разработчик: Рожко   Лариса   Михайловна,   преподаватель   высшей   квалификационной категории   БПОУ   ВО   «Череповецкий   медицинский   колледж   имени Н.М.Амосова». Рассмотрено на заседании ЦМК Общих гуманитарных  и социально­экономических дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель ________Е.Ц. Поталовская 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 6 13 14 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело.  1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина   «История   медицины»   входит   в   состав   раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла и является базовой   (обязательной)   в   медицинском   образовании   по   соответствующему циклу дисциплин. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося не предусматриваются.  Является   предшествующей   для   изучения   дисциплин:   цикл гуманитарных   дисциплин,   дисциплин естественнонаучного   цикла,   в   том   числе:   топографическая   анатомия   и оперативная хирургия, нормальная физиология, микробиология, вирусология, иммунология,   патологическая   анатомия,   клиническая   патологическая анатомия, терапия и др.   в   том   числе:   психология, 1.3.   Цели   и   задачи   дисциплины   ­   требования   к   результатам   освоения дисциплины Цель: Дисциплина «История медицины», введена с целью  изучения истории, закономерностей   и   логики   развития   врачевания,   медицины   и   медицинской деятельности   народов   мира   на   протяжении   всей   истории   человечества   и формирования общих (ОК1, ОК4, ОК6, ОК7, ОК8, ОК10, ОК11) компетенций ФГОС СПО специальности 34.02.01 Сестринское дело. Задачи:  обучить   обучающихся   объективно   анализировать   исторические явления,   достижения   и   перспективы   развития   медицины   и здравоохранения;  показать   общие   закономерности   всемирно–исторического   процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах 5 мира с древнейших времен до нашего времени;  раскрыть   достижения   выдающихся   цивилизаций   и   каждой   эпохи   в области   медицины   в   контексте   поступательного   развития человечества;  показать   взаимодействие   национальных   и   интернациональных факторов   в   формировании   медицинской   науки   и   практики   в различных регионах земного шара;  ознакомить   обучающихся   с   жизнью   выдающихся   ученых   и   врачей мира,   определивших   судьбы   медицинской   науки   и   врачебной деятельности;  прививать этические принципы врачебной деятельности;  показать   особенности   развития   врачебной   этики   в   различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;  воспитывать в обучающихся высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;  расширить общий научный и культурный кругозор обучающихся. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  основные   этапы   и   общие   закономерности   становления   и   развития врачевания   и   медицины   в   различных   странах   мира   с   древнейших времен до нашего времени;  отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);  достижения   крупнейших   цивилизаций   в   области   врачевания   и медицины   в   процессе   поступательного   развития   их   духовной культуры;  вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества; В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  анализировать   исторический   материал   и   ориентироваться   в историческом   процессе   поступательного   развития   врачевания   и медицины от истоков до современности;  понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;  постоянно   совершенствовать   и   углублять   свои   знания   по   истории избранной специальности;  стремиться к повышению своего культурного уровня; 6  достойно   следовать   в   своей   медицинской   деятельности   идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей. В   результате   освоения   дисциплины   обучающийся   должен  иметь практический опыт:  ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;  использования   в   своей   медицинской     деятельности   и   общении   с пациентами   знаний   по   истории   медицины,   культуры   и   врачебной этики, приобретенные в процессе обучения. Специалист   среднего   профессионального   звена   (медицинская   сестра/ медицинский брат) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации, необходимой   для   эффективного   выполнения   возложенных   на   него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.  ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями.  ОК   7.   Брать   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.  ОК   8.Осуществлять   свою   деятельность   с   учетом   принятых   в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.  ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.  ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося  в том числе: – 45 часа;  обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 36 часов; самостоятельная работа обучающегося       – 9 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  Объем часов 45 36 в том числе: лекции семинар Самостоятельная внеаудиторная работа (всего): подготовка домашнего задания подготовка, оформление и защита рефератов по тематике,  предложенной преподавателем, разработка мультимедийных  презентаций. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. 20 16 9 3 6 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История медицины Наименование разделов и тем. 1 Тема 1. История  медицины как наука  и предмет.  Врачевание в период  первобытного  общества. Тема 2. Развитие  медицины в древнем  Египте. Тема 3. Медицина в  Древней  Месопотамии (Шумер, Вавилония,  Ассирия) Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. Цели и задачи учебной дисциплины. Периодизация истории медицины, источники ее изучения. Характеристика первобытной эры, источники информации о болезнях первобытного человека. Развитие медицины в эпоху матриархата.  Развитие медицины в эпоху патриархата. Аудиторное учебное занятие Лекция – информация. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4.  Медицина Древнего Египта.  Источники врачевания.  Влияние верований на развитие медицины в Египте. Достижения древнеегипетской медицины в области гигиены и санитарии. Аудиторное учебное занятие Лекция – информация. Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4 5. 6.  7. 8. Аудиторное учебное занятие Лекция – информация. Содержание учебного материала Источники по истории и врачеванию. Лекарственные средства врачевателей. Гигиенические правила врачевателей. Основные направления врачевания в Древней Месопотамии: асуту (искусство врачевателей) и ашипуту  (искусство заклинателей). Представления о причинах болезней в Древней Месопотамии. Передача врачебных знаний. Правовые аспекты деятельности врачевателей. Законы Хаммурапи. Объем часов 3 2 2 1 2 9 Тема 4. Развитие  медицины в Древней  Индии. Тема 5. Развитие  медицины в Древнем  Китае. Тема 6. Развитие  медицины в Древней  Греции.  1. 2. Источники по истории и медицине. Врачевание: аюрведическая медицина, легендарные врачеватели Чарака и Самхита.  Сведения о строении тела. Оперативное лечение. Родовспоможение. Представления о причинах болезней. Диагностика болезней: три стадии воспаления. Лечение внутренних болезней: целебные свойства индийских растений. Предупреждение болезней: вакцинация оспы. Гигиенические традиции: «Законы Ману». Медицинское образование: проповедь «Чарака самхита» Периодизация истории и врачевания. Источники по истории и медицине. Философские основы китайской  медицины: Ван Чун и его «Критические суждения». Знания о строении человеческого тела. Представления о здоровье и болезнях.Традиционная китайская медицина. Диагностика: четыре основных метода  обследования. Бянь Чуэ. Учение о пульсе. Ван Шухе и его «Трактат о пульсе».  «Чжень ­ цзю» терапия. «Исторические записки» Сымя Цяня, «Классический трактат по иглотерапии и  прижиганию» Хуанфу Ми. Лекарственное врачевание. «Книга лекарственных средств Шень Нуна».  Развитие оперативного лечения. Китайская лечебная гимнастика Хуа То. Предупреждение болезней: вариоляция.  3. 4. 5. 6. 7. Аудиторное учебное занятие Лекция – информация. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Аудиторное учебное занятие Лекция­информация. Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Аудиторное учебное занятие Урок комбинированный. Самостоятельная внеаудиторная работа. Подготовка сообщений на темы: « Гиппократ – выдающийся врач Древней Греции»; « Врачебные школы Древней  Греции». Содержание учебного материала История. Мифология и врачевание. Врачевание крито­ахейского периода.  Врачевание предполисного периода.  Врачевание полисного периода.  Медицина классического периода. Медицина эллинистического периода. 2 2 1 2 1 10 Тема 7. Развитие  медицины в Древнем  Риме. 1. 2. 3. 4. Врачевание в царский период.  Медицина периода Республики: санитарное дело; начала организации медицинского дела; философские основы  медицины Древнего Рима. Медицина периода Империи: становление военной медицины; развитие медицинских знаний; Гален: его учение и  галенизм. Тема 8. Развитие  медицины в  Византийской  империи (395­1453). Тема 9.  Медицина в  Западной Европе в  эпоху Возрождения. Тема 10. Медицина в  Киевской Руси и  Московском  государстве. История. Санитарно­технические сооружения. Византийская наука и религия.  Развитие медицинских знаний. Образование и медицина.  Аудиторное учебное занятие Лекция­информация. Самостоятельная внеаудиторная работа Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка сообщения на тему: «Гален ­выдающийся врач Древнего Рима, родоначальник экспериментальной анатомии и физиологии». Содержание учебного материала 1. 2. 3. Аудиторное учебное занятие Лекция­информация. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. Характеристика эпохи.  Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки.  Ятрофизика. Ятрохимия и медицина.  Эпидемии и учение о контагии.  Развитие хирургии. Характеристика эпохи. Этапы истории врачевания на Руси.  Праславянский период. Врачевание в Древней Руси: история; развитие врачевания; нашествие Золотой Орды. Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и аптекарский приказ. Аудиторные учебные занятия Лекция­информация. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. Аудиторное учебное занятие Лекция­информация. Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \презентаций «История образования Московского государства (XV­XVII вв), «Первые доктора медицины из славян». Содержание учебного материала 2 1 2 2 2 1 11 Тема 11. Медицина народов Востока 1. 2. 3. 4. Медицина в халифатах (VII­X вв): характеристика эпохи, культура и медицина; больничное дело. Медицина народов Средней Азии (X­XVвв): история; Ибн Сина. Медицина в государствах Закавказья (X­XVIIвв). Медицина Юго­Восточной Азии (IV­XVII): Китай; Тибет. Тема 12. Медицина в Западной Европе в XVIII­XIX веках Тема 13. Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII веке Аудиторное учебное занятие Семинар. Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов на темы:  « История жизни Абу Али  ибн Сины­ученого – энциклопедиста Средневекового Востока», « Классические трактаты  о лекарственных средствах средневекового Китая», «Тибетская медицина»;  написание эссе «Три орудия есть у врача  ­ слово, растение, нож. Авиценна». Содержание учебного материала 1. 2. 3. Великие естественно­научные открытия конца XVIII­XIX вв и их влияние на развитие медицины. Теория эволюции органического мира: история и современное состояние. Учение о наследственности и изменчивости: история и современное состояние. Аудиторное учебное занятие Семинар . Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \презентаций на темы «Развитие клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн), «Ч.Дарвин. Теория эволюции органического мира»,  «Г.Мендель. Учение о наследственной изменчивости», « Н.Тюльп и Ф.Рюйш – представители крупнейшей  анатомической школы Лейденского университета».  Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные черты экономики и культуры России в XVIII веке.  Русские госпитальные школы.  Основание Московского университета и медицинского факультета при нем. Мероприятия по организации медицинской помощи населению России. М.В.Ломоносов, его вклад в развитие медицины. Выдающиеся деятели отечественной медицины. Повивальное искусство в России. (Н.И.Щепин, С.Г.Зыбелин, Н.М.Максимович­Амбодих, А.М.Шумлянский,  Д.С.Самойлович). Аудиторное учебное занятие Семинар. 2 1 2 1 2 12 Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \ презентаций  на темы «Становление общественной медицины», «.Зарождение демографической статистики»,. «Письмо М.В.  Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа»», «Становление профессиональной патологи»,.  «Земская медицина в России», «Становление экспериментальной гигиены». Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. Развитие экспериментальной физиологии в XIX в. А.М. Филомафитский­ создатель первой физиологической школы в России. И.М. Сеченов в истории физиологии. Школа И.М. Сеченова. И.П.Павлов­ основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Школа И.П.  Павлова. История создания Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. Профилактическое направление советского здравоохранения. Становление советской медицинской науки. Ликвидация особо опасных инфекций в СССР. Аудиторное учебное занятие Семинар­беседа. Самостоятельная внеаудиторная работа. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка рефератов \ презентаций  на темы «Передовые черты отечественной терапии II половины XIX века.» (С.П.Боткин. Г.А.Захарьин. А.А.Остроумов.). Хирургия. И.Ф.Земмельвеис. Д.Листер. Т.Бильрот. Т.Кохер. Н.В.Склифосовский.. Содержание учебного материала 1. 2. 3. 4. 5. Семинар.  Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовить рефераты \презентации «Н.А.Семашко­ первый нарком здравоохранения», «И.П.Павлов­«первый физиолог мира»», «Н.Н.Бурденко ­первый президент АМН СССР»; подготовка презентации  «Развитие отечественной медицины в годы Великой Отечественной войны». Содержание учебного материала 1. 2. Семинар. Работа с учебной литературой, с дополнительной рекомендуемой литературой; подготовка  реферата  «Проведенные  фундаментальные исследования  в сердечно ­ сосудистой хирургии, трансплантологии, нейрохирургии, травматологии и ортопедии, акушерстве и гинекологии в рамках целевой программы «Медицина высоких технологий» (1990­ 2007гг)». Содержание учебного материала 1. Семинар. Приоритеты отечественной медицины. Проблемы отечественного здравоохранения и реформа здравоохранения  (1990­ые годы) Нобелевские премии в области физиологии или медицины. Тема 14. Медицина в России  XIX веке. Тема 15. Медицина в  России в XX веке Тема 16. Общественная медицина в Новой истории. Тема 17. Нобелевские премии в области медицины 1 2 1 2 2 2 13 Тема 18. Итоговое занятие. ВСЕГО Содержание учебного материала Проведение тестового контроля. Аудиторное учебное занятие Урок  контрольно­обобщающий. 2 45 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.   Требования   к   минимальному   материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории медицины». Оборудование учебного кабинета:  ­ рабочее место для преподавателя. ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ доска; ­ таблицы по учебной дисциплине «История медицины»; ­ толковые словари; ­ раздаточные материалы справочного характера; ­ дидактические материалы; ­ обучающие материалы для самостоятельной работы студентов Технические   средства   обучения: программным   обеспечением, мультимедийные средства обучения (компьютерные презентации, фильмы).   проектор,  компьютер   с   лицензионным   видеофильмы   телевизор, 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий,   Интернет­ресурсов, дополнительной литературы. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Сорокина   Т.С.   История   медицины   :   учебник   для   студ.   высш.   учеб. заведений / Т.С. Сорокина. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М. : Академия, 2004. ­ 560 с. ­  (Высш.проф.образование) 2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник / Ю.П.Лисицын. – 2­е изд. перераб. и доп. ­ М.: ГЭОТАР­Медиа, 2016. – 400 с.: ил. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Балалыкин   Д.А.   Зарождение   медицины   как   науки   в   период   до  XVII века/ Д.А. Балалыкин. – М.: Литература, 2013. – 263 с. 2. Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / – ­ М., 1990. – 206 с. 3. Заблудовский П.Е. История медицины. Учебник / П.Е.Заблудовский. и др. – М.:Медицина, 1981. – 352 с. 4. Мирский   М.Б.   Медицина   России  XVI­XIX  веков.  –  М.:   Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 1996. – 400 с. 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Коды Формы и методы (освоенные умения, усвоенные знания) компетенций ОК 1 ОК 4 ОК6 ОК7 ОК 8 ОК 10 ОК11 Знать: ­отличительные черты развития  врачевания и медицины в различные  исторические периоды (первобытное  общество, древний мир, средние века,  новое и новейшее время);   ­ достижения крупнейших цивилизаций  в области врачевания и медицины в  процессе поступательного развития их  духовной культуры;  ­ вклад выдающихся врачей мира,  определивших судьбы медицинской  науки и врачебной деятельности в  истории человечества.  Уметь: ­анализировать   исторический   материал и   ориентироваться   в   историческом процессе   поступательного   развития врачевания   и   медицины   от   истоков   до современности;  ­понимать логику и закономерности  развития медицинской мысли и  деятельности на различных этапах  истории человечества и применять эти  знания в своей практике;  ­грамотно вести научную дискуссию по  контроля и оценки результатов Оценка  правильности  ответа, полноты  изложения, умения  рассуждать. Анализ выполнения  заданий  для  самостоятельной  работы. Оценка результатов  выполнения  творческих заданий. Оценка уровня  информационно­ коммуникативной  культуры. 16 важнейшим вопросам общей истории  медицины. 17 5. Содержание дисциплины:  5.1.   Разделы   дисциплины   и   междисциплинарные   связи   с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами №№ разделов данной дисциплины, необходимых  для изучения обеспечиваемых (последующих)  1 2 3 4 5 6 7 8 дисциплин 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наименовани е обеспечиваем ых (последующи х) дисциплин психология  терапия оперативная  хирургия акушерство профилактика заболеваний патологическа я анатомия  № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 5.2. Разделы дисциплин и виды занятий №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов, тем занятий Раздел I. ВВЕДЕНИЕ Тема 1. История медицины как наука и предмет.  Врачевание в период первобытного общества Раздел II. МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО МИРА Тема 2. Развитие медицины в Древнем Египте Тема 3. Медицина в Древней Месопотамии (Шумер,  Вавилон, Ассирия) Тема 4. Развитие Медицины в Древней Индии Тема 5. Развитие медицины в Древнем Китае Раздел III. ВРАЧЕВАНИЕ И МЕДИЦИНА  АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ Тема 6. Развитие медицины в Древней Греции Тема 7. Развитие медицины в Древнем Риме Раздел IV. МЕДИЦИНА В СРЕДНИЕ ВЕКА Тема 8. Развитие медицины в Византийской империи Тема 9. Медицина в Западной Европе в эпоху  + + + + + . с а ч   , я и т я н а з   е и к с е ч и т е р о е Т 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 6 2 2 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + . с а ч   , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0   е и к с е ч и т к а р п ­ о н р о т а р о б а Л . с а ч   , я и т я н а з   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С . с а ч   , я с о г е щ ю а ч у б о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 1 0 0 1 2 1 1 2 0 0 18 Наименование разделов, тем занятий №  п/п 10. 11. 12. 13. 14. Возрождения Тема 10. Медицина в Киевской Руси и Московском  государстве Тема 11. Медицина народов Востока Раздел V. МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ Тема 12. Медицина в Западной Европе в XVIII­XIX веках Тема 13. Медицинское дело и медицинское образование в  России в XVIII веке Тема 14 Медицина в России в XIX веке Раздел VI. МЕДИЦИНА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ Тема 15. Развитие медицины в России в XX веке Тема 16. Общественная медицина в Новой Истории Тема 17. Нобелевские премии в области медицины Итоговое занятие 15. 16. 17. 18. Итого за 2 семестр . с а ч   , я и т я н а з   е и к с е ч и т е р о е Т 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 20 . с а ч   , я и т я н а з   е и к с р а н и м е С 0 2 6 2 2 2 8 2 2 2 2 16   е и к с е ч и т к а р п ­ о н р о т а р о б а Л . с а ч   , я и т я н а з   а т о б а р   я а н ь л е т я о т с о м а С . с а ч   , я с о г е щ ю а ч у б о 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 3 1 1 1 0 0 0 0 0 9 Лабораторные работы ­ не предусмотрены Практические занятия (семинары) – предусмотрены (16 часов) Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В соответствии с требованиями ФГОС СПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода программа предусматривает широкое использование   в   учебном   процессе   активных   и   интерактивных   форм проведения   занятий   (компьютерных   разработок   т.п.)   в   сочетании   с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.  В рамках учебного курса предусмотрены встречи с работниками музея, здравоохранения города.  19 Примерная тематика реферативных работ  1. История образования Московского государства (XV­XVII вв) 2. Первые доктора медицины из славян 3. История   жизни   Абу   Али     ибн   Сины­ученого   –   энциклопедиста Средневекового Востока 4. Классические   трактаты   о   лекарственных   средствах   средневекового Китая 5. Тибетская медицина 6. Авиценна.Три орудия есть у врача – слово, растение, нож 7. Развитие клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн) 8. Ч.Дарвин. Теория эволюции органического мира 9. Г.Мендель. Учение о наследственной изменчивости 10. Н.Тюльп и Ф.Рюйш – представители крупнейшей анатомической школы Лейденского университета 11. Становление общественной медицины 12. Зарождение демографической статистики 13. М.В. Ломоносов. О размножении и сохранении российского народа 14. Становление профессиональной патологи 15. Земская медицина в России 16. Становление экспериментальной гигиены 17. Передовые черты отечественной терапии II половины XIX века (С.П.Боткин. Г.А.Захарьин. А.А.Остроумов.) 18. Хирургия.   И.Ф.Земмельвеис.   Д.Листер.   Т.Бильрот.   Т.Кохер. Н.В.Склифосовский 19.Н.А.Семашко – первый нарком здравоохранения 20.И.П.Павлов – первый физиолог мира 21.Н.Н.Бурденко – первый президент АМН СССР 22.Развитие   отечественной   медицины   в   годы   Великой   Отечественной войны 23.Проведенные фундаментальные исследования в сердечно – сосудистой хирургии,   травматологии   и ортопедии,   акушерстве   и   гинекологии   в   рамках   целевой   программы «Медицина высоких технологий» (1990­2017 гг)   трансплантологии,   нейрохирургии, 24. История   педиатрии   (например,   отдельных   ее   направлений   или выдающихся представителей).  25. Становление и развитие гигиены (или одного из ее направлений) 26. История   зубоврачевания   и   стоматологии   (или   вклад   выдающихся ученых в их развитие) 27. История военной медицины. Героизм военных медиков 28. Не врачи – в медицине (одна из биографий) 20 29. История развития медицины и здравоохранения в Вологодской области и в городе Череповце 21

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело

Рабочая программа ОП.14 История медицины_Сестринское дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2019