Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации»,
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноорловская средняя общеобразовательная школа», утвержденный приказом от 31.08.2015г. №89
Общая характеристика учебного предмета
«Основы светской этики»
Основная цель предмета «Основы светской этики»:
-формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
-знакомить учащихся с основами мировых культур и светской этики;
- развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали и формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры;
- развивать способности к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.
Реализация учебного предмета «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.
В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.
Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в учебном предмете «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:
1. Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.
Данный предмет своим богатым содержанием и возможностями по развитию общих умений и навыков исследовательского поиска позволяет активизировать познавательную деятельность, решать творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, формировать культуру мышления: например, исследовать семейные традиции, решать задачи творческого типа.
2. Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта - это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.
Этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание должны составить фундамент становления правовой культуры учащихся.
Формы и методы преподавания учебного предмета «Основы светской этики»
Преподавание курса «Основы светской этики» предусматривает органическое сочетание чтения, этико-правовых, морально-нравственных бесед с занятиями, проводимыми в форме игр. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности в воспитании школьников, которому отводится главная роль в обучении. Необходимо, чтобы учащиеся приобрели опыт гуманных отношений, сочувствия, взаимопонимания, ответственности перед другими, почувствовали удовлетворении и радость от своих добрых дел и поступков.
Усвоение детьми конкретных правил поведения, этики требует не только получения информации об этих правилах, нормах, законах, но и тренировки их выполнения, проигрывания конкретных жизненных ситуаций, которые ставят их перед выбором способов поведения, отношения.
В целом диалоговое общение, коллективная деятельность на уроке, работа в парах и группах создают условия для накопления учащимися собственного, индивидуального социального опыта, так необходимого сегодня для интеграции в окружающий их мир, помогая школьникам осмыслить, прочувствовать, ощутить то, о чем говорится в классе.
Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане
Предмет «Основы светской этики» изучается в обязательной части учебного плана как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств исредств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;
-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Планируемые результаты освоения учебной программы
Раздел 1. Введение в предмет. Учащиеся узнают: Что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия. Какие «вечные вопросы» волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой. Какое значение имеют мораль и нравственность в жизни человека. Какиетрадиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражения в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.
Учащиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.
Раздел 2. Человек и мир. Учащиеся узнают: Какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается суть его учения о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».
Учащиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.
Раздел 3. Человек в мире людей. Учащиеся узнают: Что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикета и почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственной основе иудаизма, христианства и ислама.
Учащиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.
Раздел 4. Твой нравственный выбор. Учащиеся узнают: Что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.
Учащиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий учащиеся получат возможность совершенствовать:
- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
В области коммуникативных общих учебных действий учащиеся получат возможность:
- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.
В области регулятивных общих учебных действий учащиеся получать возможность:
- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализациина основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В области личностных общих учебных действий учащиеся получат возможность:
- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;
- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развить этические чувства как регулятор морального поведения;
- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;
- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности учащихся.
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
|
Введение в предмет |
6 |
|
1 |
Знакомство с основами религиозной культуры. Религии мира. |
1 |
Знакомство с религиозными культурами мира, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; структурирование и переработка информации. |
2 |
«Россия – наша Родина»
|
1 |
смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; |
3 |
«Мудрость, собранная веками» |
1 |
осмысление, оценка и ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
4 |
«Этика. Мораль. Нравственность » |
1 |
работа со словарем; осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
5 |
«Этика в древности. Мифы, сказки, легенды» |
1 |
осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; выборочный пересказ; написание творческой работы.
|
6 |
«Этика Древней Руси» |
1 |
словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; подготовка сообщений. |
|
Человек и мир |
8 |
|
7 |
«Добро и зло» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
8 |
«Добродетели и пороки» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
9 |
«Добродетели благородства и справедливости» |
1 |
словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
10 |
«Смысл и ценность жизни» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
11 |
«Ценность человеческой жизни» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
12 |
«Человеческая жизнь как высшая ценность» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
13 |
«Для чего живет человек» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы. |
14 |
«Совесть» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
Человек в мире людей
|
|
|
15 |
«Толерантность» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами взаимоотношений представителей разных религиозных культур; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. |
16 |
«Человек в семье» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы. |
17 |
«О дружбе» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом. |
18 |
«Этикет» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
19 |
«Милосердие и благотворительность» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами из разных религиозных культур; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
20 |
«Януш Корчак – врач, писатель, педагог» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
21 |
«В жизни всегда есть место подвигу» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
22 |
«Свобода и ответственность» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
23 |
«Заповеди – нравственные законы» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении заповедей из разных религиозных культур, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом. |
24 |
«Заповеди любви» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
25 |
«Еще о законах человеческого общежития» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов, касающиеся разных религиозных культур; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
Твой нравственный выбор |
|
|
26 |
«Духовные ценности» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа на примерах из мировых религиозных культур |
27 |
«О самосовершенствовании» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
28 |
«Этика для себя» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; творческая работа.
|
29 |
«Твои права или Конвенция о правах ребенка» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
30 |
«Что должны знать дети о правах и законе» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; |
31 |
«Твой багаж в дорогу жизни» |
|
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
32 |
Выступление учащихся со своими творческими работами «Что такое этика?» |
|
Творческая работа. Монологическое высказывание. |
33 |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к людям», « Мое отношение к России». |
|
Аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
34 |
Презентация проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». |
|
Аргументированное представление своей точки зрения на основе знания основ религиозных культур; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
Итого |
|
34 |
|
Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Раздел 1. Введение в предмет (6ч)
Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».
Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.
Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.
Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.
Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.
Раздел 2. Человек и мир (8ч)
Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.
Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.
Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».
Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.
Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.
Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.
Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».
Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.
Раздел 3. Человек в мире людей (11ч)
Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.
Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.
Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.
Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.
Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.
Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.
Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.
Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.
Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.
Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.
Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.
Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.
Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.
Раздел 4. Твой нравственный выбор (9ч)
Духовные ценности и их значение в жизни людей.
Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.
Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.
Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.
Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.
Основные термины и понятия курса:
Благородство, благопристойность, благотворительность; взаимопонимание, воля; героизм, гуманность, гуманизм; добро, добродетель, доброта, достоинство, дружба, духовность; жизнь; закон, заповедь, здоровье, зло; истина; конфликт, красота; любовь; милосердие, мораль, мотив, мудрость, мыслитель, мысль; награда, норма, нравственность; общежитие, обязанность, ответственность; память, патриот, патриотизм, подвиг, правило, право, притча, порок, поступок, потомки, предки; разум, Родина, Россия; свобода, семья; самосовершенствование, совесть, сострадание, спор, справедливость; терпимость, толерантность, труд; уважение; философия, философ; ценность; этика, этикет.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
№ |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Нормативные документы |
||||
2 |
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы |
А.Я. Данилюк. |
Просвещение |
2010 |
Учебно-методическая литература |
||||
1 |
Учебник «Основы светской этики». 4-5 класс. |
А.Я. Данилюк. |
Просвещение |
2012 |
|
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. |
Под ред. В. А. Тишкова. |
Просвещение |
2012 |
Справочная литература |
||||
1 |
Толковый словарь русского языка |
С. И. Ожегов |
Просвещение |
2003 |
2 |
Фразеологический словарь русского языка |
А. А. Войнова |
Москва |
1967 |
3 |
Толковый словарь русского языка |
В. И. Даль |
АСТ |
2001 |
4 |
Мифология древней Руси |
А. Н. Афанасьев |
Эксмо |
2005 |
5 |
Пословицы русского народа |
В. И. Даль |
Эксмо |
2006 |
Дидактические материалы |
||||
1 |
Опорные карточки по темам. |
|
|
|
Цифровые образовательные ресурсы |
||||
№ |
Название, ссылка |
Вид |
||
1 |
Золотое правило нравственности. |
Презентация |
||
2 |
Религии мира. |
Презентация |
||
3 |
Россия – наша Родина. |
Презентация |
||
4 |
Добро и зло. |
Презентация |
||
5 |
Совесть. |
Презентация |
||
6 |
Идеал нравственности. |
Презентация |
||
7 |
Добродетели и пороки. |
Презентация |
||
8 |
Человеческая жизнь как высшая ценность |
Презентация |
||
9 |
Толерантность |
Презентация |
||
10 |
О дружбе |
Презентация |
||
11 |
Этикет |
Презентация |
||
12 |
Духовные ценности |
Презентация |
||
13 |
Этика. Мораль. Нравственность. |
Презентация |
||
Технические средства обучения |
||||
1 |
Интерактивная доска |
|||
2 |
Мультимедийный компьютер |
|||
3 |
Проектор |
|||
4 |
Акустическая система (колонки) |
Календарно-тематическое планирование курса.
№ п/п |
Раздел Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Дата |
Примечаниия |
|
Введение в предмет |
6 |
|
|
|
1 |
Знакомство с основами религиозной культуры. Религии мира. |
1 |
Знакомство с религиозными культурами мира, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; структурирование и переработка информации. |
|
|
2 |
«Россия – наша Родина»
|
1 |
смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; |
|
|
3 |
«Мудрость, собранная веками» |
1 |
осмысление, оценка и ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
|
|
4 |
«Этика. Мораль. Нравственность » |
1 |
работа со словарем; осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
5 |
«Этика в древности. Мифы, сказки, легенды» |
1 |
осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; выборочный пересказ; написание творческой работы.
|
|
|
6 |
«Этика Древней Руси» |
1 |
словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; подготовка сообщений. |
|
|
|
Человек и мир |
8 |
|
|
|
7 |
«Добро и зло» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
8 |
«Добродетели и пороки» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
9 |
«Добродетели благородства и справедливости» |
1 |
словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
10 |
«Смысл и ценность жизни» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
11 |
«Ценность человеческой жизни» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
12 |
«Человеческая жизнь как высшая ценность» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
13 |
«Для чего живет человек» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы. |
|
|
14 |
«Совесть» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения. |
|
|
|
Человек в мире людей
|
11 |
|
|
|
15 |
«Толерантность» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы. |
|
|
16 |
«Человек в семье» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы. |
|
|
17 |
«О дружбе» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом. |
|
|
18 |
«Этикет» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
|
|
19 |
«Милосердие и благотворительность» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
|
|
20 |
«Януш Корчак – врач, писатель, педагог» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
|
21 |
«В жизни всегда есть место подвигу» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
|
|
22 |
«Свобода и ответственность» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
|
|
23 |
«Заповеди – нравственные законы» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом. |
|
|
24 |
«Заповеди любви» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
|
25 |
«Еще о законах человеческого общежития» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
|
|
Твой нравственный выбор |
9 |
|
|
|
26 |
«Духовные ценности» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
|
27 |
«О самосовершенствовании» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения. |
|
|
28 |
«Этика для себя» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; творческая работа.
|
|
|
29 |
«Твои права или Конвенция о правах ребенка» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
|
|
30 |
«Что должны знать дети о правах и законе» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; |
|
|
31 |
«Твой багаж в дорогу жизни» |
1 |
ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа. |
|
|
32 |
Выступление учащихся со своими творческими работами «Что такое этика?» |
1 |
Творческая работа. Монологическое высказывание. |
|
|
33 |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к людям», « Мое отношение к России». |
1 |
Аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
|
|
34 |
Презентация проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». |
1 |
Аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации. |
|
|
Итого |
|
34 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.