Рабочая программа "Орксэ. Модуль светская этика" (4 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа "Орксэ. Модуль светская этика" (4 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
4 кл
14.02.2017
Рабочая программа "Орксэ. Модуль светская этика" (4 класс)
Особую роль в современном образовательном процессе играет нравственное воспитание. Именно эту функцию выполняют уроки ОРКСЭ в школе. Для тех, кто выбрал модуль «Светская этика» разработана эта рабочая программа. Программа знакомит учащихся с основами мировых культур и нормами поведения в обществе. Основные понятия, изучаемые в курсе «Светская этика»: добро и зло, справедливость, дружба, альтруизм, совесть, толерантность – это непреходящие жизненные ценности, без которых человека нельзя назвать человеком. Большое место отведено семье, как одной из самых важных составляющих человеческой жизни. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
ОРКСЭ.docx

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноорловская средняя общеобразовательная школа», утвержденный приказом от 31.08.2015г. №89

                            Общая характеристика учебного предмета

«Основы светской этики»

Основная цель предмета «Основы светской этики»:

-формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

-знакомить учащихся с основами мировых культур и светской этики;

- развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали и формировать ценностно-смысловые  мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры;

- развивать способности  к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При изучении предмета реализуется системно-деятельностный подход, который предполагает: социализацию школьников, воспитание у них гражданственности и патриотизма, гражданской идентичности, формирование положительных и конструктивных качеств личности, воспитание уважения к многонациональному, поликультурному и поликонфессиональному составу российского общества.

Реализация учебного предмета  «Основы светской этики» имеет ряд особенностей, влияющих на организацию и проведение уроков и других форм образовательного процесса.

В содержании реализуется высокий потенциал межпредметных связей, в значительной степени опирающихся на социальную практику и жизненный опыт учащихся, и позволяющих рассматривать актуальные ситуации повседневной жизни.

Через систему заданий, нацеленных на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование уверенности в своих силах и в то же время на постоянную самооценку и самоконтроль своей деятельности, реализуется деятельностный подход. Изучаемый материал обеспечивает создание ситуаций, которые проектируются с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность в учебном предмете «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка. В ее содержании можно выделить несколько аспектов:

1. Выработка новых знаний, формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ.

Данный предмет своим богатым содержанием и возможностями по развитию общих умений и навыков исследовательского поиска позволяет активизировать познавательную деятельность, решать творческие, исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, формировать культуру мышления: например, исследовать семейные традиции, решать задачи творческого типа.

2. Проектирование - процесс разработки и создания проекта (прототип предполагаемого объекта), всегда ориентированного на практику. Реализация проекта - это решение реальной задачи, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, направленная на достижение результата, создание модели планируемого объекта.

Этическое образование и осуществляемое на его основе нравственное воспитание должны составить фундамент становления правовой культуры учащихся.

Формы и методы преподавания учебного предмета «Основы светской этики»

Преподавание курса «Основы светской этики» предусматривает органическое сочетание чтения, этико-правовых, морально-нравственных бесед с занятиями, проводимыми в форме игр. Такое сочетание определяется важной ролью практически ориентированной деятельности в воспитании школьников, которому отводится главная роль в обучении. Необходимо, чтобы учащиеся приобрели опыт гуманных отношений, сочувствия, взаимопонимания, ответственности перед другими, почувствовали удовлетворении и радость от своих добрых дел и поступков.

Усвоение детьми конкретных правил поведения, этики требует не только получения информации об этих правилах, нормах, законах, но и тренировки их выполнения, проигрывания конкретных жизненных ситуаций, которые ставят их перед выбором способов поведения, отношения.

В целом диалоговое общение, коллективная деятельность на уроке, работа в парах и группах создают условия для накопления учащимися собственного, индивидуального социального опыта, так необходимого сегодня для интеграции в окружающий их мир, помогая школьникам осмыслить, прочувствовать, ощутить то, о чем говорится в классе.

 

            Место предмета «Основы светской этики» в учебном плане

Предмет «Основы светской этики» изучается  в обязательной части учебного плана как модуль в предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4-ом классе (1 час в неделю, 34 часа).

 

 

                    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы светской этики» реализуются по направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы светской этики»

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств исредств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Раздел 1. Введение в предмет. Учащиеся узнают: Что такое философия и этика, что они изучают, на какие вопросы стремятся ответить. В чем и как выражается мудрость, накопленная человечеством за тысячелетия. Какие «вечные вопросы» волнуют человечество с древности и до нашего времени. Что такое мораль и нравственность, как они связаны с этикой. Какое значение имеют мораль и нравственность в жизни человека. Какиетрадиции отношения к Родине исторически существуют в российском обществе. Что такое «малая родина» и какую роль она играет в становлении человека. Какие этические правила нашли отражения в мифах, легендах и сказках разных народов. Какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси.

Учащиеся получат возможность научиться: применять понятия «этика», «мораль», «нравственность» для описания и анализа фактического материала; соотносить этические правила, содержащиеся в учебных и литературных текстах, с явлениями и фактами действительности; сопоставлять тексты на основе общих этических идей.

Раздел 2. Человек и мир. Учащиеся узнают: Какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» в разные эпохи и в разных культурах; как проявляются добро и зло в жизни человека. Что называется добродетелями и пороками, как они связаны с понятиями «добро» и «зло». Как добродетели и пороки влияют на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Кто такой Конфуций и в чем заключается суть его учения о добродетелях благородства и справедливости. Как в разные эпохи люди отвечают на вопрос о смысле жизни. Что такое ценности с точки зрения этики. Почему жизнь человека – это самая большая ценность. Чему учит этика буддизма и кто такой Будда. Что такое совесть и что значит «жить по совести».

Учащиеся получат возможность научиться: различать зло и добро и их проявления в жизни; оценивать с помощью этих понятий явления и факты действительности; различать добродетели и пороки, оценивать их значение в собственной жизни; применять полученные этические знания для самоанализа и самооценки.

Раздел 3. Человек в мире людей. Учащиеся узнают: Что такое толерантность и как проявляются в жизни уважительные отношения между людьми. Что такое конфликт и какие существуют способы разрешения конфликтных ситуаций. Какими этическими правилами регулируются отношения людей в семье. Какими этическими правилами регулируются дружеские отношения между людьми. Что такое этикет, какие существуют правила этикета и почему их необходимо соблюдать. Как поступать бескорыстно и в чем может проявляться сострадание к другому человеку. О том что такое нравственный выбор; как и почему люди его совершают. Что такое подвиг и во имя чего люди совершают подвиги. Кто из наших предков и современников достоин нашего уважения и памяти. Какие героические страницы нашей истории мы всегда должны помнить. Что означает свобода человека и за что человек несет ответственность. Что такое ответственность и в чем она может проявляться. Что такое заповеди и почему они являются нравственным законом для людей. О нравственной основе иудаизма, христианства и ислама.

Учащиеся получат возможность научиться: применять этические нормы в общении с другими людьми; применять этикетные нормы в повседневной жизни.

Раздел 4. Твой нравственный выбор. Учащиеся узнают: Что такое духовные ценности и какую роль они играют в жизни людей. Что такое самосовершенствование и что значит «работать над собой». Какие существуют права ребенка и как эти права защищаются Конституцией Российской Федерации.

Учащиеся получат возможность научиться: применять знания о правах ребенка в повседневной жизни; с помощью этических норм регулировать свое поведение; определять для себя перспективы личностного роста.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий учащиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий учащиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий учащиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализациина основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий учащиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности учащихся.

 

 

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

 

Введение в предмет

6

 

1

Знакомство с основами религиозной культуры. Религии мира.

1

Знакомство с религиозными культурами мира, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; структурирование и переработка информации.

2

«Россия – наша Родина»

 

1

смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения;

3

«Мудрость, собранная веками»

1

осмысление, оценка и ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

4

«Этика. Мораль. Нравственность »

1

работа со словарем; осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

5

«Этика в древности. Мифы, сказки, легенды»

1

осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; выборочный пересказ; написание творческой работы.

 

6

«Этика Древней Руси»

1

словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; подготовка сообщений.

 

Человек и мир

8

 

7

«Добро и зло»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

8

«Добродетели и пороки»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

9

«Добродетели благородства и справедливости»

1

словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

10

«Смысл и ценность жизни»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

11

«Ценность человеческой жизни»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

12

«Человеческая жизнь как высшая ценность»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

13

«Для чего живет человек»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы.

14

«Совесть»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

Человек в мире людей

 

 

 

15

«Толерантность»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами взаимоотношений представителей разных религиозных культур; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы.

16

«Человек в семье»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы.

17

«О дружбе»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом.

18

«Этикет»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

19

«Милосердие и благотворительность»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами из разных религиозных культур; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

20

«Януш Корчак – врач, писатель, педагог»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

21

«В жизни всегда есть место подвигу»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

22

«Свобода и ответственность»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

23

«Заповеди – нравственные законы»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении заповедей из разных религиозных культур, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом.

24

«Заповеди любви»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

25

«Еще о законах человеческого общежития»

 

ответы на учебные вопросы разных типов, касающиеся разных религиозных культур; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

Твой нравственный выбор

 

 

26

«Духовные ценности»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа на примерах из мировых религиозных культур

27

«О самосовершенствовании»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

28

«Этика для себя»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; творческая работа.

 

29

«Твои права или Конвенция о правах ребенка»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

30

«Что должны знать дети о правах и законе»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения;

31

«Твой багаж в дорогу жизни»

 

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

32

Выступление учащихся со своими творческими работами «Что такое этика?»

 

Творческая работа. Монологическое высказывание.

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к людям», « Мое отношение к России».

 

Аргументированное  представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

34

Презентация проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

 

Аргументированное  представление своей точки зрения на основе знания основ религиозных культур; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

Итого

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Раздел 1. Введение в предмет (6ч)

Россия – наша Родина. Отношение к Родине. «Малая родина».

Мудрость, собранная веками. Мудрость и истина. Притчи – источники мудрости. Басни Эзопа.

Этика. Мораль. Нравственность. Аристотель и Цицерон о морали и нравственности. Этические нормы и правила.

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды как источники первых этических представлений. Высказывания греческих, римских, египетских мудрецов о человеке и законах человеческого общежития; «законы Ману». Нравственное воспитание подрастающего поколения в Древней Греции.

Этические традиции Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. «Поучение» Серапиона Владимирского. Идеал человека в представлении древнерусских мыслителей.

Раздел 2. Человек и мир (8ч)

Добро и зло – основополагающие понятия этики. Проявления добра и зла в жизни и в душе человека. Качества и поступки, в которых проявляют себя добро и зло.

Добродетели и пороки. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные добродетели, их воспитание и развитие.

Добродетели благородства и справедливости. Учение Конфуция как этическая система. Гуманность и благопристойность. Понятия «благородный муж» и «низкий человек».

Смысл и ценность человеческой жизни. Ответы на вопрос о смысле жизни. Сохранение и поддержание жизни и здоровья – обязанность человека перед собою и обществом.

Представления о достойной жизни. Этическое учение Л.Н. Толстого.

Истинные и ложные ценности в жизни человека. Умение различать истинные и ложные ценности.

Совесть и ее значение для человека и его взаимоотношений с обществом. Совесть и стыд. Понятие «жить по совести».

Буддизм, нравственные основы буддийской религии. Будда.

Раздел 3. Человек в мире людей (11ч)

Терпимость и толерантность. Представления о многообразии человеческих типов, характеров, точек зрения, образа жизни. Представления о необходимости уважительного отношения между людьми. Конфликт и способы его разрешения этическими средствами.

Человек в семье. Значение семьи в жизни человека. Права и обязанности детей и родителей в семье. Этические основы семьи. Ценности, объединяющие семью.

Дружба и ее роль в жизни человека. Этические основы дружбы.

Любовь с точки зрения этики. Нравственные основы любви. Представления о любви как основе человеческой жизни.

Этикет. Представления об этикете и этикетные обычаи разных народов и в разные времена. Этикет в современном мире. Представления о необходимости соблюдения этикетных норм и правил.

Милосердие и благотворительность. Прощение как важная составляющая милосердия. Умение прощать и сострадать. Формы благотворительности. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире.

Свобода и ответственность. Личная свобода и ее границы. Ответственность человека за себя и других людей.

Нравственный выбор. Януш Корчак – врач, писатель, педагог.

Подвиг. Подвиги в военное и мирное время. Героические страницы в истории России. Государственные награды.

Заповеди как древнейший нравственный закон человеческой жизни. Содержание и этический смысл десяти заповедей.

Иудаизм, нравственные основы иудейской религии. Пророк Моисей.

Христианство, нравственные основы христианской религии. Иисус Христос и его учение.

Ислам, нравственные основы ислама. Пророк Мухаммад.

Раздел 4. Твой нравственный выбор (9ч)

Духовные ценности и их значение в жизни людей.

Самосовершенствование и его значение для развития человеческой личности. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.

Этика в повседневной жизни. Мотивы человеческих поступков. Золотое правило нравственности и его значение.

Представления о выборе жизненного пути, о нравственных и безнравственных поступках.

Права детей, Конвенция о правах ребенка. Права и обязанности. Знание прав и обязанностей как обязательное условие жизни человека в современном мире.

Основные термины и понятия курса:

Благородство, благопристойность, благотворительность; взаимопонимание, воля; героизм, гуманность, гуманизм; добро, добродетель, доброта, достоинство, дружба, духовность; жизнь; закон, заповедь, здоровье, зло; истина; конфликт, красота; любовь; милосердие, мораль, мотив, мудрость, мыслитель, мысль; награда, норма, нравственность; общежитие, обязанность, ответственность; память, патриот, патриотизм, подвиг, правило, право, притча, порок, поступок, потомки, предки; разум, Родина, Россия; свобода, семья; самосовершенствование, совесть, сострадание, спор, справедливость; терпимость, толерантность, труд; уважение; философия, философ; ценность; этика, этикет.

 

                 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

 

Название

Автор

Издательство

Год издания

            Нормативные документы

2

Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4–5 классы

А.Я. Данилюк.

Просвещение

2010

Учебно-методическая литература

1

Учебник «Основы светской этики». 4-5 класс.

А.Я. Данилюк.

Просвещение

2012

 

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.

Под ред. В. А. Тишкова.

Просвещение

2012

            Справочная литература

1

Толковый словарь русского языка

С. И. Ожегов

Просвещение

2003

2

Фразеологический словарь русского языка

А. А. Войнова

Москва

1967

3

Толковый словарь русского языка

В. И. Даль

АСТ

2001

4

Мифология древней Руси

А. Н. Афанасьев

Эксмо

2005

5

Пословицы русского народа

В. И. Даль

Эксмо

2006

            Дидактические материалы

1

Опорные карточки по темам.

 

 

 

            Цифровые образовательные ресурсы

Название, ссылка

Вид

1

Золотое правило нравственности.

Презентация

2

Религии мира.

Презентация

3

Россия – наша Родина.

Презентация

4

Добро и зло.

Презентация

5

Совесть.

Презентация

6

Идеал нравственности.

Презентация

7

Добродетели и пороки.

Презентация

8

Человеческая жизнь как высшая ценность

Презентация

9

Толерантность

Презентация

10

О дружбе

Презентация

11

Этикет

Презентация

12

Духовные ценности

Презентация

13

Этика. Мораль. Нравственность.

Презентация

            Технические средства обучения

1

Интерактивная доска

2

Мультимедийный компьютер

3

Проектор

4

Акустическая система (колонки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса.

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной

деятельности

Дата

Примечаниия

 

Введение в предмет

6

 

 

 

1

Знакомство с основами религиозной культуры. Религии мира.

1

Знакомство с религиозными культурами мира, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; структурирование и переработка информации.

 

 

2

«Россия – наша Родина»

 

1

смысловое чтение учебных и художественных текстов; извлечение и описание информации, наблюдение над информацией, структурирование и переработка информации; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения;

 

 

3

«Мудрость, собранная веками»

1

осмысление, оценка и ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

 

 

4

«Этика. Мораль. Нравственность »

1

работа со словарем; осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

5

«Этика в древности. Мифы, сказки, легенды»

1

осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; выборочный пересказ; написание творческой работы.

 

 

 

6

«Этика Древней Руси»

1

словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; подготовка сообщений.

 

 

 

Человек и мир

8

 

 

 

7

«Добро и зло»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

8

«Добродетели и пороки»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

9

«Добродетели благородства и справедливости»

1

словарная работа; ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

10

«Смысл и ценность жизни»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

11

«Ценность человеческой жизни»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

12

«Человеческая жизнь как высшая ценность»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

13

«Для чего живет человек»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы.

 

 

14

«Совесть»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения.

 

 

 

Человек в мире людей

 

11

 

 

 

15

«Толерантность»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; написание творческой работы.

 

 

16

«Человек в семье»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы.

 

 

17

«О дружбе»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом.

 

 

18

«Этикет»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

 

 

19

«Милосердие и благотворительность»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

 

 

20

«Януш Корчак – врач, писатель, педагог»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

 

21

«В жизни всегда есть место подвигу»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

 

 

22

«Свобода и ответственность»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

 

 

23

«Заповеди – нравственные законы»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; работа с иллюстративным материалом.

 

 

24

«Заповеди любви»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

 

25

«Еще о законах человеческого общежития»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

 

 

Твой нравственный выбор

9

 

 

 

26

«Духовные ценности»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

 

27

«О самосовершенствовании»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения.

 

 

28

«Этика для себя»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения; творческая работа.

 

 

 

29

«Твои права или Конвенция о правах ребенка»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

 

 

30

«Что должны знать дети о правах и законе»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей их оптимального разрешения;

 

 

31

«Твой багаж в дорогу жизни»

1

ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа.

 

 

32

Выступление учащихся со своими творческими работами «Что такое этика?»

1

Творческая работа. Монологическое высказывание.

 

 

33

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к людям», « Мое отношение к России».

1

Аргументированное  представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

 

 

34

Презентация проектов на тему: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

1

Аргументированное  представление своей точки зрения; участие в выполнении мини-проекта и его презентации.

 

 

Итого

 

34

 

 

 

 


 

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов: -

Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе нормативных правовых документов: -

УУД учащихся. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в учебном предмете «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития…

УУД учащихся. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в учебном предмете «Основы светской этики» осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, направленности на создание условий для раскрытия и развития…

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; - формирование умений планировать, контролировать…

Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения; - формирование умений планировать, контролировать…

Основы светской этики»; -формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры…

Основы светской этики»; -формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры…

Что такое ответственность и в чем она может проявляться

Что такое ответственность и в чем она может проявляться

В области личностных общих учебных действий учащиеся получат возможность: - формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою

В области личностных общих учебных действий учащиеся получат возможность: - формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою

Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности учащихся

Учебно-тематический план с определением основных видов деятельности учащихся

Добродетели и пороки» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения

Добродетели и пороки» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения

Милосердие и благотворительность» ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами из разных религиозных культур;…

Милосердие и благотворительность» ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения с примерами из разных религиозных культур;…

О самосовершенствовании» ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей…

О самосовершенствовании» ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей…

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Дружба и ее роль в жизни человека

Дружба и ее роль в жизни человека

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

О дружбе Презентация 11

О дружбе Презентация 11

Календарно-тематическое планирование курса

Календарно-тематическое планирование курса

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды» 1 осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных…

Этика в древности. Мифы, сказки, легенды» 1 осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц3; ответы на учебные вопросы разных…

Смысл и ценность жизни» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения

Смысл и ценность жизни» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения

Человек в семье» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы

Человек в семье» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; написание творческой работы

Свобода и ответственность» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск…

Свобода и ответственность» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск…

О самосовершенствовании» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей…

О самосовершенствовании» 1ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; игровая имитация проблемных ситуаций и поиск путей…

Твой багаж в дорогу жизни» 1 ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа

Твой багаж в дорогу жизни» 1 ответы на учебные вопросы разных типов; участие в беседе и обсуждении, аргументированное представление своей точки зрения; творческая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017