Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс"

Оценка 4.6
Документация
pdf
ОБЗР
7 кл
22.10.2018
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс"
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» разработана в соответствии с требованиями: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2. Образовательной программы основного общего образования МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа». Программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под редакцией .А.Т.Смирнова; -4-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2015/.
РП ЮИД 2018 - копия.pdf

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»  разработана в соответствии с требованиями: 

1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  

2.  Образовательной программы основного общего образования МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа».

3.  Учебного плана МОУ « Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.

Программа ориентирована на использование учебника:

Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под  редакцией .А.Т.Смирнова; -4-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2015/.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы была достигнута цель:  

-научить учащихся действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (на улице, дома, в школе, в общественных зданиях). 

-развить способности предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие;  -приобретать навыки аналитического поведения в жизненно опасных ситуациях. 

Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как: 

-  формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; 

-  формирование индивидуальной системы здорового образа жизни; 

-  выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению  Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»

Общая характеристика учебного предмета Содержание курса определяется следующими основными содержательными линиями:                                    -иметь необходимые знания правил обеспечения безопасности при активном отдыхе на природе; 

-правильно оценить ситуацию и принять меры по обеспечению личной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта; 

-иметь необходимые знания по организации туристических походов; 

-обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта; 

-пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана); 

-предупреждение травматизма в школьном возрасте; 

-иметь знания по оказанию первой медицинской помощи; по основам здорового образа жизни; 

-изучить основные правила безопасного поведения человека при автономном существовании в природной среде. 

Учебные темы распределены с учетом возраста учащихся. Все эти знания должны помочь школьникам в обеспечении сохранности жизни и здоровья. 

-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; 

-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учѐтом своих возможностей; 

-формирование у учащихся антиэкстремисткого и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков. 

Описание места учебного предмета

 В соответствии с учебным планом МОУ ««Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год на изучения предмета

ОБЖ выделено 35 часов в год ( 1 час в неделю)

 Данная учебная программа ориентирована на использование учебника А.Т. Смирнов Б.О. Хренников, ОБЖ 7 класс: учебник- А.Т. Смирнов Б.О. Хренников, - Москва: «Просвещение», 2015.).  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «ОБЖ»

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. 

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек 

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. 

Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви. 

Ценность семьи– как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. 

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям. 

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. 

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,

сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. 

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Количе ство часов

Контрольные работы

Практические работы

1

 

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

                                                           

24

Контрольный тест по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

 

2

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

 

 

3

Основы здорового образа жизни 

3

 

 

4

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 

4

 

1.                  Приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении

2.                  Приемы оказания первой помощи при ушибах и переломах

2. Транспортировка пострадавшего

5

Резервное время

2

Итоговый тест за курс 7 класса

 

 

Итого

35

2

3

 

Содержание учебного предмета

МОДУЛЬ I   Основы безопасности личности, общества и государства ( 28 часов)

Раздел 1-2.   Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 часа)

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Различные природные явления 

Общая характеристика природных явлений

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.  

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 

Защита населения от последствий землетрясений. 

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метереологического происхождения. 

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.  Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи. 

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения. 

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Защита населения от последствий наводнений

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. 

Сели и их характеристика. 

Защита населения от последствия селевых потоков

Цунами и их характеристика. 

Защита населения от цунами. Снежные лавины. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Защита населения от природных пожаров. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.  Эпизоотии и эпифитотии.

Раздел 3.  Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 часа)

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. МОДУЛЬ II.    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)

Раздел 4  Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Психологическая уравновешенность. 

Стресс и его влияние на человека.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи   Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. 

Общие правила оказания первой медицинской помощи. 

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

Общие правила транспортировки пострадавшего

Планируемые результаты изучения предмета Личностные результаты 

-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах; 

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; 

-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 

-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 

-развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 

-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 

-формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.  Метапредметные результаты 

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 

-умение соотносит свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения; 

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

-умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 

-освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание помощи пострадавшим; 

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. 

Предметные результаты 

-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера; 

-формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ; 

-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма; 

-формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 

-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 

-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 

-знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; 

-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС; 

-умение оказать первую помощь пострадавшим; 

-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; 

-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей  учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей Система оценки достижения планируемых результатов

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально возможного количества баллов.

4.Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов

 

Календарно- тематическое планирование

п/п

 Дата

 

Тема урока

Примерное домашнее задание

 

 

Модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» (28 часов)

 

 

Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 часа)

 

 

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа)

1

 

 

Различные природные явления

§1.1

Стр.6-8

2

 

 

Общая характеристика природных явлений

§1.2

Стр.9-15

3

 

 

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

§1.3

 Стр.15-21

 

 

 

Глава 2.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 часов)

4

 

 

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия

§2.1

Стр.22-29

5

 

 

Защита населения от последствий землетрясений

§2.2

Стр.30-35

6

 

 

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

§2.3

Стр.35-44

7

 

 

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

§2.4 

Стр.44-51

 

8

 

 

Последствия извержения вулканов. Защита населения

§2.5

Стр.51-57

9

 

 

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения

§2.6

Стр.58-33

 

                                                                                            Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 часа)

10

 

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

§3.1

Стр.67-74

11

 

Защита населения от последствий ураганов и бурь

§3.2

Стр.74-78

12

 

Смерчи

§3.3

Стр.79-83

                                                                   Глава 4.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов)

13

 

Наводнения. Виды наводнений и их причины

§4.1

Стр.84-89

14

 

Защита населения от последствий наводнений

§4.2

Стр.89-93

15

 

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения

§4.3

Стр.94-98

16

 

Сели и их характеристика

§4.4 Стр.98-101

17

 

Защита населения от последствий селевых потоков

§4.5

Стр.102-103

18

 

Цунами и их характеристика

§4.6

Стр.104-109

19

 

Защита населения от цунами

§4.7

Стр.109-113

20

 

Снежные лавины

§4.8

Стр.113-118

Глава 5. Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения (4 часа)

21

 

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

§5.1

Стр.119-124

22

 

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

§5.2

Стр.125-130

23

 

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

§5.3

Стр.131-139

24

 

Эпизоотии и эпифитотии

§5.4

Стр.140-143

                                                           Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации ( 2 часа)

Глава 6.Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 часа)

25

 

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

§6.1

Стр.144-154

26

 

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

§6.2

Стр.155-167

 

Модуль-2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

 

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 часа)

 

Глава 7.Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 часа)

27

 

Психологическая уравновешенность. 

§7.1

Стр.168-175

28

 

Стресс и его влияние на человека

§7.2

Стр.176-179

29

 

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

§7.3

Стр.180-182

 

Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

 

Глава 8.Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

30

 

Общие правила оказания первой помощи

§8.1

Стр.184-186

31

 

Оказание первой помощи при наружном кровотечении

§8.2

Стр.187-191

32

 

Оказание первой помощи при ушибах и переломах

§8.3

Стр.192-197

33

 

Общие правила транспортировки пострадавшего

§8.4

Стр.197-199

34

 

Контрольная работа за год

 

35

 

Анализ контрольной работы

 

 

  

 

 

 

Учебно- методические средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников– М.: Просвещение, 2015

Электронные пособия:      Азбука безопасности. Служба 01 г .Надым                                                                                                                            

Материально-технические средства                                                                                                                                                                                     

1.Печатные пособия – таблицы, плакаты                                                                                                                                                                                          

2.Учебно-практическое и лабораторное оборудование:                                                                                                                                                       

Приборы, приспособления: топографические карты                                                                                                                                                        Реактивы и материалы: аптечка для оказания ПМП, шины, носилки                                                                                                                     

3.Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, МФУ

Интернет-ресурсы Название сайта 

Электронный адрес                                                      

МЧС России 

http://www.emercom.gov.ru 

Министерство образования и науки РФ 

http://mon.gov.ru/ 

Русский образовательный портал 

http://www.gov.ed.ru 

Федеральный российский общеобразовательный портал 

http://www.school.edu.ru 

Журнал «Вестник образования» 

http://www.vestnik.edu.ru 

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 

http://festival.1september.ru

Личная безопасность 

http://personal-safety.redut-7.ru 

Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности 

http://www.alleng.ru 

Портал Всероссийской олимпиады школьников 

http://rusolymp.ru/ 

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности 

http://www.bezopasnost.edu66.ru 

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях 

http:// www.hardtime.ru 

Список литературы                                                                                                                                                                                                                  

1.Латчук В.А., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. М., Дрофа, 2004.                           

2.Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004                                                       3.Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы. М., Вентана-Граф, 2005.                               

4.Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ./ методическое пособие для учителей. М., Сфера, 2005.                                                  

5.Безопасность    человека в ЧС природного характера, 7 класс, Ярмоленко С. Л., Артём, 2002 год                                                                                        

6.Основы медицинских знаний, Бубнов В. Г., Москва, «АСТ-ЛТД».                                                                                                                            

7.Основы безопасности жизнедеятельности, методическое пособие для учителя (7-9 класс), Михайлов Л. А., Санкт-Петербург, «Специальная литература», 2011 год                                                                                                                                                                                                                

8.Школа выживания при аварийных и стихийных бедствиях, Ильин А. А., Москва, «Эксмо-пресс».                                                             

 

 

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности

Описание места учебного предмета

Описание места учебного предмета

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 24

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 24

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,…

ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности,…

ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; -знание и умение применять правила безопасного поведения…

ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; -знание и умение применять правила безопасного поведения…

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа) 1

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа) 1

Наводнения. Виды наводнений и их причины §4

Наводнения. Виды наводнений и их причины §4

Модуль-2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Модуль-2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

Безопасность человека в ЧС природного характера, 7 класс,

Безопасность человека в ЧС природного характера, 7 класс,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018