Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Образовательной программы основного общего образования МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа».
3. Учебного плана МОУ « Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебника:
Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под редакцией .А.Т.Смирнова; -4-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2015/.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы была достигнута цель:
-научить учащихся действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (на улице, дома, в школе, в общественных зданиях).
-развить способности предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие; -приобретать навыки аналитического поведения в жизненно опасных ситуациях.
Достижение этой цели обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению Общая характеристика учебного предмета «ОБЖ»
Общая характеристика учебного предмета Содержание курса определяется следующими основными содержательными линиями: -иметь необходимые знания правил обеспечения безопасности при активном отдыхе на природе;
-правильно оценить ситуацию и принять меры по обеспечению личной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации на различных видах транспорта;
-иметь необходимые знания по организации туристических походов;
-обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта;
-пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
-предупреждение травматизма в школьном возрасте;
-иметь знания по оказанию первой медицинской помощи; по основам здорового образа жизни;
-изучить основные правила безопасного поведения человека при автономном существовании в природной среде.
Учебные темы распределены с учетом возраста учащихся. Все эти знания должны помочь школьникам в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
-выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
-приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учѐтом своих возможностей;
-формирование у учащихся антиэкстремисткого и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом МОУ ««Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год на изучения предмета
ОБЖ выделено 35 часов в год ( 1 час в неделю)
Данная учебная программа ориентирована на использование учебника А.Т. Смирнов Б.О. Хренников, ОБЖ 7 класс: учебник- А.Т. Смирнов Б.О. Хренников, - Москва: «Просвещение», 2015.). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «ОБЖ»
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи– как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
№ п/п |
Тема раздела |
Количе ство часов |
Контрольные работы |
Практические работы |
1
|
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
|
24 |
Контрольный тест по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» |
|
2 |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
2 |
|
|
3 |
Основы здорового образа жизни |
3 |
|
|
4 |
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
4 |
|
1. Приемы оказания первой помощи при наружном кровотечении 2. Приемы оказания первой помощи при ушибах и переломах 2. Транспортировка пострадавшего |
5 |
Резервное время |
2 |
Итоговый тест за курс 7 класса |
|
|
Итого |
35 |
2 |
3 |
МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства ( 28 часов)
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 часа)
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Различные природные явления
Общая характеристика природных явлений
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения.
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.
Защита населения от последствий землетрясений.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на земле, извержения вулканов.
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метереологического происхождения.
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения.
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
Защита населения от последствий наводнений
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика.
Защита населения от последствия селевых потоков
Цунами и их характеристика.
Защита населения от цунами. Снежные лавины. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. Защита населения от природных пожаров. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 часа)
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.
Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения. МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 часов)
Раздел 4 Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Психологическая уравновешенность.
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах
Общие правила транспортировки пострадавшего
Планируемые результаты изучения предмета Личностные результаты
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносит свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание помощи пострадавшим;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Предметные результаты
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
-формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ;
-понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;
-формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС;
-умение оказать первую помощь пострадавшим;
-умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей Система оценки достижения планируемых результатов
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1.Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2.Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3.Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально возможного количества баллов.
4.Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов
№ п/п |
Дата |
|
Тема урока |
Примерное домашнее задание |
|
|
Модуль 1 «Основы безопасности личности, общества и государства» (28 часов) |
||
|
|
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (24 часа) |
||
|
|
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера (3 часа) |
||
1 |
|
|
Различные природные явления |
§1.1 Стр.6-8 |
2 |
|
|
Общая характеристика природных явлений |
§1.2 Стр.9-15 |
3 |
|
|
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера |
§1.3 Стр.15-21
|
|
|
Глава 2.Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 часов) |
||
4 |
|
|
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия |
§2.1 Стр.22-29 |
5 |
|
|
Защита населения от последствий землетрясений |
§2.2 Стр.30-35 |
6 |
|
|
Правила безопасного поведения населения при землетрясении |
§2.3 Стр.35-44 |
7 |
|
|
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов |
§2.4 Стр.44-51
|
8 |
|
|
Последствия извержения вулканов. Защита населения |
§2.5 Стр.51-57 |
9 |
|
|
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения |
§2.6 Стр.58-33 |
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 часа) |
|||
10 |
|
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
§3.1 Стр.67-74 |
11 |
|
Защита населения от последствий ураганов и бурь |
§3.2 Стр.74-78 |
12 |
|
Смерчи |
§3.3 Стр.79-83 |
Глава 4.Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов) |
|||
13 |
|
Наводнения. Виды наводнений и их причины |
§4.1 Стр.84-89 |
14 |
|
Защита населения от последствий наводнений |
§4.2 Стр.89-93 |
15 |
|
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения |
§4.3 Стр.94-98 |
16 |
|
Сели и их характеристика |
§4.4 Стр.98-101 |
17 |
|
Защита населения от последствий селевых потоков |
§4.5 Стр.102-103 |
18 |
|
Цунами и их характеристика |
§4.6 Стр.104-109 |
19 |
|
Защита населения от цунами |
§4.7 Стр.109-113 |
20 |
|
Снежные лавины |
§4.8 Стр.113-118 |
Глава 5. Природные пожары и ЧС биолого-социального происхождения (4 часа) |
|||
21 |
|
Лесные и торфяные пожары и их характеристика |
§5.1 Стр.119-124 |
22 |
|
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения |
§5.2 Стр.125-130 |
23 |
|
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения |
§5.3 Стр.131-139 |
24 |
|
Эпизоотии и эпифитотии |
§5.4 Стр.140-143 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации ( 2 часа) |
|||
Глава 6.Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 часа) |
|||
25 |
|
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность |
§6.1 Стр.144-154 |
26 |
|
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения |
§6.2 Стр.155-167 |
|
Модуль-2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» |
||
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 часа) |
||
|
Глава 7.Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 часа) |
||
27 |
|
Психологическая уравновешенность. |
§7.1 Стр.168-175 |
28 |
|
Стресс и его влияние на человека |
§7.2 Стр.176-179 |
29 |
|
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
§7.3 Стр.180-182 |
|
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа) |
||
|
Глава 8.Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа) |
||
30 |
|
Общие правила оказания первой помощи |
§8.1 Стр.184-186 |
31 |
|
Оказание первой помощи при наружном кровотечении |
§8.2 Стр.187-191 |
32 |
|
Оказание первой помощи при ушибах и переломах |
§8.3 Стр.192-197 |
33 |
|
Общие правила транспортировки пострадавшего |
§8.4 Стр.197-199 |
34 |
|
Контрольная работа за год |
|
35 |
|
Анализ контрольной работы |
|
Учебно- методические средства обучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников– М.: Просвещение, 2015
Электронные пособия: Азбука безопасности. Служба 01 г .Надым
Материально-технические средства
1.Печатные пособия – таблицы, плакаты
2.Учебно-практическое и лабораторное оборудование:
Приборы, приспособления: топографические карты Реактивы и материалы: аптечка для оказания ПМП, шины, носилки
3.Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, МФУ
Интернет-ресурсы Название сайта |
Электронный адрес |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал |
http://www.school.edu.ru |
Журнал «Вестник образования» |
http://www.vestnik.edu.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» |
http://festival.1september.ru |
Личная безопасность |
http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников |
http://rusolymp.ru/ |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности |
http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях |
http:// www.hardtime.ru |
Список литературы
1.Латчук В.А., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. М., Дрофа, 2004.
2.Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 3.Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы. М., Вентана-Граф, 2005.
4.Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ./ методическое пособие для учителей. М., Сфера, 2005.
5.Безопасность человека в ЧС природного характера, 7 класс, Ярмоленко С. Л., Артём, 2002 год
6.Основы медицинских знаний, Бубнов В. Г., Москва, «АСТ-ЛТД».
7.Основы безопасности жизнедеятельности, методическое пособие для учителя (7-9 класс), Михайлов Л. А., Санкт-Петербург, «Специальная литература», 2011 год
8.Школа выживания при аварийных и стихийных бедствиях, Ильин А. А., Москва, «Эксмо-пресс».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.