Рабочая программа: Основы проектно-исследовательской деятельности
Оценка 4.6

Рабочая программа: Основы проектно-исследовательской деятельности

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
05.01.2017
Рабочая программа: Основы проектно-исследовательской деятельности
Рабочая программа - курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 8 класса к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использоваться для школьников, проявляющих творческие способности и желающих совершенствовать свои навыки в какой-либо другой области с последующим предоставлением результатов на конкурсах различных уровней.
Основы проектно-исследовательской деятельности.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Д Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия

186181 Пудожский район д Авдеево д 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Основы проектно-исследовательской деятельности»

 

 

Класс    8

Учебный год: 2015- 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Адамонис Н.Н.

 преподаватель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности»  для 8 класса  составлена на 2015-2016 учебный год.

Общая характеристика элективного курса

      Курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 8 класса к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использоваться для школьников, проявляющих творческие способности и желающих совершенствовать свои навыки в какой-либо другой области с последующим предоставлением результатов на конкурсах различных уровней.

Содержание курса основано на формировании опыта творческой деятельности через выдвижение, формулирование и обосновывание цели (гипотезы, проблемы), планирование деятельности, осуществление сбора и анализа информации, выполнение технологических операций по изготовлению изделий, представление результатов, осуществление рефлексии. Структура программы курса соответствует логике последовательности работы над творческим проектом. Содержание проектной деятельности усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. Для того чтобы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта, в 8 классе учащиеся знакомятся с проектной деятельностью, этапами работы над проектом, содержанием этапов, требованиями к ним, выполняют учебный проект, оформляют пояснительную записку, представляют продукт проектирования. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт.

Цели и задачи курса 

Цель: создание условий для реализации знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процес­се обучения и практического применения проектных и исследовательских умений, профессиональное самоопределение.

Задачи:

·         освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении проектной деятельности; знаний об использовании методов творческой деятельности для решения поставленных задач;

·         овладение навыками работы в выбранной сфере деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании проекта;

·         развитие творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;

·         воспитание инициативности и творческого подхода; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе.

Самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся дает возможность более глубокого и личностно-значимого изучения материала , что повышает заинтересованность в овладении материалом курса биологии.

Кол-во учебных недель: 35

Кол-во часов в неделю: 1

Всего часов: 35

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание курса базируется на основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.

• Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
• Формирование знаний о структуре, содержании, этапах, методах исследовательской и проектной работ.
• Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

 Однако эти направления не выделяют в разделы курса, т.к. занятия призваны сопровождать научную работу школьника от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки докладов к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода научной работы.

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Содержательные линии

Планируемые результаты

 

 

Базовый уровень

           Повышенный уровень

 

Введение – 1 час

Цели и задачи курса. Содержание деятельности в процессе изучения курса. Учебное место, его организация.

        Проектирование в профессиональной деятельности. Творческая и исследовательская деятельность и творческий проект

 

 

Знать/понимать

Деятельность человека, ее виды. Творческая деятельность. Виды профессиональной деятельности, связанной с исследованиями и созданием проектов. Сущность технологических возможностей трудовой деятельности.

Знать/понимать

Инновационные продукты и технологии. Проектная деятельность, ее сущность и структура.

 

 

Организационно-подготовительный этап – 4 часов

Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения.     Пути поиска информации

Выбор модели проекта .

Оценка предложенных проектов.

Планирование работы над проектом

 

 

 

Технологический этап – 8 часов

 

Подготовительный этап:

подготовка рабочего места группы, согласно их направления.

Оформление пояснительной записки к проекту

Структура пояснительной записки. Требования к оформлению..

Оформление проектной записки(проектного альбома).Представление результатов проектной деятельности

 

Заключительный этап – 4 часа

Определение целей презентации. Формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Знать/понимать

цели проектирования. Источники научной и технической информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные и др.

 

Знать/понимать

обмен информацией, работа группе;распределение собранного материала;разработка общего плана и индивидуальных докладов;

 самостоятельная работа, проведение эксперимента;общие выводы по направлениям.

 

 

Знать/понимать

Критерии оценки творческого проекта. Порядок защиты проекта. Психологический аспект публичного выступления..

 

Знать/понимать

Методы сбора и систематизации информации. Оценка достоверности информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать/понимать

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности

 

 

 

 

Критерии оценивания проекта

 

 

1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично)

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Поста-новка проб-лемы

Названы причины, по которым приступили к работе над проектом.

Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации

Самостоятельно сформулировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией;

указывается на причины существова-ния проблемы.

Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации; указывается на возможные последствия существования проблемы;

называются субъекты, за-интересованные в решении проблемы.

 

Содержание

проекта

Нет логической

последовательности

в изложении

материала, были

допущены ошибки.

Отсутствуют

самостоятельные

исследования

учащихся. Нет

деятельности

учащихся,

связанной с

умениями находить,

описывать и

суммировать

информацию.

Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные

вопросы.

Самостоятельные

исследования учащихся не затрагивают

основополагающие

вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные

цели расплывчаты.

Материал изложен логично, между его частями сделаны плав-ные переходы. Само-стоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют осново-полагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте за-ставляет учащихся ана-лизировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы.

Намеченные цели изло-жены и частично поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагаю-щие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагаю-щими вопросами и вопросами темы учебной программы.

 

Целепола-

гание

Демонстрируется

понимание цели

проекта,

выработанной

совместно с

учителем;

-расставляются в

хронологической

последовательности

действия, которые

необходимо осуществить; описывается результат

Самостоятельно ставятся

задачи на основе цели,

сформулированной с

помощью учителя;

- характеризуется продукт

своей деятельности в

рамках проекта;

- контролируется

соблюдение

последовательности

действий.

Самостоятельно ставится цель проекта на основании проблемы; самостоятельно определяются шаги для решения задач на ос-нове общего подхода, выработанного совместно с учителем,

определяется внешняя потребность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты

Предлагается стратегия достижения цели;

анализируются необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта;

-корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов.

 

Ориги-наль-

ность

Проект выполнен,

главным образом,

на основе

минимального

набора материалов

и идей,

заимствованных из

ограниченного

количества

источников

информации.

Проект выполнен на

основе большой

коллекции материалов и

идей, заимствованных из разных

источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект харак-теризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализирован- ным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

Работа в группе

Роли между участ-никами проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, не-которые члены груп-пы вообще не рабо-тали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов

группы внесли свой вклад

в работу группы.

Работу над проектом в

равной мере

осуществляли все

члены группы.

Органи-зация

примене-ния

проекта в

школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены.

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы.

Описание учебного проекта отображает последовательность мероприятий по его внедрению, но не-которые аспекты непо-нятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать.

Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

 

Наименование раздела,

темы

 

8 класс

1

Введение

Вводное занятие

-

1

 

2

2.1

 

2.2

2.3

2.4

Организационно-подготовительный этап:

- Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения. Пути поиска информации

- Выбор модели проекта

- Планирование работы над проектом.

-Сбор информации

10

 

2

2

2

4

 

3

3.1

3.2

Технологический этап:

- создание проекта

- обоснование проекта

14

12

2

 

4

4.1

4.2

4.3

Заключительный этап:

- Оформление пояснительной записки к проекту

- Презентация результатов проектной деятельности

- Защита проекта. Подведение итогов

10

4

4

2

 

Всего часов за учебный год:

35

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов

Разделы учебной программы, темы уроков

Виды учебной деятельности

 

 

Введение

 

1

 

Вводное занятие

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

 

 

Организационно-подготовительный этап: 10

 

3

1

- Объект проектирования.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

4

1

Оценка возможностей для его выполнения. Пути поиска информации

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей.

5

2

- Выбор модели проекта

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

6

2

- Планирование работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта.

7

4

-Сбор информации

Уточнение планов деятельности. Сбор информации

8

12

Технологический этап: 14

- создание проекта

Выполняют исследова-ние и работают над проектом. Офор-мляют проект.

9

2

- обоснование проекта

Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

10

4

Заключительный этап:10

- Оформление пояснительной записки к проекту

Оформляют пояснительную записку к проекту

11

4

- Презентация результатов проектной деятельности

Демонстрация результата продукта работы над проектом.

12

2

- Защита проекта. Подведение итогов

Защищают проект. Участвуют в коллективной

оценке результатов

проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение :

Карта оценивания проекта

Класс_______

Ф.И. участников проекта _____________________________

 

Тема проекта ___________________________________________

____________________________________________________________

 

№ п/п

Параметры

Достигнутый результат

Оформление

Объем выполненной работы

Представление проекта

Ответы на вопросы

Научность

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

1

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Учащиеся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала оценки________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита-презентация проекта (технологическая карта проекта)

Познание, польза, помощь

1. Тема_______________________________________________________

2. Актуальность темы__________________________________________

3. Цель_______________________________________________________

4. Участники проекта __________________________________________

5. Класс______________________________________________________

6. Этапы выполнения проекта ___________________________________

7. Характеристика (вид проекта) ________________________________

8. Краткое содержание _________________________________________

9. Используемые средства, методы _______________________________

10. Проведенное исследование в рамках проекта ___________________

11. Форма представления, презентации ___________________________

12. Распределение обязанностей между участниками проекта ________

13. Практическая значимость проекта_____________________________

14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)._____

 

Возможные виды проектов :

* краткосрочный;

* среднесрочный;

* долгосрочный;

* межпредметный;

* внепредметный;

* индивидуальный;

* групповой;

* коллективный;

* творческий;

* исследовательский;

* информационный;

* игровой;

* практико-ориентированный;

* экологический;

* экономический;

*

 

 

Примерные темы проектов :

Изучение видового разнообразия грибов трутовиков лесного биоценоза

Огуречные секреты"

Живая вода - миф или реальность"

"Определение количества витамина С в лимоне"

Есть ли жизнь на Марсе

Лекарственные растения

 

 "Пауки – знакомые незнакомцы "

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990.
2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. 
С. 52.
4. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
6. «Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
7. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20.
8. Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М.: Просвещение, 1990.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
10. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
11. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
12. Стратегия модернизации российского школьного образования C:/Documents and Settings/User/Local Settings/Temporary Internet Files/Con-
tent.IE5/7W9U59AS/Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm 
13. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.
14. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой, 2006. № 4. С. 116–124.
15. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru

Дополнительная

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н.А. Лемезы. – Минск, 1998.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности» для 8 класса составлена на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Основы проектно-исследовательской деятельности» для 8 класса составлена на 2015-2016 учебный год

Всего часов: 35 По окончании изучения курса учащиеся должны знать: • основы методологии исследовательской и проектной деятельности; • структуру и правила оформления исследовательской и проектной…

Всего часов: 35 По окончании изучения курса учащиеся должны знать: • основы методологии исследовательской и проектной деятельности; • структуру и правила оформления исследовательской и проектной…

Содержание учебного предмета №

Содержание учебного предмета №

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом

Демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем; -расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат

Демонстрируется понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем; -расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат

Описание учеб ного проекта отображает п оследователь ность мероприятий по его внедрению, но не-которые аспекты непо- нятны

Описание учеб ного проекта отображает п оследователь ность мероприятий по его внедрению, но не-которые аспекты непо- нятны

Технологический этап: 14 - создание проекта

Технологический этап: 14 - создание проекта

Приложение : Карта оценивания проекта

Приложение : Карта оценивания проекта

Защита-презентация проекта (технологическая карта проекта)

Защита-презентация проекта (технологическая карта проекта)

Пауки – знакомые незнакомцы "

Пауки – знакомые незнакомцы "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017