I. Пояснительная записка
Рабочая программа для учащихся 4 классов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе:
- Федерального Закона от 27.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- поручения Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года;
- распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
- письма Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 года№ МД-942/03;
- письма Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности;
- программы курса к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс, автор-составитель: М.Т.Студеникин, М.: ООО «Русское слово», 2011 г.;
- Положения о создании рабочих программ по учебным предметам МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации
учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их
родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Изучение основ светской этики предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных ценностях.
Цель модуля:
· знакомство обучающихся с основами светской этики;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В преподавании «Основ духовно – нравственной культуры народов России. «Светская этика» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций учащихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов на завершающем этапе.
Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Объектами педагогического наблюдения, позволяющими оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса, являются следующие показатели:
1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)
2. когнитивный (нравственная позиция)
3.эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.
В условиях без отметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:
1. Низкий уровень
2. Средний уровень
3. Высокий уровень
Показатели |
Планируемые результаты образовательной деятельности |
||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Нравственные чувства |
Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения. |
Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные |
Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России. |
Нравственная позиция |
Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе. При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. |
Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики. |
Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п. |
Нравственное поведение |
В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки. |
Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания |
Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества. Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем. |
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития младших школьников, можно отнести:
1. «карту знаний» учащихся;
2. способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 1-5-х классов;
3. личные достижения учащихся и класса в целом;
4. самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
5. работу ученика в паре, малой группе детей;
6. заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
7. творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.
Формы фиксации достижений ученика:
1. «Листы самооценки» (оценочные листы) – для отражения личных оценочных суждений за каждое умение по предмету до и после выполнения определённого вида работы.
2. Анкета для изучения мнения родителей.
3. Анкета для изучения мнения учителя (карта наблюдений за учеником).
4. Анкеты для учащихся.
5. Тест
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по ОРКСЭ реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Студеникин, М. Т. Основы светской этики для 4 класса/М.Т. Студеникин. Учебное пособие.- М.: «Русское слово», 2011.
2. Студеникин, М.Т. Основы светской этики. 4класс/М.Т. Студеникин. Программа курса к учебнику «Основы светской этики».- М.: «Русское слово», 2011.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
В области формирования личностной культуры:
1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
2. укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
3. формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4. формирование основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
5. принятие учащимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
8. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
9. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
1. формирование основ российской гражданской идентичности;
2. пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
3. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
4. формирование патриотизма и гражданской солидарности;
5. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
6. укрепление доверия к другим людям;
7. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
8. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
9. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
1. формирование отношения к семье как основе российского общества;
2. формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
3. формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
4. знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе необходимо использовать электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Метод используется в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических текстов, а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:
· эвристические беседы;
· различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии и т.д.);
· учебные и социальные проекты;
· уроки-экскурсии;
· деловые и ролевые игры;
· практикумы;
· различные викторины и другие конкурсные события;
· творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др.
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (устные журналы, экскурсии, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов) . Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет ОРКСЭ согласно Учебному плану МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа» изучается в 4 – м классе в объеме 34 часов в год (1 час в неделю). Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование семейных ценностей;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Познавательные УУД
- овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Регулятивные УУД
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
V. Содержание программы
Введение
Народы России. Их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Гражданин России
Понятие гражданин и гражданство. Конституция – основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание Совет Федерации. Государственная дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Россия – Родина моя
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры
Этика и этикет.
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики
Вежливость.
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Добро и зло
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты
Дружба и порядочность.
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. честность, доброта, порядочность,
трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе
Честность и искренность.
Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов
Гордость и гордыня.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России
Обычаи и обряды русского народа
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.
Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России
Терпение и труд.
Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника
Семья.
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Семейные традиции.
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
Сердце матери.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет
Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России.
Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести
Защитники Отечества.
23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
VI. Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
1. |
Введение |
1 |
|
Работа с текстом и иллюстациями учебника, анализ мультфильма «Крошка Енот», прослушивание песни улыбка (стихи М.Пляцков-ского, музыка В.Шаинского) |
Дружелюбно относиться друг к другу, проявлять, культуру своего поведения |
Этика, этикет, светский |
|
Р: сохранять учебную цель П: строить простые рассуждения, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них К: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя |
2. |
Россия – Родина моя |
1 |
|
Просмотр презентации, прослушивание песни «С чего начинается Родина» (ст. М. Матусовского, муз. В. Баснера) работа с физической картой «Россия в XXI веке», с пословицами; заполнение таблицы |
Формирова-ние основ российской гражданской идентичнос-ти, чувства гордости за свою Родину |
Родина, Россия, патриотизм, националь-ность, раса; кто такие славяне; нравственностьдолг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонациона-льного народа России |
Показывать границы РФ на карте, объяснять происхож-дение названия Русь |
Р: принимать и сохранять учебную цель П: подбирать однокорен-ные слова, представлять информацию в виде таблицы, подбирать значения к словам К: участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя |
3-4 |
Этика и этикет |
2 |
|
Работа с учебником, ответы на |
Проявлять стремление к добрым |
этика, этикет, манеры, нравственность |
следовать правилам хорошего |
Р: формулировать цель учебной деятельности П: подбирать значения к
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
3-4 |
Этика и этикет |
2 |
|
вопросы, выполнение заданий, работа со словарём, со схемами, работа с карточками по определению значения слов, работа с иллюстрациями учебника, решение практических ситуаций проявления этикета |
делам и поступкам; ориентиро-ваться на этические требования в поведении и общении с людьми |
(мораль) |
тона |
словам, читать текст и отвечать на вопросы, извлекать информацию, представленную в схеме; находить информацию в словаре К: участвовать в диалоге, участвовать в работе группы соблюдая правила речевого этикета; высказывать свою точку зрения |
5-6 |
Вежливость |
2 |
|
Просмотр презентации, работа с таблицей, текстом учебника, работа с пословицами, инсценировка с цветами |
Соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; форми рование нравствен-ных пред-ставлений о вежливости |
Вежливость, уважение, тактичность, скромность |
Осознанно использовать слова вежливости в разных жизненный ситуациях |
Р: определять тему урока и формулировать цель учебной деятельности П: отвечать на вопросы учителя, находить информацию в учебнике, представлять информацию в виде схемы, самостоятельно делать выводы К: участвовать в дискус-сии, в работе группы соблюдая правила речево-го этикета; высказывать свою точку зрения |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
7-8 |
Добро и зло |
2 |
|
Определение терминов и понятий, работа с пословицами, работа в парах, художественное чтение стихов, практическая работа, прослушивание притчи В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек», песни «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова) |
Проявлять заботу о родных и близких, нуждающих-ся в помощи людях; проявлять стремление совершать добрые дела |
добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелатель-ность, бездушие |
выявлять элементы общечеловеческих ценностей |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком, делать выводы о прочитанном К: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи |
9-10 |
Дружба и порядочность |
2 |
|
Прослушивание песни «О дружбе» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), работа с таблицей, пословицами; практическая работа в парах |
Дружески общаться в коллективе, проявлять доброжелательность в классе, уважение друг к другу, избегать конфликтов, находить |
дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость ответствен-ность |
выявлять элементы общечеловеческих ценностей |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: объяснять смысл пословиц и поговорок; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы К: работа в парах; применение правил разговорной речи |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
9-10 |
Дружба и порядочность |
2 |
|
|
выход из спорных ситуаций относиться с пониманием к детям другой национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей |
|
|
|
11-12 |
Честность и искренность |
2 |
|
Инсценировка, работа в парах, составление схемы, отработка понятий, решение проблемных ситуаций, чтение стихов, этическая беседа по картине Ф.П. Решет-никова «Опять двойка», работа с пословицами и поговорками
|
Проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов |
честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон |
критически осмысливать свои поступки, оценивать позитивные качества личности |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: представлять информацию в виде схемы; объяснять смысл пословиц; анализ картины; отвечать на вопросы учителя, строить рассуждения на основе изученных понятий К: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, соблюдать нормы речевого этикета |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
13-14 |
Гордость и гордыня |
2 |
|
Просмотр презентации, работа в парах: выполнение заданий; составление схем, кроссворда, чтение стихов, работа с пословицами, иллюстрациями, ответы на вопросы. |
Проявлять порядоч-ность и скромность |
гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие |
проявлять гордость за поступки героев России |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: планировать свою работу, представлять информацию в виде схемы, составлять определения терминов и понятий (составлять кроссворд); извлекать информацию, представленную на иллюстрациях К: работать в паре, выразительное чтение стихотворений, |
15-16 |
Обычаи и обряды русского народа |
2 |
|
Просмотр презентации, работа текстом и иллюстра-циями учебника, |
Уважитель-ное отношение к традициям своего народа |
обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание |
|
Р: формулировать цель учебной деятельности оценивать учебн.действия П: пользоваться словарём, подбирать нужные пословицы и поговорки, соотносить рисунок с текстом, составлять план проекта, работать с разнообразными источниками информации К: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, защита проекта |
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
17-18 |
Терпение и труд |
2 |
|
Просмотр презентации; работа с анкетой; заполнение схем и таблиц, сообщения учащихся; чтение текста по ролям, выполнение практических заданий |
Бережно относиться к мате-риальным и духовным ценностям; формирова-ние умения и привычки проявлять заботу о своих родных и близких |
терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень |
Заниматься самообслужи-вающим трудом, выполнять порученное дело |
Р: формулировать цель учебной деятельности оценивать учебные действия П: давать определения понятий; делать выводы на основе текстов нравствен-ного содержания; представлять информацию в виде таблицы, схем; К: выразительное чтение произведений, ответы на вопросы учителя, оформлять свои мысли в устной и письменной речи (сообщения учащихся) |
19 |
Семья |
1 |
|
Просмотр презентации; прослушивание песни «Пётр и Февронья»; нравственная беседа по притче; работа в парах с пословицами; разгадывание кроссворда; решение практических ситуаций |
Формирова-ние уважи-тельного отношения к родителям, членам семьи, к близким людям |
род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане |
Проявлять взаимо-помощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребнос-тями членов семьи |
Р: формулировать цель учебной деятельности П: объяснять смысл пословиц и поговорок; формулировать определе-ние понятия; разгадыва-ние кроссворда; делать выводы на основе видеофрагмента, текста нравственного содержания К: ответы на вопросы учителя, защита творческой работы «Моя семья»
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
20-21 |
Родословная семьи |
2 |
|
Просмотр презентации; участие в диалоге; работа с учебником; составление и защита проекта «Моя родословная» |
Формирова-ние уважи-тельного отношения к родителям, членам семьи, к близким людям |
род, родословие, семья, фамилия, |
Проявлять взаимо-помощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребнос-тями членов семьи |
Р: формулировать цель учебной деятельности П: извлекать информация, представленную в различной форме (текст, рисунок, схема); отвечать на вопросы; составлять план проекта; отбирать нужные источники информации; представлять информацию, в т.ч. с помощью ИКТ К: участвовать в диалоге; защита проекта «Моя родословная» |
22-23 |
Семейные традиции |
2 |
|
Работа с таблицей; составление схемы; чтение текста учебника и ответы на вопросы; состав-ление и защита проекта «Традиции нашей семьи» |
Поддержи-вать дружеские взаимоотно-шения в семье |
традиция, семья, семейная этика, любовь, забота |
|
Р: формулировать цель учебной деятельности оценивать учебные действия П: находить информацию в учебнике; представлять информацию в виде схемы; отбирать нужные источники информации; представлять информацию, в т.ч. с помощью ИКТ К: участвовать в диалоге; защита проекта «Традиции нашей семьи»
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
24 |
Сердце матери |
1 |
|
Прослушивание и исполнение песни «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л.Ошанина, муз. А. Островского); работа с анкетой, схемами, таблицами; просмотр фрагмента видеофильма; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко» |
Проявлять вниматель-ное и уважитель-ное отношение к своим близким, к маме |
семья, любовь, счастье, забота, терпение |
|
Р: формулировать цель учебной деятельности П: находить информацию в учебнике; представлять информацию в виде схемы; делать выводы на основе текста нравственного содержания; К: выразительное чтение стихотворения; отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения |
25-26 |
Правила твоей жизни |
2 |
|
Обсуждение пословиц; работа в парах; решение жизненных ситуаций; выполнение практических заданий; состав-ление и защита проекта |
Выполнять требования соблюдения дисциплины, заниматься самообслу-живанием |
правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость |
обосновать поступок |
Р: формулировать цель
учебной деятельности; работать по плану
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
27-28 |
Праздники народов России |
2 |
|
Просмотр презентации; работа со словарём; работа с карточками; чтение текста учебника; заполнение таблицы; сообщения учащихся |
Проявлять чувство уважитель-ного, терпимого отношения к людям, к их религии |
праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение |
выполнять правила поведения на праздниках, соблюдать праздничный застольный этикет |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: находить информацию в учебнике; представлять
информацию в виде таблицы; работать со словарём; отбирать нужные
источники информации |
29-30 |
Защитники Отечества |
2 |
|
Работа с учебником, с презентацией, чтение стихов и былин слушание музыки, рисование, сообщения учащихся о героях ВОВ |
Уважительно относиться к защит-никам Отечества; ветеранам ВОВ |
Отечество, защитник, патриот, воин |
Определять значение красных дат календаря |
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П: извлекать информацию, представленную в различной форме (текст, иллюстрации, музыка); отбирать нужные источники информации; представлять информацию, в т.ч. с помощью ИКТ К: отвечать на вопросы; читать и понимать прочитанное; выразительно чтение стихотворений
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
иметь представления о понятиях |
уметь |
|||||||
31-32 |
Подготовка творческих проектов |
2 |
|
Работа с различными источниками информации, в т. ч. с ИКТ |
Формирова-ние основ российской гражданской идентичнос-ти, чувства гордости за свою Родину Проявлять стремление к добрым делам и поступкам; ориентиро-ваться на этические требования в поведении и общении с людьми
|
важнейших понятиях, об основном содержании курса
|
|
Р: формулировать цель учебной деятельности П: извлекать информацию, представленную в различной форме (текст, иллюстрации, музыка); отбирать нужные источники информации; представлять информацию, в т.ч. с помощью ИКТ К: задавать вопросы; читать и понимать прочитанное |
33-34 |
Защита творческих проектов |
2 |
|
Защита проектов |
|
Р: формулировать цель учебной деятельности, оценивать учебные действия П:передавать содержание; представлять информацию в различном виде К: защита проекта; отвечать на вопросы; слушать и понимать речь других |
VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Оборудование: - ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, акустические колонки, принтер, сканер.
Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Учебно-методическое обеспечение
1. Студеникин, М.Т. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс/М.Т. Студеникин.- 2-е изд., испр.и доп. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2012. – 32 с.
2. Студеникин, М.Т. Книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина ««Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс/М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова.- М.: ООО «Русское слово –учебник», 2013. – 192 с.
3. Кочегаров,К.А. Рабочие программы: к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: OOO «Русское слово – учебник», 2012. — 64 с.
4. Студеникин, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», пособие для учащихся/ М.Т. Студеникин. - М:. ООО «Русское слово – учебник»,2011.
5. Данилюк, А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение.-2010. – 32с.
Специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
1) познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
2) хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
3) документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
4) энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
5) религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
6) художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
– печатные пособия, в т. ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.