Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современном мире особое значение приобретают духовнонравственное воспитание школьников, развитие у детей таких
качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что
подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюка, в частности модуль
«Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31
января 2012 года.
Основой для данного курса также является концепция « Духовнонравственного воспитания», которая разработана в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе
Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр2009 ВПП444632) и Распоряжения Председателя
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВПП444632. Не противоречит федеральным законам №124 «
Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и
ценностях.
Материал изучается на базовом уровне в 5 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ
«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от
9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.
Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на
основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Преподавание курса будет проходить на основе системнодеятельностного подхода и информационно
коммуникативных технологий.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие
методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации,
имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств
правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать
впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе
открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания,
получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя:
самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и
обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми
занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать
ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решенияпроблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования,
оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В программе нашли отражение современные виды моделей:
Феноменологической
Религиоведческой
Развивающей инструментальной
Диалогической
Интеграционной
И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
учебные и социальные проекты;
урокиэкскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Драматизация (театрализация)
Интервью
Составление словаряглоссария
Сочинения, эссе
Создание галереи образов
Ресурсный круг
Методическое обеспечение курса позволит использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную,
групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и
презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастерклассы, открытые
уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
Тематическое планирование.
№ темы
Тема
Количест
во часов
I.
1
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
Россия наша Родина.
II.
Основы светской этики
2
3
4
5
6
7
8
9
Что такое светская этика?
Мораль и культура
Особенности морали
Добро и зло
Добро и зло
Добродетель и порок
Добродетель и порок
Свобода и моральный выбор человека
1
1
28
1
1
1
1
1
1
1
110
11
12
13
14
15
Свобода и ответственность
Моральный долг
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным?
1617
Подведение итогов
18
19
20
21
22
23
Род и семья – исток нравственных отношений в
истории человечества
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение
Честь и достоинство
Совесть
2425
Образцы нравственности.
26
27
28
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Семейные праздники
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
129
III.
30
31
32
33
34
Жизнь человека высшая нравственная ценность
Духовные традиции многонационального народа
России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Подготовка творческих проектов.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю
ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни
человека и общества», «Памятники религиозной культуры
(в моем городе, селе)» и т.д.
Выступление учащихся со своими творческими
работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к
людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
Родины», «Мой друг», и т.д.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог
культур во имя гражданского мира и согласия» (народное
творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
1
5
1
1
1
1
1Всего
34
Основное содержание модуля «Светская этика».
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории
человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы
нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство
в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл
жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма.
Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
нравственности
Образцы
гражданина.
и
мораль
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Общие требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик
должен:
Знать/понимать:
Основные понятия религиозных культур
Историю возникновения религиозных культур
Историю развития различных религиозных культур в истории России
Особенности и традиции религий
Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозных традиций и культур
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение
Готовить сообщения по выбранным темам.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская
этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от
деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее
осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиознокультурной
традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.Ресурсное обеспечение.
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством
образования и науки РФ «Основы светской этики», Москва, Просвещение, 2013 год, автором уроков является А. Я. Данилюк и
электронное приложение к учебнику. Москва, Просвещение, 2011 год.
Для работы с родителями используется методическое пособие «Книга для родителей», Москва, Просвещение, 2011 год.
А также справочные материалы для общеобразовательных учреждений «Книга для учителя» под редакцией В. А.
Тишковой и Т. Д. Шапошниковой, Москва, Просвещение, 2011 год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается, что у учащихся будут
сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности,
ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной
принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
Начиная работу по курсу в новом учебном году, следует отметить, что данный курс является безотметочным. В основе его
изучения в школе стоят задачи воспитания, что должно отразиться в методологии и методике преподавания.Календарно-тематическое планирование на учебный год.
Вариант: /Основы светской этики/5 класс/Основы светской этики. 5 класс
Общее количество часов: 34
№
урок
а
Дат
а
план
Дата
фак
т
Тема урока
Кол-
во
часов
Содержание
урока
и учебно-
Программное
методическо
обеспечение
(Материалы,
е
пособия)
Домашнее
задание и
подробност
и урока для
учеников
Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и
РК ГОС
Педагогически
е условия и
средства
реализации
ГОСа
Деятельностно -
коммуникативная
составляющая
(общеучебные и
предметные
умения)
Ценностно -
ориентационная
составляющая
Раздел 1: Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 ч
Предметно -
информационная
составляющая
(знать, понимать)
Научатся узнавать
государственную
символику РФ,
проявлять
уважение к
народам,
населяющим
Россию, к их
истории и культуре,
принимать
нравственные
ценности:
Отечество, долг,
нравственность,
миролюбие, как
основы культурных
традиций
многонациональног
о народа России.
1.
Россия – наша Родина.
1
2.
Что такое светская
этика?
1
Россия. Родина.
Патриот.
Отечество.
Столица.
Президент.
Государственные
символы.
Духовный мир
человека.
Культурные
традиции -
богатство нашей
страны.
Понятие этика.
Наука этика.
Область изучения
этики - мораль.
Основатель науки
этика.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Раздел 2: Основы светской этики - 28 ч
Задания нет. Научатся
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
первоначальным
представлениям о
светской этике,
понимать значение
этики в
Научатся
осознавать этапы
организации
учебной работы.
Формирование
основы российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Научатся
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
Формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.Религиозная и
светская этика.
выстраивании
конструктивных
отношений в
обществе.
Понятие
культура.
Культура - вторая
природа.
Материальная и
духовная
культура. Особый
вид духовной
культуры -
мораль. Сущность
понятия
-культурный
человек и
культура
поведения.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся
первоначальным
представлениям об
основах светской
морали, понимать
значение морали и
культуры в жизни
людей и обществе.
3.
Мораль и культура.
1
4.
Особенности морали.
1 Особенности
морали. Мораль -
система норм и
ценностей.
Моральные
нормы. Мораль и
жизнь в
обществе.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет. Научатся
осознавать
прочитанный и
услышанный текст,
соотносить
поступки героев с
моральными и
нравственными
нормами, делать
выводы, понимать и
принимать
значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности.
деятельности,
находить
средства её
осуществления,
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений.
Научатся
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить
средства её
осуществления,
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений.
Научатся
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности,
находить
средства её
осуществления,
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
Формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.5.
Добро и зло.
1
Главные
моральные
понятия - добро и
зло.
Составляющие
понятия зло.
Нравственная
ценность - добро.
Стремление к
добру - цель
человеческой
морали.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
6.
Добро и зло.
1
Изменение
представлений о
добре и зле в
ходе
исторического
развития.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся
формулировать
собственное мнение
и позицию,
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве,
чувству
ответственности за
себя и своих
близких, понимать
чувства других
людей,
сопереживать и
помогать им.
Научатся
осознавать
прочитанный и
услышанный текст,
соотносить
поступки героев с
нравственными
нормами, делать
выводы, чувству
ответственности за
себя и своих
близких, понимать
чувства других
людей,
сопереживать и
помогать им.
7.
Добродетель и порок.
1 Добродетель и
Учебник.
Задания нет. Научатся строить
связей,
построений
рассуждений.
Научатся
участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других,
высказывать свою
точку зрения на
события,
поступки,
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, а
также находить
средства её
осуществления,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других,
высказывать свою
точку зрения на
события,
поступки,
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, а
также находить
средства её
осуществления,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
Воспитание
доброжелательност
и и эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Воспитание
доброжелательност
и и эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
Закрепление
знаний и
способов
деятельности.
Воспитание
Изучение ипорок сущность
понятий.
Человеческие
пороки.
Добродетельный
человек, каков
он?
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
сообщения в устной
и письменной
форме,
преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную.
8.
Добродетель и порок.
1
Понимание
сущности
добродетели
философом
Аристотелем.
Добродетель и
порок - две
противоположны
е характеристики
личности.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся
анализировать
изучаемые объекты
с выделением
существенных
признаков,
преобразовывать
практическую
задачу в
познавательную.
9.
Свобода и моральный
выбор человека.
1
Сущность
понятий свобода
и моральный
выбор. Связь
свободы с
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
Задания нет. Научатся
осознавать
ценность
нравственности и
духовности в
участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других,
высказывать свою
точку зрения на
события,
поступки,
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, а
также находить
средства её
осуществления,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других,
высказывать свою
точку зрения на
события,
поступки,
овладевать
способностью
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности, а
также находить
средства её
осуществления,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
доброжелательност
и и эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Воспитание
доброжелательност
и и эмоционально-
нравственной
отзывчивости.
Закрепление
знаний и
способов
деятельности.
Развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки на
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов10.
Свобода и
ответственность.
1
11.
Моральный долг.
1
12.
Справедливость.
1
13.
Альтруизм и эгоизм.
1
моральным
выбором. Выбор
между
нравственным и
безнравственным
поведением.
Сущность
понятия
ответственность.
Взаимосвязь
свободы человека
с
ответственность
ю.
Ответственность
человека за
совершаемые
действия.
Понятие
моральный долг.
Особенность
морального
долга.
Моральные
обязанности
человека в
обществе.
Сущность
понятия
справедливость.
Признаки
справедливости.
Моральные
правила
поведения
соответствующие
принципам.
тетрадь.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Задания нет.
Сущность
понятий
альтруизм и
эгоизм. Понятие
разумный эгоизм.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
человеческой
жизни, проявлять
творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
Научатся строить
сообщения в устной
и письменной
форме,
анализировать
изучаемые объекты
с выделением
существенных
признаков,
проявлять
творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
Научатся учитывать
другое мнение и
позицию,
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве,
сформировать
внутреннюю
установку личности
поступать согласно
своей совести.
Научатся
формулировать
собственное мнение
и позицию,
сформировать
внутреннюю
установку личности
поступать согласно
своей совести.
Научатся передать
главное из
прочитанного и
прослушанного
текста, работать со
словарём, понимать
и принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
справедливости.
Развитие
самостоятельности
и личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений о
нравственных
нормах, социальной
справедливости.
деятельности.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Развитие этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Развитие этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Развитие этических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.14.
Дружба.
15.
Что значит быть
моральным?
Человеческие
отношения в
обществе.
Понятие дружба
и её
составляющие
ценностные
черты.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Рассмотрение
светской этики
вопроса «Что
значит быть
моральным?»
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
1
1
16.
Подведение итогов.
1
Индивидуальные
консультации,
сбор материала.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
17.
Подведение итогов .
1
Оценка
деятельности
учащихся.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся оценивать
характер
взаимоотношений
людей с позиции
развития этических
чувств, понимания
чувств других
людей и
сопереживания им,
проявлять
творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
Научатся работать
со словарём,
анализировать
ответ, проявлять
творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
Научатся излагать
свое мнение по
поводу значения
православной
культуры в жизни
людей и общества,
осуществлять
планирование своей
и коллективной
деятельности на
основе
осознаваемых
целей, намечать
новые цели.
Научатся при
контроле своей
работы уметь
обращаться к
различным
источникам
информации,
давать оценку и
анализировать
ответ, проявлять
творческую
инициативу,
самостоятельность
в групповой работе.
18.
Род и семья – исток
нравственных
1
Понятия род,
семья и
Учебник.
Презентация
Задания нет. Научатся
самостоятельно
Научатся
осуществлять
пошаговый и
итоговый
самоконтроль
результатов
деятельности.
Формирование
моральной
самооценки,
ориентации на
моральные нормы и
их выполнение.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Научатся
осуществлять
пошаговый и
итоговый
самоконтроль
результатов
деятельности.
Научатся умениям
осуществлять
информационный
поиск для
выполнения
учебных заданий,
определять общие
цели и пути её
достижения,
умениям
договориться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности.
Научатся умениям
осуществлять
информационный
поиск для
выполнения
учебных заданий,
определять общие
цели и пути её
достижения,
умениям
договориться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности.
Научатся излагать
своё мнение и
Формирование
моральной
самооценки,
ориентации на
моральные нормы и
их выполнение.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Формирование
основы российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину.
Урок обобщения
и
систематизации
знаний и
способов
деятельности.
Формирование
основы российской
гражданской
идентичности,
чувства гордости за
свою Родину.
Урок проверки и
оценки знаний и
способов
деятельности.
Развитие
эстетических
Изучение и
первичноеотношений в истории
человечества.
родословная.
Семейные роли и
обязанности.
Задачи рода и
семьи.
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
19.
Нравственный поступок.
1
Главные вопросы
в этике.
Поступок, его
оценка,
управление
поступками.
Нравственный
поступок и его
признаки.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
20.
Золотое правило
нравственности.
1
Трактовка
золотого правила
нравственности.
Применение
золотого правила
в жизни.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
21.
Стыд, вина и извинение.
1
Понятия стыд,
вина и
извинение.
Чувство вины и
раскаяние.
Чувство вины и
извинение.
Извинение и
прощение.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
обращаться к
вопросам, заданиям
учебника и
материалам
приложения,
сформировать
внутреннюю
установку личности
поступать согласно
своей совести.
Научатся грамотно
формулировать
вопросы,
самостоятельно
обращаться к
вопросам, заданиям
учебника и
материалам
приложения,
сформировать
внутреннюю
установку личности
поступать согласно
своей совести.
Научатся
формулировать
собственное мнение
и позицию,
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве,
сформировать
внутреннюю
установку личности
поступать согласно
своей совести.
Научатся оценивать
характер
взаимоотношений
людей с позиции
развития этических
чувств, понимания
чувств других
людей и
сопереживания им.
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся излагать
своё мнение и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся излагать
своё мнение и
аргументировать
свою точку зрения
и оценку событий,
обобщать
сведения, делать
выводы,
проводить
сравнения на
текстовом
материале.
Научатся
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
22.
Честь и достоинство.
1
Качества,
Учебник.
Задания нет. Научатся отвечать Научатся
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Развитие
эстетических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Развитие
эстетических
чувств как
регуляторов
морального
поведения.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Оценка базовых
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Изучение ипомогающие
определять
нравственную
ценность
человека.
Сущность
понятий честь и
достоинство.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
23.
Совесть.
1
Понятие совесть.
Различия понятий
стыд и совесть.
Внутренний
судья человека.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
на вопросы по
содержанию
текста, соотносить
впечатления с
своим жизненным
опытом, чувствам
нравственности,
основанных на
свободе совести и
духовных
традициях народов
России.
Научатся адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарищей,
чувствам
нравственности,
основанных на
свободе совести и
духовных
традициях народов
России.
24.
Образцы
1
Смелые и
Учебник.
Задания нет. Научатся
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
овладевать
логическими
действииями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
Изучение инравственности.
сильные
защитники
Отечества -
богатыри.
Правила честного
поединка.
Важнейшая
добродетель
воинской дружбы
- верность.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
формулировать
собственное мнение
и позицию,
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
25.
Образцы
нравственности.
1
Рыцари,
джентльмены и
леди. Основные
качества,
характеризующи
е рыцаря,
джентльмена и
настоящую леди.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся
формулировать
собственное мнение
и позицию,
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
26.
Образцы
1
Нормы - образцы Учебник.
Задания нет. Научатся
овладевать
логическими
действииями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Закрепление
знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
Изучение инравственности в
культуре Отечества.
нравственного
поведения в
культуре России -
труженик,
патриот, воин,
коллективист.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
27.
Этикет.
1
Правила
хорошего
поведения -
этикет. Сущность
понятия. Одежда
и этикет.
Значение речи
для этикета.
Правила этикета
для каждого.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
формулировать
собственное мнение
и позицию,
учитывать другое
мнение и позицию,
стремиться к
координации
различных позиций
в сотрудничестве,
понимать и
принимать
значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности.
Научатся оценивать
характер
взаимоотношений
людей в различных
социальных
группах (семья,
сверстники) в т.ч. с
позиции развития
этических чувств,
доброжелательност
и и эмоционально -
нравственной
отзывчивости, пони-
мания чувств
других людей и
сопереживания им
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
28.
Семейные праздники.
1
История
Учебник.
Задания нет. Научатся оценивать Научатся
Оценка базовых
Изучение ипраздников.
Значение
праздников в
жизни людей и
семьи. Подарок и
его выбор.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
29.
Жизнь человека –
высшая нравственная
ценность.
1
Сущность
понятия высшая
ценность. Жизнь
как высшая
ценность для
человека и его
семьи.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
характер
взаимоотношений
людей в различных
социальных
группах (семья,
сверстники) в т. ч. с
позиции развития
этических чувств,
доброжелательност
и и эмоционально -
нравственной
отзывчивости, пони-
мания чувств
других людей и
сопереживания им
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
Научатся оценивать
характер
взаимоотношений
людей в различных
социальных
группах (семья,
сверстники) в т.ч. с
позиции развития
этических чувств,
доброжелательност
и и эмоционально -
нравственной
отзывчивости, пони-
мания чувств
других людей и
сопереживания им
понимать и
принимать
значение морально
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества.
Раздел 3: Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч
овладевать
логическими
действииями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
Научатся
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
установления
аналогий и
причинно-
следственных
связей,
построений
рассуждений,
развитие
этических чувств
как регуляторов
морального
поведения,
готовность
слушать
собеседника,
вести диалог,
признавать
существование
различных точек
зрения и права
каждого иметь
свою собственную.
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.
Оценка базовых
ценностей:
«добро», «родина»,
«семья», «мир»,
«настоящий друг»,
«справедливость»,
«понимать позицию
другого,
формирование
основы для
принятия
культурных
традиций своей
страны.
Изучение и
первичное
закрепление
новых знаний и
способов
деятельности.30.
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России.
1
Духовные
традиции.
Отечество.
Любовь.
Уважение.
Патриотизм.
Любовь - основа
нашей жизни.
Любовь -
служение на
благо Отечества.
Учебник.
Презентация
по теме
урока.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся чувствам гордости за свою
Родину, за героическое прошлое
России, чувствовать эмоциональную
сопричастность подвигам и
достижениям её граждан, понимать и
осознавать ценность нравственности и
духовности в человеческой жизни.
Научатся осознавать этапы
организации учебной работы.
Воспитание
доверия и
уважения к истории
и культуре
Отечества.
Комплексное
применение
знаний и
способов
деятельности.
31.
Подготовка творческих
проектов.
1
Индивидуальные
консультации,
сбор материала.
Подготовка
сообщения по
выбранным
темам.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Задания нет.
Научатся искать
необходимую
информацию для
выполнения
заданий,
подготавливать
сообщения и
проекты по
выбранным темам,
вносить
необходимые
коррективы в
действия на основе
его оценки и учета
характера
сделанных ошибок,
проявлять
самостоятельность
и инициативность в
решении
творческих задач,
находить
дополнительную
информацию по
теме или проблеме,
осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов сети
Интернет.
32.
Выступление учащихся
со своими творческими
работами: «Как я
понимаю православие»,
«Как я понимаю
1 Оценка
деятельности
учащихся.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Проекты
учащихся.
Задания нет. Научатся
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
Научатся
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
познавательного
характера,
вносить
необходимые
коррективы в
свою
деятельность в
зависимости от её
результатов,
определять
общую цель и
пути её
достижения,
уметь
договариваться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников
Интернета,
отбирать,
систематизироват
ь и фиксировать
информацию.
Научатся
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
Воспитание
доверия и
уважения к истории
и культуре
Отечества.
Комплексное
применение
знаний и
способов
деятельности.
Воспитание
доверия и
уважения к истории
и культуре
Отечества.
Урок обобщения
и
систематизации
знаний и
способовбуддизм», «Как я
понимаю иудаизм», «Что
такое этика?»,
«Значение религии в
жизни человека и
общества», «Памятники
религиозной культуры
(в моем селе, городе)» и
т.д.
Выступление учащихся
со своими творческими
работами: «Мое
отношение к миру»,
«Мое отношение к
людям», «Мое
отношение к России», «С
чего начинается
Родина?», «Герои
России», «Вклад моей
семьи в благополучие и
процветание Отечества
(труд, ратный подвиг,
творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка –
защитник Родины»,
«Мой друг» и т. д.
33.
1 Оценка
деятельности
учащихся.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Проекты
учащихся.
познавательного
характера,
вносить
необходимые
коррективы в
свою
деятельность в
зависимости от её
результатов,
определять
общую цель и
пути её
достижения,
уметь
договариваться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников
Интернета,
отбирать,
систематизироват
ь и фиксировать
информацию.
Научатся
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
познавательного
характера,
вносить
необходимые
коррективы в
свою
деятельность в
зависимости от её
результатов,
определять
общую цель и
пути её
достижения,
уметь
договариваться о
распределении
ролей в
мнение.
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-
следственных
связей, проявлять
самостоятельность
и инициативность в
решении
творческих задач,
находить
дополнительную
информацию по
теме или проблеме.
осуществлять
расширенный поиск
информации с
использованием
ресурсов сети
Интернет.
Задания нет. Научатся
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение, адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарищей
выбирать наиболее
эффективные
способы решения
учебной задачи,
проявлять
самостоятельность
и инициативность в
решении учебных
(творческих) задач,
в т. ч. в подготовке
сообщений,
соотносить учебную
деятельности
учащихся.
Воспитание
доверия и
уважения к истории
и культуре
Отечества.
Урок
комплексного
применения
знаний и
способов
деятельности
учащихся.информацию с
собственным
опытом и опытом
других людей.
Научатся
участвовать в
диспутах: слушать
собеседника и
излагать своё
мнение, адекватно
воспринимать
предложения и
оценку учителя,
товарищей,
понимать и
принимать
значение
нравственных норм
для достойной
жизни личности и
семьи,
понимать и
принимать
значение морально-
ответственного
поведения в жизни
человека и
общества, понимать
и осознавать
ценность
нравственности и
духовности в
человеческой
жизни.
совместной
деятельности,
осуществлять
поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников
Интернета,
отбирать,
систематизироват
ь и фиксировать
информацию.
Научатся
самостоятельно
создавать способы
решения проблем
творческого и
познавательного
характера,
вносить
необходимые
коррективы в
свою
деятельность в
зависимости от её
результатов,
определять
общую цель и
пути её
достижения,
уметь
договариваться о
распределении
ролей в
совместной
деятельности,
осуществлять
поиск
необходимой
информации с
использованием
справочной и
дополнительной
литературы и
источников
Интернета,
отбирать,
систематизироват
ь и фиксировать
информацию.
Воспитание
доверия и
уважения к истории
и культуре
Отечества.
Урок обобщения
и
систематизации
знаний и
способов
деятельности
учащихся.
34.
Презентация творческих
проектов на тему:
«Диалог культур во имя
гражданского мира и
согласия» (народное
творчество, стихи,
песни, кухня народов
России и т.д.).
1
Оценка
деятельности
учащихся.
Учебник.
Рабочая
тетрадь.
Презентации
проектов
учащихся.
Задания нет.