Общая характеристика программы
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с Примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться.Общая характеристика программы
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с Примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности, и способствуют формированию ключевой компетенции – умению учиться.
Муниципальное образовательное учреждение «Таврическая средняя общеобразовательная школа
№1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Таврического муниципального района Омской области
«Рассмотрено»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
Заместитель директора по УВР
«Утверждаю»:
Директор
_________/Ю.Я. Новокшенова/
МОУ «Таврическая СОШ № 1»
___________ /Е.А.Головко/
Протокол №__ от «28» августа
___________ /Т.В. Боль/ (59)
2014 г
Приказ № __ от «30» августа
2014 г.
МОУ «Таврическая СОШ № 1»
Рабочая программа
по алгебре, 9 класс
Учитель: Ковалькова М.Г., первая квалификационная категория
20142015 учебный годПояснительная записка
Структура программы
Программа включает четыре раздела:
1 Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного
общего образования по алгебре, даётся характеристика учебного курса, его
место в учебном плане, приводятся личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного курса, планируемые результаты изучения
учебного курса.
2 Содержание курса алгебры 9 класса.
3 Примерное тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся.
4 Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.
5 Распределение материала по темам.
6 Примерное тематическое планирование.
7 Система оценивания
8 Перечень контрольных работ.
Общая характеристика программы
Программа по математике составлена на основе программы Математика: 5 – 11
классы / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко – М.: Вентанаграф,
2012. – 112 с.
Данная программа ориентирована на учебнометодический комплект «Алгебра. 9
класс» авторов А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира. Программа
рассчитана на 3 часов в неделю, всего 102 часов (34 недели) и соответствует
федеральному государственному образовательному стандарту основного общего
образования.
Программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования, требований к результатам освоения образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, с
учётом преемственности с примерными программами для начального общего
образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий
для основного общего образования, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и
способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.Курс алгебры 79 классов является базовым для математического образования и
развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения
геометрии в 79 классах, алгебры и математического анализа в 1011 классах, а
также изучения смежных дисциплин.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 9 классов состоит в том, что
предметом его изучения являются количественные отношения и процессы
реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе
математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика
присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде
всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры
формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества
мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в
современном информационном обществе важным фактором является
формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и
дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и
систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою
деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения,
отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения
математических записей, при этом использование математического языка позволяет
развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся
представления об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его
мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено
на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения
теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение
главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию.
Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий,
толкование сущности математических методов и области их применения,
демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения
разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач,
денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной
информацией, представленной в различных формах, умение читать графики.
Осознание общего, существенного является основной базой для решения
упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовыхупражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или
эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Общая характеристика курса алгебры в 9 классе:
Содержание курса алгебры в 79 классах представлено в виде следующих
содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции»,
«Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке,
необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а
также практических задач. Изучение материала способствует формированию у
учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем
уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен
в аспекте, способствующем
формированию у учащихся умения пользоваться алгоритмами, существенная роль
при этом отводится развитию алгоритмического мышления – важной составляющей
интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое
развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать
мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе,
которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции» получение школьниками конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и
исследования разнообразных процессов и явлений окружающего мира.
Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих
способностей учащихся, умению использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики» раскрывают
прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал
данного раздела способствует формированию умения представлять и анализироватьразличную информацию, пониманию вероятностного характера реальных
зависимостей.
Раздел
«Алгебра в историческом развитии»
предназначен для
формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для
общего развития школьников, создания культурно исторической среды обучения.
Место курса алгебры в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 9 классе
отводит 3 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 102 часа.
Планируемые результаты изучения алгебры в 79 классах.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением
неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать
квадратные неравенства с опорой на графические представления;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов
курса.
Выпускник получит возможность научиться:
• разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять
аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из
смежных предметов, практики;
• применять графические представления для исследования неравенств, систем
неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ФункцииВыпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины,
символические обозначения);
• строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых
функций на основе изучения поведения их графиков;
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания
процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для
описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические
обозначения)
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической
прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к
решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том
числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций
строить более сложные графики (кусочнозаданные, с «выколотыми» точками и
т.п.);
• использовать функциональные представления и свойства функций решения
математических задач из различных разделов курса;
• решать комбинированные задачи с применением формул nго члена и суммы
первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом
аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции
натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным
ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближёнными значениями величин;• использовать простейшие способы представления и анализа статистических
данных;
• находить относительную частоту и вероятность случайного события;
• решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или
комбинаций.
Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики
объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по
записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках,
можно судить о погрешности приближения;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с
погрешностью исходных данных;
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении
опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты
опроса в виде таблицы, диаграммы;
• приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с
помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.Распределение материала по темам.
Наименование разделов.
Количество часов
по плану
Количество
часов по факту
20
38
20
17
10
105
20
38
20
17
7
102
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Глава 1
Неравенства.
Глава 2
Квадратичная функция.
Глава 3
Элементы примерной математики.
Глава 4
Числовые последовательности.
5. Повторение и систематизация учебного
материала.
Итого
Неравенства.
Содержание курса алгебры 9 класса.
Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых
неравенств. Оценивание значения выражения. Неравенство с одной переменной.
Равносильные неравенства. Числовые промежутки. Линейные и квадратные
неравенства с одной переменной. Системы неравенств с одной переменной.
Числовые последовательности.
Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные
последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и
геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической
прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий.
Формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой |q|<1 . Представление
периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.
Элементы прикладной математики.Математическое моделирование. Процентные расчёты. Формула сложных
процентов. Приближённые вычисления. Абсолютная и относительная погрешности.
Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события.
Классическое определение вероятности. Начальные сведения о статистике.
Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков.
Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода,
размах, медиана выборки.