Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика
9 кл
02.10.2018
Рабочая программа по предмету "Алгебра" 9 класс УМК А.Г,Мерзляк с углубленным изучением предмета рассчитана на 5 часов в неделю для классов с предпрофильной подготовкой. Для реализации программы используется учебное пособие авторов А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков. Составлена на основе авторской программы А.ГМерзляк, М.С.Якир, Е.В.Якир.
рп алгебра 9 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
___________ Ижбулдина Е.С.
Протокол № ___
от «___» _________ 2018г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_______ С.Ю. Лепаева
«___» _________ 2018г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №6
____________ Л.Ю. Гайсина
«___» _________ 2018г.
Приказ №______ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Алгебра»
9 класс
Учитель: Гребенкина И.В. Нефтекамск 2018 г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Алгебра» для учащихся девятого класса составлена в
соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по математике, примерной программы основного общего
образования по математике.
Программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273;
Федерального компонента Государственных образовательных стандартов основного
общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего
образования);
примерной Программы основного общего образования по математике;
авторской программы А.Г.Мерзляк,М.С.Якир, Е.В.Якир(Математика: программы:5
11 кассы А.Г Мерзляк,М.С. Якир\.М.:ВентаГраф.2015.)
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от
31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию»
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования
России от 09.03.2004 № 1312.
учебного плана МОАУ СОШ№6 городского округа город Нефтекамск Республики
Башкортостан на 20182019 учебный год.
В наши дни алгебра – одна из важнейших частей математики, находящая
приложения как в сугубо теоретических отраслях науки, так и во многих практических
вопросах.
Овладение практически любой современной профессией требует определенных
математических знаний. Представление о роли математики в современном мире,
математические значения стали необходимым компонентом общей культуры. Для
жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном
мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Роль и место математики в науке и жизнедеятельности общества, ценность
математического образования, гуманизация и гуманитаризация образования, понимание
предмета математики, структура личности обуславливают цели математического
образования. Изучение курса алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих
целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения
образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научнотехнического
прогресса;
развитие вычислительных и формальнооперативных алгебраических умений до
уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных
предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение
аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования
прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе
изучения курса обучающиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Задачи:
приобретения математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой
деятельностей;
личностного
саморазвития,
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной,
ценностно-
рефлексивной,
ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического
мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение
навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой
специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому
творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками
конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и
исследования разнообразных процессов
равноускоренных,
экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о
роли математики в развитии цивилизации и культуры.
(равномерных,
В процессе выполнения данной программы используются педагогические технологии
уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации,
которые подбираются для каждого урока, а также следующие методы и формы обучения:
формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа,
групповая работа.
методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий,
дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, решение
проблемно поисковых задач.
Учебный процесс осуществляется в классноурочной форме.
Система планируемых уроков условна, но все, же выделяются следующие виды:
Уроклекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения
общей проблемной познавательной задачи.
На таком уроке используется
демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками,
мультимедийные продукты.
Урокпрактикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости
от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные
исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций,
практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках
используется как электронный калькулятор, источник справочной информации. Урокисследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского
характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на
уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать
компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам
элементарных функций и т.д.
Уроктест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля
уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как
в печатном, так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте, всегда с
ограничением времени.
Урокзачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение
задач разного уровня по изученной теме.
Урок самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения курса алгебры 9го класса учащиеся
должны знать
: значение математической науки для решения задач, возникающих в теории
и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к
анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и
развития математической науки; историю развития понятия числа, создания
математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их
применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер
различных процессов окружающего мира;
должны уметь: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные
приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным
показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться
оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,
осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну
переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять
тождественные преобразования рациональных выражений;
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать множество решений линейного неравенства;
применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления
решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
при решении уравнений, систем, неравенств;
составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
и с использованием правила умножения;
статистические данные;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и
рефлексивной;
способны решать следующие жизненнопрактические задачи: самостоятельно
приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать
учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться
предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации,
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем.
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется:
на практических занятиях;
при выполнении проверочных и контрольных работ;
при выполнении итоговой контрольной работы;
при сдачи семестровых экзаменов;
при входной диагностике и последующем мониторинге знаний учащихся.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный
контроль (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устная проверка знаний);
письменный контроль (контрольные работы,
тесты,
математические диктанты, индивидуальные работы по карточкам), компьютерная
диагностика (в том числе и на http://uztest.ru/).
самостоятельные работы,
За основу взята
Данная программа рассчитана на 165 часов из расчета 5 часов в
неделю.
программа по алгебре 9 класс
(предпрофильная подготовка) (Программы А.Г.Мерзляк,М.С.Якир,
Е.В.Якир(Математика: программы:511 кассы А.Г Мерзляк,М.С. Якир\.М.:Вента
Граф.2015.)
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: учебник для
общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением математики.
А.Г.Мерзляк, В.М. ПоляковМ. ВентаГраф,2015.
Содержание учебного материала.
Глава 1. Квадратичная функция. Переменные величины, понятие функции. Способы задания функции. График
функции. Линейная функция. Функции | х |, [х], {х}, sqn х, k/x. Преобразование графиков
функций (параллельный перенос, растяжение, сжатие). Построение графиков функций,
содержащих знак модуля. Квадратичная функция. Зависимость свойств квадратичной
функции х2 + рх + q от коэффициентов р и q. Примеры зависимостей, выражающихся
квадратичной функцией. Дробнолинейная функция и ее график. Четные и нечетные
функции. Возрастающие и убывающие функции. Наибольшее и наименьшее значения
функции на промежутке. Точки максимума и минимума. Примеры исследования
некоторых рациональных функций и построение графиков их функций. Построение
графика функции 1/f . Чтение графиков функций.
Применение свойств квадратичной функции к решению задач на нахождение
наибольших и наименьших значений. Понятие о простейших математических моделях.
Функции в экономике.
Квадратичная функция, график квадратичной функции, ось параболы, формула абсциссы
параболы, направление ветвей параболы, алгоритм построения параболы.
О с н о в н а я цель — сформулировать представление о функции как соответствии
между двумя множествами; укрепить навыки нахождения значений функций, заданных
формулой, таблицей, графиком; научить проведению исследования функций, указанных в
программе, элементарными средствами; овладеть основными приемами преобразований
графиков и применять их при построении графиков; научить применению графиков линей
ной, квадратичной и дробнолинейной функций к решению уравнений, неравенств, систем
уравнений и систем неравенств.
При изучении этой темы учащиеся встречаются с понятием асимптоты при
построении графиков функций 1/f и графиков дробнолинейных функций. Учащиеся
знакомятся с понятием математической модели экономических процессов.
Глава 2. Уравнения с двумя переменными и их системы
Уравнения и их системы .
Уравнения с одной переменной, равносильные уравнения. Следствия уравнений. Целые
рациональные уравнения. Основные методы решения целых рациональных уравнений
(метод разложения на множители, введение новой переменной). Формулы Виета для
уравнений высших степеней. Дробнорациональные уравнения.
Основные определения и методы решения систем уравнений (метод подстановки, метод
алгебраического сложения уравнений, метод замены переменной, метод разложения на
множители). Уравнения и системы уравнений с параметрами. Геометрический смысл
модуля числа.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с
двумя переменными и их систем.
О с н о в н а я цель — выработать умение решать рациональные уравнения и системы
рациональных уравнений различными методами; показать учащимся способы нахождения
рациональных корней целых рациональных уравнений и систем уравнений; выработать
умение решать простейшие иррациональные уравнения.
При изучении этой темы учащиеся переходят от изучения линейных и квадратных
уравнений к решению уравнений с одной переменной общего вида f(x) = g(x). Особое внимание уделяется случаю, когда f(x) и g(x) — целые рациональные выражения. В связи
с этим большое внимание уделяется вопросам деления многочлена на многочлен с
остатком. Вводится понятие корня многочлена. Доказывается теорема Безу. Для
нахождения значений многочлена при заданном значении переменной вводится схема
Горнера. Доказывается, что многочлен степени n не может иметь более чем n различных
корней. Учитывая, что при решении рассматриваемых уравнений могут появляться
посторонние корни и происходить потеря корней, достаточно внимания уделяется
вопросам равносильности уравнений.
Дается обоснование решения целых рациональных уравнений Рп (х) =0 методом
разложения левой части на множители. Среди уравнений, которые успешно можно решать
введением новой переменной, рассмотрены уравнения вида (х + а)(х + b)(х + с)(х + d) =
А, если а + d = b + с; возвратные уравнения, однородные уравнения. Даются формулы
Виета для уравнений высших степеней.
Решение систем рациональных уравнений проводится как известными ранее
учащимся методами подстановки и алгебраического сложения уравнений, так и методом
замены переменной и методом разложения на множители. Продолжается изучение
решения уравнений и систем уравнений с параметрами. Показаны возможности реального
использования результатов решения систем рациональных уравнений для анализа и
исследования некоторых экономических задач.
Глава 3. Неравенства с двумя переменными и их системы.Доказательство
неравенств.
Неравенства
Рациональные неравенства. Основные определения. Решение целых рациональных
неравенств.
Решение дробнорациональных неравенств.
Доказательство неравенств. Графическое решение неравенств и систем неравенств с
двумя неизвестными.
Метод интервалов.
О с н о в н а я цель — выработать навыки решения рациональных неравенств и
простейших иррациональных неравенств, используя понятие равносильных неравенств.
Доказываются теоремы, позволяющие обосновать равносильность перехода от
одного неравенства к другому. Метод интервалов, знакомый учащимся по квадратным
неравенствам, распространяется на целые рациональные неравенства. В качестве примеров
на доказательство неравенств рассматривается неравенство между средним
арифметическим и средним геометрическим для двух и трех неотрицательных чисел. При
решении иррациональных неравенств рассматриваются условия перехода к равносильным
неравенствам, при этом ограничиваются рассмотрением простейших примеров
иррациональных неравенств. Продолжается рассмотрение графического решения
неравенств и систем неравенств с двумя неизвестными на базе расширенного набора
функций, рассмотренных ранее.
Глава 4.Элементы прикладной математики. Математическое моделирование.
Процентные расчеты. Абсолютная и относительная погрешности.
Глава5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Основные понятия комбинаторики (размещения, перестановки, сочетания). Частота
и вероятность. Статистическое определение вероятности событий. Опыты с конечным
числом равновозможных исходов. Подсчет вероятностей в опытах с равновозможными
исходами. Объединение событий и вероятность объединения несовместных событий.
Независимые события и вероятность их пересечения. Условная вероятность. Теорема умножения вероятностей. Вероятность того, что в п опытах событие А произойдет ровно т
раз.
О с н о в н а я цель— познакомить с понятиями комбинаторики и теории
вероятностей, выработать навыки решения задач по комбинаторике
Глава6. Числовые последовательности
Числовые последовательности.
Рекуррентные последовательности.
Метод
математической индукции. Определение арифметической прогрессии. Сумма п первых
членов арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Сумма п
первых членов геометрической прогрессии.
Определение бесконечно малой
последовательности. Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Прогрессии и банковские расчеты. Простейшая модель банковской системы.
О с н о в н а я цель — познакомить учащихся с понятием последовательности,
способами ее задания; научить решать основные задачи, связанные с прогрессиями;
познакомить с методом математической индукции, научить использовать его для
доказательства.
Числовая последовательность определяется как функция, заданная на множестве
натуральных чисел,
рассматривается рекуррентный способ задания числовой
последовательности. В качестве примера рассматривается последовательность Фибоначчи.
Формулируется принцип математической индукции и рассматриваются примеры
применения метода математической индукции для доказательства равенств, для
вычисления сумм п чисел, для решения задач делимости чисел. Арифметическая и
геометрическая прогрессии определяются рекуррентными соотношениями.
Сведения о пределах числовых последовательностей даются в объеме, достаточном
для решения задач, связанных с бесконечно убывающей геометрической прогрессией.
Показана связь прогрессий с банковскими расчетами.
Повторение и систематизация учебного материала.
О с н о в н а я цель — повторить и систематизировать материал по алгебре за курс
основной школы, подготовиться к ГИА.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов
Колво часов
Глава1. Квадратичная
функция
Глава 2. Уравнения с
двумя переменными и их
системы
Глава 3. Неравенства с
двумя переменными
и их системы.
40
23
22
Из них
Контрольные
работы (ч.)
Уроки
2
1
1
38
22
21 4
5
6
9
Доказательство неравенств
Глава 4. Элементы
прикладной математики
Глава 5. Элементы
комбинаторики
и теории вероятностей
Глава 6. Числовые
последовательности
Повторение и
систематизация
учебного материала
ИТОГО
11
25
26
18
165
1
1
1
1
8
10
24
25
17
157
Учебнометодическое обеспечение
Учебная
А.Г.Мерзляк,М.С.Якир,
Мерзляк,М.С. Якир\.М.:ВентаГраф.2015.)
программа:
Математика.
Е.В.Якир(Математика: программы:511 кассы А.Г
Программы.
Учебник: для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением
математики.
А.Г.Мерзляк, В.М. ПоляковМ. ВентаГраф,2015.
Кузнецова Л. В. и др. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой
Дополнительные пособия:
аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2009.
Дону: Легион, 2015
Кочагина М.Н., Кочагин В.В.. Математика 9 класс. Сборник заданий. – М: Москва,
Лысенко Ф.Ф.. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – Ростовна
2009.
Лаппо Л.Д., Попов М.А.. Математика 9 класс. Сборник заданий. – М: Экзамен, 2015. Звавич А. И., Шляпочкин Л. Я. Контрольные и проверочные по алгебре 79 классы.
М.: Просвещение, 2003. .
Математика. Еженедельное учебнометодическое приложение к газете «Первое
сентября».
Математика в школе. Научнотеоретический и методический журнал.
Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 79 классов.
Сборники книг для подготовке к ГИА и научнопопулярной литературы (собранная
учителем коллекция книг в электронном виде по подготовке к ГИА на дисках СD с
различных образовательных сайтов, например, http://www.alleng.ru/edu/math3.htm,
http://eek.diary.ru/),
Цифровые образовательные ресурсы.
www.math.ru (Интернет-поддержка учителей математики).
http:// mat.1september.ru (сайт газеты «Математика»).
www.edu.ru (сайт МОиН РФ).
www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).
www.math.ru/ lib (электронная математическая библиотека).
http://school.collection.informika.ru, http://school-collection.edu.ru
(единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
http://edu.secna.ru / main (новые технологии в образовании)
http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://prezentaci.com/ Портал готовых презентаций
http://graphfunk.narod.ru - Графики функций
http://urokimatematiki.ru
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Рабочая программа по алгебре 9 класс УМК А.Г.Мерзляк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.