Рабочая программа по астрономии
Оценка 4.7

Рабочая программа по астрономии

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
астрономия
10 кл—11 кл
21.01.2018
Рабочая программа по астрономии
Рабочая программа составлена на основе "Информационно-методическое письмо о преподавании учебного предмета «Астрономия» в 10–11 классах в 2017–2018 и 2018–2019 учебных годах". Она состоит из пояснительной записки,цели и задач астрономии ,Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, краткого содержания, тематического планирования и календарно- тематического планирования, критерии оценивания:рабочая программа с календарно-тематическим планированием на 2018 год в 10 классе 36 часов
РП астр 10.docx
Муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение   средняя общеобразовательная школа д.Нижнеиванаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан РАССМОТРЕНА                           СОГЛАСОВАНА                               УТВЕРЖДАЮ на заседании методического        Заместитель директора по УВР        Директор школы совета                                              _______ Саитова В.Н.                        __________ И.Н. Яниев Протокол от 30.08.2017г. №6       31.08. 2017 года                                  Приказ от 02.09.2017г                                                                                                                                             № 133 РАБОЧАЯПРОГРАММА по предмету «Астрономия»  ДЛЯ  10 КЛАССА   НА 2017 /2018  УЧЕБНЫЙ ГОД Уровень  среднее общее образование                                            \ Количество часов в год­ 35. Количество часов в неделю­ 2. Программа:    Базовый уровень:учебпособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017..  Методическое   пособие10–11классы.     ­  Астрономия. ­ Авторская программа курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин).  Методическое пособие. 10­11 класс  «Просвещение» 2017г. Учебник: ­ «Астрономия». 10­11классы:учеб.для общеобразоват.организаций:базовый уровень/ В.М.Чаругин.­ М.:«Просвещение»,2018.­(Сфера 1­11). (№ ФП 2.3.2.5.2.1). Хабибуллин Мазит Тимерханович, первая квалификационная категория 2017г. 1.Пояснительная записка. 7   июня   2017   года   подписан   приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации   №   506   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент   государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089». Данный приказ вносит изменения в частьIIфедерального компонента «Среднее (полное) общее образование»по вопросу возвращения в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия». Изучение   астрономии   на   базовом   уровне   среднего   (полного)   общего   образования направлено на достижение следующих целей:     осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; приобретение   знаний   о   физической   природе   небесных   тел   и   систем,   строения   эволюции Вселенной,   пространственных   и   временных   масштабах   Вселенной,   наиболее   важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения   местоположения   и   времени   по   астрономическим   объектам,   навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в процессе   приобретения   знаний   по   астрономии   с   использованием   различных   источников информации и современных информационных технологий;  формирование научного мировоззрения;  формирование   навыков   использования   естественно­научных   и   физико­математических знаний   для   объектного   анализа   устройства   окружающего   мира   на   примере   достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Задача  астрономии   –   формирование   естественнонаучной   грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а   также   его   готовность   интересоваться   естественнонаучными   идеями,   это   не   синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:    научно объяснять явления; понимать основные особенностиестественно ­ научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. Астрономия изучается на базовом уровне в объеме 36 учебных часов. В учебном плане общеобразовательной организации она   представлена 2 часа в неделю во втором полугодии 10 класса. В декабре 2016 года принята Стратегия научно­технологического развития Российской Федерации   №642 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/).Ее   реализация   невозможна   без высококвалифицированных  научных и инженерно­технических кадров, в подготовке которых Президента 01.12.2016 РФ от   (Указ основополагающая   роль   отводится   изучению   физики   и   астрономии.   Курс   астрономии предоставляет большие возможности для проф.ориентационной работы, пропаганды достижений отечественной науки и техники. Интернет­ресурсы для организации изучения школьного курса астрономии следующие: http  http  http  http  http://www.myastronomy.ru; http  http  opedia.  ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   .  astronet    .  sai    .  msu   .  izmiran    .  sai    .  msu   .  ru;  .  ru;  .  ru;  .  su   /  EAAS;     ://   www   ://   www   .  ru;  .  krugosvet    .  cosmoworld    .  ru   /  spaceencycl           Дополнительная литература: 1.Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г 2.«Астрономия 11 класс»,  Б.А. Воронцов­Вельяминов, Е.К.2007 год 3.   Астрономия   11   класс,   «Разноуровневые   самостоятельные   и   контрольные работы», Л.А.Кирик, К.П. Бондаренко,                    2.Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:  Знать/понимать:      смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие,   противостояние   и   соединение   планет,   комета,   астероид,   метеор,   метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное   время,   внесолнечная   планета   (экзопланета)   спектральная   классификация   звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра; смысл   физических   величин:   парсек,   световой   год,   астрономическая   единица,   звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;  Уметь:      приводить   примеры   роли   астрономии   в   развитии   цивилизации,   использования   методов исследований   в   астрономии,   различных   диапазонов   электромагнитных   излучений   для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; описывать   и   объяснять   различия   календарей,   условия   наступления   солнечных   и   лунных затмений,   фазы   Луны,   суточные   движения   светил,   причины   возникновения   приливов   и отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет­светимость», физические причины, определяющие   равновесия   звезд,   источник   энергии   звезд   и   происхождение   химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить   на   небе   основные   созвездия   Северного   полушария,   в   том   числе   Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; для   оценивания   информации,   содержащейся   в   сообщения   СМИ,   Интернете, научно­популярных статьях.        3.1   Обязательный   минимум   содержания   основных   образовательных программ        Предмет астрономии Роль   астрономии   в   развитии   цивилизации.   Эволюция   взглядов   человека   на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.   Практическое   применение   астрономических   исследований.   История   развития отечественной   космонавтики.   Первый   искусственный   спутник   Земли,   полет   Ю.А.   Гагарина. Достижения современной космонавтики.        Основы практической астрономии НЕБЕСНАЯ   СФЕРА.   ОСОБЫЕ   ТОЧКИ   НЕБЕСНОЙ   СФЕРЫ.   НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ.   Звездная   карта,   созвездия,   использование   компьютерных   приложений   для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.        Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.        Солнечная система Происхождение   Солнечной   системы.   Система   Земля–Луна.   Планеты   земной группы.   Планеты­гиганты.   Спутники   и   кольца   планет.   Малые   тела   солнечной   системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.        Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как   источник   информации   о   природе   и   свойствах   небесных   тел.   Наземные   и   космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА – БОЛЬЦМАНА.        Звезды Звезды:   основные   физико­химические   характеристики   и   их   взаимная   связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс.   ДВОЙНЫЕ   И   КРАТНЫЕ   ЗВЕЗДЫ.   Внесолнечные   планеты.   ПРОБЛЕМА СУЩЕТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение   химических   элементов.   ПЕРЕМЕННЫЕ   И   ВСПЫХИВАЮЩИЕ   ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение   Солнца,   солнечной   атмосферы.   Проявление   солнечной   активности: пятна,   вспышки,   протуберанцы.   Периодичность   солнечной   активности.   РОЛЬ   МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно­земные связи.         Наша Галактика–Млечный путь Состав  и  структура  Галактики.  ЗВЕЗДНЫЕ  СКОПЛЕНИЯ.  Межзвездный  газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.        Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие   других   галактик.   Многообразие   галактик   и   их   основные характеристики.   Сверхмассивные   черные   дыры   и   активность   галактик.   Представление   о космологии.  Красное смещение.  Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.   3.2 Содержание курса  Введение   в   астрономию   (2   ч)   Строение   и   масштабы   Вселенной,   и   современные наблюдения.  Какие   тела   заполняют   Вселенную.   Каковы   их   характерные   размеры   и расстояния   между   ними.   Какие   физические   условия   встречаются   в   них.   Вселенная расширяется.   Где   и   как   работают   самые   крупные   оптические   телескопы.   Как   астрономы исследуют гамма­излучение Вселенной. Что увидели гравитационно­волновые и нейтринные телескопы.   Цель  изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами,   заполняющими   Вселенную:   планетами,   Солнцем,   звёздами,   звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических,   инфракрасных,   радио­,   рентгеновских   телескопах   и   обсерваториях.   Таким образом,   учащиеся   знакомятся   с   теми   небесными   телами   и   объектами,   которые   они   в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.  Астрометрия (5 ч) Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движетсяпо эклиптике. Планеты совершают петлеобразное   движение.Небесныекоординаты.Что   такое   небесный   экватор   и   небесный меридиан.   Как   строят   экваториальную   систему   небесных   координат.   Как   строят горизонтальную   систему   небесных   координат.Видимое   движение   планет   и СолнцаПетлеобразное движение  планет, попятное  и прямое движение  планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.Движение Луны и затменияФазы   Луны   и   синодический   месяц,   условия   наступления   солнечного   и   лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.Время и календарьЗвёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.  Цель  изучения   данной   темы   —   формирование   у   учащихся   о   виде   звёздного   неба, разбиении   его   на   созвездия,   интересных   объектах   в   созвездиях   и   мифологии   созвездий, развитии   астрономии   в   античные   времена.   Задача   учащихся   проследить,   как   переход   от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении   изучать   видимые   движения   тел.   Также   целью   является   изучение   видимого движения Солнца, Луны и планет на основе этого — получение представления о том, как астрономы   научились   предсказывать   затмения;   получения   представления   об   одной   из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.  Небесная механика (4 ч) Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы в античные времена и средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.  Законы Кеплера.  Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения  и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.  Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю.  Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.  Цель  изучения   темы   —   развитее   представлений   о   строении   Солнечной   системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.  Строение   Солнечной   системы   (7   ч)   Современные   представления   о   Солнечной системе.  Состав   Солнечной   системы.   Планеты   земной   группы   и   планеты­гиганты,   их принципиальные   различия.   Облако   комет   Оорта   и   Пояс   Койпера.   Размеры   тел   солнечной системы.  Планета   Земля.  Форма   и   размеры   Земли.   Внутреннее   строение   Земли.   Роль парникового   эффекта   в   формировании   климата   Земли.Планеты   земной группы.Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе.  Планеты­гиганты.Физические Эволюция   орбит   спутников   Марса   Фобоса   и   Деймоса. свойства   Юпитера,   Сатурна,   Урана   и   Нептуна.   Вулканическая   деятельность   на   спутнике   Природа   колец   вокруг   планет­гигантов.Планеты­карлики   и   их Юпитера   Ио. свойства.Малые   тела   Солнечной   системы.Природа   и   движение   астероидов.   Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако   комет   Оорта.   Природа   метеоров   и   метеоритов.Метеоры   и   метеориты.Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.  Цель  изучения   темы   –   получить   представление   о   строении   Солнечной   системы, изучить   физическую   природу   Земли   и   Луны,   явления   приливов   и   прецессии;   понять физические   особенности   строения   планет   земной   группы,   планет­гигантов   и   планет­ карликов;   узнать   об   особенностях   природы   и   движения   астероидов,   получить   общие представления   о   кометах,   метеорах   и   метеоритах;   узнать   о   развитии   взглядов   на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении. телескопов   рефракторов   радиоинтерферометры.  Астрофизика   и   звёздная   астрономия   (9   ч)   Методы   астрофизических исследованийУстройство   и   характеристики     и  СолнцеОсновные рефлекторов.Устройство   радиотелескопов, характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение   солнечной   атмосферы.   Солнечная   активность   и   её   влияние   на   Землю   и биосферу.Внутреннее строение СолнцаТеоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный   источник   энергии   и   термоядерные   реакции   синтеза   гелия   из   водорода,   перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.ЗвёздыОсновные характеристики звёздОпределение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация   звёзд   и   её   физические   основы.   Диаграмма   «спектральный   класс»   — светимость   звёзд,   связь   между   массой   и   светимостью   звёзд.Внутреннее   строение звёздСтроение   звезды   главной   последовательности.   Строение   звёзд   красных   гигантов   и сверхгигантов.Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дырыСтроение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды.   Природа   чёрных   дыр   и   их   параметры.Двойные,   кратные   и   переменные звёздыНаблюдения   двойных   и   кратных   звёзд.   Затменно­переменные   звёзды.   Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.Новые и сверхновые   звёздыХарактеристики   вспышек   новых   звёзд.   Связь   новых   звёзд   с   тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых   звёзд.Эволюция   звёзд:   рождение,   жизнь   и   смерть   звёздРасчёт продолжительности   жизни   звёзд   разной   массы   на   главной   последовательности.   Переход   в красные   гиганты   и   сверхгиганты   после   исчерпания   водорода.   Спокойная   эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.  Цель  изучения   темы   —   получить   представление   о   разных   типах   оптических телескопов,   радиотелескопах   и   методах   наблюдений   с   их   помощью;   о   методах   и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках   звёзд,   их   взаимосвязи,   внутреннем   строении   звёзд   различных   типов, понять   природу   белых   карликов,   нейтронных   звёзд   и   чёрных   дыр,   узнать   как   двойные звёзды   помогают   определить   массы   звёзд,   а   пульсирующие   звёзды   —   расстояния   во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.  Млечный Путь – наша Галактика (3 ч) Газ и пыль в Галактике  Как образуются отражательные туманности. Почему светятся     диффузные   туманности.   Как концентрируются   газовые   и   пылевые   туманности   в   Галактике.Рассеянные   и   шаровые звёздные скопленияНаблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства   шаровых   звёздных   скоплений.   Распределение   характер   движения   скоплений   в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики верхмассивной черной дыры. Расчёт параметров   сверхмассивной   чёрной   дыры.   Наблюдения   космических   лучей   и   их   связь   со взрывами сверхновых звёзд.  Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях,   о   её   спиральной   структуре;   об   исследовании   её   центральных   областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.  Галактики (3 ч) Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах   галактик   и   определение   расстояния   до   них.Закон   ХабблаВращение   галактик   и тёмная   материя   в   них.Активные   галактики   и   квазары.  Природа   активности   галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами   галактик     и   активностью   чёрных   дыр   в   них.Скопления   галактикНаблюдаемые свойства   скоплений   галактик,   температура   и   масса межгалактического   газа,   необходимость   существования   тёмной   материи   в   скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.   рентгеновское   излучение,  Цель  изучения   темы   —   получить   представление   о   различных   типах   галактик,   об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о   законе   Хаббла;   о   вращении   галактик   и   скрытой   тёмной   массы   в   них;   получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в   них,   о   распределении   галактик   и   их   скоплений   во   Вселенной,   о   горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.  Строение и эволюция Вселенной (3 ч) Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.  Закон  всемирного  тяготения  и  представления  о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения   общей   теории   относительности   для   построения   модели   Вселенной.   Связь между геометрических свойств   пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.Расширяющаяся ВселеннаяСвязь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной   и   необходимость   образования   его   на   ранних   этапах   эволюции   Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния  материи на ранних этапах жизни Вселенной.   Наблюдаемые   свойства   реликтового   излучения.   Почему   необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.  Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию   расширяющейся  модели   Вселенной,   о  радиусе  и  возрасте   Вселенной,   о  высокой температуре   вещества   в   начальные   периоды   жизни   Вселенной   и   о   природе   реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.  Современные   проблемы   астрономии   (3   ч)   Ускоренное   расширение   Вселенной   и тёмная   энергия.Наблюдения   сверхновых   звёзд   I   типа   в   далёких   галактиках   и   открытие ускоренного   расширения   Вселенной.   Открытие   силы   всемирного   отталкивания.   Тёмная энергия увеличивает  массу  Вселенной по мере её  расширения. Природа силы  Всемирного отталкивания.Обнаружение планет возле других звёзд.Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы   обнаружения   экзопланет.   Оценка   условий   на   поверхностях   экзопланет.   Поиск экзопланет   с   комфортными   условиями   для   жизни   на   них.Поиски   жизни   и   разума   во Вселенной.  Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные   оценки   количества   высокоразвитых   цивилизаций   в   Галактике.   Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.  Цель  изучения   данной   темы   —   показать   современные   направления   изучения Вселенной,   рассказать   о   возможности   определения   расстояний   до   галактик   с   помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной   энергии   и   силы   всемирного   отталкивания;   учащиеся   получат   представление   об экзопланетах   и   поиске   экзопланет,   благоприятных   для   жизни;   о   возможном   числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.     4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  Кол  В том числе №  1  2  3  4  5  6  7  8  9  1  ­во час ов  Практ. работ ы  Введение  Астрометрия  Небесная механика  Строение солнечной системы  Астрофизика и звездная астрономия  Млечный путь  Галактика  Строение и эволюция Вселенной  Современные проблемы астрономии  Подведение итогов курса.  Итого:            2 5 3 7 7 3 3 2 3 1 36                        За че т 1 1 1 1 1 5   Приложение №1  урока    № у    рока Раздел  (2 часа)  1  1.18 2  1 план   1 17.0 20.0  кт       Тема урока Кол­  во часов     Введение в астрономию.    фа    Вселенной.  Структура   и   масштабы Далёкие глубины Вселенной   1 1  к рабочей программе по астрономии  основного общего образования,  утвержденной приказом от 02.09.2017г. 133  5.Календарно­тематическое планирование изучения курса астрономии 10 класса (36 часов).    Дата   проведения   часов)       часа)    0  часов)  1  2  3  Раздел 2   Астрометрия                                                                                          ( 5 3  1 4  1 5  1 6  2 7  2 24.0 27.0 31.0 03.0 07.0       Звёздное небо Небесные координаты Видимое   движение   планет   и   Солнца  Движение Луны и затмения  Время и календарь      Раздел 3   Небесная механика                                                                                ( 3 8  2 9  2  2 1 10.0 14.0 17.0     Система мира Законы   Кеплера   движения  планет  межпланетные перелёты Космические   скорости   и    1 1 1 Раздел 4 Строение Солнечной системы                                                              (7 1 1  2  2  2 1  1 21.0 24.0 28.0 03.0      Современные   представления   о строении и составе Солнечной системы    Планета Земля Луна и её влияние на Землю Планеты земной группы     1 1 1 1 Раздел   5    Астрофизика и звёздная астрономия 07.0 10.0 14.0 17.0 21.0 24.0 04.0 07.0 11.0 14.0           Планеты­гиганты.  карлики   Планеты­  Малые тела Солнечной системы Современные   представления   о  происхождении Солнечной системы    1 1 1  Методы исследований   астрофизических Солнце Внутреннее строение и источник   энергии Солнца Основные характеристики звёзд   нейтронные Белые   карлики,   Двойные,   звёзды, кратные и переменные звёзды   чёрные   дыры.   Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд        1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3  3  3  3 4  5  6  7  (7 часов)   3 8   9 3   3 0   4 1   2 4 1 1 2 2 2 2 2  4  4  3  4  часа)  5  6  7  часа)  8  9  0  часа)  1    1 1 1    1 1 1 Раздел 6 Млечный путь ­ наша галактика                                                            (3 2 2 2  4  4  4 18.0 21.0 25.0     Газ и пыль в Галактике Рассеянные и шаровые звёздные  скопления  центре Млечного Пути Сверхмассивная   чёрная   дыра   в Раздел 7 Галактики                                                                                                     (3 2 2 3  4  5  5 28.0 02.0 05.0     Классификация галактик Активные   галактики   и  квазары  Скопления галактик Раздел 8 Строение и эволюция Вселенной                                                           (2 3 3  5  5  2  (3часа)  Раздел 3  12.0 16.0   19.0   9  Конечность   и   бесконечность Расширяющаяся  Вселенной. Вселенная  реликтовое излучение   Модель   «горячей   Вселенной»   и   1 1   Современные   проблемы   астрономии  Ускоренное   расширение  1 26.0 23.0 3 5  5  5  5 3  4  5  6   Приложение №2 30.0 3 3     Оценка ответов учащихся  Оценка   «5»   ― Обнаружение   планет   возле Поиск   жизни   и   разума   во Вселенной и тёмная энергия  других звёзд  Вселенной  Подведение итогов курса    1 1 1  к рабочей программе по астрономии  основного общего образования,  утвержденной приказом от 02.09.2017г №133   Критерии оценивания:   ответ   полный,   самостоятельный   правильный,   изложен   литературным   языком   в определенной   логической   последовательности.   Ученик   знает   основные   понятия   и   умеет   ими оперировать при решении задач. ―  Оценка   «4»     ответ   удовлетворяет   вышеназванным   требованиям,   но   содержит   неточности   в изложении   фактов,   определении   понятий,   объяснении   взаимосвязей,   выводах   и   решении   задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.  Оценка «3»  ―  ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного   материала   при   недостаточной   полноте   усвоения   понятий   или   непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.  Оценка «2»  ―  ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.  Критерии оценивания тестового контроля:  Оценка «2» ­ от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.  Оценка «3» ­ 31 – 50 % правильно выполненных заданий.  Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.  Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.  Оценка самостоятельных и контрольных работ  Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.  Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.  Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более   одной  грубой  ошибки   и  двух   недочётов,  не   более  одной   грубой   ошибки  и  одной  негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   ­  5 недочётов.  Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.  Перечень ошибок:  Грубые ошибки 1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов. 2. Неумение выделять в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения. 4. Небрежное отношение к оборудованию.  Негрубые ошибки 1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.  Недочеты  Небрежное   выполнение   записей,   чертежей,   схем.   Орфографические   и   пунктуационные ошибки.          

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018