Программа по предмету "Астрономия" составлена после введения в обязательное изучение предмета в программу СПО. Рассчитана на 44 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося и 22 часа самостоятельной внеаудиторной работы студента. В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной.Рабочая программа по предмету "Астрономия"
Астрономия РП ЛД.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 1»
СОГЛАСОВАНА
Методическим советом
(протокол от 31.08.2017 № 1)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»
______________ А.Д.Геккиева
01.09. 2017
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОУД.08 Астрономия
код, наименование специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
Москва
2017 РАССМОТРЕНА
Цикловой методической комиссией
№ 1
(протокол от 29.06.2017 № 10)
Разработана на основе ФГОС СОО,
ФГОС СПО по специальности
31.02.03 Лабораторная диагностика
код, наименование специальности
Автор: Страут Е.К. кандидат физикоматематических наук, ведущий
научный сотрудник лаборатории дидактики физики Института Содержания и
Методов Обучения РАО, ведущий специалист Российской академии
образования в области преподавания астрономии.
Составитель:
Давыдова И.В., преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК№1»
Рецензент:
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ
ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
16
17
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
1.1. Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины Астрономия предназначена для
изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения программы подготовки специалиста среднего звена (далее
ППССЗ) по специальности СПО 31.02.03 Лабораторная диагностика на базе
основного общего образования.
Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована другими
профессиональными образовательными организациями,
реализующими
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Дисциплина Астрономия относится к циклу общеобразовательных дисциплин
и направлена на формирование следующих общих компетенций: ОК 114.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
Целями изучения астрономии являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины
мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений
для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
4 — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно
физикоматематических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики,
астрономии и космонавтики
Требования к предметным результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь
уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать
основополагающие астрономические понятия, теории, законы и
закономерности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен понимать
сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
роль отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства, и развитии международного сотрудничества в этой
области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
представление о
иметь
о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной,
пространственновременных масштабах Вселенной;
значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем
научнотехническом развитии;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
1.4.
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой
(проектом) (если предусмотрено)
другие виды самостоятельной работы
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
22
Объем
часов
66
44
22 2.2 Тематический план и содержание дисциплины Астрономия
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрено)
Объем
часов
Уровень
освоения
Наименование
разделов и тем
1
Введение. Предмет
астрономии
Раздел 1. Основы практической астрономии
Тема 1.1.Звезды и
созвездия. Небесные
координаты
2
Содержание учебного материала
1 Астрономия, ее связь с другими науками.
2 Роль астрономии в развитии цивилизации.
3 Структура и масштабы Вселенной.
4 Особенности астрономических методов исследования.
5 Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
6 Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о
небесных телах.
7 Практическое применение астрономических исследований
8 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Самостоятельная работа обучающихся
Звезды и созвездия.
Содержание учебного материала
1
2 Видимая звездная величина.
3 Небесная сфера.
4 Особые точки небесной сферы.
5 Небесные координаты.
6
7 Видимое движение звезд на различных географических широтах.
8 Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат
Звездные карты.
наблюдателя.
9 Кульминация светил.
Самостоятельная работа обучающихся
7
3
2
1
6
2
1
4
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1 Тема 1.2. Годичное
движение Солнца по небу.
Эклиптика
Раздел 2. Строение
Солнечной системы
Тема 2.1. Развитие
представлений о строении
мира
Тема 2.2. Конфигурация
планет. Синодический
период
Раздел 3. Законы
движения небесных тел
Тема 3.1.Законы
движения планет
Солнечной системы
Тема 3.2. Определение
расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе.
Тема 3.3. Движение
Содержание учебного материала
1. Видимое годичное движение Солнца.
2. Эклиптика.
3. Видимое движение и фазы Луны.
4. Затмения Солнца и Луны
5. Время и календарь
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
2. Гелиоцентрическая система мира
3. Становление гелиоцентрической системы мира.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Конфигурации планет и условия их видимости.
2. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Законы движения планет Солнечной системы. Законы Кеплера.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
2.Горизонтальный параллакс.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
8
2
1
6
2
1
2
1
9
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2 небесных тел под
действием сил тяготения
Раздел 4. Природа тел
Солнечной системы
Тема 4.1.
Солнечная система как
комплекс тем
Тема 4.2.Система Земля
Луна
Тема 4.3.
Планеты земной группы
Тема 4.4.
Планетыгиганты
Тема 4.5.
Малые тела Солнечной
системы
Раздел 5. Солнце и звезды
Тема 5.1. Состав и
2. Определение массы небесных тел.
3. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Земля и Луна — двойная планета.
2.Космические лучи.
3.Исследования Луны космическими аппаратами. Программы полета на Луну в СССР и
США. Пилотируемые полеты на Луну.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Планеты земной группы
2.Природа Меркурия, Венеры и Марса
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Планетыгиганты, их спутники и кольца.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды.
2.Метеоры, болиды и метеориты.
3.Астероидная опасность.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Излучение и температура Солнца.
9
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
15
2
1
2
1
2
1
2
1
12
2 строения Солнца
Тема 5.2. Солнечная
активность
Тема 5.3. Звезды.
Расстояния до звезд
Тема 5.4.Массы и
размеры звезд
2.Состав и строение Солнца.
3.Методы астрономических исследований; спектральный анализ.
4.Физические методы теоретического исследования
5.Закон Стефана— Больцмана.
6.Источник энергии Солнца.
7.Атмосфера Солнца
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Солнечная активность
2.Влияние солнечной активности на Землю.
3.Роль магнитных полей на Солнце
4.Солнечноземные связи.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Звезды: основные физикохимические характеристики и их взаимосвязь
2.Годичный параллакс и расстояния до звезд
3.Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
4.Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Массы и размеры звезд
2. Двойные и кратные звезды.
3. Гравитационные волны
4. Модели звезд
5. Переменные и нестационарные звезды
6. Цефеиды — маяки Вселенной.
7. Эволюция звезд различной массы
8. Закон смещения Вина.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Наша Галактика
10
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
3 – Млечный Путь
Тема 6.1.Наша Галактика Содержание учебного материала
1. Размеры и структура галактики.
2. Звездные скопления.
3. Спиральные рукава. Ядро Галактики.
4. Области звездообразования. Вращение Галактики.
5. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Разнообразие мира галактик
2. Квазары.
3. Скопления и сверхскопления галактик.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Основы современной космологии
2.«Красное смещение» и закон Хаббла.
3.Эволюция Вселенной.
4.Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
5.Большой взрыв.
6.Реликтовое излучение
7.Ускорение расширения Вселенной
8.«Темная энергия» и антитяготение.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Проблема существования жизни вне Земли.
2.Условия, необходимые для развития жизни.
3.Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
11
Раздел 7. Строение и
эволюция Вселенной
Тема 7.1. Разнообразие
мира галактик
Тема 7.2. Основы
современной космологии
Раздел 8. Жизнь и разум
во Вселенной
Тема 8.1. Жизнь и разум
во Вселенной
2
1
6
2
1
2
1
4
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1 4.Сложные органические соединения в космосе.
5.Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями
6.Планетные системы у других звезд
7.Человечество заявляет о своём существовании.
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный
зачет
Всего
2
1
1
1
2
2
66
12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению реализации дисциплины Астрономия
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
физики
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся
2. рабочее место преподавателя
3. рабочая доска
4. комплект наглядных пособий по дисциплине (таблицы, видеофильмы)
5. комплект учебнометодической документации
6. учебные дидактические материалы
Технические средства обучения:
1. мультимедиапроектор
2. компьютер
3. интерактивная доска
3.2. Информационнокоммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. ВоронцовВельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия, базовый уровень,
11 класс, М., Дрофа, 2017
Дополнительные источники
2. Брашнов Д.Г., Удивительная астрономия, М.,ЭНАСКНИГА, 2014
3. Засыпкина Е.Ю., Лапин Н.И., Астрономический календарь, Нижний
Новгород, Нижегородский планетарий, 2017
13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
схемы
и
составление
сравнительной
таблицы.
Разноуровневое
тестирование,
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Оценка
участия
обучающихся в беседе,
дискуссии
по
актуальным проблемам
современной
астрономии.
устный и письменный
тематический контроль
по вопросам домашнего
задания,
оценка выступления с
сообщением на заданную
тему,
оценка подготовленной
обучающимся
презентации
или
видеофрагмента по теме
домашнего задания,
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь
Формируемые
общие компетенции
ОК 114
пользоваться
уверенно
астрономической
терминологией и символикой;
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать
основополагающие
астрономические
теории,
закономерности.
понятия,
и
законы
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен понимать
сущность наблюдаемых во
Вселенной явлений;
роль отечественной науки в
освоении и использовании
космического пространства, и
развитии
международного
сотрудничества в этой области.
В результате освоения дисциплины
иметь
обучающийся
представление о
должен
о строении Солнечной системы,
эволюции звезд и Вселенной,
пространственновременных
масштабах Вселенной;
значении
в
практической деятельности
человека и дальнейшем научно
техническом развитии;
астрономии
14 15
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.