Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. Изучение курса рассчитано на 35 часов за 2 года обучения (0,5 часа в неделю второе полугодие 10 класса, 0,5 часа в неделю первое полугодие 11 класса). В программе представлен перечень наблюдений., содержание обучения астрономии, календарно-тематическое планирование и результаты освоения курса.
раб программа по АСТРОНОМИИ 10-11.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кочкинская средняя общеобразовательная школа »
«Принято»
Руководитель МО
______________/______________/
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20____г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ
«КСОШ »
________________/______________/
ФИО
«___» _________ 20____г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «КСОШ»
______________/______________ /
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20____г.
Рабочая программа
по предмету «Астрономия» 1011 класс
основного общего образования на 2018–2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по астрономии 11 класс.
Авторы программы: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс :
рабочая программа к УМК Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута :
учебнометодическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с.
Составитель: Николенко А.П., учитель физики МКОУ «Кочкинская СОШ»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___________
от «____» __________
20 __г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на
рабочую программу к УМК Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в
Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических
законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и
их систем, а также самой Вселенной.
Место предмета в учебном плане
Изучение курса рассчитано на 35 часов за 2 года обучения (0,5 часа в неделю второе полугодие 10 класса, 0,5 часа в неделю первое полугодие
11 класса). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика
планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны
проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время
недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их
видимости.
Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4.Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.
Результаты освоения курса
В результате учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление:
o о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;
o о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и
метод анализа данных;
o о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
o об истории науки;
o о новейших разработках в области науки и технологий;
o о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и т. п.);
o о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
o решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
o использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
o использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач,
возникающих в культурной и социальной жизни;
o использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
o использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской
работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебноисследовательской и проектной
деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их
при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
1011 класс (35 ч, по 0,5 ч в неделю)
Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономическихмето
дов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
СОДЕРЖАНИЕ
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических
широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы, законы движения небесных тел. (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием
сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Ис
следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние
на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Наша галактика. Строение и эволюция Вселенной (2ч.+2 ч.)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и
сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Способы проверки достижения результатов обучения
При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения
материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается
сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается
участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной
деятельности.
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных
проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть
организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение
учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать
выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом
погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в
разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия,
история и др.).
Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и
поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.
Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть
традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на
уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются
и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.
Формы организации учебной деятельности
Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с
контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности
определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Возможны следующие
организационные формы обучения:
классноурочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, урокизачеты, уроки — защиты творческих заданий).
В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных
связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;
индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его
способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям,
собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;
групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки
объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии
компьютерного класса, обсуждение минизадач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;
самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения
приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Информационнообразовательная среда линии
Для реализации Рабочей программы используется учебнометодический комплект, включающий:
1. ВоронцовВельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017.
2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
3. Рабочая программа к УМК Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута : учебнометодическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа,
2017. Календарнотематическое планирование
1011класс ( 35 часов, по 0,5 часа в неделю)
№
п/п
1/1
2/2
Название разделов
Тема разделов
Тема уроков
Всего
часов
Дата
Дом. Задание.
Содержание урока, реферативное описание
Виды и формы организации
темы.
учебных занятий, деятельность
учащихся
1
1
Астрономия, ее связь с
другими науками. Роль
астрономии в развитии
цивилизации. Структура и
масштабы Вселенной.
Особенности астрономи
ческих методов
исследования. Наземные и
космические телескопы,
принцип их работы.
Наблюдения — основа
Тема 1. Предмет астрономии 2 ч.
п.12
Астрономия, ее связь с другими науками.
Развитие астрономии было вызвано
практическими потребностями человека,
начиная с глубокой древности. Астрономия,
математика и физика развивались в тесной
связи друг с другом. Структура и масштабы
Вселенной
Наземные и космические приборы и методы
исследования астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы.
п.12
Всеволновая астрономия
Поиск примеров, подтверждающих
практическую направленность
астрономии
Применение знаний, полученных в
курсе физики, дляописании
устройства телескопа.
Характеристика преимуществ
наблюдений, проводимых из
космоса астрономии
1/3
2/4
Звезды и созвездия Видимая
звездная
величина. Небесная сфера.
Особые точки небесной
сферы. Небесные
координаты. Звездные карты..
Связь видимого
расположения объектов на
небе и географических
координат наблюдателя.
Видимое движение звезд на
различных географических
широтах.
3/5
Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика.
4/6
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.
1
1
1
1
Тема 2. Основы практической астрономии (5 ч)
п.34,
п 5
п.6
п.78
Эклиптика и зодиакальные созвездия.
Наклон эклиптики к небесному экватору.
Положение Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и солнцестояний. Изменение
в течение года продолжительности дня и
ночи на различных географических широтах
Высота полюса мира над горизонтом и ее
зависимость от географической широты
места наблюдения. Небесный меридиан.
Кульминация светил. Определение
географической широты по измерению
высоты звезд в момент их кульминации
Эклиптика и зодиакальные созвездия.
Наклон эклиптики к небесному экватору.
Положение Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и солнцестояний. Изменение
в течение года продолжительности дня и
ночи на различных географических широтах
Подготовка презентации об
истории названий созвездий и
звезд.
Применение знаний, полученных в
курсе географии, о составлении
карт в различных проекциях.
Работа со звездной картой при
организации и проведении
наблюдений
Характеристика отличительных
особенностей суточного движения
звезд на полюсах, экваторе и в
средних широтах Земли
Характеристика особенностей
суточного движения Солнца на
полюсах, экваторе и в средних
широтах Земли
Луна — ближайшее к Земле небесное тело,
ее единственный естественный спутник.
Период обращения Луны вокруг
Земли и вокруг своей оси — сидерический
(звездный) месяц. Синодический месяц —
период полной смены фаз Луны. Условия
наступления солнечных и лунных затмений.
Их периодичность. Полные, частные и
Изучение основных фаз Луны.
Описание порядка их смены.
Анализ причин, по которым Луна
всегда обращена к Земле одной
стороной.
Описание взаимного расположения
Земли, Луны и Солнца в моменты
затмений. Объяснение причин, по 5/7
Время и календарь.
1/8
2/9
Развитие представлений о
строении мира.
Геоцентрическая система
мира. Становление гелио
центрической системы мира.
Становление гелио
центрической системы мира.
Конфигурации планет и
условия их видимости.
Синодический и
сидерический (звездный)
периоды обращения планет
Синодический период.
1/10
Законы Кеплера.
Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный
1
1
1
1
п.9
кольцеобразные затмения Солнца. Полные и
частные затмения Луны. Предвычисление
будущих затмений
Точное время и определение
географической долготы. Часовые пояса.
Местное и поясное, летнее и зимнее время.
Календарь — система счета длительных
промежутков времени. История календаря.
Високосные годы. Старый и новый стиль
которым затмения Солнца и Луны
не происходят каждый месяц
Подготовка и презентация
сообщения об истории календаря.
Анализ необходимости введения
часовых поясов, високосных лет и
нового календарного стиля
Тема 3. Строение Солнечной системы (2 ч)
п.10
п.1011
Геоцентрическая система мира Аристотеля
Птолемея. Система эпициклов и
дифферентов для объяснения
петлеобразного движения планет. Создание
Коперником гелиоцентрической системы
мира. Роль Галилея в становлении новой
системы мира
Внутренние и внешние планеты.
Конфигурации планет: противостояние и
соединение. Периодическое изменение
условий видимости внутренних и внешних
планет. Связь синодического и
сидерического (звездного) периодов
обращения планет
Подготовка и презентация
сообщения о значении открытий
Коперника и Галилея для
формирования научной картины
мира.
Объяснение петлеобразного
движения планет с использованием
эпициклов и дифферентов
Описание условий видимости
планет, находящихся в различных
конфигурациях. Решение задач на
вычисление звездных периодов
обращения внутренних и внешних
планет
Тема 4.Законы движения небесных тел (5 ч)
п.12
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение
скорости движения планет по
эллиптическим орбитам. Открытие
Кеплером законов движения планет —
Анализ законов Кеплера, их
значения для развития физики и
астрономии. Решение задач на
вычисление расстояний планет от параллакс.
2/11 Определение расстояний и
размеров тел в Солнечной
системе.
3/12 Определение массы небесных
тел. Законы движения планет
Солнечной системы
1
1
.Практическая работа с
планом Солнечной системы.
п.13
п.13
4/13 Движение небесных тел под
1
п.14
действием сил тяготения.
Определение массы небесных
тел.
п.14
1
1
5/14 Движение искусственных
спутников и космических
аппаратов (КА).
1/15 Солнечная система как
комплекс тел, имеющих
общее происхождение.
Космические лучи. Планеты
земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса
Малые тела Солнечной
важный шаг на пути становления механики.
Третий закон — основа для вычисления
относительных расстояний планет от
Солнца
Размеры и форма Земли. Триангуляция.
Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы
План Солнечной системы в масштабе 1 см к
30 млн км с указанием положения планет на
орбитах согласно данным «Школьного
астрономического календаря» на текущий
учебный год
Подтверждение справедливости закона
тяготения для Луны и планет. Возмущения в
движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение
массы небесных тел. Масса и плотность
Земли. Приливы и отливы
Время старта КА и траектории полета к
планетам и другим телам Солнечной
системы. Выполнение маневров,
необходимых для посадки на поверхность
планеты или выхода на орбиту вокруг нее
Солнца на основе третьего закона
Кеплера
Решение задач на вычисление
расстояний и размеров объектов
Построение плана Солнечной
системы в принятом масштабе
суказании ем положения планет на
орбитах. Определение
возможности их наблюдения на
заданную дату
Решение задач на вычисление
массы планет. Объяснение
механизма возникновения
возмущений и приливов
Подготовка и презентация
сообщения о КА, исследующих
природу тел Солнечной системы
Тема 5. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
п.1516
Гипотеза о формировании всех тел
Солнечной системы в процессе длительной
эволюции холодного газопылевого облака.
Объяснение их природы на основе этой
гипотезы
Анализ основных положений
современных представлений о
происхождении тел Солнечной
системы системы: астероиды,
планетыкарлики, кометы,
метеороиды. Метеоры,
болиды и метеориты.
Астероидная опасность.
2/16
Земля и Луна двойная
планета. Исследования Луны
космическими аппаратами.
Пилотируемые поле ты на
Луну.
3/17 Две группы планет.
4/18 Природа планет земной
группы
1
1
1
п.17
п.18
п.18
Краткие сведения о природе Земли.
Условия на поверхности Луны. Два типа
лунной поверхности — моря и материки.
Горы, кратеры и другие формы рельефа.
Процессы формирования поверхности Луны
и ее рельефа. Результаты исследований,
проведенных автоматическими аппаратами
и астронавтами. Внутреннее строение Луны.
Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы
освоения Луны
На основе знаний из курса
географии сравнение природы
Земли с природой Луны.
Объяснение причины отсутствия у
Луны атмосферы. Описание
основных форм лунной
поверхности и их происхождения.
Подготовка и презентация
сообщения об исследованиях
Луны, проведенных средствами
космонавтики
Анализ основных характеристик планет.
Разделение планет по размерам, массе и
средней плотности. Планеты земной группы
и планетыгиганты. Их различия
Анализ табличных данных,
признаков сходства и различий
изучаемых объектов,
классификация объектов
Сходство внутреннего строения и
химического состава планет земной группы.
Рельеф поверхности. Вулканизм и
тектоника. Метеоритные кратеры.
Особенности температурных условий на
Меркурии, Венере и Марсе. Отличия
состава атмосферы Земли от атмосфер
Марса и Венеры. Сезонные изменения в
атмосфере и на поверхности Марса.
Состояние воды на Марсе в прошлом и в
настоящее время. Эволюция природы
планет. Поиски жизни на Марсе
На основе знаний физических
законов объяснение явлений и
процессов, происходящих в
атмосферах планет. Описание и
сравнение природы планет земной
группы. Объяснение причин
существующих различий.
Подготовка и презентация
сообщения о результатах
исследований планет земной
группы 5/19 Урокдисскусия
«Парниковый эффект: польза
или вред?»
6/20 Планетыгиганты, их
спутники и кольца.
7/21 Малые тела Солнечной
системы
1
1
1
Презентации.
п.19
п.20
8/22 Малые тела Солнечной
1
.
п.20
системы: астероиды,
планетыкарлики, кометы,
метеороиды. Метеоры,
болиды и метеориты.
Астероидная опасность
Обсуждение различных аспектов проблем,
связанных с существованием парникового
эффекта и его роли в формировании и
сохранении уникальной природы Земли
Химический состав и внутреннее строение
планетгигантов.
Источники энергии в недрах планет.
Облачный покров и атмосферная
циркуляция. Разнообразие природы
спутников. Сходство природы спутников с
планетами земной группы и Луной. Наличие
атмосфер у крупнейших спутников.
Строение и состав колец
Подготовка и презентация
сообщения по этой проблеме.
Участие в дискуссии
На основе знаний законов физики
описание природы планет
гигантов. Подготовка и
презентация сообщения о новых
результатах исследований планет
гигантов, их спутников и колец.
Анализ определения понятия
«планета»
Астероиды главного пояса. Их размеры и
численность. Малые тела пояса Койпера.
Плутон и другие карликовые планеты.
Кометы. Их строение и состав. Орбиты
комет. Общая численность комет.
Описание внешнего вида
астероидов и комет. Объяснение
процессов, происходящих в
комете, при изменении ее
расстояния от Солнца.
Кометное облако Оорта. Астероидно
кометная опасность. Возможности и
способы ее предотвращения
Подготовка и презентация
сообщения о способах
обнаружения опасных космических
объектов и предотвращения их
столкновения с Землей
Одиночные метеоры. Скорости встречи с
Землей. Небольшие тела (метеороиды).
Метеорные потоки, их связь с кометами.
Крупные тела. Явление болида, падение
метеорита. Классификация етеоритов:
На основе знания законов физики
описание и объяснение явлений
метеора и болида. Подготовка
сообщения о падении наиболее
известных метеоритов
1/23 Излучение и температура
1
п.21
Источник энергии Солнца и звезд —
На основе знаний физических
железные, каменные, железокаменные
Тема 6. Солнце и звезды (6 ч) Солнца. Состав и строение
Солнца. Методы
астрономических
исследований; спектральный
анализ. Физические методы
теоретического
исследования. Закон Стефана
— Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера
Солнца. Солнечноземные
связи.
2/24 Солнечная активность и ее
1
п.21
влияние на Землю. Роль
магнитных полей на Солнце.
Солнечно
земные связи
п.2223
3/25
Звезды: основные физико
химические характеристики
и их взаимосвязь. Годичный
параллакс и расстояния до
звезд. Светимость, спектр,
цвет и температура
различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма
«спектр — светимость»
(«цвет — светимость»).
Массы и размеры звезд
Физическая природа звезд.
4/26 Переменные и
нестационарные звезды.
1
1
термоядерные реакции. Перенос энергии
внутри Солнца. Строение его атмосферы.
Грануляция. Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных нейтрино.
Значение этого открытия для физики и
астрофизики
законов описание и объяснение
явлений и процессов, наблюдаемых
на Солнце. Описание процессов,
происходящих при термоядерных
реакциях протонпротонного цикла
Проявления солнечной активности:
солнечные пятна, протуберанцы, вспышки,
корональные выбросы массы. Потоки
солнечной плазмы. Их влияние на состояние
магнитосферы Земли. Магнитные бури,
полярные сияния и другие геофизические
явления, влияющие на радиосвязь, сбои в
линиях электропередачи. Период изменения
солнечной активности
Звезда — природный термоядерный
реактор. Светимость звезды. Многообразие
мира звезд. Их спектральная
классификация. Звездыгиганты и звезды
карлики. Диаграмма «спектр —
светимость». Двойные и кратные звезды.
Звездные скопления. Их состав и возраст
На основе знаний о плазме,
полученных в курсе физики,
описание образования пятен,
протуберанцев и других
проявлений солнечной активности.
Характеристика процессов
солнечной активности и механизма
их влияния на Землю
Определение понятия «звезда».
Указание положения звезд на
диаграмме «спектр — светимость»
согласно их характеристикам.
Анализ основных групп диаграммы
п.24
Цефеиды — природные автоколебательные
системы. Зависимость «период —
На основе знаний по физике
описание пульсации цефеид как Цефеиды — маяки
Вселенной.
5/27 Двойные и кратные звезды.
1
п.23
Гравитационные волны
Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки
Вселенной. Закон смещения
Вина.состав и внутреннее
строение. Эволюция звезд
различной массы.
6/28 Проверочная работа «Солнце
1
и Солнечная система».
светимость». Затменнодвойные звезды.
Вспышки Новых — явление в тесных
системах двойных звезд. Открытие
«экзопланет» — планет и планетных систем
вокруг других звезд
Зависимость скорости и продолжительности
эволюции звезд от их массы. Вспышка
Сверхновой — взрыв звезды в конце ее
эволюции. Конечные стадии жизни звезд:
белые карлики, нейтронные звезды
(пульсары), черные дыры
автоколебательного процесса.
Подготовка сообщения о способах
обнаружения «экзопланет» и
полученных результатах
На основе знаний по физике оценка
времени свечения звезды по
известной массе запасов водорода;
для описания природы объектов на
конечной стадии эволюции звезд
Анализ ошибок
в самост.
работе. Пов.
Гл.5
Проверочная работа по темам: «Строение
Солнечной системы», «Природа тел
Солнечной системы», «Солнце и звезды»
Подготовка к проверочной работе.
Повторение:
—основных вопросов тем;
—способов решения задач;
—приемов практической работы с
планом Солнечной системы
Наша Галактика.
1/29
2/30 Наша Галактика.
1
1
п.25
п.25
Размеры и строение Галактики.
Расположение и движение Солнца. Плоская
и сферическая подсистемы Галактики. Ядро
и спиральные рукава Галактики. Вращение
Галактики и проблема «скрытой массы»
Описание строения и структуры
Галактики. Изучение объектов
плоской и сферической подсистем.
Подготовка сообщения о развитии
исследований Галактики
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его
состав. Области звездообразования.
Обнаружение сложных органических
молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной
среды. Планетарные туманности — остатки
вспышек Сверхновых звезд
На основе знаний по физике
объяснение различных механизмов
радиоизлучения. Описание
процесса формирования звезд из
холодных газопылевых облаков 3/31 Другие звездные системы –
1
п.26
галактики.
4/32 Космология начала ХХ века.
1
п.27
5/33 Основы современной
1
.
п.27
космологии.
1/34 Урок – конференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»
2/35 Урок – конференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»
1
1
п.28. Комп.
презентации.
п.28. Комп.
презентации.
Спиральные, эллиптические и неправильные
галактики. Их отличительные особенности,
размеры, масса, количество звезд.
Сверхмассивные черные дыры в ядрах
галактик. Квазары и радиогалактики.
Взаимодействующие галактики. Скопления
и сверхскопления галактик
Общая теория относительности.
Стационарная Вселенная А. Эйнштейна.
Вывод А. А. Фридмана о нестационарности
Вселенной. «Красное смешение» в спектрах
галактик и закон Хаббла. Расширение
Вселенной происходит однородно и
изотропно
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале
Вселенной, ее обоснование и
подтверждение. Реликтовое излучение.
Теория Большого взрыва. Образование
химических элементов. Формирование
галактик и звезд. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение
Проблема существования жизни вне Земли.
Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Сложные органические соединения
в космосе. Современные возможности
радиоастрономии и космонавтики для связи
Определение типов галактик.
Подготовка сообщения о наиболее
интересных исследованиях
галактик, квазаров и других
далеких объектов
Применение принципа Доплера для
объяснения «красного мещения».
Подготовка сообщения о
деятельности Хаббла и Фридмана.
Доказательство справедливости
закона Хаббла для наблюдателя,
расположенного в любой галактике
Подготовка и презентация
сообщения о деятельности Гамова
и лауреатов Нобелевской премии
по физике за работы по
космологии
Подготовка и презентация
сообщения о современном
состоянии научных исследований
по проблеме существования
внеземной жизни во Вселенной.
Участие в дискуссии по этой
проблеме
Подготовка и презентация
сообщения о современном
состоянии научных исследований с другими цивилизациями. Планетные
системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании
по проблеме существования
внеземной жизни во Вселенной.
Участие в дискуссии по этой
проблеме
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Рабочая программа по астрономии 10 - 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.