Рабочая программа по астрономии разработана для учащихся 10 - 11 классов из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год, 68 часов на весь курс, при возможности выделения из учебного плана школьного компонента 1 час в неделю. В случае определения 1 часа, данная рабочая программа легко трансформируется в 34 учебных часа и выдаётся либо в 10 либо в 11 классе.
рабочая программа по астрономии.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 п. Михайловка
Принято решением
Методического совета
МКОУ СОШ № 3. п.
Михайловка
Протокол № _________
от ____________20 г.
Введено в действие приказом
директора МКОУ СОШ № 3п.
Михайловка
№_____от___________20 г.
Директор школы____________
Рабочая программа по астрономии
1011 класс
Количество часов за курс/год 68/34
Составитель: Спешилова Оксана Александровна
учитель физики высшей квалификационной категории
п. Михайловка 20 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004
г. №1089», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.
2017г., № ТС194/08 «Об организации учебного предмета «Астрономия», информационно
методического письма ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»,
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом,
основной
общеобразовательной программы основного среднего образования МКОУ СОШ №3 п.
Михайловка, учебник «Астрономия. Базовый уровень» 11 класс, ВоронцовВельяминов
Б.А., Страут Е.К., «Дрофа».
Астрономия одна из древнейших естественных наук относится к областям человеческих
знаний, динамично развивающаяся в ХХХХI веках. Изучение астрономии влияет на
формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.
Программа по астрономии направлена на изучение достижений современной науки и
техники, формирование основ знаний о методах, результатах исследований,
фундаментальных законах природы небесных тел, развитие познавательных способностей,
естественнонаучной компетентности выпускников школы.
Программа по изучению астрономии в 1011 классах направлена на достижение
следующих целей:
осознание роли астрономии в познании и формировании единой картины мира, научного
мировозрения;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции
Вселенной, пространстве и времени, о наиболее важных астрономических открытиях,
учёных, внёсших неоценимый вклад в освоение космического пространства, в развитие
науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел на звёздном
небе, определять местоположение астрономических объёктов, в том числе с помощью
компьютерных программ;
формирование навыков использования естественнонаучных и физикоматематических
знаний, достижений астрофизики, космофизики по наблюдению за космическим
пространством, по анализу за наблюдаемыми и изучаемыми космическими явлениями.
Задачи изучения астрономии по формированию естественнонаучной грамотности
обучающихся:
формировать гражданскую позицию по вопросам развития естественных наук, гордиться
достижениями отечественной науки.
научить аргументировано отстаивать свою позицию по конкретным научным задачам,
интерпретировать полученные данные, делать выводы опираясь на свои компетенции в
области естественнонаучного исследования. Место предмета в учебном плане:
Программа курса по астрономии 1011 класса рассчитана на 34 часа в 10 классе и 34 часа
в 11 классе, 1 час в неделю, за счёт компонента учебного плана образовательной
организации. Рабочая программа является составной частью основной образовательной
программы школы, разработана по учебнику, в соответствии с требованиями ФГОС по
реализации
актуальных в настоящее время компетентностного, личностно
ориентированного, деятельностного подходов к обучению.
Планируемые результаты изучения предмета «Астрономия»:
Личностные результаты:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а
также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Предметные результаты:
обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы;
создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, видов и способов деятельности (системнодеятельностный подход).
В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а
добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования,
мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернетресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Содержание предмета «Астрономия»: I. Введение в астрономию, звёздное небо (14часов)
Предмет астрономии в развитии цивилизации (что изучает астрономия, роль наблюдений в
астрономии, связь астрономии с другими науками, эволюция взглядов человека на
Вселенную). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида
звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система
координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида
звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное
движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения
географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места
наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением,
зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь
времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
Практическое применении астрономических исследований.
История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полёт Ю.А. Гагарина.
Достижения современной космонавтики.
II. Строение темы «Солнечная система» (10часов)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет,
сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о
Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира,
гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы
Кеплера законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение
Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна,
законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной
системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил,
радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
III. Физическая природа тел солнечной системы (9 часов)
Система "Земля Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна спутник Земли,
солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на Луне, поверхность
Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы,
поверхности). Планетыгиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники,
кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс
астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты).
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и
болиды, метеорные потоки). Астероидная опасность.
IV. Солнце и звезды (19 часов)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение
атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность).
Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон протонный цикл, понятие о
моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы
использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение,
корпускулярное излучение, проблема "Солнце Земля"). Расстояние до звезд (определение
расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины).
Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости
звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд
(цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние
плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр
светимость", соотношение "массасветимость", вращение звезд различных спектральных
классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс
звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, квазары).
новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и
сверхновые). Проблема существования жизни во Вселенной. Роль магнитных полей на
Солнце.
V. Галактика. Строение и эволюция Вселенной (14 часов)
Наша Галактика (состав звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение
звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение
размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и
активность ядер галактик,
Метагалактика (системы галактик и
крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей
Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд
(возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет
(возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной
системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении
планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных
цивилизаций).
VI. Повторительно – обобщающие уроки (2 часа)
Современные открытия в области астрономии.
Астрономическая картина мира – картина строения и эволюции Вселенной.
VII. Знаменательные даты в ходе уроков:
04.10.2017г. 60летие полёта первого искусственного спутника Земли
04.10.2017г. 10.10.2017г – Всемирная неделя космоса.
12.04.2017г – День космонавтики
17.09.1857г. день рождения К.Э. Циалковского
19.02.1473г. день рождения Н. Коперника
12.03.1863г. день рождения В.И. Вернадского, российского испытателя
15.04.1993г. день рождения Б.Н. Стругацского, российского писателяфантаста
Учебно – тематический план курса астрономии 1011 класса
Содержание программного материала
Количество часов
10 класс
Тема 1. Введение в астрономию.
Тема 2. Звёздное небо
Тема 3. Строение Солнечной системы.
Тема 4. Физическая природа тел Солнечной системы.
11 класс
Тема 5. Солнце
Тема 6. Звёзды
Тема 7. Наша Галактика
Тема 8. Строение и эволюция Вселенной.
Повторительно – обобщающие уроки.
Знаменательные даты
7
7
10
9
9
10
10
4
2 Итого
68
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения астрономии ученик 11 класса:
Научится понимать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка,
Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония,
космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные
точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор,
метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне,
небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория,
орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их
классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп,
терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра,
эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,
возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики
планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила,
космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и
сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел
Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, ГерцшпрунгаРассела, Амбарцумяна, Барнарда,
Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
Получит возможность научиться:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностноориентационной,
смыслопоисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально
трудового выбора.
―
Критерии оценивания устного ответа:
Оценка ответов учащихся
ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком
Оценка «5»
в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет
ими оперировать при решении задач.
Оценка «4»
ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности
в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении
задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3»
ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает
понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или
―
― непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной
карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2»
ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание
изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной
картой, решать задачи.
Оценка «1»
ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.
―
―
Критерии оценивания самостоятельных письменных работ:
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и
одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или
правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «1» от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.
Оценка «2» от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Материальнотехническое, информационное, учебнометодическое
выполнения программы:
обеспечение
оптические инструменты (бинокль, телескоп);
демонстрационные модели внешнего вида небесных тел (глобус звёздного неба, Луны,
теллурий);
демонстрационные печатные пособия (карта звёздного неба, портреты учёных);
-информационные ресурсы (астрономические календари,
DVD носители,
Презентации и видеофильмы по темам курса астрономии, «Космоспространство и
время»2016)
http:www.astronet.ru;
http:www.sai.msu.ru;
http:www.izmiran.ru;
http:www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia и другие.
Программа для общеобразовательных учреждений ФИЗИКА. АСТРОНОМИЯ. 711
КЛАССЫ. Составители Коровин В.А., Орлов В.А. – Москва, «Дрофа», 2010г.,
учебник «Астрономия. Базовый уровень» 11 класс, ВоронцовВельяминов Б.А., Страут
Е.К., «Дрофа».
CD,
Календарнотематическое планирование по астрономии в 1011 класс
10 класс Дата
Тема урока
№ по
порядку
/урока
в теме 1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/1
9/2
10/3
11/4
12/5
13/6
14/7
15/1
16/2
17/3
18/4
19/5
20/6
21/7
22/8
23/9
Введение в астрономию 7 часов
Предмет астрономии. Методы наблюдения за Вселенной.
Звездное небо.
Наблюдение осеннего звёздного неба. Телескоп
Изменение звездного неба в течение суток.
Изменение звездного неба в течение года. Гороскоп.
Семинар: «Звёздное небо в легендах»
Самостоятельная работа «Введение в астрономию».
Звёздное небо – 7 часов
Карта звёздного неба.
Небесная сфера и небесные координаты.
Способы определения географической широты
Основы изменения времени
Практическая работа «Построение небесной сферы по заданной
широте наблюдения»
Практическая работа «Построение небесной сферы по заданным
координатам»
Самостоятельная работа «Небесная сфера и небесные координаты»
Строение Солнечной системы 10ч
Развитие представлений о Солнечной Системе.
Состав Солнечной Системы
Видимое движение планет
Законы Кеплера
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера
Методы определения расстояний до тел Солнечной Системы и
размеров этих небесных тел.
Решение задач на определение расстояний по параллаксам светил
Решение задач на определение линейных размеров тел Солнечной
Системы
Практическая работа (подготовка проектов) «Строение Солнечной
Системы» 24/10
25/1
26/2
27/3
28/4
29/5
30/6
31/7
32/8
33/9
34/1
11 класс
№ по
порядку
/урока
в теме
1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8
Семинар –практикум «Строение Солнечной Системы»
Физическая природа тел Солнечной системы 9ч
Планета Земля. Эволюция планеты, происхождение жизни на Земле
Система Земля –Луна.
Природа Земли, Луны.
Наблюдение Луны
Планеты Земной группы.
ПланетыГиганты
Малые тела Солнечной Системы. Астероиды и метеориты. Кометы и
метеоры.
Планета Земля в составе Солнечной Системы (экскурсия в
планетарий)
Самостоятельная работа «Природа тел Солнечной Системы)
Повторение, обобщение «Солнечная Система»
Дата
Тема урока
Солнце и звёзды – 9 часов
Солнце. Размеры, масса и светимость
Химический состав Солнца
Строение атмосферы Солнца. Солнечная активность.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Решение задач на оценку давления и температуры в центре Солнца
Солнце и жизнь на Земле
Самостоятельная работа «Солнце»
Наблюдение Солнечного диска. Экскурсия в планетарий 9/9
10/1
11/2
12/3
13/4
14/5
15/6
16/7
17/8
18/9
19/10
20/1
21/2
22/3
23/4
24/5
25/6
26/7
27/8
28/9
29/10
30/1
31/2
32/3
Семинар: «Проблема «СолнцеЗемля»
Звёзды10ч
Расстояния до звёзд. Видимые и абсолютные звёздные величины.
Решение задач на определения расстояний до звёзд
Пространственные скорости звёзд
Физическая природа звёзд
Решение задач на определение светимости звезды
Связь между физическими характеристиками звёзд
Самостоятельная работа по диаграмме «спектрсветимости»
Двойные Звёзды
Физические переменные, новые и сверхновые звёзды.
Чёрные дыры
Наша Галактика10ч
Состав нашей Галактики
Виды галактик и туманностей
Вращение Галактики и движение звёзд в ней
Другие галактики
Метагалактика и её расширение
Наблюдение «Млечного Пути»
Гипотеза «горячей Вселенной»
Практическая работа «Космологические модели Вселенной»
Астрономический диктант по определениям и терминам астрономии
Семинар: «Горячая Вселенная»
Строение и эволюция Вселенной4часа
Происхождение и эволюция галактик и звёзд
Происхождение планет
Проблема внеземных цивилизаций 33/4
34/1
Семинар: «Жизнь и разум во Вселенной»
Обобщение курса астрономии
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Рабочая программа по астрономии 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.