Рабочая программа по биологии
Оценка 5

Рабочая программа по биологии

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на уровень обучения 5-9 классы. Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по биологии под редакцией В.В.Пасечника (5-6, 8-9 классы) и программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (7 класс). Программа состоит из разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета и тематическое планирование.
рабочая программа по биологии 5-9.docx
1 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно­правовой документ   для   организации   учебного   процесса   в   Муниципальном   казенном общеобразовательном учреждении «Толпинская средняя общеобразовательная школа». Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания   курса   биологии   для   основной   школы   и   предназначена   для   реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения. Рабочая   программа   по   биологии   для   основной   школы   составлена   на   основе следующих нормативно­правовых документов:  Фундаментального ядра содержания общего образования.   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   общего образования.   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России.  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.   Программы развития и формирования универсальных учебных действий.  Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Толпинская СОШ».  Примерной программы по биологии.   Рабочей   программы   по   биологии   под   редакцией   В.В.Пасечника   (5­6,   8­9 классы)   и   программы   авторского   коллектива   под   руководством   И.Н. Пономаревой (7 класс). Данную   рабочую   программу   реализуют   учебники,   рекомендованные     МО   РФ   к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и содержание которых соответствует ФГОС ООО. Учебники:  #   В.В.   Пасечник   Биология.   Бактерии,   грибы,   растения.   5   класс:   учебник   для общеобразовательных учреждений.  – М.: Дрофа, 2015г. #   В.В.   Пасечник   Биология.   Многообразие   покрытосеменных   растений.   6   класс: учебник для общеобразовательных учреждений.  – М.: Дрофа, 2014г. #   В.М.Константинова, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. И.Н.Пономаревой. ­ М.: Вентана­Граф, 2014. #  Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек. 8класс» – М.: Дрофа, 12014. #  А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9класс». – М.: Дрофа, 2015. Биология входит в предметную область «Естественно­научные предметы». Рабочая программа   разработана   в   соответствии   с   учебным   планом   для   основного   общего образования.   Биология   в   основной   школе   изучается   с   5   класса   по   9   класс.   Согласно учебному плану МКОУ «Толпинская средняя общеобразовательная школа»  общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах, 70 ч (2 ч в неделю) 9 классе. На  изучение биологии в 7, 8 классах в федеральном компоненте отводится по 34 часа (1 час в неделю). Были  добавлены из компонента образовательного учреждения по одному   часу. Данная рабочая программа по биологии предусматривает обучение биологии в 7, 8 классах объеме по  68 часов (2 часа в неделю). 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета Требования   к   результатам   освоения   курса   биологии   в   основной   школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, мета­предметные и предметные результаты освоения предмета. Личностным  результатом   обучения   биологии   в   основной   школе   является формирование   всесторонне   образованной,   инициативной   и   успешной   личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения биологии: 1)   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и уважения   к   Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину;   осознание   единства географического   пространства   России   как   единой   среды   проживания   населяющих   её народов, определяю­щей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, гуманистических   и   традиционных   ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;   усвоение   2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе   ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений   с   учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства   Земли   и   её   крупных   районов   и   стран,   о   России   как   субъекте   мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 4)   формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре,   национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к   другому   человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере;   готовности   и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на   основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех   её   проявлениях   и   необходимости   ответственного,   бережного   отношения   к окружающей среде и рационального природопользования; 10)   осознание   значения   семьи   в  жизни   человека   и   общества,   ценности   семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; 3 • • • • (выполнения проекта); исправлять ошибки самостоятельно; работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости, 11)   развитие   эмоционально­ценностного   отношения   к   природе,   эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные  результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.  Регулятивные УУД: –   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную   проблему, • определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели; составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы в   диалоге   с   учителем   совершенствовать   самостоятельно   выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: –   формирование   и   развитие   посредством   биологического   знания   познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; –   умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: •   анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и   явления, выявлять причины и следствия простых явлений; •   осуществлять   сравнение,   сериацию   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая основания и  критерии  для указанных логических операций;  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); •   строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; •   создавать   схематические   модели   с   выделением   существенных   характеристик объекта;  •   составлять   тезисы,   различные   виды   планов   (простых,   сложных   и   т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); • вычитывать все уровни текстовой информации;  ­ умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать информацию; ­   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования, информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Коммуникативные УУД: ­     умение организовывать   учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и 4 разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  ­       умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и регуляции  своей  деятельности;   владение  устной  и  письменной  речью, монологической контекстной речью. Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:  •   усвоение   системы   научных   знаний   о   живой   природе   и   закономерностях   её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;  •формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о биологических   объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   основных биологических   теориях,   об   экосистемной   организации   жизни,   о   взаимосвязи   живого   и неживого   в   биосфере,   о   наследственности   и   изменчивости;   овладение   понятийным аппаратом биологии;  •приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и   проведения несложных   биологических   экспериментов   для   изучения   живых   организмов   и   человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;   •формирование   ос   нов   экологической   грамотности:   способности   оценивать последствия   деятельности   человека   в   природе,   влияние   факторов   риска   на   здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по   отношению   к   живой   природе,   здоровью   своему   и   окружающих;   осознание необходимости   действий   по   сохранению   биоразнообразия   и   природных   местообитаний, видов растений и животных;  •объяснение   роли   биологии   в   практической   деятельности   людей,   места   и   роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; •овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов;  •формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты   здоровья   людей   в   условиях   быстрого   изменения   экологического   качества окружающей среды;  •освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации тру да и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. В результате изучения курса биологии в основной школе:  Выпускник  научится  пользоваться   научными   методами   для   распознания биологических проблем;  давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,   закономерностям,   их   роли   в   жизни   организмов   и   человека;   проводить наблюдения   за   живыми   объектами,   собственным   организмом;   описывать   биологические объекты,   процессы   и   явления;   ставить   несложные   биологические   эксперименты   и интерпретировать их результаты. Выпускник   системой   биологических   знаний   –   понятиями, закономерностями,   законами,   теориями,   имеющими   важное   общеобразовательное   и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. овладеет Выпускник  освоит  общие   приемы:   оказания   первой   помощи;   рациональной организации   труда   и   отдыха;   выращивания   и   размножения   культурных   растений   и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного 5 организма;   правила   работы   в   кабинете   биологии,   с   биологическими   приборами   и инструментами. Выпускник  приобретет  навыки использования научно­популярной литературы по биологии,   справочных   материалов   (на   бумажных   и   электронных   носителях),   ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться:  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;   ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей   –   воспринимать информацию биологического содержания в научно­популярной литературе, средствах массовой   информации   и   Интернет­ресурсах,   критически   оценивать   полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   биологических явлениях   и   процессах   на   основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Выпускник научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;  аргументировать,   приводить   доказательства   родства   различных   таксонов растений, животных, грибов и бактерий;  аргументировать,   приводить   доказательства   различий   растений,   животных, грибов и бактерий;  осуществлять   классификацию   биологических   объектов   (растений,   животных, бактерий,   грибов)   на   основе   определения   их   принадлежности   к   определенной систематической группе;  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;  объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;  выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;  различатьпо   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (растения,   животные,   бактерии,   грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;  описывать   и   использовать   приемы   выращивания   и   размножения   культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: 6  находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно­ популярной   литературе,   биологических   словарях,   справочниках,   Интернет   ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  использовать  приемы оказания  первой  помощи при  отравлении  ядовитыми грибами,   ядовитыми   растениями,   укусах   животных;   работы   с   определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к   объектам   живой природы);  осознанно   использовать   знания   основных   правил   поведения   в   природе; выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе;   создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   растениях, животных,   бактерия   и   грибах   на   основе   нескольких   источников   информации, сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности   аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Человек и его здоровье Выпускник научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;  аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;  аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;  аргументировать,   приводить   доказательства   необходимости   соблюдения   мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах   сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;  выявлять   примеры   и   пояснять   проявление   наследственных   заболеваний   у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты   (клетки,   ткани   органы,   системы   органов)   или   их   изображения,   выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы,   системы   органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; 7  использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты   и   процессы;   проводить   исследования   с   организмом   человека   и   объяснять   их результаты;  знать   и   аргументировать   основные   принципы   здорового   образа   жизни, рациональной организации труда и отдыха;  анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;  описывать и использовать приемы оказания первой помощи;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться:  объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой   доврачебной   помощи   при   отравлениях,   ожогах,   обморожениях,   травмах, спасении утопающего, кровотечениях;  находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно­ популярной   литературе,   биологических   словарях,   справочниках,   Интернет­ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;  находить   в   учебной,   научно­популярной   литературе,   Интернет­ресурсах информацию   об   организме   человека,   оформлять   ее   в   виде   устных   сообщений   и докладов;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.  создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   об   организме человека   и   его   жизнедеятельности   на   основе   нескольких   источников   информации, сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности   аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями   строения   и   жизнедеятельности   организма   человека,   планировать совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и  адекватно  оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Общие биологические закономерности Выпускник научится:  выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (вида,   экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;  аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;   раскрывать   роль   биологии   в   практической   деятельности   людей;   роль биологических   объектов   в   природе   и   жизни   человека;   значение   биологического разнообразия для сохранения биосферы;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   организмов   на   основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;  объяснять   механизмы   наследственности   и   изменчивости,   возникновения приспособленности, процесс видообразования;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов; 8  сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;  использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;   знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;   описывать   и   использовать   приемы   выращивания   и   размножения   культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;  находить   в   учебной,   научно­популярной   литературе,   Интернет­ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться:  понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;  находить   информацию   по   вопросам   общей   биологии   в   научно­популярной литературе,   специализированных   биологических   словарях,   справочниках,   Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ ценностное отношение к объектам живой природы);  создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   современных проблемах   в   области   биологии   и   охраны   окружающей   среды   на   основе   нескольких источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая особенности аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими   и   практическими   проблемами   в   области   молекулярной   биологии, генетики,   экологии,   биотехнологии,   медицины   и   охраны   окружающей   среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа, 1 час в неделю) Введение (6 часов) Биология –  наука  о живой  природе.  Методы  исследования  в  биологии.  Царства бактерий,   грибов,   растений   и   животных.   Отличительные   признаки   живого   и   неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы. 9 1.  Фенологические  наблюдения за сезонными изменениями  в  природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Клеточное строение организмов (10 часов) Устройство   увеличительных   приборов   (лупа,   световой   микроскоп).   Клетка   и   ее строение:   оболочка,   цитоплазма,   ядро,   вакуоль,   пластиды.   Жизнедеятельность   клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань». Лабораторные и практические работы. 2. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. 3.   Приготовление   препарата   кожицы   чешуи   лука,   рассмотрение   его   под микроскопом. 4.   Приготовление   препаратов   и   рассмотрение   под   микроскопом   пластид   в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. 5. Приготовление и рассмотрение под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. 6.   Рассмотрение   под   микроскопом   готовых   микропрепаратов   различных растительных тканей. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль Царство Бактерии и Грибы (7 часов) в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные   и   ядовитые   грибы.   Правила   сбора   съедобных   грибов   и   их   охрана. Профилактика   отравления   грибами.   Дрожжи,   плесневые   грибы.   Грибы­паразиты.   Роли грибов в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы. 7.Строение   плодовых   тел   шляпочных   грибов.   Натуральные   объекты (трутовик, головня, спорынья). 8.Строение плесневого гриба  мукора. 9.Строение дрожжей. Царство Растения (11 часов) Растения.   Ботаника   –   наука   о   растениях.   Методы   изучения   растений.   Общая характеристика   растительного   царства.   Многообразие   растений,   их   связь   со   средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, плащи, хвощи, папоротники, голосеменные, цветковые).  Водоросли. Среда обитания и многообразие водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их роль в природе и жизни человека, охрана. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов, среда обитания, строение и значение мхов. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные,   их   строение   и   разнообразие.   Среда   обитания.   Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. 10 Цветковые   растения,   их   строение   и   многообразие.   Среда   обитания.   Значение цветковых   растений   в   природе   и   жизни   человека.   Происхождение   растений.   Основные этапы развития растительного мира. Лабораторные и практические работы. 1. Строение зеленых водорослей. 2. Строение мха (на местных видах) 3. Строение спороносящего папоротника. 4. Строение хвои и шишек хвойных растений. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю) Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)     Строение   семян   однодольных   и   двудольных   растений.   Виды   корней   и   типы   корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.    Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.     Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.    Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация  внешнего   и   внутреннего   строения   корня,   строения   почек (вегетативной   и   генеративной),   строения   листа,   макро   ­   и     микростроение   стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов. Лабораторные работы Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Жизнь растений (11 часов)      Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).       Условия   прорастания   семян,   питание   проростков.   Минеральное   и   воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.       Рост   растений.   Размножение   растений.   Половое   и   бесполое   (вегетативное) размножение. Демонстрация  опытов,   доказывающих   значение   воды,   воздуха   и   тепла   для прорастания   семян;   питания   проростков   запасными   веществами   семени;   получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Экскурсия  Зимние явления в жизни растений. 11 Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация растений (6 часов) Знакомство с классификацией цветковых растений.      Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3­4 семейств с учётом местных условий.       Класс   Однодольные   растения.   Морфологическая   характеристика   злаков   и лилейных.    Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и   народно   –   хозяйственное   значение.   (   Выбор   объектов   зависит   от   специализации растениеводства в каждой конкретной местности). Демонстрация  живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторная работа Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.       Основные   экологические   факторы   и   их   влияние   на   растения.   Характеристика Природные сообщества (3 часа) основных экологических групп растений.    Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.      Развитие  и   смена  растительных   сообществ.   Влияние   деятельности   человека   на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсия Природное   сообщество   и   человек.   Фенологические   наблюдения   за   весенними явлениями в природных сообществах. Резервное время – 1ч 7 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Общие сведения о мире животных.           Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.                   Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные,  падалееды,  паразиты.  Место и роль  животных в природных сообществах.  Трофические  связи  в природных  сообществах (цепи  питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.                  Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.           Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.          Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах. Тема 2. Строение тела животных.  12 Животный   организм   как   биосистема.   Клетка   как   структурная   единица организма.особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные.                   Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки.   Обыкновенная   амеба   как   организм.   Внешний   вид   и   внутреннее   строение (цитоплазма,   ядро,   вакуоли).   Жизнедеятельность   одноклеточных   организмов:   движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы.   Эвглена   зеленая   как   простейшее,   сочетающее   черты   животных   и растений. Колониальные жгутиконосцы. Инфузории.   Инфузория­туфелька   как   более   сложное   простейшее.   Половой   процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.                 Болезнетворные   простейшие:   дизентерийная   амеба,   малярийный   паразит.   Предупреждение   заражения   дизентирийной   амебой.   Районы   распространения   малярии. Борьба с малярией.          Значение простейших в природе и жизни человека. Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.   животные.   Тип   Подцарство   Многоклеточные Тема   4. Кишечнополостные.           Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток.   Питание   гидры.   Дыхание.   Раздражимость.   Размножение   гидры.   Регенерация. Значение в природе.                  Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.         Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.                    Разнообразие   червей.   Типы   червей.   Основные   группы   свободноживущих   и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви.  Белая   планария   как   представитель   свободноживущих   плоских   червей. Внешний   вид.   Двусторонняя   симметрия.   Покровы.   Мускулатура.   Нервная   система   и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.                  Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.                  Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.   Понятие   о   тканях   и   органах.   Движение.   Пищеварение,   кровообращение, выделение,   дыхание.   Размножение   и   развитие.   Значение   и   место   дождевых   червей   в биогеоценозах.          Значение червей и их место в истории развития животного мира. 13 Лабораторная   работа.  Внешнее   строение   дождевого   червя,   его   передвижение. Внутреннее строение дождевого червя. Тема 6. Тип Моллюски.                   Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс   Головоногие   моллюски.   Осьминоги,   кальмары   и   каракатицы.   Особенности   их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. Лабораторная работа. Раковины различных моллюсков. Тема 7. Тип Членистоногие.                   Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни.   Особенности   строения.   Питание.   Дыхание.   Размножение.   Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс   Паукообразные.   Общая   характеристика   и   многообразие   паукообразных.   Паук­ крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.                   Клещи.  Места  обитания,  паразитический  образ  жизни. Особенности  внешнего строения   и  поведения.   Перенос   клещами   возбудителей   болезней.   Клещевой   энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного   насекомого).   Передвижение.   Питание.   Дыхание.   Размножение   и   развитие насекомых.   Типы   развития.   Важнейшие   отряды   насекомых   с   неполным   превращением: Прямокрылые,   Равнокрылые   и   Клопы.   Важнейшие   отряды   насекомых   с   полным превращением:   Бабочки,   Двукрылые, Перепончатокрылые.   Насекомые,   наносящие   вред   лесным   и   сельскохозяйственным растениям.                   Одомашнивание   насекомых   на   примере   тутового   и   дубового   шелкопрядов. Насекомые – переносчики  заболеваний человека. Борьба  с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.                   Растительноядные,   хищные,   падалееды,   паразиты   и   сверхпаразиты   среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми­вредителями. Охрана насекомых. Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.   Жесткокрылые   (или   Жуки),   Стрекозы, Тема 8. Тип Хордовые.           Краткая характеристика типа хордовых. Подтип Бесчерепные. 14 Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.          Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы.   Внешнее   строение.   Части   тела.   Покровы.   Роль   плавников   в   движении   рыб. Расположение и значение органов чувств.          Внутреннее строение костной рыбы: опорно­двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение.   Размножение   и   развитие   рыб.   Особенности   поведения.   Миграции   рыб. Плодовитость   и   уход   за   потомством.   Инстинкты   и   их   проявления   у   рыб.   Понятие   о популяции.                  Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое   значение   осетровых   рыб.   Современное   состояние   промысла   осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.           Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.                   Промысловое   значение   рыб.   География   рыбного   промысла.   Основные   группы промысловых   рыб:  сельдеобразные,   трескообразные,  камбалообразные,  карпообразные   и другие   (в   зависимости   от   местных   условий).   Рациональное   использование,   охрана   и воспроизводство рыбных ресурсов.          Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб.   Биологическое   и   хозяйственное   обоснование   акклиматизации.   Аквариумное рыбоводство. Лабораторные работы.  Внешнее строение и особенности передвижения рыб.  Строение скелета рыб. Внутренние органы. Класс Земноводные, или Амфибии.                   Общая   характеристика   класса.   Внешнее   и   внутреннее   строение   лягушки. Земноводный   образ   жизни.   Питание.   Годовой   цикл   жизни   земноводных.   Зимовки. Размножение   и   развитие   лягушки.   Метаморфоз   земноводных.   Сходство   личинок земноводных с рыбами.                   Многообразие   земноводных.   Хвостатые   (тритоны,   саламандры)   и   бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.          Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.          Общая характеристика класса. Наземно­воздушная среда обитания.           Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно­воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.           Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.           Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. 15 Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.                  Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Класс Птицы.                  Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность.   Усложнение   нервной   системы,   органов   чувств,   поведения,   покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.                  Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц.  Страусовые   (бескилевые)  птицы.  Пингвины.   Килегрудые   птицы.   Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.                  Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.          Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.                   Домашние   птицы.   Происхождение   и   важнейшие   породы   домашних   птиц,   их использование человеком.          Лабораторные работы.  Внешнее строение птиц. Строение перьев.  Строение скелета птиц. Экскурсия. Знакомство с птицами леса. Класс Млекопитающие, или Звери.                   Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего   и   внутреннего   строения.   Усложнение   строения   покровов,   пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.          Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.                   Яйцекладущие.   Сумчатые   и   плацентарные.   Особенности   биологии.   Районы распространения и разнообразие.                   Важнейшие  отряды  плацентарных,   особенности   их  биологии.   Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.                   Хищные   (Псовые,   Кошачьи,   Куньи,   Медвежьи).   Ластоногие.   Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.               Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.          Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.                 Значение   млекопитающих.   Регулирование   их   численности   в   природе   и   в   антропогенных   ландшафтах.   Промысел   и   промысловые   звери.   Акклиматизация   и реакклиматизация   зверей.   Экологическая   и   экономическая   целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Лабораторная работа. Скелет млекопитающих. Экскурсия «Разнообразие животных в природе» 16 Тема 9. Развитие животного мира на Земле.           Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного   мира   на   Земле.   Понятие   об   эволюции.   Разнообразие   животного   мира   как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.                  Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Резервное время – 1 час 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека. 2 часа Науки,   изучающие   организм   человека:   анатомия,   физиология,   психология   и гигиена. Их становление и методы исследования. Раздел 2.  Происхождение человека. 3 часа Место   человека   в   систематике.   Доказательства  животного   происхождения человека.   Основные  этапы эволюции человека. Влияние биологических  и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация  модели   «Происхождение   человека»,   моделей   остатков   древней культуры человека. Раздел 3. Строение организма. 5 часов Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.  Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление.   Их  значение.   Роль   ферментов   в   обмене   веществ.   Рост   и  развитие   клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой. Лабораторная   работа:   №1.  Рассматривание   клеток   и   тканей   в   оптический микроскоп.   Микропрепараты   клетки,   эпителиальной,   соединительной,   мышечной   и нервной тканей. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы   и   нервные   узлы.   Рефлекс   и   рефлекторная   дуга.   Нейронные   цепи.   Процессы возбуждения   и   торможения,   вставочные   и исполнительные  нейроны. Прямые и обратные связи.  Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы. Мозг и психика.    Чувствительные, Раздел 11. Нервная система.  6 часов  их   значение. Строение   и   функции  спинного   мозга.   Строение   головного   мозга.   Функции продолговатого,   среднего   мозга,   моста   и   мозжечка.   Передний   мозг.   Функции промежуточного  мозга   и   коры   больших   полушарий.   Старая   и   новая  кора   больших 17 полушарий головного мозга. Аналитико­синтетическая и замыкательная функции коры больших   полушарий   головного   мозга.   Доли  больших   полушарий   и   сенсорные   зоны коры. Соматический   и   автономный   отделы   нервной  системы.   Симпатический   и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.  Демонстрация  модели   головного   мозга   человека.  Модели   черепа   с   откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Лабораторные   работы:  Самонаблюдение   мигательного   рефлекса   и   условия   его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.   №2.   Пальценосовая   проба   и   особенности   движений,  связанных   с   функциями мозжечка и среднего мозга.  Рефлексы продолговатого и среднего мозга;  штриховое раздражение кожи ­ тест, определяющий   изменение   тонуса   симпатической   и   парасимпатической   системы автономной нервной системы при раздражении. Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система).  3 часа Железы   внешней,   внутренней   и   смешанной   секреции.   Свойства   гормонов. Взаимодействие   нервной   и   гуморальной   регуляции.   Промежуточный  мозг   и   органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост  и развитие,   обмен   веществ.   Гормоны   половых   желез,   надпочечников   и   поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация модели гортани со щитовидной железой, почек с надпочечниками. Раздел 4. Опорно­двигательная система. 7 часов Скелет   и   мышцы,   их   функции.   Химический   состав   костей,   их   макро­   и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой   деятельности.   Изменения,  связанные   с   развитием   мозга   и   речи.   Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение   мышц   и   сухожилий.   Обзор   мышц   человеческого   тела.   Мышцы­ антагонисты   и   синергисты.   Работа   скелетных   мышц   и   их   регуляция.  Понятие   о двигательной  единице.  Изменение  мышцы   при   тренировке,   последствия   гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины   нарушения   осанки   и   развития   плоскостопия.   Их   выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация  скелета и муляжей торса человека,  черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. Лабораторные работы: Микроскопическое строение кости. №3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. №4. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки. Раздел 5. Внутренняя среда организма. 3 часа 18 Компоненты   внутренней   среды:   кровь,   тканевая   жидкость,   лимфа.   Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.  Защитные   барьеры   организма. Луи   Пастер   и  И.И.   Мечников.   Антигены   и   антитела.   Специфический   и неспецифический   иммунитет.   Иммунитет   клеточный   и   гуморальный.   Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и   паразитарные  болезни.   Ворота   инфекции.   Возбудители   и   переносчики   болезни. Бацилло­   и   вирусоносители.   Течение   инфекционных   болезней.   Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные  сыворотки.  Естественный  и искусственный   иммунитет.   Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус­фактор. Пересадка органов и тканей.   Активный   и   пассивный   иммунитет. Лабораторная   работа:   №   5.  Рассматривание   крови   человека   и   лягушки   под микроскопом. Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. 5 часов Органы кровеносной  и лимфатической  систем,  их роль в организме. Строение кровеносных   и   лимфатических   сосудов.   Круги   кровообращения.   Строение   и   работа сердца. Автоматизм  сердца. Движение  крови  по  сосудам.  Регуляция   кровоснабжения органов. Артериальное  давление  крови, пульс. Гигиена сердечно­сосудистой  системы. Доврачебная  помощь   при   заболевании   сердца   и   сосудов.   Первая  помощь   при кровотечениях. Демонстрация  моделей  сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. Лабораторная работа:  Положение венозных клапанов  в  опущенной  и  поднятой руке.   Изменения   в   тканях   при   перетяжках,   затрудняющих   кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.  №6. Опыты, выясняющие природу пульса.  Функциональная проба: реакция сердечно­сосудистой системы на дозированную нагрузку. Раздел 7.  Дыхание. 5 часов Значение   дыхания.   Строение   и   функции   органов  дыхания.   Голосообразование. Инфекционные   и   органические   заболевания   дыхательных   путей,   миндалин   и околоносовых   пазух,   профилактика,   доврачебная   помощь.   Газообмен   в   легких   и тканях.  Механизмы   вдоха   и   выдоха.   Нервная   и   гуморальная   регуляция   дыхания. Охрана   воздушной   среды.  Функциональные   возможности   дыхательной   системы   как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление   и   предупреждение   болезней   органов  дыхания.   Флюорография. Туберкулез  и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и  заваливании землей, электротравме. Клиническая  и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация  модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов   определения   проходимости   носовых   ходов   у   маленьких   детей;   роли резонаторов,   усиливающих   звук;   опыта   по   обнаружению   углекислого   газа   в 19 выдыхаемом  воздухе; измерения жизненной емкости легких;  приемов искусственного дыхания. Лабораторные работы: №7. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.  Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Раздел 8. Пищеварение. 6 часов   пищеварительные   железы. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.  Строение   и   функции   пищеварительной   системы:  пищеварительный канал,   Пищеварение   в   различных   отделах пищеварительного   тракта.   Регуляция   деятельности  пищеварительной   системы. Заболевания органов  пищеварения, их профилактика. Гигиена органов  пищеварения. Предупреждение   желудочно­кишечных   инфекций   и   гельминтозов.   Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. Лабораторная работа: №8. Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании. Раздел 9. Обмен веществ и энергии. 3часа Обмен   веществ   и   энергии   —   основное   свойство  всех   живых   существ. Пластический   и   энергетический   обмен.   Обмен   белков,   жиров,   углеводов,   воды  и минеральных   солей.   микро­   и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.   Заменимые   и   незаменимые  аминокислоты, Лабораторные работы: Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. №9. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат. Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.  6 часов  Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины   кожных   заболеваний.   Грибковые   и   паразитарные   болезни,   их   обморожения. профилактика   и   лечение Терморегуляция   организма.   Закаливание.   Доврачебная   помощь   при   общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.    Травмы:   ожоги,  у   дерматолога. Значение   органов   выделения     в   поддержании  гомеостаза   внутренней   среды организма.  Органы  мочевыделительной  системы, их строение  и функции. Строение  и работа   почек.   Нефроны.   Первичная   и   конечная   моча.   Заболевания   органов выделительной системы и их предупреждение Демонстрация  рельефной  таблицы  «Строение   кожи»,  модели   почки,   рельефной таблицы «Органы выделения». 20 Лабораторные   работы:  Самонаблюдения:   рассмотрение   под   лупой   тыльной   и ладонной поверхности кисти.  Определение  типа кожи с помощью бумажной салфетки. определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.. Раздел 12.  Анализаторы. Органы чувств.  5 часов Анализаторы   и   органы   чувств.   Значение   анализаторов.   Достоверность получаемой   информации.  Иллюзии   и   их   коррекция.   Зрительный   анализатор. Положение   и   строение   глаз.   Ход   лучей   через   прозрачную   среду   глаза.   Строение   и функции   сетчатки.   Корковая   часть   зрительного   анализатора.   Бинокулярное   зрение. Гигиена   зрения.   Предупреждение   глазных   болезней,   травм   глаза.   Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.  Слуховой   анализатор.   Значение  слуха.   Строение   и   функции   наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно­мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация  моделей  глаза и  уха; опытов,  выявляющих   функции   радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. Лабораторная   работа:  Опыты,   выявляющие   иллюзии,   связанные   с бинокулярным зрением. Обнаружение слепого пятна. Определение остроты слуха. Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.   4 часа Вклад   отечественных   ученых   в   разработку   учения   о   высшей   нервной деятельности.   И.М.   Сеченов  и   И.П.   Павлов.   Открытие   центрального   торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения­торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Врожденные   программы   поведения:   безусловные   рефлексы,   инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические   ритмы.   Сон   и   бодрствование.   Стадии   сна.   Сновидения. Особенности   высшей  нервной   деятельности   человека:   речь   и   сознание,  трудовая деятельность.   Потребности   людей   и   животных.   Речь   как   средство   общения   и   как средство  организации   своего   поведения.   Внешняя   и   внутренняя   речь.   Роль   речи   в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные   процессы:   ощущение,   восприятие,   представления,   память, воображение, мышление. Волевые  действия, побудительная  и тормозная  функции  воли.  Внушаемость  и негативизм.   Эмоции:   эмоциональные   реакции,   эмоциональные   состояния   и эмоциональные  отношения  (чувства).  Внимание.  Физиологические   основы  внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация  безусловных   и   условных   рефлексов   человека   по   методу речевого   подкрепления.  Двойственные   изображения.     установки; выполнение   тестов   на   наблюдательность   и   внимание,   логическую   и   механическую память, консерватизм мышления и пр.   Иллюзии   Лабораторные работы: №10. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. 21 Изменение   числа   колебаний   образа   усеченной  пирамиды   при   непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. 4 часа Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового   размножения.   Мужская   и   женская   половые   системы.  Сперматозоиды   и яйцеклетки.   Роль   половых   хромосом   в   определении   пола   будущего   ребенка. Менструации   и   поллюции.   Образование   и   развитие   зародыша:   овуляция, оплодотворение   яйцеклетки,  укрепление   зародыша   в   матке.   Развитие   зародыша   и плода. Беременность и роды. Биогенетический  закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид   и   личность.   Темперамент   и   характер.   Самопознание,   общественный образ   жизни,   межличностные   отношения.   Стадии   вхождения   личности   в   группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (2 часа) Биология — наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.   Профессии,   связанные   с   биологией.   Методы   исследования   биологии.   Понятие «жизнь».   Современные   научные   представления   о   сущности   жизни.   Свойства   живого. Уровни организации живой природы. Демонстрация  портретов   учёных,   внёсших   значительный   вклад   в   развитие биологической науки. Раздел 1.  Молекулярный уровень (8 часов) Качественный   скачок   от   неживой   к   живой   природе.   Многомолекулярные комплексные   системы  (белки,   нуклеиновые   кислоты,   полисахариды).   Катализаторы. Вирусы. Лабораторная   работа:  Расщепление   пероксида   водорода  ферментом каталазой. Раздел 2.  Клеточный уровень (14 часов) Основные   положения   клеточной   теории.   Клетка   –   структурная   и функциональная  единица  жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен   веществ   и   превращение   энергии   –   основа  жизнедеятельности   клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация  модели   клетки;   микропрепаратов  митоза   в   клетках   корешков лука; хромосом; моделей­аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.  22 Лабораторная   работа:  Рассматривание   клеток   растений,   животных  под микроскопом. Раздел 3. Организменный уровень (17 часов) Бесполое   и   половое   размножение   организмов.  Половые   клетки. Оплодотворение.   Индивидуальное   развитие   организмов.   Основные   закономерности передачи   наследственной   информации.   Генетическая   непрерывность   жизни. Закономерности   изменчивости.   Демонстрация   микропрепарата   яйцеклетки   и сперматозоида животных. Демонстрация микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов. Раздел 4. Популяционно­видовой уровень (10 часов) Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.   Популяция   —  элементарная   единица   эволюции.   Борьба   за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия   среды.  Основные   положения   теории   эволюции.   Движущие   силы   эволюции: наследственность,   изменчивость,   борьба   за   существование,   естественный   отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Демонстрация  гербариев,   коллекций,   моделей,  муляжей,   живых   растений   и животных;  живых   растений   и   животных,   гербариев   и   коллекций,   иллюстрирующих изменчивость,   наследственность,   приспособленность,   результаты   искусственного отбора; окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. Лабораторная   работа:  Изучение   морфологического   критерия   вида.  Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсия: Причины многообразия видов в природе. Раздел 5. Экосистемный уровень (6  часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций  в биогеоценозе.  Обмен   веществ,   поток   и   превращение   энергии   в  биогеоценозе. Цепи   питания. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрация  коллекций,   иллюстрирующих  экологические   взаимосвязи   в биогеоценозах; моделей экосистем. Экскурсия в биогеоценоз. Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов) Биосфера   и   ее   структура,   свойства,   закономерности.   Круговорот   веществ   и энергии   в   биосфере.   Основы   рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира.   Экологические   кризисы. Демонстрация моделей­аппликаций «Биосфера и человек».  Экскурсия: В краеведческий музей или на геологическое обнажение. 23 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс № Раздел а/тем ы 1. 2.  2.1. Наименование разделов и тем Введение.  Клеточное строение организмов Строение клетки 2.2. Жизнедеятельность клетки 2.3. 3. 3.1 3.2. 4.  4.1. 4.2. Растительные ткани  Царство Бактерии, Грибы Бактерии  Грибы  Царство Растений Водоросли Лишайники  4.3. Мхи, папоротники, хвощи и плауны 4.4. 4.5. 4.6. Голосеменные растения Покрытосеменные растения Происхождение   растений.   Основные этапы развития растительного мира Итого  Всего часов Формы контроля Практически е работы Контрольн ые работы 6 10 5 2 3 7 2 5 11 3 1 2 1 1 3 34 2 5 3 1 1 3 3 4 1 2 1 9 ­ 1 1 1 1 2 2 4 Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс 24 № Раздел а/тем ы 1.  1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3.  3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. Наименование разделов и тем Строение и многообразие покрытосеменных растений Строение   семян   двудольных   и однодольных растений Корень  Побег   Цветок. Соцветия. Плоды  Жизнь растений   Минеральное питание растений Фотосинтез  Дыхание растений  Испарение воды растениями. Листопад Передвижение   воды   и   питательных веществ в растении Прорастание семян Размножение растений Классификация растений Систематика растений Класс Двудольные растения Класс Однодольные растения Важнейшие растения   сельскохозяйственные Природные сообщества Итого  Резерв  Всего часов Формы контроля Практически е работы Контрольн ые работы 14 1 3 5 5 11 1 1   1 1 1 1 5 6 1 3 1 1 3 34 1 9 1 2 3 3 3 1 1 1 ­ 1 13 1 1 1 1 1 ­ ­ 2 Биология животных. 7 класс 25 № Раздел а/тем ы 1. 2.  3. 4.  5. 6.  7. 8. 8.1. 8.2. 8.3. 8.4. 8.5. 8.6. 9. Наименование разделов и тем Общие сведения о мире животных Строение тела животных Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные Тип Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви Тип Моллюски  Тип Членистоногие Тип Хордовые Подтип Бесчерепные Подтип Черепные. Надкласс Рыбы Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы Класс Млекопитающие Развитие животного мира на Земле Итого  Всего часов Формы контроля Практически е работы Контрольн ые работы 5 3 4 2 6 4 9 32 1 5 4 4 8 10 3 68 1 ­ 1 ­ 1 1 1 5 ­ 1 ­ ­ 3 1 ­ 10 ­ ­ 1 ­ 1 1 1 5 ­ 1 1 1 1 1 1 10 Биология человека. 8 класс 26 № Раздел а/тем ы 1 2 3 11 14 4 5 6 7 8 9 10 12 13 15 № Раздел а/тем ы 1 2 3 4 5 6 Наименование разделов и тем Введение. Науки, изучающие организм  человека  Происхождение человека Строение  организма Нервная система Железы внутренней секреции  (эндокринная система) Опорно­двигательная система Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая  системы организма Дыхание  Пищеварение Обмен веществ и энергии Покровные органы. Терморегуляция.  Выделение Анализаторы. Органы чувств Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика Индивидуальное развитие организма Итого  Всего часов Формы контроля Практически е работы Контрольн ые работы 2 3 5 6 3 7 3 5 5 6 3 6 5 4 4 68 1 2 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Введение  в общую биологию и экологию. 9 класс Наименование разделов и тем Всего часов Формы контроля Практически е работы Контрольн ые работы Введение  Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно­видовой уровень Экосистемный уровень Биосферный уровень Итого  27 2 8 14 17 11 6 10 68 1 1 3 2 1 1 9 1 1 2 1 1 6

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018