Рабочая программа по биологии
Оценка 5

Рабочая программа по биологии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
5 кл—9 кл
19.02.2018
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии для основной школы соответствует всем современным требованиям: ФГОС ООО, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. а так же основной образовательной программе МБОУ СОШ с. Красное Николаевского района Хабаровского края. В программе написана небольшая пояснительная записка, представлены планируемые результаты, описано содержание курса биологии основной школы и тематическое планирование.
РП био.doc
Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   Программы   формирования   универсальных учебных   действий   (УУД),   составляющих   основу   для   саморазвития   и   непрерывного   образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Программа разработана с учетом ООП ООО МБОУ СОШ с.Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова, утвержденной Приказом директора № 59 от 25.08.15. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.  содержание курса биологии.  тематическое планирование. Программа   разработана   в   соответствии   с   базисным   учебным   планом   для   ступени   основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 273,  из них 35 (1час в неделю) в 5 классе, 34 (1 час  в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Учебники Федерального перечня, в которых реализована данная программа 1. Биология. 5­6 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.), М.: Вентана­Граф, 2013. 2. Биология. 7 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.); М.: Вентана­Граф, 3. Биология. 8 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г, Кучменко В.С.); М.: Вентана­Граф, 2015. 2015. 4. Биология. 9 класс (авт. Драгомилов А.Г, Маш Р.Д.), М.: Вентана­Граф, 2016. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа Изучение   биологии   в   основной   школе   даёт   возможность   достичь   следующих  личностных результатов:    воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и   уважения   к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе   ориентировки   в   мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;  жизни и здоровьесберегающих технологий;  сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;  общности глобальных проблем человечества;  образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;  освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,   включая   взрослые   и  социальные   сообщества;   участие   в   школьной  самоуправлении   и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;    развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;    формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности;  формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного  безопасного  поведения в  чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической   формирование   личностных   представлений   о   ценности   природы,   осознание   значимости   и  формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и 1 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края культуры   на   основе   признания   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  мира, творческой деятельности эстетического характера.  осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые   задачи   в   учёбе   и   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности;  овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая   умения видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения   понятиям, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и  заключения,   структури­ ровать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;    умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую   информацию   в   различных   источниках   (тексте   учебника   научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;    умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;    владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;    умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы,   модели   и   схемы   для решения учебных и познавательных задач;    умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и   аргументации   своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;    умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и совместную  деятельность  с  учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;    формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:    усвоение   системы   научных   знаний   о  живой   природе   и   закономерностях   её   развития,   для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;    формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о   биологических объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   основных   биологических   теориях,   об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;    приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических   экспериментов   для   изучения   живых   организмов   и   человека,   проведения экологического мониторинга в окружающей среде;    формирование   основ   экологической   грамотности:   способности   оценивать   последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;    объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;   овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;    формирование   представлений   о   значении   биологических   наук   в   решении   локальных   и глобальных   экологических   проблем,   необходимости   рационального   природопользования,   защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 2 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края    освоение   приёмов   оказания   первой   помощи,   рациональной   организации   труда   и   отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. заболеваний. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ II. Живые организмы Биология   как   наука.   Роль   биологии   в   практической   деятельности   людей.   Разнообразие организмов.   Отличительные   признаки   представителей   разных   царств   живой   природы.   Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы.   Многообразие   грибов,   их   роль  в   природе   и  жизни  человека.   Съедобные   и  ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы   —   неклеточные   формы.   Заболевания,   вызываемые   вирусами.   Меры   профилактики Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция   процессов   жизнедеятельности.   Движение.   Рост,   развитие   и   размножение.   Многообразие растений,   принципы   их   классификации.   Водоросли,   мхи,   папоротники,   голосеменные   и покрытосеменные   растения.   Значение   растений   в   природе   и   жизни   человека.   Важнейшие   сель­ скохозяйственные   культуры.   Ядовитые   растения.   Охрана   редких   и   исчезающих   видов   растений. Основные растительные общества. Усложнение растений в процессе эволюции. Животные.   Строение   животных.   Процессы   жизнедеятельности   и   их   регуляции   у   животных. Размножение,   рост   и   развитие.   Поведение.   Раздражимость.   Рефлексы.   Инстинкты.   Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. 5 – 6 классы № 1. «Уход за комнатными растениями» Практические работы № 2. «Подкармливание птиц зимой» №  3. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров»  «Изучение   состояния   деревьев   и №  4. кустарников рядом со школой» №  5. «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье» 7 класс № 1. «Черенкование комнатных растений» Лабораторные работы   «Рассматривание   простейших   под №  1.   Устройство   увеличительных   приборов   и правила работы с ними.  «Приготовление   микропрепарата. №  2. Рассматривание   под   микроскопом   пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения» №  3.  «Рассматривание   простейших   под микроскопом» №  4.  «Изучение   строения   семени   фасоли (гороха)» № 5.  «Рассматривание корней растений» №  6. микроскопом» №  1. растения» № 2. «Строение семени фасоли» № 3. «Строение корня проростка» № 4. «Строение вегетативных и генеративных  почек» № 5. «Внешнее строение корневища,  клубня и  луковицы» №  6   «Изучение   строения   мхов   (на   местных видах)».  «Знакомство   с   клеточным   строением №  1.   «Строение   и   передвижение   инфузории­ туфельки». №  2.   «Внешнее   строение   дождевого   червя,   его передвижение, раздражимость». № 3. «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». № 4. «Внешнее строение насекомого». 8 класс 3 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района    «Внешнее   строение   и   особенности Хабаровского края 9 класс  «Внешнее   строение   птицы.   Строение №  5.   передвижения рыбы». № 6. «Внутреннее строение рыбы». №  7. перьев». № 8. «Строение скелета птицы». № 9. «Строение скелета млекопитающих». № 1. «Действие каталазы на пероксид  водорода». №  1.  «Изучение   мигательного   рефлекса   и   его торможения». № 2. ««Исследование строения плечевого пояса и № 2. «Клетки и ткани под микроскопом». предплечья». № 3. «Изучение расположения мышц головы». № 3. «Строение костной ткани». № 4. «Проверка правильности осанки». № 4. «Состав костей». № 5. «Выявление плоскостопия». №  5. лягушки». №  6. воздуха». № 7. «Дыхательные движения». № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал». № 9.  «Действие ферментов желудочного сока на белки».  «Изучение   явления   кислородного  «Сравнение   крови   человека   с   кровью  «Состав   вдыхаемого   и   выдыхаемого № 6. «Оценка гибкости позвоночника».  «Исследование   рефлекторного   притока №  7. голодания». № 8. «Определение ЧСС, скорости кровотока». №  9. крови к мышцам, включившимся в работу». № 10. «Доказательства вреда табакокурения». №  11.   «Функциональная   сердечно­сосудистая проба». № 12. «Измерение обхвата грудной клетки». № 13. «Определение запылённости воздуха». №  14.   «Определение   местоположения   слюнных желёз». №  15.  «Определение тренированности организма по   функциональной   пробе   с   максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». №  16.   «Изучение   действия   прямых   и   обратных связей». № 17. «Штриховое раздражение кожи». №  18.  «Изучение   функций   отделов   головного мозга». №  19.   «Исследование   реакции   зрачка   на освещённость». №  20.  «Исследование   принципа   работы хрусталика, обнаружение слепого пятна».  «Оценка   состояния   вестибулярного №  21. аппарата». № 22. «Исследование тактильных рецепторов». № 23. «Перестройка динамического стереотипа». № 24 «Изучение внимания». Экскурсии по темам  «Жизненные формы растений» «Разнообразие и роль членистоногих в природе» «Разнообразие птиц и млекопитающих». Человек и его здоровье Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства   и   различия   человека   и   животных.   Строение   организма   человека:   клетки,   ткани,   органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Опора   и   движение.   Опорно­двигательная   система.   Профилактика   травматизма.   Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно­двигательной системы. Транспорт   веществ.   Внутренняя   среда   организма,   значение   её   постоянства.   Кровеносная   и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические   реакции.   Предупредительные   прививки.   Лечебные   сыворотки.   Строение   и   работа 4 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание.   Дыхательная   система.   Строение   органов   дыхания.   Газообмен   в   лёгких   и   тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Питание.   Пищеварение.   Пищеварительная   система.   Нарушения   работы   пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический  обмен. Обмен   воды,   минеральных   солей,   белков,   углеводов   и   жиров.   Витамины.   Рациональное   питание. Нормы и режим питания. Покровы   тела.   Строение   и   функции   кожи.   Роль   кожи   в   терморегуляции.   Уход   за   кожей, волосами,   ногтями.   Приёмы   оказания   первой   помощи   при   травмах,   ожогах,   обморожениях   и   их профилактика. Закаливание организма. Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся   половым   путём,   их   профилактика.   ВИЧ   —   инфекция   и   её   профилактика. Наследственные     Оплодотворение, внутриутробное развитие.   Медико­генетическое   консультирование. заболевания. Беременность.   Вредное   влияние   на   развитие   организма   курения,   употребления   алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус. Нейрогуморальная   регуляция   процессов   жизнедеятельности   организма.   Нервная   система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение   и   психика   человека.   Безусловные   рефлексы   и   инстинкты.   Условные   рефлексы. Особенности   поведения   человека.   Речь.   Мышление.   Внимание.   Память.   Эмоции   и   чувства.   Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни.   Укрепление   здоровья:   аутотренинг,   закаливание,   двигательная   активность.   Влияние физических   упражнений   на   органы   и   системы   органов.   Факторы   риска:   стрессы,   гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Лабораторные и практические работы Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение  гармоничности  физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких. Строение и работа органа зрения. Общие биологические закономерности Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки:  ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие ви­ дов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды.   Среда   —   источник   веществ,   энергии   и информации.   Влияние   экологических   факторов   на   организмы.   Экосистемная   организация   живой 5 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края природы.   Взаимодействия   разных   видов   в   экосистеме   (конкуренция,   хищничество,   симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение   и   роль   живого  вещества   в   биосфере.   Роль  человека   в   биосфере.   Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности». III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (35 ч, из них 2 ч — резервное время) Лабораторные и практические работы рассчитаны на 2 года – на 5­й и 6­й класс, т.е. представлена № 1 2 3 сквозная нумерация, т.к. курс биологии 5 – 6 класса является пропедевтическим. Основное содержание по темам рабочей программы Строение и жизнедеятельность живых организмов Отличие живого от неживого Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем Различают ли тела живой и неживой природы? Какие вещества содержатся в живых организмах? Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? Обобщающий урок «Как можно отличить живое от неживого?» Клеточное строение организмов Клеточное строение — общий признак живых организмов Прибор, открывающий невидимое Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом» Твоё   первое   исследование.   Живое   и   неживое   под   микроскопом. Лабораторная работа   №   2  «Приготовление   микропрепарата.   Рассматривание   под   микроскопом пузырьков воздуха и клеток зелёного листа растения» Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Лабораторная работа № 3. «Рассматривание простейших под микроскопом» Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?» Жизнедеятельность организмов Как идёт жизнь на Земле? Как размножаются живые организмы? Как размножаются животные? Как размножаются растения? Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли (гороха)» Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Практическая работа № 1 «Уход за комнатными растениями» Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство? " Как питаются растения? Только ли лист кормит растение? Лабораторная работа № 5 «Рассматривание корней растений» Как питаются разные животные? Практическая работа № 2 «Подкармливание птиц зимой» Как питаются паразиты? Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?» Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Можно ли жить без воды? Можно ли жить, не питаясь? Как можно добыть энергию для жизни? Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Можно ли жить и не дышать? Обобщающий   урок  «Что   мы   узнали   о   строении   и   жизнедеятельности   живых организмов?» Коли­ чество часов 6 6 20 6 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края 1 4 Экскурсия «Живые организмы весной» Задания на лето Составление   и   обсуждение   «кодекса   поведения»   в   природе   (с   учётом   местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о поведенной работе. (По усмотрению учителя задания на лето даются вариативно: в конце курса 5 класса за счёт резервного времени или в 6 классе при завершении всего практического курса) Планировать собственную деятельность. Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений Примечание: практические и лабораторные работы включены в урок, отдельные часы не выделяются. 6 класс  (34 ч.) № Основное содержание по темам рабочей программы Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания Классификация живых организмов Многообразие живого мира. Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов). Царство Бактерии. Практическая   работа № 3 «Контроль   санитарного   состояния   классных   комнат   и коридоров». Царство Растения. Практическая работа № 4 «Изучение состояния деревьев и кустарников рядом со школой». Царство Грибы. Царство Животные. Одноклеточные животные под микроскопом.  Лабораторная работа № 6 «Рассматривание простейших под микроскопом». Царство Вирусы. Обобщающий   урок  «Как   можно   различить   представителей   разных   царств   живой природы?». Взаимосвязь организмов со средой обитания Среда обитания. Факторы среды. Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты. Почему всем хватает места на Земле? Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Кто живёт в воде? Обитатели наземно­воздушной среды. Кто живёт в почве? Организм как среда обитания.                                                                                                     Обобщающий урок  «Какие среды жизни освоили обитатели нашей планеты?» Природное сообщество. Экосистема Что такое природное сообщество? Как живут организмы в природном сообществе? Что такое экосистема? Человек — часть живой природы Практическая  работа №  5  «Наблюдение   за расходом  электроэнергии  в школе  и в семье» Обобщающий урок «Существует ли взаимосвязь живых организмов с окружающей  средой?» Биосфера — глобальная экосистема 1 2 3 4 Коли­ чество часов 13 9 6 3 7 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края Влияние человека на биосферу Всё ли мы узнали о жизни на Земле? Обобщающий урок № 4 «Биосфера – глобальная экосистема» 5 Итоговый контроль 6 Конференция по теме «Экологические взаимоотношения» Задания на лето 7 класс (2 ч в неделю, всего70 часов) № Основное содержание по темам рабочей программы 1 2 3 Введение. Общее знакомство с растениями. Наука о растениях — ботаника. Мир растений. Внешнее строение растений. Семенные и споровые растения. Экскурсия   «Разнообразие растений в природе». Среды жизни на Земле. Факторы среды. Обобщение и систематизация знаний  по материалам темы 1 «Общее знакомство с растениями». Клеточное строение растений Клетка — основная единица живого организма. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с клеточным строением растения» Жизнедеятельность растительной клетки Ткани растений Обобщение и систематизация знаний  по материалам темы 2 «Клеточное строение растений» Органы растений Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение семени фасоли». Условия прорастания семян. Корень, его строение. Лабораторная работа № 3 «Строение корня проростка». Значение корня в жизни растения. Разнообразие корней у растений. Побег, его строение и развитие. Почка, её внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа № 4 «Строение вегетативных и генеративных почек». Лист, его строение. Значение листа в жизни растения. Стебель, его строение и значение. Видоизменения побегов растений. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища клубня и луковицы». Цветок, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм — живая система. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3 «Органы растений». 1 2 Коли­ чество часов 6 6 17 8 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края Основные процессы жизнедеятельности растений Минеральное (почвенное) питание растений. Воздушное питание растений — фотосинтез. Космическая роль зелёных растений. Дыхание и обмен веществ у растений. Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное   размножение   растений.  Практическая   работа   №   1   «Черенкование комнатных растений». Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Обобщение и систематизация знаний  по материалам темы 4 «Основные процессы жизнедеятельности растений». Основные отделы царства растений Понятие о систематике растений Водоросли, их значение Разнообразие водорослей Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.  Лабораторная работа № 6 «Изучение строения мхов (на местных видах)». Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейства класса Однодольные. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Основные отделы  царства растений». Историческое развитие растительного мира Понятие об эволюции растительного мира  Эволюция высших растений Происхождение и разнообразие культурных растений Дары Нового Света и Старого Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 6 «Историческое развитие растительного мира» Царство Бактерии Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Царство Грибы. Лишайники Царство Грибы. Общая характеристика. Разнообразие и значение грибов. Лишайники. Общая характеристика и значение. Природные сообщества Понятие о природном сообществе. Приспособленность растений к жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Разнообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе. Обобщение и систематизация знаний по материалам тем «Царство Бактерии. Грибы. Лишайники. Природные сообщества». Итоговый контроль по теме «Ботаника» Выявление уровня усвоения материалов курса биологии 7 класса и сформированности основных видов учебной деятельности (70 ч, из них 2 ч — резервное время) 8 класс Основное содержание по темам рабочей программы 4 5 6 7 8 9 10 № 12 10 4 3 3 7 1 Коли­ чество 9 Хабаровского края Общие сведения о мире животных Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Краткая история развития зоологии. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Общие сведения о мире животных» Экскурсия по теме «Разнообразие животных» (краеведческий музей) Строение тела животных Клетка Ткани, органы и системы органов. Обобщение   и   систематизация   знаний  по   материалам   темы   2   «Строение   тела животных». Подцарство Простейшие, или Одноклеточные Общая   характеристика   подцарства   Простейшие.   Тип   Саркодовые   и   жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории­туфельки».  Значение простейших. Обобщение   и   систематизация   знаний  по   материалам   темы   3   «Подцарство Простейшие». Подцарство Многоклеточные Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных. Обобщение   и   систематизация   знаний  по   материалам   темы   4   «Подцарство Многоклеточные». Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость». Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5 «Тип Черви» Тип Моллюски Общая характеристика типа. Класс Брюхоногие моллюски. Класс Двухстворчатые моллюски. Лабораторная  работа № 3  «Внешнее  строение  раковин  пресноводных  и морских моллюсков». Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 6 «Тип Моллюски». Тип Членистоногие Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого». Типы развития насекомых. Общественные   насекомые   —   пчёлы   и   муравьи.   Полезные   насекомые.   Охрана насекомых. Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 7 «Тип Членистоногие». Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы 1 2 3 4 5 6 7 8 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района часов 4 3 4 2 6 4 7 6 10 Хордовые, Бесчерепные — примитивные формы. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение   и   систематизации   знаний  по   теме     8   «Тип   Хордовые.   Бесчерепные. Надкласс Рыбы». Класс Земноводные, или Амфибии Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Разнообразие и значение земноводных. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 9 «Земноводные» Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 10 «Рептилии». Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Опорно­двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы». Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение. Экскурсия «Птицы в краеведческом музее». Обобщение и систематизация знаний по теме 11 «Птицы». Класс Млекопитающие, или Звери Внешнее строение Млекопитающих. Общая характеристика. Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих». Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и разнообразие млекопитающих. Высшие,   или   Плацентарные,   звери:   насекомоядные   и   рукокрылые,   грызуны   и зайцеобразные, хищные. Высшие,   или   Плацентарные,   звери:   ластоногие   и   китообразные,   парнокопытные   и непарнокопытные, хоботные. Высшие, или Плацентарные, звери: приматы. Экологические группы млекопитающих. Экскурсия «Разнообразие млекопитающих (краеведческий музей)». Значение млекопитающих для человека. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 12 «Млекопитающие». Развитие животного мира на Земле Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера. Обобщение и систематизация знаний  по теме 13 «Развитие животного мира на Земле» Итоговый   контроль   «Зоология»:   биологии 8 класса и сформированности основных видов учебной деятельности.  выявление   уровня   усвоения   материалов   курса 9 10 11 12 13 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края 4 4 8 10 4 2 11 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края 9 класс  (70 часов) Основное содержание по темам рабочей программы № 1 2 3 4 Общий обзор организма человека Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода». Ткани организма человека. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом». Общая   характеристика   систем   органов   организма   человека.   Регуляция   работы внутренних органов. Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».        Обобщение и систематизация знаний    по материалам   темы  1  «Общий  обзор организма человека». Опорно­двигательная система Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа № 4 «Состав костей». Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». Первая помощь при повреждениях опорно­двигательной системы. Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы». Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические   работы № 4 «Проверка  правильности  осанки»,  № 5  «Выявление плоскостопия», № 6 «Оценка гибкости позвоночника». Развитие опорно­двигательной системы Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2 «ОДС» Кровеносная система. Внутренняя среда организма Значение крови и её состав. Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки». Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения. Движение лимфы. Практическая работа № 7 «Изучение явления кислородного голодания». Движение крови по сосудам Практические   работы   №   8  «Определение   ЧСС,   скорости   кровотока»,   №   9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа № 10 «Доказательства вреда табакокурения». Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа № 11 «Функциональная сердечно­сосудистая проба». Дыхательная система Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Дыхательные движения. Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения». Регуляция дыхания. Практическая работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки». Заболевания дыхательной системы. Практическая работа № 13 «Определение запылённости воздуха». Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Обобщение и систематизация знаний по темам 3 и 4 «Кровеносная и дыхательная система. Внутренняя среда организма». 5 Пищеварительная система Коли­ чество часов 4 8 7 6 6 12 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края Строение пищеварительной системы. Практическая работа № 14 «Определение местоположения слюнных желёз». Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.  Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал». Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки». Пищеварение в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Заболевания органов пищеварения. Обобщение и систематизация знаний  по материалам темы 5  «Пищеварительная система». Обмен веществ и энергии Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая   работа   №   15  «Определение   тренированности   организма   по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». Витамины. Мочевыделительная система Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим. Кожа Значение кожи и её строение. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Обобщение и систематизация знаний  по темам 6­8 «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа» Эндокринная и нервная системы. Железы и роль и гормонов в организме. Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа № 16 «Изучение действия прямых и обратных связей». Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Практическая работа № 17 «Штриховое раздражение кожи». Спинной мозг. Головной мозг. Практическая работа № 18 «Изучение функций отделов головного мозга». Органы чувств. Анализаторы Принцип работы органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Практические работы  № 19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,  № 20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна». Заболевания и повреждения органов зрения. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Практическая работа № 21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата». Органы осязания, обоняния и вкуса.  Практическая работа № 22 «Исследование тактильных рецепторов». Обобщение и систематизация знаний  по темам 9 и 10 «Эндокринная и нервная системы. Органы чувств. Анализаторы» Поведение человека и высшая нервная деятельность Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения. Практическая работа № 23 «Перестройка динамического стереотипа». Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Психологические особенности личности. Регуляция поведения. Практическая работа № 24 «Изучение внимания». Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Вред наркогенных веществ. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 11 «Поведение человека и ВНД». 6 7 8 9 10 11 12 Половая система. Индивидуальное развитие организма 3 2 3 5 6 8 2 13 Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова Николаевского района Хабаровского края Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Развитие организма человека. Обобщение и систематизация знаний  по материалам темы 12 «Половая система. Онтогенез человека». Биосфера и человек Влияние экологических факторов на человека. Влияние человека на биосферу. Обобщение   и   систематизация   знаний  по   материалам   темы   13   «Биосфера   и человек». Итоговый контроль по курсу «Человек и его здоровье». Выявление   уровня   усвоения   материала   курса   «Человек   и   его   здоровье»   и сформированности основных видов учебной деятельности. 13 14 2 1 14

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии

Рабочая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018